Работа с пенными стволами. Приемы работы со стволом

При тушении пожаров ствольщику приходится, применяясь к обстановке, работать со стволом в различных положениях: стоя, с колена, лежа, сидя на подоконнике, со стационарных и с переносных пожарных лестниц и т. д.

При работе со стволом в положении «стоя» (рис. 40) необходимо выставить вперед левую ногу, несколько согнув ее в колене; носок правой ноги развернуть вправо, распределив при этом тяжесть тела на обе ноги, и принять устойчивое положение; ствол с рукавом взять правой рукой в обхват рукава у гайки (ладонью снизу, а большим пальцем сверху), а левой, полусогнутой в локте рукой у спрыска (чтобы ствол лежал на ладони). Гайка ствола должна находиться на уровне нижнего края пояса.

При необходимости работы со стволом в положении «с колена» (рис. 41) следует встать на правое колено, а левую ногу, согнутую в колене под прямым

углом, поставить на всю ступню, взявшись за ствол так же, как при положении «стоя». Локтем левой руки упереться в левое колено, а кистью.правой руки прижать гайку к правому боку (к поясу).

Если в положении «с колена» придется работать продолжительное время и будет чувствоваться усталость в правом колене, надо время от времени менять положение, тем самым давая правой ноге отдых. Для этого из положения «с колена» следует переходить на положение «полусидя», а именно: не меняя положения рук на стволе, левую ногу поджать к туловищу, оставив се согнутой в колене, и сесть на пятку правой ноги или на всю правую ногу, поджав ее при- этом под себя. В положении «полусидя» можно работать длительное время без особого утомления, особенно в тех случаях, когда имеется возможность прислониться спиной к стене, колонне или к какому-либо предмету.

При необходимости работы со стволом в положении «лежа» (рис. 42) следует лечь лицом вниз, ноги развести в стороны; опереться левой рукой на локоть, а правой на предплечье; ствол держать так же, как в положениях «стоя» или «с колена».

Рис. 40. Работа со стволом

в положении «стоя»

Если в положении «лежа» придется работать длительное время, во избежание переутомления надо время от времени менять положение, перевертываясь на левый бок, т. е. работать в положении «на боку». В этом положении надо опираться на левое плечо.

При необходимости работы со стволом в положении «сидя на подоконнике» следует устраиваться в зависимости от ширины подоконника. При этом сделать необходимый для маневрирования ствола запас рукава и с помощью рукавной задержки закрепить линию за подоконник; взять в руки ствол (справа от себя) таким же приемом, как и в положении «с колена».

Положение «сидя» можно принимать следующим образом. На узкие (не более 0,5 м) подоконники надо садиться верхом. При этом голень левой ноги, согнутой в колене, должна быть направлена по внутренней стороне стены, выходящей в помещение, бедро должно быть на подоконнике, а правая нога вытянута по наружной стороне стены. Туловище должно быть повернуто в полуоборот в сторону помещения и левым боком прижато к притолоке окна.

На широкие подоконники, где нельзя сесть верхом, надо садиться как на стул, но в полуоборот, свесив ноги внутрь помещения и прислонившись спиной к притолоке окна.

6. РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

6.1. Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - ручные и лафетные.

6.2. Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху - на рукаве) у головки, левой - у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой - у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз - опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево - отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

6.3. Работа с ручными стволами с переносных,

стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

6.4. Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу, Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным, Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

6.5. Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

6.6. Правила охраны труда при работе с пожарными стволами:

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе па высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

7. РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

7.1. Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения. В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки,

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: ";Лестницу-палку (указать место) - ставь!"; . По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднею колеса автомобиля. поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить). Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к степе так? чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

Рис. 16 Подъем по лестнице - палке

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: ";Лестницу-палку убрать!"; пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу-палку и укладывает ее в специально приспособленное место. После этого закрепляет ее и спускается на землю.

7.1.7. При использовании лестницы-палки должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

не допускается использование лестницы, не прошедшей своевременно испытания;

лестница на пожарном автомобиле должна быть плотно уложена и надежно закреплена;

при снятии с автомобиля не допускать ее ударов о землю;

прежде чем производить подъем по лестнице-палке, пожарный обязан убедиться в правильности ее установки и устойчивости;

запрещается подъем, спуск и работа па неустойчиво установленной лестнице.

запрещается подъем (спуск) по лестнице-палке более одного человека;

после работы (занятия) на лестнице ее необходимо очистить от грязи и влаги.

7.2. Работа со штурмовой лестницей

7.2.1. Штурмовая лестница предназначена для подъема пожарных на этажи зданий и сооружений по наружной стене, а также для обеспечения работ при вскрытии кровли на крышах с крутым уклоном.

7.2.2. Для снятия штурмовой лестницы с автомобиля подается команда: ";Штурмовую лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный открепляет стопорный запор стального крюка штурмовки, берется за стальной крюк и плавно выдвигает ее на себя, правой рукой берется за 9-ю ступеньку лестницы (считая от башмаков), снимает штурмовую лестницу с автомобиля. При закреплении штурмовой лестницы на автомобиле в нескольких местах пожарный поднимается на крышу автомобиля, открепляет лестницу и опускает ее башмаками на землю, крюком от себя.

7.2.3. При переноске штурмовой лестницы на дальнее расстояние пожарный, поворачивая крюк на себя, правую руку продевает между 8-й и 9-й ступенькой и кладет лестницу верхней тетивой на правое плечо, правой рукой берется за 9-ю (10-ю) ступеньку, передний конец лестницы несколько опускает вниз для переноски.

На ближнее расстояние лестница переносится за тетиву на уровне 7-8-й ступеньки крюком на себя, башмаками вперед.

7.2.4. Подвеска штурмовой лестницы и подъем по ней в этажи производится по команде: ";По штурмовой лестнице (указывается этаж) - марш!"; .

Рис. 17 Подвеска

штурмовой лестницы

в окно второго этажа

7.2.5. Подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа (Рис. 17) производится бегом или шагом. Пожарный, удерживая лестницу за верхнюю тетиву правой рукой около восьмой ступеньки, башмаками вперед крюком от себя, за 9-12 м до стены рывком правой руки вперед-вверх поднимает лестницу над головой, крюком вверх. При этом левой рукой берется за левую тетиву на уровне восьмой ступеньки, а правой рукой перехватывается за правую тетиву на том же уровне, Приближаясь к зданию, пожарный держит лестницу так, чтобы ее башмаки находились в 25-30 см от уровня земли. Подбежав к зданию, пожарный опускает башмаки лестницы к его основанию на землю, делает руками вскользь перехват по тетивам до уровня четвертой-пятой ступеньки. Резким движением рук подбрасывает лестницу вперед-вверх и, с одновременной постановкой левой ноги на первую ступеньку, производит подвеску лестницы в правую половину окна. При этом левую ногу ставит на первую ступеньку, а руками держится за тетивы на уровне пятой ступеньки.7.2.6. Подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го этажа (Рис. 18) производится следующим образом. После подвески лестницы пожарный ставит правую ногу на вторую ступеньку, при этом левой рукой держится за пятую ступеньку, правой - за седьмую. Далее ноги ставит на каждую ступеньку, а руки - через одну до тех пор, пока левая нога не дойдет до седьмой ступеньки. В этот момент правой рукой пожарный захватывает снизу одиннадцатую ступеньку между крюком и левой тетивой. Затем правую ногу с шестой ступеньки ставит на девятую, а левой рукой захватывает тринадцатую ступеньку сверху. Отталкиваясь правой ногой от девятой ступеньки и подтягиваясь руками, перенося левую ногу через подоконник, пожарный осуществляет посадку на него. После посадки левая нога прижимается к подоконнику с внутренней стороны, а вытянутая вдоль стены правая нога плотно прижимается к наружной ее поверхности.

Рис. 18 Подъем по штурмовой лестнице в окно 2 этажа

7.2.7. Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа и подъем по ней начинается сразу же после посадки на подоконник. Для этого правой рукой нужно взяться за 11-ю ступеньку между крюком и левой тетивой, левую положить на подоконник, сильным рывком правой рукой вверх с одновременным разгибанием корпуса поднять лестницу и повернуть ее крюком к себе. Затем пожарный левой рукой берется за тетиву лестницы на уровне подоконника и поднимает ее на вытянутую руку вверх. Перехватив лестницу правой рукой на уровне чуть ниже подоконника, поднимает се вверх, берет лестницу двумя руками за тетивы, разворачивает ее крюком в окно и подвешивает правую половину окна, правую ногу ставит на первую ступеньку, руки оставляет на тетивах (Рис 19).

Рис. 19 Подвеска штурмовой лестницы из окна 2-го в окно 3-го этажа.

7.2.8. Переходить с подоконника на лестницу можно после опускания крюка па подоконник и надежного его закрепления. Для этого нужно подтянуться на руках до выпрямления правой ноги, левую ногу поставить на подоконник около тетивы, взяться левой рукой за 5-го ступеньку, правой - за 7-ю ступеньку с внешней стороны, подтянуться до выпрямления правой ноги. Затем, отталкиваясь левой ногой от подоконника и подтягиваясь на руках, поставить правую ногу на 4-ю ступеньку, левой рукой ухватиться за 9-ю ступеньку.

Дальнейший подъем по штурмовой лестнице, посадка на подоконник и переход на лестницу производятся так же, как описано выше. Достигнув нужного этажа, пожарный садится на подоконник. Затем, поворачиваясь направо, опускает левую ногу на пол, переносит правую ногу в окно и приставляет к левой ноге.

7.2.9. Спуск по штурмовой лестнице вниз производится по команде: ";По штурмовой лестнице вниз - марш!";. По этой команде пожарный хватается обеими руками за 13-ю ступеньку, выносит правую ногу за подоконник и садится на него лицом к лестнице. Далее, не меняя положения рук, необходимо правую ногу поставить на 9-ю ступеньку, ближе к правой тетиве, а левую ногу перенести на 8-ю ступеньку. После этого спуститься по лестнице до постановки правой ноги на первую ступеньку. Удерживаясь руками за ступеньки или тетивы лестницы, пожарный поворачивает корпус тела на 90° (лицом к лестнице), заносит левую ногу за подоконник и садится на него. Затем пожарный правой рукой берется за тетиву на уровне 3-й -4-й ступеньки, левой - за правую тетиву на том же уровне, приподнимает лестницу, поворачивает крюком к себе и, перебирая руками тетивы, опускает лестницу до верхней части окна. После этого поворачивает лестницу крюком в окно и подвешивает ее за подоконник. Далее пожарный выходит на лестницу и спускается вниз описанным выше способом.

7.2.10. Спустившись на землю, пожарный поднимает лестницу за тетивы на уровне 4-й ступеньки на 10-15 см выше подоконника и, шагнув левой ногой назад, выводит крюк лестницы из окна, одновременно опуская ее вниз до упора башмаками в основание стены. Затем пожарный, перебирая руками тетивы и опуская лестницу на себя, отходит назад до тех пор, пока руки не достигнут 8-й ступеньки. После этого, взяв лестницу правой рукой за тетиву, переносит ее башмаками вперед, крюком на себя в указанное место.

7.2.11. Укладка лестницы на автомобиль производится по команде: ";Штурмовую лестницу на автомобиль - уложить!"; .По этой команде пожарный подносит лестницу к автомобилю, поднимает ее над головой башмаками вперед, крюком вниз, тетивами укладывает на ролики. Толкая крюк, передвигает ее к кабине автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, укладывает лестницу в специальные крепления, опускается на нижнюю заднюю подножку автомобиля, левой рукой закрепляет стопорный запор, опускается на землю и становится в исходное положение. Если лестница крепится сверху на пеналах, то пожарный прислоняет лестницу к задней или боковой части автомобиля, поднимается на кузов, подтягивает лестницу наверх, закрепляет ее и спускается на землю.

7.2.12. При использовании штурмовой лестницы должны соблюдаться следующие правила охраны труда:

использовать лестницу только по назначению;

лестницу, своевременно не прошедшую испытания, использовать категорически запрещено;

запрещается подъем по штурмовой лестнице без каски;

лестницу следует подвешивать на полный крюк;

пожарные должны садиться на подоконник так, чтобы был виден крюк лестницы при подвеске ее в верхний этаж;

при переходе в окно со штурмовой лестницы и обратно нельзя становиться ногами на подоконник, опускать лестницу вниз путем скольжения тетив, так как это может привести к травме пожарного и падению штурмовой лестницы;

подъем и спуск по штурмовой лестнице более одного человека запрещается (за исключением случаев спасания людей);

перед началом занятия руководитель обязан осмотреть штурмовую лестницу (тетивы, ступеньки, крюк, стяжки). Ори обнаружении трещин, неплотного соединения тетив со ступеньками лестницу использовать запрещено;

руководителю занятий необходимо проверить исправность страховочной системы, проинструктировать и выставить страховщиков в этажи учебной башни;

подъем по штурмовой лестнице выше 2-го этажа без применения страхующего приспособления не допускается;

перед занятиями необходимо тщательно взрыхлить и разровнять предохранительную подушку;

после работы (занятия) лестницу необходимо очистить от грязи и влаги.

7.3. Работа с выдвижной трехколенной лестницей

7.3.1. Выдвижная трехколенная лестница предназначена для подъема пожарных на третий этаж или на крышу двухэтажного здания при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ. Работа с выдвижной лестницей выполняется расчетом из двух пожарных.7.3.2. Снятие лестницы с автомобиля производится по команде: ";Выдвижную лестницу с автомобиля - снять!"; . По этой команде пожарный № 1 подбегает к насосу автомобиля, левой рукой поворачивает фиксатор вверх, правой тянет ручку механизма крепления лестницы на себя, при этом лестница освобождается от крепления, (Рис. 20)

Пожарный № 2 становится правой ногой на заднюю подножку (ступеньку) автомобиля с правой стороны, левой ногой упирается в автомобиль, правой рукой берется за поручень, а левой - сверху за правую тетиву лестницы на уровне первой ступеньки (Рис. 21). После этого первый номер, взявшись обеими руками за рычаг и сделав рывок вниз, придаст лестнице начальное ускорение, поворачивается кругом и становится

Спиной к автомобилю. Руки его подняты вверх и готовы принять движущуюся лестницу. (Рис. 22) В это время пожарный № 2, отталкиваясь левой ногой от кузова автомобиля, спрыгивает на землю, подхватывает лестницу левой рукой за правую тетиву и на ходу продевает правую руку между третьей (второй) и четвертой (третьей) ступенькой. Первый номер принимает лестницу на полусогнутые руки и, наклоняя туловище вперед, начинает движение, разворачивает лестницу, кладет левой тетивой на правое плечо на уровне девятой (десятой) ступеньки и берется правой рукой за верхнюю тетиву.

В таком положении они переносят лестницу на 10-15 м от автомобиля и останавливаются. Затем пожарный № 2 с поворотом направо берется левой рукой за вторую (третью) ступеньку, правую руку вынимает из второго (третьего) окна лестницы и берется ею за четвертую (пятую) ступеньку. В это время пожарный № 1 берется левой рукой за девятую (десятую) ступеньку, а правой рукой удерживает лестницу перед собой за одиннадцатую (двенадцатую) ступеньку. После этого пожарные, одновременно наклоняясь вперед, укладывают лестницу на землю, правой тетивой кверху (Рис. 23)

7.3.3. При отсутствии возможности снятия лестницы с земли пожарный № 1 поднимается на кузов автомобиля и освобождает лестницу от креплений. Затем он постепенно сдвигает лестницу к задней части кузова до тех пор, пока пожарный № 2 не примет ее на руки. Пожарный № 2, стоя лицом к автомобилю, принимает лестницу на вытянутые над головой руки. Пожарный № 1 спускается с автомобиля, становится к нему спиной, руки его подняты вверх и готовы принять лестницу. Пожарный № 2, отходя назад, стаскивает лестницу с автомобиля и, после того как пожарный № 1 принял лестницу на руки, поворачивается кругом, удерживая лестницу. Дальнейшие действия такие же, как описано выше.


организацииОсновная образовательная программа

... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке - 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.

Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и "гребенки".

Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: "Рот", Богданова и винтовые.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках "Рот" производится по команде "Прокладки заменить!". По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.

При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда "Рукава соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога. Раз мы с Вами встречаемся здесь, на этих страницах, значит так или иначе, но Вас интересует и беспокоит противопожарная безопасность.

Причины для этого, уверен, у каждого свои: кто-то имеет непосредственное отношение к пожаротушению, кто-то хочет дать достойный отпор изрядно надоевшему пожарному инспектору, а кого-то действительно заботит собственная безопасность. Мы поможем всем!

Согласитесь, что чем бы не обуславливались наши встречи, знать, как готовятся, тренируются наши доблестные спасатели, пожарные – важно и интересно. Поэтому сегодня мы поговорим про упражнения с пожарными рукавами стволами и разветвлениями, которые являются неотъемлемой частью начальной подготовки огнеборцев.

Отработка упражнений с рукавами, естественно, крайне важна – при борьбе с огнем учитывается каждая секунда, даже ее доля. Любое промедление бывает смерти подобно. Имеет значение абсолютно все: насколько правильно было проведена последняя перекатка, скорость развертывания скатки, прокладка рукавов непосредственно к месту тушения, и многое другое.

Нечеткое выполнение хотя бы одного из этапов позволят огню, пожару распространятся дальше и дальше, поглощая все большую территорию.

Правительство Российской Федерации не могло остаться в стороне от безопасности своего народа – соответствующие законы, приказы и другие нормативные акты постоянно изменяются, отвечая всем требованиям норм современности.

Поэтому с 14 августа 2015 года вступает в силу новый Приказ Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» от 23.12.2014 №1100н, пришедший на смену Приказу МЧС РФ №630 от 31.12.2002 года.

Чтобы соответствовать всем требованиям охраны труда, необходима специальная подготовка, отработка основных упражнений, перечень которых отнюдь не произвольный.

Он «рекомендуется» замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 29 декабря далекого 2003 года утвердил «Программу подготовки личного состава ГПС МЧС России» для всех структурных подразделений.

В данном нормативном акте вторым номером «рекомендуемых упражнений», после занятий с пожарными лестницами, следуют «упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями». Пусть Вас не смущает слово «рекомендуемый» — невыполнение «рекомендаций» от министерства, сами понимаете, чревато.

В 2011 учебно-методический совет МЧС России рассмотрел и одобрил «Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны», где также обсуждаемые нами упражнения, естественно, рассматриваются как необходимые действия по тушению пожаров.

Естественно, что начальники абсолютно всех подразделений кинулись составлять планы проведения практических занятий со своим личным составом, руководствуясь методическими указаниями, соответствующей учебной литературой и так далее, чтобы выполнение любых действий, связанных с противопожарной безопасностью, и действий с пожарными рукавами также, соответствовали «Нормативам по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы», утвержденным МЧС.

Ну что ж, я думаю, все вышеперечисленное в достаточной мере убедило Вас в том, что, как ни крути, а практиковаться надо и, главное, придется. Поэтому давайте соблюдать боевой устав пожарной охраны и, проверив по списку личный состав, перейдем к выполнению плана упражнений.

Тренировка

Согласно методическому плану проведения занятий по «пожарно-строевой и физической подготовке», для того, чтобы «научить и совершенствовать навыки пожарного, методически грамотно выполнять все действия с пожарными рукавами, стволами и рукавной арматурой», достаточно 3-х часов.

Начиная с теоретического повторения материала, постепенно переходим к практике. Учтите, что все тренировки в обязательном порядке проходят в специальной защитной одежде и снаряжении.

Перед началом практического занятия, обеспечьте себя всем необходимым: потребуются пожарные рукава разных диаметров (51мм, 66мм, 77мм и 125мм), рукавные задержки, зажимы, разветвления и водосборник. Собрав все перечисленное, следуйте в гараж Вашей пожарной части или на спортивную площадку.

Итак, упражнение первое: замена прокладок.

В нашем случае прокладка – это резиновый уплотнитель, используемый в соединительных головках рукавов и стволах. После того, как прозвучала команда «Уплотнители – заменить!», возьмите левой рукой соединительную головку, а правой достаньте из нее резиновый уплотнитель. Затем берите новый и наложите его на кольцевой паз, как следует утопив по всей окружности. Все, упражнение выполнено.

Идем далее: соединение и разъединение головок. Пожарная соединительная головка – это арматура, которая смыкается практически мгновенно (возможно даже быстрее), с помощью которой пожарные рукава соединяются между собой, со стволами и другим пожарным оборудованием, с насосами.

Поэтому, по команде «Рукава – соединить!», надо взять один конец пожарного рукава, на котором есть головка, зажать коленями, взять накидную гайку другого рукава и соединить обе головки между собой.

Если Вы работаете в паре, то тогда пусть каждый из Вас возьмет по головке в руки. Став друг напротив друга, соедините их и, сжимая уплотнители, поворачивайте одну навстречу другой, пока полностью их не соедините.

Если соединительные головки винтовые, то, по сути, действия те же самые. Разница лишь в том, что тот, у кого в руках оказалась накидная гайка, будет накручивать ее по часовой стрелке, до упора.

Чтобы разъединить, соответственно, все действия выполняйте в обратном порядке, и скручивание головок проводите просто в противоположном направлении.

Корректное соединение головок является крайне важным, а почему – очевидно: не умея это делать как следует, соединение рукавов, установка разветвления и многие другие необходимые действия Вы не сможете выполнить. Поэтому давайте проверим свои навыки.

Установка разветвления. Итак, команда «Рукав к разветвлению – присоединить!». Ваши действия: подходите к разветвлению, берете правой рукой соединительную головку рукава и, наклонившись или став на одно колено, придерживая разветвление свободной рукой, соединяете одно с другим.

Наращивание пожарной линии

Тренировка на наращивание пожарной линии также лишний раз проверит Ваше умение работать с соединительными головками. Команда «Линию первого ствола одним рукавом – нарастить!» прозвучала. Исходное положение – Вы работаете со стволом, а Ваш напарник – подствольщиком.

После команды напарник бежит за скаткой и раскатывает ее параллельно действующей линии. Подается команда «Воду – остановить!», по большей части направленная водителю пожарного автомобиля. После прекращения подачи воды, Вы отсоединяете ствол от своего рукава и присоединяете его к тому, что принес напарник.

Присоединив, продвигайтесь вперед, изменяя позицию ствола, в то время как напарник присоединяет рукав к действующей линии, расправляет новый участок и кричит «Готово!». Звучит команда «Воду – дать!», и процесс тушения продолжается.

Если требуется нарастить более двух рукавов, то, в таком случае, напарник сперва соединяет рукава между собой, после присоединяет к действующей линии, естественно, расправляет, и так далее. Уверен, что у Вас все получается. Поэтому можем переходить к следующему этапу нашей тренировки – прокладке рукавов из скатки.

Прокладка рукавных линий

Варианты прокладки рукавов различаются, в зависимости от ландшафтных условий. Она может быть:

  • Горизонтальной, тянущейся по земле или полу. Тогда при расчете длины на один погонный метр учитывается 1-2 метра напорного рукава.
  • Вертикальной, прокладываемой в высоту, как внутри, так и снаружи строения. Если это жилое здание, то на один этаж предполагается 4-5 метров рукава. Если промышленное, то 6 – 8 метров, для обычной высоты этажа.
  • Ползучей, прокладываемой по наклонной плоскости. Здесь считается для жилого здания – 10 метров на этаж, для производства – 12-15м.
  • Смешанная, включающая одновременно различные варианты прокладки. В таком случае расчет подразумевает учитывать каждый отрезок.

Рабочая рукавная линия, проложенная Вами, будет осуществлять подачу воды или других огнетушащих веществ от разветвления и далее, к стволу, к пеногенератору. Но ведь до разветвления тоже используются рукава, соединяющие его с насосом.

Этот участок рукавной линии называется магистральным. Прокладка магистральной линии осуществляется для соединения емкостей, подающих воду, перекачивающих насосов, для подачи воды от них к разветвлению.

Прокладка и рабочей, и магистральной линии, по сути, происходит одинаково. Отработаем эти действия. Возьмите правой рукой скатку за концы рукавов рядом с головками. Левой – с другой, противоположной стороны. Движения должны быть резкими и быстрыми – дорога каждая секунда.

Удерживайте скатку правым предплечьем, согнув руку в локте. Замахнувшись правой рукой назад, сделайте резкий шаг вперед левой ногой и выбрасывайте скатку вперед, само собой, не выпуская концов из рук.

Скатка должна раскручиваться по земле сама. Перед самым концом раскатки рукава, сделайте резкий рывок назад рукой, держащей соединительные головки. Теперь один конец (нижний) бросайте на землю и быстро-быстро бегите в сторону прокладки, держа в руке второй конец. Развернув таким образом рукав, можете и вторую соединительную головку положить на землю.

Учтите, что, по нормативам, один человек должен справляться с прокладкой магистральной линии, например, 3-х рукавов диаметром 77 мм хотя бы за 55 секунд – это оценка «удовлетворительно». Если хотите на «отлично», то управиться надо на 10 секунд быстрее.

Скатывание рукавов

Как Вы понимание, здесь немалое значение сыграет то, насколько качественно, умело, была проведена накануне скатка. Поэтому последним нашим упражнением, я думаю, разумно будет провести скатывание рукавов.

Как Вы знаете, есть два варианта: одинарная скатка и двойная. Понятное дело, что для использования на пожарном автомобиле используется только второй вариант, но, согласитесь, уметь надо делать обе. Приступим?

Начнем с одинарной, потому что для двойной Вам понадобится напарник. Итак, разложите рукав на земле. Возьмите в руки соединительную головку и, стараясь все сделать как можно плотнее, а, главное, ровнее, наложите ее на поверхность рукава. Таким образом, потихоньку продвигаясь вперед, скатывайте его.

Раз напарник уже подошел, то приступим к варианту №2. Разложив пожарный рукав на земле, сложите его пополам в длину, но так, чтобы верхняя половина была короче нижней примерно на 70 см. В принципе, скатывание теперь от места сгиба можно делать так же, как и в случае с одинарной скаткой.

Но только напарник должен обязательно, по мере скатывания, выравнивать рукав и натягивать его, продвигаясь синхронно с Вами.

Скачать план-конспект занятия

И совсем маленький бонус для руководителей занятий по пожарно-строевой и физической подготовке: план-конспект занятия «Упражнения с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями» можно скачать . Уверен, что многим этот конспект пригодится.

В принципе, на этом нашу тренировку можно считать оконченной. Повторите все выполненное с рукавами разного диаметра. Чтобы быть во всеоружии, проведите упражнения по замене пожарных рукавов, их починке, прокладке линий через препятствия.

Наша работа направлена исключительно на удовлетворение Вашего интереса, на обеспечение Вас всей необходимой информацией в области противопожарной безопасности. Мы следим за любыми изменениями в законодательстве и наши публикации всегда актуальны. Поэтому, оформив подписку на наш блог, Вы всегда в курсе, всегда во всеоружии против самого вредного инспектора, всегда знаете, что делать в случае возникновения опасности.

Позаботьтесь о друзьях и близких – расскажите им о нас в социальных сетях, поделившись ссылкой.

До скорой встречи.

Написали заявление на возврат денег за путевку Ждем решения туроператора. Искренне надеюсь, что обойдемся без справок.

Вчера на тренировке Юлька потянула связки на правом голеностопе. Очень расстроена — нога правая, за рулем ездить пока не получается. А я вчера лишний раз потренировался оказывать первую помощь при растяжении связок. Ходим теперь в фиксирующем бандаже. Юлька, поправляйся уже скорее.

И еще одна новость: друзья, скоро Новый год. А вы уже подготовились? Подзарядились новогодним настроением? Покупаете подарки? Если еще нет, то рекомендую вам поторопиться. Это я про настроение. Уже пора зарядиться и жить в ожидании большого новогоднего чуда Что вы заказали у Деда Мороза?

Подъем рукавной линии при помощи пожарного автоподъемника Подъем рукавной линии с помощью автоподъемника и подача ствола производится водителем и пожарным №1 и №2. По команде: «Автоподъемник (указать, куда), ствол «Б», рукавную линию с помощью автоподъемника МАРШ», водитель подъезжает к зданию, выбирает ровную площадку и устанавливает автоподъемник. Пожарный №1 берет ствол, напорный рукав, рукавную задержку и заходит с ним в люльку, после подъема люльки вверх поворачивает фиксаторы откидного мостика и кладет его на конструкцию здания, выходит на указанное место, раскатывает напорный рукав, рукавную задержку и один конец рукава отдает пожарному №2 а ко второму концу присоединяет ствол, создает 10 метровый запас рукава, выходит на позицию и докладывает « Первый ствол ГОТОВ» Пожарный №2 берет и раскатывает в сторону люльки два напорных рукава, соединяет их между собой, с одним концом рукава заходит в люльку и закрепляет его за ее огорожу. После подъема люльки вверх берет у пожарного№1 рукавную задержку и один конец проложенного им рукава, соединяет его с рукавом, проложенным вертикально, и закрепляет задержкой рукавную линию. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки Расчет – двое пожарных. По команде «Ствол Б рукавную линию веревкой МАРШ»пожарный №1со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой поднимается на указанную высоту. Предупреждает пожарного №2 словом «Берегись» и после этого бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный №2 раскатывает напорные рукава, соединяет их между собой, закрепляет спасательную веревку за напорный рукав, сообщает об этом пожарному №1 «ГОТОВО» затем поднимается к пожарному и работает у него подствольщиком. Пожарный №1 поднимает рукавную линию веревкой, создает 10 метровый запас рукава и закрепляет его рукавной задержкой за конструкцию здания, присоединяет ствол выходит на позицию и докладывает о готовности. Подъем рукавной линии по пожарным лестницам Подъем рукавной линии по стационарным или переносным лестницам и по автолестницам производится расчетом из двух пожарных. По команде «Ствол «Б» МАРШ пожарный №1 прокладывает напорный рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает ствол с напорным рукавом через левое плече. Напорный рукав идущий в низ пожарный пропускает между ног или около правой руки и подымается на этаж или крышу создает 10 м. запас напорного рукава, закрепляет его рукавной задержкой за подоконник, карниз и другую конструкцию здания и докладывает «Первый ствол ГОТОВ». Пожарный №2 прокладывает второй напорный рукав соединяет рукава подтягивает их держит выдвижную лестницу при подъеме пожарного №1 присоединяет рукавную линию к разветвлению. Когда ствольщик работает на автолестнице, разрешается прокладывать рукавную линию по автолестнице посередине между тетивами колен и закреплять ее за ступеньки рукавными задержками. Уборка рукавной линии поднятой на высоту производится по команде «Ствол ВНИЗ» Пожарный открывает разветвление и спускает воду из рукавной линии. Далее открепляется задержка и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз. Подъем рукавной линии в лестничной клетке между маршами По команде «Ствол Б рукавную линию между маршами МАРШ» пожарный №1 приносит напорный рукав в скатке к маршу лестницы (на первом этаже) раскатывает его к зданию, конец напорного рукава берет в левую руку, пропускает его между маршами лестничной клетки и подымается на указанную этаж, создает 10м. запас рукавной линии, закреплять ее рукавной задержкой, присоединяет ствол и докладывает Первый ствол ГОТОВ. Пожарный №2 раскатывает напорный рукав соединяет напорные рукава помогает пожарному №1 поднять рукавную линию вверх (расправляет напорные рукава, подтягивает их и т.п.), присоединяет рукавную линию к разветвлению. Поднимается вверх и работает подствольщиком у пожарного №1. По команде «Отбой» пожарные убирают рукавную линию. Прокладка рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути Прокладка рукавных линий производится сначала сверху рельсов с остановкой движения и с одновременным подкопом под рельсами, а за тем напорный рукав прокладывается под рельсами и присоединяется к рукавной линии. При возможности быстрой прокладки напорного рукава под рельсами движение транспорта не останавливается, но контролируется пожарными с двух сторон. При прокладке рукавной линии через проезжую часть дороги надо прокладывать ее перпендикулярно дороге, рукавную линию защищать рукавными мостиками, установить контроль за движением автотранспорта (снижение скорости, движения по мостикам), выставив с красным флажком пожарного, сотрудника ГАИ; направлять транспорт в объезд; не устанавливать разветвление на проезжей части дороги, не допускать перекручивание, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.