Внутренняя миграция в россии. Что такое миграция населения: виды, причины, последствия Современная миграционная ситуация в рф

​​ Миграция отражает социальные процессы, на которые оказывают влияние экономические, производственные, экологические и другие факторы. Гражданин вправе на свободу передвижения. Вправе он и выбрать место для проживания и трудовой деятельности. Как правило, центром притяжения мигрантов становятся регионы с высоким уровнем жизни. Из регионов с невысокой инвестиционной привлекательностью наблюдается отток населения.

Миграцией называют процесс перемещения потоков людей между различными населенными пунктами. Наблюдаются сезонные всплески миграции, например, осенью. В мае, напротив, наблюдается спад.

Внешней миграцией называют процесс перемещения населения за пределы государства. При внутренней миграции перемещение населения происходит внутри одного государства.

Правовая база

Отдельные положения в части миграционной политики содержат Жилищный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает понятия прописки и формальной привязки граждан к территориальному пункту.

Важно! Законом установлен запрет на смену прописки и места проживания в определенных территориях. Это пограничные зоны, закрытые территории, военные городки, карантинные территории и зоны после экологической катастрофы, территории с военным положением.

Основные виды

Процессы миграции могут дифференцироваться на виды:

  1. Сезонные. Потоки мигрантов увеличиваются или уменьшаются в зависимости от определенного сезона;
  2. Временные;
  3. Безвозвратные. Относится к категориям граждан, которые выезжают за пределы страны с целью постоянного жительства;
  4. Экономические. Вызваны перемещениями населения в поисках работы, лучших условий труда и заработной платы;
  5. Этнические;
  6. Маятниковые. Для них характерны колебания, например, утренний отток населения из небольших поселений в большой город на работу, и вечерний приток обратно;
  7. Экологические. Массовый отток населения из районов с неблагополучной экологической обстановкой;
  8. Исторические. Происходит освоение новой территории.

Среди внутренней миграции выделяют:

  • перемещения внутри региона;
  • перемещения за пределы региона, межрегиональные.

Дополнительно учитывают, в каких территориальных единицах происходит перемещения. Например, из села в город или обратно либо между городами; внутри края или области, или за их пределами.

Причинами миграционных процессов могут выступать:

  • политическая обстановка;
  • социальная обстановка;
  • состояние экономики;
  • миграционная политика;
  • производственные отношения;
  • нехватка или переизбыток трудовых ресурсов в регионе.

Интересно! Миграция бывает добровольной и вынужденной. Анализируя процессы миграции, важно учитывать, по своей воле люди покидают населенные пункты или прибывают в них либо их побудили социально-экономические, экологические и другие причины.

Статистика вопроса

Анализируя миграционные потоки, оперируют понятием «сальдо миграций». Это понятие содержит цифровое значение, показывающее разницу между прибывшими и выбывшими за определенный отрезок времени.

Оно может быть:

  1. Отрицательным. Это говорит об убыли населения на данной территории за счет миграции. Следует проанализировать причины, по которым люди покидают данную территорию;
  2. Положительным. Показывает, что за анализируемый период, приехало больше людей, чем уехало.

Интересно! Наблюдается тенденция отрицательного сальдо в сельских территориях, и положительного сальдо в городах.

Типы мигрантов

Миграционные процессы могут менять состав населения по характеристикам пола, возраста, наличию образования. Меняется численность, характеристики трудовых ресурсов. Этому способствуют основные функции миграции:

  1. Перераспределительная и селективная. Это значит, что в процессах миграции принимают более активное участие не все граждане, а лишь их наиболее активная и трудоспособная часть. Мужчины более склонны к смене места проживания, нежели женщины. Это приводит к появлению специфических отличий в составе населения в районах, где наблюдается активная миграция. Специфические характеристики влияют на рождаемость и демографию, социальную жизнь, трудовые навыки граждан;
  2. Экономическая и социальная. Это значит, что отток или приток населения в определенную область неизбежно скажется на экономической жизни региона. Это проявится в нехватке или переизбытке рабочих мест, уровне заработной платы и других показателях.

Интересно! Стремясь к улучшению уровня собственной жизни, и выбирая лучшее место для реализации этой цели, мигранты оказывают влияние на уровень социально-экономической жизни региона в целом.

История внутренней миграции в России

В период Советского Союза оставался высоким уровень внутренней миграции. Население направлялось на освоение восточных территорий, строительство дорог и новых населенных пунктов. После 1990 года наблюдается резкое снижение внутренних миграционных потоков. Одна из причин - прекращение практики обеспечения населения жильем и гарантированной работой. В период Советского союза Дальний Восток активно заселялся и осваивался, население завлекали надбавками и коэффициентами к зарплате.

В наше время продолжается активный отток населения с Дальнего Востока, несмотря на меры, предпринимаемые государством, по развитию этого региона. Это объясняется тем, что стоимость жизни в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока выше, чем в Центральной России. Уровень заработных плат не позволяет компенсировать расходы на питание и проживание. Люди уезжают в поисках лучшей жизни в Центральную Россию, Поволжье. Краснодарский край привлекает мигрантов мягким климатом.

Отток населения северных территорий, Дальнего Востока, Сибири в европейскую часть страны приобретает массовый характер.

Крупные российские города, привлекающие мигрантов, являются центрами политической, экономической и культурной жизни. Они могут обеспечить высокий уровень жизни, хорошую заработную плату и возможность выбора рабочего места. Есть и регионы-доноры, с низким уровнем жизни и доходов населения, отличающиеся высоким оттоком населения.

Лидерами по привлечению мигрантов стали Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Население активно покидало Приволжский округ, что объясняется близостью к Московской области. На Дальнем Востоке активный процесс оттока населения приводит к постоянному сокращению его численности.

Что является примером внутренних миграций населения в России

Внутренние миграции населения в России можно условно разделить на несколько видов:

  1. Обусловленные экономическими факторами. В этом случае население переезжает в регионы с высокой инвестиционной привлекательностью и высоким уровнем жизни. Лидерами здесь выступают Москва и Московская область;
  2. Обусловленные природно-климатическими условиями. Население покидает края с суровыми климатическими условиями и выбирает районы с более комфортным климатом;
  3. Обусловленные социальными факторами. Как пример, «возвратная миграция». Это явление, при котором население выезжает из регионов, активно осваивавшихся и заселяемых ранее. Когда-то население привлекалось в определенные районы надбавками к зарплате и различными льготами. После их потери уже не получалось поддерживать желаемый уровень жизни и люди стали возвращаться в регионы, которые когда-то покинули.

Динамика регионов

Характерен отток населения из небольших населенных пунктов и поселений в крупные города. Причинами являются:

  • возросший приоритет образования;
  • глобализация;
  • технологические процессы.

Лидерами среди городов, привлекающих мигрантов из других регионов, остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Образованные специалисты стекаются в столицу, покидая регионы. Это приводит к нехватке квалифицированных кадров на местах.

За последние годы внутренняя миграция снижается. К этому приводят причины:

  • увеличение доли населения пенсионного возраста и снижение доли населения трудоспособного возраста:
  • утечка высококвалифицированных специалистов за рубеж;
  • отсутствие поддержки государства или низкая популярность таких мер для заселения отдаленных территорий;
  • привязанность людей к месту жительства;
  • развитие возможностей для временной миграции.

Важно! Свои коррективы вносит необходимость наличия регистрации и прописки. Государство борется с нелегальной миграцией.

Регулирование и управление

Миграция контролируется Федеральной миграционной службой РФ. С 2002 года она находится в структуре МВД.

Для регуляции миграционных процессов правительством был принят документ «Концепция миграционных процессов в России».

Миграционная политика направлена на регулирование этого процесса с целью направления его в благоприятное для государства направление. Это значит, что на законодательном уровне вырабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на приостановление оттока населения с малонаселенных территорий, а также привлечения мигрантов в те районы, где ощущается нехватка рабочей силы.

Интересно! С целью реализации политики по стимулированию граждан к заселению отдаленных территорий, государством предпринимаются меры поддержки. В частности, существуют меры финансовой поддержки молодых специалистов, переезжающих на постоянное жительство в сельскую местность. С целью поддержки жителей Дальнего Востока и желающих на него переехать, предлагается «Дальневосточный гектар».

Чем отличается от внешней

При внешней миграции происходит отток населения через границу государства в другие страны. Типы внешней миграции:

  • внутриконтинентальная;
  • межконтинентальная.

При внутренней миграции перемещения происходят в рамках одного рассматриваемого государства.

Примеры внутренней миграции населения России

Несмотря на существующие государственные программы по поддержке сел и молодых специалистов, переезжающих на жительство в поселок, население крупных городов продолжает расти, а поселков - снижаться. Это объясняется тем, что в городах больше возможностей для выбора работы, развлечений, для самых разных слоев населения.

Кроме того, улучшилась доступность высшего образования. Молодежь, приехавшая из поселков с целью обучения, после выпуска часто находит работу по специальности и остается жить в городе.

Некоторые люди выбирают жизнь в столице и уезжают из провинциальных городов. Приток в Москву и Московскую область регистрируется практически из всех регионов. Это объясняется поиском лучшей работы, особенно это актуально для специалистов «узких» отраслей. Кроме того, в столице заработная плата по ряду профессий выше, чем в других городах.

Уезжают и с северных территорий, с Дальнего Востока, в города с более комфортным климатом. Популярность набирает Краснодарский край.

Проблемы и перспективы

Актуальными проблемами являются:

  1. Отток населения из сел и поселков. Это приводит к нехватке рабочей силы в фермерских хозяйствах;
  2. Возрастание конкуренции за рабочие места в крупных городах;
  3. Нехватка рабочей силы на должностях, не требующих высшего образования.

Решению данных проблем могут способствовать:

  1. Побуждение граждан к выбору рабочих специальностей и востребованных профессий;
  2. Повышение мотивации к образованию и повышению квалификационных навыков;
  3. Стимулирование технического прогресса;
  4. Государственная поддержка регионов, улучшение уровня жизни в регионах, создание рабочих мест.

Заключение

Отличительной чертой внутренней миграции в Российской Федерации остается ее обособленность от экономических и политических процессов страны. Потоки внутренних мигрантов стабильны на протяжении последних нескольких лет, и в год равны приблизительно 4 млн человек. Эта цифра не менялась ни в период кризисов, ни в период экономических успехов.
Это говорит об относительной стабильности внутренней миграции.

За 1989-2014 года естественная убыль (рождаемость минус смертность) населения городов составила не менее 8,2 млн. Однако эта убыль компенсировалась миграцией из села и стран ближнего зарубежья, а также административными преобразованиями, когда сельские поселения включались в состав городов. В результате жителей городов стало больше на 3,7 млн (+3,1%). Но если не учитывать административные изменения, то прирост за 25 лет будет равен всего 0,9%.

Миграция населения в крупные города привела к деградации небольших населенных пунктов. Число городов с населением меньше 12 тыс. чел. (один из критериев для присвоения населенному пункту статуса города) выросло с 157 до 246. Выходит, что каждый пятый российский город не соответствует своему статусу. Девять городов в период с 1989 по 2014 были лишены своего статуса, два из них (Чехов и Горнозаводск Сахалинской области) вошли в топ-10 городов, потерявших больше всего жителей за 25 лет.


На фоне роста общего числа населения городов численность жителей в городах до 50 тысяч человек за 25 лет сократилась с 18,9 млн до 16,7 млн человек (-12%). И это данные официальной статистики - в реальности ситуация может быть еще хуже.


Север - минус, Кавказ - плюс

Если посмотреть на регионы, то в наибольшей степени население городов сократилось на Чукотке - минус 46% без учета административных изменений.
Среди лидеров по убыли и такие северные регионы, как Магаданская (-41%), Мурманская (-36%) и Сахалинская (-22%) области, Камчатский край (-31%).
Наибольший прирост населения городов отмечен в Ингушетии (+97%), Дагестане (+64%), Москве (+34%), Ханты-Мансийском АО (+32%).


Структурно изменение численности населения городов существенно различается. Если города Северного Кавказа росли преимущественно за счет естественного прироста населения и миграции из сел, то, например, Москва - за счет миграции из других регионов и стран. На фоне вымирания на 0,95 млн чел. столица пополнились приезжими на 1,05 млн чел., а с учетом незарегистрированного движения населения - на 3,9 млн (или на 44%). Санкт-Петербург вымирал сильнее Москвы, однако его потери были во многом компенсированы миграцией и вхождением в состав города близлежащих муниципальных образований.

Лидером по естественному приросту населения в городах за все 25 лет является Ингушетия (рост в 2,3 раза), затем Дагестан (+30%), Ямало-Ненецкий АО (+23%) и Ханты-Мансийский АО (22%).


В 67 регионах зафиксирована убыль относительно 1989 года. Самыми вымирающими являются города центральной и северо-западной части России: Тульской (-22%), Ленинградской (-21%), Ивановской (-19%), Тверской (-18%), Псковской (-16%) и других областей.

К концу 90-х годов, по данным Росстата, промышленность России сократилась в два раза по сравнению с 1990 годом, а реальная заработная плата - в 2,5-3 раза, что существенно повлияло на рост смертности и снижение рождаемости в городах. Спад производства и реальных доходов населения привел к естественной убыли горожан, причем у этих показателей наблюдается положительная корреляция.


Согласно расчетам РБК, особо показательной стала ситуация в европейской части России и на Урале: чем больше сокращалось производство, тем больше населения теряли города. И наоборот. Среди центральных областей России, например, выделяется Белгородская область, где производство выросло по сравнению с 1990 годом в 2,5 раза, а население городов - на 21%. Антирекорд у Ивановской области, которая потеряла 75% промышленности и 18% населения городов.

Города-«призраки» и быстрорастущие города

Абсолютным лидером по сокращению населения является ЗАТО Островной (Мурманская область) - минус 87%. Автомобильного или железнодорожного сообщения с Островным нет. На территории ЗАТО расположен объект «Гремиха», где хранится отработанное ядерное топливо и другие радиоактивные отходы. Раньше в Островном располагалась крупная база Северного флота (атомные подводные лодки), но с началом 90-х годов военно-морские части были либо расформированы, либо переформированы, как результат - исход жителей. С 1998 года реализуется программа по вывозу радиоактивных отходов из «Гремихи» для дальнейшего захоронения. Что будет с Островным, когда его покинет последний эшелон с радиоактивными отходами, неизвестно.


Высокое сокращение населения с 1989 года наблюдалось также в Игарке (-72%), Сусумане (-69%) и других городах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Как правило, причина для снижения численности жителей таких городов одна - закрытие градообразующих предприятий в 90-х годах.

Лидером по приросту населения является административный центр крупнейшего российского нефтегазоносного региона - Ханты-Мансийск (+171%), если исключить созданный с нуля город Магас в Ингушетии. В 2000-е годы на фоне многократного роста цен на нефть Ханты-Мансийск стал одним из самых заманчивых городов для миграции. На протяжении 10 лет в Ханты-Мансийск приезжает в среднем более чем по 3 тыс. чел. ежегодно. Причем чем больше росли цены на нефть, тем больше новых жителей прибывало.

Далее по уровню прироста числа жителей идут город-«спутник» Москвы Котельники (+126%), «нефтяник» Губкинский, ЯНАО (+106%), чеченский город Шали (+102%), а также «спутник» Петербурга - Всеволожск (102%), где в 2000-х годах было размещено сразу несколько крупных производств иностранных инвесторов (Ford, Nokian Tyres, Merloni).​


У Котельников сегодня налицо все столичные атрибуты: активная жилищная застройка, скорое открытие станции метро, огромный торговый комплекс, пробки на МКАД и гастарбайтеры. По переписи 2010 года только 76% жителей города назвали себя русскими по национальности, что существенно ниже, чем в других городах Подмосковья. Губкинский, как и Ханты-Мансийск, стал заложником высоких цен на нефть, здесь находится крупная «дочка» «Роснефти» - «Пурнефтегаз». В отличие от перечисленных городов, Шали своим ростом числа жителей обязан не миграции, а рождаемости: город входит в топ-20 по этому показателю в стране. При этом официальная безработица в Шалинском муниципальном районе (отдельных данных по городу нет) превышает 14%, а субсидии составляют 84% от местного бюджета за январь-ноябрь 2014 года. Иными словами, город растет, но живет не на свои деньги.​

Какое будущее у российских городов

Благодаря высоким ценам на нефть в 2000-х годах, негативные тенденции в развитии российских городов замедлились. В отдельных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока в последние несколько лет даже наблюдается прирост населения.


Тем не менее экстраполяция данных на краткосрочный и среднесрочный период показывает, что миграция из небольших городов в крупные продолжится. По расчетам РБК, число городов с населением менее 12 тыс. чел. через 10 лет может достигнуть 300, то есть около четверти российских городов не будет соответствовать своему статусу.

Из-за высокой рождаемости и высокой безработицы на Северном Кавказе продолжится миграция местного населения в крупные города европейской части России и их «спутники» (см. пример Котельников).


Если ситуация на Крайнем Севере и Дальнем Востоке относительно стабилизировалась после тотальной миграции на «большую землю» в 1990-х и начале 2000-х годов, то теперь нас ожидает вымирание исконно русских городов средней полосы России - в Брянской, Владимирской, Тульской и других областях. Кроме миграции населения в столичный регион, отрицательно будет сказываться старение населения этих регионов.​


Как мы считали
1. Первичными источниками информации являются данные переписей населения 1989, 2002 и 2010 годов, данные Росстата на 01.01.2014, а также база данных ГМЦ Росстата «Экономика городов».
2. Все расчеты производятся на основе данных о населении городов, что отличается от методики Росстата, который публикует данные о численности городского населения (в состав городских поселений и округов входят также сельские поселения, которые мы не учитывали, чтобы соблюсти «чистоту» исследования населения городов).
3. Основным показателем является изменение численности населения города, «очищенное» от результатов административных изменений. На наш взгляд, это более правильный показатель, не позволяющий искусственно завысить число жителей «умирающего» города за счет присоединения других населенных пунктов.
4. В общем случае основной показатель рассчитывается как изменение численности населения города 2014/1989 к численности населения города 1989. Для городов, которые затронули административные изменения (202 населенных пункта), использовались несколько вариантов расчета:
4.1. Если населенный пункт ограничился изменением статуса, например из поселка городского типа став городом, то использовалась общая формула расчета.
4.2. Если административные изменения привели к росту менее чем 2% от общей численности населения города, то использовалась общая формула расчета. Погрешность такого расчета не превышает плюс-минус 1 п.п.
4.3. Если административные изменения привели к росту или снижению более чем 2% от общей численности населения города, то использовались специальные формулы расчета (112 населенных пунктов). Такие формулы учитывают ежегодные изменения численности населения города до и после административных изменений границ города.
5. Данные о естественном движении (прирост-убыль) и миграции населения городов, административных изменениях взяты по годам из базы ГМЦ Росстата. Эти сведения были вручную проверены, исправлены и дополнены на основе информации из других официальных источников.
6. В ходе исследования мы обнаружили неучтенное официальной статистикой движение населения - расхождение между данными на момент переписи и данными за предыдущий период, а также движением населения между двумя переписями. Как сообщили РБК в Росстате, перепись является наиболее точным показателем учета численности населения, в то время как расхождения могут появляться в первую очередь из-за «неучтенного движения» населения. Данные по «неучтенному движению» использовались для коррекции расчетов основного показателя.
7. «Неучтенное движение» населения городов рассчитывалось путем вычитания из численности населения городов на 1 января 2014 года численности на момент переписей, размера естественного движения, миграции населения и результатов административных изменений. Неучтенное движение населения преимущественно отражает незафиксированную органами учета и статистики миграцию населения, отчасти выявляемую при проведении переписей, а также пропущенные данные за 1989, 1990 и 2013 года.
8. Данные по миграции и естественному движению отсутствуют по ЗАТО и городам Крыма, что оказало влияние на показатель «неучтенного движения» населения в целом по России.
9. Расчет изменения численности населения городов по регионам проводился с учетом административных изменений. Погрешность изменения численности населения городов не превышает плюс-минус 1 п.п. Для шести регионов, в которых административные изменения значимо влияют на численность населения городов (например, Чукотский АО с появлением третьего города), применялся расчет по годам до и после административных изменений.

1. Миграция населения России…………………………………….….3 стр.

2. Национальный состав населения России…………………………..6 стр.

3. Миграция в Ставропольском крае…………………………………10 стр.

4. Список литературы…………………………………………………27 стр.

Миграция населения России

Миграция (migration – переселение) – перемещение людей из одного населенного пункта в другой. Миграции населения играют большую роль в формировании его национального, половозрастного состава. Выделяю внутреннюю и внешнюю миграции. Под внутренней миграцией понимают переселение людей из одного места в другое в пределах одной страны. Различают многие виды внутренней миграции. Наиболее многочисленными были миграции из сельской местности в города. Особенно ярко они проявлялись в Центральной России. С 1926 года по 1988 год из села в город переехало около 44% от общего числа горожан. К числу внутренних миграций относят и переселение людей в довоенные годы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где осваивались полезные ископаемые, строились города, заводы, железные дороги. В 50-е годы переселения людей были связаны с массовым освоением целинных земель в Казахстане и в Западной Сибири. В результате этих миграций увеличилась доля русскоязычного населения во многих республиках СССР. К числу внутренних миграций следует отнести и насильственные переселения людей, масштабы которых были огромны. Первым крупным потоком была высылка «раскулаченных» крестьян в 1930 – 1932 годах. В 1937 году насильственно были переселены корейцы из Приморского края, в 1943 – 1944 годах калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и другие были выселены в Сибирь, Казахстан и в Среднюю Азию. Насильственное переселение людей сопровождалось большими демографическими потерями и, кончено, надолго осложнило межнациональные отношения в России. В 1956 – 1957 годах народы Северного Кавказа и Калмыкии были возвращены на родину. Так как ситуация 40-х годов не была восстановлена, это спровоцировало начало новых межнациональных конфликтов в этом регионе.

С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России меняется. Происходит общее снижение миграционной подвижности; центры притока населения становятся центрами оттока его; в связи с экономическим кризисом начинается миграция населения из районов Дальнего Востока, Крайнего Севера в Центральную Россию, на Урал и в Поволжье; массовыми стали сезонные миграции граждан из города в деревню; миграционный поток из села в город почти прекратился. В связи с распадом СССР и обострением межнациональных отношений в ряде республик бывшего Советского Союза началась реэмиграция русскоязычного населения, под которой понимают возвращение мигрантов на Родину. Если в 1991 году в Россию прибыло около 144 тыс. русских, то в 1993 году их поток достиг более 500 тысяч человек.

Кроме внутренних миграций, различают и внешние миграции, под которыми понимают перемещение населения из одной страны в другую на постоянное место жительства. Внешние миграции в России начались еще в XIX веке, когда после отмены крепостного права до 1915 года из нашей страны эмигрировало большое число людей, преимущественно в США и Канаду. Второй крупный всплеск внешней миграции пришелся на время гражданской войны, когда в России прошла вынужденная эмиграция населения. В 80 – 90-е годы началась семейная миграция немцев, евреев, греков и лиц других национальностей в Израиль, США, Германию.

Внешняя миграция связана с перераспределением населения между государствами. Она влияет на изменение численности населения страны и качественного состава трудовых ресурсов.

Внешняя миграция может выражаться в виде:

эмиграции, т.е. выезда граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок;

иммиграции, т.е. въезда граждан в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок.

В период перестройки экономических отношений в России с либерализацией правил выезда и въезда резко возрос общий объем внешней миграции.

Какое же значение имеет миграция? Экономическое значение этого процесса заключается в том, что миграция способствует территориальному перераспределению работников и освоению новых территорий.

Национальный состав населения России

С конца 80-х годов в Москву участились миграции из всех бывших республик СССР. Причины этих перемещений самые разнообразные: военные конфликты в местах бывшего проживания и нежелание в них участвовать; экономический кризис, безработица в бывших республиках; желание заняться коммерцией в Москве и многие другие. Москва по прежнему сохраняет образ престижного города, столицы и, как и раньше, служит объектом устремлений иногородних, для которых задача переселения в столицу очень упростилась.

Действительно, дезорганизация хозяйства, отсутствие необходимых законов, новая экономическая ситуация вызывают бесконтрольные перемещения населения, особенно в таком огромном городе, как Москва, где «уйти на дно» и затеряться не представляет труда.

Естественно, что огромный приток приезжих из ближнего зарубежья в Москву в сочетании с ростом экономических проблем, усилением преступности, беспорядка в столице не мог не беспокоить москвичей и не обострить отношения с приезжими.

В столице резко возросло число иностранцев из дальнего зарубежья – представителей дипломатических структур, деловых и коммерческих кругов, религиозных, образовательных, туристических организаций, прессы и др. Точную численность их указать трудно, но их число составляет около полумиллиона человек.

В Москве сосредоточиваются беженцы и вынужденные переселенцы. Первыми беженцами, прибывшими в Москву, были пострадавшие в ходе землетрясения в Армении и армяне – жертвы погромов в Сумгаити и Баку, приехавшие в 1989 – 1991 гг. Позже к ним добавились выходцы из зон военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове – люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляют русские и русскоязычное население, изгоняемое также из государств Балтии. Среди беженцев есть легальные и нелегальные (неучтенные) потоки. Численность этой категории населения крайне сложно определить, тем более что беженцы стремятся поселиться не только в Москве, но и в Московской области. Приблизительные оценки их числа по Московскому региону – около полумиллиона человек.

Нет точного учета той огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву по коммерческим делам на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких лиц в МСР – примерно миллион или более (но их число также постоянно возрастает). За счет этой категории лиц значительно стал меняться национальный состав населения МСР. Хотя сюда прибывают представители всех республик бывшего СССР, все же преобладают выходцы из южных, восточных и юго-восточных регионов.

После недавней отмены Россией статьи Уголовного кодекса за бродяжничество в Москве появились бомжи (лица без постоянного места жительства). Их число колеблется от 50 до 60 тыс. и свыше 80% из них – не москвичи. Часто они представляют собой реальную опасность как в социальном смысле, так и с медико-санитарном, тем более, что они с большим трудом поддаются контролю и элементарному подсчету.

Еще одну новую категорию приезжих в МСР составляют иммигранты и беженцы из стран дальнего зарубежья. Это выходцы из Китая, Вьетнама, Монголии, Северной Кореи, Афганистана (причем, например, среди афганцев, приезжающих в Россию, есть сторонники как прокоммунистической ориентации, так и моджахеды), Ирана, Ирака (курды), Сомали, Эфиопии, Анголы, Кубы и Чили. Они попадают в Москву не только прямо, но и всякими обходными путями (по туристической визе, например, до Сочи или Баку). В силу этого точных статистических данных и в отношении этой категории мигрантов нет. Считается, что их число достигает 250-300 тыс. и более. Среди них есть и беженцы, устремившиеся в Россию после подписания ею в 1992 г Конвенции ООН по приему беженцев. Есть и бывшие лимитчики, как, например, большинство вьетнамцев и отчасти китайцев, не выехавших из России после истечения контракта их работы. Но при всех различиях большинство представителей этой категории стремится на Запад, в европейские страны или США, рассматривая Москву только как временное пристанище. Оно часто превращается для них в постоянное, поскольку, как правило, западные страны, напуганные иммиграцией, отказываются принимать их и отсылают обратно в Россию.

Особенно интенсивно миграционные процессы развиваются между Россией и странами СНГ, государствами Балтии. Это связано с тем, что после распада СССР за пределами России на территории бывших союзных республик осталось около 25 млн. русских. В связи с усилением националистических тенденций в ряде новых государств условия проживания русского населения резко ухудшились. Поэтому возникла вынужденная эмиграция русских из государств СНГ и Балтии в Россию.

Считаю необходимым внести некоторые комментарии. Меня как социолога волнует больше не развитие края с точки зрения промышленности, а возможное (и желательное) улучшение жизни людей, проживающих на нашей территории. Так как по роду деятельности я постоянно сталкиваюсь с различными «болевыми точками», то именно на них и хочу обратить внимание.

Стратегия в целом прописана очень хорошо, учтены практически все особенности Красноярского края. Тем не менее, хотелось бы отметить, что пункт «планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ» требует тщательной проработки.

Этот пункт логически следует из оттока населения из сельской местности. Но с выводом школ из некоторых сельских населённых пунктов демографическая ситуация в этих населённых пунктах становится необратимой, тем самым это село обрекается на вымирание. В случае такого решения необходимо предусматривать какие-то другие способы обучения детей, например, введение школьных автобусов, регулярно отвозящих и привозящих детей домой, а также наличие других досуговых учреждений в том населённом пункте, где остаётся школа. В Стратегии это не прописывается, поэтому считаю необходимым обратить на это внимание.

Также довольно острой проблемой сельских населённых пунктов остаётся отсутствие каких-либо медицинских пунктов, а часто и даже аптек. С начала 2000-х годов фельдшерско-акушерские пункты были сокращены в ряде сельских населённых пунктов. В каждом опросе общественного мнения эта проблема называется одной из первых («нет врачей, приходится ездить в районный центр», «нет аптеки»).

Сельские жители вообще остаются по-прежнему самой обделённой категорией. Это касается и проведения досуга как детей, так и взрослых. Во многих сёлах закрыты клубы, спортивные секции, кружки, отсутствуют даже места отдыха (скверы или сады). Там же, где клубы сохранились, остро встаёт проблема стимулирования детей к творчеству. Сами жители хотели бы, чтобы детей вывозили на фестивали и конкурсы, но не за счёт родителей, так как во многих деревнях до сих пор не выплачивается заработная плата в денежном эквиваленте (либо не выплачивается в полном размере). Отсутствие мест проведения досуга влечёт за собой другие проблемы: пьянство и безысходность, как следствие – дальнейший отток трудоспособных граждан в город.

Ещё одна проблема Красноярского края – низкая транспортная доступность некоторых территорий. В Стратегии это учтено, однако хотелось бы обратить внимание на то, что жители этих территорий испытывают примерно те же проблемы, что и жители села: отсутствие квалифицированной медицинской помощи (как следствие – низкая продолжительность жизни), отсутствие возможностей проведения досуга, отсутствие качественного образования детей. Это самые животрепещущие проблемы для жителей этих территорий. О том, что в таких населённых пунктах довольно высокий уровень безработицы – написано в Стратегии, и решение этой проблемы Стратегия предусматривает. Однако обычные бытовые проблемы влекут за собой проблемы миграции населения – взрослые хотят, чтобы их дети жили в другом месте, и сами дети мечтают вырваться из этого места (оно не имеет для них никакой привлекательности). В отличие от жителей некоторых сёл, жители этих районов не могут себе позволить выехать в относительно большой город за той же медицинской помощью в тот момент, когда она остро понадобилась (например, ещё не встала переправа, нужно ждать неделю ближайшего вертолёта и т.д.). К тому же это сильно удорожает сам выезд (необходимо выехать заранее, поселиться в гостинице на большее количество дней, затем ещё задержаться, пока не вылетит вертолёт и т.д.). Учитывая, что с деньгами в этих населённых пунктах у жителей довольно плохо, это усугубляет проблему.

Проблемы оттока грамотного и амбициозного населения касаются и жителей краевого центра. Такие люди могли бы принести городу и краю очень много пользы. Приток иммигрантов из Средней Азии не является тождественной заменой. Необходимо улучшать имидж города и края, которые, по опросам общественного мнения, падают год от года. В частности, население практически не знает о том, что край находится на передовом рубеже науки и производства (в новостях очень много внимания уделяется коррупции, криминалу, беспорядкам в ЖКХ и т.д., но ничего не говорится о значении или о деятельности того или иного производства). Население считает, что жить в крае неинтересно, нет интересной работы, маленькие заработные платы, населённые пункты грязные, дороги плохие, города и сёла не благоустроены и т.д. Количество людей, считающих, что дети должны уехать из края, в 2 раза превышает количество людей, связывающих будущее своих детей с Красноярским краем. (Правда, в Красноярске этот показатель существенно лучше). Необходимо всеми способами улучшать имидж края для его жителей (в частности, активно работать со всеми СМИ).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что собственники всего крупного бизнеса в крае проживают и работают в Москве или даже за рубежом. Поэтому проблемы работающих на их предприятиях людей, а также людей, проживающих на территории края, их не волнуют никаким образом. Недовольство этим фактом, а также тем, что все налоги уходят из края, очень сильно в бытовом мнении населения. Об этом говорится практически в каждом опросе или фокус-группе. В последнее время об этом говорится всё чаще и чаще. Перед выборами, когда накаляются страсти, это обсуждается с таким накалом, что даже возникают мысли о грядущем бунте. Стратегия этого предусмотреть не может, но наращивание добывающих отраслей не сделает население богаче или счастливее. Это только даст рабочие места (с невысокой заработной платой), не более того. Необходимо обязывать собственников создавать какие-то фонды развития территории, обязывать содержать социальные объекты и т.д.

Уход собственности из края влечёт за собой и другие проблемы. Например, как следствие, уход науки из Красноярска. В частности, науки, касающиеся изучению цветных металлов, в данный момент времени в крае практически не развиваются, это теперь изучается в Москве. Это одно из видимых следствий, таких следствий очень много.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Стратегии в частности и в политике Правительства России вообще очень много внимания уделяется бюджетной сфере. Очень много различных программ, облегчающих жизнь работников этой сферы, и особенно – работников аппарата управления. Это влечёт за собой престиж работы именно в бюджетной сфере. Опросы молодёжи показывают, что подавляющее большинство хотели бы работать в этой сфере. Это даёт некие социальные гарантии, а так же, как ни странно, власть. Работать по найму на производстве уже не хочет никто. И дело уже не только в том, что не хватает рабочих специальностей (престиж рабочей профессии падает уже много лет), а в том, что работать даже «офисным планктоном» в частной компании – не престижно, и связано с определёнными рисками. Речь, конечно же, не идёт о топ-менеджерах, до которых ещё нужно «дорасти». Поэтому все попытки и дальше улучшать жизнь бюджетников (предоставление жилья, социальных гарантий, неуклонное повышение заработной платы и т.д.) необратимо влечёт за собой профессиональный перекос, который находится пока в начале процесса. Предпринимателями молодёжь быть уже не хочет. Хотелось бы, чтобы Стратегия больше внимания уделяла развитию малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу ещё в какой-то степени помогает государство (прощает долги т т.д.), малому и среднему не помогает никто.

При необходимости могу дополнить данное заключение цифрами или более развёрнутой аргументацией.

Муратова Ирина Нильевна,
директор Фонда «Общественное мнение – Красноярск»

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.