Возбуждение исполнительного производства по решению суда. Возбуждение исполнительного производства

ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 94-99.

© Е.И. Денисова, 2008 УДК 347.9

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Е.И. ДЕНИСОВА

Исследуются спорные вопросы, возникающие при возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Возбуждение исполнительного производства является начальной стадией принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства не вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения. Новый Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, определил сроки возбуждения исполнительного производства. Законодателем были учтены недостатки прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» . Так, в прежнем законе судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок должен был решить вопрос о возбуждении исполнительного производства или о возвращении исполнительного документа (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 10 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»). По закону этот срок исчислялся с момента поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Резонно возникал вопрос: почему трехдневный срок исчислялся не с момента поступления исполнительного документа в территориальное подразделение судебных приставов? Поступивший исполнительный документ мог пролежать в канцелярии день, неделю, а в исключительных случаях и значительно дольше, прежде чем его передавали судебному приставу-исполните-

лю. К сожалению, прежний закон об исполнительном производстве не предусматривал процедуру передачи документа судебному приставу-исполнителю. На практике соблюдение сроков зависело от требовательности старшего судебного пристава и добросовестности работников канцелярии.

Новый Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» этот вопрос разрешил следующим образом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. А уже судебный пристав-исполнитель опять же в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа решает вопрос о том, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства. По результатам рассмотрения вопроса судебный пристав-исполнитель выносит одно из двух постановлений: о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. В итоге получается, что максимальный срок, предусмотренный законом для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства, не может быть больше шести рабочих дней. И хотя в ч. 7 и 8 ст. 30 не идет речь о том, что трехдневный срок, установленный для передачи исполнительного документа судебному приставу, а также для решения вопроса о

возбуждении исполнительного производства судебным приставом, определяется в календарных или рабочих днях, но указанные сроки исчисляются именно в рабочих днях. Дело в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Поэтому получается, что реально этот срок по Закону об исполнительном производстве может быть и больше, чем шесть календарных дней. Таков порядок исчисления сроков о возбуждении исполнительного производства в отношении исполнительных документов, которые подлежат исполнению в обычном порядке.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу, который и будет заниматься его исполнением. При этом решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в этом судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель проверяет, надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению. В территориальное подразделение службы судебных приставов исполнительный документ может поступить от взыскателя, его представителя, суда или иного органа, выдавшего такой документ.

Если исполнительный документ предъявлен взыскателем, то вместе с исполнительным документом должно быть подано заявление, в котором ставится вопрос о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, одного исполнительного документа, предъявленного взыскателем, недостаточно для возбуждения исполнительного производства. Закон возлагает на взыскателя обязанность вместе с предъявлением исполнительного документа подать заявление о возбуждении исполнительного производства. Такая обязанность взыскателя вытекает из анализа ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». В указанной части статьи говорится, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнитель-

ное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если взыскатель не выполняет эту обязанность, то Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» в отношении взыскателя предусматривает определенное неблагоприятное последствие, связанное с возбуждением исполнительного производства. По сути дела это санкция, которая установлена законом за невыполненную взыскателем обязанность. Так, при отсутствии заявления взыскателя судебный пристав выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в некоторых случаях судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель без заявления взыскателя возбуждает исполнительное производство, если исполнительный документ направлен для исполнения судом, другим органом или должностным лицом (ч. 5 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»). Например, в ч. 1 ст. 428 ГПК РФ закреплено положение, согласно которому исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Такое же правило содержится в ч. 1 ст. 130 ГПК, где предусмотрено: «По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю». Интересно, что ч. 3 ст. 319 АПК РФ содержит несколько иное правило: «Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом». Получается, что для направления исполнительного документа арбитражным судом в службу судебных приставов требуется ходатайство взыскателя, а для совершения того же действия судом общей юрисдикции достаточно просьбы взыскателя. Возникает вопрос, в какой форме взыскатель должен обратиться в суд общей юрисдикции о направлении в службу судебных приставов исполнительного листа или судебного приказа? В практическом пособии

«Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» высказано следующее мнение. Так как ГПК РФ не определил форму обращения взыскателя в суд, то он вправе обратиться с просьбой о направлении исполнительного документа в любой форме (письменно или устно) .

Во-вторых, без заявления взыскателя возбуждается исполнительное производство, если исполняется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; о взыскании расходов по совершению исполнительных действий; о взыскании штрафов, наложенных судебным приставом в ходе принудительного исполнения (ч. 6 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»). Первоначально эти исполнительные документы исполняются в рамках основного исполнительного производства. Если же требования, содержащиеся в основном исполнительном документе, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, фактически исполнены, то судебный пристав-исполнитель оканчивает это исполнительное производство. В отношении вышеперечисленных и неисполненных постановлений, вынесенных им в рамках уже оконченного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. Безусловно, в этом случае не требуется заявления для возбуждения исполнительного производства.

В-третьих, не требуется заявления взыскателя для возбуждения исполнительного производства, если необходимо совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он выносит постановление, в котором поручает соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить нужное исполнительное действие или применить меры принудительного исполнения. Постановление о выполнении поручения утверждает старший судебный пристав. Судебный пристав, которому передано для исполнения поручение, возбуждает исполнительное производство и в течение пятнадцати дней со дня его поступления в

подразделение судебных приставов должен его выполнить. Это последний случай, когда по закону не требуется заявление взыскателя для возбуждения исполнительного производства (ч. 6 ст. 33 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве заявление о возбуждении исполнительного производства подписывает взыскатель либо его представитель. При подписании заявления взыскателем никаких вопросов не возникает. Иное дело, если заявление подписывает представитель взыскателя. Позволю себе дословно воспроизвести первые два предложения ч. 2 ст. 30. «Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия». Безусловно, возникает вопрос, о каких именно полномочиях представителя идет речь в этом случае? Если исходить из буквального толкования, то, видимо, речь идет только о подписании заявления о возбуждении исполнительного производства, которое подается вместе с исполнительным документом в службу судебных приставов. Таким образом, можно сделать вывод, что право на подписание заявления о возбуждении исполнительного документа относится к специальным полномочиям представителя, которое обязательно указывается в доверенности, так как именно об этом говорится в ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве.

Согласно ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в доверенности, выданной стороной исполнительного производства представителю, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказ от взыскания по исполнительному документу;

6) заключение мирового соглашения.

Таким образом, шесть перечисленных полномочий представителя относятся к специальным полномочиям, так как именно они, как следует из ч. 3 ст. 57, должны быть специально оговорены в доверенности представителя.

При сравнении ч. 2 ст. 30 с ч. 3 ст. 57 выясняется, что в перечне специальных полномочий представителя не содержится такое полномочие, как право на подписание заявления о возбуждении исполнительного производства, несмотря на то, что об этом прямо указано в ч. 2 ст. 30. Полагаю, что в ч. 3 ст. 57 следовало закрепить право представителя на подписание заявления о возбуждении исполнительного производства.

Наступят ли неблагоприятные последствия для взыскателя, если представитель сам подпишет заявление о возбуждении исполнительного производства без указания на это в доверенности, ссылаясь на то, что ч. 3 ст. 57 данное полномочие представителя не относит к специальным? В ч. 1 ст. 31 закона об исполнительном производстве предусмотрены основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства. При этом среди оснований, по которым отказывает судебный пристав в возбуждении исполнительного производства не указано такое, как заявление подписано представителем без указания на это в доверенности. Полагаю, что если заявление подписано представителем взыскателя, а об этом полномочии не указано в доверенности, как того требует ч. 2 ст. 30 закона, то следует считать, что заявление не подписано. Согласно п. 1

ч. 1 ст. 31 закона судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем.

Исполнительный документ в службу судебных приставов может быть предъявлен представителем взыскателя. В этом случае к исполнительному документу и заявлению о возбуждении исполнительного документа представитель должен приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на предъявление исполни-

тельного документа к принудительному исполнению.

По общему правилу представитель стороны исполнительного производства вправе совершать от имени взыскателя или должника действия, связанные с исполнительным производством. Вместе с тем на основании п. 1 ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» предъявление исполнительного документа к взысканию относится к специальным полномочиям представителя и должно быть обязательно оговорено в доверенности.

Как следует поступить судебному приставу-исполнителю, если в доверенности, выданной взыскателем, не указано полномочие представителя на предъявление исполнительного документа? Может ли он в этом случае вынести постановление о возбуждении исполнительного производства? Видимо, нет. Судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, проверяет, надлежащим ли субъектом он предъявлен к исполнению. Представитель вправе предъявить исполнительный документ к принудительному исполнению при условии предъявления доверенности, в которой об этом полномочии специально указано. Если в доверенности представителя об этом не указано, то можно считать, что исполнительный документ предъявлен к принудительному исполнению ненадлежащим лицом.

Итак, мы выяснили, что для возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя в этом случае нет оснований. Но следует обратить внимание и на то, что у судебного пристава-исполнителя нет оснований и для отказа в возбуждении исполнительного производства.

По действующему законодательству об исполнительном производстве на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Отказ в возбуждении исполнительного производства - новый институт, который предусмотрен действующим Законом об исполнительном производстве. На основании прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» судебный при-

став-исполнитель своим постановлением возбуждал исполнительное производство или возвращал исполнительный документ. При этом прежний закон предусматривал два основания для возвращения исполнительного документа на стадии решения вопроса о возбуждении исполнительного производства. Первое основание: если нарушен срок предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, то судебный пристав возвращал исполнительный документ взыскателю, так как последний в случаях, прямо указанных в законе, вправе был поставить вопрос о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Второе основание для возвращения исполнительного документа: если исполнительный документ не соответствовал требованиям, которым он должен отвечать на основании закона. В этом случае постановление о возвращении исполнительного документа вместе с документом направлялось в суд или иной орган, выдавший документ для исправления выявленных недостатков.

В новом законе об исполнительном производстве законодатель отказался от института возвращения исполнительного документа, а вместо него предусмотрел отказ в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства закреплены в ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» и расширительному толкованию не подлежат. В зависимости от последствий, которые при этом наступают, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства можно разделить на две группы.

Основания первой группы дают взыскателю возможность повторно предъявить исполнительный документ в Федеральную службу судебных приставов после устранения обстоятельств, которые препятствовали возбуждению исполнительного производства. К ним относятся следующие основания.

1. Если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подле -жит возбуждению без заявления взыскателя. Как мы видим, по этому основанию судеб-

ный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен представителем взыскателя, в доверенности которого не указано это полномочие.

2. Если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, кроме тех случаев, когда взыскатель направляет документ в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта РФ, так как взыскатель не знает, какое подразделение судебных приставов будет заниматься принудительным исполнением. В этом случае главный судебный пристав субъекта РФ направляет исполнительный документ в соответствующее подразделение в пятидневный срок со дня его получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то - в день его получения.

3. Если истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению, и он не восстановлен судом. Здесь может быть два варианта. Первый вариант. Срок предъявления документа к исполнению истек, но взыскатель вправе обратиться в суд за восстановлением срока. Согласно ч. 1 ст. 23 закона об исполнительном производстве взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. Порядок восстановления срока предъявления исполнительного документа судом общей юрисдикции предусмотрен ст. 432 ГПК РФ, а арбитражным судом - ст. 322 АПК РФ. При восстановлении пропущенного срока предъявления документа к исполнению взыскатель вправе вновь предъявить исполнительный документ в службу судебных приставов.

Второй вариант. Взыскателем пропущен срок предъявления иного исполнительного документа, т. е. не исполнительного листа и не судебного приказа. Здесь действует следующее правило. Согласно ч. 2 ст. 23 закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов восстановлению не подлежат. В этом случае при отказе

в возбуждении исполнительного производства такой документ не может быть вновь предъявлен к принудительному исполнению.

4. Если документ не является исполнительным либо он не соответствует требованиям, которым документ должен отвечать в силу закона.

5. Если не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению.

Во всех вышеперечисленных случаях взыскатель вправе повторно предъявить в службу судебных приставов исполнительный документ, как только будут устранены обстоятельства, которые послужили основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Основания второй группы исключают возможность нового предъявления исполнительного документа взыскателем в подразделение судебных приставов. К ним относятся следующие основания.

1. Если по данному исполнительному документу исполнительное производство ранее было прекращено. По прекращенному исполнительному производству нельзя предъявлять исполнительный документ к принудительному исполнению. А в случае его предъявления судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства.

2. Если исполнительное производство ранее было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа или в связи с заменой штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования, а также в результате смерти должника-осужденного или объявления его умершим (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47, п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

2. Если исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Например, судебные приставы не исполняют исполнительные документы, в которых речь идет об обращении

взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Итак, как мы видим, вопрос о судьбе исполнительного документа, предъявленного представителем, если у него нет доверенности на предъявление исполнительного документа к исполнению, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не решен. С одной стороны, по действующему законодательству нет оснований для возбуждения исполнительного производства, так как право на предъявление представителем исполнительного документа в службу судебных приставов относится к специальным правам представителя и должно быть обязательно указано в доверенности. С другой стороны, как мы выяснили, нет и оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Исправить ситуацию можно с помощью внесения дополнения в п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». Так, п. 1 следует дополнить словами: «а также исполнительный документ предъявлен лицом, не имеющим таких полномочий». В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе будет вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, а также, если исполнительный документ предъявлен лицом, не имеющим таких полномочий.

2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 30. - Ст. 3591.

3. Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие / под ред. В.М. Жуйкова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 620.

Банки выдают кредитные средства с целью вернуть сумму с процентами. Если возврат не осуществляется добровольно, то в ход идут меры, направленные на принудительное взыскание. Сначала взыскателю нужно пройти судебную стадию и получить исполнительный документ, после чего можно переходить дальше. Если возбуждено исполнительное производство по кредиту, к должнику могут применяться различные способы, направленные на удовлетворение потребностей банка, в том числе арест счетов, опись имущества и списание заработной платы.

Начало исполнительного производства

Для возбуждения исполнительного производства необходимо наличие специального документа. Процедура реализуется по заявлению взыскателя, к которому прикладывается такой документ ( № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

  1. Не оплачивать долг.

Это приведёт к тому, что средства будут получены через использование методов принудительного взыскания, в том числе – опись и реализацию имущества.

Подведём итоги

Исполнительное производство – это комплекс мер, направленных на взыскание с должника его задолженности перед кредитором (и совершению иных действий, если они оговорены судебным актом).

Банк вправе требовать от ФССП использования различных методов воздействия на должника, в том числе описи его имущества, ареста счётов и объектов, их реализации и так далее.

Процедура регулируется действующим законодательством, в частности – № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При нарушении прав должника рекомендуется обратиться за соответствующей защитой.

Пристав займется исполнением судебного или иного акта после возбуждения производства. Для этого взыскатель должен подать заявление, представить исполнительный документ. Порядок возбуждения производства регламентирован ст. 30 Закона № 229-ФЗ. Подробнее о начальной стадии исполнительного дела расскажем ниже.

Как возбуждается исполнительное производство

По ст. 30 Закона № 229-ФЗ, производство возбуждается по заявлению взыскателя. В отдельных случаях приставы могут открыть дело без заявления взыскателя (например, если в ФССП направляется постановление по административному делу). Процедура возбуждения производства предусматривает следующие этапы:

  • взыскатель должен получить исполнительный документ в суде или ином органе;
  • заполняется заявление в адрес ФССП (о правилах его оформления расскажем ниже);
  • заявление и исполнительный документ направляется в подразделение ФССП по почте, через представителя, либо на личном приеме у пристава;
  • заявление и приложенные документы регистрируются под входящий номер, после чего передаются приставу (на это дается не более 3 дней с момента регистрации);
  • на принятие решения о возбуждении производства у пристава есть 3 рабочих дня;
  • если исполнительные документы позволяют возбудить дело, пристав издает постановление, направляет копию этого документа взыскателю и должнику.

Таким образом, исполнительное производство должно быть возбуждено не позднее 6 рабочих дней после регистрации заявления (не более 3 дней на передачу документов приставу + еще до 3 дней на вынесение постановления). Естественно, такие сроки действуют только в случае, если нет оснований для отказа в возбуждении производства.

Обратиться с заявлением о возбуждении производства можно в течение 3 лет после вступления исполнительного документа в силу. Этот срок может приостанавливаться, если документ был сразу направлен приставам, однако дело было прекращено без фактического исполнения.

При получении заявления от взыскателя приставы проверяют:

  • обязательные реквизиты исполнительного документа (номер и дату выдачи исполнительного листа, печать суда, подпись уполномоченного лица и т.д.);
  • сведения о взыскателе и должнике;
  • характер и размер требований, так как от этого зависит перечень исполнительных действий;
  • полномочия представителя.

При вынесении постановления о возбуждении дела, пристав должен предоставить должнику время для добровольного исполнения. Этот срок не может превышать 5 дней, отсчитывается со дня получения должником копии постановления. Даже в эти 5 дней пристав может наложить арест на имущество и счета должника, так как он относится к обеспечительным мерам. При отказе в возбуждении производства можно подать жалобу вышестоящему приставу, либо в суд.

Как заполнить заявление о возбуждении производства

Законом не предусмотрена единая форма заявления о возбуждении исполнительного производства. Помимо стандартных требований к оформлению документов, в заявлении можно сразу указать:

  • реквизиты счета, на который будут перечисляться взысканные деньги (пока таких данных у пристава нет, деньги будут лежать на депозите ФССП);
  • ходатайство о наложении ареста на активы должника, введении запретов и ограничений;
  • сведения о местонахождении должника и его имущества, места работы и иных данных, имеющих отношение к исполнительному производству.

Образец заявления в ФССП о возбуждении производства можно скачать на нашем сайте. Заявление можно заполнить дома, направить его по почте или вручить на приеме у приставов. Оформить документ можно и в подразделении ФССП.

Куда подавать заявление о возбуждение ИП

Если должником является физическое лицо, заявление подается в подразделение ФССП:

  • по месту постоянного проживания должника;
  • по месту его временного пребывания;
  • по адресу нахождения имущественных активов.

Если долг или иные требования предъявлены к юридическому лицу, документы подаются в отдел ФССП по адресу регистрации предприятия, местонахождению имущества. Выбрать надлежащий орган ФССП для подачи документов можно по справочнику на нашем сайте.

Если взыскатель не может точно определить, в какое подразделение нужно отправлять заявление и исполнительный лист, можно обратиться к Главному приставу ФССП по субъекту РФ. В этом случае документы будут направлены по нужному адресу не позднее 5 дней после их поступления .

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Как только заявление и исполнительный документ передаются приставу, он должен принять процессуальное решение - возбудить производство, либо вынести отказ. Основания для вынесения отказа должны соответствовать ст. 31 Закона №229-ФЗ:

  • если исполнительный лист поступил без заявления, либо оно не подписано;
  • если документы поданы в ненадлежащее подразделение ФССП (кроме случаев, когда заявление подается в адрес Главного пристава субъекта РФ);
  • если истек срок (3 года) на предъявление документа к исполнению, а заявитель не обращался за его восстановлением;
  • если документ уже подавался в ФССП, но дело было прекращено по основаниям, указанным в ст. ст. 43 и 103 Закона № 229-ФЗ (например, по факту смерти должника, после которого не осталось правопреемником или наследников);
  • если по тому же документу ранее было окончено производство;
  • если акт суда или иного ведомства, по которому был выдан исполнительный лист, не вступило в силу (например. если решение суда было обжаловано и дело возвращено на новое рассмотрение);
  • иные основания, перечисленные в ст. 31 Закона № 229-ФЗ.

Установив хотя бы одно из указанных обстоятельств, пристав обязан вынести постановление об отказе в возбуждении производства. Копия постановления направляется взыскателю не позднее следующего дня. Заявитель может оспорить постановление, либо устранить основания для отказа и повторно подать документы в ФССП.

Обжалование отказа в возбуждении ИП

Если заявитель не согласен с постановлением об отказе в возбуждении ИП, он может подать жалобу . Порядок обжалования предусмотрен главой 18 Закона № 229-ФЗ:

  • жалобу нужно подать не позднее 10 дней после вынесения постановления;
  • обратиться с жалобой можно в порядке подчиненности, т.е. через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в суд;
  • жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена не позднее 10 дней;
  • жалоба, поступившая в суд, рассматривается в течение 10 дней по правилам Закона № 229-ФЗ, ГПК РФ или АПК РФ.

Если доводы жалобы будут подтверждены, постановление об отказе отменяется. Пристав, вынесший отказ, будет обязан заново рассмотреть заявление в срок, не превышающий 10 дней.

Как эффективно следить за ходом дела

Направив заявление и исполнительный лист в ФССП, взыскатель может контролировать ход дела, обжаловать действия и бездействия приставов. Для этого нужно получить копию постановления о возбуждении дела, в котором будет указан номер. Контролировать ход дела можно следующими способами:

  • знакомиться с материалами дела, так как такое право предоставлено каждому участнику производства;
  • направлять в адрес ФССП письменные запросы о получении информации по исполнительным действиям;
  • проверять информацию по базе данных на сайте ФССП;
  • подавать жалобы на действия и бездействия приставов;
  • участвовать в исполнительных действиях;
  • подавать заявления и ходатайства (например, об объявлении розыска должника и его активов).

Основания для возбуждения производства

Процесс возбуждения исполнительного производства регламентируется ст. 30 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229).

По общему правилу основанием для возбуждения производства в ФССП являются поступившие приставу-исполнителю (в совокупности):

  1. Исполнительный лист, судебный приказ или другой исполнительный документ (далее также — ИД). Он принимается, если соответствует всем требованиям ст. 13 закона 229-ФЗ и не истек срок его предъявления.
  2. Заявление взыскателя (его представителя) с просьбой принять ИД на исполнение в ФССП.

Предъявление в ФССП исполнительного документа без заявления либо с неподписанным заявлением является основанием для отказа в возбуждении производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 закона № 229).

При этом закон № 229 предусматривает и случаи, когда производство можно возбуждать без заявления взыскателя (ч. 5 ст. 30):

  1. При поступлении ИД от выдавшего его органа. Например, суд по просьбе взыскателя может самостоятельно направить ИД приставам.
  2. При вынесении определенных постановлений в ходе принудительного исполнения. Речь может идти, например, о постановлении о взыскании исполнительского сбора — воля взыскателя по первоначальному производству здесь не требуется, так как сбор взыскивается в доход федерального бюджета.

В какой срок пристав обязан возбудить производство?

Закон устанавливает прежде всего сроки передачи ИД, поступивших в ФССП, на исполнение конкретному приставу:

  • 3 дня — по общему правилу;
  • в день поступления в ФССП — если документ подлежит немедленному исполнению (например, ИД об обеспечении иска, согласно ст. 142 ГПК РФ).

Время течения сроков в исполнительном производстве, исчисляемых в днях, не включает нерабочие дни (ч. 2 ст. 15 закона 229-ФЗ).

По общему правилу срок возбуждения исполнительного производства судебным приставом начинает исчисляться именно с момента поступления к нему ИД. Производство заводится по окончании 3 дней с этого момента.

В случае с ИД, подлежащими немедленному исполнению, пристав должен завести производство в течение суток. Однако срок в этом случае исчисляется не с момента поступления документа конкретно к нему, а с момента поступления в ФССП. Слишком долгое пребывание ИД у пристава и несвоевременное возбуждение производства может быть обжаловано взыскателем как незаконное бездействие.

Не знаете свои права?

Вынесение постановления

До того как возбудить производство, пристав должен совершить определенную последовательность действий, а именно проверить, нет ли оснований для отказа в его возбуждении, согласно ст. 31 закона № 229:

  • соответствует ли ИД требованиям закона;
  • предъявлен ли он надлежащим субъектом;
  • соблюдены ли правила территориальной компетенции и т. д.

По результатам проверки выносится соответствующее постановление. В любом случае оно должно соответствовать общим требованиям ст. 14 закона № 229, однако в постановлении о возбуждении производства пристав дополнительно (ч. 11, 14.1, 14.2, 18 ст. 30 закона № 229):

  • определяет срок для добровольного исполнения (понять, что это такое, поможет статья);
  • обязывает должника предъявить документы со сведениями об имеющемся у него имуществе;
  • предупреждает о возможности наложения на должника временных ограничений;
  • извещает об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (за исключением должников — физических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Повторное обращение взыскателя в ФССП становится возможным после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении ИП.

Как стороны уведомляются о начале исполнительных действий?

В соответствии с порядком возбуждения исполнительного производства судебный пристав направляет копию постановления всем заинтересованным лицам:

  • должнику;
  • взыскателю;
  • суду, другому органу (должностному лицу), от которого исходит ИД.

Сообщить указанным лицам о начале производства пристав обязан максимум в течение дня, следующего за днем вынесения постановления. Если в возбуждении производства было отказано, копия соответствующего постановления направляется взыскателю и субъекту, выдавшему ИД, в тот же срок.

Уведомление о начале исполнительного производства должно осуществляться в полном соответствии с гл. 4 закона № 229. В частности, должник уведомляется по месту жительства (нахождения), указанному в ИД.

При этом важно помнить, что только надлежащее извещение его о начале производства делает правомерным последующие меры принудительного исполнения. Не уведомленный должным образом должник вправе подать жалобу в порядке подчиненности или в суд. Суды находят такие нарушения существенными и признают бездействие приставов незаконным.

В завершение резюмируем сказанное выше. Итак, производство возбуждается приставами только при наличии ИД и заявления взыскателя. Заявление не нужно лишь в том случае, если исполнительный документ поступил от органа, его выдавшего. Длительность возбуждения производства для ИД, подлежащих исполнению немедленно, — до истечения 1 суток с момента поступления их в ФССП; для остальных процедура займет максимум 6 дней. Решение пристава о возбуждении производства или отказе в этом означает прекращение рассмотренной стадии производства, оформляемое соответствующим постановлением. Копию этого документа пристав обязан направить заинтересованным лицам в течение суток со дня, зафиксированного как дата его вынесения.

Как исполняют судебные решения и что нужно знать участникам процесса?

Исполнительное производство относится к завершающей стадии гражданского процесса, связанного с непосредственным исполнением решений судебных или иных госорганов.

Для этой цели задействуются должностные лица ФССП (Федеральной службы судебных приставов).

Любое судебное решение должник может исполнить в добровольном порядке, если этого не произошло, применяется принудительное исполнение

Для этого закон отводит конкретный промежуток времени. В определенных законом случаях исполнительное производство может быть прекращено, приостановлено или окончено.

Стадии исполнительного производства

Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.

Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:

  • возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.

Во время этой стадии решается вопрос принятия исполнительного документа к исполнению. Сначала анализируется возможность выполнения решения в добровольном порядке. После этого должностные лица начинают розыск должника и принадлежащего ему имущества, которое потом можно будет арестовать и наложить на него взыскание;

  • исполнение в принудительном порядке.

Приставы обращают взыскание на имущество и денежные средства должника. На основании принятого судебным органом акта гражданина обязывают совершить конкретные действия, например, погасить долги;

  • завершение исполнительных действий.

Во время этой стадии принимается решение о прекращении исполнительных действий, об их окончании или о возвращении взыскателю документов по делу.

Участие в исполнительном производстве судебных приставов

Даже если суд вынес вердикт в вашу пользу, ответчик не всегда соглашается сразу же его выполнить. В этой ситуации решение исполняется в принудительном порядке. Для этого на основании Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ была специально создана служба, в которую входят судебные приставы. Этим нормативно-правовым актом также установлен порядок исполнительного производства и определены сроки.

После того как исполнительный документ вместе с поданным заинтересованной стороной ходатайством об исполнении решения суда направлен в исполнительную службу, в течение трех рабочих дней он передается конкретному приставу. Получив документы, в трехдневный срок это должностное лицо обязано возбудить производство. Оно длится в течение двух месяцев.

Обратите внимание!

Эти два месяца даны приставу для осуществления предусмотренных законом действий, направленных на исполнение требований взыскателя.

Но в некоторых случаях закон предусматривает исключения из этих правил. Ранее двухмесячного срока судебное решение исполняется, если:

  • срок исполнения указан непосредственно в самом документе;
  • один из судебных приставов поручил исполнение отдельных действий другому. В такой ситуации решение суда исполняется в течение 15 дней после того, как поручение поступило в другое подразделение;
  • сотрудник был восстановлен на прежнем рабочем месте после незаконного увольнения. В этом случае судебный вердикт исполняется в первый рабочий день после поступления документа в службу судебных приставов;
  • нужно предпринять действия по обеспечению иска. В этом случае решение исполняется в день поступления бумаг в подразделение.

После вступления судебного вердикта в законную силу пристав получает исполнительный документ. Затем он обязательно выясняет, имеются ли основания для возбуждения производства. После этого он выносит соответствующее решение. Если таких оснований нет, в возбуждении отказывают.

Обратите внимание!

До того момента, пока исполнительное производство не было возбуждено, никаких мер принуждения совершено быть не может. Такие действия существенно ограничивают и ущемляют имущественные права любого физического или юридического лица.

Заинтересованное лицо в своем заявлении может указать просьбу о наложении ареста на имущество должника

Это делается в двух целях:

  • чтобы можно было впоследствии добиться исполнения содержащихся в исполнительном листе требований о взысканиях имущественного характера;
  • для установления возможных ограничений.

В таком случае должник не сможет продать недвижимость или вещь, а также переписать их на другое лицо.

Основания для отказа

Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:

  • документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
  • ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
  • исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
  • производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
  • срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
  • поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
  • судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
  • поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.
Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы

Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.

Место принудительного исполнения судебного решения

К мерам принудительного исполнения относят:

  • обращение взыскания на имущество, деньги и ценные бумаги;
  • арест имущества;
  • изъятие имущества;
  • принудительное выселение и т.д.

Если пристав не знает, где конкретно находится должник и его собственность, он осуществляет перечисленные выше действия по последнему известному месту пребывания или постоянного проживания гражданина.

Если судебный вердикт был вынесен в отношении юридического лица, принудительные меры взыскания совершаются по его юридическому адресу или по основному месту нахождения движимого и недвижимого имущества компании.

Если законом не установлена обязанность по незамедлительному исполнению судебного решения, исполнительный документ должен быть выдан на руки взыскателю после вступления вердикта суда в законную силу. Это делается на основании письменного ходатайства.

Обратите внимание!

Предъявление исполнительного документа к взысканию является не обязанностью, а правом заинтересованной стороны. Поэтому никто не может заставить взыскателя направить в судебный орган свои требования по исполнению решения и возбуждению производства.

Обязательным условием в этом случае будет подписание заявления о возбуждении производства непосредственно самим заинтересованным лицом. Образец заявления можно найти на сайте ФССП. Если взыскатель сам не может сделать этого, он вправе выдать нотариально заверенную доверенность на право предъявления исполнительного документа и приложить ее к своему ходатайству.

Если взыскателем является компания, от ее имени ходатайство может подписать руководитель или представитель, действующий на основании доверенности.


Прекращение исполнительного производства

Оно может быть прекращено при наличии ряда оснований, указанных в ст. 43 Закона № 229-ФЗ:

  • смерть взыскателя или должника, признание этих лиц умершими или безвестно отсутствующими. Этот вариант возможен, если требования или обязанности по исполнению решения не могут перейти к правопреемнику или не могут быть исполнены назначенным органом опеки и попечительства доверительным управляющим;
  • утрата возможности исполнить требования взыскателя;
  • отказ кредитора от получения вещи, которую изъяли у должника;
  • решение суда о прекращении исполнения документа;
  • отмена судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  • мировое соглашение сторон;
  • прекращении алиментных обязательств и т.д.

Если, к примеру, взыскатель отказывается от своих требований, касающихся выплаты алиментов, и это не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка, исполнительное производство может быть прекращено.

Если производство было прекращено, возобновить его по желанию взыскателя будет невозможно

Исключением может быть отмена решения о прекращении в судебном порядке в случае явного нарушения судебным исполнителем или судом материальных и процессуальных норм.

Прекращение исполнения судебным исполнителем

Закон предоставляет право судебному приставу принимать решение о прекращения исполнительного производства. В большинстве случаев оно будет дублировать определение судебного органа.

Пристав прекращает исполнение вердикта в случаях, если суд:

  • вынес решение о прекращении производства и направил его должностному лицу;
  • принял письменный отказ взыскателя от долговых обязательств;
  • утвердил заключенное между сторонами спора мировое соглашение;
  • отменил или признал недействительным исполнительный документ, который стал основанием для возбуждения производства;
  • отменил судебный акт, который стал основанием для выдачи исполнительного документа.

Обратите внимание!

Судебный пристав обязан рассмотреть ходатайство в десятидневный срок с момента его поступления. После этого он должен вынести постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в такой просьбе.

Правовые последствия прекращения

В соответствии со ст. 44 Закона № 229-ФЗ после прекращения исполнительного производства на основании решения судебного органа или постановления судебного исполнителя:

  • дело не может быть возобновлено;
  • все назначенные меры по исполнению отменяются;
  • первоначально выданный документ нельзя будет повторно предъявить к исполнению, т.к. он остается в материалах прекращенного производства;
  • пристав возбуждает новое производство в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий.
Если в процессе исполнения судебного вердикта образовались долги по уплате исполнительского сбора или штрафов, которые были наложены приставом, после прекращения производства они не списываются — по ним возбуждается отдельное исполнительное производство

Окончание исполнительного производства

Оно считается оконченным на основании исчерпывающих обстоятельств, предусмотренных ст. 47 Закона № 229-ФЗ. К ним относится:

  • фактическое исполнение указанных требований, в том числе за счет одного или нескольких должников, которые солидарно отвечали по взятым на себя обязательствам;
  • возврат исполнительного документа заинтересованному лицу;
  • возвращение листа по требованию судебного или иного органа, его выдавшего;
  • признание компании-должника банкротом, после чего исполнительный документ направляется арбитражному управляющему;
  • полная ликвидация компании-должника, после которой лист направляется в ликвидационную комиссию;
  • направление копии документа в компанию, в которой работает должник, где потом будет удерживаться задолженность;
  • истечение срока давности исполнения судебного вердикта, независимо от того, были ли требования фактически исполнены.

После окончания производства копия соответствующего постановления пристава не позднее следующего дня после вынесения такого решения должна быть направлена всем заинтересованным лицам. А именно:

  • обеим сторонам, участвующим в деле;
  • в суд или иной орган, который выдал документ;
  • в организацию, занимающуюся розыском должника, его имущества или ребенка;
  • в банк или иную организацию непосредственно исполняющую взыскание или устанавливающую ограничения в отношении должника и его движимого и недвижимого имущества.

Постановление об окончании исполнительного производства вправе отменить старший судебный пристав. Он может сделать это на основании заявления взыскателя или по своей инициативе, если нужно повторно совершить исполнительные действия и применить в отношении должника меры принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Любое постановление пристава, а также его незаконные действия или бездействие каждая заинтересованная сторона или лица, чьи права этим документом были нарушены, вправе обжаловать в вышестоящем органе ФССП или в судебном порядке.

Как узнать номер исполнительного производства?

Нередко происходят ситуации, когда граждан причисляют к должникам без их ведома. В таком случае наличие исполнительного производства может стать неприятным сюрпризом. Человека могут не выпустить за границу, не выдать кредит в банке или приостановить действие водительских прав.

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, лучше проверить официальную информацию в базе исполнительных производств в онлайн-режиме

Сделать это можно, в том числе, в случае наличия у вас планов по заключению договора с какой-либо компанией, которая будет оказывать вам услугу. Если в отношении этой компании было открыто исполнительное производство, это повысит ваши риски в случае дальнейшего сотрудничества с ней. Поэтому мы рекомендуем заранее навести об организации справки.
Получить такую информацию достаточно просто. Нужно зайти на сайт ФССП и найти в режиме поиска данные по исполнительному производству:

  • в отношении должников-физических лиц;
  • в отношении должников-юридических лиц;
  • на основании номера исполнительного производства.

В поле поиска следует внести свою фамилию и полные инициалы, а также точную дату рождения. Желательно также ввести данные по региону, где могло быть возбуждено исполнительное производство. Если точно известен , то его нужно ввести в специальном поле.

Если вы ищете данные по организации, вбейте регион, название юрлиц и его адрес.

Поисковой сервис ФССП полностью бесплатен и не требует прохождения регистрации на сайте

При наличии задолженности в новом окне появится информация об имеющихся обязательствах. Вы можете ознакомиться с реквизитами исполнительного листа, видом задолженности, ее общей суммой и информацией об Управлении ФССП (адрес, телефон).
Если после этого вы все равно сомневаетесь в наличии долга, следует попасть на прием в орган ФССП, выяснив все на месте. Если же задолженность на самом деле есть, необходимо взять платежные реквизиты и как можно скорее ее погасить.

Помните, что уже при долге свыше 10 тыс. руб. вас могут ограничить в праве управления автомобилем.

Резюме

Любое исполнительное производство включает в себя несколько стадий, которые обязательно должны быть соблюдены сотрудниками службы судебных приставов. Прекращение, приостановка или окончание этой процедуры должны быть обоснованными и не противоречить нормам закона. Любые неправильные действия судебного пристава-исполнителя можно и нужно оспаривать в вышестоящей инстанции или в суде. Это особенно актуально, если вы случайно оказались в списках должников и узнали об этом после посещения сайта ФССП.

Сделать все правильно помогут юристы нашей компании. В результате вы сможете доказать свою невиновность или своевременно взыскать долги с физического или юридического лица. Запишитесь на консультацию по телефону или оставьте свой вопрос в форме на нашем сайте.