Основные элементы интонации. Какими бывают предложения по интонации? Интонация и ее элементы

Ежедневно строя свою речь, мы не обращаем внимания на интонацию, говорим по наитию, как привыкли.

Но если решить целенаправленно построить выразительную речь, способную оказывать влияние на слушающих, удерживать внимание аудитории при публичном выступлении, то без проработки интонационной составляющей речи не обойтись.

Какую бы фразу мы ни произнесли, мы скажем её с определённой интонацией, которая зависит от четырёх акустических компонентов:

— основного тона вашего голоса;
— силы его звучания;
— длительности звучания (чем больше звуков вы произнесёте в единицу времени, тем меньше будет их длительность, соответственно, темп речи получится быстрым);
— отчётливости произносимой речи.

Зачем изучать эти элементы и как они влияют на сказанное нами? Интонация устной речи выполняет определённое число функций, которые описаны ниже.

Функции интонации

Какова , и для чего она вообще нужна? Давайте разберёмся:

  1. Интонация русской речи обеспечивает целостность фразы или её части на фонетическом уровне.
  2. Она необходима для разделения цельного текста на несколько фонетических частей: если прочитать, к примеру, отрывок книги без интонации, то слушатели вряд ли смогут уловить его суть.
  3. Именно интонация позволяет на слух уловить коммуникативные значения речи собеседника: мы понимаем, задаёт ли он вопрос, повествует или побуждает к чему либо.
  4. Интонация устной речи даёт нам возможность понять отношение собеседника к содержанию произносимой им речи: ведь все мы понимаем, когда человек говорит с сарказмом, злостью или возмущением, не так ли?
  5. Интонация русской речи позволяет нам навскидку определить эмоциональное состояние говорящего: подавленный ли у него голос или возвышенный - многое говорит о настроении собеседника.

Элементы интонации: эмоциональное воздействие на собеседника

Роль интонации в речи очень велика, с её помощью мы можем умело воздействовать на собеседника на эмоциональном уровне.

Давайте рассмотрим пример

Возьмём фразу «Послезавтра мы с моим мужем отправимся в кино». Именно особенности интонации при ее произношении позволяют нам по-разному воздействовать на собеседника. Вы можете сказать: «Послезавтра МЫ С МОИМ МУЖЕМ отправимся в кино» (то есть, пойдёте именно вы и ваш муж, и никто другой). Или так: «Послезавтра мы с моим мужем отправимся В КИНО» (не в кафе, бар или ресторан, а в кинотеатр). Ну, и напоследок: «ПОСЛЕЗАВТРА мы с моим мужем отправимся в кино» (не сегодня, не завтра, не через неделю, а конкретно послезавтра).

Элементы интонации: смысл всего высказывания зависит от того, как вы его произнесёте

Особенность интонации в устном общении также в том, что от неё зависит смысл всего высказывания. Возьмём в пример известную всем фразу: «Казнить нельзя помиловать». В письменной речи мы можем поставить запятую либо после «казнить», либо после «нельзя», отчего изменится её смысл и судьба того человека, которого вы хотите лишить жизни или же отпустить на волю. Но в устном общении нельзя сказать: «Казнить нельзя запятая помиловать», поэтому в вербальной коммуникации очень важно выдерживать правильную паузу. Либо «Казнить… нельзя помиловать», либо «Казнить нельзя… помиловать» - всё будет зависеть от того, насколько вы милостивый сударь/сударыня.

Интонация и темп речи

Представьте себе ситуацию: вам нужно совершить важный звонок, но на телефоне садится батарея. У вас есть ровно 30 секунд, чтобы сообщить собеседнику важную информацию. Вы же не будете час выдерживать паузы и заботится об эмоциональном окрасе каждого слова? Скорее всего, вы произнесёте речь как можно внятнее и быстрее, чтобы и успеть всё сказать, и донести суть до человека на том конце провода.

Основные элементы интонации

  1. (мы ставим его на конкретное, наиболее значимое слово речи, выделяя повышением голоса). Пример — ситуация с походом в кино с мужем.
  2. — повышение и понижение голоса, позволяет избежать монотонности речи и придает ей разнообразные оттенки.
  3. — насколько медленно или быстро мы говорим.
  4. — звуковая окраска голоса.
  5. Паузы. Своевременно поставленная пауза способна максимально воздействовать на публику, заставляя ее задуматься/вступить в полемику/выразить одобрение. Притом, важны для речи как логические, так и эмоциональные паузы.

Мы перечислили основные особенности и функции интонации. Разумеется, мало с ними просто ознакомиться — нужно ежедневно работать над интонационной структурой речи, чтобы сделать процесс говорения максимально эффективным. Надеемся, что статья была вам полезной, и вы будете больше внимания уделять тому, как вы строите свою речь!

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Зарипова Гульбахар Заитовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока :

1. Обучающие :

    дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;

    овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;

2. Развивающие:

    развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

    развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;

    развитие и совершенствование общеучебных умений : речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).

3. Культурологические:

    приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью).

Ожидаемые результаты.

Знать/понимать:

    структурные компоненты интонации;

    функции интонации в речи;

    отличительные особенности русской интонации.

Уметь:

    проводить анализ интонационных конструкций;

    дать интонационный анализ художественных текстов с точки зрения роли интонации в характеристике героев литературного произведения;

    оценивать интонационную интерпретацию лирических произведений разных деятелей искусства;

Аудирование и чтение:

    использовать ознакомительно-изучающее чтение;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

    различать богатство экспрессивных интонационных конструкций русского языка.

Говорение и письмо:

    озвучивание фильма, осознавая типы интонаций по вербальным средствам общения,

    создание сочинения "О чём и как говорят герои картины", используя приобретённые знания об интонации.

Техническое сопровождение урока, наглядность :

    мультимедийная презентация;

    музыкальное сопровождение (в т.ч. фрагмент из балета П.И.Чайковского "Спящая красавица", mp3);

    фрагмент DVD-фильма "Анна Каренина";

    видеофрагмент урока английского языка из серии учебных пособий "OXFORD";

    трейлер мультипликационного фильма "Фантазия на славянскую тему" с CD-приложения к журналу "Enter" (для выполнения творческого задания по озвучиванию ролика).

    электронное учебное пособие "1С. Русский язык".

Технические требования:

    компьютер учителя,

    проектор,

  • динамики,

    компьютеры для учеников (минимум - 5).

Программное обеспечение :

    проигрыватель Windows Media;

    Flash - проигрыватель;

    MS Office: Word, PowerPoint.

План - конспект урока

1. Погружение в тему урока.

- :Начнём с путешествия в хорошо знакомую сказку "Спящая красавица", сюжет которой использовал П.И.Чайковский для одноимённого балета. Для третьего действия спектакля он придумал сцену, которую называют "сказкой сказок": в ней благополучно проснувшуюся после столетнего сна принцессу Аврору и её спасителя принца Дезире приветствуют сказочные герои. Перенесёмся мысленно в сказочный дворец... Вот мы вместе с героями слышим звуки праздничного шествия. Как забавен и одухотворён дирижёр оркестра - гном! Вошли в круг принцесса Аврора и принц, закружились нарядные пары. Все во власти прекрасной музыки. И вдруг...

Попробуйте угадать, кто появился на сцене и что случилось на балу. Почему вы так решили? Чем заняты эти сказочные герои? Какое у них настроение?... (Беседа о ссоре Кота в сапогах и Белой кошечки)

Вы правильно услышали в музыке танца недовольное урчание Кота и гневное мяуканье Кошечки, злое шипение.

Что помогло понять эту сцену?...

Вы назвали основные средства, с помощью которых создаётся интонация... Это тема сегодняшнего урока.

2. Осмысление темы урока

"Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несёт в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаённый смысл и значение?!.."

В.П.Морозов

О чём размышляет учёный - биолог, исследователь физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П.Морозов?...

Но для того чтобы достичь слуха, чтобы были доступными мысли и чувства, нужно, чтобы устная звучащая речь отличалась выразительностью, эмоциональностью, чтобы она воздействовала на слушателя. Для этого есть разнообразные средства... (след. слайд)

Что же это за средства? Выявите их из высказывания другого учёного-лингвиста:

:В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте:"

Давайте выясним сущность составляющих элементов интонации, обратившись к нашему электронному учебнику...(самостоятельное чтение статьи, беседа по опорным вопросам).

3. Речевая практика.

1) Интересный факт. Первая запись русской интонации.

В 1878 г. М.П.Мусоргский работал над оперой "Женитьба".

Мусоргский посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию артистов, чтобы в своей опере добиться воспроизведения "простого человеческого говора". Это была первая запись русской интонации.

2) - А каковы отличительные особенности русской интонации в сравнении с другими языками.

Проверка домашнего задания № 1.

Дома вы читали диалог на английском и русском языках. Повторим. Какие выводы вы сделали:. А вот как произносят те же реплики англичане:. (аудирование - прослушивание диалога на английском языке)

Что вы заметили?...(Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях).

- Послушаем пример:

Исследование по этому вопросу провела:..(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:...

Доклад-исследование на тему: "Сравнительный анализ интонационных особенностей английского и русского языков".

- А как произносятся слова приветствия в русском языке? Обратимся к авторитетным мнениям.

3) И.Л.Андронников:

"Простое слово "здравствуйте" можно сказать

ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов"

Произнесём это слово...

Может быть, мы продолжим список? Нам помогут забавные герои картин немецкого художника Карла Шпицвейга...

Дослушаем конец цитаты Андронникова:

"А написать? Для этого понадобится на одно "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".

Проверка д\з № 2. Произнести фразу "Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным" (Френсис Бэкон) в разных речевых ситуациях, которые подсказывают фразеологизмы.

Как в воду опущенный; прокурорским тоном; учительским тоном; командирским тоном; не своим голосом; что есть мочи.

Сопутствующие задания : объяснить смысл афоризма, найти информацию об авторе высказывания, подобрать синонимы к фразеологизмам.

Роль интонации в жизни человека исследовала:.(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:

Доклад-исследование "Роль интонации в жизни человека"

4. Интересный факт. "Фонограф"

Существуют специальные приборы, с помощью которых лингвисты фиксируют интонационные изменения при произнесении разных фраз.

С помощью акустической техники установлено, например, что выражение грусти сопровождается "узким мелодическим интервалом", "ровным мелодическим контуром", "медленным темпом", "слабой интенсивностью".

А первым человеком, кто изобрёл такой аппарат, был Эдисон:

Любимое изобретение Эдисона, которое считается единственным полностью оригинальным. На мысль о фонографе его навели звуки, похожие на неразборчивую речь, исходившие однажды от телеграфного повторителя. Первые фонографы издавали довольно резкие и грубые звуки, но многочисленным слушателям воспроизведение речи казалось волшебством.

Звук записывался иглой, связанной с мембраной, на цилиндрическом валике, обернутом оловянной фольгой. При возникновении колебаний в мембране игла вычерчивала на поверхности фольги канавку переменной глубины.

Юля в своём докладе обратила внимание на смыслоразличительную функцию интонации. В русском языке эта функция необыкновенно разнообразна.

5. У каждого мастера слова свои интонации, своё звучание.

Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Чувства выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь.

Аргументировать тезис о том, что русская интонация богата смыслами, нам поможет следующий эксперимент...

Сравнительный анализ исполнения стихотворения Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" писателем Ф.Искандером
и артистом М.Казаковым.

6. Осмысление роли интонации в художественной литературе.

Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.

Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Я знаю, что есть те, кто уже летом прочитал этот роман. Вы помните, как он начинается...

Мы обратим внимание на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.

Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?

Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.

Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.

Посмотрите фрагмент из кинофильма "Анна Каренина". Сумели ли артисты передать авторский замысел?

Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса ("сказала быстрым, не своим, грудным голосом"); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).

По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

7. Выявление основных функций интонации.

Выполнение упражнения на смыслоразличительную функцию знаков препинания, как материальных выразителей интонации на письме.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста. Об этом вы прочитаете дома самостоятельно.

(Поскольку любой текст произносится в определённом стиле, принадлежит к какому-нибудь жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно стилю и жанру. Привлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas - "воля") значение, когда выражает волевые действия. Угадайте их по произнесённой фразе::(приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрёк, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.)

Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения её воздействия на слушателя.

В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей:

1) обязывание или побуждение (приказ, требование, просьба);

2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрёк);

3) убеждение (предложение, совет, инструкция).

Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

4. Формулировка выводов:

Творческая работа учащихся. Интерпретация интонации по вербальным средствам общения.

Озвучивание мультфильма "Фантазия на славянскую тему" ученицами 10 класса (фамилии учениц).

5. Заключение.

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

Б.Н.Головин*

6. Домашнее задание.

    Выучить теорию по теме "Интонация".

    Творческий диктант. В качестве диктанта предлагается описание картины голландского художника Яна Стена "Строгий учитель". Творческая часть - озвучивание картины с характеристикой интонационных особенностей речи героев картины.

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.
1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).
2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя.
3. Речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп.
4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.
5. Пауза - остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания. Как удивили его слова / брата!
Как удивили его / слова брата!
Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. Станиславский называл «красноречивым молчанием». Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, / как его/, он турок или грек?//Тот,/черненький/на ножках журавлиных... (А. Грибоедов); паузы молчания (Хотя страшился он сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моложе, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (М. Лермонтов) Необходимость психологической паузы автор часто подсказывает многоточием.