Российское государство как федерация, принципы ее построения. Конституционное право россии Принципами федеративного устройства российской федерации являются

Ключевые слова: характеристика, принцип, федеративного, устройства, РФ

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов , обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов . К ним, согласно Конституции РФ (ст. 5 ), относятся: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти.

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству , которое выражается в гос. целостности РФ.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм есть те две основные силы , которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое.

Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства , которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ , поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

2. Единство системы государственной власти . Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности РФ. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета РФ.

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осущ-я функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

В РФ государственная власть реализуется системой , в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали , т.е. разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотн-й с органами власти субъектов Федерации.

Реализуя принцип разделения властей по вертикали, что свойственно сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе право на самостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация не только значительно увеличивает круг реальных носителей власти, но и добивается разграничения их полномочий. Тем самым создается система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и лишь вся система в своей совокупности реализует гос. власть в целом.

Необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти Федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, след-но, на ограничении субъектов в их правах.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ. Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах гос. строительства, в развитии культуры и в других областях.

Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время в РФ имеется: 21 республика , 8 краёв (их будет «9» с 1 марта 2008 года), 47 областей («46» с 1 марта 2008 года), 2 города федерального значения , одна автономная область и 5 автономных округов («4» с 1 марта 2008 года). Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов обрели в РФ свою государственность, а, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение.

Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., такими формами являются: создание суверенного независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса. Однако выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав человека. Вместе с тем в Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. В ней указывается, что ничто в самоопределении народов "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или полит. единства суверенных и независимых гос-в, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше; и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной тер-и без различий расы, вероисповедания или цвета кожи.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Аналогичные положения содержатся и в ряде других международно-правовых актов (например, в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.).

Таким образом, все народы РФ имеют право на самоопределение. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

Следует сказать, что новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия , представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. (ред. от 30 ноября 2005 года). Этот Закон определяет правовые основы национально-культурной автономии, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты в составе РФ равноправны.

Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты РФ вообще обладают одинаковыми правами. Республика в составе РФ является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, бесспорно, равноправны все республики в составе РФ, равноправны все области и края, равноправны все города федерального значения, равноправны все автономные округа.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ принимает свою Конституцию, “исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов”. В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. РФ - исторически сложившееся федеративное государство. Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д. Вместе с тем, РФ имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном устройстве РФ проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории. По этому принципу созданы все республики в составе РФ, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. РФ строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики и национально-государственные образования - автономные области и автономные округа.

5. Государственная целостность РФ. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава РФ. На обеспечение государственной целостности РФ направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы - рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства РФ, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения РФ. Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации.

7. Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства РФ - суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: “Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны”.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

  • Тема 2. Понятие, основные черты и свойства конституции Российской Федерации.
  • 1. Основные этапы конституционного развития в России.
  • 2. Понятие и сущность Конституции рф, ее основные функции. Форма, черты, свойства, структура Российской конституции.
  • Основными принципами Конституции Российской Федерации 1993 года являются следующие:
  • 3. Юридические свойства конституции.
  • 4. Порядок принятия, изменения и вступления в силу Конституции России.
  • Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации. Понятие, сущность и принципы.
  • 1. Понятие конституционного строя России, его закрепление в Конституции рф.
  • 2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
  • Тема 4. Конституционные основы правового положения человека и гражданина
  • 1. Понятие, структура и принципы правового положения человека и гражданина в России. Конституционный статус человека и гражданина в рф.
  • 2. Система конституционных прав, свобод и обязанностей граждан рф.
  • Тема 5. Конституционно-правовое регулирование гражданства рф.
  • 1. Понятие и принципы гражданства.
  • 2. Способы приобретения и прекращения гражданства.
  • 3. Государственные органы по делам гражданства.
  • 4. Правовое положение иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев
  • Тема 6. Федеративное устройство России
  • 1. Исторические этапы российского федерализма.
  • 2. Конституционные принципы федеративного устройства России. Правовой статус субъектов Российской Федерации.
  • 3.Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
  • Тема 7. Конституционный механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации
  • 1. Конституционные основы механизма государственной власти. Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов.
  • 2. Понятие и признаки органов государственной власти в Российской Федерации, конституционные принципы их формирования и деятельности.
  • 3. Система и виды федеральных органов государственной власти, их структура, компетенция и конституционное закрепление. Органы гос.Сударственной власти с особым статусом.
  • Тема 8. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Референдум рф.
  • 2.Избирательная система в рф: понятие и виды.
  • 3.Правовое регулирование подготовки и проведения выборов в рф. Избирательный процесс: понятие, правовое регулирование, стадии.
  • 4.Референдум, понятие и сущность. Виды референдума в Российской Федерации.
  • Тема 9. Президент рф.
  • 1. Конституционно-правовой статус Президента рф. Место Президента рф в системе органов государственной власти.
  • 2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
  • 3. Полномочия Президента рф. Акты Президента рф.
  • 4. Порядок прекращения полномочий Президента рф.
  • Тема 10. Федеральное собрание рф.
  • 1. Понятие и сущность парламентаризма. Становление парламентаризма в России.
  • 2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания рф. Порядок формирования палат, структура и полномочия.
  • 3. 3Аконодательный процесс и его стадии.
  • 4.Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
  • Тема 11. Правительство рф.
  • 1. Конституционно-правовой статус Правительства рф.
  • 2. Состав и порядок формирования Правительства рф. Отставка Правительства рф.
  • 3. Полномочия Правительства рф. Взаимоотношения Правительства рф с другими органами государственной власти. Акты Правительства.
  • 4. Конституционный статус федеральных органов исполнительной власти России.
  • Тема 12. Основы судебной власти Российской Федерации. Конституционный суд в системе судебной власти рф.
  • 1. Судебная власть (понятие, сущность).
  • 2. Судебная система Российской Федерации.
  • 3. Конституционно-правовой статус судей. Конституционные принципы формирования судейского корпуса России.
  • 4. Конституционный Суд рф (порядок формирования, состав, компетенция).
  • Основными принципами Конституции Российской Федерации 1993 года являются следующие:

    1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что статья 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - подчеркивается в этой статье, - является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

    2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 КонституцииРФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

    3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: "Все равны перед законом и судом". И далее подчеркивается, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

    4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

    5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле Конституции РФ, ст.4, устанавливающей, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, верховенство Конституции РФ на всей территории.

    Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствует и положение ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства; ст.67 - единство территории; ст.68, устанавливающей русский язык в качестве единого, государственного языка и т.п.

    6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции РФ, в ст. 5, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст.73, закрепляющей, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

    7. Разделение властей. Этот принцип является новым в российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10, 11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    8. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ "никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом".

    Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэтому и конституционные принципы являются основополагающими принципами для всех отраслей права.

    Каждая Конституция выполняет определенные функции , которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях Конституции: юридической, политической и идеологической.

    Юридическая функция Конституции заключается в том, что она, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

    Политическая функция Конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных Конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу, это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм Конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс.

    Идеологическая функция Конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического, духовного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.

    "

    конституционный федерализм неприкосновенность

    Основными принципами федеративного устройства России являются:

    1. Верховенство Конституции и федеральных законов.

    В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

    Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

    Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

    В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».

    Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

    Из данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

    2. Равноправие субъектов федерации.

    Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».

    Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

    Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России.

    Они не могут быть защищены, если:

    Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития;

    Не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства;

    Не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений Конституционное право России Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 482.. .

    Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».

    Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

    Важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

    Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет к национальному неравноправию.

    Поскольку в Российской Федерации нет многонациональных территориальных образований, указанный подход не учитывает фактического многонационального состава любой республики и нарушает ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, определяющую принцип равноправия и самоопределения народов.

    3. Государственная целостность.

    Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

    Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

    А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …».

    Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 174...

    Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм и федерализм две основные силы, которые работают внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Все-таки ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в единое.

    Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается:

    Целостностью и неприкосновенностью ее территории;

    Единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ);

    Единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ);

    Отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

    Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

    Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

    О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

    4. Единство системы государственной власти.

    Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 203.

    «Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

    Доказательство того, что федеративное устройство Российской Федерации организовано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

    Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации».

    Единство системы государственной власти проявляется в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

    В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

    «Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,- утверждает Барциц И. Н. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9, с. 20.

    Хочется обратить внимание, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

    5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

    Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

    Характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

    Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ) и законодательный (ст. 76 Конституции РФ).

    Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), предметы совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

    Конституционные требования организации публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.

    Следовательно, по предметам ведения Российской Федерации к полномочиям федеральных органов государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных полномочий.

    6. Равноправие и самоопределение народов.

    Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

    «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

    Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

    Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 617.. Кроме того, реализация права на самоопределение не должна приводить к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено международным правом.

    Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970, при реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

    Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение. Оно признается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

    Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

    Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

    В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).

    В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ особое внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наравне с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может употребляться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74). .

    В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации «О языках народов России» провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

    Следует сказать, что новой формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    В становлении российского государства с древних времён прослеживаются две противоположные тенденции: одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности, а другая - к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако, каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями…

    В плане политического устройства идея федерализма возникла в начале 19века в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на 13 крупных единиц.

    Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России…

    Можно было бы долго описывать предысторию российского федерализма, вспомнить сторонников федерального устройства, но я сразу перейду к реалиям, к настоящему времени современного федерализма.

    Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

    Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неравномерность ее действий в данной сфере - путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм (выход из состава РФ), ослаблении и разрушении государственности. Отсюда задача науки и практики - найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны при подготовке и принятии Федерального договора и Конституции.

    Российское государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства Российской Федерации принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире (от двух субъектов в Танзании до 89 в России). А большое количество таких субъектов может привести к плохой управляемости.

    Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в конституции базовыми принципами, которые гарантируют незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающим принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность и др.); верховенство федерального законодательства; недопустимость действий направленных на одностороннее изменение статусов членов федерации и т.д.

    Чтобы как можно полнее осветить данную часть курсовой работы я прибегну к помощи конституции РФ, принятой на всеобщем (всенародном) голосовании 12 декабря 1993г.

    Открыв основной закон государства, в статье первой конституции РФ, находим, что "Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство…". Из этого следует, что обозначение Российского государства в качестве федеративного показывает форму его государственного устройства, отличного от устройства государства унитарного типа (понятию "федерация" противостоит понятие "унитарное государство", то есть такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, включая только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства также имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Россия есть единое государство, состоящее из территориальных структурных единиц, обладающих самостоятельностью в определенных конституцией рамках и наделенных совокупностью прав, образующих их правовой статус. Таким образом, вся территория РФ складывается из территорий 89 ее субъектов (следует заметить, что термин "субъекты Российской Федерации" стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991г., затем - в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям РФ и провозглашает их равноправие, которое означает обладание ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации). Из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов.

    Каждый из перечисленных субъектов имеет собственное законодательство, не противоречащее федеральному. Статус республики определяется наряду с конституцией РФ конституцией республики, а статус края, области и т.д. определяется конституцией РФ совместно с уставом (учредительным нормативным актом, имеющим определенное сходство с конституцией) края, области и т.д., принимаемого представительным органом соответствующего субъекта РФ.

    Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов (государственной целостности РФ, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ, равноправии субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти), обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

    Российская Федерация является соединением ряда государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.

    Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств: верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности РФ. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и рассматривается Конституцией в качестве одного из принципов федерального устройства России. Единство системы государственной власти в РФ выражается в наличии единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. В эту систему входят федеральные государственные органы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

    Единство системы государственной власти находит отражение в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

    Наличие у России единой государственной власти не означает отсутствия своей государственной власти у субъектов РФ. Вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой государственной власти(исключительные полномочия субъектов федерации определены их конституциями или уставами на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора. Они осуществляются органами законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Например, согласно Конституции Бурятии (ст.63), к исключительному ведению республики относятся: принятие конституции республики, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее соблюдением; законодательство республики, территория и административно-территориальное устройство республики; защита государственно-правового статуса республики, установление системы республиканских органов государственной власти, порядка их организации, формирование государственных органов республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная служба республики; государственные награды и почетные звания республики.

    Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью, землей, недрами лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития, осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.

    Республика устанавливает научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях. В ее ведение входят заключение межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений, а так же другие вопросы, отнесенные конституцией республики к ведению ее органов государственной власти.

    Единство системы государственной власти означает, что власть РФ распространяется на всю ее территорию. В то же время на территорию каждого субъекта РФ распространяется власть этого субъекта, носящая региональный характер. Обе эти власти ограничены компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее субъектов.

    Единство системы государственной власти обеспечивается также и тем, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории Федерации, а законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, изданные ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, не должны противоречить федеральным законам.

    Важной гарантией обеспечения единства системы государственной власти является единая система исполнительной власти в РФ, которую, согласно КРФ, образуют федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время представительными (законодательными) органами республик являются их парламенты, имеющие различные наименования: Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный совет, Законодательное Собрание, Государственный совет, Парламент и т.д. эти органы являются представительными органами республик, олицетворяющими парламентскую демократию, в условиях которой формирование политической воли народов возлагается на народное представительство. Вместе с тем они являются законодательными органами республик, обладающими полной и неограниченной в рамках их полномочий компетенцией в сфере законодательства. Это означает, что ни один закон республики не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

    Представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.п. Например, Московская городская дума, Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное Собрание и т.д.

    В систему органов исполнительной власти республик входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики, например в Ингушетии, в других - правительство или его глава, например, в Карелии.

    Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Деятельностью администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа руководит глава соответствующей администрации (правительства). Главы администрации носят различные наименования: губернатор, мэр города федерального значения и т.п. Эти наименования устанавливаются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими представительными (законодательными) органами субъектов Федерации.

    В систему органов исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает Положение о них).

    Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения властей по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - на разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов, которое рассматривается Конституцией Российской Федерации в качестве одного из важных принципов федеративного устройства Российской Федерации (например, в ведении Российской Федерации находятся:

    а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

    в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

    г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

    д) федеральная государственная собственность и управление ею;

    е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

    ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

    з) федеральный бюджет;

    и) федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    й) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

    к) деятельность в космосе;

    л) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

    м) оборона и безопасность; оборонное производство;

    н) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    о) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и т.д.

    В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

    а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

    б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств;

    в) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

    г) разграничение государственной собственности;

    д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

    е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

    ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

    з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и т.п.).

    Конституция Российской Федерации устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации (ст.76, 78 Конституции РФ).

    Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе право на самостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация тем самым не только значительно увеличивает круг реальных носителей власти, но и устанавливает разграничение их полномочий, т.е. создает систему, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов и которая в своей совокупности реализует государственную власть в целом.

    Вместе с тем разграничение компетенции между органами власти Федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами Федерации приоритета задач и целей Федерации, а следовательно, на ограничении субъектов в их правах.

    Важным конституционным принципом федеративного устройства России является равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

    В Российской Федерации все народы пользуются одинаковыми правами.

    Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.

    Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации "О принципах международного права, касающихся дружественных отношении и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970г., такими формами являются: создание суверенного независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса.

    Однако выбор ими одной из этих форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека. В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. В ней указывается, что ничто в самоопределении народов "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории без различий расы, вероисповедания или цвета кожи. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны".

    В конституции РФ закреплен еще один важнейший принцип федеративного устройства России - равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Именно в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, являются равноправными. Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права. Об этом свидетельствует уже сам факт их деления на виды. Кроме того, разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами, большинство из которых носят индивидуальный характер, т.е. заключаются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации, также существует большая разница в дотациях и субвенциях из федерального бюджета (допускается двадцатикратный и даже тридцатикратный разрыв). Поэтому субъекту Федерации могут быть делегированы определенные права по осуществлению части федеральной компетенции, которыми могут не располагать другие субъекты Федерации.

    Кроме выше описанного России присущи и другие признаки федерализма, которые также имеются у других стран. Это и единое гражданство, и единый государственный язык (эта норма конституции - ч.1 ст.68 - очень важна для государства, в котором проживают лица более ста национальностей. И это не искусственное навязывание, поскольку 85% населения составляют русские, а подавляющее большинство лиц других денежная единица, и т.д. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной, и судебной власти также отражена федеративная природа России (так, например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации).

    Конституция 1993г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т.е. их выход из состава РФ (свежий пример сЧеченской республикой), с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов с другой.

    Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-

    то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

    Перспективы совершенствования российского федерализма сформулированы в Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.96г. Оптимизация федеративных отношений, - говорится в этом документе, - не преследует цель "губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации" краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал. Концепция в центр государственной политики ставит повышение самостоятельности субъектов Федерации, развитие национально-культурной автономии народов России и многие другие меры по укреплению федеративных отношений.

    В "мире" нет легких федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенности у России на ее нынешнем этапе развития является в том, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных политических и экономических условиях, и прежде всего, обострение межнациональных отношений. Отсюда не завершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.