Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы. Собственность и хозяйствование: структура прав, согласование обязанностей

Собственность –это общественная форма присвоения факторов и результатов производства. Основополагающую роль играют отношения собственности на факторы производства.

Экономическое содержание собственности на факторы производства – это способ их соединения, который может быть прямым или опосредованным отношениями найма.

Отношения собственности – это одновременно и присвоение, и отчуждение, исключительное право пользования. Формой реализации собственности выступают присвоение дохода и участие в управлении объектом собственности.

Особая важность экономической категории собственности определяется тем, что:

· собственность является основой всей системы экономических отношений;

· от отношений собственности зависит положение различных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства;

· собственность есть результат исторического развития, причем главной движущей силой изменения отношений собственности является развитие производительных сил.

В рамках каждой экономической системы есть специфическая для неё форма собственности. Переход от одних господствующих форм собственности к другим может идти эволюционным и революционным путем.

Экономические отношения собственности реализуются в правовых формах. Последние определяют отношения субъектов собственности к объектам собственности. Правоотношения собственности включает в себя правовые нормы, определяющие права (правомочия) собственника, имущественную ответственность собственника и защищающие его права. В праве исторически сложилась триада правомочий собственника, включающего его права по собственному усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Владение – это фактическое обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств имущества (это то, что экономист обозначает категорией присвоения).

Распоряжение – действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, передача по наследству, залог, сдача в аренду и т.п.).

Указанные права могут перераспределятся между различными субъектами.

Экономические формы собственности различают по формам присвоения дохода:

· частное присвоение – индивидуальная частная собственность;

· групповое (коллективное) закрытое присвоение – совместная (партнерская, кооперативная, долевая) собственность;

· групповое открытое присвоение – корпоративная собственность;

· присвоение в интересах общества – государственная собственность (федеральная, субъектов федерации, муниципальная).

Собственность отражает возможности субъекта по использованию её объекта, хозяйствование – это процесс использования. В экономике различают два вида хозяйственных процессов: производство и потребление благ. В результате потребления блага утрачиваются, в результате производства появляются новые блага.

3.2. Теория «пучка» прав собственности

У истоков теории прав собственности стояли известные американские экономисты Р. Коуз и А. Алчиан, в дальнейшей разработке и использовании этой теории принимали участие Д. Норт, О. Познер, Г. Демеец и др. Своеобразие подхода авторов к трактовке собственности состоит в следующем.Во-первых, в своих исследованиях они используют термин «право собственности» по его использованию. «Пучок прав» состоит из одиннадцати элементов. Следует подчеркнуть, что права собственности понимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Вторая отличительная черта прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности ресурсов. Центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Отношения собственности – это система исключений из доступа к ресурсам. С точки зрения авторов теории прав собственности исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

2. Собственность и хозяйствование экономических объектов

Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.

В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:
1) высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;
2) обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;
3) преодоление инфляции и поддержание стабильного уровня цен;
4) достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;
5) справедливое распределение доходов;
6) установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;
7) разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.

Это далеко не полный перечень стратегических целей, приоритеты которого могут изменяться в зависимости от данного типа экономической системы. В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа. Сначала рассмотрим два крайних случая: свободный рынок («чистая» рыночная экономика) и командная (центрально-управляемая) экономика.

В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.

Полная противоположность экономике свободного рынка – командная экономика. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.

Следующий тип экономических систем получил название «смешанная» экономика .

В «смешанной» экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике.

Экономическая политика правительства может иметь разнообразный набор целей и зависеть, в частности, от того, какая партия или социальная группа находится у власти. Например, приоритетной целью может быть снижение безработицы в случае, если у власти стоят представители рабочего класса, если же к власти пришли представители бизнеса, приоритетной целью может стать борьба с инфляцией. Экономическая политика проводится по двум основным направлениям – это налогово-бюджетная (фискальная) политика и кредитно-денежная политика.

Налогово-бюджетная политика может быть стимулирующей (экспансионистской), которая проводится в периоды экономического спада или кризиса, и сдерживающей, как один из путей преодоления инфляции. В первом случае, правительство снижает налоги и увеличивает государственные закупки, увеличивая тем самым совокупный спрос. Во втором случае, наоборот, правительство должно повысить налоги и сокращать государственные закупки. Изменение структуры налогообложения и трансфертных выплат оказывает сильное воздействие на экономическую систему, влияя на такой важный экономический параметр, как потребление.

Вышерассмотренный тип фискальной политики функционирует посредством изменения законов, постановлений правительства и т.п. и называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

При всем многообразии рынков экономическая теория выделяет четыре основных типа рынка:
1) рынок совершенной конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) рынок олигополии;
4) рынок чистой монополии.

На первом типе рынка конкуренция наиболее сильна и уровень цен наиболее низок, поскольку продавцов тысячи и миллионы. На четвертом типе конкуренция минимальна, поскольку на рынке действует только один продавец. То есть типы рынков проранжированы по степени убывания силы конкуренции по мере перехода от первого типа ко второму, от него к третьему и затем к четвертому типу. В дальнейшем будут подробно рассмотрены все модели определения цен и объемов производства на каждом типе рынка. Забегая вперед, можно сделать вывод, что силы конкуренции увеличиваются прямо пропорционально количеству фирм, действующих на рынке. Но этот вывод является только одним из многих. Следует обратить внимание на относящиеся к конкуренции и ключевые факторы, которые конкуренцию усиливают или ослабляют.

На каждом рынке характер конкуренции уникален, но ее проявления на всех рынках имеют много общего. В целом, конкуренция на рынке является результатирующей пяти перечисленных ниже сил (рис.2.1.):
1) соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;
2) попытки компаний из других отраслей привлечь покупателей покупать их товары-заменители;
3) угроза входа в отрасль новых фирм;
4) рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов;
5) рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей товара.

Рис. 2.1. Модель пяти сил конкуренции (по Портеру)

Эта модель – наиболее распространенный метод анализа конкуренции.


Речь идет о «чистых налогах» - под этим термином понимают доходы правительства от сбора налогов за вычетом транспортных платежей.

7. СОБСТВЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ

Экономическая сущность категории собственности на средства производства характеризует способ взаимосвязи производственных факторов, иначе говоря, рабочей силы со средствами производства, а именно с землей и капиталом, посредством экономических или неэкономических отношений, возникающих по поводу найма. Присвоение и отчуждение формируют систему отношений, возникающих в общественной форме присвоения, т. е. собственности. Отсутствие у всех возможности использования средств производства при исключении вероятности вступления с их собственником в определенные отношения отражает присвоение.

Отчуждение представляет собой лишение права возможности этого лица использовать какой-либо фактор производства в производственном процессе и его потреблении.

Процесс хозяйствования – это использование субъектами экономических отношений благ по целевому назначению.

Хозяйствование, выступая в виде экономической категории, относится не к состоянию, а к конкретному процессу. Собственность как экономическая категория характеризует субъект собственности, а именно его различные возможности по распоряжению принадлежащими ему объектами собственности, т. е. отражает конкретное состояние. На основании этого целесообразно для анализа поведения экономических субъектов выделить в экономической тео_рии понятия «собственник» и «хозяйствующий субъект».

С теоретической стороны собственность и хозяйствование, оба выступающие в виде экономических категорий, отличаются друг от друга свойственными им признаками: состоянием и процессом. С практической точки зрения границы разделения у приведенных двух данных категорий, а именно между собственником земли, капитала, рабочей силы и хозяйствующим субъектом, т. е. предприятием, организацией, фирмой, отсутствуют. Другими словами, собственники факторов производства в обязательном порядке принимают

форму хозяйствующих субъектов. Одним их проявлений данного факта является процесс принятия решения экономическим субъектом о применении принадлежащей ему собственности, а именно в ходе собственного хозяйствования либо посредством их передачи другим субъектам хозяйствования с целью пользования за отдельную плату.

Хозяйственные процессы в экономике представлены производством и потреблением благ. В заключительном процессе потребления благ наблюдается исчезновение объектов собственности, но если они вдруг возникают, то только в виде внешних положительных или отрицательных проявлений. По итогам процесса производства некоторые блага подлежат исключению, а некоторые, наоборот, возникают, что свидетельствует об окружении с двух сторон, т. е. с начальной точки и с конечной, отдельного вида хозяйствования в экономическом процессе.

При принятии решения собственником земли, капитала, рабочей силы о передаче объекта любому другому субъекту хозяйствования наблюдается получение собственником факторного дохода.

Факторный доход в качественном выражении – это определенная плата дохода собственнику посредством передачи права его применения субъекту хозяйствования, в количественном аспекте представляет собой итоговое взаимодействие предложения и спроса.

Самым распространенным примером взаимосвязи собственности и процесса хозяйствования является ценная бумага, а именно обыкновенная акция. Данная акция выступает в роли носителя решающего права голоса собственником в ходе принятия решения по поводу процесса хозяйствования. Допустим, при получении окончательного результата, т. е. прибыли, принимается решение о его распределении, а также является носителем законного права на получение субъектом сумм дивидендов по окончательным итогам хозяйственной деятельности.

8. СОБСТВЕННОСТЬ О КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Исторически сложилось, что человек имеет желание к обладанию материальными благами, чувствуя при этом себя собственником этого богатства. Собственность способствует устойчивости уверенности человека по отношению к материальному богатству путем побуждения его к действиям по сохранению и приумножению объектов собственности.

Характерными, основными чертами экономической системы выступают различные формы, виды отношений собственности. При рыночной системе экономики существует многообразие форм собственности и отношений. Это объясняется тем, что в основе лежит принцип равноправности на существование. В течение многих десятков лет проводятся исследования понятия собственности. В науке появление данной категории произошло до возникновения таких понятий, как экономика и экономическая теория. Первое появление собственности характерно для первобытного общества. Отношения собственности определенным образом оказывают влияние на благосостояние общества, его интересы, передающиеся их поколения в поколение, отражающиеся в процессе жизнедеятельности людей. Собственность в виде отношений, складывающихся в обществе, долгий период времени была предметом анализа в юридической области, а именно в области исследования гражданского права. С течением времени эффективное функционирование общественного производства, а также возникновение новых различных форм предпринимательской деятельности, отношений собственности играют все большую роль с экономической точки зрения.

Собственность представляет собой взаимоотношения, складывающиеся между людьми и материальным объектом, в виде отсоединения данного объекта и присвоения его субъектом.

Одну из пассивных сторон возникающих отношений собственности, выступающую в виде имущества, информации, интеллектуальных и духовных ценностей и многих других, составляет объект собственности.

Субъект собственности – это собственник, т. е. активное лицо, выступающее в отношениях собственности и обладающее возможностью владения объектами собственности.

Владение объектами собственности представляет собой основную исходную форму собственности, которая оформлена юридически и документально, иначе говоря, это фактическое право обладания объектом. Использование объекта собственности, предназначенное для определенной цели, пользователем по его собственному усмотрению характеризует понятие пользования. В случае, если пользователь не считается распорядителем объекта собственности, он реализует отношения пользования в определенный срок времени с учетом условий, которые заданы субъектом собственности.

В настоящее время наиболее распространенный способ выражения отношений между объектом и субъектом по поводу собственности означает распоряжение. Право распоряжения дает субъекту возможность установления полномочий собственника по поводу реализации сделок купли-продажи, дарения, аренды.

Одно из условий неэффективности преобразований в экономике нашей страны, а именно на основании перехода к системе рыночной экономики, сводится к мало продуманному осуществлению преобразований форм и видов, а также отношений собственности.

В результате исторически сложившихся отношений собственности в экономике советского времени вновь проводимые экономические реформы с целью развития рыночных отношений должны были основываться на условиях разгосударствления и приватизации собственности. Однако в российской экономике ускоренная приватизация привела к созданию проблем социального характера.

Многие годы успешно проводилась государственными органами власти приватизация средств производства под различными видами собственности.

9. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Вид собственности, отличающийся по характеру субъекта собственности, формирует форму собственности.

На основании этого различают следующие формы собственности.

1. Индивидуальная форма собственности. При данной форме характерно для отдельного физического лица иметь право по закону распоряжаться находящимся в его собственности объектом, т. е. собственник точно определяет то, что ему принадлежит. В зависимости от способа применения объекта индивидуальную собственность подразделяют на:

1) личную;

2) частную.

Существует два подхода к отличию личной собственности от частной. Первый заключается в том, что объекты индивидуальной собственности подлежат полностью охвату личной собственностью. Они используются и потребляются самим собственником либо даются на бесплатной основе в пользование различным другим лицам. Объекты индивидуальной собственности, которые предоставляются другим лицам в пользование за договорную плату, признаются частной собственностью. Приведенная характеристика присуща объектам собственности в виде предметов потребления и имущества. Второй полагает, что охват объектов индивидуальной собственности осуществляется посредством наемной рабочей силы. Личная собственность при этом осуществляется с помощью собственного труда. ^анное определение характерно для индивидуальной собственности на средства производства. На основании данных определений нельзя дать однозначного понятия отграничения личной собственности от частной. Это объясняется тем, что вышеуказанные формы собственности находятся в зависимости от способа использования объекта, его применения и потребления.

В результате перехода российской экономики к рыночной общество стало относиться к частной собственности с особым опасением, что характеризуется отсутствием понимания ее сущности и необходимости, а также психологией настроя по отношению к ней.

2. Коллективная форма собственности.

В границах данной формы субъект собственности представляет собой общую совокупность собственников. В данном случае субъект собственности вправе выступать в виде одного уполномоченного лица или нескольких лиц, которые представляют интересы всего коллектива, наиболее часто встречается на практике в виде одного юридического лица, предприятия, компании либо общественной организации.

Приведенные выше формы характеризуют более крупные структуры различных форм, которые охватывают большую их совокупность. В нашей стране выделяются следующие основные формы собственности:

1) частная;

2) государственная;

3) муниципальная.

Одновременно также разделяют собственность физических лиц (индивидуальную собственность) и юридических лиц.

Государственная собственность – это собственность государственных органов власти, вовлеченная в общественное производство, вследствии этого она не может принадлежать другим на равных условиях. Другими словами, это природные богатства, основные и оборотные средства, информация, которые являются частью собственности всего народа, перешедшей по их желанию и решению высших органов власти общества в распоряжение и хранение к органам государственной власти.

Муниципальная собственность – это собственность, находящаяся в распоряжении местных органов власти.

Кроме всех перечисленных форм собственности, в более крупном масштабе выделяют следующие виды собственности:

1) общенародную, представленную в виде богатств природы, предназначенных для всенародного применения с равным доступом всего населения;

2) региональную государственную, т. е. собственность, находящуюся в распоряжении и хранении государственных региональных органов;

3) собственность общественных организаций;

4) групповую и семейную собственность.

10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Экономический интерес представляет собой целенаправленное отражение отношений каждого отдельного человека, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и проявляющихся только внешне.

Любые экономические действия людей определяются поставленной целью реализации их собственных потребностей, которые служат основой их интереса. С появлением экономического интереса отдельная личность учитывает все итоговые результаты намеченных им действий, основываясь на полезности приобретенного блага, необходимости собственной потребности в нем, а также масштаба затрат времени и различных ресурсов, которые нужны для приобретения данного блага. На основании двух факторов экономический интерес субъекта заключается в получении максимальной полезности или минимальных затрат для приобретения определенного комплекта благ, т. е. у людей имеется свобода выбора собственных методов поведения. Отсюда следует, что способы поведения экономических субъектов в настоящей жизни исходят из характерных им экономических интересов. Иначе говоря, это побуждающие интересы к действиям, которые направлены в целях удовлетворения потребностей экономических субъектов. Во-первых, возникает потребность, во-вторых – интерес, приводящий к определенному поведению экономических субъектов. Другими словами, это цепочка взаимосвязи перечисленных выше понятий.

Интерес – это потребность, возникающая у экономических субъектов осознанно. Согласно мнению некоторых ученых можно выделить различные виды интересов, основанных на потребностях, такие как:

1) материальные;

2) духовные;

3) имущественные;

4) денежные.

Имеется классификация интересов и по экономическим субъектам:

1) индивидуальные, выражающие интересы отдельного индивида;

2) семейные интересы;

3) интересы фирмы, предприятия, организации;

4) интересы отрасли и региона;

5) общественные интересы, т. е. государственные;

6) коллективные и др.

Удовлетворение самых различных потребностей людей служит основной целью экономической деятельности. Для достижения данных целей необходимо обеспечить субъектов жильем, продуктами питания, одеждой и т. д. Следовательно, производство экономических благ и услуг является средством обеспечения экономически поставленных целей. Взаимосвязь основных составляющих экономической деятельности можно представить следующей определенной последовательностью:

1) потребности;

2) ресурсы;

3) технологии;

4) продукты;

5) использование;

6) потребности.

В зависимости от того, какие ценности характерны для определенного общества, зависит реализация цели экономической системы. Ставящиеся цели перед государственной политикой зависят также и от национальных интересов, вероисповедания, существующей идеологии в стране и др. В основном экономическими целями развитых государств являются:

1) свобода экономики;

2) увеличение уровня экономического роста;

3) стабильное жизнеобеспечение инвалидов, больных и престарелых людей;

4) полная занятость населения;

5) постоянство цен, низкий уровень инфляции;

6) обеспечение социального равенства путем перераспределения имеющихся доходов;

7) общественная ответственность за рациональное и эффективное размещение собственных ресурсов. Потребители преследуют точную экономическую

цель, т. е. полное удовлетворение в потреблении благ и услуг путем принятия оптимального решения. На основании этого не только потребителю, но и производителю следует соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Следовательно, они должны действовать эффективно.

Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть, самым лучшим образом для достижения желаемой цели.

11. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Экономическая рациональность принятия оптимального решения свидетельствует об образе поведения рыночных агентов в экономической системе. Данное поведение основывается на ограничениях, которые взаимосвязаны в проявлениях в экономике. С одной стороны, экономические блага характеризуются редкостью, с другой – для полного удовлетворения потребностей людям необходимо использовать собственные ресурсы наиболее эффективно. Любой переизбыток способствует прекращению развития, а также уменьшает стимулирование к улучшению деятельности.

Невозможно предугадать результаты последствий производственной деятельности по выпуску неограниченного объема товаров либо удовлетворения различных потребностей. Следовательно, в данном обществе были бы исключены все условия для дальнейшего функционирования экономики, а именно отсутствовали бы конкуренция, предпринимательство, ценообразование и многое другое, что в конечном счете привело бы к проблеме выбора оптимального решения. Они могли бы быть приняты, но неэффективным образом. На историческом опыте видно, что только в конкурирующих условиях уровень экономики достигнет эффективного результата и что любой экономической деятельности свойственна проблема выбора, которая является бесконечной. Данная бесконечность означает неограниченность общества в принятии какого-либо только од-ного-единственного решения, и общество может использовать большое количество различных вариантов решений и делать эффективный выбор между ними. Отдельный каждый ресурс может быть использован для удовлетворения самых разнообразных потребностей людей, поэтому данный выбор осуществляется между множеством разных экономических вариантов применения ресурсов. Технология их применения может быть абсолютно разнообразной.

Существование большого количества экономических целей при условии, что ресурсы находятся в ограниченном объеме, формирует проблему выбора самого лучшего варианта решения, путем которого осуществляется полное удовлетворение потребностей с учетом данных издержек. Стремление хозяйствующего субъекта к реализации постановленной цели, а также расчета затрат выбора средств реализации данной цели означает экономическую рациональность.

Тот, кто является потребителем, должен распределить в определенной последовательности свои потребности, произвести расчет ожидаемых затрат с предполагаемым получением дохода.

Основным принципом экономики по потреблению является разработанный Х. Вэрианом принцип оптимизации. Согласно данному принципу общество старается выбрать самые лучшие структуры потребления из того количества, у которых имеется возможность себе это позволить. Прежде всего производитель должен определиться, что конкретно он должен производить, в каком объеме и какого качества, а также определить технологию производства, произвести расчет предполагаемого дохода и соизмерить его с расходами.

Решение сложных проблем более свойственно государству, т. к. оно должно обеспечить условия для повышения благосостояния общества, определить пути экономического развития и др. На основании этого критериями экономического поведения являются рациональность и эффективность. Исключение потерь и уровень эффективного применения экономических ресурсов с целью удовлетворения желаний общества являются эффективностью функционирования экономики.

Свободный выбор служит неотъемлемым условием экономического могущества субъекта. Использование людьми имеющихся ресурсов путем согласования экономических и социальных интересов является основным назначением рациональной и эффективной экономики.

12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Экономическая политика государства представляет собой основной путь экономических действий, координирование направлений экономических процессов, образующих в совокупности государственные меры, путем которых происходит достижение поставленных целей и задач, а также решаются проблемы социально-экономического характера. По своей сущности экономическая политика необходима для воплощения и выражения целей страны, государства и всего народа, их интересов, задач. Однако в данной политике имеется место и выражению интересов, различных взглядов членов правительства, от которых находятся в зависимости целенаправленные социально-экономические направления развития.

Обусловленность экономической политики также определяется исторически сложившейся экономической обстановкой в государстве, установленными ранее постановлениями и обязательствами. Большая роль по предопределению политики принадлежит уровню активности экономики, состоянию народного хозяйства, а также рынка, динамике роста и спада производства, спросу на товары и услуги и их предложения. Выделяют меняющие друг друга процессы экономического развития:

1) подъем, т. е. экономический рост;

2) высокая экономическая конъюнктура;

3) спад, т. е. кризис в экономике, рецессия;

4) низкая экономическая конъюнктура или депрессия.

От местонахождения экономики страны в перечисленных выше процессах зависит определение действий экономической политики государства и его правящих органов. Основными компонентами реагирования правительства страны служат объемы и динамика спроса и предложения, валового внутреннего продукта, цен, безработицы, занятости.

Неразрывная связь существует между экономической и государственной, как внешней, так и внутренней, политикой, и даже с политикой военной. Политические взгляды правительственных органов и государственная доктрина включены в экономическую политику. Данная политика необходима для стимулирования образования экономических предпосылок, экономического фундамента осуществления государственной политики. Поэтому создаваемые политические партии и движения могут влиять на экономический путь развития страны, т. е. функционирующую экономическую политику государства.

Правительственные органы власти при принятии решений, связанных с экономикой, формируя образование государственного бюджета и распределяя ассигнования страны, принимают во внимание социальную реакцию различных слоев общества, в основном учитывают ведущие группы, все это выражает социальные аспекты проводимой политики государства.

От продолжительности периода времени осуществляемых мероприятий общепринято выделять экономическую политику:

1) краткосрочную;

2) долгосрочную.

Неустойчивое положение экономических процессов, а также отсутствие видения будущих внешних и внутренних условий производственной деятельности стимулируют развитие краткосрочной экономической политики. Экономическое действие данной политики направлено только на определенный период времени: либо на несколько месяцев, либо около года.

При условиях устойчивого экономического положения или стабильного ресурсного потенциала, которые могут наметить экономический путь развития на ряд многих лет, характерной будет долгосрочная политика.

Государственная экономическая политика осуществляется при помощи различных инструментов регулирования экономических процессов и субъектов хозяйственной деятельности. Реализация этой политики проводится посредством президентских указов и правительственных постановлений, законов, нормативных актов, текущих постановлений и многого другого.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Собственность и хозяйствование.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения (отчуждения) ма­териальных благ, владения, распоряжения и пользования ими. Законодательно закрепляется то, что сложилось на практике, в действительной жизни. Без юридических законов, регулирующих отношения собственности, экономика не сможет нормально развиваться.

Права собственности - пучок прав, определяющий разрешенные способы использования блаᴦ. В рамках пучка прав выделяются два вида экономических прав: права хозяйствования (права пользования) и права распоряжения. Права собственности могут перемещаться от агента к агенту независимо друг от друга.

В российском праве существует более узкое понимание права собствен­ности. Это так называемая триада правомочий (рис.)

Рис. Совокупность правомочий собственника

Владение - обладание имуществом, позволяющее реализовать весь "пучок прав".

Пользование - возможность извлечения полезных свойств имущества и других благ для достижения целœей собственника.

Распоряжение - право решать, каким образом и кем должна быть использовано благо и получаемый от него доход, или определœение юридической судьбы объекта права собственности.

Всестороннее изучение собственности позволяет узнать три главных социально-экономических вопроса:

1) Кто (какие субъекты хозяйствования) обладают экономической властью - присваивают факторы и результаты производства?

2) Какие экономические связи способствуют лучшему использованию производственных условий?

3) Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

В соответствии с этим единую систему экономических отношений собственности можно представить в виде схемы, включающей три элемента (рис.).

Рис. 2. Структура системы собственности

В случае если мы попытаемся расчленить экономические отношения собственности, то сразу обнаружим две его стороны: субъект (собственник) и объект (имущество). Объектом должна быть недвижимое имущество (квартира, дом, участок земли и т.д.), движимое имущество (машина, яхта͵ оборудование, мебель и т.п.), а также интеллектуальная собственность (изобретения, программные продукты, рукописи, достижения в искусстве и другие продукты человеческого интеллекта). Субъектами собственности могут выступать человек, группа людей, предприятия, государство.

Трансакционные издержки - издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собствен­ности; затраты, необходимые для налаживания связей при заключении кон­трактов по производству и реализации товаров и организации работы самой фирмы. Трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него. Трансакционные издержки спе­цификации и защиты прав собственности - это расходы на содержа­ние судебных и государственных органов, находящихся на страже правопо­рядка.

В обществе, где отсутствует надежная правовая защита͵ нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необхо­димых для их восстановления, бывают чрезвычайно высоки.

Углубление разделœения труда и развитие специализации способству­ют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от гос­подствующей в обществе формы собственности.

Формы и виды собственности:

1)Частная: граждан юриди­ческих лиц;

2) Государственная (коллективная): федеральная, муниципальная;

3)Иные формы: общая совместная, общая долевая, личная (индивидуальная).

Частная собственность – собственность на средства производства (классическое определœение).

В условиях частной собственности всœей полнотой прав обладает отдельный человек. Выгоды же от установления частных прав собствен­ности или равны нулю (если благо имеется в изобилии), или явно меньше затрат, связанных с их установлением.

В условиях государственной собственности решение принимает­ся на основании установленных правил и процедур, которые регулируют интересы общества в целом. Поскольку при государственной собственности отдельный член общества владеет собственностью не непосредственно (как при частной собственности), а опосредованно (через установленную в об­ществе систему правил и процедур), то и контроль за этой собственностью усложняется. Ее, как правило, нельзя продать или передать другому лицу, трудно контролировать тех, кто ею непосредственно управляет (т. е. бю­рократию).

Сложность процедуры принятия решений также ослабляет фун­кции контроля и оперативного управления собственностью. По этой причине на прак­тике отсутствует прямая связь между желаниями и стремлениями совла­дельцев государственной собственности и результатами ее реального использования. К тому же желания и стремления отдельных совладельцев редко совпадают и согласование интересов превращается в большую про­блему, решение которой зависит от соотношения политических сил.

В условиях общей (коммунальной) собственности всœе участники организации (коммуны) обладают общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное владение. Общая (коммунальная) собственность возникает там и тогда, где и когда издержки по защите частных прав собственности чрезвычайно высоки. Основной проблемой общей собственности является ее сверхиспользова­ние, каждый индивид стремится опередить другого в потреблении того, что достается ему бесплатно. То, что в результате хищнической эксплуатации могут сократиться возможности потребления других собственников, его не интересует. Но, поскольку так поступают всœе, благо, находящееся в общей собственности, быстро истощается. По этой причине общая (коммунальная) собственность оказывается неустойчивой, нестабильной и с течением времени превращается либо в частную, либо в государственную собственность.

Собственность и хозяйствование. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Собственность и хозяйствование." 2017, 2018.

  • - Тема 1.3. Собственность и хозяйствование

    Вопрос 1 Экономическое содержание категории «собственность» В экономическом смысле собственность – это отношения между людьми, фактически сложившиеся по вопросу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ. Собственность - это... .


  • - Собственность и хозяйствование

    Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики В любом обществе в любой период времени имеются закономерности, которые: определяют экономическую деятельность субъектов экономических отношений. Иными словами, есть закономерности в экономике,... .


  • - Экономические блага и агенты, собственность и хозяйствование.

    К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление. ...

  • Как юридическая категория собственность есть субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения (отчуждения) ма­териальных благ, владения, распоряжения и пользования ими. Законодательно закрепляется то, что сложилось на практике, в действительной жизни. Без юридических законов, регулирующих отношения собственности, экономика не сможет нормально развиваться.

    Права собственности - пучок прав, определяющий разрешенные способы использования благ. В рамках пучка прав выделяются два вида экономических прав: права хозяйствования (права пользования) и права распоряжения. Права собственности могут перемещаться от агента к агенту независимо друг от друга.

    В российском праве существует более узкое понимание права собствен­ности. Это так называемая триада правомочий (рис.)


    Рис. Совокупность правомочий собственника

    Владение - обладание имуществом, позволяющее реализовать весь "пучок прав".

    Пользование - возможность извлечения полезных свойств имущества и других благ для достижения целей собственника.

    Распоряжение - право решать, каким образом и кем может быть использовано благо и получаемый от него доход, или определение юридической судьбы объекта права собственности.

    Всестороннее изучение собственности позволяет выяснить три главных социально-экономических вопроса:

    1) Кто (какие субъекты хозяйствования) обладают экономической властью - присваивают факторы и результаты производства?

    2) Какие экономические связи способствуют лучшему использованию производственных условий?

    3) Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

    В соответствии с этим единую систему экономических отношений собственности можно представить в виде схемы, включающей три элемента (рис.).


    Рис. 2. Структура системы собственности

    Если мы попытаемся расчленить экономические отношения собственности, то сразу обнаружим две его стороны: субъект (собственник) и объект (имущество). Объектом может быть недвижимое имущество (квартира, дом, участок земли и т.д.), движимое имущество (машина, яхта, оборудование, мебель и т.п.), а также интеллектуальная собственность (изобретения, программные продукты, рукописи, достижения в искусстве и другие продукты человеческого интеллекта). Субъектами собственности могут выступать человек, группа людей, предприятия, государство.

    Трансакционные издержки - издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собствен­ности; затраты, необходимые для налаживания связей при заключении кон­трактов по производству и реализации товаров и организации работы самой фирмы. Трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него. Трансакционные издержки спе­цификации и защиты прав собственности - это расходы на содержа­ние судебных и государственных органов, находящихся на страже правопо­рядка.


    В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необхо­димых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки.

    Углубление разделения труда и развитие специализации способству­ют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от гос­подствующей в обществе формы собственности.

    Формы и виды собственности:

    1)Частная: граждан юриди­ческих лиц;

    2) Государственная (коллективная): федеральная, муниципальная;

    3)Иные формы: общая совместная, общая долевая, личная (индивидуальная).

    Частная собственность – собственность на средства производства (классическое определение).

    В условиях частной собственности всей полнотой прав обладает отдельный человек. Выгоды же от установления частных прав собствен­ности или равны нулю (если благо имеется в изобилии), или явно меньше затрат, связанных с их установлением.

    В условиях государственной собственности решение принимает­ся на основании установленных правил и процедур, которые регулируют интересы общества в целом. Поскольку при государственной собственности отдельный член общества владеет собственностью не непосредственно (как при частной собственности), а опосредованно (через установленную в об­ществе систему правил и процедур), то и контроль за этой собственностью усложняется. Ее, как правило, нельзя продать или передать другому лицу, трудно контролировать тех, кто ею непосредственно управляет (т. е. бю­рократию).

    Сложность процедуры принятия решений также ослабляет фун­кции контроля и оперативного управления собственностью. Поэтому на прак­тике отсутствует прямая связь между желаниями и стремлениями совла­дельцев государственной собственности и результатами ее реального использования. К тому же желания и стремления отдельных совладельцев редко совпадают и согласование интересов превращается в большую про­блему, решение которой зависит от соотношения политических сил.

    В условиях общей (коммунальной) собственности все участники организации (коммуны) обладают общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное владение. Общая (коммунальная) собственность возникает там и тогда, где и когда издержки по защите частных прав собственности чрезвычайно высоки. Основной проблемой общей собственности является ее сверхиспользова­ние, каждый индивид стремится опередить другого в потреблении того, что достается ему бесплатно. То, что в результате хищнической эксплуатации могут сократиться возможности потребления других собственников, его не интересует. Но, поскольку так поступают все, благо, находящееся в общей собственности, быстро истощается. Поэтому общая (коммунальная) собственность оказывается неустойчивой, нестабильной и с течением времени превращается либо в частную, либо в государственную собственность.