Что значит активное право. Разница между активным и пассивным избирательным правом

— организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО:

В современных исследованиях право на участие в выборах признается исключительно политическим правом гражданина, а институт выборов рассматривается только во взаимосвязи с избирательным правом. В связи"с этим избирательное право анализируется автором в двух значениях: объективном и субъективном, что подчеркивает значимость рассмотрения данной проблемы в отечественной юридической науке.

В правовом государстве политические права и свободы граждан составляют важную и основную часть правового статуса индивидов. Данные права создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Политические права и свободы по существу являются одной из основ личной свободы человека: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Отсюда следует* что политические права, как правило, признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства: в отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Следует согласиться с мнением В. А. Лебедева о том, что сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством1. Особенности данных взаимоотношений проявляются, с одной стороны, в виде права на участие в формировании не только государственных органов, но и политики государства в целом, с другой стороны, право на свободу определяется возможностью для индивида воздействовать на общественные отношения. .

В систему политических прав и свобод включают право на гражданство, право на власть, право на участие в осуществлении верховной (законодательной, судебной, прокурорско-надзорной) власти, право на принятие властных решений на референдумах, право избирать и быть избранным, право на свободу мысли, слова, выражения мнений, право на информацию2, право на объединение в политические партии и общественно-политические объединения, право собраний, демонстраций, пикетов, митингов, шествий, право на обращения и т.п. Таким образом, политические права и свободы представляют собой достаточно сложную систему. .

Политические праваи свободы реализуются через систему основныхмер и способов воздействия индивида на организацию и деятельность государства, его органов, иных субъектов политической системы. Такое воздействие осуществляется главным образом через выборы и реализацию избирательных прав. Современные исследователи признают право научастие в выборах исключительно политическим

правом гражданина, а институт выборов рассматривают только во взаимосвязи с

избирательным правом.

Избирательное право рассматривается в двух значениях: объективном и субъективном.

В объективном значении под избирательным правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и органов местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Предметом избирательного права можно считать связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане.

В субъективном смысле избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется через активное и пассивное избирательное право. ’

Активное и пассивное избирательное право рассматривалось в советской науке не только как совокупность правовых норм, закрепляющих права избирать и быть избранным (М, А. Постников), а также как воплощение и конкретизация избирательной правосубъектности (А. И. Ким)3. Считалось, что нормы, закрепляющие право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, порождают комплекс субъективных прав (право быть включенным в списки избирателей, право быть зарегистрированным кандидатом и т.д.) и организационно-правовых отношений; однако главным в этом комплексе прав и отношений являются активное и пассивное избирательное право, на основании которых возможно возникновение, изменение и прекращение сопутствующих выборам прав и отношений, т. е. избирательная правосубъектность.

Обращаясь к теме нашей статьи, необходимо подчеркнуть, что граждане, осуществляя свое конституционное право избирать, участвуют в выборах прежде всего в качестве избирателей, которые являются обязательными субъектами избирательных правоотношений, в отсутствие которых процесс выборов теряет свое предназначение.

Избиратели принимают (либо могут принимать) активное и непосредственное участие на всех этапах избирательной кампании. Избирательные права по своему содержанию являются не потенциальной возможностью прав ооб л адания, а реальным средством обеспечения определенного конкретного интереса лиц, охраняемого законом. Следовательно, право избирать - это не возможность участвовать в правоотношениях с избирательной комиссией, а возможность осуществить избрание кандидата в процессе этих отношений4.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 2) избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Данное определение в целом не вызывает возражений, вместе с тем его нельзя признать полным и логически ясным. Во-первых, термин «избиратель» дается через другое определяемое понятие «активное избирательное право», которое также содержится в

ст. 2 указанного Федерального закона. Данное обстоятельство противоречит логике. Также важно учитывать, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, признание гражданина Российской Федерации избирателем напрямую зависит от признаков, являющихся необходимыми для наделения гражданина Российской Федерации активным избирательным правом. Во-вторых, правом избирать в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, наделяются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. ,

Активное и пассивное избирательное право реализуются через ряд таких производных прав, как право на выдвижение кандидатов, право на участие в голосовании, право на получение открепительного удостоверения и др.

На обладание активным избирательным правом оказывает влияние ряд факторов. ■ .

Во-первых, это достижение определенного в законе возраста. Как известно, возраст является одним из критериев определения способности индивида быть участником каких-либо общественных отношений. С социальной точки зрения важен не возраст сам по себе, а степень физической, моральной, политической зрелости личности, которая предопределяется возрастом.

Во-вторых, обладание активным избирательным правом зависит от наличия российского гражданства. Хотя российское законодательство допускает наделение иностранных граждан правомочиями субъекта избирательного права в установленных международными договорами случаях. Необходимо отметить, что все имеющиеся в российском законодательстве ограничения прав иностранцев в области избирательных отношений не означают какого-либо отступления от демократических начал определения правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Они являются общепринятыми в международной практике, вытекают из самого существа государственного суверенитета и необходимости охраны интересов российского народа.

В-третьих, обладание избирательной дееспособностью зависит от отсутствия следующих обстоятельств: признание судом граждан недееспособными; содержание в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Указанные ограничения относятся к охранным цензам избирательного права и носят временный характер, т. е. восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда. Их применение призвано вывести из числа участвующих в выборах категорию лиц, влияние которой на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима и не связано с нарушением представлений о справедливости.

В соответствии с действующим федеральным законодательством активное избирательное право реализуется посредством участия граждан Российской Федерации в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права

Всеобщим является такое избирательное право, когда все индивиды, обладающие избирательной правосубъектностью, имеют право участвовать в выборах,

Равными считаются выборы, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Следовательно, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

К изложенному следует добавить, что участие граждан Российской Федерации в выборах является добровольным и никто не вправе оказать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Если основываться на определений активного избирательного права, раскрытого в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то получается, что оно сводится к голосованию на выборах. Безусловно, наиболее ответственной стадией избирательного процесса является голосование. Не случайно, некоторые ученые говорят о голосовании как о «развязке» всей избирательной кампании5. Голосование - одна из ведущих стадий избирательного процесса, включающая комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах6.

Важнейшим звеном выборов является акт избрания. В чем же заключается его суть? С одной стороны, выборы -1 способ осуществления коллективного и индивидуального права избирать, с другой - способ осуществления индивидуального права быть избранным. Думается, что акт избрания заключается в регулярном осуществлении гражданами в законодательно установленном порядке права на самостоятельное и свободное определение персонального состава депутатов (выборных должностных лиц) и вытекающем отсюда праве последних занять соответствующие должности. То есть в данном случае коллективному праву избирателей корреспондирует не обязанность избранных лиц вступить в соответствующие полномочия, а именно право.

Таким образом, основная цель реализации активного избирательного права заключается в выявлении воли избирателей, посредством которой персональный состав выборных органов народного представительства наделяется соответствующими полномочиями. Получается, что сам факт выявления воли избирателей происходит посредством голосования, но для обеспечения объективности волеизъявления необходим целый комплекс организационно-правовых мероприятий, которые реализуются на разных стадиях избирательного процесса. С. Д. Князев в качестве обязательных стадий избирательного процесса выделяет следующие: назначение выборов; формирование организационно-технологической основы выбо-

ров; выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); агитация при проведении выборов; голосование; определение итогов голосования, результатов выборов и их легитимация. Кроме того, он выделяет и факультативные стадии: приостановление или перенос выборов; дополнительное выдвижение кандидатов; повторное голосование7.

Представляется обоснованным, что на каждой стадии избирательного процесса осуществляются мероприятия, обеспечивающие реализацию активного избирательного права. Например, коллективное волеизъявление избирателей предполагает, во-первых, возможность обладания гражданами исчерпывающей избирательной информацией; во-вторых, наличие развитых организационно-правовых форм выявления, заявления, отстаивания и соотнесения между собой различных, значимых в контексте выборов, социальных интересов и позиций; в-третьих, использование при установлении итогов выборов справедливого механизма выведения результативной воли корпуса избирателей. Все это важно с учетом того, что корпус избирателей (коллективный избиратель) не обладает, в отличие от шщи-видов или организаций, единством воли. Его единую волю приходится выводить посредством состязательного механизма выборов, к тому же соединенного с иными социальными институтами волеизъявления граждан.

Таким образом, признание выборов легитимными невозможно без осуществления целого ряда организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию активного избирательного права граждан Российской Федерации. Но зачастую сами по себе выборы могут и не отражать действительной воли населения или искажать ее, в том числе и посредством манипулирования воли избирателей, навязывания людям чуждых их интересам позиций. Именно это является одной из причин существования такого явления, как неверие в действенность выборов и отрицательное отношение к участию в выборах.

Примечания

1 Лебедев В. А, Конституционно-правовая охрана и защита драв и свобод человека и гражданина в России. М., 2005. С. 21-24.

2 Хижняк В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Россий-

3 Ким А, К Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. М., 1965.

4 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 28.

* государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. С. 105.

7 Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2000. С. 22-23. . "

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случилось в 1945 году, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971 году.

Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий. Ценз оседлости ограничивает электоральную активность мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии – один год, в Норвегии – 5 лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены "представители эксплуататорских классов".

Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов.



Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Порядок выдвижения кандидатов

Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандидат в парламент должен внести залог в сумме 150 фунтов стерлингов. Партия, выставившая своих кандидатов во всех округах, вносит 100 тысяч фунтов стерлингов. Залог не возвращается кандидату, набравшему менее 1/8 голосов избирателей. Во Франции выдвижение кандидата в Национальное собрание требует залога в 1000 франков, который не возвращается, если претендент набрал менее 5 процентов голосов. Избирательный залог на пост президента Франции составляет 10 тысяч франков. Законодательством Республики Беларусь избирательный залог не предусмотрен.

Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способов такого выдвижения.

1. Кандидатов выдвигают партии, общественные организации путем подачи петиций. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей, например, в Швейцарии 15 избирателями. В Беларуси кандидаты выдвигаются политическими партиями, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

2. Сам кандидат подает заявление, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями. Так, в Англии достаточно 10 подписей, В ФРГ – 200 подписей. В Беларуси гражданин сам себя выдвинуть не может.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов. Такая процедура называется праймериз или первичные выборы. Через первичные выборы можно определить наиболее популярных кандидатов, которые и выходят затем на общие выборы. Первичные выборы широко распространены в США.

Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам термин "голосование" пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался на общем собрании граждан общими выкриками. Избранным становился тот, за кого громче всех кричали собравшиеся. Из античных Афин дошло до нас слово "урна". Именно в урну древние афиняне опускали свои черные или белые камни во время голосования. Черный камень обозначал голосование против.

В наше время в большинстве стран пользуются бумажными бюллетенями или электронным голосованием, хотя есть примеры нетрадиционных форм вотирования. Так, в ходе местных выборов в Уганде предусматривается выстраивание избирателей на центральной площади поселка в колонну. Тот кандидат, за которым построилось больше людей, чья колонна оказалась длиннее, становится победителем. Оборачиваться и перебегать из колонны в колонну запрещается.

Можно выделить три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное . (Д.Левчик. Технология избирательной кампании в России. М. – 1994. – С. 16). При альтернативном голосовании избиратель имеет один голос, который он может отдать "за" или "против" кандидата или партию. При коммулятивном голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии или распределить их между кандидатами по своему желанию. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Возможны варианты перечисленных типов голосования.

Абсентеизм

Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Во многих странах абсентеизм – достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.

Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важный гражданский долг.

Виды избирательных систем

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Избирательные права иностранных граждан

Ранее действовавший Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июня 1997 года № 89−ФЗ, содержал положения о праве граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме. Однако он утратил свою силу в связи с подписанием Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Договор о создании союзного государства не содержит прямых указаний на избирательные права (ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации России до 2020 года трактовал максимально широко содержащееся в Союзном договоре указание на национальный правовой режим в отношении граждан страны-партнера, но после назначения нового состава ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сведений о таком широком толковании не имеется).

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 3

Реализация конституционного права граждан избирать и быть избранным влечет за собой определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. И, поэтому, вполне естественно, что в качестве действий, помогающих участникам избирательного процесса реализовать свое право избирать и быть избранным, они имеют право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Потому что избирают в РФ, и ведь те кто в РФ они с самого начала понимают что здесь, и как здесь, а ты представляешь что будет если к нам пойдут избирать Немцы, Итальянцы, То получится не Россия а какой то Совсем другой город!! ! Другая Италия, Испания и т. д. Понял.

Гы! Однако ржу-ни-магу.. . А кто деньги давать будет, Латынина? А денег у неё хватит? У меня есть иное предложение: ввести принцип римской демократии, но боюсь что в данном случае подавляющее большинство крикунов придётся лишать гражданства, со всеми последующими проблемами.

Статья 32 Конституции РФ

Косвенной формой участия граждан в отправлении правосудия является также осуществление гражданами полномочий членов квалификационных коллегий судей, представляющих общественность или несудебные органы публичной власти*(418). Квалификационные коллегии судей выступают элементом организационного механизма обеспечения осуществления правосудия, а их члены реализуют функцию содействия надлежащему функционированию аппарата судебной власти и контроля над ним прежде всего с точки зрения профессионализма.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Иные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и особый правовой статус заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в ст. 32 Конституции и Законе о судебной системе РФ.

Статья 4

1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и от 15 января 1998 года № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; 1998. № 4. Ст. 532.

5. Пассивное избирательное право относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации установлены требования для кандидата на должность Президента Российской Федерации (постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет). Таким образом, ни для одной выборной должности, кроме должности Президента Российской Федерации, не может устанавливаться обязательное требование нахождения места жительства на определенной территории Российской Федерации.

Избирательное право -это

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в раннее средневековье (в том числе на Руси в виде народного вече).

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Особенности избирательного права военнослужащих (Назарова И

Таким образом, основная часть избирательного корпуса территориального публичного коллектива состоит из граждан РФ, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах данного территориального образования. Следовательно, основным «ограничителем» активного избирательного права определен ценз места жительства.

Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет три конкретных политических права:

Кто не обладает избирательным правом

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя .

Активное избирательное право: что это такое, и кто им обладает

Если рассматривать первый вариант, то для него характерной особенностью является то, что любой гражданин своей страны может прийти на выборы и сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. Если рассматривать пассивное избирательное право, то здесь уже подразумевается участвовать в выборах, как кандидат на избираемую должность.

Посещать избирательный участок для голосования на референдуме жители РФ имеют право, независимо от пола, расы и национальности. Но имеется категория людей, которым такое право не предоставляется. Например лица, которые по решению суда являются недееспособными или отбывают наказание в тюрьме, изъявлять свою волю не имеет права.

30 Июл 2018 1087

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право гражданина избирать в национальные органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в голосовании на референдуме и при осуществлении иных форм непосредственной демократии. Активным это право называется потому, что сам гражданин должен его реализовывать своими действиями: иногда быть включённым в избирательный список при добровольной форме регистрации (как, например, во Франции), самому явиться на избирательный участок, получить бюллетень, заполнить его, выбрать кандидатов или политическое объединение (при голосовании списком), за которых он желает проголосовать, опустить бюллетень в урну.

Практически во всех странах мира активное избирательное право принадлежит совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и других условий, но при соблюдении некоторых цензов (возрастной ценз, иногда ценз оседлости и ряд др.). По общему правилу активным избирательным правом обладают собственные граждане страны, что является реализацией принципа народного суверенитета: только собственные граждане могут выбирать руководящие органы своей страны. В конце 20 века появились определённые исключения из этого правила. Так, в соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1993 года государства - члены Европейского союза (ЕС) предоставили право избирать и быть избранными в местные органы самоуправления гражданам других государств — членов этого Союза, проживающим на их территории. Это объясняется тем, что в соответствии с концепцией ЕС органы местного самоуправления не являются выразителями народного суверенитета, а выборы в них рассматриваются как административные.

Введение всеобщего активного избирательного права необходимо для того, чтобы позволить всем гражданам, равным в правах, выражать свою волю по основным направлениям национальной политики, предлагаемым кандидатами и политическими партиями на выборах и при применении различных форм непосредственной демократии. Круг лиц, обладающих правом голоса, ограничивается так называемыми избирательными цензами (квалификациями), которым должно удовлетворять физическое лицо, чтобы обладать активным или пассивным избирательным правом.

В Российской Федерации, согласно действующему законодательству (прежде всего Конституции Российской Федерации 1993 года и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002), активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. Они имеют право избирать, голосовать на референдуме, а также участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Активное избирательное право предоставляется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Обладающий активным избирательным правом гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации в день выборов в федеральные органы государственной власти, проведения референдума Российской Федерации и даже не имеющий открепительного удостоверения, может проголосовать по факту своей явки в помещение участковой комиссии для голосования. При этом он должен быть внесён в избирательный список.

Регистрация избирателей возлагается на избирательные комиссии на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) избирателей. Избиратель может проголосовать только на одном избирательном участке, участке референдума.

Лишены активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Смотри также Избирательное право, Всеобщее избирательное право.