Чем и как питались армия и население во время великой отечественной войны. Инструкция по выживанию во время войны

Известно всем, ведь этот страшный период оставил неизгладимый отпечаток на всемирной истории. Сегодня мы с вами рассмотрим самые удивительные исторические факты о Великой Отечественной войне , о которых редко упоминается в привычных источниках.

День Победы

Сложно представить, но в истории СССР был 17-летний период, когда День Победы не отмечали. С 1948 года 9 мая был простым рабочим днем, а 1 января (с 1930 года этот день был рабочим) сделали выходным. В 1965 году праздник вновь вернули на место и обозначили это широким празднованием 20-летней годовщины советской победы. С тех пор 9 мая вновь является выходным днем. Многие историки связывают столь странное решение советской власти с тем, что она побаивалась активных независимых ветеранов в этот знаменательный выходной день. Официальный приказ говорил о том, что людям нужно забыть о войне и бросить все свои силы на восстановление страны.

Представьте себе, 80 тысяч офицеров Красной армии времен ВОВ были женщинами. В целом в разные периоды военных действий на фронте находилось от 0,6 до 1 миллиона женщин. Из представительниц слабого пола, добровольно пришедших на фронт, были сформированы: стрелковая бригада, 3 авиационных полка и запасной стрелковый полк. Кроме того, была организована женская школа снайперов, воспитанницы которой не единожды вошли в историю советских военных достижений. Также была организована отдельная рота женщин-моряков.

Стоит отметить, что женщины на войне выполняли боевые задачи не хуже мужчин, о чем свидетельствуют 87 званий Героя Советского Союза, присвоенных им во времена ВОВ. Во всемирной истории это был первый случай такой массовой борьбы женщин за Родину. В рядах солдат Великой Отечественной войны представительницы слабого пола овладели едва ли не всеми военными специальностями. Многие из них несли службу плечом к плечу со своими мужьями, братьями и отцами.

«Крестовый поход»

Свое нападение на Советский союз Гитлер рассматривал как Крестовый поход, в котором можно прибегнуть к террористическим методам. Уже в мае 1941 года при выполнении плана «Барбаросса» Гитлер избавил своих военнослужащих от всякой ответственности за их действия. Таким образом, его подопечные могли делать в отношении гражданских лиц все, что им захочется.

Четвероногие друзья

Во время ВОВ на разных фронтах службу проходило более 60 тысяч собак. Благодаря четвероногим диверсантам под откос пошли десятки нацистских эшелонов. Собаки-истребители танков уничтожили более 300 единиц вражеской бронетехники. Псы-связисты добыли для СССР около двух сотен донесений. На санитарных повозках, собаки вывезли с поля боя как минимум 700 тысяч раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Благодаря собакам-саперам, было разминировано 303 населенных пункта. В общей сложности четвероногие саперы обследовали более 15 тысяч км 2 земли. Они обнаружили более 4 миллионов единиц немецких мин и фугасов.

Маскировка Кремля

Рассматривая , мы не единожды столкнемся с изобретательностью советских военных. За первый месяц войны, Московский Кремль буквально исчез с лица земли. По крайней мере, так казалось с неба. Летая над Москвой, фашистские летчики пребывали в полном отчаянии, так как их карты не совпадали с действительностью. Все дело в том, что Кремль тщательнейшим образом замаскировали: звезды башен и кресты соборов накрыли чехлами, а купола перекрасили в черный цвет. Кроме того, по периметру Кремлевской стены соорудили трехмерные макеты жилых зданий, за которыми даже зубцы не просматривались. Манежную площадь и Александровский сад частично заставили фанерными декорациями зданий, Мавзолей получил два дополнительных этажа, а между Боровицкими и Спасскими воротами появилась песчаная дорога. Фасады кремлевских зданий поменяли свой цвет на серый, а крыши - на красно-коричневый. Дворцовый ансамбль еще ни разу за время своего существования не выглядел столь демократично. Кстати говоря, тело В. И. Ленина во время войны эвакуировали в Тюмень.

Подвиг Дмитрия Овчаренко

Советские подвиги в Великой Отечественной войне многократно иллюстрировали торжество храбрости над вооруженностью. 13 июля 1941 года Дмитрий Овчаренко, возвращаясь с боеприпасами к своей роте, был окружен пятью десятками вражеских солдат. Винтовку у него отобрали, но мужчина не пал духом. Выхватив из своей повозки топор, он отрубил голову офицеру, который его допрашивал. Затем Дмитрий бросил во вражеских солдат три гранаты, которые убили 21 бойца. Остальные немцы убежали, за исключением офицера, которого Овчаренко догнал и также обезглавил. За проявленную храбрость солдат был награжден званием

Главный враг Гитлера

История ВОВ не всегда об этом рассказывает, но своим главным врагом в Советском Союзе лидер нацистов считал не Сталина, а Юрия Левитана. За голову диктора Гитлер предлагал 250 тысяч марок. В этой связи советские власти охраняли Левитана тщательнейшим образом, дезинформируя прессу касательно его внешности.

Танки из тракторов

Рассматривая интересные факты о Великой Отечественной войне , нельзя обойти вниманием тот факт, что из-за острой нехватки танков, в экстренных случаях, ВС СССР делали их из простых тракторов. Во время Одесской оборонительной операции в бой было брошено 20 тракторов, покрытых листами брони. Естественно, основной эффект от такого решения - психологический. Атаковав румын ночью с включенными сиренами и фонарями, русские вынудили их бежать. Что касается вооружения, то многие из таких «танков» были оборудованы муляжами тяжелых орудий. Советские солдаты Великой Отечественной войны в шутку называли такие машины НИ-1, что означает «На испуг».

Сын Сталина

На войне был пленен сын Сталина - Яков Джугашвили. Фашисты предложили Сталину обменять сына на фельдмаршала Паулюса, который пребывал в плену у советских войск. Советский главнокомандующий отказался, заявив, что солдата не меняют на фельдмаршала. Незадолго до прихода советской армии, Якова расстреляли. После войны его семья была сослана как семья военнопленного. Когда об этом оповестили Сталина, он сказал, что не будет делать исключений для родственников и переступать закон.

Судьба военнопленных

Есть исторические факты, из-за которых становятся особенно неприятными. Вот один из таких. В плен к немцам попало порядка 5,27 миллиона советских бойцов, которых содержали в ужасных условиях. Этот факт подтверждается тем, что на родину вернулось менее двух миллионов солдат Красной армии. Причиной жестокого обращения с пленными со стороны немцев был отказ СССР от подписания Женевской и Гаагской конвенций о военнопленных. Немецкие власти решили, что если другая сторона не подписала документы, то они могут не регламентировать условия содержания пленных мировыми стандартами. На самом деле Женевская конвенция регламентирует отношение к пленным независимо от того, подписали ли страны соглашение.

Советский Союз относился к вражеским военнопленным куда более гуманно, о чем свидетельствует как минимум тот факт, что в Великую Отечественную войну погибло 350 тысяч немецких пленников, а остальные 2 миллиона благополучно вернулись домой.

Подвиг Матвея Кузьмина

Во времена Великой Отечественной войны, интересные факты о которой мы рассматриваем, 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина, который в 1613 году завел поляков в непроходимое болото.

В феврале 1942 года в деревне Куракино квартировал немецкий горнострелковый батальон, которому было поручено прорваться в тыл советский войск, планирующих контрнаступление в районе Малкинских высот. В Куракино проживал Матвей Кузьмин. Немцы попросили старика выступить для них проводником, предложив взамен продовольствие и ружье. Кузьмин согласился на предложение и, оповестив через 11-летнего внука ближайшую часть Красной армии, отправился с немцами в путь. Поводив гитлеровцев окольными дорогами, старик вывел их к деревне Малкино, где их ждала засада. Советские воины встретили врага пулеметным огнем, а Матвей Кузьмин был убит одним из немецких командиров.

Воздушный таран

22 июня 1941 года советский летчик И. Иванов решился на воздушный таран. Это стало первым военным подвигом, отмеченным званием

Лучший танкист

Самым квалифицированным танковым асом времен ВОВ по праву был признан служивший в 40-й танковой бригаде. За три месяца сражений (сентябрь - ноябрь 1941 года) он поучаствовал в 28 танковых боях и лично уничтожил 52 немецких танка. В ноябре 1941 года отважный танкист погиб под Москвой.

Потери в период Курской битвы

Потери СССР в войне - тяжелая тема, которую всегда стараются не затрагивать. Так, официальные данные о потерях советских войск в период Курской битвы были опубликованы лишь в 1993 году. По данным исследователя Б. В. Соколова, немецкие потери в Курске составили примерно 360 тысяч убитых, раненых и плененных солдат. Советские же потери превысили фашистские в семь раз.

Подвиг Якова Студенникова

7 июля 1943 года, в разгар Курского сражения, Яков Студенников - пулеметчик 1019 полка - самостоятельно вел бой на протяжении двух суток. Остальные бойцы из его расчета были убиты. Невзирая на ранение, Студенников отразил 10 вражеских атак и убил более трех сотен гитлеровцев. За этот подвиг его удостоили звания Герой Советского Союза.

Подвиг 1378-го полка 87-й дивизии

17 декабря 1942 года, неподалеку от села Верхне-Кумское, солдаты роты старшего лейтенанта Наумова обороняли высоту 1372 м с двумя расчетами противотанковых ружей. Им удалось отразить три танковых и пехотных атаки противника в первый день и еще несколько атак - во второй. За это время 24 солдата обезвредили 18 танков и около сотни пехотинцев. В результате советские храбрецы погибли, но вошли в историю как герои.

Блестящие танки

Во времена боев у озера Хасан японские солдаты решили, что Советский Союз, пытаясь их обхитрить, использует танки из фанеры. В результате японцы обстреляли советскую технику обыкновенными пулями в надежде, что этого будет достаточно. Возвращаясь с поля боя, танки Красной армии, были настолько плотно покрыты расплавленными от удара о броню свинцовыми пулями, что буквально блестели. Ну а их броня осталась невредимой.

Помощь верблюдов

В истории ВОВ об этом редко говорится, но у 28-резервной советской армии, сформированной в Астрахани во время сражений под Сталинградом, в качестве тягловой силы для транспортировки пушек использовали верблюдов. Вылавливать диких верблюдов и приручать их советским воинам пришлось из-за острой нехватки автомобильной техники и лошадей. Большинство из 350 прирученных животных погибло в различных сражениях, а выживших перевели в хозяйственные части или зоопарки. Один из верблюдов, которому дали имя Яшка, дошел вместе с солдатами до Берлина.

Вывоз детей

Многие малоизвестные факты о Великой Отечественной войне вызывают искреннюю скорбь. Во времена ВОВ нацисты вывезли тысячи детей «нордической внешности» из Польши и Советского Союза. Гитлеровцы брали детей возрастом от двух месяцев до шести лет и отвозили их в концентрационный лагерь под названием «Киндер КЦ», где определялась «расовая ценность» малышей. Тех детей, которые проходили отбор, подвергали «начальной германизации». Их называли и учили немецкому языку. Новое гражданство ребенка подтверждалось поддельными документами. Германизированных детей отправляли в местные приюты. Таким образом, множество немецких семей, даже не догадывалось, что усыновленные ими дети имеют славянское происхождение. По окончании войны на родину удалось вернуть не более 3% таких детей. Остальные 97% выросли и постарели, считая себя полноценными немцами. Скорее всего, их потомки уже никогда не узнают о своем истинном происхождении.

Несовершеннолетние герои

Заканчивая рассматривать интересные факты о Великой Отечественной войне, следует сказать и о детях-героях. Так, звания Героя были удостоены 14-летние Леня Голиков и Саша Чекалин, а также 15-летние Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова.

Сталинградское сражение

В августе 1942 года Адольф Гитлер приказал своим войскам, отправляющимся на Сталинград, «не оставить камня на камне». Фактически немцам это удалось. Когда жестокое сражение было окончено, советское правительство сделало вывод, что построить город с нуля будет дешевле, чем восстановить то, что осталось. Тем не менее Сталин безоговорочно приказал восстанавливать город буквально из пепла. При расчистке Сталинграда на Мамаев курган было брошено столько снарядов, что последующие два года там даже сорняки не росли.

По неизвестной причине именно в Сталинграде противники изменили свои методы ведения боя. Советское командование с самого начала войны придерживалось тактики гибкой обороны, отступая в критических ситуациях. Ну а немцы, в свою очередь, старались избежать массовых кровопролитий и обходили крупные укрепрайоны. В Сталинграде обе стороны будто забыли о своих принципах и утроили жесточайшую битву.

Все началось 23 августа 1942 года, когда немцы массировано атаковали город с воздуха. В результате бомбардировки погибло 40 тысяч человек, что на 15 тысяч больше чем во время советского налета на Дрезден в начале 1945-го. Советская сторона в Сталинграде применила методы психологического воздействия на противника. Из громкоговорителей, установленных прямо на передовой, звучала популярная немецкая музыка, которая прерывалась сообщениями об очередных успехах Красной Армии на фронтах. Но самым эффективным средством психологического давления на нацистов стал стук метронома, который через 7 ударов прерывался на сообщение: «Каждые семь секунд, на фронте гибнет один нацистский солдат». После 10-20 таких сообщений включали танго.

Рассматривая интересные факты о начале Великой Отечественной Войны и, в частности, о Сталинградской битве, нельзя обойти вниманием подвиг сержанта Нурадилова. 1-го сентября 1942 года пулеметчик самостоятельно уничтожил 920 вражеских солдат.

Память о Сталинградской битве

О Сталинградской битве помнят не только на постсоветском пространстве. Во многих европейских странах (Франция, Великобритания, Бельгия, Италия, и другие) в честь Сталинградского сражения назвали улицы, площади и скверы. В Париже «Сталинградом» названа станция метро, площадь и бульвар. А в Италии в честь этой битвы названа одна из центральных улиц Болоньи.

Знамя Победы

Подлинное Знамя Победы хранят в Центральном музее Вооруженных сил как священную реликвию и одно из самых ярких воспоминаний о войне . Из-за того, что флаг сделан из хрупкого сатина, его можно хранить только в горизонтальном положении. Подлинное знамя показывают лишь в особых случаях и в присутствии караула. В остальных же случаях его заменяют дубликатом, который на 100% повторяет оригинал и даже стареет так же.

Такой вопрос покажется неуместным, если речь идет о второй мировой войне и он задан человеку, родившемуся через шестнадцать лет после ее окончания. Но Пол Кэтлоу из Норфолка задает его себе, и причем очень часто. Причина этого состоит в том, что он наблюдал ряд невероятно живых видений, в которых постоянно испытывал свою «смерть» в тех ужасных боях.

На самом деле «его смерть» - это гибель немецкого солдата по имени Карл Шуманн, обычного человека, далеко не похожего на творение Голливуда. И кроме того, чистокровный англичанин Пол Кэтлоу, кажется, знает его очень хорошо.

Например, он знает, что Карл родился в Гамбурге. Он также знает, что тот погиб, сражаясь на Польском фронте, 23 октября 1944 г. А знает он это потому, что видел, чувствовал, ощущал и пережил то, как его сразила пуля, выпущенная из русского автомата.После этого он оказался летящим в состоянии «вне тела» (см. ) над своим трупом, уже не чувствуя боли.

Такие видения, а они слишком ярки, чтобы быть простым возвращением сна, довольно настораживающи. Но не с них началось странное наваждение Пола. Война с детства восхищала его. Более того, играя в солдатиков, тот всегда «позволял» выигрывать немцам и русским, а не англичанам и американцам.

Повзрослев, Пол без особого оптимизма смотрел на веру в перевоплощение. Нам он сказал: «Если бы я мог быть уверен, что не жил раньше, а все мои воспоминания - это очень правдоподобный самообман, то я был бы намного счастливее».

Но существует ряд проблем. Пол так и не решился проверить, действительно ли настоящий Карл Шуманн погиб 23 октября 1944 г., хотя он знает, что даже если это и окажется правдой, то ровным счетом ничего не докажет. Если это зафиксировано где-то в документах, то всегда могут заявить, что он это читал или где-то слышал. Сам он о таком не припоминает, тем не менее признает за сильный антидовод.

Больше озадачивает Пола немецкая униформа, которую он носит во сне. В фильмах о войне он видел, что немецкие солдаты были одеты в серые мундиры и высокие сапоги. Но в его «снах» Карл одет по-другому.

Оказалось, что видения Пола не лгут. Когда война приближалась к неизбежному поражению Германии, для защиты гибнущего рейха привлекалось все больше и больше стариков и подростков. Стало невозможно всех их одеть в стандартную форму. Вместо нее на Польском фронте в конце 1944 г. солдаты носили зеленое обмундирование, которое в точности Пол и видел на своем «двойнике». Но опять же ему всегда могут сказать, что он знал об этом в глубине сознания, но сам того не ведал.

Однако у Пола Кэтлоу есть одно интересное замечание против идеи о переселении душ. Если его сны на самом деле отражают реальность и в прошлой жизни он был немецким солдатом всего лишь за шестнадцать лет до рождения, то почему он считает немецкий язык почти невозможным для изучения? Не могла ли «включиться» какая-нибудь внутренняя способность вместе с воспоминаниями?

То, что испытал Пол, многие ученые называют самопроизвольным возвращением прошлой жизни. Их утверждение гласит, что все мы носим эту память в голове, но обычно не имеем доступа к ней. Однако воспоминания могут появляться в снах, например, как в рассмотренном случае, или же возникать у очень маленьких детей, которые, кажется, находятся ближе, чем мы, к своим остаточным впечатлениям.

Хлеб тыловой и фронтовой По заданию правительства было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который...

Хлеб тыловой и фронтовой

По заданию правительства было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который специальными приказами, распоряжениями, инструкциями доводился до руководителей предприятий общественного питания. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

Хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом. Солдат шахтерской дивизии Донбасса И. Сергеев рассказывал: «Я скажу о боевой хлебопекарне. Хлеб составлял 80% всего питания бойца. Как-то нужно было дать хлеб полкам в течение четырех часов. Въехали на площадку, расчистили глубокий снег и тут же, среди сугробов, на площадке сложили печь. Затопили, просушили ее и выпекли хлеб».

Сушеная распареная вобла

Мне бабушка рассказывала, как они ели сушенную воблу. Для нас это рыбка, предназначенная под пивко. А бабушка говорила, что воблу (тарань ее называли почему- то), тоже выдавали по карточкам. Была она ооочень пересушенной и оооочень соленой.

Клали рыбку не очищая в кастрюльку, заливали кипятком, закрывали крышкой. Рыбка должна была стоять до полного остывания. (Наверное, лучше делать с вечера, а то не хватит терпения.) Затем варилась картошка, доставалась из кастрюльки рыбка, распаренная, мягкая и уже не соленая. Чистили и с картошечкой ели. Я пробовала. Бабушка как- то сделала разок. Знаете, и вправду вкусно!

Гороховый суп.

С вечера заливали в котле горох водой. Иногда горох заливали вместе с перловой крупой. На следующий день горох перекладывали в военно- полевую кухню и варили. Пока варился горох, в кастрюле на сале пережаривали лук и морковь. Если не было возможности делать зажарку, закладывали так. По мере готовности гороха добавлялась картошка, затем зажарка и в последнюю очередь закладывалась тушенка.

«Макаловка» Вариант № 1 (идеальный)

Замороженную тушенку очень мелко резали или крошили, на сковороде жарили лук (при наличии можно добавить морковь), после чего добавляли тушенку, немного воды, доводили до кипения. Ели так: мясо и «густерню» делили по количеству едоков, а в бульон по очереди макали кусочки хлеба, поэтому блюдо так называется.

Вариант № 2

Брали жир или сырое сало, добавляли в жаренный лук (как в первом рецепте), разбавляли водой, доводили до кипения. Кушали также как при 1 варианте.

Рецепт по первому варианту мне знаком (пробовали для разнообразия в походах), но его название и то, что он был придуман во время войны (скорей всего раньше) мне и в голову не приходило.

Николай Павлович отметил, что к концу войны кормить на фронте стали лучше и сытнее, хотя как он выразился «то пусто, то густо», с его слов – бывало, что по несколько дней еду не подвозили, особенно вовремя наступления или затяжных боев, а затем раздавали положенный за прошедшие дни паек.

Дети — войны

Война была жестокая, кровавая. Горе пришло в каждый дом и каждую семью. Уходили на фронт отцы, братья, а ребятишки оставались одни, — делится воспоминаниями А.С.Видина. – «В первые дни войны им хватало на пропитание. А потом они вместе с матерью ходили собирали колоски, гнилую картошку, чтобы как-то прокормиться. А мальчишки большей частью стояли у станков. Они не доставали до рукоятки станка и подставляли ящики. По 24 часа в сутки делали снаряды. Порой и ночевали на этих ящиках».

Дети войны очень быстро возмужали и стали помогать не только родителям, но и фронту. Женщины, оставшиеся без мужей, все делали для фронта: вязали варежки, шили нательное белье. Не отставали от них и дети. Они посылали посылки, в которые вкладывали свои рисунки, рассказывающие о мирной жизни, бумагу, карандаши. И когда солдат получал такую посылку от детей, он плакал… Но это и вдохновляло его: солдат с удвоенной энергией шел в бой, в атаку бить фашистов, отнявших детство у малышей.


Бывший завуч школы №2 В.С.Болотских рассказала, как их эвакуировали в начале войны. В первый эшелон она с родителями не попала. Позже все узнали, что он был разбомблен. Со вторым эшелоном семья эвакуировалась в Удмуртию «Жизнь эвакуированных детей была очень и очень тяжелой.

Если местные жители еще что-то имели, то мы ели лепешки с опилками, — рассказывала Валентина Сергеевна. Она рассказала, каким было любимое блюдо детей войны: в кипящую воду запускали натертую нечищеную сырую картошку. Эта была такая вкуснятина!»

И еще раз о солдатской каше, еде и мечтах…. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны:

Г.КУЗНЕЦОВ:

«Когда я пришел 15 июля 1941 г. в полк, то наш повар, дядя Ваня, за сбитым из досок столом, в лесу, накормил меня целым котелком гречневой каши с салом. Ничего вкуснее не едал»

И.ШИЛО:

«В войну я всегда мечтал о том, что наемся вдоволь черного хлеба: его тогда всегда не хватало. А еще два желания было: отогреться (в солдатской шинельке около пушки всегда было промозгло) да выспаться»

В.ШИНДИН, председатель Совета ветеранов ВОВ:

«Из фронтовой кухни навсегда останутся самыми вкусными два блюда: гречневая каша с тушенкой и макароны по-флотски».

* * *

Близится главный праздник современной России. Для поколения, знающего Великую Отечественную только по фильмам, она ассоциируется больше с пушками и снарядами. Я же хочу вспомнить главное оружие нашей Победы.

Во время войны, когда голод был столь же привычен, как смерть и несбыточная мечта о сне, а бесценным подарком могла служить самая ничтожная в сегодняшнем представлении вещь – кусок хлеба, стакан ячменной муки или, к примеру, куриное яйцо, еда очень часто становилась эквивалентом человеческой жизни и ценилась наравне с боевым оружием…


По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)

Война — это ужасное и разрушительное событие, которое неотделимо от человеческой истории. Войны никогда не меняются, и вовсе не имеет значения, какими способами и средствами они ведутся. Но кто и для чего начинает войны? Это, казалось бы, очень простой вопрос и ответ на него в состоянии дать каждый здравомыслящий человек, но это не так. Все не так просто. Обычному человеку тяжело отбросить моральную сторону вопроса. Тяжело поверить в то, что можно хорошо зарабатывать на убийстве тысячей люде. Причем на смертях не только врагов, но и собственных солдат.

Пытаясь разобраться в причинах, которые приводят к войнам — необходимо заглянуть в историю. В древние времена война начиналась тогда, когда одному народу не оставалось иного выбора, ведь тогда люди были сильно зависимы от благоприятных погодных условий и особенностей местности. Грубо говоря, войны древности велись за территории. Древний Египет и Древний Рим были первыми государствами, которые целенаправленно начинали войны в целях увеличения не только влияния страны, но и подъема экономики. Римляне, захватывая территории пополняли запасы рабов. То есть они были заинтересованы в войнах. Успешная победа означала рост влияния Римской Империи и преумножение рабов и даже золотых запасов. Однако ничто не вечно и Рим пал от рук варваров.

Так идеология войны снова вернулась к своему изначальному смыслу. Люди убивали себе подобных за территорию. С развитием государственности в Европе войны стали частым явлением. Военные конфликты не только обогащали государства, но и повышали рейтинг Королей, ну и конечно же их личные запасы. Постепенно у правителей стали появляться амбиции. Рано или поздно то одному, то другому правителю, в голову приходила идея захватить весь мир и поработить покоренные народы, а все золото и достижения, покоренных присвоить себе. Для таких идей необязательно иметь в своем распоряжении богатую и всесторонне развитую страну.

Например, Золотая Орда не являлась ни всесторонне развитой ни очень богатой страной. Однако Чингисхан и некоторые последующие Ханы в угоду личных амбиций желали захватить весь мир. Эта эпоха также миновала. Настало время Великих Империй. Английская Корона зарабатывала на войнах колоссальные средства. Многочисленные колонии снабжали Империю всеми необходимыми ресурсами. Новая война в любом случае приносила прибыль только появившемся производителям оружия. Но даже в эти времена Войны велись за территории.

Первая Мировая Война все изменила. Именно эта война и показала, что на крови можно заработать больше, чем ранее казалось. Молодые Соединенные Штаты продавали вооружения союзникам. Первые частные компании производили собственную бронетехнику и летательные аппараты. Складывающееся уже тогда тайные общества находили разные пути к обогащению через войну. Сумасшедшие ученые обогащали свои познания в области практического применения отравляющих веществ. Но и эта война уступила место новой, самой кровавой войне за всю историю Человечества.

Вторая Мировая Война нанесла невероятный урон всему человечеству и невероятно обогатила некоторых его представителей. Появились целые концерны по производству оружия, которые получали массовые заказы и обогащались на этом. Соединенные Штаты хоть и принимали участие в Войне, но их географическое расположение избавило их он войны на своей территории. Они оказывали помощь союзникам, но эта помощь вовсе не была бесплатной. Поставки вооружения имели такие объемы, что накапливались даже лишние боевые единицы! Помимо этого, была также богатая почва и для гениальных афер. В 1944 году доллар становится резервной мировой валютой, ведь на фоне раздираемых войной стран, в США все спокойно и доллар только укрепляется. Перенос золотых запасов Европы в США не просто обогатил штаты, но и определил послевоенное будущее Европейских Держав.

Холодная война, многочисленные денежные затраты на военные разработки, сотни локальных конфликтов не имели никакого смысла кроме заработка на крови. Разрушения целых стран были лишь в угоду частным нефтяным компаниям и лишь в качестве побочного эффекта увеличивали влияние победившей стороны.

События наших дней пугают каждого, кто предпочитает думать о своем будущем. В Европе растет социальная напряженность, НАТО производит глобальное усиления, страны участницы все чаще закупают дорогие современные вооружения, обогащая производителей. Случайные авиационные удары Коалиции США по правительственным войскам Сирийской Армии искусственно подогревают конфликт. Торговля нефтью с террористами и поставки им оружия, принуждение к приему беженцев — все это в совокупности создает опасность новой мировой Войны, которая при всей своей кошмарной сущности для некоторых лишь прекрасный повод хорошо заработать. Итогом такой войны будет новый передел территорий, который неизбежно приведет к новым аферам и укреплению долларовой аферы. Более того, крах экономики европейских государств действительно приведет к обнулению государственного долга США, что лишь положительно скажется на американской экономике. К тому же, многие государства во время войны будут буквально вынуждены простить весь долг и отказаться от всех претензий!

Но не только лишь государства получают с этого доход. Частные военные корпорации мгновенно станут востребованными, услуги наемников заметно вырастут в цене, ведь далеко не все страны в состоянии защитить себя даже от внутренних угроз. И чем больше в такой войне будет жертв — чем больше денег получат финансовые магнаты.

Все это буквально говорит нам о том, что в современном мире войны начинают не люди, а капиталы. Романтизация войны и массовая пропаганда насилия преследуют лишь одну цель — денежное обогащение. Войны уже давно не ведутся за территории, необходимость расширения уже давно полностью отпала, и Война стала лишь одним из многих инструментов в руках олигархов, правительств и тайных организаций, управляющих этим миром.

No related links found