Дополнительные вопросы. Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф

«Каждый человек — это целый мир», — утверждал Федор Михайло-вич Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каж-дый человек — это еще и тайна, в особенности русский человек. Не слу-чайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: «Может быть, точно, всякий человек — за-гадка». «Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля», — говорит один из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и нака-зание».

Загадочные, широкие, неоднозначные, внутренне противоречивые… Та-ков и Родион Раскольников — главный герой романа.

Писатель мастерски включил в композицию романа внутренние моно-логи, в которых передал духовную жизнь Родиона Романовича в непрерыв-ной смене его мыслей, чувств, воспоминаний.

«Ну зачем теперь я иду? Разве я способен на это?» — рассуждает Рас-кольников по пути к дому старухи-процентщицы. «О боже, как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко!» — говорил он, выходя от нее. Находясь в распивочной, сам себе противоре-чит: «Всё это вздор… и нечем тут было смущаться».

Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а за-тем и на преступление?

В три последних дня перед убийством его мысли и душа особенно близко сталкиваются с трагедией жизни в страшном и жестоком мире. Сколь-ко боли и горечи звучит в монологе Родиона после посещения семьи Мар-меладовых. За судьбой Сони, вынужденной продавать себя ради жизни близких людей, перед Раскольниковым встает судьба человечества и чело-века униженного, оскорбленного и доведенного до нищеты. По его мнению, подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой ценой: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец — человек привыкает!»

Но герой вдруг задумывается. И ход его мыслей меняется. Он уже со-мневается в своих выводах и приходит к противоположному утверждению: «…Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

Если согласиться с Раскольниковым, что такое состояние жизни не под-лость, то и поступок Сони можно оправдать, так как «неразрешимость» ситуации зависит не от нее, а от состояния окружающего мира. В чем же виновата эта девушка, которая пожертвовала собой ради спасения сестер и брата? В чем же виноваты эти дети? За какие грехи наказаны такой страшной судьбой? Нет, бедствия человечества порождены не извечной подлостью, людской, а скорее всего покорностью большинства насилию немногих. Значит, и спасти человечество способен властитель, который желает добра людям и поведет их к счастью, даже нарушая нравственные законы. При-мерно так движется мысль Раскольникова: обретение власти, защита «уни-женных и оскорбленных» от насилия насилием, но с благой целью — так путем, долгих раздумий рождается его теория. И в монологах-размышлениях, после чтения письма матери, встречи с пьяной девочкой на буль-варе вновь живая боль за человека перекликается с мыслью: «Так тому и следует быть!»

Постоянно сознание Родиона Раскольникова как бы раздваивается: он всё время спорит сам с собой. В этом и заключается своеобразие внутрен-него монолога героев Достоевского — его диалогичность. «На какое дело покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!»

Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей тео-рии, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убий-ства до признания — это напряженный внутренний монолог, не прекра-щающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния — всё это ложится невыноси-мым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников. Материал с сайта

Внутренние монологи помогают также понять, почему Родион пришел с повинной, хотя был убежден в правоте своей теории. Он пришел к людям, к жизни. И его внутренний монолог подтверждает это: «Довольно! Прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь провидения!.. Есть жизнь! Не умер-ла еще моя жизнь вместе со старою старухой!»

Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла!

Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувство-вать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал мно-гомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обнов-ления и перерождения.

И я, так долго бывшая свидетелем напряженной борьбы рассудка и совести Родиона Раскольникова, его мучительных сомнений, колебаний, страданий, рада нравственному очищению души героя в результате сми-рения и покаяния, веры в жизнь. В сознании Родиона Романовича выраба-тывается что-то другое.

«…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне обновившимся суще-ством своим…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты сомнений раскольникова перед убийством
  • монолог раскольникова часть 6
  • внутренние монологи раскольникова мысль об убийстве старухи
  • коли действительно не подлец род человеческий
  • цитаты родиона раскольникова после убийства

На вопрос ради чего раскольников идет на преступление в произведении преступление и наказание? заданный автором Елена Дроздова лучший ответ это Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из несчастья людей. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений. По теории успешного предпринимателя П. П. Лужина, желающего жениться на Дунечке Раскольниковой, получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем. Раскольников не желает принимать такой философии, он «заботится» о счастье всех людей, хочет всемирного блага. Но не только ради мести Родион совершает свое преступление. Важно, что его протест и возмущение сочетается с теорией «сильной личности». Презрение к современному обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность.
Героя начинает мучить совесть. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Таким образом, роман «Преступление и наказание» помогает понять: нельзя прийти к благу через убийство.

Ответ от Андрей Никоненко [новичек]
так в книжке все четко написано! Читай! Студент!))


Ответ от Анастасия [эксперт]
Раскольников наблюдал за жизнью, размышлял над событиями истории и решил, что развитие истории происходит за счет чьих-то страданий, жертв. Есть люди, безропотно всему подчинявшиеся, - «твари дрожащие» . А есть люди, устанавливающие свои правила, играющие судьбами «обыкновенных» , нарушающие моральные устои общества, - «сильные мира сего» .
«Сильные мира сего» разрешают себе пролитие крови и жертвенность со стороны масс, прикрывают свои преступные действия идеями, якобы направленными на прогресс общества. Но это далеко не так.
Идея Раскольникова совсем не наивна. Это крайнее выражение идеологией, рожденный капиталистическим обществом. Беспощадность по отношению к массам, карьеризм, попрание законов – все это составные части его теории.
Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивае5тся с вопросом, к какой же категории принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?..» . Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя: выдержит ли он эту проверку? Является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном?
Вынашивая свою идею, Раскольников мечтает о роли властелина и спасителя человечества одновременно. Но главным и решающим в его жизни являлась самопроверка. Он признается Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того и убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… »
Однако нравственность и логика героя постоянно переплетаются с его душой, заставляющей совершать «нелепые» поступки: сострадать несчастью Мармеладовых, жалеть опозоренную девочку на бульваре, ненавидеть свидригайловых и лужиных.
«На такой дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! » - думает Раскольников, пораженный страхом встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает унижением свою причастность к «обыкновенным» людям. Черты обыкновенности он в себе презирает. Так возникает конфликт между сознанием Раскольникова и его поведением. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно «я» контролируется сознанием героя, а другое совершает безотчетные душевные движения и поступки. Нужно заметить, что Раскольников идет на преступление, потеряв всякий контроль над собой, движения его механические, речь обрывиста, бессвязна, руки дрожат, все как в бреду: «Он чувствовал, что теряется, что ему почти страшно, до того страшно что кажется… он бы убежал от нее…» .


Ответ от Metallistka [гуру]
1 ему нужно было прокормить мать и сестру 2 он хотел доказать свою теорию


Ответ от Анатолий Григорьев [гуру]
Псих потому что.


Ответ от Алексей Полуэктов [новичек]
Раскольников идет на преступление из-за своих личных убеждений, а именно из-за своей теории, в которой он делит людей на "властьимеющих"(Наполеон, Магомет) и "тварей дрожащих"(всех остальных людей). Он не хотел бы "тварью дрожащей" и решил пойти на убийство, чтобы таким образом узнать к какой группе он относится. Еще Родиону нужны были деньги, этот фактор тоже способствовал совершению преступления, так как он очень тяжело переживал нищету.


Ответ от Альбина Ахатова [активный]
Раскольников убивает, чтобы доказать себе - он "не тварь дрожащая, а право имеет... " Пренебрегая общепринятыми правилами морали, Родион Романович хочет доказать, что есть люди. для которых убийство - не преступление, а достижение каких-то своих целей. к таким людям он первоначально относит себя. решив убить никчемную старушку -процентщицу, Раскольников надеется искупить свою вину "сотней добрых дел", отдав её деньги нуждающимся.


3. Нравственные муки Раскольникова:

Сомнения перед убийством;

Признание Раскольникова Соне;

Переоценка «идеи» Раскольниковым.

4. Гуманизм романа.

1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.

2. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.

Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

3. Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, - сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:

«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

Это человек-то вошь!

Да ведь я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру.»

Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.

Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

4. Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью - «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Когда происходит у Раскольникова соприкосновение идеи убийства с личными мотивами?

2. Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова?

3. Когда приходит к Раскольникову мысль искупления и спасения?

Л. Н. Толстой

Вопрос 25. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Образ народа в романе - толстовский идеал «простоты, добра и правды».

3. Две России.

4. «Дубина народной войны».

5. «Мысль народная».

6. Кутузов - выразитель патриотического духа народа.

7. Народ - спаситель России.

1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.

(392 слова)

Главным героем романа Ф.М. Достоевского является студент Родион Раскольников. Именно через повествование о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Всё произведение является, по сути, разоблачением первых около-ницшеанских идей, которые приобрели определённую популярность в конце XIX века. Не случайно герой является выходцем из студенческой среды, более всего подверженной самым разнообразным веяниям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но крайне бедный молодой человек, он живёт в убогой квартирке и не может продолжать обучение. В голове героя приживается идея о превосходстве одних людей над другими. Себя он, само собой, относит именно к высшей категории, а остальных считает бесполезной серой массой. Следуя своей же логике, теоретик ницшеанства решается на убийство мерзкой старухи, чтобы использовать её деньги на благие дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, то отказываясь от этой затеи, то снова возвращаясь к ней. Он видит сон, в котором он ещё ребёнком плачет над забитой лошадью, и понимает, что не сможет убить человека, но случайно услышав, что старуха будет дома одна, всё-таки решается на преступление. Наш герой разработал безупречный план, однако всё заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и её беременную сестру, и в панике сбегает, прихватив с собой лишь горстку украшений. Раскольников — не злодей и не безумец, но безденежье, болезнь и безысходность доводят его до отчаяния.

Совершив преступление, Родион теряет покой. Его болезнь обостряется, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых вновь и вновь переживает случившееся. Постоянно усиливающийся страх разоблачения терзает его, а изнутри героя мучает совесть, хоть и сам он в этом не признаётся. Ещё одно чувство, ставшее неотъемлемой частью Раскольникова, стало одиночество. Переступив закон и мораль, он отделил себя от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дуня и мать Пульхерия становятся ему чужими и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, тоже переступила закон и мораль, а потому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на оправдание, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

В конце концов, Раскольников разочаровывается в себе и сдаётся полиции. Однако, Родион все еще продолжает верить в свою теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Только в эпилоге к нему приходит осознание бессмысленности и жестокости этой идеи, и, отрёкшись от нее, герой встаёт на путь духовного возрождения.

Именно через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, а возвышает христианство и человеколюбие.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Черты каких жанров можно выделить в рассказе Достоевского? Есть ли у предшественников Достоевского в русской литературе похожие произведения?

2. Почему герой-рассказчик называет себя смешным человеком?

3. С чем связаны в начале рассказа мысли героя о самоубийстве?

4. Как можно охарактеризовать цивилизацию, встреченную им на другой планете?

5. Почему одному человеку удалось «заразить» совершенное человечество земными пороками?

6. Какие идеи религиозной философии Достоевского нашли отражение в рассказе?

7. В чём смысл финала рассказа?

Роман "Преступление и наказание"


Раскольников (Георгий Тараторкин) в экранизации романа "Преступление и наказание" (1969, реж. Лев Кулиджанов)

I. «Преступление и наказание»: история замысла и прототипы. Петербург Достоевского

1. Какие события в жизни России и в жизни самого писателя повлияли на создание романа?

2. Каким был первоначальный замысел романа?

3. Каковы реальные, исторические и литературные прототипы Раскольникова?

4. В чём жанровое своеобразие романа? Что означает термин «полифонический роман»?

5. Почему «Преступление и наказание» называют «петербургским романом»?

6. Каким мы видим Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Гончарова, Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Достоевского?

7. С помощью каких художественных средств изображается Петербург Достоевского (часть первая, главы 1 – 3; часть вторая, главы 1, 2, 6, 7; часть четвёртая, глава 4; часть пятая, глава 5; часть шестая, главы 3,6) ?

8. Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?

Петербургские улицы

II. Теория Раскольникова. Путь к преступлению

10. Что побудило Раскольникова решиться на преступление? Каковы личные и социально-философские истоки преступления Раскольникова? Почему Раскольников решается на «убийство по совести»?

11. В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была «проба»?

12. Каков смысл первого сна Раскольникова?

13. В чём суть теории Раскольникова? (часть III, глава V) . Почему в романе нет текста статьи Раскольникова, а есть только дискуссия о ней?

14. Найдите в тексте первой части романа факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, опровергающие её.

Раскольников (Георгий Тараторкин) и Порфирий Петрович (Иннокентий Смоктуновский) в экранизации романа "Преступление и наказание" (1969, реж. Лев Кулиджанов)

III. Раскольников в системе образов романа. Крушение теории

15. Можно ли утверждать, что душевные муки Раскольникова начинаются ещё до преступления? Когда он впервые почувствовал несостоятельность своей теории?

16. Почему значительная часть романа посвящена «наказанию» Раскольникова? В чём заключается его «наказание»?

17. О каких мотивах преступления говорит Соне Раскольников? Противоречит ли Раскольников самому себе? Для ответа на вопрос заполните таблицу, выписав из текста цитаты :

18. Почему Раскольников приходит со своим страданием именно к Соне?

19. Справедливо ли Раскольников считает Соню тоже преступницей?

20. С какой целью Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря? Что значит эта притча для героя?

21. Какой путь спасения предлагает Раскольникову Соня?

22. Почему Соня последует за ним на каторгу?

23. На кого из «положительно прекрасных героев» Достоевского похожа Соня?

25. Какую «теорию» проповедует Лужин? С какой целью он готов взять в жёны бедную сестру Раскольникова?

26. Чем близок Раскольникову Свидригайлов? Почему Свидригайлов ищет общения с Раскольниковым и говорит о некой «общей точке»?

27. Почему Раскольников с ужасом отшатывается и от Лужина, и от Свидригайлова?

28. Проследите динамику взаимоотношений Раскольникова и Порфирия Петровича. Каков смысл их психологических поединков? Как Порфирий Петрович относится к Раскольникову?

29. В чём смысл сна Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху? Почему старуха смеётся над ним? Что символизирует толпа на лестнице?

30. Кто из персонажей романа, по вашему мнению, сыграл наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

31. Почему, на ваш взгляд, Раскольников всё же признаётся в совершённом преступлении? Возможен ли был иной исход?

32. Каков символический смысл видения Раскольникова на каторге?

33. Можно ли утверждать, что Раскольников раскаялся и находится на пути к нравственному выздоровлению?

Михаил Михайлович Бахтин - советский литературовед, исследователь творчества Достоевского, автор теории "полифонического романа"

IV. Художественные особенности романа

34. Почему вся история преступления и наказания укладывается лишь в 14 дней? С какой целью автор «нагромождает» события в короткий отрезок времени?

35. Как с помощью пространственных деталей подчеркивается кризисное состояние Раскольникова?

36. В чём своеобразие портретных характеристик персонажей?

37. Каково значение цвета и чисел в романе? Приведите примеры.

Роман "Идиот"

Князь Мышкин (Евгений Миронов) в экранизации романа "Идиот" (2003, реж. Владимир Бортко)

1. Что вам известно об истории создания романа? В чём заключался идейный замысел автора? Удалось ли Достоевскому изобразить «положительно прекрасного человека»?

2. В чем смысл названия романа? В каком значении выступает в романе слово «идиот»? Приведите примеры из текста.

3. Есть ли в образе князя Мышкина автобиографические черты самого автора?

4. Что отличает Мышкина от окружающих его людей (Тоцкого, Гани Иволгина, генерала Епанчина)? По каким христианским принципам живёт этот герой?

5. Почему многие персонажи (Лебедев, Птицын, Иволгин) носят "птичьи" фамилии? Как это связано с образом Петербурга в романе?

6. Что роднит князя Мышкина с его литературными предшественниками?

7. Как в романе подчеркнута двойственность главного героя?

8. С какой целью Достоевский акцентирует внимание читателей на отношении князя к детям?

9. Как Мышкин понимает слово «любовь»? Одинаковые ли чувства он испытывает к Настасье Филипповне и Аглае? Какое место занимают эти женщины в жизни князя?

10. Чем интересен характер Настасьи Филипповны? О чем нам говорит ее портрет? Почему только князь сумел понять эту женщину?

11. С какой целью и за что Настасья Филипповна мстит своим «благодетелям»?

12. За что она полюбила Мышкина, которого все считают идиотом? Почему, по-настоящему любя князя, героиня заставляет его страдать?

14. Докажите примерами из текста, что образ Рогожина неразрывно связан со смертью.

15. Почему Рогожин убивает Настасью Филипповну? Что значит такой исход для него и для князя? Можно ли сказать, что Настасья Филипповна сама приблизила свою смерть?

16. В чём символичность финальной сцены романа (ночное бдение Мышкина и Рогожина у тела Настасьи Филипповны)? Чувствует ли князь вину за совершенное Рогожиным преступление?

17. Каково значение эпилога? Как вы считаете, сможет ли князь снова вернуться к нормальной жизни?

Главы из романа "Братья Карамазовы"

Кадры из фильма "Братья Карамазовы" (реж. Иван Пырьев, 1968)

  1. Прочитайте главы "Великий инквизитор" и "Чёрт. Кошмар ивана Фёдоровича".
  2. Что вам известно об истории создания и о сюжетных линиях романа?
  3. Какое место в романе занимают духовные искания Ивана Карамазова? С чем связаны его религиозно-философские размышления?
  4. Почему Иван Фёдорович называет свою поэму «нелепой» и «бестолковой»?
  5. Почему действие поэмы происходит в Испании во времена инквизиции, а не в современной Карамазовым России?
  6. Какое чудо совершает сошедший на землю Христос?
  7. Как Инквизитор реагирует на свершившееся чудо? В какой момент Христа арестовывают по приказу Инквизитора? Почему Иисус не сопротивляется стражникам? Почему, по вашему мнению, народ не пытается защитить Сына Божьего?
  8. Что Инквизитор рассказывает о своём прошлом? С какой целью?
  9. Прав ли Инквизитор, говорящий Христу: «…народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же… бросится подгребать к твоему костру угли»?
  10. В каком значении Инквизитор употребляет слово «свобода»? Выпишите из текста 5 – 6 примеров использования этого слова в разных контекстах.
  11. О каком эпизоде из Евангелия Инквизитор напоминает Христу? В чём, по мнению Инквизитора, Иисус был не прав?
  12. Согласны ли вы с Инквизитором, что людям хлеб дороже свободы? Почему вы так думаете?
  13. Прокомментируйте слова Инквизитора: «Есть три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков для их счастья, – эти силы: чудо, тайна и авторитет».
  14. Что означают слова: а) «Человек ищет не столько бога, сколько чудес»; б) «Потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей»?
  15. Почему Иисус всё время молчит? Почему он целует Инквизитора на прощанье?
  16. Какие события предшествуют явлению чёрта в дом Ивана?
  17. Почему Иван постоянно называет чёрта своей фантазией и отказывается верить в его реальность?
  18. Что особенно неприятно Ивану в болтовне чёрта? Почему?
  19. В чём смысл рассказа чёрта о топоре и о пути в «биллион биллионов лет»?
  20. Есть ли в главе указание на то, что чёрт реален или, напротив, является фантазией Ивана?
  21. Какую новость предсказывает чёрт Ивану?
  22. Какое влияние на русскую и мировую литературу оказал роман "Братья Карамазовы"?