Организация аварийно-спасательных работ и разведка места проведения аср. Реферат: Аварийно спасательные и другие неотложные работы Аварийно-спасательные работы в условиях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ЗАЩИТА В ЧС»

по дисциплине: ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

«УТВЕРЖДАЮ»

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРЫ

«ЗЧС» КРСУ и МЧС

Б. Ордобаев

Шамырканов Урматбек Муслинович

«____»________________2014 год.

Тема 2 . О сновы организации и проведения аварийно -спасательных и других неотложных работ

аварийная спасательная неотложная работа

Занятие 1. 1 Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Учебная группа

Дата проведения

Учебные часы

Место проведения

Обсуждена на заседании кафедры

«____»______________2014 г.

протокол № _______

БИШКЕК-2014 г.

Учебные и воспитательные цели:

Довести до студентов основные положения по организации спасательных и других неотложных работ.

Научить студентов правильно в вопросах мероприятий по экстренной защите населения, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий врезультатов применения противником современных средств поражения.

Время 2 часа

Расчет учебного времени:

Литература для самостоятельной работы обучаемых

Наставление по службе штабов ГО (республика, край, город и район). 1990 г. инв. 02780.

«Организация и ведение спасательных работ при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах». Уч. пособие № 46. 868К.

«Приложения к учебному пособию № 868К». Инв. № К - 734.

Гражданская оборона области Инв. 02365.

Организационно-методические указания

Перед доведением содержания лекции преподавателю внимательно изучить рекомендованную литературу и определить основные положения лекции, которые необходимо дать студентам под запись и дать соответствующие пояснения.

Акцент в изложении учебного материала сделать на последовательность работы преподавателя по уяснению задачи, оценке обстановки и выработке решения. После изложения содержания лекции ответить на вопросы студентов и дать задание на самостоятельную подготовку.

1 . Учебный вопрос . Аварийно-спасательные и другие неотложные работы , цели и задачи АС иДН Р в очагах поражения

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон ЧС, прекращению действия характерных для них факторов.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач РСЧС и ГО.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:

Аварийно-спасательные работы;

Другие неотложные работы.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Цели аварийно-спасательных работ:

розыск и деблокирование пострадавших,

оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,

загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них

подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной

фильтровентиляционной системой;

оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в

лечебные учреждения;

вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных

животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т. д.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т. п.).

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.

Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели других неотложных работ:

обеспечение (создание условий для проведения) спасательных работ;

предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;

обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

санитарная очистка территории в зоне ЧC;

создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, а в военное время - вида применяемого оружия и масштабов военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материалами, средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

АС и ДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:

заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием систем управления, необходимых сил и средств;

принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в жизнь;

непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация и контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;

непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с привлечением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;

неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава.

2 . У чебный вопрос . Этапы проведения аварийно- спасател ьных и других неотложных работ

Организация и подготовка к проведению АС и ДНР проводится в несколько этапов, хотя, в зависимости от создавшейся ЧС конкретное содержание и последовательность проведения отдельных мероприятий может меняться.

Наиболее приемлемой является универсальная схема организации, подготовки и проведения АС и ДНР.

I этап - Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АС и ДНР.

II этап - Проведение полномасштабных аварийно- спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

III этап - Ликвидации последствий ЧС.

На первом этапе решаются три основных блока задач:

1. Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:

оповещение об опасности;

использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

соблюдение режимов поведения;

розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.

2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС:

локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) ;

приостановка или отключение технологических процессов;

тушение пожаров;

санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

3. Подготовка к проведению полномасштабных АС и ДНР:

проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;

выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;

принятие решения на проведение АС и ДНР.

Второй этап - этап полномасштабного проведения АС и ДНР в зонах ЧС, характерен, прежде всего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весь необходимый комплекс АС и ДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решаться задачи I этапа АС и ДНР.

АС и ДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:

1. Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:

Дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;

Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;

Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;

Организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения (ЖОН) ;

Организация восстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;

Организация медико-санитарного обеспечения и др. необходимые меры;

Реэвакуация населения (после создания необходимых условий).

Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС и ПБ.

Передача объектов и зоны ЧС для проведения восстановительных работ и вывод сил и средств РСЧС из зоны ЧС.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС и ПБ, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.

Комиссия оценивает объем выполненных АС и ДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.

2 Вторая группа работ проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся:

восстановление или строительство зданий,

восстановление производственного оборудования или установка нового,

восстановление энергоснабжения и транспорта,

восполнение запасов материальных средств,

восстановление плотин,

восстановление хозяйственных связей и т. п.

Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.

Органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.

Своевременное и качественное организация и проведение АС и ДНР в значительной степени позволят снизить потери среди населения и предотвратить нанесение существенных ущербов.

Все это будет зависеть как от самой организации работ, так и от взаимодействия всех сил и средств, участвующих от проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3 . У чебный вопрос . Организация взаимодействия органов управления , сил и средств при проведении аварийно-спасательных работ в районе ЧС

Под взаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по задачам, способам их выполнения, и времени действия органов управления и сил РСЧС, а также привлекаемых для ликвидации ЧС и воинских частей и подразделений в интересах достижения единой цели - ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями.

Организация и поддержание взаимодействия является одной из основных задач руководящего состава и органов управления всех уровней РСЧС при планировании защиты населения, предупреждения и ликвидации ЧС, а также в ходе управления действиями сил при проведении АСДНР.

Основной целью организации взаимодействия является достижение максимальной эффективности ведения АСДНР.

Основные требования к взаимодействию

Участие в предупреждении и ликвидации ЧС разнородных сил с различными возможностями, оснащенных разнообразными техническими средствами, предъявляют к взаимодействию высокие требования.

Оно, прежде всего, должно быть 1) высокоэффективным, то есть иметь такую степень согласованности в действиях привлекаемых сил, при которых достигается максимальное использование их поисково-спасательных возможностей для спасения людей и выполнение других поставленных им задач.

Взаимодействие должно быть 2) тесным, обеспечивающим четкую согласованность при проведении поиска и спасения разнородными силами в соответствии с их спасательными свойствами, своевременное использование результатов поиска взаимодействующих сил, а также взаимное содействие в выполнении поставленных им задач.

Взаимодействие сил и средств в поисково-спасательной операции должно быть 3) непрерывным - только при этом условии возможно своевременное достижение целей операции.

Одним из основных требований к взаимодействию является его 4) устойчивость, предполагающей сохранение способности созданной группировки сил функционировать автономно в любых, в т. ч. в случае условиях и выхода из строя отдельных взаимодействующих звеньев.

В то же время оно должно быть 5) гибким, позволяющим видоизменять его, вносить коррективы в действия сил при резких изменениях погодных условий и обстановки.

В зависимости от масштабов ЧС взаимодействие может быть оперативным, тактическим или оперативно-тактическим или оперативно-стратегическим.

Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия в поисково-спасательных операциях указывает на многообразие форм его проявления в конкретной обстановке.

С учетом совершенствования поисково-спасательных технических средств взаимодействие наполняется новым содержанием.

Важнейшее значение имеет согласование усилий наземных, воздушных, морских (речных) поисково-спасательных сил для совместного выполнения ими общей задачи.

Согласованные усилия в этих случаях имеют целью достижение единства способов действий и обеспечение эффективного ведения ПСР в одном или нескольких районах.

Важнейшим требованием взаимодействия является 6) обеспечение собственной безопасности поисково-спасательных сил в период проведения работ в сложных погодных условиях и при наличии различных поражающих факторов.

Как известно, к ликвидации ЧС привлекаются органы управления и силы различных министерств, ведомств, организаций РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и других.

Важным способом успешного руководства мероприятиями, проводимыми РСЧС, является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими), подчиненными, взаимодействующими и другими органами управления привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Основным вопросом взаимоотношения различных органов управления и сил является организация взаимодействия между ними. Взаимодействие организует старший орган управления (координирующий орган РСЧС) с органами и силами, расположенными на подведомственной ему территории (районе ЧС).

Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Нормативно-правое регулирование по созданию и применению аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, их виды, организационная структура. Особенности ведения разведки в очагах и районах возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки.

    конспект урока , добавлен 24.11.2010

    Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2013

    Методы тушения пожаров и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ. Оценка обстановки на месте пожара. Команды, распоряжения, расчет сил и средств для ликвидации пожара.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Организация связи и оповещения в ходе ведения аварийно-спасательных работ. Порядок действий дежурной смены при ликвидации ЧС. Охрана труда и требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Расчет сил и средств на тушение пожара.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2019

    Основные требования к организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне прорыва плотины. Прогнозирование последствий воздействия факторов чрезвычайной ситуации. Организация инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2013

    Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации. Меры безопасности при работах на сетях электроснабжения. Спасение людей и имущества при наводнениях и катастрофических затоплениях. Особенности спасительных работ в зимних и ночных условиях.

    реферат , добавлен 20.05.2013

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Особенности организации и тушения пожаров на объектах энергетики. Действия работников органов подразделений по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров в электроустановках. Организация проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.

Руководитель объекта - начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем -- первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

  • · приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
  • · единоначалие руководства;
  • · оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
  • · постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.

Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ .

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае -- это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом -- это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем -- быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе, даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.

С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имущества выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.

Объем и условия проведения АСНДР во многом зависят от масштабов чрезвычайных ситуаций, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСНДР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСНДР. Непрерывность работ достигается современным наращиванием усилий, умелым применением сил и средств, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

| Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 19
Организация и ведение
аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

Задачи разведки:

Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
- определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
- установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
- оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
- выявление очагов пожаров;
- определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
- определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

Поиск и обнаружение пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ 3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ Нормативно-правовые документы 4. "Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г.

3 слайд

Описание слайда:

7. "Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 6. "Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г. 8. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Учебное пособие; Под общ. ред. Г.Н. Кириллова, г. Москва, 2002 Нормативно-правовые документы

4 слайд

Описание слайда:

Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) Источники ЧС опасное природное явление авария опасное техногенное происшествие широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений применение современных средств поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника

5 слайд

Описание слайда:

Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений Наиболее характерные последствия ЧС

6 слайд

Описание слайда:

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы(АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на: спасение жизни и сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов

7 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСДНР – это совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам и включающих в себя порядок их проведения Технологии выполнения АСДНР в значительной степени зависят от совокупностей объекта (РОО, ХОО и т.д.), на котором должны осуществляться работы по спасению пострадавших и от среды их проведения АСДНР – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающаяся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. АСДНР другие неотложные работы аварийно-спасательные работы

8 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения Аварийно-спасательные работы - это действия по: спасению людей материальных и культурных ценностей защите природной среды в зоне ЧС локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов Цель проведения аварийно-спасательных работ: розыск и деблокирование пострадавших оказание им первой медицинской помощи эвакуация из опасной зоны

9 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

10 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы: Собственно спасательные работы Вспомогательные работы Специальные работы Спасательные работы, связанные со спасением людей: поиск пострадавших в местах возможного блокирования; извлечение пострадавших из поврежденных, горящих, зараженных ОВ (АХОВ), РВ зданий; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим; эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; вывод (вывоз) населения из зон заражения в безопасное место. Специальные работы включают: тушение пожаров; локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях; устройство проездов (проходов) в завалах; укрепление (обрушение) неустойчивых конструкций; проведение специальной обработки. Вспомогательные связаны с подготовкой участка спасательных работ: расчистка площадок; установка на них техники, ограждений и предупреди-тельных знаков; освещение рабочих мест. Специальные и вспомогательные работы осуществляются для обеспечения эффективного проведения собственно спасательных работ.

11 слайд

Описание слайда:

Другие неотложные работы - это деятельность по: всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; Цель проведения неотложных работ: создание условий для проведения спасательных работ; предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС. Другие неотложные работы в очагах поражения

12 слайд

Описание слайда:

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей. Другие неотложные работы включают:

13 слайд

Описание слайда:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей. Другие неотложные работы включают:

14 слайд

Описание слайда:

II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

15 слайд

Описание слайда:

Режим повышенной готовности Режим повседневной деятельности Режим чрезвычайной ситуации Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР При отсутствии угрозы возникновения ЧС При угрозе возникновения ЧС При возникновении ЧС

16 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при отсутствии угрозы возникновения ЧС сбор информации о ЧС; планирование АСДНР в возможных зонах ЧС; создание органов управления; создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих ним территориях; создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

17 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧС приведение органов управления в готовность к выполнению задач; уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабов; создание группировок сил и средств и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

18 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при возникновении ЧС восстановление нарушенных функций управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; выдвижение сил в районы проведения работ; управление проведением АСДНР.

19 слайд

Описание слайда:

Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Оценка обстановки Организация АСДНР Организация АСДНР

20 слайд

Описание слайда:

Поддержание устойчивой связи Сбор данных об обстановке, ее анализ и оценка Поддержание взаимодействия и обеспечения сил Ведение учета выполнения АСДНР Уточнение задач, доведение их до подчиненных Ведение учета потерь населения, сил РСЧС(ГО) Обмен информацией об обстановке Поддержание устойчивого управления Проведение АСДНР

21 слайд

Описание слайда:

Организация проведения АСДНР Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ЧС мирного и военного времени проводятся круглосуточно, посменно до полного завершения. Непрерывность работ Успешное выполнение задач проведения АСДНР Д О С Т И Г А Е Т С Я рациональной их организацией; оперативным и твердым управлением; своевременным маневром силами и средствами; полным обеспечением необходимыми средствами защиты и материально-техническими средствами; своевременной заменой формирований и спасателей с учетом режимов работы в условиях заражения (ОВ, АХОВ, РВ) своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; своевременным вводом сил и средств в очаги поражения; заблаговременным изучением командирами (руководителями) формирований участков (объектов) работ; организацией взаимодействия сил и средств, всесторонним их обеспечением; соблюдением правил и мер безопасности при проведении работ. Все задачи при проведении АСДНР выполняются в максимально короткие сроки, в три этапа

22 слайд

Описание слайда:

II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС

23 слайд

Описание слайда:

Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение о возникновении ЧС использование средств защиты эвакуация из опасных районов соблюдение режимов поведения розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им мед. помощи Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС: локализация очагов поражения перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) приостановка или отключение технологических процессов тушение пожаров; санитарная обработка и обеззараживание. Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР: проведение разведки оценка обстановки и прогнозирование ее развития приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС принятие решения на проведение АСДНР 1 этап Принятие экстренных мер

24 слайд

Описание слайда:

Окончательная выработка решения на проведение АСДНР Постановка задач формированиям Организация управления, взаимодействия и обеспечения Контроль за выполнением поставленных задач Проведение АСДНР 2 этап Проведение полномасштабных АСДНР

25 слайд

Описание слайда:

Розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств Эвакуация населения из опасных районов Оказание пострадавшим первой медицинской помощи и других видов помощи Локализация очага поражения Разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением Восстановлением энергетических и коммунальных сетей, линий связи в интересах обеспечения спасательных работ Проведение специальной обработки (санитарной обработки людей, дегазации, дезактивации техники, имущества, сооружений территорий и т.д.) Основные работы 2 этапа в ходе проведения АСДНР

26 слайд

Описание слайда:

Первая группа работ Создание условий и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения Вторая группа работ Восстановление деятельности объектов, пострадавших при ЧС 3 этап Ликвидация последствий ЧС

27 слайд

Описание слайда:

Организация проведения специальной обработки, дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района Организация восстановления систем и объектов первоочередного жизнеобеспечения населения Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения Реэвакуация населения Организация топливо - энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения Организация медико-санитарного обеспечения и другие необходимые меры. Организация медицинского обслуживания населения Содержание работ первой группы Временное размещение населения, оставшегося без крова Обеспечение населения продуктами питания, водой и предметами первой необходимости

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Группировка сил и средств для проведения АСДНР При ЧС военного времени Группировка сил (на основе оценки прогнозируемой обстановки) отражена в специальном разделе «Плана ГО и защиты населения» Основное звено организующее проведение АСДНР – субъект РФ (область) Группировка сил Первый эшелон Мобильные, подготовленные и оснащенные техникой силы для выполнения работ в высоком темпе войска ГО воинские части и подразделения, выделяемые по планам взаимодействия аварийно-спасательные формирования категорированных городов аварийно-спасательные службы и формирования привлекаемые в интересах ГО Резерв Для внезапно возникающих задач, замены сил аварийно-спасательные формирования муниципальных образований; силы ГО, выделяемые по планам взаимодействия. Второй эшелон Для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ и замены подразделений первого эшелона силы ГО муниципальных образований части и подразделения МО РФ войска ГО с более поздними сроками развертывания

30 слайд

Описание слайда:

Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; принятие решений; уточнение планов (планирование действий); своевременное доведение задач до подчиненных; организацию и поддержание взаимодействия; организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; непосредственное руководство подразделениями и контроль исполнения поставленных задач.

31 слайд

Описание слайда:

Организация управления АСДНР Оценка обстановки Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Организация управления

32 слайд

Описание слайда:

Главная цель управления Обеспечение эффективного использования сил и средств по спасению людей и выполнению неотложных работ Выполнение АСДНР в полном объеме, в короткие сроки и с минимальными потерями сил и населения Основой управления является Решение руководителей местного самоуправления и организаций (председателя КЧС) и указаний вышестоящего органа управления по ГОЧС Управление в ходе ведения АСДНР Требования к управлению Непрерывность Гибкость и твердость Оперативность

Чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

_______________________________________________________

Академия гражданской защиты

Кафедра аварийно-спасательных работ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Часть 4

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АСДНР

В УСЛОВИЯХ РАЗРУШЕНИЯ ЗДАНИЙ

И СООРУЖЕНИЙ

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

в качестве учебника для слушателей системы образования

МЧС России и структур РСЧС

Химки – 2006

Организация и ведение аварийно-спасательных работ (учебник). Часть 4. Технология ведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений. - Новогорск: АГЗ МЧС России, 2006. - 31с.; 63 библ.

В четвертой части учебника изложены основные технологии проведения поиска пострадавших в завалах, их деблокирования и эвакуации (транспортировки) с использованием различных способов и средств; технологии проведения неотложных работ, связанных с расчисткой проездов в завалах, обрушением и укреплением конструкций, грозящих обвалом, локализацией аварий на коммунально-энергетических сетях. Рассмотрены особенности проведения АСДНР при пожарах в высотных зданиях, а также основные меры безопасности при проведении работ.

Компьютерный набор.

ã АГЗ МЧС России, 2006.

Глава I

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ

МАССОВЫХ РАЗРУШЕНИЙ

Аварийно-спасательные работы должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в сроки их выживания в завалах.

Непрерывность и эффективность ведения аварийно-спасательных работ достигаются: созданием группировки сил, соответствующей сложившейся обстановке; своевременным вводом сил в очаг поражения (зоны ЧС); устойчивым и твердым руководством действиями спасателей; сосредоточением основных усилий в местах наибольшего скопления пострадавших и там, где пострадавшим угрожает наибольшая опасность; полным и своевременным обеспечением действий спасателей необходимыми материально-техническими средствами; организацией режима работ в соответствии со складывающейся обстановкой.

Маршруты ввода сил в очаг поражения, включающие один - два основных и один-два дополнительных маршрута, назначаются, как правило, по дорогам с твердым покрытием и капитальными мостами, допускающими пропуск тяжелой техники.

Для обеспечения ввода сил вслед за разведывательными формированиями направляются отряды обеспечения движения, оснащенные средствами механизации по устройству магистральных проездов. Затем выдвигаются противопожарные, аварийно-технические, инженерные, аварийно-спасательные и медицинские формирования.

В периферийные зоны очага поражения формирования могут направляться пешим порядком, не дожидаясь готовности проездов.

В целях обеспечения устойчивого управления очаг поражения делит-

ся на зоны ответственности (сектора), участки, объекты работ, включающие определенную территорию с расположенными на ней зданиями и сооружениями. Количество зон, участков и объектов работ определяется исходя из сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших, их состояния.

Границы зон ответственности (секторов) работ назначаются по широким улицам, площадям, полосам зеленых насаждений, рекам, каналам, полосам отвода железных дорог, наземных линий метро и другим рубежам, которые могут сохраниться и не будут завалены.

Зоны ответственности (сектора) разделяются на несколько участков, включающих группу объектов, кварталов или микрорайонов. Каждый участок должен иметь выход на незаваливаемую улицу или проезд.

Для ведения аварийно-спасательных работ на назначенном участке (объектах) создается группировка сил. Группировка сил при большом объеме работ создается в составе двух-трех эшелонов с выделением резерва.

Распределение сил и средств осуществляется исходя из характера и объемов аварийно-спасательных работ на участках (объектах), назначенных спасательным формированиям.

В сложных условиях обстановки работы ведутся посменно.

Продолжительность работы спасателей (включая перерывы на отдых) не должна превышать 8 (в военное время – 10) часов в сутки и устанавливается в каждом конкретном случае с учетом тяжести работы и условий ее выполнения.

В ночное время продолжительность работы каждой смены спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха. Организуется освещение рабочих площадок и непосредственно рабочих мест.

Перерывы в работе продолжительностью 10-15 мин назначаются с учетом состояния работоспособности спасателей. При тяжелой работе отдых во время перерыва должен носить пассивный характер. При отрицательных

температурах окружающей среды места отдыха организуются в теплых по-

мещениях, а при жаркой погоде – в тени.

Прием пищи во время проведения аварийно-спасательных работ организуется до начала, и после окончания рабочей смены.

Режим работы спасателей устанавливается с учетом тяжести работы, температуры окружающей среды, предельно допустимого времени работы в средствах индивидуальной защиты.

Количество и состав смен определяются в зависимости от характера обстановки, поставленной задачи и объема спасательных работ. При создании смен, по возможности, должна сохраняться организационно-штатная структура формирований.

Для непосредственного проведения аварийно-спасательных работ на основе спасательных подразделений и подразделений механизации работ могут создаваться сводные механизированные спасательные группы численностью 25-50 человек для выполнения спасательных работ в тяжелых и средних завалах. Спасательные работы в легких завалах ведутся спасательными отделениями (6-8 человек) с ручным аварийно-спасательным инструментом.

Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ выбирается командиром (начальником) формирования исходя из обстановки, объема, условий работы и принятой технологии отработки отдельных рабочих операций. При постановке задач ночным сменам, учитывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается.

Смена подразделений производится непосредственно на рабочих местах. Время и порядок смены определяет руководитель работ. Старшим на период смены является командир (начальник) сменяемого формирования. Он обязан ознакомить командира формирования, прибывшего на смену, с обстановкой на участке (объекте) работ; особенностями выполнения работ ; опасными и вредными факторами, препятствующими проведению работ; состоянием техники, полученными распоряжениями; местами нахождения пострадавших, деблокировать которых к моменту смены не удалось; местом нахождения медицинского пункта, пункта замены средств индивидуальной защиты, пункта дозаправки техники, порядком организации связи и ее состоянием.

Техника при смене, как правило, не выводится, а передается прибывшему формированию непосредственно на месте работ.

Сменяемое подразделение выводится с участка работ, при необходимости проводится санитарная обработка личного состава, после чего подразделение следует в район отдыха.

Аварийно-спасательные работы в условиях разрушений направлены на:

поиск пострадавших;

деблокирование пострадавших из завалов, заваленных защитных сооружений, с верхних этажей поврежденных и разрушенных зданий и сооружений;

оказание пострадавшим первой медицинской и первой врачебной помощи;

эвакуацию пострадавших из очага поражения на пункты сбора пострадавших или в лечебные учреждения;

эвакуацию населения из опасных мест в безопасные районы;

проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

1.1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПОИСКА ПОСТРАДАВШИХ

В ЗАВАЛАХ РАЗРУШЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Поиск пострадавших в завалах разрушенных зданий и сооружений имеет целью обнаружение места их нахождения, уточнение условий их нахождения и состояния, установление с ними звукового или визуального контакта, определение примерного объема и характера необходимой им помощи.