Статья 145 ук. Невыплата заработной платы: что говорит УК РФ

Хромова Наталия Михайловна , научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом "против" является боязнь изъятия ребенка из семьи.

Отношение к детям -
это тот показатель,
по которому можно судить
о зрелости общества в целом,
об уровне развития общества.
Нам необходима нормальная система
защиты детства во всех смыслах этого слова.
Сегодня такой системы в стране просто нет...

Д.А.Медведев

Определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.


На законодательном уровне ювенальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.


Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.


Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.


Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего), направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.


Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.


Из вышеизложенного можно сделать вывод: ювенальная юстиция во всем мире тесно связана с ее центральным звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г. оригинальная английская версия "juvenile justice" в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.


Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".


Судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и, в частности, специальными нормами, установленными в его гл. 50. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК РФ требования гл. 50 применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет.


Основой для выделения возрастного порога, в рамках которого наступает уголовная ответственность, является достоверно установленная и типичная (т.е. имеющаяся у подавляющего большинства подростков данной возрастной группы) совокупность психических и личностных качеств - способности к направленному восприятию, запоминанию и логическому анализу информации, ее классификации, планированию поведения на основе личных предпочтений, социальных ориентаций и прослеживанию последствий, произвольному регулированию поведенческих актов в процессе их исполнения. Характерными чертами подросткового возраста являются глубокая физиологическая и психологическая перестройка организма, рост физических и интеллектуальных возможностей, при этом "подросток уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению принимает стихийные формы".


В каждом поведенческом акте и в поведении как их совокупности человек проявляется как целостность физиологических, психологических и социальных качеств, проявляются его интеллект, воля, эмоции и жизненный опыт.


Психическое развитие подростка во многом определяется развитием его сознания, определенный уровень которого позволяет мысленно планировать будущие действия и предвидеть их результаты. С развитием сознания возникает способность понимания социального значения своих действий, возможность целенаправленно управлять ими, контролировать их, совершать волевые поступки. При этом социопатические изменения у детей разных возрастов можно представить в виде системы формирования распространенного в последние годы измененного фенотипа ребенка, для которого характерны нарушения адаптивности и защитных функций организма (высокая реактивность и большая истощаемость), усиление нейрогормональных и вегетативных реакций, психологическая и метаболическая неустойчивость. Именно у таких детей в большей степени проявляются конфликтность, агрессивность, психологические срывы, уход из семьи, а также возрастает вероятность совершения преступлений и правонарушений. Знание указанных возрастных особенностей несовершеннолетнего позволит следователю, прокурору, судье, защитнику эффективно применять нормы гл. 50 УПК РФ.


Правосудие в отношении несовершеннолетних берет свое начало с конца XIX в. Первый по делам несовершеннолетних был учрежден 2 июля 1899 г. в Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США такие суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.).


В России первый автономный по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске и Саратове. До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. Однако 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", которому возраст уголовной ответственности по ряду преступлений был снижен до 12 лет; ликвидирована норма о преимущественном применении к несовершеннолетнему мер медико-педагогического характера (ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года); восстановлена возможность применения к несовершеннолетним всех видов уголовного наказания. В 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", в котором судам строго предписывалось применять указанное Постановление не только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, но и к преступлениям, совершенным по неосторожности. Таким образом, с середины 1930-х гг. карательная (репрессивная) политика в отношении детской преступности стала доминирующей.


В период с начала 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. происходит "возрождение" ювенальной юстиции. Так, в ходе правовой реформы конца 1950-х - начала 1960-х гг. в УК РСФСР несовершеннолетним было уделено серьезное внимание. В Кодексе содержались нормы, смягчающие наказание в отношении несовершеннолетних, и предусматривалась возможность освобождения их от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, в УПК РСФСР 1960 г. содержалась гл. 32, посвященная производству по делам несовершеннолетних. В этот период была вновь введена специализация судей по делам несовершеннолетних в народных судах. В 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление, в котором судам указывалось на необходимость специализации судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.


Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 3 июля 1963 г. N 6 "О по делам о преступлениях несовершеннолетних" также обращал внимание судей на необходимость особо тщательно подходить к выяснению всех вопросов, связанных с преданием суду несовершеннолетних. Судьи, специализирующиеся на делах о несовершеннолетних, осуществляли надзор за ходом отбывания осужденным несовершеннолетним наказания, не связанного с лишением свободы.


Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 была утверждена предложенная Президентом РФ Концепция судебной реформы в РСФСР. В Концепции в числе основных идей и мероприятий судебной реформы предусматривалось, что "наряду с Конституционным Судом РСФСР и общими судами представляется целесообразным создать специализированные суды, а предварительно - специализированные судебные коллегии в федеральных и республиканских общих судах...". В соответствии с Постановлением Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция.


Однако, как отмечено в Постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования", идея создания ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, хотя и была поддержана на всех уровнях, так и осталась нереализованной.


Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.


Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних необходимо принятие мер по обеспечению единообразия применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере. Целесообразно обобщение сложившейся в сфере ювенальной юстиции. Для формирования особой ветви правосудия - ювенальной юстиции - необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних.


Как уже отмечалось, ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних.


Основные принципы ювенальной юстиции закреплены в международно-правовых актах , таких, как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.


К таким принципам относятся:

1. Охранительная ориентация правосудия . Защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план. Кроме того, основные начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых. Пекинские правила, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (правило 5 Пекинских правил, п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка).
Исходя из этого принципа, следует отметить две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних:

  1. обеспечение благополучия несовершеннолетнего - главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти; в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;
    соблюдение принципа соразмерности, который ограничивает применение карательных санкций и выражается в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, т.е. п. "a" правила 17.1 Пекинских правил меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.


2. Социальная насыщенность правосудия . Суть этого принципа связана с необходимостью широкого использования в уголовном процессе по делам о несовершеннолетних неюридических специальных познаний, направленных на изучение особенностей социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего, а также социальных условий жизни. В соответствии с правилом 25.1 Пекинских правил следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.


Так, при решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних психологические знания могут быть использованы достаточно широко. Существо деятельности психолога по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних заключается в анализе психологических особенностей личности и анализе поведения несовершеннолетнего для оценки характера и степени ответственности, а также для прогноза его будущего поведения, вероятности повторного совершения преступления. В задачу психолога входит изучение личности в совершенном деянии (ретроспекция) и личности в будущем (прогноз).


Изучение личности в ретроспекции поможет суду индивидуализировать вид и размер наказания. Прогноз, с одной стороны, также будет влиять на решение этих вопросов, а с другой - играть решающую роль при определении режима наказания и программы исправительной работы с подростком.


Психологическая характеристика поведения несовершеннолетнего в ситуации конкретного противоправного деяния включает в себя выяснение наличия предумышленности или импульсивного поведения в ситуации совершения преступления и оценку психологической информации, направленной на выявление степени общественной опасности подростка.


Интересно, что в зарубежных странах, где функционирует ювенальная юстиция, судам предоставлено поместить несовершеннолетнего подсудимого в специальные стационарные учреждения для обследования. Кроме того, у суда есть поставить вопрос о выборе оптимальной для несовершеннолетнего меры воздействия за содеянное и оптимального режима ее исполнения.


В некоторых странах, к примеру во Франции, уголовный процесс предусматривает формирование в судебном процессе специального так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и совершенного им деяния, а также окружающей его микросреды.


3. Максимальная индивидуализация судебного процесса . В соответствии с этим принципом личность несовершеннолетнего в уголовном процессе должна рассматриваться в качестве главного объекта внимания и изучения. Таким образом, концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре.


4. Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних предполагает обеспечение им дополнительных гарантий, направленных на защиту их прав и законных интересов. Данное требование выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего (защитника, законного представителя); в выяснении дополнительных вопросов, которые решает при вынесении приговора; в выделении дел несовершеннолетних в особое производство.


В настоящее время внедрение норм международного права требует ограничения гласности и обеспечения конфиденциальности судебных процессов, расширения альтернативных форм уголовной ответственности и мер наказания, предупреждения преступности несовершеннолетних через отлаженные механизмы защиты их прав.
В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна "являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" (правило 1.4).


Кроме того, Концепцией судебной реформы в Российской Федерации была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов, а позднее в Федеральной программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальной юстиции и проекта закона о ней. Однако в настоящее время Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции.


Следует отметить, что в феврале 2002 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении была принята поправка в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", которая допускала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних. Но данное предложение так и осталось на стадии проекта. Между тем в порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции 30 субъектов РФ апробируют опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты.


9 июня 2009 г. Президентом РФ было дано поручение N Пр-1470 Правительству РФ по созданию ювенальных судов. В поручении отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка.


Как было отмечено, в гл. 50 УПК РФ отражены особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. Эти особенности относятся как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Однако утверждать, что уголовно-процессуальное создало особую модель ювенальной юстиции, нельзя.


Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (далее - Постановление N 1) указано, что судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, назначении осужденным справедливого наказания и законного, обоснованного применения мер уголовно-правового характера, максимально способствовать соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, подозреваемых, потерпевших), предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений, восстановлению социальной справедливости.


В пункте 4 Постановления N 1 также разъясняется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетенцией не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Такое положение соответствует правилу 22 Пекинских правил, в котором отмечено, что профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.


Однако следует отметить, что на практике дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают федеральные и мировые судьи без специальной квалификации, так как количество дел не позволяет уделить должное внимание лицам моложе 18 лет. Кроме того, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР специализацию дознавателей, следователей, судей не предусматривает.


Между тем некоторые страны СНГ закрепили положения о специализации. Так, в УПК Республики Азербайджан указано, что предварительное следствие в отношении несовершеннолетних должно проводиться по возможности специальными подразделениями соответствующих органов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними (ст. 432.1). В УПК Республики Беларусь также установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судьями по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430).


Проблему ювенальной юстиции не обошли стороной и ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, А.А. Гравина отмечает, что "ювенальные суды являются составной частью ювенальной юстиции, представляют собой определенную систему, включающую в себя суды по делам несовершеннолетних и целую систему организационно-правовых и социально-психологических институтов, способных гарантировать эффективное решение проблем защиты прав и законных интересов подростков".


В то же время различные неправительственные организации полагают, что введение ювенальной юстиции приведет к изъятию детей из семей, к лишению родительских прав и ликвидации института семьи. Однако для ювенальной юстиции приоритетное значение имеет именно семья. Как справедливо отмечает Р.Р. Максудов, "ювенальная юстиция - не только механизм функционирования специализированных юридических норм, а в первую очередь и главным образом забота о будущем поколении. Это не просто работа с отдельными детьми, которые что-то нарушили, а работа с такими, которые выбились из социальной среды, не могут в нее вписаться и чье преступление следует воспринимать как крик о помощи, о ситуации, когда подростку нужна поддержка".

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходимость создания в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних уже не вызывает сомнений, основным звеном которой должны стать специализированные ювенальные суды.

__________________

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 145.1 УК РФ

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В этой связи объектом рассматриваемого преступления выступает обеспечение права каждого работника на своевременную в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Предметом преступления выступают заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, установленные законом выплаты.

Объективная сторона преступления заключается в деянии в виде невыплаты (бездействие) свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ) предусматривает наряду с деянием наступление общественно опасных последствий в виде тяжких последствий, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Основной состав рассматриваемого преступления формальный. Оно окончено по истечении двух месяцев с момента даты, когда заработная плата должна быть выплачена. Квалифицированный состав преступления материальный. Такое преступление окончено по истечении указанного выше срока и в случае наступления тяжких последствий.

Понятие тяжких последствий не конкретизировано и носит оценочный характер. Это может быть утрата трудоспособности, заболевание, инвалидность, вред здоровью, смерть человека, уничтожение или повреждение имущества и др.

Состав невыплаты будет только в том случае, если невыплата имела место при наличии реальной возможности выплатить заработную плату и т.д. В противном случае состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что объективная сторона невыплаты заработной платы осуществляется путем бездействия в течение свыше двух месяцев подряд. Поэтому объективная сторона будет отсутствовать, например, тогда, когда до достижения двухмесячного срока производится выплата заработной платы и т.д., а затем выплаты вновь не осуществляются. Таким образом, факт выплаты прерывает установленный законом срок невыплаты.

Субъективная сторона основного состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что необоснованно не выплачивает заработную плату, пенсию, стипендию, пособие или иную установленную законом выплату и желает выполнить такое действие.

Субъективная сторона квалифицированного состава преступления характеризуется двойной формой вины. Отношение к деянию характеризуется умыслом, а к последствиям - неосторожностью.

Обязательным субъективным признаком состава является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстный мотив может выражаться в стремлении лица получить имущественную выгоду, решение текущих финансовых проблем за счет заработной платы, получение прибыли от временного вложения указанных денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д.

Иная личная заинтересованность может заключаться в стремлении к карьерному росту, избавлении от неугодных работников, желании заручиться поддержкой, показать финансовую состоятельность предприятия за счет имеющихся средств на счете и др.

Субъект преступления специальный - руководитель организации независимо от формы собственности, работодатель - физическое лицо.

Судебная практика по статье 145.1 УК РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 10.06.2019 N 12-АД19-1

Частью 2 статьи 145.1


Постановление Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 9-АД19-21

Частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.


Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 N 2746-О

В СТАТЬИ 76.1 И 145.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,


Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2018 N 12-П

9 ноября 2017 года С.А. Костромину было предъявлено в окончательной форме обвинение в совершении трех преступлений, предусмотренных частью второй статьи 145.1 УК Российской Федерации и выразившихся в невыплате заработной платы на сумму 37 232 533,84 руб., 7 281 747,87 руб. и 33 274 297,85 руб., а на следующий день следователь вынес постановление, которым ходатайствовал перед Московским районным судом Санкт-Петербурга о прекращении данного уголовного дела и назначении обвиняемому судебного штрафа в качестве меры уголовно-правового характера, поскольку тот полностью погасил задолженность по заработной плате.

Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Ч. 2 ст. 145.1 УК РФ

Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 145.1 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Комментарий к ст. 145.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона характеризуется бездействием – незаконной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Под “иными установленными законами выплатами” следует понимать те суммы, выплата которых предусмотрена законодательно; за невыплату сумм, предусмотренных подзаконными либо локальными правовыми актами, уголовной ответственности не предусмотрено.

Квалификация преступных действий по ч. 1 или 2 зависит от размера невыплаченных сумм.

При этом должна быть установлена реальная возможность лица совершить соответствующие действия.

2. Преступление признается оконченным по истечении трех месяцев подряд начиная со дня, установленного законодательством либо локальными нормативными актами для производства соответствующих выплат.

3. Субъект специальный: руководитель юридического лица филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации или работодатель – физическое лицо.

4. Тяжкие последствия (ч. 2) являются оценочным понятием (например, прекращение обучения близких из-за невозможности продолжать оплачивать обучение).

Комментарий к статье 145.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК, заключается в невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (детские или иные установленные федеральным законом или законом субъекта РФ пособия).

Невыплатой является: отсутствие факта оплаты труда (выплаты пенсий, стипендий, пособий и пр.); оплата труда (выплата пенсий, стипендий, пособий и пр.) ниже размеров, установленных федеральным законодательством.

Преступление считается оконченным по истечении двух месяцев с момента наступления сроков производства обязательных выплат, обусловленных действующим в РФ законодательством о труде.

2. Субъектом этого преступления является руководитель организации или работодатель – физическое лицо.

Субъективная сторона состава ч. 1 ст. 145.1 УК включает вину в форме прямого умысла и мотив, обусловленный корыстной или иной личной заинтересованностью.

Корыстный мотив обнаруживается в стремлении получить материальную выгоду путем использования денежных средств, предназначенных для выплат, в личных целях (например, при проведении финансовых, коммерческих операций и т.п.). Иная личная заинтересованность связана с удовлетворением личных неимущественных интересов (продвижение по службе, удовлетворение интересов “полезных” людей, формирование общественного мнения и т.п.).

3. Квалифицирующий признак ч. 2 ст. 145.1 УК – наступление тяжких последствий. По ч. 2 данной статьи деяние может быть квалифицировано в том случае, когда невыплата заработной платы (пенсии, стипендии и пр.) повлекла материальные затруднения, угрожающие существованию человека (или многих людей). К таким последствиям относятся, например, смерть или тяжкий вред здоровью в результате отсутствия средств на оплату дорогостоящего лечения работника (других лиц) или его близких, когда эти средства обеспечивались обязательными и не произведенными по вине администрации выплатами. К тяжким последствиям, угрожающим существованию человека, может быть отнесена утрата жилья в результате невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами, а также ухудшение материального положения многих людей, приведшее к акциям протеста с тяжелыми последствиями (нарушениям работы транспорта, путей сообщения, голодовкам, повлекшим причинение вреда здоровью, самоубийству и т.п.).

Комментарий к статье 145.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Поэтому невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав гражданина.

В этой связи объектом рассматриваемого преступления выступает обеспечение права каждого работника на своевременную в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Предметом преступления выступает заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, установленные законом выплаты.

Объективная сторона преступления заключается в деянии в виде невыплаты (бездействие) свыше определенного законом срока заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Частью 1 комментируемой статьи установлена ответственность за частичную свыше трех месяцев невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Таким образом, задолженность по указанным выплатам в течение трех месяцев с момента установленного срока первоначальной выплаты является необходимым условием объективной стороны состава преступления.

В соответствии с примечанием к комментируемой статье под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 комментируемой статьи) образует полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 3 комментируемой статьи установлена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 этой статьи, в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий. Для наличия объективной стороны данного квалифицированного состава необходимо и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.
Составы преступлений, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, являются формальными. Они будут окончены соответственно по истечении трех или двух месяцев с начальной даты возникновения невыполненной обязанности по производству выплат. Материальный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) будет окончен по истечении указанных выше сроков с момента наступления тяжких последствий.

Понятие тяжких последствий не конкретизировано и носит оценочный характер. Это может быть утрата трудоспособности, заболевание, инвалидность, вред здоровью, смерть человека, уничтожение или повреждение имущества и др.

Состав невыплаты будет только в том случае, если невыплата имела место при наличии реальной возможности выплатить заработную плату и т.д. В противном случае состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что объективная сторона невыплаты заработной платы осуществляется путем бездействия в течение свыше двух или трех месяцев подряд. Поэтому объективная сторона будет отсутствовать, например, тогда, когда до достижения двухмесячного срока производится выплата заработной платы и т.д., а затем выплаты вновь не осуществляются. Таким образом, факт выплаты прерывает установленный законом срок невыплаты. Однако также следует учесть, что при определенных обстоятельствах полная невыплата заработной платы и иных выплат может преобразоваться в невыплату частичную.

Субъективная сторона формальных составов преступлений (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи) основного состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъективная сторона материального состава преступления (ч. 3 комментируемой статьи) характеризуется двумя формами вины. Отношение к деянию характеризуется умыслом, а к последствиям – неосторожностью.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – стремление лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц.

Иная личная заинтересованность – стремление лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъект преступления специальный – руководитель организации, работодатель – физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Видео о ст. 145.1 УК РФ

Новая редакция Ст. 145.1 УК РФ

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 145.1 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в нарушении конституционного права на вознаграждение за труд, подрыве конституционной гарантии социального обеспечения граждан (ст. 37 , 39 Конституции). Нарушая своевременность заработной платы и иных социальных выплат, преступление ущемляет интересы работающего населения, обучающихся, пенсионеров, инвалидов, временно нетрудоспособных и иных категорий граждан.

1.1. Необходимость своевременно осуществлять выплаты закреплена в действующем российском законодательстве. Так, одним из принципов трудового законодательства является обеспечение права каждого работника на своевременную в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи (см. ст. 2 Трудового кодекса).

Коммент. статья состоит из двух частей, закрепляющих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления. Деяния, предусмотренные ч. 1 статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 - к категории тяжких преступлений.

1.2. Основной объект преступного посягательства - общественные отношения, складывающиеся по поводу оплаты труда, пенсионного и иного социального обеспечения граждан.

2. С объективной стороны составы преступления выражаются в невыплате свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (далее - выплат).

2.1. Невыплата свыше двух месяцев подряд выплат влечет УО только при наличии у предприятия, учреждения или организации денежных средств.

3. Состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, по конструкции формальный. Преступление окончено (составом) по истечении двух месяцев невыплаты заработной платы и т.д.

3.1. Состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи, по конструкции материальный. Преступление окончено (составом) в момент причинения тяжких последствий.

3.2. Под тяжкими последствиями понимаются утрата трудоспособности, заболевание, инвалидность, вред здоровью, смерть человека, уничтожение или повреждение имущества и др.

4. С субъективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1, характеризуется виной в форме прямого умысла.

4.1. Состав преступления, предусмотренный ч. 2, характеризуется умышленной виной либо двумя формами вины. Данное преступление будет умышленным в случае, если виновный желал наступления тяжких последствий или не желал, но сознательно их допускал либо относился к ним безразлично. Преступление признается совершенным с двумя формами вины в том случае, если тяжкие последствия не охватывались умыслом виновного и наступили по неосторожности.

4.2. Обязательным признаком субъективной стороны составов преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

4.2. Корыстный мотив предполагает стремление виновного приобрести имущественную выгоду либо избавиться от необходимых денежных затрат (получение банковского процента от временного вложения денежных средств; получение прибыли от временного вложения указанных денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д.).

4.3. Иная личная заинтересованность может заключаться в стремлении карьерного роста, избавлении от неугодных работников, установлении личных связей и дружеских отношений с "нужными" людьми и т.д.

5. Субъект преступного посягательства специальный - руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности.

Другой комментарий к Ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется бездействием - незаконной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Под "иными установленными законами выплатами" следует понимать те суммы, выплата которых предусмотрена законодательно; за невыплату сумм, предусмотренных подзаконными либо локальными правовыми актами, уголовной ответственности не предусмотрено.

Квалификация преступных действий по ч. ч. 1 или 2 зависит от размера невыплаченных сумм.

При этом должна быть установлена реальная возможность лица совершить соответствующие действия.

2. Преступление признается оконченным по истечении трех месяцев подряд начиная со дня, установленного законодательством либо локальными нормативными актами для производства соответствующих выплат.

3. Субъект специальный: руководитель юридического лица филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации или работодатель - физическое лицо.

4. Тяжкие последствия (ч. 3) являются оценочным понятием (например, прекращение обучения близких из-за невозможности продолжать оплачивать обучение).

  • Вверх

Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда , совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечания. 1. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.