Мр по составлению птп ктп. Составление и корректировка ПТП и КТП

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК

ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Общие положения

1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.

2. В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара и карточки тушения пожара.

3. ПТП и КТП предназначены для:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Термины и определения



план тушения пожара – документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

карточка тушения пожара – документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

компьютерный план тушения пожара 5 – программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

время свободного развития пожара – интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

развитие пожара – увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно–технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

спасение людей при пожаре – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

эвакуация людей при пожаре – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

оперативно–тактическая характеристика организации – сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

система противопожарной защиты организации – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

Организация, порядок разработки (корректировки)

и практической отработки ПТП (КТП)

1.1. Разрабатываются ПТП, по согласованию с собственником имущества, на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

Перечень (примерный) производственных характеристик организаций (объектов) на которые разрабатываются ПТП, приведен в приложении 1.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

1.2. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляет совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники) ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации 6 .

Разработка ПТП (КТП), также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств привлекаемых для тушения пожара и т.д.).

1.3. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового план-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП) (приложение 2).

План-график разрабатывается подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

1.4. Разработанные ПТП (КТП) на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленного порядка по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

1.5. Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия:

изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о её (его) противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту);

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов последствий;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в организации (объекте) и в аналогичных организациях (объектах).

1.6. Разрабатываются ПТП (КТП) на организации (объекты) не менее двух экземпляров. Первый экземпляр находится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

1.7. ПТП (КТП) подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке.

1.8. ПТП (КТП) разрабатываются на организации (объекты) на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию (пуска) новой организации (объекта) или отдельных ее элементов (установок и сооружений).

1.9. Внесение коррективов в ПТП (КТП) проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, подразделениями пожарной охраны и администрацией организации (объекта).

О мероприятиях, проведенных в порядке отработки (корректировки) ПТП (КТП), делаются отметки в журнале установленной формы (таблица 2, приложения 3), а при необходимости вносятся коррективы в текстовую или графическую части.

ПТП (КТП) подлежат доработке при изменении функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации (объекта), тактических возможностей подразделений пожарной охраны.

Внесение коррективов в ПТП (КТП) осуществляется немедленно с момента внесения или обнаружения изменений.

1.10. На организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России, разрабатывается электронный вариант КПТП.

Программное средство КПТП состоит из разделов предусмотренных для ПТП и к нему предъявляются требования, которые позволяют:

вести базу данных для вторичного использования и корректировки данных с целью актуализации КПТП;

обеспечивать интерактивный диалоговый режим работы и обладать простым, дружественным конечному пользователю (наглядным) интерфейсом;

обеспечивать минимальные затраты на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

1.11. При разработке ПТП (КТП) необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

Ув. pivhom. Я так понимаю Вы не сотрудник МЧС и Ваше возмущение мне с одной стороны понятно, но как говориться- есть что ответить. Попробую объяснить на пальцах.

"Супер! Директор детского сада разрабатывает ПТП??? Это как? Он специалист? у него есть диплом? "

Вот смотрите, ежели Вы строите лично для себя бумажный дом к Вам никто не придет. Ежели Вы являетесь руководителем организации(любой от маленького магазина(или как Вы привели пример,детского сада) до крупного завода) именно Вы должны (и будете) нести ответственность за пожарную безопасность на своем объекте. И именно руководитель обязан выполнить необходимые требования всех существующих нормативно-правовых актов в отношении организации.
Федеральным Законом 69(ст.21) определена обязанность производств(!) в обязательном порядке разрабатывать планы тушения пожара. Все остальные по согласованию. И если Вы директор детского сада и не желаете разрабатывать ПланТП- просто сообщите в письменном виде начальнику пожарно-спасательного гарнизона в отсутствии необходимости разработки данного документа. И никто ничего Вам не скажет и не предъявит! Потому что(повторюсь) в первую очередь ПТП нужен собственнику!

"А зачем МЧС? Только контролировать за бабло? Разогнать надо всю эту кормушку и сделать нормальную структуру которая будет отвечать за пожарную безопасность. слов просто нет! Наплодили 2000 документов, сами не помнят уже что в 1000 написано."

Если Вы думаете, что в Пожарной охране существуют специальные штатные должности для разработки ПТП- Вы ошибаетесь. Это в 99% ложится на начальника караула.(поясню для гражданских- НК это руководитель, в подчинении которого 3-14 человек, пожарные и водители) А так так дежурные сутки НК расписаны по минутам и ответственность высока!(страшный пример НК Сергей Генин в Кемерово, И ЕСЛИ УПОМЯНУЛ ТОВАРИЩА, НАПОМНЮ КОЛЛЕГАМ О ПЕТИЦИИ https://www.change.org/p/следственны...). То НК придется заниматься обеспечением Вашей пожарной безопасности в свое свободное от службы время. Я также понимаю, что Вам безразлично- в какое время: рабочее-нерабочее, должен заниматься обеспечением Вашей безопасности наш сотрудник. Если так, то "спасибо за вопрос".

"И сбагрили на граждан ответственность за пожарное состояние!"

По Вашему нести ответственность за Вашу безопасность дома, на даче, на рабочем месте должны МЧС?

"Вы еще армейцев научите контролировать граждан, что бы они свои дома и заводы умели защищать: правильно копать. расставлять мины... "

Видимо Вы не являетесь даже небольшим руководителем, ибо Вы бы знали, что для военных(или сил ГО)существует перечень обязательных документов для категорированных и некатегорированных объектов. В которых перечислены обязательные документы для организаций. И это список внушителен.

Ув. zvygin1964, если прочитали вышенаписанное, то надеюсь я ответил на Ваш вопрос.

96. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр - в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.

107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, - на листах формата A4 - A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы:

оперативно-тактическая характеристика организации;

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее - Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее - ПТП) и карточки тушения пожара (далее - КТП).

1.3. ПТП и КТП предназначены для:

обеспечения руководителя тушения пожара (далее - РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

предварительного прогнозирования возможной обстановки на пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при подготовке и проведении учений, а также при исследовании (изучении) пожара.

1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

1.5. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой объекта.

2. Разработка и корректировка Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП

2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении N 1 , а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее - Перечень) (приложение N 2).

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), ставится отметка о проведенной корректировке.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части, их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС), органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в соответствующий территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

3. Составление и корректировка ПТП и КТП

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение N 3), определяются лица из числа руководителей пожарных подразделений и начальников караулов (дежурных смен), ответственные за составление и корректировку ПТП и КТП и достоверность сведений, указанных в них.

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта.

3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр направляется руководству (собственнику) объекта (администрации сельского населенного пункта).

3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).

3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

3.9. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже чем раз в 3 года.

Кроме того, ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

3.10. На вновь построенные объекты ПТП и КТП составляются не позднее чем через месяц с момента приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

3.11. Корректировка ПТП и КТП лицами, ответственными за указанное направление деятельности, осуществляется следующим образом:

изучение объемно-планировочных решений зданий объекта, технологического процесса, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;

изучение расположения источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта (сельского населенного пункта) - ближайших к объекту водоисточников наружного противопожарного водоснабжения), возможности их использования для целей пожаротушения;

сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП с реальной обстановкой, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения и внесением соответствующих изменений в КТП и ПТП.

4. Согласование, утверждение и хранение ПТП и КТП

4.1. ПТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего местного гарнизона пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.

4.2. ПТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается с руководителем (собственником) объекта и начальником территориального гарнизона пожарной охраны субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен охраняемый объект.

4.3. КТП на объект, расположенный в районе выезда территориального (объектового, договорного) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и согласовывается с руководителем (собственником) объекта.

4.4. КТП на объект, расположенный в районе выезда специального подразделения ФПС, утверждается начальником соответствующего органа управления специальными подразделениями ФПС, согласовывается руководителем (собственником) объекта и начальником местного гарнизона пожарной охраны.

4.5. КТП на сельский населенный пункт, расположенный в районе выезда территориального (специального) подразделения пожарной охраны, утверждается начальником соответствующего подразделения пожарной охраны и главой администрации сельского населенного пункта.

4.6. После утверждения ПТП и КТП, их содержание доводится до руководящего состава местного гарнизона пожарной охраны (в системе служебной подготовки либо в индивидуальном порядке) и заинтересованных служб объекта (сельского населенного пункта).

4.7. После утверждения, ПТП и КТП присваивается порядковый номер, под которым они включаются в список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение N 4).

4.8. Список ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения, хранится на пункте связи части (далее - ПСЧ), при его отсутствии - на ЦППС.

4.9. Первые экземпляры ПТП и КТП хранятся на ПСЧ, при его отсутствии - на ЦППС органа управления подразделениями пожарной охраны.

4.10. Электронные варианты ПТП и КТП хранятся в переносных персональных электронно-вычислительных машинах, позволяющих использовать их при действиях по тушению пожаров, резервные копии электронных вариантов ПТП и КТП хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ПСЧ, при его отсутствии - на ЦППС.

5. Отработка ПТП и КТП

5.1. Вновь составленные ПТП и КТП, а также ПТП и КТП, в которые были внесены изменения по результатам корректировки, в обязательном порядке отрабатываются со всеми дежурными караулами (сменами) подразделения пожарной охраны, в районе (подрайоне) выезда которого находится объект, на который они составлены.

5.2. Отработка ПТП и КТП проводится следующим образом:

выезд дежурного караула (смены) на объект (в сельский населенный пункт);

ознакомление с оперативно-тактическими особенностями объекта (сельского населенного пункта), изучение технологического процесса, объемно-планировочных решений зданий объекта, свойств веществ и материалов, обращающихся в производстве, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем дымоудаления и т.д.;

проверка работоспособности источников противопожарного водоснабжения (при их отсутствии на территории объекта (сельского населенного пункта) - ближайших к объекту водоисточников наружного противопожарного водоснабжения);

сопоставление текстовой и графической частей ПТП и КТП реальной обстановке, с последующим рапортом о выявленных несоответствиях на имя руководства пожарного подразделения.

5.3. По решению руководства пожарного подразделения или органа управления пожарными подразделениями, могут отрабатываться любые ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда пожарного подразделения.

График отработки ПТП и КТП на год составляется в соответствии с приложением N 5 , при необходимости согласовывается с собственниками (руководством) объектов, вошедших в указанный график.

6. Требования к оформлению и содержанию ПТП

6.2. Графическая часть ПТП выполняется в двух экземплярах (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба).

обложка - А4

генеральный план - А3;

поэтажные планировки и разрезы - А4 - А3.

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 x 420 мм, формат А1.

Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М 1:50 - М 1:200.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до формата А4.

6.3. Структурные элементы ПТП:

титульный лист;

основная часть;

приложения.

6.4. Титульный лист является первой страницей ПТП и служит источником информации, необходимой для его поиска.

6.6. Основная часть.

6.6.1. Основная часть включает следующие основные разделы:

оперативно-тактическая характеристика объекта;

прогноз развития пожара;

действия обслуживающего персонала (работников) объекта до прибытия пожарных подразделений;

организация работ по спасению людей;

организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны;

организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения;

требования правил охраны труда;

учет использования ПТП.

8.2. На схеме сельского населенного пункта обозначаются:

здания органов местного самоуправления, образовательные, лечебные и оздоровительные учреждения и т.д.;

места заправки техники водой для целей пожаротушения, емкость и водоотдача источников наружного противопожарного водоснабжения;

места перекрытия магистральных водопроводов, газопроводов, линий электропередач и т.д.;

иная необходимая информация.

8.3. В табличном виде в КТП дается характеристика объектов жизнеобеспечения сельского населенного пункта: администрация, котельные, водозаборные узлы, насосные станции, электроподстанции, пекарни, газораспределительные пункты, узлы связи, почтовые отделения, объекты с массовым пребыванием людей, объекты животноводчества, зернохранилища, элеваторы, мукомольные производства и т.д.

9. Заключительные положения

9.1. Контроль за реализацией положений настоящих Методических рекомендаций осуществляется в ходе мероприятий по инспектированию оперативно-служебной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, пожарных подразделений и их органов управления.

Открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК

ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Общие положения

1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ 1 , общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.

2. В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара 2 и карточки тушения пожара 3 .

3. ПТП и КТП предназначены для:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения руководителя тушения пожара 4 информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Термины и определения

план тушения пожара – документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

карточка тушения пожара – документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

компьютерный план тушения пожара 5 – программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

время свободного развития пожара – интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

развитие пожара – увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно–технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

спасение людей при пожаре – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

эвакуация людей при пожаре – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

оперативно–тактическая характеристика организации – сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

система противопожарной защиты организации – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

1. Организация, порядок разработки (корректировки)

и практической отработки ПТП (КТП)

1.1. Разрабатываются ПТП, по согласованию с собственником имущества, на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

Перечень (примерный) производственных характеристик организаций (объектов) на которые разрабатываются ПТП, приведен в приложении 1.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

1.2. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляет совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники) ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации 6 .

Разработка ПТП (КТП), также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств привлекаемых для тушения пожара и т.д.).

1.3. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового план-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП) (приложение 2).

План-график разрабатывается подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

1.4. Разработанные ПТП (КТП) на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленного порядка по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

1.5. Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия:

изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о её (его) противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту);

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов последствий;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в организации (объекте) и в аналогичных организациях (объектах).

1.6. Разрабатываются ПТП (КТП) на организации (объекты) не менее двух экземпляров. Первый экземпляр находится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

1.7. ПТП (КТП) подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке.

1.8. ПТП (КТП) разрабатываются на организации (объекты) на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию (пуска) новой организации (объекта) или отдельных ее элементов (установок и сооружений).

1.9. Внесение коррективов в ПТП (КТП) проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, подразделениями пожарной охраны и администрацией организации (объекта).

О мероприятиях, проведенных в порядке отработки (корректировки) ПТП (КТП), делаются отметки в журнале установленной формы (таблица 2, приложения 3), а при необходимости вносятся коррективы в текстовую или графическую части.

ПТП (КТП) подлежат доработке при изменении функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации (объекта), тактических возможностей подразделений пожарной охраны.

Внесение коррективов в ПТП (КТП) осуществляется немедленно с момента внесения или обнаружения изменений.

1.10. На организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России, разрабатывается электронный вариант КПТП.

Программное средство КПТП состоит из разделов предусмотренных для ПТП и к нему предъявляются требования, которые позволяют:

вести базу данных для вторичного использования и корректировки данных с целью актуализации КПТП;

обеспечивать интерактивный диалоговый режим работы и обладать простым, дружественным конечному пользователю (наглядным) интерфейсом;

обеспечивать минимальные затраты на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

1.11. При разработке ПТП (КТП) необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

2. Утверждение и согласование, учет ПТП (КТП)

2.1. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) подразделением пожарной охраны, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения пожарной охраны охраняющего (обслуживающего) данную организацию (объект).

2.2. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) или находящийся в районе выезда подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации.

2.3. ПТП, разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и организаций (служб) привлекаемых для тушения пожара, утверждается руководителем организации (объекта) и начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России.

2.4. КТП, разработанная на организацию (объект), охраняемой (обслуживаемой) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителем организации (объекта) и со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждаются руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и органов управления объектовых, специальных подразделений федеральной противопожарной службы.

2.5. После утверждения ПТП (КТП) руководящий состав пожарной охраны и заинтересованных служб организации (объекта) ознакамливается с их содержанием.

2.6. Учет ПТП (КТП) и работы с ними отражаться в журнале установленной формы (таблица 1, приложения 3).

3. Требования к оформлению и содержанию ПТП

3.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210297 мм. (А4 (М11)).

3.2. Графическая часть ПТП выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4 (М11) с размерами, удобными для использования в оперативной обстановке.

генеральный план – А3 (М12);

поэтажные планировки и разрезы – А4 (М11) – А3 (М12).

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 420 мм. формат А1 (М24).

Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М 150 – М 1:200.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата.

3.3. Структурные элементы ПТП:

титульный лист;

основная часть;

приложения.

3.3.1. Титульный лист является первой страницей ПТП и служит источником информации, необходимой для его поиска. На титульном листе приводят следующие сведения: наименование организации, на которую составлен ПТП, ведомственная принадлежность и адрес, номера телефонов руководства и диспетчерской службы организации, грифы утверждения и согласования (приложение 4).

В ПТП объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.3.3. Основная часть.

Основная часть состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть включает следующие основные разделы:

оперативно - тактическая характеристика организации (объекта);

прогноз развития пожара;

организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений;

организация проведения спасательных работ;

организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны;

организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации (объекта), аварийными и аварийно-спасательными службами города, населенного пункта (района), закрытого административно-территориального образования 7 ;

оперативный раздел;

требования правил охраны труда и техники безопасности;

учет использования ПТП.

Раздел «Оперативно-тактическая характеристика организации» содержит информацию о данных, способных в той или иной степени повлиять на исход развития и тушения пожара и состоит из следующих подразделов:

общие сведения об организации, где указывается следующая информация: функциональное назначение организации (объекта организации), в т.ч. перечень организаций и учреждений, входящих в его состав; площадь территории; степень огнестойкости и этажность основных зданий и сооружений; вид строительных конструкций зданий (перекрытий, стен, перегородок и т.п.);

данные о пожарной нагрузке в помещениях, особенностях технологического процесса производства, о взрывопожароопасных производствах, сведения о веществах и материалах, обращающихся в производстве, с обязательным указанием наличия радиоактивных, химических веществ, веществ, вступающих в реакцию с водой и т.п.;

система противопожарной защиты организации,где должно быть изложено описание, вид, тактико-технические характеристики систем: автоматического обнаружения и извещения о пожаре, телевизионного наблюдения, автоматического оповещения и управления эвакуацией людей, водяного пожаротушения, автоматического пожаротушения, противодымной защитой и др.;

дополнительные сведения о характеристиках электроснабжения, отопления и вентиляции.

В разделе «Прогноз развития пожара» указываются:

обоснования возможных мест возникновения пожара, которые определяются исходя из реальной обстановки в организации (на объекте) и (или) требуется привлечение наибольшее количество сил и средств для его ликвидации;

пути возможного распространения пожара;

степень угрозы жизни и здоровью людям;

места возможных обрушений строительных конструкций и оборудования, границы растекания горючих веществ и материалов, взрывов аппаратов и сосудов, находящихся (работающих) под давлением;

возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения;

параметры возможной зоны теплового воздействия;

возможные параметры пожара.

В разделе «Организация проведения спасательных работ» приводится:

численность работающих (число мест) в организации, сведения о местах нахождения и физическое состояние людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения);

сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация: о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания медицинской помощи пострадавшим.

В разделе проводится расчет времени эвакуации людей из здания. Для определения необходимости проведения спасательных работ проводится сравнительный анализ времени эвакуации и времени прибытия первых подразделений пожарной охраны.

В разделе «Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны» приводятся:

расчет необходимого количества сил и средств;

организация тушения пожаров при различных вариантах его развития, определяется на основании раздела «Прогноза развития пожара» (приложение 7);

расчетные и справочные данные, необходимые для обеспечения управления действиями подразделений пожарной охраны при пожаре;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны при различных вариантах тушения пожара.

В разделе «Организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений», излагаются:

основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала (работников) организации при возникновении пожара (табель пожарного расчета, приложение 5).

списки должностных лиц, членов формирований добровольной пожарной охраны 8 , добровольной пожарной команды 9 , членов пожарного расчета с указанием мест их постоянной работы, домашних адресов и телефонов;

инструкции на случай пожара для должностных лиц организации;

данные о дислокации аварийно-спасательных служб организации, номера их телефонов, наличие другой связи с ними;

В виде приложений в данном разделе указываются следующие сведения:

наличие и порядок использования техники и средств связи организации;

организация обеспечения средствами индивидуальной защиты участников тушения пожара.

В разделе «Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации и города, населенного пункта (района), ЗАТО» указываются следующие сведения:

состав, дислокация, порядок и время сосредоточения сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сообщения о пожаре;

организация привлечения и связи всех участников взаимодействия;

система взаимного обмена информацией;

порядок взаимодействия всех служб, принимающих участие в тушении пожара (приложение 6);

инструкции о порядке взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации города, населенного пункта (района), ЗАТО и другими организациями;

В «Оперативном разделе» излагается:

краткая оперативно–тактическая характеристика организации (объекта организации) (приложение 8);

сводные данные расчета необходимого количества сил и средств пожарной охраны при каждом варианте тушения пожара (приложение 9, табл.1);

сведения о количестве, сил и средств пожарной охраны, времени их прибытия, типах пожарных автомобилей и их укомплектованность личным составом и специальными техническими средствами (приложение 9, табл.2);

В разделе «Требования охраны труда и техники безопасности» указываются:

требования безопасности и техники безопасности при тушении пожаров в условиях особой опасности для личного состава (в непригодной для дыхания среде, при неблагоприятных климатических условиях, при радиоактивном или химическом загрязнении и т.д.).

В разделе «Учет использования ПТП» излагаются:

сведения о применении ПТП: на пожарах; при проведении занятий по пожарно-профилактической и тактической подготовке; учениях; отметки о корректировке.

В раздел «Приложения» включаются:

расчетные и справочные материалы;

схемы возможного развития пожара;

схемы организации взаимодействия на пожаре;

схемы организации связи на сложном объекте организации;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны с указанием количества пожарных стволов (ручных, стационарных), которые можно подать от пожарных автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках;

схемы организации заправочного пункта у водоема и снабжение водой пожарных автомобилей, осуществляющих тушение пожара, способами «перекачки» и (или) «подвоза»;

математические расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных.

3.3.4. Графическая часть ПТП включает в себя:

план-схему организации (объекта организации) на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних зданий и строений, с нанесением дорог и проездов, водоисточники и их характеристики, которые можно использовать при тушении пожара и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий, вариантами рациональной расстановки пожарной техники;

ситуационный план-схему организации с указанием месторасположения пункта управления ответственного руководителя работ, места сбора работников служб жизнеобеспечения организации и сосредоточения техники организации, пункты сушки, обогрева, питания личного состава подразделений пожарной охраны и работников организации участвующих в тушении пожара, заправка горюче-смазочными материалами 1 0 пожарной техники и техники организации;

поэтажные планы, разрезы 11 основных зданий и сооружений организации на которых отражаются конструктивные, объемно–планировочные и технологические особенности организации (объекта), места расположения и управления системой противопожарной защиты, отключения электроэнергии, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений и т.д.

планы тушения пожаров . 3. Контроль...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ

    ... пожаров в зданиях повышенной этажности. М., 2006. Методические рекомендации по проведению разборов пожаров . М., 2006. Методические рекомендации по изучению пожаров . М., 2007. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ

    Пермь. 2005 г. 60. Методические рекомендации по изучению пожаров . Москва. 2007 г. 61. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров . Москва 2005. Дополнительная...

  • Методические рекомендации по тушению пожаров на объектах метрополитенов москва 2009

    Методические рекомендации

    ... планов тушения пожаров являются начальник территориального гарнизона пожарной охраны и начальник метрополитена. Планы тушения пожаров разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями составлению планов и карточек тушения пожара ...