Осуществление помилования кто осуществляет. Помилование

В соответствии с ч.3 ст.50 Конституции Российской Федерации, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Помилование является частным выражением принципа гуманизма (ст.7 УК РФ), присущего российскому уголовному законодательству. Оно, прежде всего, направлено на смягчение участи лиц, раскаявшихся в совершении преступления и утративших общественную опасность.

Помилование имеет сложную нормативную основу. С одной стороны, это конституционные нормы, определяющие полномочия главы государства в данной сфере. Так, согласно п. "в" ст.89 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет помилование. С другой - действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.85) закрепляет помилование как самостоятельный уголовно-правовой институт.

Порядок его применения регламентирован в Положении Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г. N 53 (Часть II) ст. 5149, которое определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

Во-первых, помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Во-вторых, в Российской Федерации помилование применяется:

  • а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
  • б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Далее оно направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

  • а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
  • б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
  • в) справка о состоянии здоровья осужденного;
  • г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
  • д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
  • е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
  • ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
  • з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.

Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также необходимые документы.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • в) срок отбытого (исполненного) наказания;
  • г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Реальное состояние системы помилования и проблемы ее организационно-правовых аспектов, а также практики применения будут рассмотрены в следующем параграфе.

Также в этой главе хотелось бы отметить немаловажную сторону организационно-правового аспекта помилования: что представляет собой ходатайство о помиловании и как его писать.

В настоящее время помилование совершается на основании личного ходатайства осужденного. Это означает, что только после того, как сам осужденный напишет ходатайство, а администрация колонии со всеми необходимыми документами направит это ходатайство в Управление при Президенте Российской Федерации по вопросам помилования, к осужденному может быть применено помилование. Нередко в брошюрах, издаваемых различными правозащитными организациями и распространяемых среди осужденных, содержится информация, что осужденный может быть помилован не только по своей личной просьбе, но и по просьбе родственников и других лиц. Действительно, родственники, общественные объединения, трудовые коллективы имеют право обратиться с просьбой о помиловании осужденного, в судьбе которого они заинтересованы. Однако до момента получения личного ходатайства осужденного и соответствующих документов (копии приговора, характеристики из колонии, анкеты и др.), вопрос о помиловании рассматриваться не будет. Все обращения заинтересованных лиц приобщаются к материалам дела на каждого осужденного, обратившегося с просьбой о помиловании.

Таким образом, от желания самого осужденного почти всегда зависит, будет рассмотрен вопрос о его помиловании или нет. Исключение в этом случае составляли осужденные к смертной казни. На практике бывали случаи, когда осужденный к исключительной мере наказания отказывался писать ходатайство о помиловании. Тогда с участием прокурора составлялся акт об отказе и с прилагающимися документами направлялся в соответствующее управление аппарата Президента.

Так что же представляет собой ходатайство о помиловании? Является ли оно юридическим документом? Известно, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию, ее материальный носитель. Ходатайство о помиловании можно отнести к документам, фиксирующим факты, связанные с волей осужденного, поскольку он в ходатайстве излагает свое желание быть помилованным. С этой точки зрения, ходатайство о помиловании является юридическим документом. Однако юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, но и в их особом внешнем оформлении. Юридический документ должен иметь, как минимум, две «привязки» к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Эти «привязки» осуществляются обычно при помощи реквизитов, придающих документу юридическую силу, легитимирующим его. Если на документе нет реквизитов или они не соответствуют действительности, он теряет юридическую силу.

Ходатайство о помиловании является, пожалуй, единственным исключением из этого правила. Как бы оно ни было написано, какой бы ни была его структура и оформление, оно должно быть рассмотрено и повлечь за собой принятие соответствующего решения (о помиловании или об отказе в помиловании).

Таким образом, являясь юридическим документом, прошение или ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы, присущей последнему, и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

Осужденный излагает свою просьбу произвольно, обычно в форме письма. На практике невозможно встретить два одинаковых ходатайства. Они отличаются и по объему, и по содержанию. Все зависит от личностных особенностей осужденного, от его образовательного уровня, а порой и от настроения, в котором он пребывал, когда сочинял свое прошение. Иногда ходатайства о помиловании по своей форме и содержанию напоминают роман. Так, ростовский маньяк Ч. изложил историю своей «нелегкой» жизни на 67 страницах, причем он искренне считал, что заслуживает помилования и «полезен для общества как человек и для Родины как гражданин». Комиссии по помилованию приходилось рассматривать дело одного «смертника», приславшего отпечатанное на машинке сочинение в 93 страницы, причем проза в нем чередовалась со стихами. Серийный убийца Г. оказался не столь многословен, его ходатайство всего в одно предложение: «Прошу меня помиловать и заменить высшую меру наказания, учитывая чистосердечное признание и раскаяние».

Как уже говорилось выше, официальной формы, образца написания ходатайства о помиловании не существует. Осужденный в каждом случае решает сам, что именно нужно написать в прошении, как изложить свою просьбу. Изучение ходатайств показало, что в большей части из них отсутствует описание отношения осужденного к совершенному им преступлению. В лучшем случае имеется ничего не значащая фраза: «В содеянном раскаиваюсь». Многие о совершенном преступлении упоминают лишь вскользь, а сосредотачиваются на горестях, постигших их семью, на своем здоровье.

Встречаются и такие ходатайства, где осужденный пишет о том, что не считает себя виновным, просит пересмотреть приговор. Очевидно, что такого рода жалобы должны направляться в судебные инстанции, которые проверят обоснованность и законность приговора.

Ходатайство о помиловании - это отражение личности осужденного. В отличие от кассационной жалобы, не нужно перегружать его юридической терминологией и подробно описывать обстоятельства преступления, важнее сосредоточиться на своих чувствах и переживаниях по поводу происшедшего и перечислить обстоятельства, в связи с которыми он просит о помиловании.

Итак, если в жизни осужденного имеются какие-либо заслуживающие внимания обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании, - отбыл половину срока наказания, или считает, что его дальнейшее пребывание в местах лишения свободы нецелесообразно ввиду того, что он доказал свое исправление, то вполне возможно обратиться с просьбой о помиловании.

В правом верхнем углу листа бумаги следует написать, кому адресуется ходатайство; от кого, указав свои фамилию, имя, отчество, год рождения; когда, по какой статье и каким судом осужден; какой срок от назначенного наказания отбыт.

Поскольку помилование осуществляет Президент, то ходатайство должно писаться на его имя. Однако прежде чем Президент вынесет свое решение, вопрос о помиловании рассматривается Комиссией по вопросам помилования. Адрес указывать не обязательно, так как ходатайство будет направляться администрацией колонии с другими необходимыми документами одним пакетом.

В начале ходатайства следует изложить, как осужденный относится к совершенному преступлению. Если он считает, что совершению им преступления способствовали какие-то обстоятельства, то следует на них указать. Безусловно, это не означает, что нужно возлагать на кого-то вину, будь то потерпевший, общество или государство.

Если ходатайствующий о помиловании ранее неоднократно был судим, то это обстоятельство значительно снижает его шансы быть помилованным. Однако если он все же решился просить о помиловании, в начале ходатайства следует указать, за что и когда он прежде осужден.

Вторую часть ходатайства можно посвятить обстоятельствам, которые заставили осужденного обратиться с просьбой о помиловании. К таким обстоятельствам осужденные обычно относят тяжелое материальное положение семьи, болезнь близких родственников, которые нуждаются в уходе или помощи, свое состояние здоровья, делающее тяжелым дальнейшее пребывание в местах лишения свободы, малолетних детей, лишенных родительской заботы.

Следует учесть, что если лицо, ходатайствующее о помиловании, пишет о состоянии здоровья близких, то нужно позаботиться о том, чтобы в материалах, которые будут рассматриваться, имелись соответствующие медицинские документы, подтверждающие его слова. То же касается и болезней самого осужденного, которые должны быть подтверждены документально.

В ходатайстве нужно обязательно указать, чем осужденный планирует заниматься в случае возможного помилования. Если имеется организация, готовая предоставить ему рабочее место, то не лишней будет справка о том, что после освобождения он будет трудоустроен.

Если у осужденного имеются особые заслуги перед Родиной, если он награжден орденами или медалями, принимал участие в боевых действиях, об этом необходимо сообщить. Безусловно, что в этих случаях также должно быть документальное подтверждение слов.

Как отмечает А.С. Михлин, подавляющее большинство осужденных, ходатайствующих о помиловании, настолько увлекаются изложением своих бед и переживаний, что складывается впечатление, будто пишет не преступник, а потерпевший. А об истинном потерпевшем даже не упоминается. Как сложилась после преступления его жизнь, жизнь его семьи, осужденного не интересует.

Если осужденный или его родственники каким-либо образом приняли участие в судьбе потерпевшего, например, возместили материальный ущерб, затраты на лечение, нужно указать это в ходатайстве. Бывает, что потерпевшие сами просят помиловать своего обидчика или, по крайней мере, не возражают против помилования. Если осужденный или его родственники поддерживают связь с потерпевшим, то в интересах ходатайствующего о помиловании будет обратиться к потерпевшему с просьбой написать письмо о своем отношении к помилованию. Это особенно касается лиц, совершивших тяжкие преступления против личности.

Помилование на сегодняшний день существует преимущественно в двух формах: сокращение срока наказания и полное освобождение от дальнейшего отбывания наказания, хотя Уголовный кодекс предусматривает и другие его виды. Конечно, можно просить о том или ином виде помилования, но окончательное решение все-таки будет за Президентом, который решит, чего больше заслуживает данный осужденный. Уголовный кодекс, как известно, в ст. 85 предусматривает и такой вид помилования, как замена наказания более мягким.

При написании ходатайства осужденный должен помнить, что он не единственный, кто обращается с подобной просьбой. Поэтому нужно стараться писать разборчиво, достаточно крупными буквами и не слишком длинно.

В своей работе А.С. Михлин дает некоторые рекомендации для тех, кто обращается с просьбой о помиловании своих близких, находящихся в местах лишения свободы Михлин А.С. Помилование в Российской Федерации. - М.: «Информация, консультация, содействие». 2001. С. 38..

Прежде всего, следует знать, что любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного со всеми необходимыми материалами прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.

В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого имеется приговор суда. Если пишут родственники, членом семьи которых осужденный является (мужем, сыном, отцом), то следует написать о том, как повлияло его осуждение на жизнь семьи.

В прошении можно перечислить заслуживающие внимания достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.

Правом обращаться с просьбой о помиловании обладают также трудовые и учебные коллективы, членом которых являлся осужденный, общественные объединения, в которых он состоял до совершения преступления.

Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, где содержится осужденный.

Тем не менее, никто не ограничивает право пожизненно осужденного обратиться с просьбой о помиловании в любое время, все вышеприведенные рекомендации действуют и в их отношении. Наказание может быть снижено при наличии заслуживающих внимание обстоятельств.

Подводя итоги данного параграфа, следует сказать, что порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации законодательно закреплен в Положении. Но по мнению некоторых авторов Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500, имеет существенные пробелы в регулировании этого вопроса, и один из них - отсутствие механизма применения помилования к осужденным военнослужащим Проект Федерального Закона о помиловании. Закон, 2002, № 3. С. 135-140.. Проект Закона о помиловании восполняет этот пробел, посвящая этому вопросу отдельную главу.

Также здесь необходимо обозначить еще одну точку зрения на обращение с ходатайством о помиловании, представленной в диссертации Ю.В. Саженкова Саженков Ю.В. Правовое регулирование помилования в российском законодательстве (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы). Диссертация. 2005. Современная Гуманитарная Академия. . Он предлагает внести изменения в ст. 176 УИК РФ.

  • 1. Осужденный, его адвокат или законный представитель, а также близкие родственники осужденного вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Данные ходатайства подаются через администрацию исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание, которая вместе с ходатайством направляет мотивированное заключение о целесообразности (нецелесообразности) помилования.
  • 2. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденного, повторное направление ходатайства о помиловании допускается не ранее, чем через год, а осужденных к пожизненному лишению свободы - не ранее чем через пять лет, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
  • 3. Повторные ходатайства о помиловании, не подлежащие направлению в соответствии с частью второй настоящей статьи, по решению начальника учреждения и органа, исполняющего наказание, согласованному с прокурором, приобщаются к имеющим материалам о рассмотрении ранее поданного ходатайства о помиловании. О принятом решении сообщается лицу, подавшему ходатайство о помиловании, и осужденному. Решение начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, может быть обжаловано указанными выше лицами в суде.
  • 4. Порядок подготовки и направления администрацией исправительного учреждения ходатайства о помиловании положительно характеризующего осужденного, внесенного в соответствии с ч.5 ст.113 настоящего Кодекса, определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

Каждый осужденный человек вправе просить о помиловании или смягчении назначенного наказания. Об этом гласит основной закон государства. Осуществление помилования производится президентом в отношении конкретного человека, который обратился к нему с ходатайством через администрацию исправительного учреждения либо органы исполнительной системы после своего освобождения. Данный акт может существенно улучшить положение осужденного, уменьшить назначенное наказание, а также снять с него судимость. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

Основные моменты

Осуществление помилования человека, который совершил преступление и был осужден за это, относится к полномочиям главы государства. Принятие в отношении гражданина данного акта может улучшить положение последнего, а также смягчить назначенное наказание.

Принимать решение о помиловании осужденного лица может только президент, потому что это относится к его компетенции. Об этом написано в Конституции и Уголовном кодексе. С ходатайством о помиловании к главе государства может обратиться не только сам осужденный, но и его защитник, родственники, администрация учреждения, где человек отбывает назначенный приговором срок, а также исполнительная инспекция, если последний уже вышел на свободу, но имеет неснятую судимость.

В отношении кого применяется

В соответствии с законом, помилование осужденных по приговору суда осуществляет глава государства. Данное правило зафиксировано в Конституции и кодексе о злодеяниях. Помилование, как акт милосердия, может быть применено к следующим категориям лиц:

Осужденным органами власти РФ и отбывающим назначенный срок на территории нашей страны

Приговоренным к наказанию судами иностранных государств, но находящимся в тюрьмах России, если данное правило прописано в международном договоре;

Гражданам, отбывшим свой срок и имеющим неснятую судимость за совершенное злодеяние.

Принимается во внимание

Чьи полномочия - осуществление помилования, мы уже выяснили. Президента. В свою очередь, последний может принять положительное решение в отношении определенного лица либо отказать в прошении в связи с тем, что осужденный не подпадает под критерии, необходимые для смягчения или освобождения его от наказания.

При рассмотрении ходатайства о помиловании человека, совершившего злодеяние, необходимо учитывать следующие моменты:

Степень, характер и тяжесть содеянного;

Поведение лица в период отбытия срока (работал ли осужденный, не уклонялся ли от участия в творческой деятельности, не совершал ли он противоправных действий);

Время, которое заключенный провел в (потому что помилование не применяется к тем лицам, которые не отбыли половины назначенного срока);

Не было ли совершено виновным новое злодеяние в период течения испытательного периода (характерно только при условном осуждении);

Применение ранее акта амнистии или помилования к указанному осужденному, а также досрочного освобождения;

Возмещение ущерба, причиненного злодеянием;

Данные о личности виновного человека (если ли у него семья, дети, также учитывается его возраст, количество судимостей).

Указанная информация необходима для того, чтобы глава государства мог принять правильное решение в отношении определенного человека. Ведь осуществление помилования - это одна из его основных функций, подведомственная только президенту.

Не распространяется

Осуществление помилования относится к полномочиям главы государства, и, соответственно, только он будет решать вопрос о применении к виновному человеку акта милосердия. Об этом гласит закон. Поэтому личность осужденного, который просит президента о помиловании, подлежит детальному и всестороннему изучению. Тем не менее по закону не все злоумышленники могут рассчитывать на милосердие главы государства. К ним относятся следующие категории людей:

Совершившие умышленное злодеяние во время испытательного периода;

Нарушители порядка отбытия наказания (особенно если человек пренебрегал правилами, установленными в исправительном учреждении);

Освобожденные из колонии в связи с амнистией, помилованием либо досрочно;

Граждане, которым ранее уже производилась замена наказания на более мягкое.

Таким образом, не все осужденные смогут рассчитывать на снисхождение со стороны президента. Хотя осуществление помилования относится к полномочиям последнего, он вправе не подписать акт милосердия, если лицо не соответствует критериям его применения.

По законодательству

Ст. 50 Конституции гласит о том, что каждый осужденный человек может просить о помиловании либо о смягчении наказания. Данная норма еще раз подтверждает факт того, что права и свободы человека в правом государстве считаются наивысшей ценностью. Тем не менее не все заключенные смогут рассчитывать на милосердие со стороны президента.

Осуществление помилования осуществляется главой государства на основании статьи 89 Конституции и положений Уголовного кодекса. Данные нормы указывают на то, что снисхождение может быть применено только к определенному человеку. Кроме того, акт милосердия со стороны президента может улучшить положение осужденного, снизить срок наказания либо снять судимость.

Право на осуществление помилования, согласно Конституции РФ, принадлежит главе государства. Но президент не вправе делегировать данные полномочия по решению указанного вопроса другому должностному лицу. Тем не менее это не исключает участия других органов государственной власти в процессе проведения помилования осужденного.

Существенные отличия

Помилование во многом схоже с амнистией. Ведь эти два указанных акта позволяют улучшить положение виновных людей, снизить срок осуждения, а также совсем освободить от отбытия наказания. Тем не менее указанные понятия имеют существенные отличия друг от друга.

Амнистия, как акт милосердия, применяется в отношении неограниченного круга лиц, подвергнутых уголовному преследованию и осуждению. Оформляется в виде постановления Госдумы. Кроме того, исполнение данного документа требует значительной подготовки от органов исполнительной власти (юстиции на местах).

В то время как помилование применяется в отношении конкретного человека, обратившегося с ходатайством к самому президенту. Данный акт милосердия оформляется в виде соответствующего указа главы государства и подлежит незамедлительному исполнению.

Как происходит на практике

В компетенцию президента входит осуществление помилования. РФ, как правовое государство, защищает всех граждан от беззакония и произвола и поэтому предоставляет возможность осужденному просить главу государства о применении акта милосердия.

Для этого сам виновный подает соответствующее ходатайство с просьбой о помиловании через администрацию колонии либо через исполнительную инспекцию. Данные органы власти не позднее двадцати дней после поступления к ним указанного заявления должны направить данный документ в Министерство юстиции. Затем ходатайство и все необходимые бумаги, устанавливающие личность виновного, в течение недели передаются в комиссию, занимающуюся вопросами помилования. После чего все документы на осужденного с определенным заключением направляются губернатору в срок не позднее тридцати дней. В свою очередь последний отправляет главе государства представление о возможности применения помилования к осужденному. Для этого указанному должностному лицу предоставляется пятнадцать дней.

Таким образом происходит осуществление помилования. РФ, как правовое государство, дает возможность каждому осужденному попросить президента о снисхождении и уменьшении срока наказания, а также о снятии судимости.

Если было отказано

В компетенцию главы государства входит осуществление помилования. Его полномочия распространяются также на то, чтобы отказать заключенному в применении к нему акта милосердия со стороны главы государства.

Но кто же уведомляет осужденного о том, что ему было отказано в удовлетворении ходатайства? Ответ на данный вопрос достаточно прост. В том случае, если президент отклоняет ходатайство виновного, то сообщить об этом последнему должен в письменной форме сам губернатор субъекта. И только через год осужденный вновь сможет обратиться с просьбой о помиловании к главе государства. Исключением здесь будут считаться вновь открывшиеся обстоятельства, в связи с появлением которых к человеку необходимо будет применить акт милосердия.

Оформление

Как правило, образец написания ходатайства о помиловании есть в каждой колонии. Данный документ должен быть закреплен на информационном стенде для требуется для того, чтобы виновный мог сам оформить ходатайство и передать его через начальника отряда в администрацию колонии.

Заполняется документ следующим образом:

Президенту РФ _______________ (данные)

от осуждённого ____________________ (ФИО полностью)

Ходатайство о помиловании

_______ (дата) я был признан виновным в совершении деяния, предусмотренного ст. ___ кодекса о преступлениях, и осужден к ____ (срок полностью) с отбыванием наказания в колонии (указать вид учреждения).

В содеянном я раскаялся (здесь нужно очень подробно прописать в чем именно это проявляется, возместил ли виновный вред, причиненный злодеянием, а также необходимо привести доводы, которые бы свидетельствовали о том, что человек больше не представляет опасности для общества).

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 85 кодекса о злодеяниях и 89 Конституции, прошу Вас о помиловании и снижении срока наказания (либо снятия судимости, освобождения от дальнейшего отбытия срока).

Приложение:

(все имеющиеся документы, в том числе копию приговора суда, характеристики, справку о состоянии здоровья).

Дата ____________

Подпись осужденного ________________ (расшифровка).

Общая характеристика

Каждый человек, который был осужден за совершение злодеяния, может обратиться к главе государства с просьбой о применении к нему акта милосердия и снисхождения. Данное прошение оформляется в виде ходатайства и передается осужденным через администрацию колонии либо исполнительную инспекцию.

Только в полномочия президента входит осуществление помилования. Кем осуществляется передача ходатайства от осужденного президенту, также прописано в законодательстве.

Также необходимо отметить, что просить главу государства о снисхождении может любой человек, совершивший злодеяние и отбывающий за это срок заключения. Более того, данный акт милосердия не реабилитирует виновного, а может только улучшить его положение.

Важно

Осуществление помилования заключенных, которые отбывают пожизненный срок, также производится по решению президента. Никакие другие органы власти и должностные лица не обладают подобными полномочиями.

Кроме того, злоумышленники, отбывающие наказание пожизненно, могут надеяться на смягчение наказания лишь только после отбытия не менее 25 лет в местах заключения.

Как определено в п. «в» ст. 89 Конституции РФ, в настоящее время правом помилования осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное лицо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», на территории всех субъектов Российской Федерации созданы свои комиссии по помилованию, что облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.

Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость. (Приложение В)

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов (копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Обращает на себя внимание то, что данный этап осуществления помилования рассчитан на деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания в системе Министерства юстиции РФ.

Как было сказано, администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.

Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. В прошлом такого ограничения не существовало, поэтому Комиссия по делам о помиловании при Президенте РФ была наводнена повторяющимися ходатайствами, причем, как правило, очередное обращение не содержало какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение.

В частности, определено, что должны учитываться характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбытия или исполнения наказания; совершение осужденным преступлений в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии или помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, число судимостей, семейное положение, возраст и т.д.); другие обстоятельства, если комиссия найдет их существенными, имеющими значение для решения вопроса о помиловании. В приведенном перечне обстоятельств, с учетом которых комиссии должны принимать решение о поддержании ходатайства осужденного о помиловании, встречаются предписания, противоречащие некоторым рекомендациям ст.2 Положения. В силу требований этой статьи комиссиям следует, как правило, не поддерживать ходатайства осужденных о помиловании, если они несут наказание за совершение новых умышленных преступлений во время испытательного срока при условном осуждении или условно-досрочном освобождении. А статья 12 Положения, напротив, предписывает комиссиям принимать во внимание при рассмотрении ходатайств о помиловании эти обстоятельства. Следовательно, комиссии по своему усмотрению, с учетом обстоятельств дела, оценивают факт совершения осужденным нового умышленного преступления во время испытательного срока как обстоятельство, исключающее поддержку ходатайства осужденного, или не считают его таковым и поддерживают такое ходатайство. Помилование применяется к тем осужденным, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбыли при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершили какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

Многие юристы полагают, что помилование необходимо применять после отбытия осужденным определенной части срока наказания. Отметим, что в ст. 6 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1961 г. «О порядке рассмотрения Президиумом Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании» предписывалось применять помилование не ранее отбытия осужденным половины срока назначенного судом наказания.

Ю.М. Ткачевский полагает, что установление каких-либо сроков, по отбытии которых возможно применение помилования, противоречит природе этого института, его исключительному характеру и, по сути, приближает его к разновидности уголовно-правового досрочного освобождения от наказания.

Однако, на наш взгляд, чем большая часть срока наказания отбыта осужденным, тем обоснованнее (при наличии особых, исключительных обстоятельств) применение помилования, так как от отбытой части срока наказания зависит уровень достижения стоящих перед ним целей, степень изученности личности осужденного.

Для обеспечения обоснованности применения помилования в ст.1 Положения комиссиям рекомендовано, как правило, не поддерживать ходатайства о помиловании в отношении следующих категорий осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; б) злостно нарушающих режим исполнения наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно (в течение испытательного срока); г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актами амнистии и помилования (если была сохранена судимость - в ее течение); д) которым суд ранее заменял наказание более мягким (в течение срока отбывания замененного наказания и судимости). Подчеркнем, что к перечисленным категориям лиц применять помилование не следует: им ранее оказывалось большое доверие, но они его не оправдали. Однако в порядке исключения Президент РФ все же может помиловать таких лиц.

Итак, на основании изложенного мы можем сделать следующие выводы. Вопросы амнистии и помилования не урегулированы отдельными законодательными актами. Но если урегулирование амнистии отдельным законом с нашей точки зрения представляется правильным, так как при применении амнистии возникает много вопросов. Например, эффективность проведения амнистии, социальные последствия ее проведения. Часто акты амнистии носят откровенно разгрузочный характер и преследуют одну единственную цель - в виду переполненности исправительных учреждений освободить как можно больше осужденных. Поэтому четкое законодательное урегулирование порядка проведения и процедуры амнистии поможет снять эти противоречия. Помилование же является безусловным правом Президента Российской Федерации, предусмотренным Конституцией. Ограничивать каким-либо законом конституционное право президента представляется нам неверным.

Статья 89 Конституции Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

в) осуществляет помилование

Статья 85 Уголовного кодекса РФ

Помилование

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" на территории субъекта РФ образуется комиссия по вопросам помилования.

Задачей комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации является: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных.

Комиссия по вопросам помилования в субъектах РФ, как правило, не даёт положительного заключения по ходатайству о помиловании в случаях:

· если совершено умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока при условном осуждении;

· если осужденный является лицом, злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;

· если осужденный ранее освобождался от отбывания наказания условно - досрочно;

· если осужденный ранее освобождался от отбывания наказания по амнистии;

· если осужденный ранее освобождался от отбывания наказания актом помилования;

· если осужденному ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием;

· если приговор еще не вступил в законную силу, не прошел апелляционную или кассационную инстанции;

· если просьба о помиловании ставится в связи с несправедливым, по мнению осужденного, приговором суда в отношении любых обстоятельств: факта совершения преступления, виновности, сроков и вида назначенного судом наказания;

· если осужденным еще не отбыта половина назначенного срока наказания.

Ходатайство подается через спецчасть учреждения, в котором отбывает

наказание осужденный.

Ходатайство о помиловании должно исходить непосредственно от самого осужденного.

Просьбы и письма третьих лиц, в том числе, так называемые «Материнские прошения», могут быть приложены к ходатайству о помиловании, но не могут заменить ходатайство от самого осуждённого.

Администрация пенитенциарного учреждения обязана приложить к ходатайству следующие документы:

· копию приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

· извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

· справку о состоянии здоровья осужденного;

· сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

· анкету с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

· сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

· справку о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно - досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

· представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

К ходатайству по просьбе осужденного могут быть приложены иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Ф. И. О. (полностью), дата рождения, почтовый индекс, адрес

и номер учреждения,

№ отряда.

Ходатайство о помиловании

1. В начале ходатайства надо указать: каким судом, по какой статье УК РФ, на какой срок осужден заявитель, кратко указать содержание обвинения (например, незаконный оборот наркотиков, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего и т. п.), указать: дату начала и окончания назначенного осужденному срока наказания, указать - какая часть срока уже отбыта осужденным на момент подачи ходатайства о помиловании. Если заявитель был осужден за несколько преступлений (совокупность преступлений - ст. 69 УК) или по нескольким приговорам (совокупность приговоров - ст. 70 УК), то сначала необходимо указать наказание, назначенное за каждое из совершенных преступлений (по каждому приговору), а затем наказание, назначенное по совокупности преступлений (приговоров).

· Первая судимость;

· Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте;

· Другие обстоятельства, смягчающие вину осужденного;

· Состояние здоровья осужденного;

· Тяжелое состояние родителей, родственников (болезнь, материальное положение, необходимый уход за родителями и детьми, отсутствие опекуна у детей и т.п.);

· Иные основания (например, стихийное бедствие в месте проживания и т. п.).

Желательно привести конкретные подробности. Например, указать, где проживает жена, если больны дети - чем и с какого времени они больны и т. п.

3.Шансы на помилование будут выше, если после освобождения помилованный будет вести законопослушную жизнь. Поэтому желательно обратить внимание:

· на отношение осужденного к совершенному преступлению (например, о раскаянии) и о конкретных шагах, направленных на заглаживание вины осужденного (примирении с потерпевшим, возмещении ему ущерба, погашении иска и т. п.);

· о жизни заявителя в местах лишения свободы (работа, поощрение, учеба, приобретенные специальности и т. д.);

· где и кем собирается работать осужденный после освобождения (специальность, квалификация, готовность того или иного предприятия, организации принять на работу);

· где будет жить заявитель (наличие собственного хозяйства, квартиры, дома, участка и т.п.);

· о наличии семьи, родственников, друзей, готовых оказать помощь и поддержку.

4. В конце ходатайства заявителю необходимо поставить свою подпись и дату.

5. Кроме характеристики администрации учреждения желательно приложить также ходатайства родственников, депутатов, общественных организаций, трудовых коллективов, служителей церкви (также короткие- 1-2 страницы). В некоторых случаях можно приложить документы, подтверждающие основания, по которым заявитель просит его помиловать (см. выше пункты 2 и 3). Если прикладываются какие-либо документы, то их необходимо перечислить.

В А Ж Н О!

Ходатайство, о помиловании, поданное осужденным, должно быть направлено администрацией Воспитательного или Исправительного учреждения в Управление ФСИН РФ субъекта РФ не позднее 20 дней со дня подачи ходатайства.

Администрация колонии должна уведомить осужденного о направлении ходатайства под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма.

ОТКАЗ В НАПРАВЛЕНИИ ХОДАТАЙСТВА О ПОМИЛОВАНИИ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

Поступившие в Управление ФСИН РФ субъекта РФ ходатайства о помиловании направляются в комиссии по вопросам помилования, действующим в субъектах РФ.

Комиссия не позднее 30 дней со дня поступления ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения помилования в отношении осужденного Губернатору. Губернатор не позднее 15 дней со дня получения ходатайства и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и иных документов.

Окончательное решение о помиловании осужденного принимает Президент РФ.

ВНИМАНИЕ!

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее, чем через год , за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно Губернатором либо по его поручению председателем комиссии.

Образец написания ходатайства

Президенту Российской Федерации

Сидорова Ивана Кузьмича, 1960 г.р.,

отбывающего наказание в учреждении

ОХ-30/2, 3 отряд, 307016, Курская область,

г. Н-ск.

ХОДАТАЙСТВО

о помиловании

Я, Сидоров Иван Кузьмич, осужден 26.08.2004 Льговским районным судом Курской области за нанесение тяжких телесных повреждений по ч.2 ст. 111 УК РФ к 6 годом лишения свободы в ИК общего режима. Начало срока - 21.03.2003 г. К настоящему времени отбыл 3 года 5 месяцев.

Прошу помиловать меня и освободить от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:

1. Я впервые судим, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также - Администрацией учреждения. Я глубоко раскаиваюсь в содеянном.

2. Преступление мое отчасти было вызвано неправомерными действиями потерпевшего, который, будучи, как и я, в нетрезвом состоянии, оскорбил мою невесту. На суде потерпевший просил суд о назначении мне не слишком строгого наказания.

3. В настоящее время моя мать, Сидорова И.Т.,70- и лет, после перенесенного инфаркта стала инвалидам 1 - й группы, нуждается в уходе. Документы о состоянии ее здоровья могут быть запрошены в больнице № 3 г. Курска.

4. Во время отбывания наказания я заболел туберкулезом, мне необходима квалифицированная медицинская помощь, т.к. я нуждаюсь в операции на левом легком. В течение 3 месяцев я находился на обследовании и лечении в туберкулезной больнице, где мне предложили операции, после которой я стану инвалидов 2-й группы. В связи с плохим состоянием здоровья, тяжелым стечением обстоятельств, дальнейшее отбывание наказания является для меня очень мучительным.

5. Я полностью возместил ущерб по делу, оплатил все расходы, связанныес оказаниеммедицинской помощи потерпевшему и его временной нетрудоспособностью.

6. Я твердо встал на путь исправления, выполняю норму выработки, неоднократно поощрялся за хорошую работу.

7. В период отбывания наказания женился, в конце этого года моя жена ожидает ребенка.

8. Моя жена имеет собственный дом и приусадебный участок. Моя специальность (мастер по ремонту видеотехники) позволит мне устроится по прежнему месту работы, в фирме «Заря». К ходатайству приложена Справка от руководства фирмы «Заря», в которой гарантируется мое трудоустройство в случае освобождения.

Приложение:

1. Справка Директора фирмы «Заря».

2. Справка о состоянии здоровья Сидорова Ивана Кузьмича.

3. Копия Свидетельства о браке.

4. Иные документы.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии - Государственная Дума.

Б) осуществление помилования - Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета - Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов - Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью - Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Ответ: 21323