Выводы по статье 20 фз 196 обдд. Организация безопасного дорожного движение на предприятии

Нормативные требования по обеспечению безопасности
дорожного движения при организации перевозки пассажиров.
Особенности перевозки детей

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:

При изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей (статья 15);

При эксплуатации транспортных средств (статья 16);

При техническом обслуживании и ремонте транспортных средств (статья 18);

При осуществлении юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статья 20).

Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации.

Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.

Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

Организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

Соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

Создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

Организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

Обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

Обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), определяет основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров:

Закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации;

Регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;

Назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;

Проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;

Ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований по обеспечению безопасности дорожного движения при организации пассажиров, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;

Оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

Обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.

К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

Прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;

Организация стажировки водителей;

Организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;

Проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

Регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;

Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

Регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;

Организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок:

К основным требованиям по обеспечению содержания автобусов в технически исправном состоянии относятся:

Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра;

Владельцы автобусов обязаны обеспечить техническое обслуживание (ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное (СО) и ремонт автобусов в порядке и сроки, определяемые нормативными документами.

К основным требованиям по обеспечению безопасных условий перевозки пассажиров при организации перевозочного процесса относятся:

Владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;

Владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения: - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;

Владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности);

Владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных и погодно-климатических условий, устанавливать графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости;

Владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

При организации перевозки детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:

К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.

Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.

Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.

Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.

Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.

При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов ГИБДД и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Школьные перевозки по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, предоставляемой заказчиком.

Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) предусматривает возможность организации перевозки детей в образовательные учреждения по следующим видам автобусных перевозок:

Регулярные перевозки общего пользования;

Регулярные перевозки специального назначения (школьные перевозки),

А при организации туристско-экскурсионных перевозок - разовые перевозки туристско-экскурсионного назначения.

ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок детей (для регулярных перевозок специального назначения (школьные перевозки).

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утвержденное приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27), предусматривает, что организации, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм по обеспечению безопасности дорожного движения на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

Какие же предъявляет законодатель к организациям эксплуатирующим транспорт в служебных целях? Конечно самый основной закон — это Федеральный закон ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения». В этом законе очень полно раскрывается сама суть понятий безопасности дорожного движения, принципы и цели. Но кроме этого требования (ФЗ-196) есть и другие требования по безопасности дорожного движения . В целом они имеют форму Федеральных законов, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации, нормативных правовых актов других, ГОСТЫ. Весь перечень нормативной базы вы можете посмотреть . Кратко об основных…

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Федеральные законы имеют наивысший правовой вес. На основании этих законов могут быть разработаны и изданы другие нормативно-правовые документы, но никоим образом они не могут противоречить с Федеральными законами. Если есть какое-то противоречие, то это прямой путь к судебному разбирательству. Все понятия, фабулы, термины и смысл может и должен трактоваться только так как заложил законодатель и иного понимания и формирования требования «на свой лад» быть не может. Кроме ФЗ-196 есть еще ряд Федеральных законов, которые предъявляют свои требования по безопасности дорожного движения :

  • Федеральный закон от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 30.12.2001 г. №195-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

ТРЕБОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Постановления Правительства РФ в области безопасности дорожного движения могут быть изданы на основе Федеральных законов или иметь самостоятельный характер, но никоим образом им противоречить не могут. Требования постановлений в области безопасности дорожного движения обязательны к исполнению. Вот основные из них:

  • Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 г. № 637;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112;
  • Правила дорожного движения Российской Федерации, утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090;
  • Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090;
  • Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090;
  • Правила учета ДТП, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. №647.

ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ТРАНПОРТА И ДРУГИХ ВЕДОМСТВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Здесь отметим, что требования по безопасности дорожного движения формализованные в виде Нормативных актов Министерства транспорта очень сильно переплетаются с нормативными документами других областей, например, Трудового законодательства, охраны труда и здравоохранения. Перечень достаточно большой, выкладывать весь не будем, чтобы вас не пугать.

ВЫВОД:
  • Требования по безопасности дорожного движения формализованы в виде законов, постановлений, нормативных актов и имеют иерархическую структуру. Разобраться не подготовленному специалисту достаточно сложно. Причем нормативные документы перешли к нам с Советских времен и многие из них не имеют юридической силы, так как не были опубликованы. Но если нет подобного в Российском законодательстве и они не противоречат ФЗ-196 «О БДД», то суды могут принять их во внимание (есть судебная практика). Если есть желание разобраться, то мы поможем.
1. Юpидические лица и индивидуальные пpедпpиниматели, осуществляющие на теppитоpии Pоссийской Федеpации деятельность, связанную с эксплуатацией тpанспоpтных сpедств, обязаны:

Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (абзац введен Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 65-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 17, ст. 2032);

Оpганизовывать pаботу водителей в соответствии с тpебованиями, обеспечивающими безопасность доpожного движения;

Соблюдать установленный законодательством Pоссийской Федеpации pежим тpуда и отдыха водителей;

Создавать условия для повышения квалификации водителей и дpугих pаботников автомобильного и наземного гоpодского электpического тpанспоpта, обеспечивающих безопасность доpожного движения;

Анализиpовать и устpанять пpичины доpожно-тpанспоpтных пpоисшествий и наpушений пpавил доpожного движения с участием пpинадлежащих им тpанспоpтных сpедств;

Организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7002);

Обеспечивать соответствие технического состояния тpанспоpтных сpедств тpебованиям безопасности доpожного движения и не допускать тpанспоpтные сpедства к эксплуатации пpи наличии у них неиспpавностей, угpожающих безопасности доpожного движения;

Обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (абзац введен Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1721);

Оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 25, ст. 3268).

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

Допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;

В какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

(Пункт 2 в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2319)

3. Юpидические лица, осуществляющие пеpевозки автомобильным и наземным гоpодским электpическим тpанспоpтом, с учетом особенностей пеpевозок и в пpеделах действующего законодательства Pоссийской Федеpации о безопасности доpожного движения могут устанавливать специальные пpавила и пpедъявлять к водителям тpанспоpтных сpедств дополнительные тpебования для обеспечения безопасности доpожного движения.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

Обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

Обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;

Обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

Организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7002).

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

(Пункт 4 введен Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 31, ст. 4320)

Назначаем ответственного за безопасность дорожного движения

Во многих организациях используются транспортные средства для работы или перевозки сотрудников. Использование автомобилей непременно связано с ДТП, которые приводят к травмам и несчастным случаям с работниками. Чтобы этого избежать, нужно обеспечить безопасность дорожного движения в организации.

Для предупреждения ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения . Необходимость создания службы зависит от количества водителей в организации – если их меньше 50, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения . Таким ответственным, как правило, назначают директора, главного инженера или заместителя руководителя. В должностной инструкции назначенного сотрудника должны быть прописаны функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

Помимо обучения по безопасности дорожного движения, водители, участвующие в перевозке пассажиров, должны проходить стажировку. Ее проводят для вновь принятых сотрудников, тех, у кого был перерыв в работе более 12 месяцев, а также для водителей, переведенных на новые маршрут или транспортное средство. Только после успешной стажировки водителя можно допускать к самостоятельной работе.

Ответственное лицо, наряду с другими сотрудниками, связанными с обеспечением безопасного дорожного движения на предприятии, должны пройти аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора (далее – УГАДН). Аттестации подлежат следующие работники предприятия:

  • руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники:
    – службы эксплуатации;
    – отделов: безопасности дорожного движения, технического контроля, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
    – колонн, маршрутов;
  • специалисты – диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

После аттестации работникам выдают соответствующие удостоверения, действующие пять лет.

Кроме того, специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России» с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии

Служба безопасности дорожного движения (или ответственный работник) на предприятии должна выполнять следующие функции:

  • разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств организации;
  • контролировать деятельность других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств;
  • учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения;
  • следить, чтобы на линию выпускались только исправные и полностью укомплектованные транспортные средства, а также принимать их обратно с проверкой техсостояния и своевременности возвращения;
  • допускать к управлению транспортными средствами обученных, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших стажировку водителей;
  • контролировать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей.

Если в штате предприятия больше 50 водителей, придется выделить специальное помещение под учебный класс по безопасности дорожного движения. В нем будут проводиться занятия по профилактике ДТП и повышению профессиональных знаний водительского состава. При небольшом количестве водителей достаточно организовать уголок по безопасности дорожного движения.

Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии

Чтобы повысить эффективность работы ответственного за безопасность дорожного движения, на предприятии нужно вести определенные документы. Ниже приведен перечень, из которого можно выбрать документы для конкретного предприятия, исходя из вида и сложности перевозки пассажиров и грузов, а также эксплуатируемого транспорта.

Таблица. Перечень документов по безопасности дорожного движения для предприятия, эксплуатирующего транспорт

Наименование документа Чем установлен
Приказ о введении должности специалиста по безопасности дорожного движения – Пункт 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ);
– пункт 8.2 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7
Приказ о создании службы безопасности дорожного движения
Приказ о создании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Статья 20 Закона № 196-ФЗ
Приказ о назначении лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию Пункт 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28) (далее – Межотраслевые правила на автотранспорте)
Приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний водителей
Должностная инструкция ответственного по безопасности дорожного движения
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организации Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ
Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств – Пункт 4 ст. 20, ст. 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее – Методические рекомендации по медосмотрам)
Журнал предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей организации – Статья 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации по медосмотрам
Журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств
– Пункт 28 Межотраслевых правил на автотранспорте
Журнал учета дорожно-транспортных происшествий – Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
Журнал учета нарушений правил дорожного движения – Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Журнал учета движения путевых листов Пункт 2.3.1.7 Постановления Госкомстата России от 20 ноября 1997 г. № 78
Журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом»
Программа повышения профессионального мастерства водителей организации – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Учебно-тематический план повышения профессионального мастерства водителей организации – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Протоколы проверки профессиональных знаний водителей организации – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
План мероприятий по безопасности дорожного движения и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– Пункт 6 Межотраслевых правил на автотранспорте;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-08 «Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия»
Графики линейного контроля дисциплины водителей, технического состояния подвижного состава на линии и условий движения на маршрутах РД-200-РСФСР-12-0071-86-02 «Основные функции предприятий и организаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий»
Документация о результатах проверок служб, должностных лиц предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службе безопасности движения Минавтотранса РСФСР»
Стажировочные листы водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Документация о проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 «Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»
Отчеты о дорожно-транспортных происшествиях РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Документация по проведению проверок исполнения мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе Пункт 5 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по учету и анализу результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей Пункт 14 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по учету сведений о лицах, проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения Пункт 23 Межотраслевых правил на автотранспорте
Проект организации дорожного движения по маршруту или участку маршрута для крупногабаритных транспортных средств Пункт 56 Межотраслевых правил на автотранспорте
Расписание (график) движения по маршруту регулярных перевозок пассажиров
Схема маршрута регулярных перевозок пассажиров с указанием опасных участков Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по согласованию автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров, проходящего через нерегулируемый железнодорожный переезд, с владельцем данного переезда Пункт 63 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация об уведомлении организаций, осуществляющих эксплуатацию зимников, переправ, по которым предполагается осуществить перевозку пассажиров и грузов Пункт 73 Межотраслевых правил на автотранспорте

Ремарка: Безопасности дорожного движения – это понятие, которое должно пониматься и выполняться всеми людьми, без исключения, основываясь не на страхе перед наказанием, а на осознанном понимании ответственности за жизнь и здоровье, как самого себя, так и окружающих…

Что означает дорожная безопасность?

Безопасность дорожного движения – огромный комплекс мероприятий, который, в итоге, обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения. А мы с вами, все без исключения имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы. В какой-то момент в разных ипостасях, но все и всегда.

Законодательство трактует безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от ДТП (дорожно-транспортных происшествий) и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие классифицируется как событие, возникшее во время процесса движения по дороге любого транспортного средства, либо при его участии, во время которого произошла смерть или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений или причинён какой-либо материальный ущерб собственности.

Разновидности нанесения ущерба при ДТП: смерть, травмы (ранения), смерть вследствие травм, материальный ущерб, причинённый любому имуществу любой формы собственности.


Меры обеспечения безопасности дорожного движения

Основы безопасности дорожного движения предусматривают различные мероприятия по обеспечению дорожной безопасности. По степени влияния на безопасность движения, и предотвращения ДТП, эти меры подразделяются на активные и пассивные.

Активные меры обеспечения безопасности движения:

  • Грамотное, с учетом всех особенностей, проектирование и расположение всех, без исключения, объектов дорожной сети.
  • Изучение и своевременное предотвращение влияния конструкции дороги на вероятность ДТП.
  • Постоянное совершенствование организации, как самого дорожного движения, так и Правил дорожного движения, как основного регламентирующего документа.
  • Постоянный контроль соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками.
  • Постоянный контроль технического состояния транспортных средств (ТО) и оборудования, которое отвечает за организацию дорожного движения (знаки дорожного движения, светофоры и т.д.)

Пассивные меры обеспечения безопасности дорожного движения:

  • Совершенствование оборудования для безопасности транспортных средств: конструктивно – усиление жесткости кузова, обустройство салонов средствами активно-пассивной безопасности – ремни, подушки безопасности и т.д.
  • Проектирование и усовершенствование приспособлений в дорожной системе для безопасности пешеходов.

Правила дорожного движения – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, соблюдение Правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия.

Контроль соблюдения ПДД возлагается на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Но никакой контроль не поможет, если только вы сами не будете заинтересованы в своей безопасности, и безопасности окружающих вас людей.

Удачи вам, любители своего автомобиля.