Значение суффикса ущ. «Правописание суффиксов причастий

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).
Помогите ответить на вопросы по русскому языку: 1. Дайте определение причастию. 2. В чем заключается разница между действительными

страдательными причастиями.

1) в чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

2) что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
3) какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах ущ, ющ;ащ,ящ;?в суффиксах ем, им?
4)в каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а (я) в каких е?
5)сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
6)когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных,образованных от глаголов?
7)напишите о правописании не с причастиями
8)что такое причастный оборот? когда он на письме выделяется запятыми?

Помогите ответить на вопросы по русскому языку:

1. Дайте определение причастию.

2. В чем заключается разница между действительными

Страдательными причастиями.
3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия.

4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-.

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я),в каких- е?

6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий.

7.Когда пишется однв и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилпгптельных,образованных от глаголов?

8.Расскажите о правописании не с причастиями.

9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

1.Дайте определение причастия.

2.В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
3.Что общего и чем различаются полные и краткие причастия?
4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-?
5.В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких- е?
6.Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
7.Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
8.Расскажите о правописании не с причастиями.
9.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

1. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

Чтобы определить спряжение глагола,ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).

— глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

2) Если глагол прошедшего времени, то ставим перед суффиксом «Л» ту букву, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растая ть, значит, перед «Л» пишем букву «Я»

3. Причастия настоящего и прошедшего времени (правило)

Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будь осторожны при определении инфинитива. Часто встречаются:

Ковры развеша ны во дворе (развешать ) – продукты в магазине развеше ны (развесить )

Обвеша нные лентами (обвешать ) – обвеше нные продавцом (обвесить )

Замеша нные в преступлении (замешать ) – замеше нное тесто (замесить )

Расстреля нные партизаны (расстрелять ) – подстреле нные охотниками (подстрелить )

Пристреля нное ружье (пристрелять ) – пристреле нный заяц (пристрелить )

Выкача нная из бака вода (выкачать ) – выкаче нная из подвала бочка (выкатить )

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Суффикс – морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется «постфикс». В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание –ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса – образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Эта морфема настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и –ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово – деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове «учительствовать» три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.

  1. Формообразующие. Это те, которые участвуют в образовании форм одного и того же слова. Отличительная их особенность – эти морфемы наряду с окончанием слова не входят в его основу. Например, форма прошедшего времени имеет характерный суффикс -л-: протирала, готовила, читала. Кроме того, некоторые лингвисты считают -ть- в инфинитиве также формообразующим суффиксом. Напомним, что при изучении вопроса о том, какие бывают суффиксы в русском языке (3 класс), школьникам представляют его как окончание. Также если интерпретировать причастие и деепричастие как глагольные формы (у лингвистов нет однозначного ответа на этот вопрос), суффиксы этих слов выделяются как формообразующие и в основу не входят: думающий, думая, гонимый (морфемы действительного причастия -ющ-, деепричастия -я- и страдательного причастия -им-). К словоизменительным также относятся суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (сильнее, глубже).
  2. Словообразовательные. Эти морфемы более распространены: они используются при возникновении новых слов. Чаще всего они участвуют в образовании имен существительных и прилагательных. Причем с помощью данной морфемы может появляться слово как той же части речи, так и другой. К примеру, слова «лес», «лесник», «лесной.» Первое существительное образовалось при помощи суффикса -ник-, второе слово, прилагательное, при помощи суффикса -н-. Иногда суффиксальным способом образуются и глаголы: обдумать – обдумывать. Здесь в образовании глагола несовершенного вида был использован суффикс -ыва-.

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец – красавчик; ребенок – ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения. Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • «Радостная, она сообщила об этой новости». В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • «Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии». Обособленным определением является причастный оборот.
  • «Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости». Здесь прилагательное с зависимыми словами – это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • «Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку» — «Мама перенесла ребенка в его кроватку».
  • «Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену» — «Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену».

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным – с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением – с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным – дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием – в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • «Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление». Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • «Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя». Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • «Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр». Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное согласованное определение (примеры это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание – это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: «Он любит яйца (какие?) всмятку».
  2. Управление – это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: «девочка села на стул (какой?) из дерева».

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами – Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» – это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) – родить ребенка.
  • Сравнительная степень прилагательного с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами – дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений – дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже — тире (например, самая большая удача (какая?) – сорвать куш в лотерею).

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие (причастный оборот). Запятые при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс –ущ –ющ (думает – думающий, пишут – пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют –ащ-ящ (дымит – дымящий, жалят – жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса –вш (писал – писавший, говорил – говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов –нн-енн в прошедшем времени (придумал – придуманный, обидел – обиженный) и –ем, -ом-им и –т в настоящем (ведет – ведомый, любить – любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).
  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, «Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.
  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях обособленные определения несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.

Большинство школьных учебников относит слово «должен» к кратким прилагательным.

(полная форма «должный»). При этом еще говорится, что некоторые прилагательные (в их числе упоминается и «должен») употребляются только в краткой форме.

Слово «должен» (должна, должны) часто причисляется к прилагательным, точнее к кратким прилагательным в роли модальных слов. Хотя модальные слова выражают необходимость действия, и по своим функциям они близки очень к глаголам.

Это же слово иногда причисляют и к наречиям, особенно когда оно употребляется с окончанием «-о» — «должно».

Приведу пример: он должен мне 50 рублей. Здесь слово «должен» по смыслу можно заменить глаголом «задолжал».

Пример 2: с этим не должно быть проблем. Опять-таки, слово «должно» это точно не прилагательное, по форме напоминает наречие, но по сути своей выражает действие и наречием не является.

Слово «ДОЛЖЕН» -это краткое прилагательное.Образовано от прилагательного полной формы «Должный».

Хотя вопрос спорный, некоторые считают его наречием.

Но от наречия его отличает то, что это слово изменяется по числам и родам.

Я сейчас должен делать письменную работу по русскому языку.

Мне больше верится, что слово «должен» относится к кратким прилагательным. Какой? — должный (полная форма), каков? — должен (краткая форма).

Отвечает свойству кратких прилагательных: не склоняется по падежам, имеет только род и число.

В «Большом толковом словаре» Кузнецова сказано, что слово «должен» является наречием.

Но я с этим не согласен, поскольку наречие является неизменной частью речи, а слово «должен» мы можем изменять по числам и родам.

В других словарях (к примеру, в словарях Ушакова и Ожегова) данный вопрос вообще обходят стороной.

А вот в школьных учебниках слово «должен» относят к кратким прилагательным. Ведь полная форма данного прилагательного: «должный».

Ни причастиями, ни глаголами «должный» и «должен» не могут быть: ведь глаголы обозначают действие, а у причастий есть свои специфические суффиксы: НН, Ш, АЩ, УЩ, ЕНН, ОМ, ЯЩ, ЁНН, ЮЩ, ИМ, ВШ, Т, ЕМ. Ничего подобного в слове «должный» мы не наблюдаем. К тому же причастия образуются из глаголов.

Следовательно, слово «должен» действительно является кратким прилагательным .