Проблемы учета государственной собственности. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное. Ситуация коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных рыночных отношений постепенно сменяется зрелым сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах. Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности. Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Объектом собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников. Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности. Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности. Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности. В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д. Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими. В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

  • 1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
  • 2. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.
  • 3. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой. Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций. Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Как известно, в настоящее время перед российским государством особенно остро стоит проблема увеличения доходной части бюджета. На наш взгляд, одним из направлений решения этой проблемы является повышение эффективности управления федеральной собственностью. В первую очередь это, естественно, имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, федеральные пакеты акций акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды федерального имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении федеральных учреждений. На сегодняшний день процесс управления федеральной собственностью испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы. Особое внимание необходимо уделить вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности. Государство управляет принадлежащими ему акциями через институт своих представителей. Проведенный анализ функционирования этого института позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет следующие основные недостатки:
    • * нерегулярная работа представителей государства в акционерных обществах, что не позволяет им знать состояние дел и принимать соответствующие решения, обеспечивающие защиту интересов государства;
    • * число представителей государства в органах управления акционерных обществ не соответствует размеру находящегося в собственности государства пакета акций.

Итак, стратегическими целями управления государственной собственностью являются:

  • * рост национального богатства;
  • * повышение благосостояния населения;
  • * увеличение занятости;
  • * снижение темпов инфляции;
  • * оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

  • * регулирование соотношения спроса и предложения;
  • * сглаживание производства и занятости;
  • * регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • * регулирование денежного обращения;
  • * снижение дефицита федерального бюджета.

Сущность управления государственным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование. Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета.

Тема 5. Нематериальные объекты собственности

    Выделите, какие существуют виды нематериальных объектов собственности. Ответ проиллюстрируйте в виде схемы.

    Ниже приведена схема интеллектуальной собственности. Необходимо заполнить недостающие данные.

Нет, потому что "ноу-хау" – это объекты, информация о которых составляет коммерческую тайну.

    К какому типу ОИС относится изобретение?

    На основе имеющихся данных расставьте необходимые цифры правильного ответа, которые приведены в легенде, соответствующую ячейку.

    Что относится к НМА - объекты интеллектуальной собственности или права на их использование?

К НМА относятся права на использование ОИС.

    Можно ли внести в уставный капитал патент или программу для ЭВМ? Нет.

    А талант исполнителя, документированный дипломом конкурса? Нет.

    Что такое "роялти" и "паушальный платеж"?

Роялти – процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом лицензиару через обусловленные договором промежутки времени.

Паушальный платеж – единовременное вознаграждение за право пользования предметом лицензированного соглашения.

Литература

    Гражданский Кодекс РФ. Ст. 138. Интеллектуальная собственность.

    Гражданский кодекс РФ. Ст. 139. Служебная и коммерческая тайна.

    Дозорцев В.. На рынке идей. Закон, 1993, № 2.

    Патентный закон Российской Федерации.

    Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

    Асфандиаров М., Ефимов А.Н. Программные продукты как интеллектуальная собственность. HARD&SOFT, 1996, №№ 3,4, 5, 9.. ГОСТ 2.102 - 68.

    Ефимов А.Н. Учебные программные продукты как объект интеллектуальной собственности. Информатика в образовании,1996.

    Шнейдман З. Учет новых видов имущества и операций. Бухгалтерский учет,

Тема 6. Управление преобразованием форм собственности и отношений собственности

      Назовите способы национализации.

    Принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны.

    Добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц - собственников имущества

      Заполните следующую схему.

      Укажите основные направления демократизации государственной собственности. Дайте им характеристику.

Установление общественного контроля за эффективным и по назначению расходованием гос. средств и использованием государственного имущества;

Развитие процессов расщепления прав собственности на имущества государственных, а также на акции, паи или доли, принадлежащие государству;

Переход от прежней авторитарной системы управления государственными или находящимися под контролем государства коммерческими организациями к новой - демократической, предполагающей сотрудничество, а не противостояние между государством и представляющими его интересы высшими менеджерами, с одной стороны, и трудом - с другой.

Тема 7. Управление конфликтами в процессе трансформации собственности

    Заполните всю недостающую информацию на схеме

    Может ли быть правильным решение не погашать конфликт в зародыше?

Нет, т.к. конфликт может возрастать и привести к нежелательным последствиям.

    Возможно ли разрешение конфликта, если стороны следуют разным моделям поведения?

Возможно разрешение конфликта в случае, когда хотя бы одна из сторон игнорирует другую.

    На что следует ориентироваться в переговорах?

На терпение, здерженность, взаимоуступчивость и правельность.

    Если эффективность компании принять за 100%, сколько %, по Вашему, "стоит" социальное партнерство в рамках компании? 60%

Литература

    Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.

    Джеим М., Джогвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.

    Дэна Д. Преодоление разногласий. С-П., 1994.

    Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1993.

    Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1996.

    Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. М., 1996.

    Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организаций. М., 1996.

    Семигин Т.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.

    Скотт Дж.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. С-П., 1993.

    Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода. М., 1996.

    Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

Тема 8. Кадровое обеспечение управления государственной собственностью

    Заполните в схему всю недостающую информацию

    В чем состоит работа по управлению профессиональным ростом кадров?

В повышении квалификации рабочего персонала.

    Определите общие цели управления профессиональным ростом кадров и частные цели для вашей организации.

Управление профессиональным ростом кадров направлен на снижение текучести кадров и повышение квалификации рабочего персонала. Данная работа ведется для снижения брака, освоения новых видов продукции способствующих повышению качества и удовлетворительности потребителя, что приведет к расширению рынка сбыта.

    В разные этапы системы управления профессиональным ростом управленческих кадров внесите необходимую информацию.

    Каким Вы себе представляете адаптивного менеджера или высококлассного специалиста для Вашей организации?

Уверенного, справедливого, активного и рассудительного

Литература

    Беклемешев Е.П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. М., 1990.

    Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М., 1990.

    Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995,

    Смолкин А.М. Организационная перестройка на предприятии. М., 1991.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Шекшил В.А. Управление персоналом современной организации, Учебно-практическое пособие. М, 1996.

    Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих". Собрание законодательства РФ, 1995, № 7

Тестовые вопросы по курсу "Современные проблемы управления государственной собственностью"

          Общественная собственность включает в себя:

    собственность некоммерческих организаций;

    муниципальную;

    собственность общественных организаций;

    все выше перечисленные.

          Собственность АО является:

  1. смешанной;

    государственной;

    общенародной.

          Собственность это:

      отношение между людьми по поводу материальных объектов;

      отношение человека к материальному объекту;

      объекты присвоения какого либо физического или юридического лица;

      предмет подчинения материального или нематериального объекта человеку.

          Определение права собственности посредством основных отношений связанных с ними: владения, распоряжения, пользования впервые встречается в:

    в "Капитале" Маркса;

    в Римском праве;

    в первой конституции США.

          Государственное регулирование экономики осуществляется посредством:

    установления цен на продукцию промышленных предприятий;

    воздействия на валютные курсы;

    регулирования спроса на деньги;

    запрещение деятельности криминальных структур.

          Интегральный показатель эффективности управления пакетом акций определяется путем:

    вычисления NPV потока доходов, получаемых от владения пакетом;

    анализа динамики рыночной стоимости акции;

    расчет коэффициентов рентабельности деятельности компаний;

    исчисления показателя, характеризующего рост рыночной стоимости собственного капитала.

          Критерии эффективности управления государственной собственностью отличаются от показателя эффективности тем, что:

    имеет количественную оценку;

    в большинстве случаев не имеет количественной оценки;

    отражает целевую установку оценки;

    верны ответы b и с.

          Можно сказать, что государство выступает в роли венчурного инвестора, если:

    осуществляет финансирование новых направлений;

    осуществляет высоко рискованные финансовые вложения в ценные бумаги;

    формирует портфель активов с точки зрения максимизации дохода;

    верны ответы а и b.

          Преимущество облигации федерального займа (ОФЗ) заключается в том, что:

    не подвержены краткосрочным колебаниям рыночной конъюнктуры;

    возможная повышенная доходность по сравнению со средней текущей доходностью;

    гарантии правительства, привязанная к международному финансовому рынку доходность +1%;

    относительно высокие доходы в валюте.

          Недостаток облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ):

    налогообложение курсовой разницы от купли и последующей продажи, что снижает их привлекательность в глазах инвесторов;

    длительный срок обращения и низкая ликвидность;

    высокая стоимость для частных лиц и относительно низкая ликвидность, длительный срок хождения;

    доход устанавливается Минфином, и зависит, следовательно, политической конъюнктуры Они не предназначены для получения курсовой прибыли.

          С точки зрения удовлетворения каких инвестиционных критериев должно быть основано управление портфелем активов:

    анализ емкости рынка и анализ отраслевых тенденций;

    соотношение уровня риска и ставки доходности;

    исследование конкурентных преимуществ финансового продукта и определение чистой текущей стоимости капиталовложений;

    верны все варианты.

          Какой фактор не оказывает влияния на рыночную стоимость акции:

    величина дивидендов, выплачиваемых за год;

    размер платы за риск;

    изменение величины уставного капитала общества;

    темпы роста дивидендов.

          При каком количестве акций участие государства в АО сходит на нет?

  1. нет верного ответа.

          Различают типы объектов интеллектуальной собственности:

    объекты промышленной собственности;

    "ноу-хау";

    верны все варианты.

          Бюджетное финансирование направлено преимущественно:

    на покрытие внутренних долгов государства;

    на развитие инфраструктуры и стимулирование развития лизинга;

    на социальную поддержку населения;

    все ответы верны.

          Какие внутренние задачи требуется решить государству для поддержания конкурентной среды:

    поддержать концентрацию капитала в стране;

    уничтожить имеющиеся монополии;

    обеспечивать развитие малого и среднего бизнеса;

    ответы b и с.

          Какие функции выполняет государственный сектор на финансовом рынке:

    аккумулирует денежные средства;

    определяет процентные ставки;

    регулирует наличие ликвидных средств;

    определяет экономическую политику коммерческих организаций.

          Что не относится к объектам нежилого фонда:

    нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых и бытовых нужд непромышленного характера;

    предприятия как имущественные комплексы;

    приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития;

    отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к жилому фонду.

          Какая модель поведения конфликтующих сторон наиболее эффективна при следующих условиях:

    субъекты имеют равные возможности в достижении результата;

    необходимо быстро разрешить возникшую конфликтную ситуацию;

    кто окажется более динамичным и предприимчивым, при прочих равных условиях, тот и достигнет успеха?

    1. "игнорирования";

      "соревнования"; *

      "уступок";

      "сотрудничества".

          Аренда предполагает:

    владение и распоряжение;

    владение и пользование;*

    распоряжение и пользование;

    только пользование.

          В соответствии с Конституцией РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам ведения:

    РФ и субъектов РФ;*

    РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

    различных субъектов, что зависит от ведомственной подчиненности и от того, на чьем балансе они находятся.

          Ипотека - это:

          Них; Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых... устойчивого экономического роста. Заключение Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных...

        1. Управление Государственным имуществом области на примере Государст

          Магистерская работа >> Государство и право

          Специфического и приемлемого для управления государственным имуществом. В силу объективных причин, проблемы управления государственной собственностью не стали, предметом...

        2. Современные проблемы организации государственных целевых фондов Республики Узбекистан

          Курсовая работа >> Финансовые науки

          По управлению госимуществом 44 2.6 Фонд Реконструкции и развития 46 3. Современные проблемы организации государственных ... поступающие от преобразования объектов государственной собственности в другие формы собственности , с последующим направлением этих...

        3. Современные проблемы управления городом

          Курсовая работа >> Экономика

          ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГОО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Курсовая работа на тему: «Современные проблемы управления ... брендинг и защиту интеллектуальной собственности ; - участие в...

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

6 семестр 2007 - 2008 уч. года

Группа: 7251

Специальность: ГМУ

Студент: Новоселова Светлана Александровна

Преподаватель: Коваленко Марина Владимировна

Ханты-Мансийск, 2008


Введение

1.Теоретические основы о государственном имуществе

2. Учет государственного имущества

3. Порядок ведения государственного реестра

4. Информационное обеспечение для учета государственного имущества

Заключение

Список использованных источников


Введение

В условиях сформировавшейся в процессе реформ последнего десятилетия новой системы отношений собственности, изменения функций, форм и методов государственного управления в экономической сфере значительный интерес представляет исследование административно-правовых аспектов управления государственной собственностью.

Целью данной работы является изучение вопроса учета государственного имущества в Российской Федерации.

Объектом изучения выступает государственная собственность, а предметом является процесс учета государственного имущества.

В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с основами управления государственного имущества, процесс учета и регистрации имущества, ведения государственного реестра и информационного обеспечения.


1. Теоретические основы об управлении государственном имуществе

Под государственной собственностью принято пониматьимущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются г.с. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В рамках проводимой в 2004 году административной реформы Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 изменена структура федеральных органов исполнительной власти и определены их основные полномочия, которые конкретизированы в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах.

Формально Росимущество не является правопреемником Минимущества России, но в то же время ему переданы правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом этого упраздненного Министерства, а также часть функций упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» основными функциями Росимущества являются функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

разграничение государственной собственности (в том числе на землю) на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Остановлюсь подробнее на последней из перечисленных функций.

В соответствии с Постановлением правительства от 16.07.07 №477 «ОБ УЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА» под учетом государственного имущества понимают - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом

По состоянию на 1 января 2005 года в реестре учтено федеральное имущество, имеющееся у 52 846 юридических лиц, в том числе:

закрепленное за 8 524 федеральным государственным унитарным предприятием;

закрепленное за 36 586 государственными учреждениями;

переданное в аренду, пользование, залог и по иным основания 3 806 юридическим лицам, в том числе не вошедшее при приватизации в уставный капитал хозяйственных обществ.

В единый банк данных реестра федерального имущества внесена информация о 1 230 766 объектах недвижимости. На 1 января 2005 года в реестре учтено 3 930 акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых используется специальное право («золотая акция») на участие в их управлении (562 АО)

2. Учет государственного имущества

С 28.08.2007 изменились правила учета движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации. С этого дня вступило в силу Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447, и прекратило действие Положение об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.07.98 № 696).

Новое Положение касается всех федеральных органов власти, государственных учреждений и предприятий, иных юридических и физических лиц, которым на соответствующем вещном праве или в силу закона принадлежат государственные земельные участки, здания, акции и прочие объекты.

Прежде всего, новое Положение предусматривает проведение «инвентаризации» всех объектов, внесенных на 17.07.2007 в Реестр федерального имущества, который ведет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Правообладатели, которым на дату утверждения Положения на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона принадлежит имущество, внесенное в этот реестр, представляют документы об объектах учета в 9-месячный срок с даты утверждения Положения.

Кроме этого «внепланового» учета федерального имущества, правообладатели, как и раньше, должны будут регулярно представлять органам Росимущества сведения для внесения в реестр.

Теперь правообладатели должны в 2-недельный срок направлять данные об имуществе, поступающем в их хозяйственное ведение или оперативное управление. Для этого в Росимущество подается карта сведений об объекте учета, а также заверенные копии документа, подтверждающего приобретение имущества (например, договора купли-продажи), и копии иных документов, реквизиты которых приведены в карте сведений.

Помимо этого, правообладатели должны информировать Росимущество в случае изменения сведений об объекте учета, а также о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, которое является объектом учета, и о ликвидации правообладателя.

Кроме того, правообладатели обязаны ежегодно подавать в Росимущество обновленные сведения об объектах учета. Представлять их нужно до 10 апреля текущего года (раньше сведения подавались до 1 апреля).

Получив эти сведения, орган Росимущества должен в месячный срок провести экспертизу документов и по ее результатам принять решение:

о заверении карт сведений об объекте учета;

об отказе в их заверении (если установлено, что представленное к учету имущество не находится в собственности РФ);

о приостановлении процедуры учета (если установлена неполнота или недостоверность сведений).

В последнем случае орган Росрегистрации обязан в течение 3 рабочих дней приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме. Тот, в свою очередь, в течение месяца обязан дополнительно представить недостающие или уточненные сведения и копии подтверждающих их документов.

Как и раньше, информация о федеральном имуществе будет предоставляться любым заинтересованным лицам. Плата за эту услугу составит 200 рублей по каждому объекту учета.

С соответствующими запросами в Росимущество могут обращаться организации и граждане. Для этого рядовой гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, и копию подтверждающего оплату документа, а представитель организации, кроме этого, также документы, подтверждающие регистрацию юрлица и полномочия его представителя.

Выписка из реестра, содержащая запрошенные сведения, должна быть выдана в 10-дневный срок со дня поступления запроса.

А вот возможности правообладателей по получению информации новое Положение ограничило. Раньше они могли запросить в органе Росимущества информацию о лицах, получивших сведения об объекте учета. В новое Положение эта норма не вошла.

Кроме предоставления по частным запросам информация из реестра (разумеется, в ограниченном объеме) должна размещаться в сети Интернет на сайте Росимущества не позднее 3 дней со дня внесения ее в реестр.

Согласно постановления Правительства от 16.07.07 N 477 «Об учете федерального имущества» учет федерального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество:

· недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

· движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, музейном фонде и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют:

а) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении:

находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Агентство;

имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом, за исключением земельных участков, предоставленных правообладателям на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров;

б) территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в отношении:

находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляют территориальные органы;

имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах;

земельных участков, предоставленных на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров правообладателям по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет таких участков относится к компетенции иных территориальных органов);

федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет соответствующего имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

Территориальный орган, осуществляющий учет имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации и расположенного на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, определяется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

3. Порядок ведения государственного реестра

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность государственных баз данных о федеральном имуществе и подлежит учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Совместимость и взаимодействие реестра на электронных носителях с реестрами, регистрами и кадастрами, ведение которых возложено законодательством Российской Федерации на иные федеральные органы исполнительной власти, обеспечиваются за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программно-технических принципов:

а) применение в реестре на электронных носителях общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

б) применение сторонами, участвующими в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе;

в) применение единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях.

Порядок информационного взаимодействия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с иными федеральными органами исполнительной власти с целью получения сведений, содержащихся в соответствующих реестрах, регистрах и кадастрах, и предоставления сведений из реестра на электронных носителях определяется указанными органами и Агентством.

Реестр состоит из 3 разделов:

В 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе.

В раздел 2 - о движимом имуществе

В раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета).

Неотъемлемой частью реестра являются:

а) журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре;

б) журнал учета выписок из реестра;

в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, или принадлежности правообладателю.

Правила ведения журнала учета документов, журнала учета выписок и дел устанавливаются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

С целью предотвращения утраты сведений реестра на электронных носителях Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и территориальные органы формируют резервные копии реестра, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами, с соблюдением условий и требований, предусмотренных для оригиналов.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения реестра на электронных носителях определяются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с федеральным имуществом.

4. Информационное обеспечение для учета государственного имущества

В области ведения государственного учета активно ведется работа по разработке универсального программного продукта для оптимизации работы над учетом государственного имущества. Так, по итогам конкурса, проведенного Главным финансовым управлением Воронежской области, компания «УСП КомпьюЛинк» выбрана исполнителем первого этапа работ по созданию АИС управления государственной собственностью Воронежской области.

В ходе проекта будет разработана система классификаторов и справочников, система обработки запросов граждан и организаций, создана база оперативных данных, внешний и внутренний порталы и подсистема публикаций, а также система обеспечения информационной безопасности.

Создаваемая АИС должна будет поддерживать информационное обеспечение повседневной деятельности управления государственного имущества региона, а также процессы вовлечения в гражданский оборот объектов государственной собственности, отслеживания прав государства как акционера, организации мероприятий по приватизации и продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности. Работы по проекту планируется завершить до конца этого года.


Заключение

Вопросы управления государственным имуществом являются достаточно важными и актуальными в любой из периодов истории. Традиционно государство берет в свои руки те объекты (предприятия, отрасли, проекты и т. п.), которые важны для общества, его стабильности и поступательного развития, но не привлекательны для частного капитала:

Капиталоемкие и, как правило, наукоемкие объекты, вложения в которые могут дать отдачу лишь в отдаленном будущем;

Объекты социальной сферы, включая образование, фундаментальную науку; депрессивные объекты;

И, наконец, объекты, которые позволяют государству контролировать ситуацию в экономике в целом.

В отношении последнего следует отметить, что концепция предельного либерализма - минимум государственного вмешательства в экономику, «рынок все решит» - явно себя не оправдала. Становится все более очевидным, что помимо правотворческих и фискальных функций государство должно иметь в руках реальные экономические рычаги в виде своеобразных узловых точек, позволяющих надежно контролировать экономическую ситуацию.

Сегодня исполнительные органы власти, которые непосредственно занимаются вопросами управления государственной собственностью выполняют свою непосредственную функцию учета государственного имущества.

В данной работе раскрыты актуальные вопросы, касающиеся непосредственно учета и ведения реестра государственной собственности.


Список использованных источников

1. РАСПОРЯЖЕНИЕ от 24 августа 1998 г. N 1020-р «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ БЛАНКОВ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВНЕСЕНИИ В РЕЕСТР ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

2. Официальный сайт Федерального агенства по управлению федеральным имуществом // www.new-rosim.ru

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 3 июля 1998 г. N 696 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 июля 2007 г. N 447 «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Уфимский юридический институт

Актуальные проблемы управления государственным имуществом

соискатель Ханнанов Ришат Мугаллимович

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с понятием «государственное имущество. Автор подчеркивает, что рассмотрение проблемы управления государственным имуществом связано с изучением практики деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти, также исследований отечественных и зарубежных ученых. В статье отмечается о неизбежном возникновении проблемы повышения эффективности государственного управления собственностью.

Ключевые слова: государственное управление, имущество, унитарное предприятие, критерий эффективности.

Annotation

The article is devoted to analyzing the problems of state property. The author stresses that the problem is related to study the practice of state law and executive authorities.

Key words: state control, property, unitary enterprise, effectiveness criteria.

В настоящее время в свете реформ последнего десятилетия идет процесс формирования новой системы отношений собственности, изменения функций, форм и методов государственного управления в экономической сфере. В этой связи значительный интерес для исследования представляют административно-правовые аспекты управления государственной собственностью. правовой управление государственный собственность

Проблемы эффективности государственного управления собственностью в первом ряду тех, которые находятся в центре внимания современной науки и практики. Подтверждением тому, в частности, служит энциклопедический труд американских ученых и специалистов -- «Эффективность государственного управления».

Авторы, в том числе зарубежные, подчеркивают значительную актуальность проблемы для современной России. Нельзя не согласиться, например, с высказыванием проф. М. Хольцера: «Будущее демократических структур власти в России на всех уровнях во многом зависит от их способности обеспечить в условиях жестко ограниченных ресурсов удовлетворение самых насущных потребностей отдельных граждан и общества в целом... Долгосрочный характер и стабильность позитивных перемен определяется реальным повышением производительности... тем, что эффективнее работают государственные структуры».

Тема представляет актуальность, поскольку эффективность государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельной организации -- до местного общества, от местного уровня -- до регионального, от регионального сообщества -- до социальной системы и ее политической организации -- государства.

Особый интерес у исследователей данной проблемы вызывают хозяйствующие субъекты, осуществляющие управление имуществом принадлежащим государству. Согласно федеральному законодательству унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию . Возникает необходимость тщательно рассмотреть теоретические и законодательные основы деятельности органов исполнительной власти по управлениюгосударственным имуществом.

В данной статье мы рассматриваем проблемы, связанные с управлением государственным имуществом.

Под государственной собственностью принято пониматьимущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями (на праве хозяйственного или оперативного управления) во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Оценка эффективности государственного управления необходима как для государственных органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов, а руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса. Проблема оценки эффективности -- это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.

Эфективность государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельной организации -- до местного общества, от местного уровня -- до регионального, от регионального сообщества -- до социальной системы и ее политической организации -- государства.

На каждом из уровней эффективность измеряется своими критериями, характеризующими соотношение целей и результатов, а в иной плоскости соответствие результатов интересам управляющих и управляемых, выраженных в целях.

Нам еще предстоит выяснить круг вопросов, составляющих содержание проблемы управления государственной собственностью; обобщить некоторые имеющиеся в литературе наработки и попытаться разобраться в вопросах, еще недостаточно освещенных.

Однако, следует отметить, что в рамках проводимой в административной реформы изменена структура федеральных органов исполнительной власти и определены их основные полномочия, которые конкретизированы в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах .

Формально, упраздненное Минимущество России не стало основой вновь созданному Росимуществу, но в то же время Росимущество получило правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом этого упраздненного Министерства, а также часть функций упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Основными функциями Росимущества являются функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений .

Согласно данному постановлению основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

Проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

Осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

Разграничение государственной собственности (в том числе на землю) на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

Защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

Осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Хотелось бы остановиться на последней из перечисленных функций.

Под учетом государственного имущества понимают получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом .

По состоянию на 1 января 2005 года в реестре учтено федеральное имущество, имеющееся у 52 846 юридических лиц, в том числе:

Закрепленное за 8 524 федеральным государственным унитарным предприятием;

Закрепленное за 36 586 государственными учреждениями;

Переданное в аренду, пользование, залог и по иным основаниям 3 806 юридическим лицам, в том числе не вошедшее при приватизации в уставный капитал хозяйственных обществ.

Вопросы управления государственным имуществом являются достаточно важными и актуальными в любой из периодов истории. Традиционно государство берет в свои руки те объекты (предприятия, отрасли, проекты и т. п.), которые важны для общества, его стабильности и поступательного развития, но не привлекательны для частного капитала:

Капиталоемкие и, как правило, наукоемкие объекты, вложения в которые могут дать отдачу лишь в отдаленном будущем;

Объекты социальной сферы, включая образование, фундаментальную науку; депрессивные объекты;

И, наконец, объекты, которые позволяют государству контролировать ситуацию в экономике в целом.

Таким образом, в отношении последнего следует отметить, что концепция предельного либерализма - минимум государственного вмешательства в экономику, «рынок все решит» - явно себя не оправдала. Становится все более очевидным, что помимо правотворческих и фискальных функций государство должно иметь в руках реальные экономические рычаги в виде своеобразных узловых точек, позволяющих надежно контролировать экономическую ситуацию.

Литература

2. М. Хольцер, С.С-Х. Ли// Персонал-Микс, №4 (11). - 2002.

3. Федеральный закон N 161-ФЗ О Государственных и Муниципальных унитарных предприятиях от 4.11.2002г. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003г N 169-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ).

4. Указ Президента Российской Федерации от 9.3.2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649//Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 15.03.2004.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11. 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом»// Положение О Федеральном Агентстве по управлению федеральным имуществом»//Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.07 №477 «Об учете федерального имущества»// www.Rosim.ru. Официальный Интернет-ресурс Минэкономразвития РФ, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Специфика управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации: нормативно-правовой аспект. Анализ деятельности органов управления государственным имуществом в Ханты-Мансийском округе, перспективные направления повышения эффективности.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Основные цели и принципы управления государственным имуществом в Российской Федерации. Выбор форм и методов использования собственности. Обеспечение эффективности и профессионализма управления. Частные структуры управления муниципальным имуществом.

    контрольная работа , добавлен 21.07.2011

    Исследование общеметодологических основ управления государственной собственностью. Изучение задач и принципов системы управления государственным имуществом. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных отношений РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Сущность, функции и принципы государственного управления. Проблемы управления государственным имуществом субъектов РФ. Пути совершенствования правового регулирования управления имуществом в субъектах РФ и правоприменительной деятельности органов власти.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2010

    Понятие государственной собственности РФ. Классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления. Основные обязанности органов государственной власти по вопросам управления государственным имуществом.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Состояние и приоритеты совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике. Анализ форм и методов, эффективности управления государственным и муниципальным имуществом (на примере г. Москвы).

    дипломная работа , добавлен 19.10.2012

    Понятие государственного имущества и собственности, особенности и нормативно-правовое обоснование управления ими в соответствии с российским законодательством. Деятельность региональных органов управления государственным имуществом, их полномочия.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Усиление роли государства в регулировании экономики, функционирование системы управления. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом, унитарными предприятиями, акциями и долями страны в уставных капиталах, федеральной недвижимостью.

    доклад , добавлен 04.12.2011

    Актуальность исследования проблемы управления имуществом Российской Федерации. Понятие, административно-правовые принципы и законодательные основы государственного регулирования. Оптимизация методов руководства и системы органов исполнительной власти.

С учетом появления все более новых реформ, в настоящее время, происходит новый процесс формирования системы отношений собственности, изменяется форм, методы и функции государственного управления в сфере экономики, в последствии этого, значительный интерес представляет для исследований и анализа служат правовые и административные аспекты по управлению государственным имуществом.

Тема актуальна, так как эффективность государственного управления присутствует на всех уровнях системного функционирования, а именно: от отдельных организаций к местным сообществом, от местного уровня до регионального, от региональных сообществ до социальной системы и политической организации страны.

Получается, что на всех уровнях эффективность измеряется своими определенными критериями, которые характеризуют соотношение целей и результатов, другими словами- соответствие интересов управляющих и управляемых, выраженных в целях.

Не малый интерес по исследованию данной проблемы вызывают хозяйственные субъекты. Эти субъекты осуществляют управление имуществом, которое принадлежит государству. По федеральному законодательству унитарным предприятие- это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий возможно создать только имущественные и государственные предприятия. Имущество унитарного предприятия по праву собственности принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Здесь необходимо рассматривать законодательные и теоретические основы деятельности органов исполнительной власти по управлениюимуществом страны более тщательно.

Собственность государства- это имущество принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, другими словами это федеральная собственность и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Оценка эффективности государственного управления в целом не только для государственных органов власти, но и для общества. Обществу она позволяет видеть и держать под контролем качество деятельности государственных институтов, а государственным служащим и руководителям для самоконтроля, иными словами- усовершенствования процесса управления. Проблема оценки эффективности состоит в том, что существует проблема анализа принимаемых решений и управленческой деятельности.

Оценка эффективности государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельных организаций к местным сообществом, от местного уровня до регионального, от региональных сообществ до социальной системы и политической организации страны.

Уровень эффективности на каждом этапе измеряется своими определенными критериями, характеризующими соотношение результата и цели, иными словами соответствие результатов действий управляющих и управляемых, которые выражаются в целях и последующих действиях.

Проще говоря, упраздненное Минимущество Российской Федерации не является основой вновь созданному Росимуществу, но в то же время Росимущество получило правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению собственности упраздненного Министерства, а также часть функций упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по банкротству и финансовому оздоровлению. Главные функции Росимущества- функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений.

Управленческие вопросы по имуществу государства являются чрезмерно актуальными и важными в периоде истории страны. Государство берет в свои руки объекты (проекты, отрасли), важные для общества, развития стабильности, но не совсем подходят для частного капитала:

Объекты соц сферы, которые включают в себя науку(фундаментальную), образование;

Капиталоемкие и, чаще всего, наукоемкие объекты, для вложений, которые способны в свою очередь дать отдачу в будущем;

И объекты, дающие контроль государству над ситуацией в экономике.

Власти региона должны просчитывать и создавать условия, которые необходимы, то есть создать такие поддерживающие институты, которые способны рассчитать и сделать регион более привлекательным не только для отечественных инвесторов, но и длят иностранных. Ведь, если подготовить все для стимулирования инвестиций в экономику региона, то это приведет к благоприятного климата и поддержке финансирования региона.

Так же для повышения инвестиционной активности в регионе прежде всего нужно разработать некую стратегию, которая будет направленна на формирование имиджа региона и, таким образом, привлечет больше инвестиций.

Одним из главных факторов, тормозящий развитие региона- это инфраструктурная неразвитость, а именно, транспортная и энергетическая неразвитость. Необходимо как можно больше уделять внимание реконструкции и строительству дорожных магистралей, начать развивать транспортную систему в регионе, альтернативную энергетику. Политика региона должна обеспечивать скоординированность и последовательность принятия системных решений, нацеленных непосредственно на продвижение научных и технических достижений, не забывать про инновации для повышения конкурентоспособности территории края как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Следует отметить, что концепция– минимум государственного вмешательства в экономику, «рынок все решит» – не оправдала своих надежд. Ведь очевидно, что кроме фискальных и правотворческих функций государство должно иметь при себе реальные экономические рычаги в виде неких узловых точек, которые позволят лучше видеть и контролировать ситуацию в экономике.


Библиографический список

  1. Федеральный закон N 161-ФЗ О Государственных и Муниципальных унитарных предприятиях от 4.11.2002г. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003г N 169-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11. 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом»// Положение О Федеральном Агентстве по управлению федеральным имуществом»//Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.07 №477 «Об учете федерального имущества»// www.Rosim.ru. Официальный Интернет-ресурс Минэкономразвития РФ, 2010
  4. Боков М.А., Гончаров Р.Ю., Карамова А.С. Проблемы управления инновационной экономикой. Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 31-36.
  5. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие//Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12. (27). с. 4.
  6. Кещян Н.А. Самоменеджмент как основа любого управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8
  7. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Особенности развития сельского туризма в России//Сельское, лесное и водное хозяйство. -Январь 2014. -№ 1
  8. Хольцер М., С.С-Х. Ли// Персонал-Микс, №4 (11). – 2010.
Количество просмотров публикации: Please wait