Уголовная ответственность иностранных граждан на территории рф. Если иностранный гражданин совершил преступление на территории россии

Какую систему налогообложения выбрать «доходы» или «доходы минус расходы»: преимущества и недостатки. Как перейти с одной системы налогообложения на другую.

Упрощенная система налогообложения является уникальным налоговым режимом с точки зрения выбора объекта налогообложения: его можно не просто выбирать, а еще и менять каждый налоговый период. О том, на что обратить внимание при выборе объекта налогообложения, а также о том, как его изменить, читайте в предложенном материале.

Право выбора

Глава 26.2 НК РФ регулирует применение УСНО. Согласно ст. 346.14 НК РФ возможны два объекта налогообложения:

  • доходы
  • доходы, уменьшенные на величину расходов

При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. И данное право ничем не ограничено для подавляющего большинства «упрощенцев»: только налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Никаких других ограничений для выбора объекта налогообложения гл. 26.2 не установлено.

Сделанный вывод подтверждает и высшая судебная инстанция. Переходя в добровольном порядке к упрощенной системе налого­обложения, налогоплательщики по общему правилу сами выбирают для себя объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ). Таким образом, они самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и последствий перехода на иную систему налогообложения) (Определение КС РФ от 22.01.2014 № 62‑О).

Кроме права выбора, у «упрощенцев» есть право изменить объект налогообложения по своему желанию, но по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ:

  • объект налогообложения может изменяться ежегодно
  • объект налогообложения может быть изменен только с начала налогового периода, в течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения
  • налогоплательщик обязан уведомить о своем решении налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения

Таким образом, при принятии решения о применении УСНО налогоплательщик должен сделать выбор объекта налогообложения, который указывается в уведомлении о переходе на данный спецрежим. Но действующее налоговое законодательство не настаивает на том, чтобы «упрощенцы» применяли только первоначально выбранный объект налогообложения, сегодня его можно менять ежегодно.

Более того, согласно разъяснениям представителей Минфина, если уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано в налоговый орган, но принято решение об изменении первоначально выбранного объекта налогообложения, то допустимо уточнение такого уведомления, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором было подано данное уведомление (письма от 16.01.2015 № 03‑11‑06/2/813, от 14.10.2015 № 03‑11‑11/58878). В данном случае налогоплательщик, решивший перейти на УСНО, может передумать и изменить объект налогообложения, но должен уложиться в установленный срок. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель могут подать в налоговый орган новое уведомление о переходе на УСНО по форме 26.2‑1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения», утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@, указав в нем иной объект налогообложения и приложив письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется.

Но организация или индивидуальный предприниматель, которые вновь зарегистрировались и подали заявление о переходе на УСНО, поменять объект налогообложения в том же налоговом периоде не могут (Письмо ФНС России от 02.06.2016 № СД-3-3/2511). Поясним сказанное. Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный, например, индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В таком случае он признается налогоплательщиком, применяющим УСНО, с даты постановки его на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Если данное уведомление представлено в налоговый орган (с указанием выбранного объекта налогообложения), а индивидуальный предприниматель вдруг передумает и захочет изменить объект налогообложения, то он сможет это сделать только со следующего налогового периода.

Налоговики обосновывают это вот чем: ст. 346.14 НК РФ императивно установлено, что налогоплательщики, применяющие УСНО, не вправе в течение налогового периода менять объект налогообложения, указанный в уведомлении о переходе на УСНО. Каких‑либо положений о возможности исправления ошибок в уведомлении о переходе на УСНО относительно объекта налогообложения данная норма НК РФ не содержит.

Это лишний раз говорит о том, что к выбору объекта налогообложения при УСНО надо относиться ответственно.

Специально для индивидуальных предпринимателей отметим, что при выборе неверного, по их мнению, объекта налогообложения не получится изменить его в течение налогового периода и таким способом, как прекращение предпринимательской деятельности и повторная регистрация в том же налоговом периоде. Приведем один из последних примеров по данному вопросу.

Все судебные инстанции, включая Конституционный суд, поддержали решение налогового органа в части выводов о неправомерном изменении объекта налогообложения в следующем деле (Определение от 19.07.2016 № 1459‑О). Индивидуальный предприниматель применял УСНО с объектом налогообложения «доходы» в 2012 году. 21 июня 2012 года в соответствии с его волеизъявлением регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена, а 29 июня 2012 года он вновь был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и подал заявление о применении УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». По результатам выездной налоговой проверки за 2012 год налоговый орган взыскал сумму налога, пени и штраф в связи с неправомерным изменением объекта налогообложения в течение налогового периода.

Конституционный суд указал, что запрет на изменение объекта налогообложения в течение налогового периода равным образом распространяется на всех налогоплательщиков, применяющих УСНО.

Как выбрать: плюсы и минусы разных объектов налогообложения при УСНО

Итак, гл. 26.2 НК РФ предлагает налогоплательщикам на выбор два объекта налогообложения: «доходы» и «доходы минус расходы». Прежде чем ответить на вопрос, какой объект налогообложения предпочтительнее, зададимся вопросом о том, какую цель мы преследуем в данном случае. Цель очевидна и понятна: минимизация налоговых выплат.

Таким образом, имеющиеся результаты финансово-хозяйственной деятельности за девять месяцев 2016 года – полученные доходы, расходы, суммы страховых взносов, торгового сбора – необходимо проанализировать с точки зрения их влияния на окончательный результат – на сумму налога к уплате за налоговый период. Для вновь зарегистрированных организаций или индивидуальных предпринимателей выбор объекта налогообложения придется делать на основании не фактических данных, а цифр бизнес-плана.

В помощь «упрощенцам» мы составили сравнительную таблицу двух объектов налогообложения. В ней отмечены моменты, на которые надо обратить особое внимание.

Показатель

Объект налогообложения «доходы»

Объект налогообложения «доходы минус расходы»

Учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, а также облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ (ст. 346.15 НК РФ)

Не учитываются

Учитываются расходы, указанные в перечне и фактически оплаченные (ст. 346.16, 346.17 НК РФ)

Страховые взносы

Уменьшают сумму налога, но не более чем на 50 %. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты работникам, уменьшают налог на всю сумму страховых взносов

Учитываются в расходах (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Торговый сбор

Уменьшает сумму налога, исчисленного по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности

Учитывается в расходах (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Не учитываются

Уменьшает налоговую базу по итогам налогового периода

Налоговая база

Денежное выражение доходов

Денежное выражение доходов, уменьшенных на расходы

Налоговая ставка

законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков;

законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков. Законами Республики Крым и г. Севастополя в 2017 – 2021 годах ставка может быть понижена до 3 %;

0 % – «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей

Минимальный налог

Не уплачивается

Уплачивается по итогам налогового периода, если превышает сумму налога, исчисленного в общем порядке

Ведение книги учета доходов и расходов

Обязательно

Обязательно

Документальное подтверждение доходов и расходов для определения налоговой базы при УСНО

Обязательно, кроме расходов

Обязательно

Порядок учета доходов при УСНО не зависит от выбранного объекта налогообложения. Но при УСНО действует специальный порядок учета расходов (только при объекте «доходы минус расходы»):

  • установлен «закрытый» перечень расходов, установленных ст. 346.16 НК РФ;
  • учитываемые расходы должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (быть обоснованными и документально подтвержденными);
  • обозначены особенности учета отдельных видов расходов;
  • расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Здесь нужно проанализировать затраты на предмет учета в расходах при УСНО: не все затраты можно учесть в расходах, а также, чтобы они стали расходами, затраты обязательно должны быть оплачены. Не последнюю роль играют наличие и стоимость основных средств: в случае приобретения дорогостоящих основных средств, возможно, целесообразно применение объекта налогообложения «доходы минус расходы». Зачастую эти факторы становятся решающими при выборе объекта налогообложения.

Справедливости ради напомним, что при объекте налогообложения «доходы минус расходы» «упрощенец» вправе учесть в расходах сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке (п. 6 ст. 346.18 НК РФ), а также уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов с таким же объектом налогообложения (п. 7 ст. 346.18), что тоже позволяет минимизировать сумму налога к уплате по итогам налогового периода.

Важным плюсом в пользу выбора объекта налогообложения «доходы» является тот факт, что сумму налога можно уменьшить в два раза, если существенна сумма уплаченных страховых взносов и других выплат в соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, а также из суммы налога можно вычесть сумму уплаченного торгового сбора.

Что касается подтверждающих документов, бытует мнение, что «упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы», могут «расходные» документы никак не учитывать и вообще их не иметь. Но это заблуждение, поскольку кроме налога, уплачиваемого при УСНО, «упрощенцы» выполняют функции налоговых агентов по НДФЛ, а также являются плательщиками страховых взносов. Кроме того, документы, подтверждающие расходы, нужны, например, для расчетов с контрагентами.

Из вышесказанного следует, что определяющими факторами при выборе объекта налогообложения при УСНО являются осуществляемый вид деятельности и конкретные виды расходов, которые имеют место.

Отметим еще один важный момент: сегодня субъектам РФ даны широкие права по установлению пониженных налоговых ставок при УСНО как при объекте налогообложения «доходы минус расходы», так и при объекте «доходы», чем они и пользуются. Целесо­образно изучить региональное законодательство на предмет принятых законов: возможно, конкретные условия ведения бизнеса в регионе позволят применять пониженные налоговые ставки, уменьшив тем самым налоговые выплаты.

Изменения в учетной политике для целей налогового учета

Применяемый объект налогообложения должен быть отражен в учетной политике для целей налогового учета «упрощенца». В случае принятия решения об изменении объекта налогообложения нужно внести поправки и в учетную политику.

Учетную политику для целей налогового учета при УСНО можно принимать ежегодно, поскольку налоговым периодом является календарный год. Исходя из предпочтений, можно либо принять на следующий год новую учетную политику для целей налогообложения, указав новый объект налогообложения, либо внести изменения в действующую, отметив, например, что с 2018 года применяется объект налогообложения «доходы минус расходы» (в 2017 году применялся объект «доходы»). Изменения, вносимые в учетную политику, или новый ее вариант утверждаются приказом руководителя хозяйствующего субъекта.

Как изменить объект налогообложения?

Что нужно конкретно сделать, чтобы применять с 2018 года другой объект налогообложения? Всего лишь предпринять один шаг – уведомить о своем решении налоговый орган в срок до 31 декабря 2017 года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Уведомление можно представить в произвольной форме. Напомним, что рекомендуемая форма 26.2‑6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения» утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-3/829@. В уведомлении указывается выбранный с 2018 года объект налогообложения.

Представить уведомление можно как лично, так и по почте. Рекомендуется иметь подтверждение того, что данное уведомление представлено – это либо отметка на втором экземпляре уведомления, проставленная территориальным налоговым органом, либо квитанция об отправке по почте с описью вложения.

Отметим, что никаких ответных действий со стороны налоговых органов в данном случае ждать не приходится, то есть налоговики никакого подтверждения о получении уведомления или разрешения на смену объекта налогообложения не пришлют в адрес «упрощенца».

«Упрощенцы» могут обратиться в налоговый орган с заявлением о подтверждении факта применения упрощенной системы налого­обложения. В этом случае налоговики в ответ направят в адрес налогоплательщика информационное письмо (ф. 26.2‑7), также утвержденное Приказом ФНС России № ММВ-7-3/829@. В названном письме указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на УСНО, отражаются сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСНО за налоговые периоды, в которых налогоплательщик применял специальный налоговый режим. Но форма данного письма не предусматривает отражение в нем информации о применяемом налогоплательщиком объекте налогообложения, поэтому «упрощенец» не получит ответ на вопрос о смене объекта налогообложения.

Таким образом, если налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения в срок до 31 декабря 2017 года, то он вправе применять выбранный объект налогообложения с 2018 года (Письмо ФНС России от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261).

Переходные положения

Говоря об изменении объекта налогообложения, нельзя забывать и о переходных положениях, которые регулируются ст. 346.17 и 346.25 НК РФ. При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения «доходы» на объект налогообложения «доходы минус расходы»:

  • расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения «доходы», при исчислении налоговой базы не учитываются
  • на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСНО с объектом налогообложения «доходы», не определяется

Соответственно, при переходе с объекта налогообложения «доходы минус расходы» на «доходы» расходы, относящиеся к предыдущему налоговому периоду, при применении объекта налогообложения «доходы» не учитываются.

Как правило, определяющими факторами при выборе объекта налогообложения при УСНО являются осуществляемый вид деятельности и конкретные виды расходов, которые имеют место. В зависимости от этого, а также от регионального законодательства, которое может вводить дифференцированные налоговые ставки при УСНО, может быть выбран как объект налогообложения «доходы», так и «доходы минус расходы».

«Упрощенцы» вправе изменять объект налогообложения с начала налогового периода. Соответственно, чтобы применять новый объект налогообложения с 2018 года, надо уведомить о своем решении налоговый орган до 31 декабря 2017 года. Если налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление об изменении объекта налогообложения в установленный п. 2 ст. 346.14 НК РФ срок, то он вправе применять выбранный объект налогообложения с начала года, следующего за годом направления указанного уведомления.

Заполнение формы 26.2‑6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения»

В бланк уведомления нужно внести информацию о налогоплательщике - указать ИНН, КПП (для юридических лиц), наименование организации (или ФИО ИП полностью).

Номер отделения налоговой, куда подается документ.

Год, с начала которого произойдет изменение объекта налогообложения УСН.

Ниже цифрой следует выбрать нужный вариант объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на расходы).

Внизу слева нужно поставить «1», если уведомление подается лично руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. При этом ниже пишется ФИО руководителя (для организаций), пишется номер телефона, ставится подпись и дата.

Если уведомление подается представителем налогоплательщика, то следует поставить «2», указать ФИО представителя и реквизиты доверенности, на основании которой он действует. Доверенность должна быть выписана лично ИП или руководителем организации.

В качестве примера предлагаем скачать образец заполнения уведомления форма 26.2-6 по ссылке ниже.

Скачать бесплатно образец

Уведомление об изменении объекта налогообложения форма 26.2-6 скачать бланк - excel .

Уведомление форма 26.2-6 образец заполнения - скачать .

По материалам: klerk.ru, 9doc.ru

Согласно ч. 1 ст. 11 УК основным принципом действия уголовного закона в пространстве выступает принцип территориальности. Он состоит в распространении обязательной силы уголовного закона на лиц независимо от их государственной принадлежности:

Граждан РФ;

Лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ;

Иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.

В ч. 4 ст. 11 УК закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, - это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Часть 3 ст. 12 УК закрепляет принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором. Данный принцип действует, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) совершено международное преступление или преступление международного характера. К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др. Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Вывод: Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Эта норма корреспондирует с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, где установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Вопрос 2. Виды уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, их правовой статус, компетенция и взаимодействие с органами внутренних дел. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с Общественной палатой Российской Федерации, средствами массовой информации, общественными объединениями.

Должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в современном мире занимает очень важное место. Этот орган помогает сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным «мостом» между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и принимать меры.

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмена юстиции. Однако сам термин «омбудсмен» появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсменом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово «омбудсмен» как «поверенный», «управляющий делами», «доверенное лицо». Предполагают также, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов. Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии омбудсмен становится парламентским органом.

Сегодня несколько десятков государств мира имеют такой институт, хотя он обладает различной компетенцией, возможностями, правовым статусом. При всех национальных отличиях основные функции омбудсмена состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер (то есть чиновники не обязаны им следовать), в подавляющем большинстве случаев рекомендации омбудсмена принимаются к исполнению.

В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

Институт омбудсмена в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов. Широкие надзорные функции за деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен омбудсмен с целью защиты прав и законных интересов граждан, определяют его высокий авторитет и широкое признание общественностью. Это связано со многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т.д. Все эти принципы и процедуры, на которых основывается деятельность омбудсмена, имеют особое значение для выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц.

Сегодня, институт омбудсмена создается и во многих странах бывшего СССР и Восточной Европы, в том числе и в России.

В государственно-правовой системе России должность омбудсмена называется «Уполномоченный по правам человека».

В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона «О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации», в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмена.

Однако в Конституции РФ от 12 декабря 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение «парламентский» исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека» от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Первым омбудсменом в России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Российский омбудсмен не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко.

Согласно Федеральному конституционному закону от 26.12.1997 № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Глава III Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает компетенцию Уполномоченного.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Вологодской области установлен законом Вологодской области от 28.12.2012 г. № 2947-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области».

Данный закон области определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека в Вологодской области, его полномочия, организационные формы и условия его деятельности.

Согласно названному закону, должность уполномоченного является государственной должностью Вологодской области.

Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, организациями области.

На должность уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее на территории Вологодской области, имеющее высшее образование, не моложе 30 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты, обладающее общественным авторитетом.

Кандидат на должность уполномоченного определяется Губернатором Вологодской области с учетом общественного обсуждения.

Представление о назначении на должность уполномоченного вносит Губернатор области в Законодательное Собрание Вологодской области в письменном виде не позднее 30 календарных дней до окончания срока полномочий предыдущего уполномоченного. Решения о назначении на должность уполномоченного, об отклонении представленной кандидатуры на должность уполномоченного, о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимаются Законодательным Собранием области.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет с момента принесения присяги.

Рассмотрев институт Уполномоченного по правам человека как институт конституционного права можно сказать, что институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Общественная палата.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно- значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации,

а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Вывод: Механизм взаимодействия ОВД и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов взаимодействия, целенаправленно используемых принципов, форм и методов, а также ресурсов взаимодействия на различных уровнях и этапах достижения итогового результата, измеряемого по конкретным критериям. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций противодействия коррупции, в число которых входят, прежде всего, профилактика коррупции, борьба с коррупцией и минимизация последствий коррупционных преступлений и правонарушений.

В настоящее время сотрудничество органов внутренних дел с общественными организациями в целом осуществляется в форме компромиссного взаимодействия, с сохранением достаточной степени автономности, независимости и самостоятельности сторон в своей деятельности. Результативность такого взаимодействия во многом зависит от его конкретных участников, что предопределяет наличие разнонаправленных тенденций в выстраивании отношений между ОВД и представителями гражданского общества.

Именно на формирование партнерских отношений должны быть направлены усилия представителей взаимодействующих сторон, реально заинтересованных в достижении положительных для общества изменений в сфере деятельности ОВД.

Вопрос 3. Правовые основы деятельности общественных советов при органах внутренних дел. Порядок организации отчетов должностных лиц органов внутренних дел перед органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно-значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 федерального закона «О полиции» одним из принципов деятельности полиции является - открытость и публичность (ст.8).

Согласно данной норме, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Приказом МВД России от 30.08.2011 N 975 утверждена Инструкция по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, которая устанавливает порядок организации и проведения отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных

Отчет должностного лица представляет собой часть обязательной деятельности территориального органа МВД России по информированию государственных и муниципальных органов, граждан о деятельности полиции.

Отчет должностного лица осуществляется в целях:

создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органа внутренних дел;

обеспечения открытости и публичности в деятельности полиции;

повышения уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.

Задачами проведения отчетов должностных лиц являются:

информирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и граждан о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

развитие в рамках действующего законодательства системы общественного контроля над деятельностью полиции;

обеспечение взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами по предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений;

правовое просвещение граждан.

Отчитываться о деятельности полиции уполномочены:

министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

начальники управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальники управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям - перед представительными органами муниципальных образований;

участковые уполномоченные полиции - перед гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке (нескольких административных участках).

Министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации отчитываются перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел один раз в год - в первом квартале года, следующего за отчетным.

Время, место и регламент проведения отчета согласовывается с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Начальник управления, отдела МВД России по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям отчитывается перед представительным органом муниципального образования (нескольких муниципальных образований) о деятельности подчиненного органа внутренних дел не реже 1 (одного) раза в год.

Время, место и регламент проведения отчета руководителя территориального органа МВД России на районном уровне определяется по согласованию с представительным органом муниципального образования (нескольких муниципальных образований), а также с руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне.

Участковый уполномоченный полиции отчитывается о результатах своей работы на собрании граждан, проживающих на обслуживаемом ими административном участке, не реже одного раза в полугодие с ежеквартальным опубликованием отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет.

В проведении отчета участкового уполномоченного полиции перед гражданами участвует руководитель подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне и представитель органа местного самоуправления (по согласованию).

График отчетов участковых уполномоченных полиции территориального органа МВД России на районном уровне составляется на полугодие в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России для планирующих документов органов внутренних дел.

Вывод: Согласно ч. 4 ст. 50 Федерального закона «О полиции» «общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах», и в соответствии с п. 6 ст. 9 этого же Закона «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Принадлежность к гражданству Российской Федерации определяется на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся:

1) главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители;

2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;

3) первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

4) Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 . Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4 . Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Анализируя административно-правовой статус иностранных граждан, пребывающих на территории России необходимо особое внимание уделить вопросам ответственности за нарушение российского законодательства.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение ими противоправных действий подлежат ответственности. Подобное положение предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Ответственность за нарушение российского законодательства для всех категорий физических лиц установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП, разрешается в соответствии с международными нормами права.

Однако административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие ее от административной ответственности российских граждан. Иностранные граждане кроме общего режима также подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые не распространяются на российских граждан. Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ предусмотрена ответственность также за нарушение самого режима пребывания на территории России. В зависимости от степени общественной опасности вышеуказанных правонарушений, лица их совершившие, могут быть привлечены к административной, уголовной либо материальной ответственности.

Если иностранные граждане и лица без гражданства совершают на территории России административные правонарушения, то они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим Административным законодательством.

Особенностью привлечения лиц указанных категорий к административной ответственности является то, что к ним могут быть применены такие меры ответственности как административное выдворение за пределы России и депортация.

Административное выдворение - это процедура, которая предполагает принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу России за пределы территории страны, либо самостоятельный выезд данных категорий граждан под контролем компетентных органов.

Административное выдворение предусматривается:

  • - за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);
  • - за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);
  • - за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации.

Федеральным законодательством так же предусмотрен такой вид ответственности как депортация, или принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства. Данная мера может быть применена к тем иностранным гражданам, которые утратили законные основания пребывания на территории России.

Депортация может быть применена в следующих случаях:

  • - при несоблюдении находящимся на законных основаниях на территории России иностранным гражданином сроков проживания либо пребывания в России.
  • - при создании иностранным гражданином, который на законных основаниях находится в России, угрозы безопасности государства, обороноспособности, здоровью населения или общественному порядку, угрозы конституционному строю, правам и интересам иных лиц. В отношении таких иностранных лиц должно быть так же принято решение о нежелательности их пребывания на территории России.
  • - при несоблюдении иностранным гражданином, который на законных основаниях находится в России, сроков, в течении которых он должен был покинуть территорию страны.

При этом депортируемые лица лишаются права въезжать на территорию России.

Рассматривая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо отметить, что нормы, касающиеся вопросов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, сферы их трудовой деятельности, а также порядка и видов административной ответственности последних, также требуют определенного совершенствования.

Во-первых, на сегодняшний день существует острая необходимость в расширении объекта охраны главы 18 КоАП РФ. Это связано с тем, что содержание данной главы значительно шире, чем указано в ее названии, ввиду того, что законодателем абсолютно не учтена сфера трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны. Исходя из этого название главы 18 КоАП РФ целесообразнее представить в действующей редакции следующим образом: "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и в сфере управления их трудовой деятельностью в Российской Федерации".

Во-вторых, исходя из принципа, используемого законодателем для объединения однородных составов административных правонарушений в отдельные самостоятельные главы КоАП РФ, разумнее ст. 19.27 настоящего Кодекса, предусматривающую административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, представить в главе 18 КоАП РФ в виде ст. 18.18 КоАП РФ.

В-третьих, отсутствие четкого определения всего круга субъектов административной ответственности в статьях (диспозициях и санкциях статей) 18.2 - 18.3, 18.5 - 18.7, 18.11, 18.13 - 18.17 КоАП РФ, предусматривающих по своей логике административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, дестабилизирует в определенном роде весь процесс осуществления правосудия в отношении данной категории лиц, в связи с чем необходимо осуществить работу нормотворческого характера в данном направлении для устранения выявленных недостатков.

Меру административной ответственности в виде предупреждения в силу ее малоэффективности исключить из соответствующих статей (частей статей) главы 18 КоАП РФ.

  • 2. Предусмотреть несколько вариантов реализации административного штрафа в рассматриваемой области в случае неплатежеспособности иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно:
    • а) возможность возложения обязанности по выплате административного штрафа на соответствующие представительные органы (организации) того государства, гражданин которого подвергается данному административному наказанию на территории нашей страны, путем принятия соответствующих межправительственных соглашений;
    • б) обязанность выплаты административного штрафа на приглашающую сторону, если таковая установлена;
    • в) принятие альтернативной меры административной ответственности для данной категории лиц в виде общественно полезных работ.
  • 3. Отказаться от использования понятия "депортация" ввиду равнозначности процедур административного выдворения и депортации, приводящих к единому результату - удалению лица с территории нашей страны, объединив рассматриваемые процедуры одним общим названием - "Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" с обязательной заменой слова "депортация" на указанное словосочетание во всех соответствующих нормативно-правовых источниках Российской Федерации.
  • 4. Предусмотреть конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения в составах административных правонарушений, затрагивающих сферу трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • 5. Исключить из практики применения возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности путем отмены ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ.

Уголовная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства так же обладает своими особенностями.

Уголовная ответственность в Российской Федерации также основывается на конституционном принципе равенства человека и гражданина перед законом.

Так, в соответствии с национальным принципом, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, несут уголовную ответственность также по уголовному законодательству России, если:

  • 1) это преступление направлено против интересов, охраняемых УК РФ;
  • 2) отсутствует решение суда иностранного государства, вынесенное за совершенное преступление.

В соответствии с так называемым реальным принципом к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ могут быть привлечены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации.

Такая возможность наступает в случае:

  • 1) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства;
  • 2) если лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
  • 1) такая возможность предусмотрена международным договором Российской Федерации;
  • 2) лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Так же, в соответствии с ч. 1 ст. 13 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Еще одна особенность предусмотрена ч. 6 ст. 53 УК РФ, согласно которой ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, и т.д.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность наравне с гражданами России в соответствии с национальным законодательством. особенностью административной ответственности указанных категорий лиц является возможность применения к ним таких видов ответственности, как административное выдворение за пределы России и депортация. особенность уголовной ответственности данных лиц заключается в том, что некоторые аспекты ответственности указанных лиц регулируются международным законодательством, а так же возможность передачи преступников для применения мер ответственности иному государству.