Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования. Организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой погребняк любовь павловна Организационно правовые факторы

При выборе организационно-правовой формы деятельное! предприятия нужно определить требуемый уровень и объем ег возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержа­ния будущей деятельности, возможного круга партнеров, сущест­вующего в стране законодательства. Принимая решение о выборе организационно-правовой деятельности, необходимо основываться на хозяйственном, предпринимательском и трудовом праве. Хо­зяйственное и предпринимательское право каждой страны содержит лишь определенные организационно-правовые формы деятельности.

В соответствии с национальным законодательством предпри­ятия могут быть основаны на частной, коллективной, государст­венной и смешанных формах собственности. В связи с этим в туристском бизнесе могут действовать частные, коллективные, государственные, совместные и иностранные предприятия.

Субъектами хозяйствования могут выступать физические и юри­дические лица (рис. 4.4).

Под физическими лицами понимаются граждане страны, ино­странные граждане, лица без гражданства и с двойным граждан­ством. Однако участие в товарно-денежных отношениях нередко требует вложения весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капи­талы многих участников рыночных отношений, можно решать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образова­ний, именуемых юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществ­лять имущественные и личные неимущественные права, испол­нять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридиче­ское лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и собственный расчетный счет. Оно также должно быть внесено в единый государственный регистр юридических лиц страны ре­гистрации.

Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются: собственность, на основе которой юридическое.-лицо образовано; права учредителей (участников, членов) юриди­ческого лица на его имущество; цель деятельности; состав учреди­телей; способ образования; состав учредительных документов; характер участия учредителей в деятельности юридического лица; обязанности участников (членов) участвовать своим трудом в дея­тельности юридического лица и др.

Рыночная экономика предполагает деятельность субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Разли­чают некоммерческие организации (образующиеся для удовлетворения а духовных или иных нематериальных потребностей; обычно пре- ; следуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели) и коммерческие (образующиеся с целью получения прибыли).


К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

К коммерческим организациям относят хозяйственные това­рищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества - это коммерческие организа­ции, обладающие на правах собственности обособленным иму­ществом, с разделенным на доли (вклады) уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенными между ними догово­рами занимаются предпринимательской деятельностью от име­ни товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товари­щества. Полное товарищество создается и действует на основа­нии учредительного договора, подписываемого всеми его участ­никами. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарище­ства могут быть предусмотрены случаи, когда решение принима­ется большинством голосов участников. Участниками полных товариществ могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Коммандитным называется товарищество, в котором присутст­вуют участники, осуществляющие от его имени предприниматель­скую деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полные товарищи). Кроме участников, несущих полную ответственность, имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами. Последни­ми могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в коммандитных това­риществах могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнитель­ной ответственностью (ОДО) или акционерного общества (АО).

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пре­делах сумм внесенных ими вкладов. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учреди­телями, и утвержденный ими устав. Уставный фонд ООО форми­руется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом является общее собрание участников. В ООО создается исполни­тельный орган (коллегиальный и/или единоличный), осуществ­ляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию участников. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам данного общества.

Обществом с дополнительной ответственностью является учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества рас­пределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. К ОДО применяются правила об ООО, поскольку иное не предусмотрено законодательством.

Акционерные общества - это общества, уставный фонд кото­рых разделен на определенное число акций равной номиналь­ной стоимости и формируется за счет их продажи.

Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обще­ством, свидетельствующая о паевом взносе ее собственника в устав­ный фонд общества и дающая собственнику право на получение дивидендов. Акции имеют номинальную стоимость (нарицатель­ную стоимость, обозначенную на самой акции), эмиссионную цену (стоимость), по которой они продаются на первичном рынке (обычно самим акционерным обществом), реальную (рыночную) цену, по которой они оцениваются на вторичном рынке ценных бумаг, и балансовую цену, определяемую на основе документов фи­нансовой отчетности акционерного общества.

Совокупность акций, принадлежащих одному члену акцио­нерного общества - это пакетом акций .

Дивиденд - это доход (часть общей прибыли акционерного общества), получаемый владельцем акций. Выражается в про­центах (например, дивиденд по акциям составил 14 %) или в аб­солютном значении (например, получил 180 дол. в виде диви­денда по акциям).

Ответственность участников (акционеров) ограничена стои­мостью принадлежащего им пакета акций. Учредители акцио­нерного общества заключают между собой договор, определяю­щий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения, а также иные усло­вия, предусмотренные законодательством об акционерных об­ществах. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Различают открытые акционерные общества (ОАО) и закры­тые акционерные общества (ЗАО).

Акционерное общество, участник которого может отчуж­дать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционер­ным обществом. Такое акционерное общество вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую под­писку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Под производственным кооперативом понимается коммерче­ская организация, участники которой обязаны внести имущест­венный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в ее

деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязатель­ствам производственного кооператива в равных долях, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годо­вого дохода в производственном кооперативе. Учредительным до­кументом производственного кооператива является устав, утвер­ждаемый общим собранием его членов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Высшим орга­ном управления является общее собрание членов кооператива. Его исполнительными органами являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельно­стью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарным предприятием является коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками пред­приятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) или ча­стные унитарные предприятия. Имущество такого предприятия находится в государственной либо частной собственности физи­ческого или юридического лица. Руководящим органом унитар­ного предприятия является назначаемый собственником имуще­ства руководитель, который подотчетен этому собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Одной из хозяйственно-правовых форм туристских предпри­ятий является деятельность индивидуального предпринимателя (ИП). Обычно в законодательстве каждой страны определено, что любое частное лицо, гражданин данной страны, вправе за­ниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. ИП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законода­тельством не может быть обращено взыскание. Перечень иму­щества граждан, на которое не может быть обращено взыскание,

устанавливается гражданским процессуальным законодательством, ИП, который не в состоянии удовлетворить требования креди­торов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятель­ным (банкротом) в судебном порядке. С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу регистрация индивидуаль­ного предпринимателя в этом качестве.

Таким образом, мы назвали возможные организационно-пра­вовые формы деятельности предприятий. Но какая из этих форм наиболее пригодна для вновь образующегося туристского пред­приятия? Рассмотрим факторы, определяющие выбор организа­ционно-правовых форм деятельности туристского предприятия (рис. 4.5).

Принимая во внимание вышеизложенные факторы, необходи­мо отметить, что до 2000 г. туристские предприятия при выборе формы юридического лица отдавали предпочтение обществам с ограниченной ответственностью (ООО), составлявшим около 75 % от общего числа зарегистрированных туристских предприятий. В настоящее время наиболее популярными организационно-пра­вовыми формами деятельности туристских предприятий являются общество с дополнительной ответственностью (ОДО), унитарное предприятие (УП), индивидуальный предприниматель (ИП)

Зеленов Михаил Фридрихович, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академического международного института, кандидат юридических наук, доцент.

В научной публикации освещаются аспекты, связанные с обстоятельствами, способствующими проявлению коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа нормативного материала, позиций ведущих исследователей в данной сфере предлагается авторская концепция содержания организационно-правовых факторов, влияющих на правомерное поведение чиновников.

Ключевые слова: коррупция, государственная и муниципальная служба, ограничения, запреты, ответственность должностных лиц, руководящий состав, служебное поведение.

The organizational-legal factors promoting display corruption in executive power system

In the scientific publication the aspects connected with circumstances, promoting corruption display in public authorities and local government are shined. On the basis of the analysis of a standard material, positions of leading researchers in the given sphere the author"s concept of the maintenance of the organizational-legal factors influencing lawful behavior of official is offered.

Key words: corruption, the state and municipal service, restrictions, interdictions, responsibility of officials, an administrative board, office behavior.

Коррупция, как и всякое социальное явление, имеет свои корни и свои причины. При этом уровень коррупции тесно связан со стоимостью бюрократической процедуры: если бюрократическая процедура предполагает большие ресурсные затраты (время, финансовые ресурсы, усилия и т.п.), то становится востребованной коррупционная модель социальных отношений. В то же время совершенно очевидно, что только сложность и стоимость (в различных смыслах) бюрократических процедур не могут порождать коррупцию. В обществе, где мздоимство является нормой, а контроль и ответственность отсутствуют, коррупционная модель поведения может возникнуть даже там, где сложность "законных" бюрократических процедур не так высока; с другой стороны, даже при высокой сложности последних многочисленные причины (наличие жестких административных процедур, строгой юридической ответственности и т.п.) могут препятствовать коррупционным проявлением.

В связи с этим, учитывая, что целью государственной политики в данной области является формирование механизмов противодействия коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации на всех ее уровнях, представляется абсолютно необходимым остановиться на причинах (факторах), порождающих коррупцию в этой системе, для того чтобы определить возможные способы их если не устранения, то минимизации.

Вопрос о том, что порождает коррупцию и во властных структурах, и в обществе в целом, является достаточно хорошо освещенным в литературе. При этом нельзя не отметить, что специалисты, применительно к рассматриваемому вопросу, используют разную терминологию для обозначения детерминант коррупции: "причины коррупции", "предпосылки коррупции", "факторы коррупции". Идет ли в данном случае речь о явлениях одного порядка или их все же следует различать?

Как нам представляется, верным все же является второй подход. Предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт чего-нибудь <1>. Причины коррупции следует отличать от их предпосылок, так как причины порождают коррупцию непосредственно, в то время как предпосылки влекут появление коррупции через одно или несколько промежуточных действий. Фактор (нем. Faktor, от лат. factor - "делающий, производящий") определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты <2>. В словаре Брокгауза и Ефрона фактор определяется как: 1) деятельная сила какого-либо явления; 2) математический множитель, член алгебраического выражения; 3) комиссионер; в типографии: надсмотрщик за работой, посредник по поставке материалов <3>. Таким образом, фактор также порождает какое-либо явление (в рассматриваемом нами случае коррупцию), а некоторые источники его прямо отождествляют с причиной.

<1> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940. Т. 3. С. 381.
<2> Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1263.
<3> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 3 т. СПб., 1902. Т. 3. С. 346.

Представляется, однако, что применительно к коррупции между причинами и факторами не следует ставить знак равенства. Здесь следует использовать опыт криминологической науки, которая оперирует категориями: "причины преступности" и "факторы преступности". При этом второе традиционно рассматривается более широко, чем первое, так как "фактор" означает явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса" <4>. При дальнейшем анализе какие-то "факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими" <5>.

<4> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 101.
<5> Там же.

Таким образом, категории "факторы преступности" и "причины преступности" рассматриваются как общее и частное (поскольку факторами преступности могут выступать не только ее причины, причины же всегда являются факторами). Представляется, что такой же подход применим и к вопросам возникновения коррупции. В научных целях, разумеется, можно использовать обе категории, приоритетность той или иной определяется целями, которые стоят перед исследователем. Если имеется необходимость проанализировать коррупционные явления как можно более детально, речь должна вестись о причинах, их порождающих. Если же ставится цель охватить как можно более широкий круг явлений, порождающих коррупцию, предметом анализа должны являться факторы коррупции.

Поскольку перед нами в рамках данного исследования в конечном счете стоит задача сформировать механизмы противодействия коррупции в системе исполнительной власти, ее решение должно опираться на выявление коррупционных факторов. Вместе с тем предметом нашего анализа в дальнейшем будут и факторы, и причины коррупции, во-первых, в силу того, что причины всегда выступают одновременно факторами, во-вторых, в силу того, что, как уже отмечалось выше, многие исследователи вообще не различают эти явления и пишут и о факторах, и о причинах, и о предпосылках коррупции.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, прежде всего, отметим, что термины "коррупционные факторы" или "коррупциогенные факторы" достаточно активно используются в современном отечественном законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <6> определяет, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Термин "коррупциогенный фактор" используется и в Постановлении Правительства РФ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7>, а также в ряде иных документов. В то же время в федеральном законодательстве применительно к той же антикоррупционной экспертизе используется и термин "коррупционный фактор" <8>. Как справедливо отмечает О.Г. Дьяконова, "термины, несмотря на схожесть, являются различными: "коррупционный фактор" - источник, причина преступного использования предоставленных полномочий, а "коррупциогенность" - свойство предмета, позволяющее утверждать, что данный предмет включает в себя один или несколько коррупционных элементов, которые могут впоследствии при определенных обстоятельствах проявиться в качестве коррупционных, поэтому наиболее приемлемым следует признать термин "коррупционные факторы", а коррупциогенность можно определить как потенциальную возможность совершения коррупционных деяний (действий/бездействия)" <9>. Действительно, коррупциогенными могут быть нормы, но не факторы. Тем не менее, поскольку Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и сама Методика проведения этой экспертизы используют термин "коррупциогенные факторы", далее в работе применительно к антикоррупционной экспертизе будет использоваться именно этот термин.

<6> ФЗ от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
<7> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
<8> См., напр.: Приказ Роспечати от 01.12.2010 N 582 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 N 19502) // Российская газета. N 17. 2011; Приказ Росархива от 20.07.2010 N 53 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства" (вместе с "Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства") (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18105) // Российская газета. N 188. 2010 и др.
<9> Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / Сост. Е.Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. С. 38.

В то же время ставить знак равенства между коррупциогенными факторами, содержащимися в актах и проектах актов, являющихся предметом антикоррупционной экспертизы, и факторами коррупции в целом не следует. Как верно пишет В.А. Едлин, указанные "факторы довольно точно определяют основные причины коррупции, связанные с технической стороной исполнения законов. В действительности коррупциогенных факторов намного больше" <10>. Поэтому, хотя далее мы еще вернемся к коррупциогенным факторам, предметом анализа в рамках настоящей главы будет иной круг факторов.

<10>

Как уже отмечалось выше, круг факторов (причин) коррупции, выделяемых различными исследователями, достаточно широк. Так, к общим и основным причинам коррупции Л.Я. Драпкин и Я.М. Злоченко относят:

  • отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
  • существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
  • слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
  • кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
  • криминализацию значительной части политической элиты;
  • моральную деградацию определенных слоев общества;
  • минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой по отношению к ним репрессии;
  • привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов <11>.
<11> Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Коррупция в сфере российской экономики: криминалистические и криминологические аспекты // Бизнес, менеджмент и право. 2003. N 4. С. 73 - 74.

По мнению О.И. Коротковой, основными причинами высокой коррупции являются двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); неанглосаксонская система права; религиозная традиция; культура страны в целом <12>. В.А. Едлин к таковым относит "нестабильность во власти; отсутствие надлежащего механизма контроля, исключающего применение принципа круговой поруки органов власти и ряда недобросовестных должностных лиц; уровень оплаты труда; менталитет граждан, стремящихся решить свои вопросы "быстро и без бумажек", и пр." <13>. В.Г. Клочков применительно к рассматриваемому вопросу пишет: "...основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит... Такому криминогенному состоянию способствует правовой нигилизм, который охватил некоторые органы трех ветвей государственной власти разного уровня, ухудшение исполнительской дисциплины, подбор, расстановка и воспитание кадров, несовершенная нормативно-правовая база, серьезные недостатки и просчеты в правоприменительной практике правоохранительных органов" <14>.

<12> Короткова О.И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов государственной власти // Безопасность бизнеса. 2009. N 3. С. 27 - 30.
<13> Едлин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
<14> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 7.

Схожие причины коррупции в Российской Федерации отмечаются и зарубежными специалистами: низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); религиозная традиция; культура страны в целом <15>.

<15> См.: Lederman D., Loayza N.V., Soares R.R. Accountability and corruption: political institutions matter // Economics & Politics. 2005. Vol. 17. N 1. P. 1.

Как видим, большинство исследователей называют причин (факторов) коррупции достаточно много, относя к ним чуть ли не все пороки аппарата управления, да и общества в целом. При этом какой-либо систематизации причин (факторов) коррупции обычно не приводится. Научная ценность таких исследований вряд ли велика, да и сами они по своему качеству скорее напоминают взгляды на коррупцию обычного обывателя, чем серьезные научные исследования.

Показательно, что и в опросах граждан в качестве причин коррупции называются примерно те же: жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов - 70,1%; неэффективность государства, несовершенство законов - 63,1%; низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего большинства населения - 37,2%; широкое распространение клановости и семейственности в среде российских чиновников - 33,9%; правовая неграмотность самих чиновников - 13,7% <16>; "низкий" уровень борьбы - 45,6%; рост бюрократических барьеров - 17,1%; возможность ускорения решения вопросов - 16,3% <17>.

<16> См.: Правовые акты: антикоррупционный анализ: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010. С. 56.
<17> См.: Соларев А. Чиновники самарской мэрии меняют кабинеты // Российская газета. 25.03.2008.

Большего внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования, в которых, при всем многообразии причин (факторов) коррупции, делаются попытки их каким-либо образом систематизировать. Так, рядом исследователей все факторы коррупции подразделяются на:

  • фундаментальные (несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы);
  • правовые (слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, отсутствие необходимого контроля, неадекватные меры наказания за коррупционные действия, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов);
  • организационно-экономические (трудности управления большой территорией, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм, прочие формы дискриминации);
  • информационные (непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие офшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции);
  • социальные (клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация "дружеских связей", блат, традиция "дарения" подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования);
  • культурно-исторические (сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести) <18>.
<18> См., напр.: Полтерович В.М. Факторы коррупции. М., 1998; Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции. Важны ли рыночные институты? М., 2008; B. Begovic. Corruption: concepts, types, causes and consequences. CADAL, 2005 и др.

Несмотря на то, что к данной классификации тоже могут, на наш взгляд, быть предъявлены определенные претензии (прежде всего, с точки зрения ее оснований), она все же в большей степени позволяет ориентироваться в факторах коррупции и определить пути и средства их устранения. При этом несложно заметить, что приведенные подходы к классификации факторов коррупции имеют несомненное сходство с утвердившимися в отечественной криминологии подходами к факторам (причинам) преступности вообще <19>. И это вполне логично, так как, являясь видом социально негативного явления, коррупция имеет в целом те же корни, что и любое противоправное поведение, в том числе и преступное.

<19> Так, криминологами выделяются социальные, экономические, нравственные (культурные), биологические, правовые и иные причины и условия (факторы) преступности. См., напр.: Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2010; Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006; Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах. М.: Велби, 2005 и др.

Разумеется, в настоящем диссертационном исследовании нас интересуют не все факторы коррупции, а только те, которые непосредственно связаны с организацией и функционированием исполнительной власти. Исследование, например, вопросов ментальности российских чиновников (и всего населения в целом) или несовершенства системы принятия политических решений, безусловно, очень интересно, но выходит за рамки работы.

В силу этого речь далее будет идти только о правовых или, точнее, организационно-правовых факторах. Под организационно-правовыми факторами коррупции в системе исполнительной власти здесь и далее в работе будут пониматься факторы, представляющие собой обусловленные самой организацией управленческой деятельности и юридически закрепленные возможности совершения должностными лицами коррупционных действий. Организационно-правовыми факторами коррупции в первую очередь являются:

  • неопределенность законодательства;
  • отсутствие четко закрепленных процедур совершения управленческих действий;
  • отсутствие необходимого контроля;
  • неадекватные меры наказания за коррупционные действия;
  • наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов, и др.

Несложно заметить, что в таком контексте организационно-правовые факторы коррупции в целом описываются широко известной "формулой коррупции", предложенной Робертом Клитгаардом:

К = М + С - П,

расшифровываемая как: Коррупция = Монополия + Свобода действий - Подконтрольность <20>.

<20> В некоторых вариантах формулы последним элементом ее называется не П - подконтрольность, а О - ответственность, что, на наш взгляд, принципиально не меняет ее сущности.

Применительно к системе исполнительной власти эта формула может быть несколько модифицирована и уточнена.

Элемент монополии в рамках системы государственного и муниципального управления означает монополию государственных и муниципальных чиновников на принятие решений. Иными словами, здесь можно вести речь о существовании исключительного управленческого ресурса.

Свобода действий - это юридически закрепленные полномочия должностных лиц дискреционного характера, т.е. полномочия действовать по усмотрению. Сами по себе дискреционные полномочия - объективно необходимый элемент исполнительно-распорядительной деятельности, однако их избыток, в отсутствие должного контроля и ответственности, действительно является важнейшим организационно-правовым фактором коррупции. В силу этого вопросы о критериях и пределах управленческого усмотрения будут рассмотрены нами в диссертации далее.

Отдельно следует остановиться на подконтрольности. Контроль является одним из основных способов обеспечения законности в системе исполнительной власти <21>. Государственный контроль, обладая определенными признаками, рассматривается как особая функция государства, выражающаяся в деятельности государственных органов, направленной на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности <22>.

<21> См., напр.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008; Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004; Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2006.
<22> Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. С. 11.

Вместе с тем, как показывает практика, из-за высокой латентности коррупционных правонарушений традиционные формы контроля (проверки, ревизии, отчеты и т.п.) для противодействия ей не всегда являются эффективными. В связи с этим в законодательстве большинства стран мира, в дополнение к системе контроля собственно за законностью принимаемых государственными и муниципальными служащими управленческих решений, формируется дополнительная система контроля за самими служащими (точнее - за их доходами, расходами; их нахождением в потенциально коррупциогенных ситуациях и т.п.). В данном случае контроль направлен на предотвращение коррупции, но не напрямую, а путем выявления фактов, ей способствующих или о ней свидетельствующих. Следовательно, в данном случае речь идет о специальном антикоррупционном контроле. Такой контроль уместно также назвать замещающим.

Элементом обратной связи в системе противодействия коррупции выступает ответственность, которую можно рассматривать также как определенный итог контроля за коррупционными проявлениями в случае их выявления, при этом формы такой ответственности весьма разнообразны.

Виды организационно-правовых форм организаций представляют собой классификацию хозяйствующих субъектов в современных условиях. Основным признаком данной классификации является разделение хозяйствующих субъектов в соответствии с организационной и правовой формой компаний.

Виды организационно-правовых форм организаций регламентированы посредством Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), которым введены понятия «коммерческой организации» и «некоммерческой организации».

Виды организационно-правовых форм организаций

В соответствии с характером деятельности предприятий, виды организационно-правовых форм организаций включают в себя:

  1. Предприятия коммерческого характера,
  2. Предприятия некоммерческого характера,
  3. Организации без образования юридического лица;
  4. государственная (муниципальная) организация;
  5. государственное (унитарное) предприятие.

В настоящее время существуют следующие виды организационно-правовых форм организаций, которые осуществляют коммерческую деятельность: общество, товарищество, акционерное общество, унитарные предприятия.

Помимо этого существует категория, которая включает в себя производственные кооперативы. В сфере некоммерческих организаций можно выделить потребительский кооператив, общественные организации (движения, объединения), фонд (некоммерческое партнерство), товарищества (садоводческое, дачное, собственников жилья), ассоциация (союз), некоммерческие компании автономного типа.

Для предприятий, которые не образуют юридическое лицо, могут предусматриваться следующие виды организационно-правовых форм организаций: паевые инвестиционные фонды, простое товарищество, филиал (представительство), индивидуальный предприниматель, фермерское (крестьянское) хозяйство.

Выбор формы

На виды организационно-правовых форм организаций, кроме характера основной деятельности, влияют и некоторые другие факторы, среди которых могут быть организационно-технические, экономические и социальные.

В соответствии с организационно-техническими факторами виды организационно-правовых форм организаций определяются исходя из количества учредителей, их характеристики, области коммерческой деятельности, характера и новизны производимых продуктов. При учете социального и экономического фактора учитывается объем стартового капитала и личностные характеристики самого предпринимателя и его команды.

Также виды организационно-правовых форм организаций могут быть ограничены действующим законодательством. К примеру, коммерческие организации, обладающие статусом юридического лица, могут создаваться только в виде товарищества любого типа, общества (открытого или закрытого, с ограниченной ответственностью).

Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций

Виды организационно-правовых форм организаций коммерческого характера также могут классифицироваться на несколько типов:

  1. Хозяйственное товарищество, разделяемое на полное и основанное на вере, отличие которых заключается в степени ответственности участников (товарищей). В полном обществе товарищи по обязательствам отвечают всем своим имуществом, а в основанном на вере отвечают в соответствии с размерами своих вкладов.
  2. Хозяйственное общество (ООО), акционерное общество (АО). Капитал ООО включает в себя вклады участников и разделен на доли, в АО капитал разделен на соответствующее число акций.
  3. Производственный кооператив представляет собой добровольное объединение членов (граждан), он основан на членстве и паевых взносах, а также на личном труде участников.
  4. Хозяйственные партнерства встречаются очень редко, почти не упоминается в Гражданском Кодексе. Такие предприятия регулируются отдельным законом.
  5. Крестьянские хозяйства являются объединением с целью ведения сельского хозяйства, основанным на личном участии граждан в бизнесе и их имущественных вкладах.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Виды организационно-правовых форм организаций без образования юридического лица включают:

1) Акционерное общество,

Организация собственного бизнеса, пожалуй, самый сложный и вместе с тем захватывающий способ реализовать свои профессиональные таланты. Согласно статистике лишь около 5% людей имеют способности к успешному предпринимательству, однако это не останавливает желающих реализовать свои мечты и основать собственное дело. Будущему предпринимателю задолго до непосредственной организации своей фирмы приходится решать массу финансовых и юридических вопросов и осуществлять огромное количество процедур. Для успешного функционирования собственного бизнеса предпринимателю необходимо не только грамотно организовать внутренние процессы фирмы, но и суметь защитить свой бизнес от агрессий внешней среды, а также эффективно взаимодействовать с представителями внешнего мира.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ
1.1. Структура организационно-правовых форм.
1.2. Сравнение наиболее распространенных организационно-правовых форм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл


Глава 2. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовых форм

Подготовка предложений по выбору ОПФ - решается на основе анализа особенностей различных организационно-правовых форм. Главная роль в выборе ОПФ принадлежит факторам, определяющим эффективность управления.

На выбор организационно-правовой формы предпринимательства влияют внешние факторы:

1. Политическая стабильность (если ее нет, то предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты).

2. Макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики.

3. Экономические кризисы и инфляция.

4. Государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности.

5. Состояние рынка и другие факторы.

К наиболее существенным факторам можно отнести: преследуемую цель будущего производства; возможности и пути реализации этой цели; способ формирования стартового капитала; масштабы будущего производства, тип и методы организации производственных процессов; принимаемую систему управления будущим предприятием; принятую форму собственности имущества и др.

Основные, наиболее значимые факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы, приведены ниже:

Группа факторов

Организационные

Количество учредителей и их характеристики

Законодательные ограничения

Технические

Область бизнеса

Характеристики выпускаемой продукции

Новизна выпускаемой продукции

Экономические

Размер стартового капитала

Социальные

Личностные характеристики предпринимателя

Наличие сработавшейся команды


Организационные факторы.

Они лучше всего формализуются, и для удобства сведем их в табл. 3

Табл. 3 Организационные факторы выбора правовой формы предприятия

Количество учредителей

Характеристика учредителя

Организационно-правовая форма

Физическое лицо

Без создания юрид. лица, ООО, ОДО, ЗАО

Юридическое лицо

ООО, ОДО, ЗАО

Государственный орган

Государственное предприятие

Муниципальный орган

Муниципальное предприятие

Несколько (ограниченное количество)

Физические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50), ПК(<5)

Юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Физические и юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Много (неограниченное количество)

Физические лица

Юридические лица

Примечание. Условные обозначения в таблице:

ООО – общество с ограниченной ответственностью; ОДО – общество с дополнительной ответственностью;

ЗАО – закрытое акционерное общество; ОАО – открытое акционерное общество;

ПТ – полное товарищество; ТНВ – товарищество на вере; ПК – производственный кооператив

Технические факторы.

Технические факторы структурируются труднее, чем организационные. Необходимо отметить, что в таких областях хозяйства, как торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание), преобладает индивидуальное предпринимательство, много небольших предприятий – товариществ и обществ с ограниченной ответственностью. В промышленности же, в информатике, научно-практической деятельности, финансах преобладают более крупные предприятия, которым лучше соответствует форма акционерного общества, закрытого или открытого типа. Особую область составляют оборонные предприятия (особенно по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), представленные часто в виде государственных казенных предприятий.

По второй характеристике для промышленности можно отметить следующую закономерность: чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий – товариществ и обществ (рис. 1).

Рис. 1. Технические факторы выбора организационно-правовой формы

Выпуском новой продукции, особенно научно-технических новинок, занимаются обычно небольшие предприятия, действующие на свой страх и риск. В случае успеха они резко разрастаются и реорганизуются в открытые акционерные общества. Кроме того новинки зачастую подхватывают крупные фирмы, чтобы заработать на коммерциализации нового продукта.

Экономические факторы.

Как уже говорилось, в соответствии с Гражданским кодексом России размер уставного капитала для открытых акционерных обществ должен составлять не менее 1000, а для закрытых акционерных обществ – не менее 100 минимальных месячных размеров оплаты труда. Другой важный момент – при создании нового дела предприниматель должен знать, когда он может рассчитывать на получение первой прибыли. Рассчитав точку безубыточности (порог рентабельности), предприниматель может оценить, сколько денег ему понадобится, чтобы поддержать новое предприятие на первом этапе его существования. Добавив к этой сумме организационные расходы по созданию и регистрации предприятия и вычтя планируемые займы, получим грубую оценку величины стартового (уставного) капитала:

У = Ц К + Рорг – З

У = С + П К + Рорг – З,

где Ц – цена единицы продукции; К – количество продукции в точке безубыточности; С – не зависящие от размеров производства продукции совокупные финансовые издержки; П – переменные издержки на единицу продукции; Рорг – расходы по созданию и регистрации предприятия; З – планируемые займы.

Эта величина является минимально необходимой для начала дела, т.е. уставный капитал может быть и больше этой суммы, но никак не меньше.

Социальные факторы.

Личностные характеристики предпринимателя – опора на собственные силы, жажда успеха, стремление к независимости. Чем сильнее развиты эти качества в человеке, тем сильнее он стремится вести дело сам в качестве индивидуального предпринимателя. И наоборот, чем слабее развиты эти качества в человеке, тем более он предпочитает быть одним из партнеров, а то и просто получать дивиденды в качестве рядового акционера. Еще одно качество – склонность к риску. Если она сильна, то человек выбирает полную ответственность – личное дело, товарищество, если нет – предприятие с ограниченной ответственностью.

Другой важный социальный фактор – наличие сработавшейся команды. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму. На практике это часто бывает закрытое акционерное общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены современные организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации. Каждая из вышерассмотренных организационно-правовых форм имеет свои преимущества и недостатки, возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства (см. статью Конституции 34, п. 1 Российской Федерации о праве использования своих способностей для осуществления экономической деятельности) каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия.

Полное товарищество является наиболее простой формой предприятия и больше всего подходит для организации мелких фирм. Полное товарищество мобильно, максимально свободно в решениях и действиях. Структура органов управления определяется самими партнерами. Большую роль играет личное доверие партнеров друг к другу.

Выбор формы товарищества на вере предпочтителен в тех случаях, когда перед учредителями возникает необходимость разделения финансового контроля над предприятием (осуществляемого коммандитистами) и управленческого контроля (осуществляемого полными товарищами). Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью распространена среди мелких и средних предприятий. Такая форма позволяет вести упрощенный документооборот, в то же время позволяет иметь в обороте достаточно высокий капитал. В случае ликвидации предприятие будет отвечать перед кредиторами только собственным имуществом, долги на имущество участников не переносятся.

Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.

Для выбора одной из организационно-правовых форм при создании предприятия следует учитывать ряд факторов. Это и количество участников, и порядок формирования первоначального капитала, а также защита прав кредиторов, права и обязанности учредителей, состав органов управления и их компетенцию, порядок распределения прибыли среди учредителей при различных организационно-правовых формах. Как видно из приведенного краткого описания, при создании предприятия выбор организационно-правовых форм достаточно широк и далеко не однозначен. В значительном числе случаев этот выбор в России происходит случайным образом, исходя из опыта или интуиции предпринимателя, а иногда и просто по совету знакомых, не всегда обладающих достаточным уровнем правовых знаний. Между тем выбор этот чрезвычайно важен и в тактическом и, главным образом, в стратегическом смысле.

Самой удобной, на мой взгляд, формой для создания частной (не государственной или муниципальной), независимой (не являющейся дочерней фирмой крупного предприятия), малой фирмы, торгующей услугами (непроизводственной), представляется общество с ограниченной ответственностью.

Чтобы подстраховаться перед принятием окончательного решения, лучше всего обсудить все интересующие аспекты этого вопроса с квалифицированными юристом и бухгалтером, которые хорошо разбираются в тонкостях законодательства, налогообложения и финансов и действуйте по принципу: семь раз отмерь - один раз отрежь.


Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010) и (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010).

Причины и условия преступности и преступлений несовершеннолетних и молодёжи - это те же социально негативные явления и процессы, которые детерминируют общую преступность и преступления в целом. Вместе с тем их действие конкретизировано на уровне детерминирования преступлений данных групп как применительно к характеру криминогенной мотивации, связанной с социально негативными потребностями и интересами, о которых говорилось при характеристике личности несовершеннолетних и молодёжи, совершивших преступления, так и применительно к их формированию.

По разным каналам идеологического влияния проникает пропаганда агрессии, насилия, нигилизма, пытающаяся внедрить в среду молодёжи посредством теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, взгляды и привычки повседневного поведения, несовместимые с целями и идеалами общества. К слову сказать, во Франции запрещёно демонстрировать по телевидению длительностью более пяти минут российские программы новостей, поскольку из-за бесконечного демонстрируемого в них негатива

у людей наступает состояние страха и депрессия, невроз и апатия.

Негативная информация - это фон, на котором множатся причины преступности несовершеннолетних.

Печальную картину наблюдаем в Приморском крае, где проблемы распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма среди детей, подростков и молодёжи стоит особенно остро. Из таблицы 2.1 видно, что максимальное количество случаев смерти среди внутривенных наркоманов, умерших (погибших) на территории Приморского края за последние 10 лет (как среди мужчин, так и среди женщин), приходится на возраст 20-29 лет (53,7%), то есть молодой, репродуктивный возраст . Но и доля несовершеннолетних довольно велика в этом негативном явлении.

Таблица 2.1

Половозрастная структура лиц, злоупотреблявших внутривенным приёмом психоактивных веществ, и умерших (погибших) на территории Приморского края в 1998-2008 годах

Возрастная группа Мужчины Женщины Всего
Абсолютно % Абсолютно % Абсолютно %
До 15 лет 5 0,7 1 0,2 6 0,9
15-19 лет 40 5,9 8 1,2 48 7,1
20-24 года 158 23,6 33 4,9 191 28,5
25-29 лет 142 21,2 27 4,0 169 25,2
30-34 года 105 15,7 27 4 132 19,7
35-39 лет 73 10,9 14 ~2Г 87 13
40-44 года 26 3,9 3 0,5 29 ^4~
45 лет и старше 8 1,2 0 0 8 1,2
ИТОГО 557 83,1 113 16,9 670 100

Самым молодым из умерших (погибших) мужчин в Приморье был мальчик 13 лет, состоявший на учёте в наркологическом диспансере.

Всего в течение 2007 года только в городе Владивостоке в медицинские органы обратилось 283 человека по поводу передозировок. Средний возраст обратившихся составлял 22 года. При анализе социального состава больных наркоманией обращает на себя внимание тот факт, что более 80 %, регистрируемых ежегодно с выявленным впервые диагнозом, находятся на иждивении у родственников, то есть, нигде не работают, не занимаются общественно полезным трудом. Широко распространено применение наркотиков в студенческой среде. Так из 1000 человек,

пролечившихся анонимно в течение 2008 года, 50 % были студентами

различных вузов.

Наркологическая ситуация и в детско-подростковых контингентах Приморского края является весьма напряжённой. Особую тревогу вызывают данные о впервые выявленных больных наркоманиями среди этой группы лиц. За последние пятнадцать лет этот показатель увеличился в 110 раз. Эпидемиологические исследования среди школьников показывают, что к 13 годам от 2 % до 5 % приобщаются к пробам различных психоактивных веществ, а к 16 годам уже 15-30 % испытали на себе их действие. Причём отмечается устойчивый рост среди потребителей психоактивных веществ детей до 14 лет . Мальчики, в большинстве, начинают свой опыт с употребления кустарно изготовленных препаратов конопли, а девочки - чаще с седативных препаратов. Главным мотивом у большинства детей и подростков служит «любопытство», на втором месте - «предложили друзья», отмечаются такие мотивы как «неприятности» или «друзья пригрозили расправой».

В целом по России за последние десять лет число подростков, взятых на учёт впервые в жизни с диагнозом «наркоман», увеличилось в 7 раз, группа профилактического наблюдения злоупотребляющих наркотиками - в 4 раза.

Как известно, приём психоактивных веществ, провоцирует криминальное либо виктимное поведение потребителей, либо же навевает суицидальные мысли, а также способствует несчастным случаям. И это при том, что наша молодёжь вообще не отличается крепким здоровьем. По итогам проведённой в 2002 году всероссийской диспансеризации здоровыми парнями признано только 34 % из общего списка. При этом среди сельских ребят здоровых и того меньше - всего 29 %. За последнее десятилетие вдвое увеличилось количество детей с хроническими патологиями. Каждого девятого больного подростка необходимо срочно госпитализировать в стационар, а каждого шестого - отправить в санаторий. При медицинском обследовании призывников в Вооружённые силы РФ установлено, что 11,5 % имеют дефицит веса, каждый четвёртый

страдаёт хроническими заболеваниями, у 28 % новобранцев обнаружены

признаки отставания в умственном развитии.

По сравнению с 1990 годами, в начале XXI века среди несовершеннолетних и молодёжи в 1,7 раза возросла заболеваемость туберкулёзом, в 40 раз - сифилисом. Причём самые высокие показатели заболеваемости - среди детей и 15-17-летних юношей и девушек. Если до середины 1980-х годов в России не было зарегистрировано случаев педикулеза и чесотки, то в 2007 году их зарегистрировано 180 и 158 соответственно на 100 тысяч населения, в Приморском крае 167 и 154 соответственно на 100 тысяч населения .

Совершенно ошеломляют темпы распространения ещё одной страшной болезни - ВИЧ-инфекции. С 1990 года количество зараженных ВИЧ в нашей стране возросло в 530 раз. Основная масса заболевших - молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет .

Всё это - неприглядные факты нашей действительности, по поводу которых государство должно бить тревогу, принимать срочные меры, чтобы остановить вырождение нации, особенно детей, несовершеннолетних и молодёжи. Это - социально-экономический фон, на котором мы рассматриваем преступные деяния, совершаемые несовершеннолетними и молодёжью в Приморском крае. При этом нельзя не прийти к выводу о том, что уголовно-предупредительные меры являются всего лишь одним из широкого спектра элементов, которые необходимо применять не только для снижения уровня преступности, скажем больше: для спасения будущего страны и нации в целом.

Среди различных возрастов людей несовершеннолетние и молодёжь наиболее виктимны. В своём фундаментальном труде «Виктимология» Д. В. Ривман и В. С. Устинов подробно и обстоятельно рассматривают характеристики молодых жертв преступлений, объективных и субъективных факторов, влияющих на превращение их в жертву

преступления. Общеизвестные психофизические особенности детского и подросткового возрастов - любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспосабливаться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, наконец (в ряде случаев), физическая слабость - делают указанную возрастную группу повышенно виктимной. Эти же качества могут способствовать формированию не только потерпевшего, но и преступника.

Практика показывает, что наиболее виктимными оказываются подростки в возрасте двенадцати-четырнадцати лет. Этот тот возраст, когда при отсутствии жизненного опыта юноша или девушка должны решать самые различные задачи: освобождения от опеки взрослых, взаимоотношений с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. В этот период наиболее активно формируется личность, создаётся нравственное лицо индивидуума. Здесь приходится ориентироваться не только на формальное совершеннолетие - достижение восемнадцати лет, но и фактическое, так как иногда человек справляется с возникшими задачами и в шестнадцать- семнадцать лет, а в иных случаях не способен их решить и в двадцать- двадцать пять лет.

Исследования приморских учёных показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними и молодёжью, в 20-50 % случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это - неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т. п.

Важную роль играют недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, процентомании, отказа от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, которые не получают должной «закалки» против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учёбе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется обычно за счёт подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих.

Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечёт узость запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.

Надо особо отметить, что в условиях крупных, тем более очень крупных городов названные и им подобные криминогенные факторы действуют в своей наиболее острой форме.

Усиливают своё влияние недостатки в организации трудоустройства и воспитания в трудовых коллективах. Речь идёт о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 25 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учёбу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учёбу, в жизнь коллектива). Все эти явления, особенно с учётом того, что контроль семьи за работающими юношей, девушкой ослабляется, в их распоряжении оказываются личные деньги и они стремятся доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению, контакту с источниками отрицательных влияний.

Происходит распространение отрицательного влияния со стороны сверстников или взрослых и в ближайшем окружении - бытовом, учебном, производственном. Это влияние оказывается особенно значимым в связи с отмеченным стремлением подростков с отрицательным поведением включаться в обособленные группы для совместного времяпрепровождения. Ценя факт пребывания в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению.

Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, тунеядцев, хулиганов и т. п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать наблюдение подростком: действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определённого вида (например, фактов бесхозяйственности, приписок, бытовое хулиганство); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей. Длительное отсутствие определённых занятий у молодых людей, оставивших учёбу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.

Наряду с недостатками в деятельности семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, культурно-воспитательных и спортивных учреждений формированию криминогенной мотивации и её проявлению в поведении несовершеннолетних и молодёжи существенно способствуют также недостатки организационно-управленческого характера в правовоспитательной и правоохранительной деятельности. Недостатки правового воспитания - это отсутствие разъяснительной работы о правах и обязанностях молодых членов общества; подмена вопросов о личной ответственности юношей и девушек за правонарушающее поведение ответственностью взрослых; недостаточное внимание к формированию чётких представлений о социальной роли закона, к формированию убеждения о единстве законности и целесообразности, о значимости закона в каждодневном поведении; отсутствие чёткой характеристики правомерного и неправомерного поведения.

Недостатки в деятельности органов, на которые возложены непосредственное предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Сюда относятся: недостатки надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подрастающего поколения; неполнота выявления и постановки на учёт несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и «трудных» семей; неполнота регистрации и несвоевременность раскрытия преступлений, применение необоснованно мягких мер наказания, преждевременное условно-досрочное освобождение или выпуск из специального воспитательного учреждения; игнорирование необходимости длительного наблюдения за поведением лиц, освобождённых из воспитательных колоний, условно осуждённых, лиц, к которым применена отсрочка исполнения приговора; слабая работа шефов и общественных воспитателей и т. д.

Затрудняют борьбу с молодёжной преступностью и недостатки в применении правовых актов о борьбе с пьянством (в том числе о запрете продавать спиртные напитки лицам, не достигшим определённого возраста). Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодёжи связаны, прежде всего, с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступлений. Четыре из каждых пяти подростков, совершивших преступления, до этого в течение относительно длительного периода совершали менее значительные нарушения, тяжесть и интенсивность которых постепенно усиливалась.

На рецидивную преступность несовершеннолетних и молодёжи влияют факты необоснованной замены наказания воспитательными мерами, неправильного применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения, досрочного освобождения либо применения этих мер без должного разъяснения их смысла, со ссылками главным образом на возраст виновного и без обеспечения интенсивного контроля за поведением, в результате чего у подростков возникает представление о своей «неуязвимости». Вместе с тем законное и обоснованное назначение и исполнение названных мер позволяет свести рецидив к минимуму (до 35 %). В случаях помилования несовершеннолетних рецидив близок к

Итак, причинный комплекс преступности несовершеннолетних и молодёжи включает в себя как причины и условия, общие для всей преступности, так и характерные только для преступности этой категории лиц. В последнем случае речь идёт о тех социальных явлениях и процессах, а также о тех возрастных и индивидуальных особенностях личности, которые негативным образом влияют на социализацию подростков и их поведение.

Что касается более общих для всей преступности причин и условий, то механизм их связи с преступностью несовершеннолетних и молодёжи может иметь свои особенности. Например, криминогенна вынужденная миграция, формирующаяся в беспрецедентных масштабах за счёт сотен тысяч беженцев, покинувших районы прежнего проживания после распада СССР вследствие обострения межнациональных и межгосударственных отношений, вооружённых конфликтов на Северном Кавказе и т. п. Криминогенный потенциал этой группы населения существенно умножается за счёт, как правило, чрезвычайно тяжёлых жилищнобытовых, материальных, психологических и иных условий, в которых оказываются переселенцы. Особенно страдают дети.

Не сокращается слой «аутсайдеров» - людей, отброшенных на обочину жизни, не имеющих нормальных заработков, других нормальных условий существования и лишённых перспективы возврата к нормальным условиям бытия. Отсутствует нормальное финансирование программ профилактики преступности, в том числе несовершеннолетних и молодёжи. Работа правоохранительных органов всесторонне не обеспечена - кадрами, финансами, техникой и т. д. Нет нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов. Да и сами законы, другие нормативные акты, их дух и направленность желают быть более совершенными и «человечными». Скажем, поражает тот факт, что в то время, когда население России буквально вымирает, сокращаясь ежегодно на 600-700 тыс. человек, подрастающее поколение на глазах превращается в наркоманов, алкоголиков, совокупность нравственно и духовно опустошённых личностей, Правительство страны, имеющиеся огромные деньги (на 2008 год: Стабилизационный фонд - около 4 триллионов рублей, «Золотой запас» - около 350 млрд. долларов) вкладывает в западные низкодоходные ценные бумаги и фактически

хранит указанные деньги в тех же западных банках. Вопрос: неужели нельзя принять решение и издать соответствующий правовой акт на федеральном уровне о выделении хотя бы части денег на оздоровление, обучение и воспитание наших детей, формируя тем самым гармонично развитые личности - будущее страны, а не потенциальных и реальных преступников - позор страны?

Беспрецедентные экономические, политические и иные проблемы переходного периода стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения несовершеннолетних, их моральных установок, культуры, нравственной позиции, правосознания, то есть всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения. В 1990-е годы была практически разрушена прежняя система социального контроля и предупреждения преступности несовершеннолетних и молодёжи. Существовавшие при советском строе государственные структуры, объединения граждан, общественные организации, специально предназначенные для ведения такой работы в молодёжной среде, включая обеспечение их досуга, оказание необходимой помощи семье, коррекцию поведения оступившихся подростков и т. п., всё это оказалось либо дезорганизованным, либо вовсе уничтоженным. Сейчас наивно звучат слова из популярной ранее песни «жила бы страна родная, и нету других забот», а КаМАЗ, БАМ, Целина и другие молодежные проекты вызывают у многих юношей и девушек снисходительную ироническую улыбку, но молодёжь прошедших десятилетий была духовно богаче, патриотична, оптимистична. Над этим постоянно и целеустремленно работало государство. Сейчас этого совсем нет. Во главе всех приоритетов стоит умение зарабатывать деньги. У тех, кто не может заработать деньги, возникает чувство протеста, которое трансформируется нередко в преступные деяния.

Новая система предотвращения преступности несовершеннолетних и молодёжи определилась только к концу 1990-х годов. В итоге уже несколько поколений молодых людей имеют в своём составе тех, кто практически оказался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки. Они заранее лишаются шансов не только на перспективную, хорошо оплачиваемую работу, но и на элементарное трудоустройство в условиях обострившейся безработицы. Большинство из них - типичные социальные аутсайдеры, представляющие собой потенциальный резерв для криминального мира. Так, в сфере трудовой занятости молодые люди уже не являются предметом специального внимания и заботы, воспитательная функция исключена из нормативных обязанностей коллективов, в которых трудятся подростки; последние теперь относятся к категориям граждан, которые сталкиваются с наибольшими препятствиями при трудоустройстве; они в силу разных причин чаще других рискуют остаться безработными.

Таким образом, причины и условия преступности несовершеннолетних и молодёжи довольно подробно исследованы в трудах российских учёных. Специфические причины и условия преступности несовершеннолетних лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой и досуговой деятельности; общие причины лежат в сфере деятельности государственных органов, на уровне субъектов федерации и муниципальных органов, а также в деятельности партий, движений и других социально-политических и профессиональных образований. Эти внешние для подростков обстоятельства взаимодействуют с их личностными характеристиками, а последние, как отмечалось ранее, тоже ухудшаются. В то же время приходится говорить о том, что в стране до сих пор не создан действенный механизм изучения и устранения названных причин и условий. Г осударство должно перейти от полумер и общих деклараций к разработке и всестороннему (финансовому, материально-техническому, организационному, кадровому) обеспечению выполнения Программы борьбы с детской, подростковой и молодёжной преступностью.