Что грозит за уклонение от призыва в армию? Вручение повестки уклонисту: в аэропорту, на вокзале, на посту ДПС Случаи нарушения закона.


За уклонение от призыва на военную службу существует уголовная ответственность и административная.

Уголовная ответственность наступает в случае доказательства умысла гражданина на уклонение от призыва на военную службу и наказывается в соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения гражданином обязанностей воинского учета в соответствии со статьями 21.5 и 21.6 главы 21 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наказывается: предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Какая ответственность наступает в том или ином случае подробно рассмотрено ниже.

Уклонение от призыва на военную службу и призыв на военную службу условно можно разложить на составляющие компоненты:

1) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);

2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;

3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);

4) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.

Давайте рассмотрим каждый этап призыва на военную службу в отдельности и определим возможную ответственность за уклонение.

Пункт 1. Оповещение призывника повесткой.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

Ответ: Повестки вручаются гражданам:

Работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

Органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

Сотрудниками органов внутренних дел;

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон : Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Ссылка на закон : Согласно п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

При получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

Направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно . Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Пункт 2. Неявка на мероприятия связанные с призывом (медицинское освидетельствование)

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность;

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.


Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.


Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.


Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Пункт 4. Повестка на пункт сбора для отправки к месту прохождения военной службы.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Уважительные причины неявки по повестке.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС, уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ. В случае неоднократной неявки по неуважительной причине по повестке действия призывника могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Нарушение правил призыва ведет к наступлению уголовной или административной ответственности. Однако призывники зачастую путаются и не знают, какое именно наказание им грозит за то или иное правонарушение. Более того, граждане очень часто не подозревают, что они нарушили закон, забыв про полученную повестку.

Административная ответственность

Большинство правонарушений, которые совершают призывники при взаимодействии с военкоматом, регламентированы Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП). В список правонарушений, за которые наступает административная ответственность, попадают незначительные нарушения, связанные с несоблюдением порядка

В соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ, административная ответственность предусмотрена за:

  • Выезд за пределы РФ на период больше 6 месяцев без снятия с воинского учета.
  • Несвоевременную постановку на воинский учет при переезде на новое место жительства или новое место пребывания на срок более 3 месяцев. Встать на учет нужно в течение 2-х недель после переезда.
  • Несвоевременное предоставление в военный комиссариат актуальной информации (изменение уровня образования, места работы и должности, семейного положения, места жительства в пределах района).
  • Неявку призывника по повестке в установленное время и срок без уважительной причины.

Эти правонарушения предусматривают административный штраф в размере от 100 до 500 рублей.

Мнение эксперта

Служба Помощи Призывникам – это федеральная юридическая компания, которая помогает призывникам получить военный билет по состоянию здоровья. Реальные истории призывников, получивших с нами освобождение от армии, читайте в разделе « »

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Существует также статья 21.6 КоАП. Она предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей за:

  • Неявку без уважительной причины (уклонение) на в военкомате.
  • Неявку без уважительной причины на дополнительные обследования, назначенные призывной комиссией или комиссией по первоначальной постановке на воинский учет.

Уголовная ответственность за уклонение от армии

Для более серьезных правонарушений предусматривается уголовная ответственность. Уголовные дела об уклонении от армии заводят на тех призывников, которые умышленно и без уважительных причин избегают призыва в армию или не являются по подписанной повестке на призывные мероприятия: медицинское освидетельствование и призывную комиссию.

Уважительными причинами в данном случае считаются:

  • Болезнь призывника.
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц. В военный комиссариат надо представить документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника.
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина. Например, стихийное бедствие.
  • Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Неявка в военкомат по любой из этих причин не является уклонением от воинской службы. Чтобы избежать ответственности, необходимо представить документальное подтверждение причины неявки по повестке военного комиссариата.

Совет Службы Помощи Призывникам

Признать уклонистом от службы в армии могут даже из-за единичного факта неявки по повестке. Помните, если призывник подписал повестку, он обязан явиться по ней в военкомат.

Какое наказание за уклонение от армии?

  • Штраф за уклонение от армии в размере 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев.
  • Арест на срок от 3 до 6 месяцев.
  • Лишение свободы на срок до 2 лет.

Уголовное наказание за уклонение от призыва рассматривается в статье 328 Уголовного кодекса РФ. Этот вид ответственности наступает только в том случае, если призывник в судебном порядке был признан уклонистом

Запомните, не каждая неявка в военкомат является уклонением от военной службы. К примеру, если призывник забыл про медкомиссию в военкомате, но затем добровольно пришел за новой повесткой, ему выпишут административный штраф. Если же умышленно игнорировать призывные мероприятия или не прийти по повестке на отправку, то на призывника могут завести уголовное дело.

Важно:

Только суд решает, был ли у призывника умысел и можно ли его привлечь к уголовной ответственности за уклонение от военной службы.

В практике юристов Службы Помощи Призывникам был случай, когда военный комиссариат передал в Следственный Комитет документы призывника для возбуждения уголовного дела по факту уклонения. Нюанс заключался в том, что молодой человек не явился на отправку, т.к. в этот момент обжаловал решение призывной комиссии. Так как клиент не был виновен, юристы подготовили необходимые документы и добились вынесения постановления о прекращении возбуждении уголовного дела.

Как ищут уклонистов от армии?

Любопытная информация для тех, кто размышляет, как скрыться от призыва: долго избегать встречи с военкоматом не получится. Если молодой человек не явился по подписанной повестке, начинается от армии. Сначала военкомат передает сведения о гражданине в следственный комитет. После их рассмотрения сотрудники СК вызывают призывника на явку к следователю. Если повестку вручить не получается (молодой человек сменил место жительства и телефон), возбуждается личное дело по статье 328 УК РФ. Гражданина объявляют в федеральный розыск.

Найти уклониста несложно. Покупка билетов на вокзале, использование пластиковой банковской карты, получение любых документов, оформление кредита или трудоустройство позволяют обнаружить место пребывания исчезнувшего гражданина.

Чтобы не посадили за уклонение от армии

Ответственности за отказ идти в армию не избежать. Если уплата административного штрафа не такое страшное наказание, то получить срок за уклонение от службы в армии захочет не каждый призывник. К тому же уголовное дело уклониста не станет причиной для зачисления в запас, и после погашения судимости юноша все равно будет призван на службу. Поэтому единственное верное решение: не скрываться от военкомата, а добровольно явиться по подписанной повестке, пройти призывные мероприятия и освободиться от службы .

Здравствуйте.

Согласно ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов ;
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете.

Статья 26.

1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
3. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»

34. После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу . При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
В случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар в установленном порядке направляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел персональные письменные обращениядля принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия.

Для реализации указанных направлений деятельности был принят совместный приказ Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007

«Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» согласно которому

5. Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):
а) при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;
б) направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;
в) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом «к» пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;
г) при невозможности осуществления доставления лица в сроки, указанные в обращении, а также в случае отсутствия лица, подлежащего доставлению, немедленно извещают об этом инициатора доставления с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению этого обращения;
д) при получении определения военного комиссара о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организуют привод данного лица в установленном порядке;
е) осуществляют учет полученных от военных комиссаров персональных обращений, обращений о доставлении лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, определений о приводе, а также анализ результатов их рассмотрения;
ж) организуют ведение контрольно-наблюдательного дела, в котором систематизируются материалы о результатах работы по взаимодействию с военными комиссариатами в области осуществления мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу;
з) организуют в соответствии с требованиями нормативных правовых актов розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, связанную с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, при наличии возбужденного в отношении указанных лиц уголовного дела;
и) направляют еженедельно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу председателям призывных комиссий муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения информацию о результатах проведения мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.

Один из самых популярных вопросов, которые призывники и их родители задают на консультациях, является вопрос «а что будет, если я не явлюсь по повестке?» или «а что будет, если я не открою дверь сотруднику военкомата, который принес повестку?», а еще «а что будет, если я скажу, что сына нет дома?».

Так вот. Особо ничего страншного не будет. Только надо понимать,что иногда такие действия могут привести к совсем печальных последствиям. Это не точный прогноз и не предсказание будущего для каждого призывника, который бегает от призыва. Но факты возбуждения уголовных дел есть.

Давайте разберемся, что же все-таки бывает за не открывание дверей и игру в прятки.

По официальным данным с 2009 по 2014 год количество уклонистов ежегодно составляет более 200 тысяч человек, однако к уголовной ответственности были привлечены единицы (потому что доказать факт уклонения очень сложно, но возможно ). Конечно, данные эти далеко не актуальные (личное мнение автора статьи ) , так как в ряды уклонистов (по опыту автора в сфере защиты прав призывников ) могут зачислить даже того призывника, который в судебном порядке отстаивает свое право, на пример, на получение отсрочки.

Я расскажу, какие действия призывника в соответствии с действующим законодательством считаются уклонением от воинской обязанности и какая ответственность за это предусмотрена .

Законодательство РФ разделяет действия по уклонению от призыва на военную службу (ч.1 ст.328 УК РФ) — это уголовная ответственность , и неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — административная ответственность (ст.ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ).

По общей практике, чтобы правильно квалифицировать действия (или бездействие) призывника, необходимо установить, с какой целью он не исполняет возложенные на него обязанности.

Когда наступает административная ответственность (штрафы от 100 до 500 рублей):

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по повестке военкомата без ;
  • неявка в военкомат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования (к примеру, переезд из одного района города в другой район ), место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев;
  • несообщение об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства или место пребывания, расположенное в в том же муниципальном образовании;
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению.

Когда наступает уголовная ответственность?

Ст. 328 УК РФ, в которой прописана ответственность за уклонение от прохождения воинской службы, как-то очень обтекаемо говорит о том, когда можно привлечь призывника к уголовной ответственности.

Более детально об этом говорит другой нормативный документ — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3

  • ответственность наступает в случае уклонения от призыва при отсутствии законных оснований для освобождения от службы. (Судебная практика говорит, что этими случаями могут быть неявка по повесткам военкомата, неявка по истечении действия уважительной причины и т. д.).
  • Так же сюда можно добавить самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы.
  • Как уклонение от призыва расценивается судом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов, дачи взятки и т.п.
  • Отказ призывника от получения повестки с целью уклониться таким образом от призыва
  • Сюда же можно отнести факт проживания не по месту регистрации с целью укрыться от вручения повестки и много других случаев.

В каких случаях ответственность не наступает?

При решении вопроса о виновности лица суд устанавливает наличие в его действиях умысла на уклонение от призыва, а также факт неявки по повестке, отствуие уважительных причин и надлежащего оповещения призывника о явке в военкомат, то есть вручения повестки, на мероприятия, связанные с призывом.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.

Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами .

Если будет установлено, что по закону призывник не подлежал призыву или имел основания для освобождения от воинской обязанности или призыва на военную службу либо для отсрочки призыва, которые существовали до уклонения, суд выносит оправдательный приговор

У каждого гражданина помимо прав есть еще и обязанности. Одной из таких обязанностей в Российской Федерации определяется воинская, а именно служба в армейских рядах. Соответственно, наказание за уклонение от армии, иногда достаточно тяжелое, может постигнуть любого юношу, скрывающегося от военкомата.

Какая может быть ответственность за нарушение закона в 2019 году

В Конституции РФ есть пункт о том, что защита своей Родины является долгом и обязанностью. Мужчины, а при некоторых обстоятельствах и женщины, обязаны прибыть для исполнения воинского долга
Юридические взаимоотношения между призывником и комиссариатом рассматриваются в Федеральном Законе №53 . Параллельно с этим ст.328 Уголовного Кодекса Российской Федерации определяет ответственность за нарушение закона. Наказание за отклонение от армии назначается нарушителю судебным решением.

Существует два варианта наказания за уклон, возлагаемых на граждан за нежелание или игнорирование выполнения своего долга перед государством:

  • Административная ответственность. Когда гражданин игнорирует необходимость встать на учет в военкомате или сняться с него. А так же некоторые другие нарушения действующего законодательства.
  • Уголовное наказание. Когда гражданин намеренно уклоняется от армии.

В каком случае накажут за уклонение

Уклонение от армии считается умышленным при:

  • Отсутствии веских и существенных оснований для неявки;
  • Отказ от явки на медкомиссию, для призыва на воинскую службу по повестке.
Повестка на медкомиссию в военкомат также важна, как и обычная повестка. Наказание за неявку дается в виде административного штрафа или же уклонисты попадают под уголовную ответственность.

Извещение о призыве вручается персонально и под подпись. В ситуации, если призывник или военнообязанный отсутствует, то повестка вручается ответственному лицу по месту проживания, обучения. Розыск тех, кто занимается уклонением от службы, при необходимости, может проводиться сотрудниками полиции, которые в пределах своей компетенции участвуют в поисковых работах и, при обнаружении, задержат «уклониста».

Хочешь получить освобождение от армии без нарушения закона?

Получи консультацию военного юриста по своей ситуации с военкоматом. Ты узнаешь, как пошагово получить военный билет и не служить в армии.

* мы гарантируем конфиденциальность ваших данных

Если уклонения от воинской службы установлен, нарушителя можно привлечь, в зависимости от серьезности действий, по административной или уголовной статье. По факту обнаружения нежелания служить, противозаконных оснований для отсрочки и других возможных причин, противоречащих законодательству России, военный комиссар или призывная комиссия предают документы на нарушителя в органы следствия.

Оспорить решение об административной ответственности, в случае несогласия с ним, юноша имеет право в десятидневный срок, с момента его вынесения. Для этого необходимо подать претензию в вышестоящую инстанцию: военком, суд или прокуратура.

Обстоятельства, признающиеся уважительными, согласно действующим законам:

  • Телесное повреждение или потеря трудоспособности по болезни у призываемого;
  • Серьезные заболевания близких и родственников или их похороны, сложное материальное положение;
  • Иные факторы. Признание их уважительными должно происходить по заключению работников комиссариата или судебных органов.
Имея в наличии какое-либо из обстоятельств, необходимо подтверждать факт полным пакетом документов, иначе последствия не заставят долго ждать.

Штраф и уголовное наказание

При мобилизации административная ответственность накладывается в ситуациях:

  • Отсутствие без веских обстоятельств в месте мобилизации по ;
  • Непостоянной (более 3 месяцев) или перманентной смены места проживания без отметки;
  • Переселения гражданина за пределы РФ, не снявшегося с учета;
  • Непостановки отметки в определенные сроки, при переезде;
  • Отсутствия сообщений о смене места проживания, обучения или работы (в том числе и должности), а так же семейного статуса;
  • Преднамеренного повреждения или ликвидации удостоверений, связанных с военной службой;
  • Несогласия с прохождением медицинской комиссии по призыву или .

Несоблюдение перечисленных пунктов может привести либо к предупреждению за уклон от воинской службы, либо к наложению на нарушителя административных взысканий (статьи 21.5 и 21.6 главы 21 КоАП РФ) на сумму от 100 до 500 рублей.

За уклонение от службы УК РФ предусматривает следующие варианты наказания:

    1. Штраф за уклонение от службы в рядах армии:
  • взимание до 200 тысяч рублей;
  • санкция, исходя из размеров прибыли (зарплата или иная) нарушителя на период до 1,5 лет.

  • 2. Уголовная ответственность:
  • арест на срок до полугода;
  • отбывание наказания в МЛС (возможный срок до двух лет).

Конституцией РФ предусмотрено несение гражданами альтернативной службы. Она предполагает трудовую деятельность, но имеет некоторые особенности. Если же человек отказывается от несения и такого вида службы, то и в этом случае определены виды наказания:

  • штраф до 80 тысяч рублей;
  • санкции, исходя из размеров прибыли (зарплата или иная) на период осуждения до 6 месяцев;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • арест на срок до полугода.
является обязательным для тех, кто не может брать в руки стрелковое оружие по религиозным убеждениям

Все мужчины должны числиться на учете в комиссариате. Если же у человека имеются законные основания для отклонения, то он может отсрочить, либо вообще полностью освободиться от армии. Главное – уметь правильно воспользоваться своими правами.

Если вам нужна юридическая консультация по вопросам освобождения от армейской службы законно, то записывайтесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или в форме ниже.