Экспертиза результатов предусмотренных контрактом силами. О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами

  • On 14.09.2016
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Статьи

В соответствии с законом № 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу контракта. Зачем нужна эта процедура, в каких случаях и кем она проводится, а также в каком порядке? Все эти вопросы рассмотрены в данной статье.

Назначение экспертизы

Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).

Когда следует проводить экспертизу

Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг. Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью. Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.

Кто проводит процедуру

В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:

  • свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
  • опыта приемки результатов исполнения контракта;
  • технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

Кто может быть экспертом

В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.

Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:

  • должностные лица заказчика;
  • лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
  • лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
  • близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
  • близкие родственники руководителя или работников поставщика.

Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.

Порядок проведения экспертизы

В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.

Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Экспертиза проведена. Что дальше?

Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:

  • об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
  • о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
  • о расторжении контракта или изменении его условий.

Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.

Проиллюстрируем дела, когда ФАС России проверяла правомерность формулировок о проведении экспертизы, рассмотрим ситуации, когда экспертиза является инструментом для принятия решений при проведении внеплановых проверок, и многое другое.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами, или к ее .

Часть 3 статьи 94 Закона о КС.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закон о контрактной системе не устанавливает исчерпывающих требований к экспертам и самой экспертизе: не указаны сроки, в которые должна проводиться экспертиза , не четко определены обязанности должностных лиц заказчика.

Практика контроля фиксирует многочисленные варианты проведения экспертизы. Приведем некоторые примеры - удачные и не очень.

Формулировки о проведении экспертизы

Для начала проиллюстрируем дела, когда ФАС России проверяла правомерность формулировок о проведении экспертизы. Посмотрим на формулировки, к которым сложно придраться.

Так, в решении по делу № К-483/14 от 24.02.2014 ФАС России признала условие контракта о порядке приемки и экспертизы не противоречащим Закону о контрактной системе. В документации заказчик указал, что генподрядчик после выполнения отдельного этапа работ представляет заказчику до 25 числа текущего месяца акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счет, счет-фактуру.

В документации также было сказано, что заказчик проводит проверку результата выполненных работ по контракту на предмет соответствия работ и отчетной документации условиям контракта.

Установить требование о вызове на экспертизу представителей заказчика также можно, и это, скорее всего, не будет нарушением. Например, можно увидеть такую формулировку: «Согласно условиям проекта контракта проверка соответствия поставленного товара требованиям приложения № 1 к контракту осуществляется заказчиком с участием представителей поставщика в течение не более 10 рабочих дней с момента получения заказчиком от поставщика письменного уведомления о готовности к сдаче товара. По результатам проверки заказчик подписывает акт о приеме-передаче объекта основных средств либо направляет поставщику мотивированный отказ» (см. решение ФАС России по делу № К-1601/14 от 07.11.2014).

Экспертиза как инструмент при внеплановых проверках

Рассмотрим ситуации, когда экспертиза является инструментом для принятия решений при проведении внеплановых проверок.

Претензии к экспертизе по содержанию и форме

В первом случае, который мы представим вашему вниманию, видно, что эксперты так и не смогли четко аргументировать явно просматривающиеся нарушения в действиях должностного лица заказчика (ограничившего участников закупки, т. к. экспертиза была проведена небезупречно по содержанию и форме). Если бы эти параметры были четко установлены, то автоматически исключались бы претензии к самой экспертизе со стороны контрольных органов.

Речь идет о прекращении производства по делу об административном правонарушении Ставропольского УФАС России № 3 от 16.01.2015. В Ставропольское УФАС России из прокуратуры поступило постановление о возбуждении дела по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении директора ГБОУ СПО «Георгиевский колледж».

Согласно акту экспертизы Пятигорской торгово-промышленной палаты в техническом задании были указаны параметры, характерные только для одного разработчика оборудования и его компонентов, характеристики, присущие только одному производителю, определенной модели изделия.

В акте экспертизы было указано, что техническая документация содержала требования к товарам, которые соответствуют ограниченному кругу моделей и ведут к ограничению количества участников, предъявлены требования к товарам, которые не соответствуют техническим характеристикам производителей товара:

  • техническая характеристика узла материнской платы «частота системной шины - не менее 5000 МГц» отсутствует в предложениях производителей, является узко специфическим показателем;
  • частота чипа/памяти 520/1200 имеет расширенный рабочий диапазон по сравнению с диапазоном 810/1070 МГц, но не соответствует условиям контракта, т. к. диапазон 810/1070 МГц подразумевает показатель от 810 МГц.

Должностное лицо Ставропольского УФАС России установило, что заказчиком ГБОУ СПО «Георгиевский колледж» не нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. А именно, требования, установленные заказчиком, не ограничивают количество участников закупки и, как следствие, не влекут за собой ограничение конкуренции.

Так, например, в позиции «частота системной шины» заказчиком установлено значение «не менее 5000 МГц». Следовательно, заказчиком не установлено, что указанная частота может быть только 5000 МГц. Аналогичные требования установлены заказчиком также и в отношении «частота чипа/памяти» и «процессор МФУ 400 МГц», что не нарушает требования действующего законодательства.

В акте экспертизы Пятигорской торгово-промышленной палаты по позиции «процессор МФУ 400 МГц» в числе прочего отмечено: «Данный параметр отсутствует в предложениях производителей, является признаком конкретного изделия, имеется ограничение предложений для других моделей и производителей…». Однако в данном акте не указывается, признаком какого именно конкретного изделия является данный параметр. Вывод УФАС был таков: действия должностного лица не являются нарушением законодательства о контрактной системе и не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Экспертиза, выполненная с нарушением Закона о КС

В следующем примере непринятие во внимание ФАС результатов экспертизы связано с совсем грубым нарушением заказчиком даже тех немногочисленных требований, которые установлены Законом о КС в отношении правил экспертизы.

Как следует из решения Челябинского УФАС по делу № РНП-74-173/2014 от 04.12.2014, контрольный орган не принял во внимание результаты экспертизы заказчика именно потому, что она была сделана путем привлечения сторонних экспертов и экспертных организаций без какого-либо следования законодательству.

Между тем это было ключевым аргументом заказчика, желавшего, чтобы компанию, с которой он расторг в одностороннем порядке контракт по причине ненадлежащей поставки продукции, контрольный орган занес в реестр недобросовестных поставщиков.

Как следует из материалов дела, между ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» и ООО «Медитек» по итогам проведения закупки был заключен контракт на поставку рентгеновской пленки для лучевой диагностики. Основанием расторжения контракта в одностороннем порядке послужило ненадлежащее исполнение ООО «Медитек» своих обязательств по контракту: компания поставила медицинскую термографическую пленку DryStar DT 5000B, несовместимую с термопринтером AGFA DryStar 5302, имеющимся у заказчика. При выводе на печать изображения принтер помимо самого изображения печатал сообщение «Обратитесь в местное представительство сервисной службы».

Представитель заказчика указал на проведенную заказчиком экспертизу поставленной пленки. Согласно акту внешней экспертизы при тестировании работы принтера DryStar 5302 с использованием оригинальной пленки AGFA DT 5000B было установлено, что принтер исправен и работает некорректно только при использовании пленки, поставленной по данному контракту. При экспертизе указанной пленки установлено, что повреждение пленки, а также самодельные изменения отсутствуют.

В доказательство своего вывода представитель заказчика указал на акт внешней экспертизы от 12.08.2014, составленный по результатам проведения ООО «Паритет» экспертизы пленки для термографической печати, поставленной по контракту.

Однако, по мнению поставщика, результаты проведенной заказчиком экспертизы не могут быть приняты во внимание. Ведь компании «Медитек» не были представлены документы, подтверждающие полномочия ООО «Паритет» на проведение такого рода экспертиз, а также подтверждающие квалификацию сотрудников данной организации. Кроме того, заказчик не представил документы, подтверждающие привлечение ООО «Паритет» в качестве экспертной организации, как и само экспертное заключение, которое должно являться обязательным результатом проведенной экспертизы.

Челябинское УФАС поддержало позицию поставщика: экспертиза прошла с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе. Так, в силу части 3 статьи 41 Закона о контрактной системы эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в т. ч. об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

Вместе с тем ООО «Паритет» поставщика о проведении экспертизы не уведомило, в связи с чем нарушило его права и законные интересы. Кроме того, само ООО «Паритет» участвовало в определении поставщика на поставку термопленки, по результатам которого заключен контракт, заняв второе место в аукционе после победителя. Иных доказательств поставки некачественного товара представителем заказчика не представлено.

Возложение расходов на поставщика

Попутно в рамках рассматриваемой темы хотелось бы осветить вопрос о мере переноса расходов по экспертизе на поставщика.

Полностью возлагать расходы по проведению экспертизы на поставщика не допускается, о чем свидетельствует постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении Брянского УФАС России № 41 от 03.02.2015. В проекте контракта было сказано: «…заказчик обязан провести экспертизу поставки товара своими силами или с привлечением экспертных организаций по усмотрению заказчика за счет средств поставщика, при этом объект поставки и цена контракта остаются неизменными». Это возлагает на участника закупки дополнительные финансовые обязательства, не предусмотренные законодательством о контрактной системе. Таким образом, заказчик возложил на участника закупки обязательства, не предусмотренные объектом закупки и противоречащие законодательству о контрактной системе. Безусловно, это было признано неправомерным.

Другое административное дело - когда для проведения экспертизы поставляемых товаров речь идет о возложении на поставщика обязанности предоставления образцов. Это допустимо, что подтверждается практикой. Как следует из решения ФАС России по делу № К-695/15 от 11.06.2015, в пункте 5.2 проекта контракта, проверенного ведомством, заказчиком было установлено следующее: «Для проведения проверки качества товара заказчик дает поставщику распоряжение о направлении заказчику образцов каждой серии товара для проведения анализа независимыми профильными экспертными организациями по контролю качества лекарственных средств. Забор образцов производится в трехкратном количестве упаковок товара, необходимых для проведения одного анализа. Расходы за предоставление образцов несет поставщик». Поставщик обратился с жалобой на эти требования.

На заседании Комиссии ФАС России представители заказчика пояснили, что согласно пункту 3 части 4 статьи 9 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон № 61-ФЗ) государственный контроль при обращении лекарственных средств при гражданском обороте может осуществляться посредством контроля качества лекарственных средств в форме выборочного контроля. В соответствии с Порядком отбора образцов лекарственных средств для проведения испытаний в целях сертификации, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2002 № 383, отбор образцов осуществляется в количестве, необходимом для проведения 3 анализов по всем показателям, предусмотренным нормативными документами.

В соответствии с ГОСТ Р 52249–2009. «Национальный стандарт Российской Федерации правила производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)» количество контрольных и архивных образцов должно быть достаточным для проведения не менее двукратного аналитического контроля серии продукции в соответствии с требованиями, установленными при государственной регистрации.

В случае необходимости следует для каждого вида аналитического контроля использовать невскрытые упаковки.

Пункт 39 приказа Минздрава России от 26.08.2010 № 750н «Об утверждении правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и формы заключения комиссии экспертов» (далее - Правила проведения экспертизы) предусматривает, что для проведения экспертизы качества лекарственного средства заявитель должен представить образцы фармацевтической субстанции в количествах, необходимых для воспроизведения методов контроля качества.

При завершении сделки любого типа, в том числе и государственного контракта, заказчик и исполнитель заинтересованы в правильном документальном оформлении. Результатом сотрудничества должны стать документы о приемке товара по ФЗ-44, работ и услуг, которые составлены согласно требованиям законодательства. Все тяготы по организации процесса приемки товара ложатся на плечи заказчика. После предоставления сопровождающей документации поставщику (подрядчику) необходимо ожидать проверки всех документов и самого товара (услуги или работы). Результат может быть как, положительным – все будет принято, или же, наоборот – в приемке может быть отказано (из-за ненадлежащего качества или по другим важным причинам). Рассмотрим, что из себя представляет приемка товара по 44-ФЗ, особенности оформления акта приемки товара.

Акт приемки товара, работ и услуг по 44-ФЗ

Результаты выполнения контракта и их приемка регулируются 94 статьей и некоторыми пунктами 34 статьи 44-ФЗ (его действие охватывает не только приемку товаров по 44-ФЗ, а и приемку работ и услуг соответственно).

Кроме основного законодательного акта многими ведомствами были разработаны собственные рекомендации касательно оформления документов. Например, в сфере строительства, существует четкий регламент.

Акт приемки товара, работ и услуг составляется заказчиком в произвольной форме, так как никаких конкретных требований в законодательстве не предусмотрено.
Чаще всего на завершительном этапе приемки товара составляется двусторонний акт. В него вносится весь перечень товаров, которые были поставлены, или работ, которые были качественно выполнены. Также туда могут быть вписаны претензии сторон, если они имеются. Согласно ч.9 ст.92 44-ФЗ заказчик берет на себя обязательство регулярно формировать отчеты по итогам выполнения условий контракта и публиковать их в ЕИС вместе с финальными заключениями проведенной экспертизы.

Приемка работ, товара и услуг и её экспертиза по 44-ФЗ

В контракт, который подписывается между подрядчиком и заказчиком до начала сотрудничества, обязательно включаются такие пункты, в которых прописаны условия о порядке, ограниченные сроки приемки товара по времени и документального оформления её результатов с последующей оплатой выполненной работы, изготовленных товар и предоставленных услуг. Если все осуществить правильно, то заказчик сможет оценить соответствие прописанных данных в контракте фактическому наличию (выполнению, предоставлению).

Ст.94 Федерального закона 44-ФЗ регламентирует приемку товаров, работ и услуг. Для того, чтобы осуществить приемку результатов контракта, следует составить приемочную комиссию и провести соответствующую экспертизу. В приемочную комиссии в обязательном порядке должны входить 5 человек (можно больше, но не меньше), которые являются действующими сотрудниками организации, которая осуществляет закупку.

Согласно действующему законодательству, результат контракта, который был предоставлен исполнителем, рассматривается заказчиком только после завершения экспертизы.

Существует два вида экспертизы:
внутренняя – осуществляется силами заказчика;
внешняя – осуществляется с помощью сторонних экспертных организаций или независимых экспертов.

Если закупка, заказ услуг или работ производиться у одного единственного поставщика или исполнителя, то заказчик должен безоговорочно проводить внешнюю экспертизу.

Экспертиза исполнения условий контракта проводится сразу же после выполнения работ, именно поэтому заказчик может оперативно оценить уровень и качество осуществленных работ и принять их, или же наоборот, найти несовпадения с данными, прописанными в контракте и результатом, предоставленным исполнителем.

Экспертные организации или независимые эксперты имеют полное право делать запросы и получать у заказчика всю дополнительную информацию, которая касается условий контракта. После проведения экспертизы, её результаты предоставляются в виде соответствующего заключения, лично подписанного председателем или другим уполномоченным лицом. Заключение должно соответствовать действующему законодательству РФ и быть обоснованным и объективным.

Если о время независимой экспертизы обнаруживаются несоответствия условиям, прописанным в контракте, то формируется мотивированный отказ от приемки товаров по 44-ФЗ согласно всех правил. Составление немотивированного отказа от приемки товара, работ и услуг считается грубым и умышленным нарушением законодательства РФ. Если найденные несоответствия разительно не отражаются на качестве товаров (работ и услуг) и их можно оперативно устранить, то в решении экспертизы указываются предложения об устранении этих несоответствий и конкретные сроки их исправления.

Отдельным пунктом идет приемка товара по 44-ФЗ только в тех исключительных случаях, если сдачи и приемка товара проводится каждый день, а экспертиза проводится собственными силами заказчика. В таком случае отдельное проведение и оформление экспертизы не производится. В итоговую экспертизу вносятся данные о накладных и других сопровождающих документов (товаросопроводительных и др.).

Акт приемки результатов контракта

Заказчик уполномочен принимать решение, которое касается соответствия выполненных работ и условий, ранее заявленных в контракте, основываясь на результатах экспертизы. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

Протокол комиссии по приемке товаров по 44-ФЗ должны утвердить все члены комиссии и поставить на нем свои подписи, руководитель организации и заказчик.

Акт приемки товара по 44-ФЗ должен содержать:
перечень работ, услуг и товаров, которые должны быть выполнены, оказаны или поставлены с указанием их фиксированной стоимости;
заключение приемочной комиссии, которое составляется на основе результатов экспертизы;
если обнаружены несоответствия – вся информация по ним должна быть детально описана в заключении;
подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
документы и выводы экспертизы;
в ситуации, когда исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.

Принимая решение и приемке или неприеме товара, приемочная комиссия обязательно должна принимать во внимание выводы экспертизы. Если выполненная работа, товар или услуга полностью соответствуют заявленным ранее и прописанным в контракте, то акт приемки товара по 44-ФЗ подписывается обеими сторонами.

Если же ситуация сложилась наоборот и во время экспертизы обнаружились несоответствия, то заказчик может обоснованно отказаться от подписания акта приемки товара по 44-ФЗ, работы или услуги. При таком положении вещей необходимо составить акт расхождений или же акт разногласий, в которых прописываются все обнаруженные несоответствия или дефекты.

Процедура приемки товара по 44-ФЗ предусматривает обязательство исполнителя контракта в своевременном предоставлении заказчику всей актуальной информации о состоянии рабочего процесса и возможных сложностях. Также исполнитель обязан предоставить результат своей работы в указанные сроки.

С момента вступления в силу 44-ФЗ у заказчиков появилась новая обязанность – проведение экспертизы полученных по контракту результатов. Предусмотрен вариант «экономный», когда экспертизу могут выполнить собственные сотрудники. В каких случаях это можно делать, рассмотрим в статье.

Понятие экспертизы по 44-ФЗ

Законодательство о госзакупках не дает ответа на вопрос, что такое экспертиза по 44-ФЗ . Если исходить из текста 44-ФЗ, то экспертиза проводится для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов на соответствие условиям заключенного контракта.

В документации о закупке обязательно должны быть указаны показатели, позволяющие определить это соответствие (п.2 ст.33). Проведение такой экспертизы обязательно.

«Внутреннюю» экспертизу заказчик может провести практически всегда. Исключение из этого правила - закупка у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 44-ФЗ), когда заказчик обязан привлекать внешних экспертов. Но и в этом случае можно проводить экспертизу своими силами для:

  • ряда неконкурентных закупок;
  • закупок на услуги экспертов;
  • закупок на подготовку проекта объекта капстроительства и результаты инженерных изысканий, которые прошли государственную или негосударственную экспертизу.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как провести экспертизу своими силами по 44-ФЗ

Для того, чтобы провести внутреннюю экспертизу Вам необходимо:

  1. разработать локальный нормативный документ по порядку проведения внутренней экспертизы (положение) и утвердить его;
  2. издать приказ о назначении ответственных за проведение экспертизы - отдельных сотрудников или комиссию.

При проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение экспертизы ТРУ на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз (письмо МЭР от 09.09.2016 № Д28и-2396). Но также никто не запрещает возложить обязанности экспертов на отдельных сотрудников.

Экспертиза осуществляется до подписания приемо-сдаточных документов, и, соответственно, до окончательного расчета по контракту (этапу контракта).

Каким документом оформляются результаты внутренней экспертизы

Если вы хотите найти утвержденный бланк по внутренней экспертизе по 44-ФЗ, то его не существует. Минэкономразвития РФ предлагает для этих целей использовать документы о приемке ТРУ, надлежаще оформленные и подписанные заказчиком (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счета-фактуры и т.д.).

Предполагается, что на этих документах должны быть соответствующие надписи о проведенной экспертизе. Отчет по экспертизе в этом случае не составляется (письма от 09.09.2016 № Д28и-2396 и №Д28и-2449, от 19.08.2016 № Д28и-2162, от 31.12.2014 № Д28и-2919). При большом желании можно оформлять отдельный документ по результатам проведения экспертизы, но крепить в ЕИС его не надо. Каким образом вы будете поступать, необходимо утвердить в Порядке проведении внутренней экспертизы.

Образец внутренней экспертизы по 44-ФЗ

В случае, если Вы будете делать надписи на существующих документах, предлагаем для удобства использовать штамп с соответствующим текстом. Например,
«Экспертиза проведена. Результаты, исполнения соответствуют условиям контракта №___ от ____. Фактов ненадлежащего исполнения не выявлено.
Ответственный____
».

При оформлении отдельного заключения, прежде всего, необходимо проставить обязательные реквизиты документа:

  • название документа,
  • дату,
  • номер,
  • место составления.

Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя проведение экспертной проверки товара, работы или услуги. Это значит, что заказчику необходимо провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору. Обратим внимание на тот факт, что если по договору исполнение обязательств происходит поэтапно, то и аудит результатов проводится по окончании каждого этапа, даже если соглашением эти этапы не закреплены, но по факту приемка и оплата осуществляются частями.

Как проводить экспертизу по 44-ФЗ

По закону, для проведения экспертизы по 44-ФЗ заказчик обязан привлекать эксперта, если закупка проводилась у — так называемая внешняя экспертиза по 44-ФЗ. Исключения составляют:

  • закупка услуг экспертных организаций;
  • разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
  • торги, которые осуществляются на основании п. 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (для федеральный нужд), 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40-42, 44-48, 50-54 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).

Правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

Как проверить самостоятельно

Провести экспертную проверку можно и своими силами. Вам понадобится образец акта экспертизы по 44-ФЗ (бланк), скачайте его в статье.

Механизм таков:

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).

Когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

На заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

Оплатить внешний аудит обязан организатор. И он не имеет права включить эту статью расходов в контракт.

Ответственность при проведении экспертизы

27.12.2018 президент подписал законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках. Изменения внесены в Уголовный кодекс, КоАП и Закон о контрактной системе.

За заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2 250 000 руб.) грозит штраф до 300 000 руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека. Осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести конкретные виды деятельности.

Административную ответственность установили в виде штрафа: от 30 000 до 50 000 руб. — для физлиц и от 100 000 до 150 000 руб. — для юрлиц. Экспертов также могут отстранить от закупок на срок от шести месяцев до года.

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов, в соответствии с частями 8, 9, 10 статьи 7.32 КоАП.

Статьи Нарушение Наказание
Ч. 8 ст. 7.32 КоАП Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. 20 000 руб.
Ч. 9 ст. 7.32 КоАП Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов. 20 000 руб.
Ч. 10 ст. 7.32 КоАП Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если оно не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. От 20 000 до 50 000 руб.

Срок давности привлечения к административной ответственности по этим пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Образец заключения экспертизы по 44-ФЗ

Образец экспертизы по 44-ФЗ своими силами

Образец акта приемки по 44-ФЗ

Статья 94 44-ФЗ «Особенности исполнения контракта»

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта.

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9. Результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражается заказчиком в отчете, размещаемом в Единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

10. К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

11. Порядок подготовки и размещения в Единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).