Причины и условия индивидуального преступного поведения. Кухарук В.В

Не стоит осуждать тех, кто ступил на «кривую дорожку». Возможно, в определенный момент они не видели другого выхода из сложившейся ситуации, а может, просто хотели узнать, какое оно - криминальное поведение. Ощутить вкус свободы и авантюризма. В любом случае для таких действий у человека есть причины, именно о них сегодня поговорим.

Преступная деятельность

Криминальное поведение является не чем иным, как внешним проявлением преступной деятельности. Эта деятельность состоит из двух этапов:

  1. Мотивационный. Возникшие потребности становятся мотивами противоправного поведения. Здесь основную роль играют личностная характеристика субъекта и выбор объекта преступного действия. На этом этапе исследователи могут спрогнозировать возможные результаты преступного поведения.
  2. Реализация решения. Субъект выбирает способы, средства и орудия достижения поставленной цели, осуществляя тем самым преступные намерения.

В криминальном поведении результат действий и задуманные цели не всегда совпадают. Это может объясняться как объективными (не зависящими от человека), так и субъективными причинами. Поэтому можно сказать, что преступная деятельность - это совокупность субъективных и объективных сторон действий.

В каждой преступной ситуации всегда присутствуют ненаблюдаемые (то есть психологические) элементы, которые в значительной мере влияют на противоправные действия.

Не личность, а действия

Криминальное поведение всегда вызывало неугасающий интерес в различных научных направлениях. Усилия исследователей в основном были направлены на изучение преступной личности. Во многих психологических направлениях были предприняты попытки объяснить предпосылки криминального поведения. Единственное, в чем они были согласны друг с другом, - это тезис, что преступные действия появляются из-за болезненных исходов конфликтных в процессе индивидуализации (К. Юнг), социализации (Э. Эриксон), конструирования жизненного сценария (Э. Берн). Проще говоря, криминальная личность - это человек с неудачным процессом формирования индивидуальности и Правда, сегодня это направление многими исследователями признается неконструктивным по нескольким причинам:

  1. Понятие «преступная личность» является удобным, если приходится изучать уже сформировавшегося (состоявшегося) преступника, а не потенциального девианта.
  2. Определение «преступная личность» неконструктивное само по себе, так как предполагает существование непреступной личности, а это противоречит идее о том, что базис противоправного поведения (ложь, агрессия) присутствует в каждом человеке.
  3. Личность не может быть объектом познания. Конечно, человека можно изучать частично, но личность не должна являться экзистенциальным центром мира.

Поэтому логичнее всего изучать не личность преступника, а преступное поведение, которое изначально заложено в основе человеческого бытия.

Страх смерти

Часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.

То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.

Формирование и реализация преступных намерений

Основополагающим фактором криминального поведения является взаимодействие индивида со средой обитания. Отдельно следует рассматривать и психический статус человека. Психологи создали такую причинную цепочку:

  1. Отчуждение.
  2. Возрастающая тревожность.
  3. Формирование мотива.
  4. Преступное действие.

Под отчуждением понимался уход от межличностного взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, это может привести к отсутствию каких-либо представлений о том, как люди должны вести себя в той или иной обстановке.

В результате отчуждения возрастает внутренняя тревожность. Человек ощущает беспокойство, а окружающая среда представляется ему холодной и агрессивной. Такое состояние может вызвать ответные агрессивные реакции. Социальные нормы и правила начинают восприниматься как принадлежащие группе, к которой отчужденная личность себя не относит. Криминогенное значение имеет и отсутствие эмпатии, когда человек не способен эмоционально сопереживать.

Разновидности отчуждения

В психологии различают два вида отчуждения:

  • От социума и его ценностей. Как результат - индивид начинает перенимать негативные нравственные представления и примеры поведения родителей. Взрослый человек реагирует на любое произошедшее событие согласно паттерну, который усвоил в детстве, и, как правило, этот паттерн ребенок заимствует у взрослых, что его окружают.
  • Психологическая отчужденность. Причиной этого феномена является эмоциональное неприятие родителями своего ребенка.

Если в семье нет теплых эмоциональных отношений, это нередко становится причиной девиантного (криминального) поведения.

Отсутствие таких взаимоотношений порождает развитие тенденций, что лежат в основе противоправного поведения. Они, конечно, не влияют сами по себе, но, сталкиваясь с человеческой природой, усиливают фактор тревожности, формируя особое мировоззрение.

Тревога

Согласно недавним исследованиям все преступники страдают от высокой тревожности, которая заключается в беспокойстве, неуверенности в себе и ощущении надвигающейся опасности. Такие состояния являются стабильными, но время от времени они могут повышаться или понижаться. В любом случае мотивы преступления продиктованы именно этим качеством. Совершая преступления, человек пытается сохранить себя как личность и воссоздать свою целостность. Он просто пытается утвердить свое право на существование.

Уничтожить носителей угрозы

Обычно преступники утверждают это право за счет других. Если индивид ощущает, что находится в угрожающей ему среде, то снять свой бессознательный страх можно, отодвинув других людей от себя, а еще лучше - уничтожив носителей угрозы. Именно последний вариант в субъективном плане считается более выгодным, ведь, если не будет этих носителей, индивид сразу же решит все свои психологические проблемы и существование наконец приобретет смысл.

Также частой причиной преступлений выступает жажда власти, хотя глубинный смысл все тот же - управляя носителями угрозы, человек частично снимает с себя напряжение. Поэтому в целом можно сказать, что основная часть преступлений носит субъективный характер - человек защищает себя от, как ему кажется, угрожающих факторов.

Виды криминального поведения

Сегодня оно имеет достаточно большое количество разновидностей:

  • Профессиональное. Главной целью преступления является получение необходимых для существования средств. Преступник готовится к правонарушению заранее, и для него преступная карьера является основной жизненной целью.
  • Уголовное. Сюда относят опасные государственные преступления, подделку валюты, умышленные убийства, угон транспорта.
  • Хозяйственное. Обычно «хозяйственные преступники» уклоняются от уплаты налогов, подпольно продают сырье с предприятий, осуществляют крупные банковские аферы и т.д.

  • Корыстное. Основная цель преступника - обогатиться за счет чужого имущества.
  • Организованное. Преступления осуществляются группой людей, в этой группе есть своя иерархия, каждый участник отвечает за свою «зону действий».
  • Политическая преступность. Злоупотребление властью, устранение политических соперников, организация террористических актов и заказных убийств.

Форма деградации

Поведение в криминальных ситуациях может быть нескольких видов. В первом случае преступник относится с избыточной жестокостью к жертве, его насильственные действия невозможно предсказать, объекты и предметы нападения разбросаны, а мотив преступления сложно идентифицировать.

Во втором случае возникают из-за смещения агрессии в сторону фрустрации. К примеру, преступник был чем-то в жизни не удовлетворен, и у него наблюдалась склонность к суициду. Но это поведение трансформировалось в направленную на определенный объект агрессию, и тот, кто изначально не имел никакого отношения к недовольству преступника, превратился в «бич его жизни».

Еще одной формой криминального поведения является отсутствие мотивации или же безмотивное правонарушение, совершенное по неосторожности.

Таким образом, можно сказать, что склонность к правонарушению является частью человеческой природы. Просто кто-то способен подавлять свою тревожность интересными занятиями, новыми знакомствами, веселым времяпрепровождением, а кому-то кажется, что весь мир настроен против него.

Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений в обществе.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам, И вместе с тем они имеют общие черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению. Это также дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями.

Правовые нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения и преступления направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Не классические катаклизмы, не изменение генетической природы человека, не техническая революция, а социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с появлением классов, частной собственности и государства - вот основная причина появления преступности и других правонарушений.

Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть «кирпичик» социальной действительности; не может быть преступника вне общества. В этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и преступное.

В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах - в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или жизни.

Таким образом, преступность - это социальное и правовое явление. Она социальна потому, что слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества или основной его части. Преступность социальна по своему происхождению, содержанию и судьбе. Преступное поведение это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.

В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения субъективных элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности.

В правовой литературе признано, что в качестве непосредственной причины преступления выступает сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов и отдельных частей взаимодействующих явлений - личности и среды. Раскрытие причин преступлений непосредственно связано с проникновением в механизм нравственного формирования личности, ее деформации и социального отчуждения.

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления.

Под механизмом преступного преступления подразумевается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов, состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

В криминологической литературе понятие механизма преступного поведения раскрыто еще недостаточно. Отмечено, что механизм преступного поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Как видно, элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Из сказанного также вытекает, что следует различать уголовно-правовое понятие преступления и криминалистическое понятие преступного поведения.

Тем не менее, для действия механизма преступного поведения формирование личности - всего лишь предварительный этап. Как бы ни были искажены социальные установки или ценностные ориентации человека, нельзя рассматривать его как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершил. Криминологически значимое поведение, анализируемое с самых его истоков, приобретает юридическое значение лишь на последнем, третьем этапе - в процессе исполнения задуманного.

Процесс формирования личности, хотя и интересует право и криминологию, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке. Что же касается формирования и принятия решения о совершении преступления, то это уже предмет криминологического исследования.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы - процессы и состояния, и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным содержанием. В них, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение.

Анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновение и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:

1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.

2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения преступления, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию

Изучение причин преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

16 Транзитивное поведение

Транзитивное поведение это оптимально обоснованный вид преступного поведения. Под механизмом транзитивного поведения понимаются последовательность и продуманность вариантов поведения личности, из которых (вариантов) личность выбирает наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен и затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в причинной цепочке является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности и интересы личности. Именно через призму потребностей и интересов воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности и интересы являются продуктом связи человека с внешним миром (средой).

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели как желаемого результата действий.

Цель выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение.

Существенным элементом механизма транзитивного поведения личности является ее воля. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при достижении цели.

Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка принятием решения о совершении преступления и его реализацией в конкретном преступном деянии. Таким образом, на последнем этапе преступления происходит как бы слияние мотива, цели, плана действий по достижению цели и воли при реализации плана.

Особую роль в механизме конкретного преступления играет криминогенная ситуация, т. е. событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

В зависимости от источников возникновения различают криминогенные ситуации: заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

При этом следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение имеет конкретный человек с его системой взглядов, наклонностями и стремлениями. Однако роль криминогенной ситуации может неоднозначно восприниматься лицом, как бы провоцируя его на совершение правонарушения. Поэтому очень важно исследовать условия совершения конкретного преступления.

В понятие детерминант индивидуального преступления включаются типичные (распространенные) для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.

Причины и условия индивидуального преступления:

  • среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;
  • сама криминогенная мотивация;
  • ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении;
  • психофизиологические и психологические особенности личности, усиливающие ее чувствительность к криминогенным внешним влияниям и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.

Преступление - всегда проявление в поведении особенностей позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентации. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов.

В свою очередь, криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. Это не означает отрицания значения биологических, в том числе врожденных, свойств в преступном поведении. Но приоритет в системе детерминации обычно принадлежит социально приобретенным свойствам.

Сам этот процесс развивается через систему не только прямых, но и обратных связей. По мере формирования личности с социально негативной позицией она все активнее воспринимает криминогенные ценности. Таким образом ускоряется и углубляется социальная дезадаптация.

На уровне механизма индивидуального преступного поведения искаженное формирование личности приводит к приоритету примитивных потребностей, появлению и развитию псевдопотребностей, социально негативных интересов и поведенческих стереотипов. Направленность личности все более характеризуется приоритетом собственных желаний, амбиций над любыми другими ценностями.

Ключевой момент механизма преступного поведения - мотивация. Это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.

Мотив - это внутреннее состояние личности, детерминированное ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели (в данном случае преступной). Таким образом, цель - проектируемый, осознанный и желаемый результат, а мотив - внутренняя основа действий, направляющая их на достижение этого результата.

Мотивацию нередко считают внутренней причиной преступления, поскольку взаимодействие социальных влияний с особенностями личности через ценностные ориентации, потребности, интересы, условия жизнедеятельности, конкретнее ситуации и эмоциональные реакции на них формируют мотивацию. Фактически речь идет о сложной последовательности: среда - особенности личности - особенности мотивации. Причем в этой цепочке действуют как прямые, так и обратные связи.

Проблема личности преступника - во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения - проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.

Социализация личности (процесс наделения личности общественными свойствами, формирования самосознания и системы социальной ориентации, приспособления к социальной среде, освоения социальных ролей и функций) длится лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок, т. е. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности.

Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда рёбенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение и следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.

Дефекты ранней социализации могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и беззащитен перед ними. Поэтому семья - главное звено той причинной цепочки, влияющей на преступное поведение.

Решающую роль играет не состав семьи, не взаимоотношения родителей, а их эмоциональное отношение к ребенку и целенаправленное нравственное воспитание. Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, чем закладывается основа для вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей.

Отчужденные личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Именно там формируются ценностные ориентации и установки, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это позволяет закрыться или защититься от общества, которое воспринимается ими как нечто враждебное.

Отчуждение личности, начатое в семье и закрепленное в неформальных антиобщественных группах, затрудняет восприятие позитивных ценностей общества и, наоборот, способствует восприятию негативных норм и представлений. Социально-психологическое отчуждение порождает дезадаптацию индивида (его личностной позиции и социального статуса в среде).

На нравственное формирование личности влияют различные типы социальной микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой и др. Ни один из таких типов нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно только положительно или только отрицательно, поскольку в формировании личности преступника присутствует определенная закономерность - взаимное дополнение негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.

Индивидуальное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп детерминант. В первую входят жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих антиобщественные свойства личности.

К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составляют те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это - объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и предопределяющие конкретную ситуацию.

Разновидности ситуаций индивидуального преступления:

  • по периоду существования: разовая, краткая, относительно длительная, длительная;
  • по степени внезапности возникновения: неожиданная, неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником;
  • по наличию или отсутствию повода, т. е. видимой причины для совершения преступления, локализованного именно в обстоятельствах данного места, времени и т. д. (провоцирующая и иная).

Варианты возникновения ситуации индивидуального преступления:

  • заранее создаваемые преступниками (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);
  • непреднамеренно создаваемые ими же (например, приведение себя в состояние алкогольного опьянения);
  • возникшие в результате правонарушающих или аморальных действий других лиц (вступление в сделку для незаконного получения благ, агрессивно-вызывающее поведение в конфликте);
  • возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц;
  • созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семейных обстоятельств;
  • вызванные стихийными бедствиями (например, разрушения хранилищ в результате землетрясения).

С точки зрения объективного наличия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные ситуации, которые способствуют совершению преступления и включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего).

По источнику формирования различают криминогенные ситуации:

  • связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);
  • складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);
  • смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, независящих от виновного (например, быстрая езда в гололед).

По времени возникновения различают кратковременные криминогенные ситуации (возникающие в момент преступления) и длительные (возникающие задолго до преступления). По пространственной распространенности криминогенные ситуации делятся на общие (распространяются на обширную территорию) и локальные (концентрируются на ограниченной территории).

Роль жертвы в криминологическом механизме может быть различной - от нейтральной до максимально провокационной (толчковой) на совершение преступления.

Криминогенная роль потерпевшего проявляется в следующем:

  • потерпевший может породить у виновного идею совершить преступление. Дело в том; что в большинстве случаев преступник ищет не просто жертву, а жертву определенного рода, обладающую значимыми для виновного физическими, психическими или социальными свойствами;
  • потерпевший может породить у конкретного лица решимость совершить преступление, т. е. вызвать необходимый волевой акт;
  • потерпевший в ряде случаев изменяет мотивацию совершаемого другим лицом преступления. За этим может следовать изменение целей, способов и других обстоятельств преступления;
  • потерпевший облегчает наступление преступного результата;
  • потерпевший сам создает криминогенную обстановку, провоцирующую виновного на довершение преступления.

Поведение жертвы может быть связано с насильственным посягательством на причинителя вреда. Это толчковое поведение при определенных обстоятельствах создает предкриминальную криминогенную ситуацию и содержит повод к совершению преступления. Толчковое поведение может быть и не связано с нападением, но будет побуждать к ответной насильственной реакции.

Негативная роль жертвы в механизме преступления может быть реализована и вне какого-либо конфликта. Причинитель вреда действует по просьбе, настоянию, поручению жертвы, для которой этот вред по тем или иным причинам выгоден, необходим (например, в ситуациях убийства из сострадания, производства незаконного аборта, членовредительства, причиненного по просьбе жертвы).

К ситуациям, в которых поведение жертвы создает объективную возможность совершение преступления, следует причислить и случаи неоказания сопротивления, отсутствие адекватной реакции на преступные или иные негативные действия. Роль жертвы в механизме преступления может заключаться в самопричинении вреда (например, в ситуации доведения до самоубийства).

Кроме того, поведение потерпевшего может иметь неосторожный характер, когда он не принимает необходимых мер предосторожности для избежания преступления, легкомысленно относится к возможности создания криминогенной ситуации.

Виктимологически значимым может быть также положительное поведение жертвы (например, он защищает кого-либо, добросовестно исполняет служебные или общественные обязанности и т.д.). То есть если бы жертва не действовала определенным образом, она не вызвала бы ответной насильственной реакции преступника.

Виды поведения жертвы:

  • негативное, т. е. провоцирующее преступление или создающее для него объективно способствующую ситуацию;
  • положительное, выражающееся в противодействий преступнику;
  • нейтральное, которое никак не способствовало совершению преступления.