Сообщение по теме профилактика пожаров. Профилактика пожаров в повседневной жизни

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Цель: рассмотреть с учащимися причины возникновения и виды пожаров, основы организации защиты населения от пожаров в России

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. В чём заключается значение огня в жизни человека?

2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.

3. Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

4. Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнём.

Если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооружённые конфликты);

Если теряется контроль над процессом горения.

Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

Ещё в древние времена человек оценил разрушительную силу огня и понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.

Исторические факты

Уже в Древнем Риме власти серьёзно занимались организацией борьбы с пожарами. За пожарной безопасностью наблюдали особые посты, которые при возникновении пожара подавали сигналы тревоги. Тушили пожары отряды рабов. В начале I тысячелетия н. э. в Риме были созданы специальные пожарные команды, численность которых к IV в. н. э. достигла 16 тыс. человек при численности населения в 1 млн человек.

В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно выделить три взаимосвязанных направления.

Первое направление – это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.

Второе направление – это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Третье направление – это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

Все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

Исторические факты

В XV в. в России вышли первые государственные противопожарные указы. В них были даны рекомендации обращения с огнём, чтобы обеспечить пожарную безопасность: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т. д. Царь Иван IV Грозный повелел иметь во дворе на случай пожара бочки и чаны с водой.

Пётр I Великий запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома . Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в домах один раз в месяц. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприятиях печатались значительными тиражами и расклеивались по всем городам и селениям страны. Их зачитывали в церквях по воскресеньям и праздничным дням.

По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Тогда же был наведён некоторый порядок в тушении пожаров. Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем и регулярные войсковые подразделения, но действиях их были малоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.

Первые пожарные команды появились в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIX в. Комплектовались они из солдат, признанных негодными к строевой службе. В типовом штате пожарной команды состояли: брандмейстер (начальник пожарной команды), брандмейстерский ученик, 48 пожарных, 10 кучеров, 17 лошадей. В оснащение команды входили 12 повозок, 4 заливные пожарные трубы и другой инвентарь.

Это должен знать каждый

В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана – это большая и сложная структура. Основная её часть – Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России. Это наиболее мощная и мобильная структура, основными задачами которой являются:

Организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;

Организация и осуществление охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров;

Обеспечение тушения пожаров.

Кроме государственной противопожарной службы, федеральные органы исполнительной власти и предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Так, свои подразделения пожарной охраны есть в воинских частях, на железнодорожном транспорте , в аэропортах и морских портах.

В последнее время в нашей стране (гг.) обозначилась тенденция к сокращению числа пожаров и случаев, сопряжённых с гибелью и травматизмом людей по их причине. МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары. С этой цель в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения, проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ.

Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчётов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка Т-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, различных промышленных и гражданских объектах с помощь установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.

Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

Это интересно

В 1982 г. в СССР была выпущена книга Р. Виже «30 советов по пожарной безопасности». Советы, приведённые в книге, не потеряли актуальности и сегодня. Для вашего ознакомления приведём некоторые из них.

Умейте правильно оценить опасность возникновения пожаров в своей собственной квартире. Проверьте, существуют ли в ней пожароопасные, горючие вещества (бумажный хлам, древесина и пр.). Убедитесь в исправности отопительных установок, электропроводки и обогревательных приборов. Ознакомьтесь с возможным путём эвакуации, изучите средства борьбы с огнём.

Чистота и порядок. Дом, в котором царят чистота и порядок, защищён от пожара. Слой пыли, плёнка жира способствуют распространению огня. Не храните старые вещи, загромождающие вашу квартиру. Чистота и порядок должны стать вашим девизом.

Ненужные вещи на чердаках, в подвалах и гаражах. Освободите ваши подвалы, чердаки и гаражи от ненужных вещей (старых газет, одежды и пр.). Не оставляйте в гараже промасленной ветоши или тряпок, пропитанных легковоспламеняющимся веществом.

Неисправное электрооборудование. Не допускайте повреждения электропроводов, их небрежного соединения, коррозии или загрязнения предохранителей, оголения или плохой изоляции.

Перегрузка электросети. Не перегружайте электросеть, включая одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все ваши электроприборы в одну розетку: из-за её перегрузки может возникнуть пожар.

Электробытовые приборы. Не оставляйте электробытовые приборы включенными в сеть в течение длительного времени, они могут перегреться. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

Источники воспламенения и горючие материалы. Не ставьте источники открытого огня (свечи, спиртовки) около занавесок. Не накрывайте люстры или настольные лампы бумагой.

Пиротехника. Пиротехника – это искусство, доступное далеко не каждому. Ограничьтесь посещением специальных официальных зрелищ и не устраивайте любительских фейерверков.

При уходе из дома. Прежде чем уйти из квартиры, перекройте подачу газа. Плотно закройте все двери в вашей квартире, чтобы избежать сквозняков и помешать распространению огня, если возникнет пожар. Убедитесь, что вы нигде не оставили источника огня (горящие угли в печи, незатушенные окурки, включенные электронагревательные приборы).

В Российской Федерации с июня 2003 г. действуют новые Правила пожарной безопасности (ППБ-01,03), утверждённые приказом МЧС России от 01.01.01 г. № 000.

Таким образом, государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

IV. Итог урока.

При каких условиях огонь становится опасным для человека?

Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?

Когда на Руси были сформированы пожарные команды? Перечислите их состав и оснащение.

Расскажите об организации пожарной безопасности в Российской Федерации.

Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

Домашнее задание

Из перечисленных на уроке советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в дневник безопасности.

Огонь открыл множество возможностей для людей, способствовал развитию цивилизации. Вместе с тем он использовался и для разрушения. Огромное число городов, поселков, бесценные творения превратились в прах. Множество людей погибло в пожарах. Огонь использовался агрессорами в войнах. Сегодня наука и техника шагнули далеко вперед: разработаны средства огневой защиты, созданы безопасные материалы. Тем не менее тема профилактики пожаров в повседневной жизни не теряет своей актуальности .

Основные риски

Огонь может причинить ущерб, если:

  • К его использованию относиться безответственно.
  • Не соблюдать правила безопасности.
  • Использовать силу огня не для созидания, а для разрушения (для поджогов, вооруженных конфликтов и пр.).
  • Не контролировать процесс горения.

Значение профилактики пожаров в повседневной жизни и организации защиты населения

Стоит потерять контроль над огнем, возникает возгорание, влекущее самые страшные последствия. Еще в древности человек узнал разрушительную силу пламени и понял, что воспламенение легче предотвратить, чем потушить.

Профилактика пожаров в жизни человека должна занимать одно из центральных мест. Знание правил, соблюдение их позволяет сохранить здоровье, природу, сберечь имущество.

Профилактика пожаров в повседневной жизни представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, окружающей среды и имущества.Каждый человек обязан знать правила использования огня и соблюдать их.

Особенности мер

На государственном, региональном и муниципальном уровнях разрабатываются специальные программы и планы проведения профилактики пожаров.

В повседневной жизни человек сталкивается с огнем достаточно часто: у многих в квартирах установлены газовые плиты, в автосервисах часто используется пламя в ходе ремонта и пр. В этих программах закреплены правила обращения не только с пламенем, но и горючими материалами, различной техникой.

План профилактики пожаров в повседневной жизни предусматривает проведение работы с населением. Периодически представители Госпожнадзора, МЧС и других ведомств разъясняют гражданам действующие правила, инструкции, рассказывают о действиях, которые следует предпринимать для предотвращения возгораний.

Безопасность жилища

О жилом помещении необходимо заботиться в первую очередь. Требования по профилактике пожаров в повседневной жизни соблюдать достаточно просто. Среди основных предписаний можно отметить следующие:

  • Запрещено оставлять предметы, препятствующие экстренной эвакуации и тушению пожаров, на лестничных площадках, чердаках, подвалах, лоджиях, балконах.
  • Легковоспламеняющиеся материалы и вещества необходимо хранить вдали от нагревательных приборов. Аэрозоли с жидкостью под высоким давлением нельзя распылять вблизи открытого огня, в противном случае содержимое емкостей может взорваться.
  • Запрещено разбирать баллончики с легковоспламеняющейся жидкостью.
  • Конфорки газовой плиты необходимо держать плотно закрытыми.
  • Газ в домах следует использовать исключительно по назначению - для приготовления пищи, нагрева воды. Запрещено разогревать на нем химические вещества, использовать плиты для обогрева помещений.
  • Не допускается самостоятельный разбор газовых труб, первичный запуск оборудования в отсутствие специалистов, перенос приборов без согласования с обслуживающей организацией. Любые ремонтные мероприятия должны осуществляться представителями газовой службы, имеющими соответствующую квалификацию и разрешительные документы.

Безопасность детей

Профилактика пожаров в повседневной жизни включает в себя разъяснительную работу не только со взрослыми, но и с детьми. Спички, зажигалки, приборы электроподжига должны находиться в местах, недоступных для ребенка.

Не следует оставлять маленьких детей одних в квартире, где работают нагревательные или газовые приборы. Запрещено допускать малышей к плитам и другому оборудованию.

Ограничение курения

В настоящее время действует закон, запрещающий курение в публичных местах. Требования нормативного акта направлены не только на защиту здоровья населения, но и на профилактику пожаров.

В повседневной жизни человек сталкивается с различными стрессами, находится под влиянием многих негативных факторов. Многим сигареты и алкоголь помогают справиться с нервным напряжением. Между тем, это только видимость помощи. Зачастую причиной возгорания становится курение в постели в состоянии опьянения. Человек, принявший излишнюю дозу алкоголя, засыпает с сигаретой в руке. В результате может возникнуть возгорание, последствия которого предугадать сложно.

В соответствии с действующим законодательством, курение допускается только в специально отведенных местах. Они оснащаются специальными табличками, урнами, пепельницами. Не допускается курение на автозаправках.

Использование нагревательных приборов в доме

Техника, используемая для обогрева помещения, не должна находиться рядом с занавесками, гардинами, покрывалами и другими текстильными изделиями. Нагревательные приборы не допускается применять для сушки вещей. При использовании бытовой техники необходимо строго соблюдать инструкцию по эксплуатации.

Нагревательные приборы в доме должны быть исправными. При возникновении сбоев в работе сложного оборудования (например, водонагревателей или отопительных котлов) не следует самостоятельно их ремонтировать.

Перед подключением приборов высокой мощности необходимо рассчитать напряжение в сети.

Права граждан

Эффективность профилактики пожаров в повседневной жизни зависит от сознательности населения, стремления сохранить не только свое имущество, здоровье и жизнь, но и окружающих людей.

Если же предотвратить возгорание не удалось, граждане вправе требовать от виновных возмещения вреда, участвовать в расследовании его причин и содействовать их установлению в рамках закона.

Каждый человек должен знать правила поведения при пожаре. При необходимости граждане могут участвовать в тушении и ликвидации последствий возгораний.

Обязанности населения

Они закреплены в федеральных законах, инструкциях, правилах, рекомендациях по пожарной безопасности. В обязанности граждан входит незамедлительное уведомление компетентных служб о возгорании.

Для предотвращения распространения огня на большой площади жилые дома и помещения следует оборудовать средствами тушения.

В ходе профилактических работ граждане обязаны предоставить доступ специалистов к объектам обследования.

Пропаганда безопасного поведения среди населения

Ее осуществляют подразделения Госпожнадзора. Пропаганда противопожарных мер направлена на снижение количества возгораний и информирование граждан о правилах, которые необходимо соблюдать.

Подразделения Госпожнадзора организуют:

  • Инструктажи в организациях, учреждениях, на предприятиях.
  • Распространение агитационных материалов.
  • Семинары, конференции по вопросам пожарной безопасности.

Реализуя профилактические мероприятия, компетентные органы способствуют повышению сознательности населения. Служащие Госпожнадзора должны тесно взаимодействовать с организациями, а также другими ведомствами и органами.

Статистика

Госпожнадзор ведет учет профилактических мероприятий и контролирует выполнение предписаний. В составе ведомства сформированы специальные подразделения, осуществляющие аналитическую работу. Эти отделения ведут статистику, устанавливают причины и последствия возгораний.

Учет способствует разработке новых мер борьбы с пожарами, снижению рисков. Это, в свою очередь, позволяет сохранить жизни людей.

Заключение

Как показывает статистика, за 2015 г. в России произошло более 72 тысяч пожаров. Больше 5 тысяч человек при этом погибло, более 6 000 пострадало.

Основной причиной возгораний, по данным МЧС, являются поджоги. На втором месте - нарушения правил использования электрооборудования. Часто пожары возникают вследствие неосторожного обращения с огнем, в том числе по недосмотру взрослых.

Стоит отметить, что статистика Госпожнадзора формируется на основании официальной документации - протоколов, составленных на месте происшествия. Однако многие пострадавшие не обращаются за помощью.

Далеко не всегда человек может справиться с огнем самостоятельно. При возгорании, особенно в зданиях, оборудованных газопроводом, необходимо оперативно сообщать о случившемся в пожарную службу.

Цель:

  1. образовательная

— правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

— основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

— об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

2.воспитательная – формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях.

Цель использования информационной технологии на уроке:

— сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

— приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

— расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

Задачи:

— добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;

Продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранности

Материальное обеспечение:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (извлечения из ППБ 01-03),
  • презентация
  • компьютер,

ХОД УРОКА

1) Организационный момент.

  • Приветствие учителя.
  • Проверка отсутствующих.

2)Сообщение темы и цели урока.

3)Работа по теме урока при помощи презентации

  • Закрепление понятия «Пожар».

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь — явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела». (Слайды 2,3)

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ 8 класса определение пожара следующее: « Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей» (Слайд 4)

Объясните пословицы: (Слайд 5)

  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  • Дорого при пожаре и ведро воды.
  • Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Огонь – друг и враг человека.
  • Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.
  • Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
  • Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.

Условия возникновения горения.

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

— горючее вещество;

— окислитель;

— источник воспламенения.

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.(Слайды 6,7,8, 9)

  • Причины пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

  • Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

— высокая температура;

— задымление помещения;

— распространение огня открытым путем;

— потери конструкциями несущей способности.

  • Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей. (Слайд 10)

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

3 этап – сообщение в пожарную службу;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

Правила эвакуации

— как надо покидать класс во время эвакуации;

— как правильно двигаться по коридору;

— отношение старшеклассников к младшим;

— сообщение в пожарную службу;

— дисциплина на месте сбора.

  • Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).

Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.

При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.

При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.

Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).

24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

Развитие противопожарной службы в советское время.

2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

Противопожарные средства (Слайды 18-20)

4) Закрепление.

5) Домашнее задание: № 1.2, задание на стр. 19.

Письменное задание.

Открытый урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках Месячника безопасности детей (совместный приказ Минобрнауки РТ и МЧС РТ от 09.08.2016 №521/ под – 1529/16)

Мингазов Марат Миргасимович, учитель ОБЖ «Русско – Акташской СОШ» Альметьевского муниципального района

Урок ОБЖ 8 класс

Тема урока: «Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения».

Цель: разъяснить учащимся значение профилактики пожаров.

Задачи: Воспитание чувства ответственности в области пожарной безопасности. Формирование модели безопасного поведения в повседневной жизни.

Ход урока:

1.Орг. момент

Учитель:

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

2.Мотивация познавательной деятельности

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).

Учитель:

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

Горючее вещество;

Окислитель;

Источник воспламенения.

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека

3. Постановка цели познавательной деятельности

Учитель знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

Учитель :

Это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

Затем учитель помогает определить учебную задачу урока:

Что обучающиеся хотели бы узнать о пожарах? О правилах поведения в повседневной жизни в области пожарной безопасности?

4.Организация познавательной деятельности:

Учитель читает лекцию:

- К основным причинам возникновения пожара можно отнести :

Неграмотное использование бытовых приборов (холодильники, телевизоры, микроволновые печи, утюги, электронагреватели и другое) или их применение при наличии неисправности;

Несоблюдение мер безопасности при использовании бытового газа;

Разведение костров на дачах или во дворе жилых домов;

Курение в местах, для этого не предназначенных;

Бросание окурков и спичек на неположенных участках;

Подогрев на плите взрывоопасных химических веществ;

Отогревание труб отопления в холодное время паяльной лампой;

Применение открытого огня с целью освещения;

Грозовые разряды; применение нескольких электрических приборов одновременно, что ведёт к перегрузке электросети, оставление электроприборов без внимания и их перегрев;

Неправильное расположение электронагревателей – вблизи штор, покрывал;

Применение легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин, дизельное топливо) для розжига печи;

Оставление топящейся печи без присмотра на длительное время, неисправность или плохая подготовка печи к отопительному сезону;

Игра детей со спичками;

Разведение костров на чердаках или в подвалах;

Поджог в летний период тополиного пуха;

Умышленные поджоги;

Нарушение правил безопасности при использовании пиротехники.

Профилактика пожаров в повседневной жизни – это внимательное обращение с огнём в быту. Более 80% пожаров связано с неосторожным отношением человека с огнём. 70% - пожары в жилом секторе с количеством пострадавших от 5 до 90 % от общего числа находящихся в помещение людей.

Научно доказан факт, что каждый 6-й пожар происходит по вине курильщиков .

Права граждан в области пожарной безопасности

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

    защиту жизни, здоровья и имущества;

    возмещение ущерба в установленном порядке;

    участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

    получение информации по вопросам пожарной безопасности;

    участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.


Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями . В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

    соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;

    иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

    выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

статистика пожаров РФ 2015

Наименование показателей

+ или - в % к Пр. г.

2014

2015

ВСЕГО

кол-во пожаров, ед.

152695

145686

4,59

100

10237

9377

8,4

100

в т.ч. детей, чел.

531

459

13,56

100

11079

10920

1,44

100

прямой ущерб, тыс. р.

18343858

18814077

2,56

100

уничтожено строений, ед.

41477

41290

0,45

100

уничтожено техники, ед.

8339

7663

8,11

100

спасено людей, чел.

87601

53147

39,33

100

спасено мат. ценностей, тыс. р.

45872774

46542261

1,46

100

кол-во загораний, ед.

436958

385696

11,73

100

в городах и поселках городского типа

кол-во пожаров, ед.

90858

86469

4,83

59,35

погибло людей при пожарах, чел.

5014

4543

9,39

48,45

в т.ч. детей, чел.

252

193

23,41

42,05

травм. людей при пожарах, чел.

7537

7076

6,12

64,8

прямой ущерб, тыс. р.

12531377

11496996

8,25

61,11

кол-во загораний, ед.

263600

229927

12,77

59,61

в сельской местности

кол-во пожаров, ед.

61836

59217

4,24

40,65

погибло людей при пожарах, чел.

5223

4834

7,45

51,55

в т.ч. детей, чел.

279

266

4,66

57,95

травм. людей при пожарах, чел.

3542

3844

8,53

35,2

прямой ущерб, тыс. р.

5812282

7317081

25,89

38,89

кол-во загораний, ед.

173355

155768

10,15

40,39

на предприятиях, охраняемых подразделениями ФПС

кол-во пожаров, ед.

1701

1815

6,7

1,25

погибло людей при пожарах, чел.

152

167

9,87

1,78

в т.ч. детей, чел.

16,67

1,09

травм. людей при пожарах, чел.

120

145

20,83

1,33

прямой ущерб, тыс. р.

1437901

282997

80,32

1,5

кол-во загораний, ед.

5690

4844

14,87

1,26

Основные причины возникновения пожаров

Причина , по которой возник пожар

Абсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.

+ или - в % к Пр. г.

Процент от общих данных по России

2014

2015

кол-во пожаров, ед.

18756

17054

9,07

11,71

погибло людей при пожарах, чел.

312

237

24,04

2,53

травм. людей при пожарах, чел.

493

414

16,02

3,79

Неисправн. производств. оборудования, наруш. технологич. процесса производства

кол-во пожаров, ед.

512

518

1,17

0,36

погибло людей при пожарах, чел.

150

0,11

травм. людей при пожарах, чел.

8,2

0,6

НПУиЭ электрооборудования

кол-во пожаров, ед.

41344

40634

1,72

27,89

погибло людей при пожарах, чел.

2025

1875

7,41

травм. людей при пожарах, чел.

2353

2297

2,38

21,03

НПУиЭ печей

кол-во пожаров, ед.

22592

20924

7,38

14,36

погибло людей при пожарах, чел.

1002

875

12,67

9,33

| травм. людей при пожарах, чел.

778

656

15,68

6,01

НППБ при проведении электрогазосварочных и огневых работ

кол-во пожаров, ед.

1464

1351

7,72

0,93

погибло людей при пожарах, чел.

0,27

травм. людей при пожарах, чел.

146

173

18,49

1,58

Неосторожное обращение с огнем

кол-во пожаров, ед.

47202

44561

5,6

30,59

погибло людей при пожарах, чел.

6271

5637

10,11

60,12

травм. людей при пожарах, чел.

5633

5633

0,0

51,58

Неосторожное обращение с огнем детей

кол-во пожаров, ед.

2523

2314

8,28

1,59

погибло людей при пожарах, чел.

101

100

0,99

1,07

травм. людей при пожарах, чел.

360

375

4,17

3,43

Прочая причина

кол-во пожаров, ед.

18297

18327

0,16

12,58

погибло людей при пожарах, чел.

502

618

23,11

6,59

травм. людей при пожарах, чел.

1255

1306

4,06

11,96

Основные объекты возникновения пожаров

Объект, на котором возник пожар

Абсолютные данные за 12 месяцев 2015 г.

+ или - в % к Пр. г.

Процент от общих данных по России

2014

2015

Здание производственного назначения

кол-во пожаров, ед.

3110

2939

-5,5

2,02

погибло людей при пожарах, чел.

113

91

-19,47

0,97

травм. людей при пожарах, чел.

186

158

-15,05

1,45

Складское здание

кол-во пожаров, ед.

1402

1319

-5,92

0,91

погибло людей при пожарах, чел.

14

15

7,14

0,16

травм. людей при пожарах, чел.

27

35

29,63

0,32

Здание жилого назначения

кол-во пожаров, ед.

105001

100599

-4,19

69,05

погибло людей при пожарах, чел.

9449

8510

-9,94

90,75

травм. людей при пожарах, чел.

8161

8044

-1,43

73,66

Здание общественного назначения

кол-во пожаров, ед.

6109

5828

-4,6

4

погибло людей при пожарах, чел.

59

87

47,46

0,93

травм. людей при пожарах, чел.

142

203

42,96

1,86

Здание сельскохозяйственного назначения

кол-во пожаров, ед.

622

550

-11,58

0,38

погибло людей при пожарах, чел.

14

8

-42,86

0,09

травм. людей при пожарах, чел.

7

20

185,71

0,18

Транспортное средство

кол-во пожаров, ед.

23081

20766

-10,03

14,25

погибло людей при пожарах, чел.

123

158

28,46

1,68

травм. людей при пожарах, чел.

403

371

-7,94

3,4

Строящееся (реконструируемое) здание

кол-во пожаров, ед.

983

943

-4,07

0,65

погибло людей при пожарах, чел.

29

38

31,03

0,41

травм. людей при пожарах, чел.

50

42

-16

0,38

Прочее здание и сооружение, открытая территория

кол-во пожаров, ед.

12387

12742

2,87

8,75

погибло людей при пожарах, чел.

436

470

7,8

5,01


5. Рефлексия познавательной деятельности

- Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

-Вы достигли цели?

-Зачем вам нужно знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности?

6. Домашнее задание.

1) § 1.2., стр.19 вопросы и задания.

2) Из перечисленных на уроке советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в рабочих тетрадях.

Источники



  • Огонь – друг человека, или огонь враг?
  • Пожарная безопасность – направления деятельности
  • Пожарная охрана в России

4. Уголовный кодекс России и пожарная безопасность

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Огонь становится врагом:

  • если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно;
  • если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности1;
  • если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты);
  • если теряется контроль над процессом горения.

Пожарная безопасность

это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров

В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности , чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля.

Меры пожарной безопасности - это действия по её обеспечению и по выполнению её требований .


В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления .

Первое направление - это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности.

Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.


Второе направление - это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Третье направление - это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.


  • Федеральная противопожарная служба,
  • Подразделения ведомственной пожарной охраны,
  • Подразделения пожарной охраны (предприятий, воинских частей, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах),
  • Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

  • соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;
  • иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;
  • выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Доверяйте по установке и ремонту электропроводки только профессионалу;

Соблюдайте правила эксплуатации электроприборов, газовых приборов и оборудования;

Соблюдайте правила эксплуатации печного отопления;

Соблюдайте правила хранения и использования легко воспламеняю-щихся жидкостей;

Объясняйте детям опасность игры с огнём;

Будьте всегда внимательны и осторожны

при общении с огнём.

Помните! Огонь становится врагом когда человек теряет над ним контроль !

Быть хозяином дома – значит отвечать за его безопасность


1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, - наказываются:

  • штрафом в размере до сорока тысяч рублей,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет,
  • либо арестом на срок до трех месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются:

  • принудительными работами на срок до пяти лет,
  • либо лишением свободы на тот же срок.

Знание правил пожарной безопасности, соблюдение их требований в повседневной жизни, а также определённый минимум знаний и умений в области безопасного поведения при пожаре – это надёжная гарантия вашей личной безопасности и верный путь снижения количества возгораний, возникающих по вине человека (так называемый «человеческий фактор»).

«Пожар легче предотвратить, чем тушить и ликвидировать последствия».

Есть смысл научиться этому.

Домашнее задание

§ 1.2 стр.13-19