Законодательству об окружающей среде относится. Экологическое право рф

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Социальная обусловленность экологического права

(кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)

О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати. Задача серьезного наблюдателя, зрителя, исследователя, слушателя - внимательно разобраться в основных явлениях и терминах, относящихся к теме, вынести собственные суждения, сделать выводы.

Кризисное состояние окружающей среды

Многие века потребление природных ресурсов казалось безбрежным и неограниченным: человек боролся с природой, пытался подчинить ее себе, не ждал от нее милостей. Постепенно она начала ему мстить: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы; сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды; рост автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу необходимого количества кислорода; химизация и интенсификация сельского хозяйства привели к наличию вредных веществ в продуктах питания.

В наиболее развитых в промышленном отношении странах давно бьют тревогу по поводу надвигающегося (по мнению оптимистов) или уже состоявшегося (по оценкам пессимистов) экологического кризиса, причем не только в масштабе одной или нескольких стран, но и в масштабе всей планеты Земля. Основания для подобного вывода имеются: налицо исчерпаемость полезных ископаемых, которых с учетом разведанных данных хватит лишь на обозримое будущее в пределах 100-150 лет (отсюда вытекает необходимость поиска новых источников энергии; с этим же связан достаточно болезненный, надвигающийся новый передел мира - раздел добываемой из недр земли нефтяной и газовой продукции).

Если к этому добавить повсеместно наблюдаемое загрязнение Мирового океана, уничтожение южноамериканской сельвы - легких планеты, утоньшение и прорыв озонового слоя Земли, еженедельное исчезновение одного или нескольких видов живых существ (навсегда!), то станет понятно, что тревоги по поводу сохранения биологического разнообразия Земли, условий выживания человека не являются беспочвенными и требуют пересмотра отношений человека и природы, организации взаимодействия общества и окружающей природной среды.

Современные экологические проблемы «докатились» и до нас, хотя вследствие громадности территории и некоторой зашоренности мышления они пришли к нам несколько позднее, но тем скорее и компетентнее, с учетом международного опыта, надо их решать. Согласно ежегодным государственным докладам «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации», составляемым и публикуемым с 1992 г., в состоянии, близком к экологическому бедствию, находится почти 10% территории нашей страны. Основные причины этого видятся в интенсивном длительном развитии народнохозяйственного комплекса, игнорировании основных выработанных мировой практикой законов экономического развития, приоритетности тяжелой и военной промышленности.

Ощутимыми проявлениями наших экологических трудностей становятся загазованность атмосферного воздуха в крупных городах, уменьшение плодородия почв, и в первую очередь российских черноземов, недопустимое загрязнение среды в местах производства, складирования и уничтожения химического оружия и других отравляющих веществ, обезвоживание, а кое-где и подтопление земель, провалы поверхности в местах активной добычи минеральных ресурсов. Возникшие перед человечеством, конкретными странами, каждым поселением проблемы обусловили возникновение новой науки и учебной дисциплины под названием «Экология».

Что такое экология

Термин «экология» возник в конце XIX в. и происходит от греческих слов oikos - дом, жилище, место обитания и logos - наука. Буквально можно понимать под экологией науку о месте обитания. Первоначально экология была разделом биологической науки, наукой об отношениях живых организмов и окружающей среды, о связи между организмами и средой их обитания.

Постепенно, по мере возникновения и драматизации проблем отношений общества и природы, осознания обществом их места в системе знаний, центральное место стал занимать наиболее мыслящий и активный представитель живого мира - человек. Возникла промышленная экология (о воздействии промышленности на природу), социальная экология (о взаимодействии общества и природы), экология человека (биосфера человечества, человеческая особь, ее здоровье), космическая экология (о системах поддержания жизнедеятельности в летательных космических аппаратах) и т. д.

После многочисленных дискуссий и преодоления некоторых неясностей пришлось прийти к выводу о необходимости изучения закономерностей обеспечения природных условий жизни человека, анализа и обобщения, имеющихся здесь опыта и трудностей, установления обязательного минимума знаний для каждого россиянина. В учебных заведениях различного профиля под разными углами зрения изучаются различные, в том числе упомянутые выше, аспекты экологии. Во всех без исключения высших учебных заведениях России введен с середины 90-х гг. обязательный стандарт и курс «Экология»; в юридических и сельскохозяйственных вузах не один десяток лет преподается учебная дисциплина «Экологическое право».

Уместно здесь отметить некоторую условность этого термина, рядом с которым можно порой обнаруживать такие узловые термины, как «природа», «окружающая среда», «природная среда» и др. Более полному и четкому их разграничению отводится достойное место в научной литературе - и это немаловажно, так как уяснение и единообразное понимание терминов является началом единомыслия оппонентов и подхода к решению проблемы.

Здесь же отметим и подчеркнем, выделим главное, заключающееся в том, что при изучении экологии и соответствующей отрасли права всегда подразумевается окружающая природная среда, в которую не входит промышленная среда, криминогенная среда, социальная среда. То есть, изучая экологию, мы имеем в виду лишь природную сторону места обитания, лишь природную характеристику окружающей среды. При этом изучаются воздействие промышленности на нее - антропогенное воздействие, закономерности обеспечения экологического правопорядка и предупреждения экологических преступлений, социальная направленность охраны окружающей (и только природной!) среды.

Наши возможности

О природных катаклизмах и экологическом кризисе (грозящем либо наступившем) говорится достаточно много на международных и национальных форумах, в средствах массовой информации. Не будем впадать в крайности: по-видимому, экологического конца света можно избежать, но не без принятия срочных и решительных мер; если их не форсировать, то уже нашему и следующим поколениям придется туго. Надо решить, что мы можем и должны делать, чтобы остаться царями природы либо работниками в ее мастерской.

Основное направление решения экологических проблем лежит в сфере экономики, и именно поэтому сочетание экономики и экологии является одним из основных принципов охраны среды. Организация экономических механизмов, внедрение рыночных отношений, взвешенное распространение их на природные ресурсы не могут не иметь социальной направленности, поскольку охрана среды осуществляется, прежде всего, для поддержания социума, благосостояния людей.

Не меньшая роль принадлежит праву: оно может тормозить либо подталкивать общественные отношения, быть их стимулятором либо обременителем. Социальная обусловленность права не вызывает сомнений, однако оно всегда носит волевой характер, но обусловливается уровнем развития науки и техники, степенью и состоянием достижений и провалов научно-технического прогресса, обузданием его негативных сторон. Поэтому право не может быть всесильным, его возможности должны осознаваться и использоваться по назначению, не во вред обществу.

Многое зависит от экологических позиций граждан, как изучающих, так и не знающих экологию, экологическое право. Формирование глобального мироощущения, увязка планетарных проблем с местными позволяют понять место человека в окружающей среде, порождает желание участвовать в исправлении трагической экологической ситуации, в спасении земной цивилизации и собственного дома.

Мы можем научиться распознавать экологические риски и угрозы, предотвращать их, нейтрализовать, предвидеть. Цель учебной дисциплины «Экологическое право» заключается в том, чтобы перевести философию выживания на язык правового поведения, уяснить законодательные предписания, проконтролировать их осуществление, принять посильное участие в функционировании природоохранного механизма.

Познав законы природы, совместив их с законодательством, выполняя задачу «не навредить», соблюдая свои обязанности - общечеловеческие и возложенные национальным правом, человек может многое, но не может остановить прогресс: не может перестать распахивать и использовать сельскохозяйственные угодья, производить продукты питания, обогревать и освещать свое жилище, интересоваться другими странами и мирами.

Стоящая перед Россией цель построения правового демократического социального государства предполагает обеспечение ее гражданам природных условий жизни, труда, отдыха, предпринимательства. С этих позиций правовая экология нужна всем независимо от возраста, социального положения, места проживания и рода занятий: она всеобща, является актуальной для всех, требует не столько эмоций и гнева, сколько компетентности и конкретных знаний, приложения их на практике, социального действия и оптимизма.

автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

§ 3. Метод экологического права (экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Охрана окружающей природной среды, как недавно говорили охрана природы, необходима каждому государству. Природная среда — это те экосистемы, в которых живут граждане той или иной страны, и они
в первую очередь заинтересованы в чистом воздухе и воде, в неядовитых продуктах питания. Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе. Среду необходимо защищать и от посягательств извне, дабы чужеземцы не захватили природные богатства, исторически (по праву жительства) принадлежащие конкретному народу. Все это так, и, однако, во всех этих рассуждениях имеется множество противоречий.

Вводная глава Что такое экология?
Глава I Факторы и ресурсы среды
Глава II Экология особи (аутэкология)
Глава III Основы учения о популяции
Глава IV Биоценозы, экосистемы, биосфера
Глава V Экосистемы урбанизированных ландшафтов
Глава VI Биоценотические закономерности эволюции городов
Глава VII Законы экологии и деятельности человека
Глава VIII Природоохранное законодательство России
Приложение

Мы уже знаем, что человек не противопоставлен своей среде обитания, он часть ее. Она не нуждается в особой защите, потому что основные компоненты круговорота веществ «обслуживаются» не человеком
и отнюдь не высшими организмами, а необозримым множеством самых примитивных организмов, пределы толерантности и приспособляемости которых необычайно велики. Так что охрана окружающей среды сводится всегда к регламентации средопреобразующей деятельности человека, причем о гражданах здесь говорить не приходится, они не в состоянии уничтожить собственное местообитание. Его уничтожают общественные структуры, чаще всего не внемлющие призывам граждан. Поэтому нельзя говорить, что среда передана во владение какому-то народу и является его достоянием. Свое достояние можно ведь и прокутить! Природная среда, уничтоженная в каком-то локальном месте планеты, — это угроза всему населению Земли.

Итак, человек не может использовать среду как свое достояние, являясь сам частью природной среды. Гражданин не в состоянии достаточно повредить своей среде обитания, а общество это в состоянии сделать без его ведома и согласия. Произвольное и полное использование ресурсов природной среды практически невозможно. Тем не менее, каждому государству необходим Закон об охране окружающей природной среды. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы» . С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации « Об охране окружающей природной среды» . До этого у нас не было общего закона
в области охраны окружающей природной среды.

Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:

1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.

2. В законе определяется мера разумного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. То есть устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на среду, превышение которых создает опасность здоровью человека.

3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.

4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

5. Указаны механизмы исполнения предписаний Закона. Они состоят из стимулирования охраны среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей. Меры такого воздействия — экономические механизмы охраны природной среды: экологическая экспертиза, экологический контроль, правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, административная, уголовная ответственность, возмещение вреда, причиненного нарушением закона, экологическое воспитание и образование.

Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.

Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.

В первую главу Закона по-прежнему включены общие положения. Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

В начале даются основные понятия: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, природный комплекс. Кроме того, определяется качество окружающей среды: благоприятная среда, негативное воздействие на окружающую среду. Здесь же определены природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и нормативы ее качества, а также мониторинг, контроль в области охраны, экологический аудит, а также вред окружающей среде, экологический риск и дано понятие экологической безопасности. Последнее, впрочем, как и многие другие понятия, определено, видимо, без участия экологов, поэтому экологический смысл остается не совсем ясным.

Здесь же сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться любое физическое и юридическое лицо на территории страны. Вот некоторые из них:

    соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    научно обоснованные сочетания экологических, экономических интересов и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среде;

    ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    независимость контроля в области окружающей среды;

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем. Вводится обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц.

В последней статье этой главы перечисляются объекты охраны окружающей среды. Это земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, а, кроме того, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
и околоземное космическое пространство. Из живой природы это леса
и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию .

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,
а также государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Во второй главе даются основы управления в области охраны окружающей среды. Здесь в с татьях с 5 по 10 регламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.

В третьей главе оговариваются права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Здесь в статье 11 снова декларируется право граждан на благоприятную окружающую среду, и перечисляются права граждан создавать общественные объединения, направлять обращения в органы власти, принимать участие в собраниях и митингах, выдвигать предложение и обращаться с жалобами, предъявлять в суд иски. Обязаны же они относительно немногое: сохранять природу, бережно к ней относиться и соблюдать законодательство.

12 статья регламентирует участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, 13, статья этой главы оговаривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

В четвертой главе Закона, как и в предыдущем, предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. В главах с 14 по18 подробно оговариваются и методы экономического регулирования, и федеральные программы в области экологического развития, и предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

В пятой главе определяется нормирование качества природной среды. Ни для кого не секрет, что нынешняя природная среда часто загрязнена настолько, что отрицательно воздействует на все живое. Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Все нормативы предельно допустимых доз и уровней загрязнения, а также экологические требования к продукции рассмотрены в этом разделе в статьях с 19 по 31.

Шестая глава состоит всего из двух статей и содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы. Определены ее цели, вводится обязательность такой экспертизы при принятии любых хозяйственных решений. Рассмотрены объекты государственной экологической экспертизы, обязательность общественной экологической экспертизы и определены как ответственность за невыполнение требований экспертизы, так и ответственность экспертов.

Наиболее объемная седьмая глава Закона определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли. Эта глава содержит статьи с 32 по 56, в ее конце оговорена возможная приостановка деятельности, если она осуществляется с нарушением требований, указанных в этой главе.

В восьмой главе всего в одной статье описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации. Определены признаки, по которым выделяются территории как зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, и приводятся меры по устранению таких зон и способы финансирования этих дорогих мероприятий.

Специальная девятая глава Закона останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков .

Государственным природным заказником считается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.

Национальными природными парками называют изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветитель-ское, рекреационное значение, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, мест отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.

Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны , в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Нужно заметить, что все положения об этих территориях, охраняемых видах организмов и зеленых зонах, окружающих поселения человека, сходны с такими же, давно принятыми практически во всех просвещенных странах, независимо от их экономического уровня.

В десятой главе статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.

Глава одиннадцатая Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной. Безусловно, прав у государственных контролирующих чиновников оказалось значительно больше, чем у общественных контролирующих организаций. Общественному контролю в этой главе, состоящей из 6 статей, отведены только две позиции в 68 статье.

Вместо специального раздела, посвященного экологическому воспитанию и образованию граждан страны, появились две отдельные главы.

Глава двенадцатая регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды. В ее единственной статье перечисляются только возможные цели, по которым могут проводиться научные исследования. Так что эта глава оказалась существенно урезанной в сравнении с предыдущим законом .

Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава , посвящена основам формирования экологической культуры. Она представлена четырьмя статьями, и поскольку только они в тексте Закона связаны с обучением экологии и эколого-просветительской деятельностью, то приведем главу целиком.

Статья 71 . Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74 . Экологическое просвещение.

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Таким образом, в отличие от предыдущего закона, в новом существенно усилена государственная компонента и уже не оговариваются столь подробно права граждан и их приоритетность. Несмотря на то, что оставлено информационное обеспечение граждан в области качества окружающей среды, здесь уже полностью исключена роль Правительства Российской Федерации в организации системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования всех граждан страны. Это должны были осуществлять специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации, обеспечивающие население экологической информацией и участвующие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. В республиках, автономных областях и округах, в краях, областях и органах местного самоуправления обязательно предписывалось Законом организация всеобщего экологического образования, воспитания и просвещения, как необходимейший атрибут охраны окружающей среды. К сожалению, от этих положений осталось очень немного, что позволило с момента принятия этого нового закона практически свернуть в образовательных учреждениях преподавание экологии. Мы вернемся к этой теме в 13 главе Закона.

Глава четырнадцатая Закона посвящена ответственности за экологические правонарушения. Прежде всего, перечисляются виды такой ответственности. Здесь предусматривается и дисциплинарная, и материальная, и административная ответственность. Имеется статья и об уголовной ответственности за экологические преступления. Оговаривается, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, предусмотрено и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства, а также требования об ограничении, приостановлении или даже о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В четырнадцатой главе Закона обсуждается возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предполагается возмещать такой вред в полном объеме в виде адекватного материального возмещения, либо — в натуральной форме, в виде восстановления окружающей природной среды. Рассмотрены варианты возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, здоровью граждан или их имуществу, оговорены способы исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.

Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Здесь утверждается, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права .

К сожалению, из Закона изъяты определения особо охраняемых территорий. Мы приводим эти определения из текста предыдущего Закона. Вот они: «Государственными природными заповедниками считаются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом, природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных».

Там ученым, ведущим такие разработки, оказывалась государственная поддержка, и они входили в состав экспертных советов, давая заключения по экологической экспертизе проектов, участвовали в решении практических задач рационального природопользования, формирования экологической культуры общества. И, что особенно важно, — несли персональную ответственность за научные результаты своих разработок.

Экологические правонарушения были перечислены в тексте предыдущего Закона, вот некоторые из них:

— несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

— загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

— порча, повреждение и уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

— нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, продуктов из них, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;

— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

К сожалению, в тексте Закона они опущены, но мы напоминаем их из текста предыдущего Закона. Принципы эти сводятся к следующим:

— каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

— каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

— экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

— хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

— недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы;

— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

— должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовым природосберегающим технологиям;

— государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

— все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Эти основополагающие принципы международного сотрудничества чаще всего и нарушаются под предлогом национальных интересов или государственной тайны.

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

ЗАДАНИЕ N 3 Конституцией Российской Федерации не предусмотрены экологические права на …

свободное посещение заповедников

благоприятную окружающую среду

достоверную информацию о состоянии окружающей среды

возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением

Обоснование: Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрены следующие экологические права человека: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ЗАДАНИЕ N 18 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения не бывает в виде …

конфискации

замечания

выговора

увольнения

Обоснование: Дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения подлежат должностные лица и работники за невыполнение ими своих прямых обязанностей по службе или по договору. Кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды» этот вид ответственности регламентируется также Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные взыскания заключаются в замечании, выговоре или увольнении и накладываются администрацией предприятия или вышестоящей организацией. За каждое дисциплинарное нарушение накладывается только одно взыскание. Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом ответственности, поэтому наложение взыскания не исключает наступления других видов ответственности – административной, уголовной или гражданской.

ЗАДАНИЕ N 9 В системе экологического права, современная структура которого показана на рисунке, выделяют общую, специальную и _____________ часть.

особенную

бюджетную

плановую

доступную

Обоснование: Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом выделяют общую, особенную и специальную части. Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения (Закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об экологической экспертизе», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия (Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон «О недрах», Закон «О животном мире», Закон «Об охране атмосферного воздуха» и др.). Специальная часть – экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

ЗАДАНИЕ N 15 Лицо, совершившее экологическое правонарушение, не может быть

виртуальным

юридическим

должностным

физическим

Обоснование: Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимают отношения между государством и лицом, совершившим экологическое правонарушение (физическим, должностным или юридическим), связанные с применением к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологического законодательства. Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда.

ЗАДАНИЕ N 9 Согласно экологическому законодательству Российской Федерации особой охране не подлежат такие объекты, как …

промышленные предприятия

национальные парки

лечебно-оздоровительные местности

государственные природные заповедники

Обоснование: В соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе и биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

ЗАДАНИЕ N 29 На схеме представлена классификация источников экологического …

страхования

моделирования

Обоснование: Под источниками права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Нормативные правовые акты являются одним из источников права наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются: 1) на федеральном уровне: – Конституция РФ; – международные документы; – федеральные конституционные законы; – федеральные законы; – акты Президента РФ (указы, распоряжения); – акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); – нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств; 2) на уровне субъектов РФ: – законодательство субъектов РФ – конституции, уставы субъектов РФ; – законы субъектов РФ; – акты глав субъектов РФ; – акты органов исполнительной власти субъектов РФ; 3) на муниципальном уровне – акты местного самоуправления.

ЗАДАНИЕ N 17 На схеме показаны ______________ экологического права.

субъекты

принципы

Обоснование: Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете: земля, недра, атмосферный воздух, вода, лес, животный мир.

ЗАДАНИЕ N 5 На схеме представлена классификация экологических …

правоотношений

правонарушений

обязанностей

преступлений

ЗАДАНИЕ N 28 Уголовная ответственность за экологические правонарушения не наступает в случае …

Обоснование: Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает при совершении экологического преступления и регламентируется Уголовным кодексом РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды». Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты и приводящее к негативным изменениям ее качества. Для отнесения деяния к экологическому преступлению используют следующие критерии: масштаб вреда, нанесенного окружаюшей среде, наличие умысла и повторность действия. Уголовная ответственность наступает за: нарушение правил техники безопасности на объектах ядерной энергетики; сокрытие или отказ в предоставлении информации об опасности для жизни и здоровья людей; экоцид (сознательное уничтожение объектов дикой живой природы); жестокое обращение с животными; регистрацию незаконных сделок с землей; терроризм; нарушение правил техники безопасности при ведении горных и строительных работ; нарушение правил техники безопасности при обращении со взрывоопасными веществами; нарушение правил учета, хранения и перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ; незаконное обращение с радиоактивными веществами.

ЗАДАНИЕ N 27 Выберите из схемы эколого-правовые нормы, устанавливающие правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Обоснование: Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного и иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на предупредительные, запретительные, обязывающие, разрешительные, восстановительные, карательные, управомочивающие, поощрительные.

Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, яв­ляется экологическое право, т. е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды. В связи с резким обострением экологических проблем на со­временном этапе роль экологического права и в целом администра­тивно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие право­вые документы: 1) Конституция; 2) Законы и кодексы в области охра­ны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам эко­логии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреп­лены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Конституция РФ определяет также организационные и контроль­ные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязан­ности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды состав­ляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воз­духа, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федераль­ный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. В вопросах охраны окружающей среды нормы других зако­нов не должны противоречить Конституции России и данному зако­нодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопро­сы в области охраны окружающей среды:

– общие положения (гл. I);

– основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);

– права и обязанности граждан, общественных и иных неком­мерческих организаций (гл. III);

– экономическое регулирование (гл. IV);

– нормирование (гл. V);

– оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI);

– требования в области охраны окружающей среды при осущест­влении хозяйственной и иной

деятельности (гл. VII);

– зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

– природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

– государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

– контроль в области окружающей среды (экологический кон­троль) (гл. XI);

– научные исследования (гл. XII);

– основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

– ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

– международное сотрудничество (гл. XV);

– заключительные положения (гл. XVI).

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам (земля, недра, воды и т. д.), а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводст­ву и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

В отличие от ранее действующего природоохранного закона (1991 г.) данным законом значительно расширяются полномочия го­сударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставле­но право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, при­родных, социально-экономических и иных особенностей.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и за­щиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сель­скохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламен­тирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в об­ласти использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодатель­ства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Фе­деральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бас­сейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных концентраций (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу за­грязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» «№3-ФЗ (23.11.95)» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохра­нения природной среды при практическом использовании и эксплуата­ции объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, во­влеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом.

В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения соци­ально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «О недрах »(1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон, в первую очередь, относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977)закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон РФ «О животном мире »(1995 г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономиче­ских отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в Зако­не РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Задачей на перспективу является написание Экологического ко­декса Российской Федерации,

который будет представлять кодифи­кацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и который смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал бы все законы, ка­сающиеся природопользования (Грачев В. А., Кудрина И. В., 2003).

Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании правовых основ государственного регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на основе баланса экологических и экономических интересов общества и правовое обеспечение реализации в нормах Экологического кодекса Российской Федерации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий кругэкологических вопросов. Примером может служить Указ от 16 декаб­ря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ве­домств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для дру­гих министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизиру­ют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окру­жающей среды.