Законы и акты для хостелов. Анализ деятельности хостела «Постоянное место жительства

Введение

Каждое уголовное дело получает окончательное разрешение в суде. Приговор, определение и постановление судов должны отвечать требованиям законности, обоснованности и справедливости.

Важное значение в дальнейшем совершенствовании правосудия по уголовным делам имеют Конституция Российской Федераций, уголовно-процессуальное законодательство, определившее основополагающие принципы осуществления правосудия по уголовным делам, а также постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. "О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия"2. В этих нормативных актах обращается внимание судов на последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости, на разрешение судом каждого уголовного дела в точном соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения основополагающих принципов правосудия по уголовным делам. Верховным Судам республик в составе Российской федерации, краевым и областным судам предлагается по каждому факту постановления неправосудного приговора тщательно анализировать причины этого и ставить вопрос об ответственности за допущенные нарушения законности вплоть до отзыва судей с занимаемых должностей.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 г. № 119-ФЗ (Российская газета. 2000. 10 авг.) дополнил действующий УПК разделом XI "Производство у мирового судьи", ст. 467--477 и разделом XII "Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу", ст. 478--503. В связи с этим в целый ряд статей УПК, регулирующих деятельность судов, а следовательно, и прокуроров, участвующих в рассмотрении уголовных дел, внесены изменения. Согласно ст. 2 названного закона изменения и дополнения к УПК до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами, поэтому деятельность прокуроров по исполнению и надзору за исполнением внесенных в УПК изменений и дополнений в настоящей главе специально не рассматривается.

1. Основная часть

Важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Это важная составная часть деятельности органов прокуратуры. Прокурор участвует во всех судебных инстанциях, начиная с производства у мирового судьи и районного (городского) суда и кончая Верховным Судом Российской Федерации. Прокурор осуществляет свои полномочия во всех стадиях судебного разбирательства уголовных дел, начиная со стадии подготовки уголовного дела к слушанию и кончая производством по уголовным делам в порядке надзора.

Роль и значение прокурорского надзора в осуществлении правосудия существенно возросли в связи с принятием Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Участие прокуроров в судах направлено на неукоснительное выполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве судом уголовного дела, обеспечение прав и законных интересов граждан, соблюдение равенства граждан перед законом и судом, на постановление судом по каждому уголовному делу законного, обоснованного и справедливого приговора, определения или постановления. Осуществляя уголовное преследование, прокурор поддерживает в судах государственное обвинение по уголовным делам, выступая от имени государства, представляет его интересы и является государственным гарантом прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу правосудия по уголовным делам.

Уголовно-процессуальное законодательство, а также Закон о прокуратуре определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах, а также средства реагирования на установленные нарушения закона. Участвуя в рассмотрении судом уголовных дел, прокуроры в пределах своей компетенции: 1) проверяют законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании; 2) осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве государственных обвинителей; 3) дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства; 4) предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде; 5) опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; 6) дают заключения в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам; 7) проверяют законность и своевременность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов; 8) осуществляют надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов; 9) принимают меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Нарушения закона, допущенные при рассмотрении уголовных дел судами всех инстанций, могут быть выявлены прокурорами различными способами: проверкой законности и обоснованности приговоров по делам, рассмотренным судом без участия прокурора; участием прокуроров в судах кассационной и надзорной инстанций; проверкой своевременности и правильности обращения, приведения приговора в исполнение, а также хода самого исполнения приговора; обобщением судебной практики по уголовным делам за определенный период или по отдельным категориям уголовных дел. К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законов, допущенных при рассмотрении судами уголовных дел, относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Перечисленные правовые средства выявления нарушений закона и прокурорского реагирования на установленные нарушения органически взаимосвязаны, они применяются в полном соответствии с демократическими принципами уголовного судопроизводства и с содержащимся в его основе принципом законности. В связи с этим деятельность суда по отправлению правосудия по уголовным делам имеет большое воспитательное и предупредительное действие. Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе неукоснительного исполнения законов, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам других граждан.

Итак, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

  • 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • 2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
  • 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
  • 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
  • 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
  • 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования;
  • 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
  • 11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • 12) продлевать срок предварительного расследования;
  • 13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
  • 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
  • 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • 16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
  • 17) осуществлять иные полномочия (ст. 37 УПК РФ).

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 УПК РФ.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Прокурору, на которого ложится бремя доказывания, вступившему в процесс, ничего не известно обо всех тонкостях и нюансах дела. Поэтому ему совершенно необходим тесный и неформальный контакт со следователем, который всегда есть в прокуратуре, особенно в районном и городском звене.

Ведомственная разобщённость лишь затрудняет это взаимодействие, даёт повод для взаимного недовольства, когда порой, с одной стороны, следователь видит как неумело используются в суде добытые с большим трудом улики, с другой стороны, государственный обвинитель нередко возмущается упущенными при досудебном производстве возможностями по собиранию и проверке доказательств, непониманием следователем того, как то или иное доказательство будет смотреться в суде. Именно поэтому необходимо постоянное влияние на процесс досудебного производства прокурора, одновременно участвующего в публичном и состязательном судебном процессе.

Прокурор осуществляет уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. Если совершено преступление, производство по которому осуществляется в рамках частного обвинения, прокурор при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, уполномочен осуществлять уголовное преследование независимо от волеизъявления потерпевшего.

Уголовное преследование и надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия тесно взаимосвязаны и характеризуют разные стороны единой прокурорской деятельности в досудебном производстве, направленной на раскрытие и расследование преступлений как лично прокурором, так и органами предварительного расследования под его наблюдением 1 .

Уполномочивая прокурора отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования вследствие допущенного им нарушения требований УПК РФ, закон предполагает использование данной меры, прежде всего, в качестве средства пресечения и предотвращения новых нарушений законности, ущемления прав и свобод человека и гражданина при производстве по уголовному делу.

Прокурор обязан определять основания для отстранения следователя, дознавателя от производства предварительного расследования в каждом случае индивидуально, с учетом тяжести допущенного нарушения закона и его последствий для результатов расследования.

Право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю предоставляется прокурору для обеспечения надлежащего качества расследования и прав участников уголовного судопроизводства в случае необходимости проведения более квалифицированного, в сравнении с дознанием, расследования в форме предварительного следствия. При этом прокурор обязан указывать основания такой передачи в каждом конкретном случае.

Прокурор уполномочен передавать уголовное дело от одного следователя другому, а также от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением установленных законом правил подследственности при условии обязательного указания оснований такой передачи. Это порождает обязанность облекать решение прокурора о передаче уголовного дела в форму мотивированного постановления.

Предоставление прокурору права давать органам дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий не исключает права органа дознания самостоятельно определять средства и методы оперативно-розыскной деятельности.

Процессуальное руководство расследованием является совершенно необходимым полномочием прокурора, потому что в конечном итоге именно он, а не следователь обязан по завершению расследования принять окончательное решение о направлении уголовного дела в суд. Затем прокурор, уже в ходе судебного разбирательства, должен предъявлять и исследовать улики, доказывая обоснованность предъявленного обвинения на всех стадиях судебного разбирательства. Именно поэтому прокурор имеет ничем не ограниченное влияние на досудебное расследование, где для него, как для будущего государственного обвинителя готовится доказательственная база, которой он и будет оперировать в суде.

С введением в действие нового УПК РФ роль прокурора как руководителя расследования усилилась. Теперь он с самого начала расследования вовлекается в процесс доказывания, давая согласие на возбуждение уголовного дела, обращаясь вместе со следователем в суд по различным вопросам, требующим судебных санкций.

При этом прокурор осуществляет не только чисто процессуальные, но и организационные полномочия на предварительном следствии, например по передаче дела от одного следователя другому, созданию следственных групп, решении вопросов об объёме, времени, сроках, порядке проведения тех или иных действий 1 .

Как известно, отдельные практики необоснованно сужают пределы прокурорского надзора в суде, сводят его только к надзору за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений, вынесенных судебными органами. Вывод о том, что прокурор осуществляет надзор не за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел, а только за законностью и обоснованностью судебных актов, то есть приговоров, определений и постановлений судебных органов, не соответствует Конституции и Закону о прокуратуре, а также УПК. Если обратиться к содержанию указанных нормативных актов, то можно видеть, что они охватывают широкий круг полномочий прокурора, в том числе поддержание государственного обвинения, опротестование незаконного и необоснованного приговора и надзор за его исполнением и т. д. В конечном итоге все полномочия прокурора в суде сводятся к одному -- установлению истины по уголовному делу, торжеству законности в правосудии по уголовным делам. Поэтому неправильно истолковывать процессуальное положение прокурора в судебном процессе, сужая его полномочия и сводя их к поддержанию обвинения и опротестованию приговоров, определений и постановлений суда. Предметом прокурорского надзора в суде является не только законность вынесенных судом решений, но и точное исполнение норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного разбирательства, в том числе подсудимым, его защитником, потерпевшим, гражданским истцом и гражданским ответчиком, экспертом и свидетелями.

Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждение обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон и названный приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 82 от 24 ноября 1998 г. требуют от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и внутренним убеждением. На стадии судебного следствия самостоятельно исследуются доказательства, поэтому ни для суда, ни для прокурора они не имеют заранее установленной силы. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. Это не личное его усмотрение, а обязанность представителя государственного органа по устранению нарушения закона. Данное положение, закрепленное в законе (ст. 248 УПК), обеспечивает прокурору гарантии его независимости и объективности в суде.

Осуществляя правоохранительные функции и выступая представителем единого, централизованного органа, прокурор выполняет свои обязанности строго в рамках закона, исходит только из закона и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. Органы прокуратуры, говорится в Законе о прокуратуре, осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации. Это положение обеспечивает прокурорам, участвующим в рассмотрении судом уголовных дел, такие условия, при которых они могут процессуально самостоятельно принять решение по любому вопросу, связанному с производством по уголовному делу. С другой стороны, вышестоящий прокурор вправе сам опротестовать решение суда, если оно не соответствует или противоречит закону.

Правильное сочетание строгой подчиненности органов прокуратуры и процессуальной самостоятельности прокуроров в судах всех инстанций является непременным условием принятия прокурором решения, отвечающего закону. Процессуальное положение прокурора обязывает его вместе с тем к тому, чтобы он при поддержании государственного обвинения следил за соблюдением требований закона о полноте, всесторонности и объективности судебного разбирательства, обеспечением всех процессуальных гарантий, чтобы деяния подсудимого были правильно квалифицированы, а мера наказания была ему назначена в строгом соответствии с законом, с учетом тяжести преступления и личности виновного.

Перед прокурорами, участвующими в рассмотрении судом уголовных дел, помимо указанных стоят следующие задачи: выявление и устранение нарушений норм материального и процессуального права; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению; усиление борьбы с преступностью.

правосудие прокурор уголовный обвинение

Заключение

Прокуроры, участвующие в разбирательстве уголовных дел в судах, учитывают социальное значение своего участия в рассмотрении дел в суде как одной из важнейших гарантий законности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особой ответственности за качественное исполнение своих полномочий. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание. Прокуроры используют судебную трибуну для создания обстановки всеобщего осуждения лиц, совершивших преступление, чтобы судебное разбирательство всегда выполняло воспитательную роль

Установленный законом порядок проверки законности приговоров, постановлений и определений в апелляционном и кассационном порядке обеспечивает условия, при которых ошибки судов и мировых судей будут исправлены еще до того, как приговоры вступят в законную силу. В соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 325 и 477 УПК, на прокурора возложена обязанность опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснованный приговор. Деятельность прокуроров в стадии надзорного производства дает возможность устранить ошибки и нарушения закона по уголовным делам, если они не были исправлены в апелляционном и кассационном порядке.

Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве является также одним из условий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование принципов гласности и демократии как одного из направлений в реализации судебной реформы. Являясь органом надзора за исполнением законов в государстве, прокуратура стоит на страже прав и законных интересов граждан.

Список используемой литературы

  • 1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  • 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, 2001г.
  • 3. Закон РФ от 18.04.1991г. № 1026 «О милиции» (ред. от 22.08.2004г.).
  • 4. Брусницын Л. О. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. М., 2003, с. 317.
  • 5. Кобликов А.С. Уголовный процесс. М., с. 410.
  • 6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2004.
  • 7. Постатейные материалы к новому Уголовно-процессуальному кодексу / Под ред. А. П. Рыжакова. М., 2003.
  • 8. Темираев О. П. Реформа следствия нужны // Законность, 2004, № 1.
  • 9. Щерба С. П., Зайцев О. А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. М., 2001, с. 123.
  • Понятие и назначение уголовного судопроизводства
    • Понятие и сущность уголовного процесса
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного судопроизводства
    • Исторические типы (формы) уголовного процесса
  • Уголовно-процессуальное законодательство
    • Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
    • Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Общая характеристика и структура УПК РФ
    • Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
  • Уголовно-процессуальное право
    • Понятие и значение уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
    • Уголовно-процессуальные правоотношения
    • Процессуальная форма
    • Уголовно-процессуальные документы
    • Процессуально-правовые гарантии
    • Уголовно-процессуальные функции
    • Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
    • Уголовно-процессуальное право и нормы морали
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
    • Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Суд, судья, их процессуальные полномочия
    • Подсудность уголовных дел и ее виды
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Прокурор в уголовном процессе
    • Следователь в уголовном процессе
    • Руководитель следственного органа
    • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
    • Потерпевший в уголовном процессе
    • Частный обвинитель в уголовном процессе
    • Гражданский истец в уголовном процессе
  • Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Подозреваемый в уголовном процессе
    • Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
    • Защитник в уголовном процессе
    • Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
  • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Свидетель в уголовном процессе
    • Эксперт в уголовном процессе
    • Специалист в уголовном процессе
    • Переводчик в уголовном процессе
    • Понятой в уголовном процессе
  • Доказательства и доказывание в уголовном процессе
    • Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
    • Классификация доказательств
    • Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
    • Предмет и пределы доказывания
    • Процесс доказывания и его цель
    • Общая характеристика показаний как вида доказательств
    • Заключение и показания эксперта
    • Заключение и показания специалиста
    • Вещественные доказательства
    • Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Меры процессуального принуждения
    • Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
    • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
    • Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
    • Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы
    • Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
    • Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
    • Судебный порядок рассмотрения жалоб
  • Процессуальные сроки и процессуальные издержки
    • Сроки в уголовном процессе
    • Процессуальные издержки и их виды
    • Взыскание процессуальных издержек
  • Реабилитация
    • Общая характеристика института реабилитации
    • Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
    • Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
  • Возбуждение уголовного дела
    • Понятие и значение возбуждения уголовного дела
    • Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Отказ в возбуждении уголовного дела
  • Предварительное расследование
    • Понятие, значение и формы предварительного расследования
    • Общие условия предварительного расследования
    • Иные условия предварительного расследования
  • Предварительное следствие
    • Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
    • Субъекты предварительного следствия
    • Общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Протокол следственного действия и его значение
  • Дознание
    • Порядок и сроки дознания по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
    • Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
  • Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
    • Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Допрос в качестве обвиняемого
  • Система следственных действий
    • Осмотр и личный обыск
    • Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров
    • Допрос
    • Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
    • Производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление предварительного следствия
    • Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
    • Действия следователя после приостановления предварительного следствия
  • Окончание предварительного следствия, уголовного дела и уголовного преследования
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Постановление о прекращении уголовного дела
    • Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
    • Обвинительное заключение
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
  • Подготовка к судебному заседанию
    • Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
    • Общий порядок подготовки к судебному заседанию
    • Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
  • Предварительное слушание
    • Основания и порядок проведения предварительного слушания
    • Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
  • Судебное разбирательство
    • Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
    • Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
    • Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
    • Протокол судебного заседания
  • Структура судебного разбирательства
    • Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
  • Приговор
    • Понятие, сущность, значение и виды приговора
    • Требования, предъявляемые к приговору
    • Порядок постановления приговора
    • Структура и содержание приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
    • Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
  • Производство дел у мирового судьи
    • Особенности производства дел у мирового судьи
    • Судебное разбирательство у мирового судьи
  • Производство в суде с участием присяжных заседателей
    • Общие условия производства в суде присяжных
    • Особенности подготовки к судебному заседанию
    • Подготовительная часть судебного разбирательства
    • Особенности судебного следствия
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
    • Напутственное слово председательствующего
    • Вынесение вердикта судом присяжных
    • Обсуждение последствий вердикта
    • Постановление приговора и принятие иных решений
  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и общая характеристика апелляционного производства
    • Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
    • Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
    • Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
  • Кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и значение кассационного производства
    • Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
    • Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
    • Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
  • Исполнение приговора
    • Понятие и сущность стадий исполнения приговора
    • Вступление судебного решения в законную силу
    • Порядок обращения к исполнению судебного решения
    • Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
    • Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
    • Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
    • Характеристика надзорного производства
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
    • Решения суда надзорной инстанции
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
    • Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
    • Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
    • Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
  • Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
    • Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
    • Судебное разбирательство
    • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
  • Производство о применении принудительных мер медицинского характера
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Процедура судебного разбирательства
    • Особенности имущественной ответственности
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
    • Особенности досудебного и судебного производства
  • Международное право и уголовное судопроизводство
    • Применение норм международного права в уголовном процессе
    • Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
    • Передача выдаваемого лица
    • Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
    • Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
  • Международное сотрудничество стран СНГ
    • Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
    • Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
    • Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
  • Прокурор в уголовном процессе

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

    Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

    Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием - в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

    По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции - функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью - невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем - поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

    Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете - невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

    Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем. Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

    Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

    Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны. Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса. Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

    На этом этапе прокурор уполномочен проверять исполнение предписаний закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

    На стадии предварительного расследования прокуроры имеют следующие полномочия:

    • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вываленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
    • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
    • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
    • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
    • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

    • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
    • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для предоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
    • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

    По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    Прокурор, обязан следовать назначению уголовного судопроизводства и принципу охраны прав и свобод человека и гражданина. В этой связи он не только вправе, но и обязан отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему мер пресечения, прекращать необоснованное уголовное преследование, принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца и других физических и юридических лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор уполномочен рассматривать и разрешать ходатайства и жалобы, что само по себе выступает важным процессуальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса.

    В судебном производстве по уголовному делу формы участия прокурора разнообразны: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов, не вступивших, а также вступивших в законную силу, участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

    В судебном разбирательстве по уголовным делам функция уголовного преследования, выполняемая прокурором, проявляется в форме поддержания государственного обвинения перед судом. Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, но при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело . Прокурор не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты, поскольку, как указано в ч. 4 ст. 15 УПК, «стороны равноправны перед судом».

    Усиление состязательных и диспозитивных начал в уголовном процессе, освобождение суда от обвинительных полномочий возлагают всю ответственность за доказывание обвинения на прокурора. В этой связи ч. 1 ст. 246 УПК устанавливает, что участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного частно-публичного обвинения обязательно.

    Помимо этого участие прокуроров представляется необходимым в рассмотрении дел частного обвинения. Проведение судебного разбирательств по указанным категориям дел в отсутствие государственного обвинителя невозможно, поскольку в силу принципов состязательности и презумпции невиновности именно обвинитель обязан представить и убедительно обосновать перед судом выдвинутое подсудимому обвинение, опровергнуть все доводы стороны защиты путем активного участия в судебно-следственных действиях. Государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, заявляет ходатайства, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    Прокурор, являясь государственным обвинителем, действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений. Поддержание государственного обвинения есть по существу продолжение правозащитной функции прокуратуры, одна из форм ее реализации. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Поэтому прокурор должен поддерживать обвинение не во что бы то ни стало, а лишь в меру его доказанности, не упуская из виду и факты, говорящие в пользу подсудимого.

    В соответствии со ст. 17 УПК прокурор, как и другие профессиональные участники судопроизводства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Как указано в ч. 7 ст. 246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа».

    Велика роль прокурора и в контрольных стадиях уголовного процесса . Он может обжаловать приговор, определение или постановление суда по уголовному делу во второй и надзорной инстанциях. При принесении представления он действует как равноправная сторона в процессе. Поэтому к принесению прокурором представления закон применяет понятие «обжалование», а не «опротестование». При рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций прокурор поддерживает принесенное представление, высказывает свою позицию по поводу законности и обоснованности обжалованных судебных решений и обоснованности жалоб, принесенных другими участниками процесса.

    Прокурор принимает активное участие в такой форме пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, как возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Ему принадлежат весьма обширные дискреционные полномочия : принятие решения о возбуждении такого производства, проверка или расследование указанных обстоятельств, при наличии оснований для возобновления производства по делу - передача материалов в соответствующий суд, а при их отсутствии - прекращение возбужденного производства. Вопрос о возобновлении дела рассматривается в судебном заседании с участием прокурора.

    В стадии и исполнения приговора прокурор также имеет значительные полномочия:

    • принимает меры, направленные на своевременное обращение приговора к исполнению;
    • вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении их судом.

    Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

    К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, в соответствие с главой 6 УПК РФ относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

    Определение и основные направления деятельности прокуратуры РФ уже были отмечены в соответствие со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», да и определения прокуратуры нет в статье 5 УПК РФ. Больше внимания стоит обратить на понятие прокурор. Согласно пункту 31 статьи 5 УПК РФ: «прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Также в части 1 статьи 37 УПК указано, что прокурор -- это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Это очень важные положения, ведь в органах прокуратуры работают помимо прокуроров: первый заместитель прокурора, заместители прокурора, старшие помощники и помощники прокурора, и, выполняя процессуальные действия, они имеют процессуальный статус прокурора, не являясь им по должности. Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает процессуальную деятельность по уголовному преследованию и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу статьи 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

    Действующий УПК РФ, вызвавший в свое время серьезные нарекания специалистов, за сравнительно короткий срок подвергся весьма значительным изменениям, да и в настоящее время он меняется, чего стоит законопроект, разработай Следственным комитетом РФ, который вносит принципиальные изменения в УПК РФ "Российская газета" - Федеральный выпуск №5731 (58).

    Новеллы, привнесенные в УПК РФ Федеральным законом от 5 июня 2007 года Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", 122, 08.06.2007, коснулись пересмотра положений, определяющих статус участников судопроизводства - прокурора, руководителя следственного отдела, следователя, начальника подразделения дознания. Изменения, касающиеся полномочий прокурора, оказались настолько заметными, что среди юристов возникло мнение, чуть ли не о полной утрате им своих надзорных позиций в отношении органов предварительного следствия. «Перемены в статусе прокурора произошли действительно радикальные, но не настолько, чтобы парализовать его надзорный потенциал, пусть даже частично. Из этого может быть сделан вывод о том, что настоящем этапе деятельность прокуратуры необходимы и в теории и практике на основе взвешенной оценки происходящих изменений адекватно подходить к решению вопросов организации прокурорского надзора за законностью предварительного следствия, нисколько не сокращая сферу надзора, и не снижая его действенность» Прокурорский надзор: Учебник для юридических вузов и факультетов.// В.Б. Ястребов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. С.195..

    Прокуратура исторически сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, и будет тяготеть к интересам и обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего состязательного «треугольника», естественным образом образуемого функциями обвинения, защиты (в его основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, «прямоугольный треугольник». В нем функции обвинения и прокурорского надзора комплиментарно связаны между собой по кратчайшему расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более удалена от вершины (прокурорского надзора) -- на расстояние гипотенузы. В истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган -- следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по убеждению А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации в качестве судебных доказательств собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному допросу с участием сторон представленных ими свидетелей). Прокурор, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах США, Англии, Италии, Испании и до некоторой степени Франции и Германии Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : КНОРУС, 2008. С. 99. Такова точка зрения А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского.

    Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ уголовное преследование выделено в качестве первичной функции прокурора. Причем оно, исходя из смысла этой нормы, должно осуществляться прокурором во всех стадиях уголовного процесса. Мысль о том, что в досудебном производстве прокурор осуществляет надзор за законностью действия и решений органов предварительного расследования, а уголовное преследование свойственно лишь его судебной деятельности, противоречила бы формулировке ч. 1 ст. 37 УПК РФ.

    «Наличие у прокурора функции уголовного преследования в досудебном производстве предопределяется и его ролью в судебном разбирательстве, которое является центральной стадией уголовного процесса и, по сути, единственной, имеющей собственной значение. Все иные стадии являются либо подготовительными (досудебные), либо проверочными (производства по пересмотру приговоров), либо сопутствующими (исполнение приговора) по отношению к судебному разбирательству» Современные проблемы юридической науки: выпуск девятый. Сборник научных статей / под ред. Л.П. Чумаковой. - ООО "Альфа-Порте", Новосибирск, 2011. - С. 125-133. В статье исследованы вопросы соотношения процессуальной функции прокурора и особенностей его статуса в уголовном процессе (прежде всего, в досудебном производстве по уголовному делу). И если исходить из такого понимания роли различных этапов уголовного судопроизводства как единой системы процессуальной деятельности, то очевиден и тот факт, что для прокурора первичной задачей является поддержание государственного обвинения, а в досудебном производстве он должен готовиться к достижению этой задачи. Некоторые процессуалисты придерживаются аналогичного мнения. Так, С. Н. Алексеев и В. А. Лазарева пишут: «Предварительное расследование не имеет собственного самостоятельного значения, оно необходимо как средство обеспечения возможности рассмотрения дела судом. Деятельность органов предварительного расследования... есть предваряющий судебное разбирательство необходимый и очень важный этап, без которого и прокурор не имеет возможности осуществлять в суде государственное обвинение... Поэтому деятельность государственного обвинителя в суде представляет собой продолжение его деятельности на предшествующих стадиях уголовного процесса, а значит, едина и осуществляемая им на протяжении всего уголовного процесса функция - уголовное преследование» Алексеев С. Н., Лазарева В. А. Процессуальное положение прокурора в стадии предварительного расследования в науке уголовного процесса // Право и политика. -2001.-№8.-с. 68.

    Можно сказать, что деятельность прокурора во всех стадиях уголовного процесса подчинена одной цели. Она едина и предопределяет все его действия. Таковы законы человеческой психологии: если перед лицом поставить цель, в достижении которой оно будет заинтересовано, она будет направлять его деятельность на всех этапах. Следует признать, что в различных стадиях уголовного процесса прокурор идет к ее достижению неодинаковыми методами.

    Деятельность по осуществлению надзора предполагает полную незаинтересованность в деле. Прокурор же, как должностное лицо, осуществляющее уголовное преследование, таким качеством не обладает. Преследование «заряжает» все его действия обвинительным зарядом. По этому поводу следует согласиться с А. Квачевским, который еще в конце XIX века отмечал: «Нужно оставить в стороне громкие фразы, которыми украшает французская юриспруденция свое публичное министерство, как например «страж законов» и проч.; нельзя упускать из виду, что прокурор все-таки истец, хотя и в общественном интересе, что он ведет спор... и что поэтому нельзя безусловно вверяться его беспристрастию, так как трудно рассчитывать на сдержанность власти, направленной в одну сторону, и на умеренное пользование правами, данными для защиты интересов чьих бы то ни было; словом, прокурор, несмотря на все старание придать себе спокойный характер, по самому существу своей обязанности должен склоняться скорее к обвинению подсудимого, нежели к его оправданию» Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 года. - СПб., 1866. - С. 132 .

    Следует назвать ещё одну точку зрения: прокурор в досудебном производстве осуществляет (или должен осуществлять) именно и только надзор. Некоторые ученые отмечают, что «такая деятельность, как уголовное преследование вряд ли должна входить в компетенцию прокуратуры, так как не соответствует выполнению ее основной функции - надзору за исполнением законов» Краснятов А. Ю., Лонь С. Л. О конституционном закреплении места прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. - Томск, 2000.-Ч. 6. - С. 220.

    В теории различают две модели процессуального статуса прокурора:

    1) Прокурор - основной субъект уголовного преследования. При этом он должен иметь право возбуждать уголовные дела, проводить по ним любые процессуальные действия либо давать указания об их проведении, определять субъекта расследования, устанавливать объем обвинения, избирать меру пресечения, отменять решения субъектов расследования, принимать решение о направлении дела в суд, поддерживать обвинение в суде, обжаловать приговор суда и участвовать в производстве по его пересмотру.

    2) Прокурор - субъект надзора за процессуальной деятельностью. В этом случае участие прокурора ограничено досудебным производством (принцип независимости судей и подчинения их только закону исключает прокурорский надзор за исполнением законов судом), в ходе которого он не вправе совершать никаких действий обвинительного характера, а должен лишь требовать устранения нарушений закона от органов предварительного расследования. Также возможно его участие в рассмотрении судом ходатайств органов предварительного расследования о проведении действий, допускаемых только по решению суда (часть 2 статьи 29 УПК РФ), для высказывания своего заключения, и разрешение жалоб на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования. Его деятельность в этой связи по своей природе (в т.ч. мотивации) должна быть близка судебному контролю в досудебном производстве. Согласно этой модели прокурор не вправе принимать решение о направлении дела в суд и поддерживать государственное обвинение.

    Действующее законодательство не придерживается ни одной из этих моделей. Предпринята попытка «очищения» полномочий прокурора от обвинительного характера во взаимоотношениях со следственными органами, хотя и не в полной мере. Ведь, в конечном счете, именно от прокурора зависит судьба дела - он может направить его в суд, утвердив обвинительное заключение (пункт 14 части 2 статьи 37 УПК РФ), а может и возвратить его следователю для производства дополнительного расследования. Однако процессуальное руководство дознанием сохранилось, что странно, если учесть тот факт, что предварительное следствие и дознание есть одна и та же деятельность - предварительное расследование, имеющая одинаковые задачи и осуществляемая одними и теми же способами. Кроме того, за прокурором сохранена роль государственного обвинителя в суде, поэтому требовать полной беспристрастности от данного субъекта уголовного преследования нельзя и в досудебном производстве.

    Таким образом, по мнению многих юристов, изменение процессуального статуса прокурора в досудебном производстве не привело к положительным результатам в сфере предварительного расследования. Отмечают непродуманность законодательных изменений. Они противоречивы, не системны и крайне отрицательно влияют на целеполагание участников уголовного судопроизводства. Различные модели статуса следственных органов, органов дознания и прокурора, разработанные наукой, в УПК явно не учтены и не приведены к единому знаменателю.

    Среди всего многообразия на рынке гостиничного жилья, особенно привлекательными для бюджетных путешествий остаются хостелы. Недорогой ночлег в чистом, отапливаемом помещении, в веселой компании студентов и туристов, за считанные годы завоевал отечественный рынок временного жилья. Многие, кто хотят испытать силы в гостиничном бизнесе, обращают свое внимание на именно этот формат мини-отелей. Относительно низкий порог вхождения в бизнес хостелов, делает его привлекательным для начинающих хостельеров, а популяризация бюджетного туризма в мире, обещает высокую рентабельность заведения. Организация работы хостелов, законодательная база для услуг мини-гостиниц, обустройство помещений для гостей и другие вопросы, которые необходимо знать хостельеру, рассмотрим в этой статье.

    Мода на европейские общежития пришла к нам сравнительно недавно. Пионерами и флагманами по числу хостелов в России остаются Санкт-Петербург и Москва. Сегодня эти мегаполисы насчитывают тысячи работающих хостелов во всех уголках города, так и за его пределами. Обратной стороной популярности хостельного жилья стали т.н. квартирные хостелы, часто нарушающие нормы жилищного кодекса и мешающие рядовым гражданам. Снующие по подъезду посреди ночи, с огромными сумками, клиенты хостела не внушают доверия жильцам многоквартирных домов.

    Другие бизнесмены арендовали для своего бизнеса офисные площади, не предназначенные для размещения людей, не выдерживающие самых минимальных санитарных норм, и норм пожарной безопасности. Часто хостелы занимали цокольные и чердачные этажи, складские помещения. Хотя изначально хостелы задумывались как средство бюджетного ночлега, в достаточно комфортных условиях, на деле комфортом гостей часто пренебрегали. Для защиты прав соседей хостела, а также его постояльцев, был разработан ГОСТ о хостелах, вступивший в силу в 2015 году.

    Годом позже стандарт был дополнен пакетом необходимых поправок, ещё более ограничивающих деятельность квартирных хостелов в пользу других жильцов дома. Новые условия поставили большинство хостелов на грань закрытия. Основные положения и требования ГОСТа, включая новые поправки, мы рассмотрим ниже.

    Виды хостелов

    Современная классификация хостелов делит их на три типа:

    • Крупные хостелы , рассчитанные на 50-100 и более постояльцев. Клиентами таких хостелов часто бывают участники международных конференций и молодежных слетов. Приезжая большими компаниями, гости не испытывают никаких затруднений в размещении в одном большом номере. Участники слетов, к примеру, могут продолжить общение в неформальной обстановке, к которой располагает хостел.Такие хостелы часто оборудованы конференц-залом и готовы предложить вполне пристойный гостиничный набор, в виде услуг ресторана, спа-салона и тренажерного зала. Городские хостелы такого типа обычно занимают целые этажи, обязательно первые, и по своему устройству приближаются к традиционным отелям, с поправкой на совместное проживание и соответственно низкие цены.
    • Средние хостелы , от 20ти до 50ти гостей. Очень перспективный вид хостел при том, что согласно новым правилам, хостелы могут занимать лишь первые этажи зданий (почему - расскажем ниже). Покупая помещения под хостел, с учётом всех издержек по его обустройству, разумно использовать площадь с максимальной отдачей.Иногда хостелы средней вместимости могут открывать по принципу придорожных мотелей, но это редкость. Хостелы чаще используют как ночлег для бюджетного туризма, а потому размещение в черте города будет более уместным.
    • Малые хостелы, или мини-хостелы , вместимостью до 20ти постояльцев. До недавнего времени, самый популярный вид временного жилья. В отсутствии четкой законодательной базы, такими хостелами стали многочисленные квартирники. Приложив немного усилий, квартира превращалась в хостел, выводя арендную стоимость на новый уровень доходности. Часто и сами квартиры под хостел брались в аренду, иногда такие хостелы существовали лишь в период туристического сезона.

    Говорить о неудобствах, доставленных соседям такого хостела, не приходится. Легко вообразить шквал возмущения, когда квартира на одной лестничной клетке, превращается в общежитие.

    Иногда квартирные хостелы используют в виде гестхаузов, предлагая ночлег всего для двух-трех постояльцев. Справедливо ли называть ли такое заведение хостелом, вопрос.

    Стоит упомянуть о таком виде хостелов как дормы (dormitory). Это хостелы, в которых в одном номере одновременно проживают от 20ти и более гостей. Обыкновенно в одной комнате могут проживать 4-8 человек, но дормы чуть дешевле прочих хостелов, и практически идеальны для большой компании.

    Вопрос, набивший оскомину многим хостельерам. Как мы говорили, ГОСТ вносит несколько нормативов для помещений хостелов, соответствовать которым могут далеко не все мини-отели. Так, например, минимальной высоте потолка в 2.5м, заявленной в ГОСТе, могут не соответствовать отдельные хрущёвки, с высотой 2.48м.

    В целом, заявленные нормативы можно назвать довольно демократичными, большинство жилых помещений легко вписываются в установленные нормы. Высота проходов в коридорах редко бывает ниже 2.1м, а позиция ГОСТа по обустройству кухни и комнаты общего отдыха и вовсе носит рекомендательный характер. Согласно действующему закону, хостельер не обязан заботиться о кухне, если заведения общепита находятся в пешей доступности от хостела. В реалиях города, среди десятков кофейных и ресторанов, найти такое место невозможно.

    Затрагивает ГОСТ и санитарный вопрос. Согласно новым поправкам, санитарный узел включает в себя унитаз, душевую кабину и рукомойник, и может обслуживать не более 10ти постояльцев. На тридцать гостей, хостелу потребуется теперь три санузла, либо один расширенный с учетом норм.

    Краеугольным камнем последней редакции, стал вопрос о переводе помещений под хостелы из жилого фонда в нежилой. Существует ряд требований к нежилым помещениям, главным из которых является расположение на первых этажах дома и устройство отдельного от общего подъезда входа. Второй этаж такие помещения могут занимать лишь в том случае, когда первый этаж уже переведен в нежилой фонд. С принятием поправок, вне закона окажется большинство квартирных хостелов. Практически становится невозможно организовать хостел в арендованной квартире, так как процедура перевода в нежилой фонд требует участия владельца площади, и в большинстве случаев последний в таком мероприятии не заинтересован.

    Реформа в законе о временном размещении стала результатом многочисленных жалоб жильцов на нарушения хостелами порядка в доме. Стоит признать, что часто такие жалобы вполне обоснованны. Клиентами хостелов в основном бывают студенты и молодые люди в отпуске. Без строгого внутреннего распорядка и тщательного контроля со стороны администратора, хостел легко превратится в обыкновенное общежитие со всеми вытекающими. И напротив, добропорядочное отношение владельцев хостела к вынужденным соседям, позволяет таким заведениям процветать даже сейчас, работая вопреки закону.

    Основным правилом в работе хостела должен стать распорядок дня. После определённого часа хостел не принимает новых постояльцев, соблюдается тишина. Режим хостела часто запрещает постояльцам приводить гостей, в том числе для любовных утех. Звукоизоляция хостела играет решающую роль для его соседей.

    В большинстве хостелов под запретом алкоголь и табак. На лестничной клетке должны соблюдаться образцовые чистота и порядок. Известны случаи, когда хостельеры организовали ремонт всего подъезда. Добрые отношения с соседями, залог долгой работы хостела, не омраченной чередой жалоб и проверок.

    Внутренний распорядок поможет сохранить порядок и внутри самого хостела. Строгие правила залог безопасного и комфортного отдыха для всех гостей. Но иногда правила носят специфический характер и работает скорее на имидж заведения. К таким можно отнести верхнее ограничение по возрасту постояльцев. Так некоторые «молодежные хостелы» готовы предоставить свой уют лишь клиентам не старше 25ти лет. Другие хостелы ограничивают максимальный срок пребывания – довольно частая практика для бюджетного временного жилья, позволяющая сохранить этот статус.

    Для успешной работы своих заведений, владельцы хостелов часто образуют профессиональные объединения. Союзы хостелов существуют по всему миру, так как это обеспечивает ряд преимуществ.

    Путешествуя по стране, туристы часто узнают о других хостелах, находящихся по пути маршрута, из предыдущего хостела. Известность таких заведений зависит в том числе от сарафанного радио, и хостельеры стараются помочь друг другу, распространяя информацию о других хостелах.

    Находясь в составе объединения, хостел может закупить расходные материалы, от моющих средств и ламп накаливания, до мебели, по выгодным оптовым ценам.

    Существуют крупные сети хостелов, работающих под общей франшизой. Купив право на использование франшизы, хостельер избавляет себя от ряда проблем, связанных с раскруткой своего заведения. Опытные специалисты помогут освоиться в этом бизнесе и уладят возможные юридические вопросы. С другой стороны, работа по франшизе лишает ваш хостел индивидуальности, заставляя работать по испытанной схеме.

    О внутреннем устройстве хостела и как основать хостел, соблюдая последние требования ГОСТа, читайте на нашем сайте.