Фискальный регистратор группа основных средств. Фискальный регистратор: срок полезного использования

В зависимости от стоимости приобретенного кассового аппарата, его можно либо в составе материально производственных запасов (МПЗ), либо принять на учет как основное средство (ОС).

При этом необходимо учесть, что в первоначальную стоимость ОС включаются все затраты, связанные с его приобретением и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации. В статье рассмотрим как осуществить бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году.

Основные виды кассовых аппаратов

Условно кассовые аппараты можно разделить на две группы:

  1. Работающие самостоятельно (автономные кассовые аппараты). Такой кассовый аппарат может работать автономно, его не надо подключать к компьютеру или принтеру. Программное обеспечение, фискальный накопитель, принтер чеков входят в состав такого аппарата.
  2. Фискальный регистратор. Это отдельный блок, который необходимо подключить к компьютеру, планшету, другому устройству с установленным программным обеспечением (кассовая программа).

Условия признания кассового аппарата в качестве ОС в бухгалтерском и налоговом учете

Для признания кассового аппарата в составе основных средств в бухгалтерском учете, необходимо, чтобы такой кассовый аппарат:

  • был предназначен для использования в основной или управленческой деятельности
  • был предназначен для использования в течение длительного (более 12 месяцев) промежутка времени
  • был способен приносить пользу (экономическую выгоду)
  • организация не планировала продавать его в будущем.

Именно таки условия признания оборудования в качестве основного средства установлены в .

Формирование первоначальной стоимости кассового аппарата (ККТ)

Первоначальная стоимость ККТ формируется исходя из всех фактических затрат по приобретению.

В состав первоначальной стоимости включаются:

  • стоимость ОС по документам поставщика (уплаченная поставщику)
  • стоимость доставки ОС
  • стоимость приведения ОС в состояние, пригодное для начала его эксплуатации
  • стоимость информационных и консультационных услуг по приобретению ОС
  • стоимость услуг посредников, если ОС был приобретен по посредническому договору
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением ОС.

В связи с тем, что применяемые с 2017 года онлайн-кассы – это довольно сложные технические устройства, для функционирования которых необходимо специальное программное обеспечение, его установка и отладка, как раз стоимость услуг по доведению кассового аппарата до состояния, пригодного к эксплуатации может составлять значительную долю в стоимости ККТ.

Отражение приобретения кассового аппарата в бухгалтерском учете

Основные бухгалтерские проводки при учете затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией кассового аппарата, который планируется учитывать в составе ОС (стоимость более 40000,00). Проводки даны без учета НДС:

Содержание операции Проводка Примечания
Дт Кт
Отражена стоимость кассового аппарата 08 60
Отражена стоимость услуг по настройке программного обеспечения 08 60 Включается в стоимость ККТ в качестве затрат, необходимых для доведения ОС до состояния, пригодного к эксплуатации
Отражена стоимость сканера штрих-кодов 10 60 В состав ОС не включается, т.к. может быть подключен к другой ККТ
Ввод ККТ в эксплуатацию 01 08
Начисление амортизации – ежемесячно, с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию 20,26,44 02
Стоимость услуг оператора фискальных данных (ОФД) – ежемесячно 20,26,44 76 (60) В составе расходов будущих периодов учитывать не рекомендуется
Отражена стоимость кассовой программы (лицензии на право использования в течение 1 года) 97 60
Затраты по использованию кассовой программы ежемесячно 20,26,44 97

Амортизация кассового аппарата

При учете кассового аппарата в составе ОС необходимо определить код по классификатору и амортизационную группу.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 Кассовые аппараты следует относить к коду 330.28.23.13 – Машины счетные, аппараты контрольно-кассовые, машины почтовые франкировальные, машины билетопечатающие и аналогичные машины со счетными устройствами или 330.28.23.13.120 – Аппараты контрольно-кассовые.

Согласно классификатора ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 ), такие ККТ относятся к четвертой амортизационной группе по сроком эксплуатации от 5 до 7 лет.

Следует учитывать, что с 2017 указанный классификатор применяется только для целей налогового учета.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

В учетной политике для целей бухгалтерского учета установлен лимит признания активов в качестве объектов основных средств 30 000 рублей. Кассовый аппарат стоит 28 500 рублей. Следует ли признать такой кассовый аппарат основным средством?

Да, в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» лимит признания оборудования в качестве ОС может быть установлен и в сумме, меньшей, нежели 40 000,00 рублей. В таком случае кассовый аппарат в бухгалтерском учете следует признавать ОС (если соблюдены основные критерии признания объекта основным средством).

Вопрос № 2:

При покупке кассового аппарата от поставщика получена накладная, в которой отражены фискальный принтер чеков, терминал, денежный ящик, источник бесперебойного питания, сканер штрих-кодов, кассовая программа, услуги по установке кассовой программы, услуги по подготовке ККТ к эксплуатации, обучение сотрудников работе с ККТ, услуги ОФД на год. Что из перечисленного можно включить в состав ОС при комплектовании кассового аппарата.

В состав ОС необходимо включить все те комплектующие, без которых функционирование кассового аппарата не возможно. То же оборудование, которое может использоваться с другим кассовым аппаратом, необходимо учесть отдельно, в составе МПЗ. Услуги по доведению кассового аппарата до состояния, в котором его можно будет начать использовать, следует также включить в первоначальную стоимость ОС. Прочие услуги учесть в обычном порядке.

Таким образом, на наш взгляд, в состав ОС могут быть включены следующие позиции:

  1. фискальный принтер чеков
  2. терминал
  3. денежный ящик
  4. услуги по установке кассовой программы
  5. услуги по подготовке ККТ к эксплуатации
Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».
ККМ «в законе»

Организации и предприниматели, которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

— При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

Обновленные требования

Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

Устраняем неполадки

Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

Избегаем нарушений

При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

— Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Законопроект увеличивает срок эксплуатации кассовых аппаратов с семи до десяти лет. По мнению экспертов, возможность реже производить замену кассового аппарата пойдет на пользу бизнесу и позволит снизить издержки. Прежде всего это касается магазинов и торговых сетей, где ККТ используются в больших количествах.

Сегодня разрешенный срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет от пяти до семи лет. После окончания этого срока использовать кассы запрещено, и предпринимателям приходится покупать новые аппараты. Чтобы предприниматели и компании не несли дополнительных расходов, предложено изменить сроки. Согласно законопроекту срок разрешенного использования контрольно-кассовой техники составит 10 лет.

"Сейчас срок использования ККТ определяется нормативным сроком ее амортизации. Согласно норме закона, кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет включительно. Стоимость замены ККТ обходится в сумму от 20 000 рублей, если рассматривать самые простые модели. Более продвинутые, к примеру, поддерживающие систему сканирования штрих-кодов, связь с компьютером, обойдутся дороже. Затраты складываются из стоимости самой ККТ, регистрации ее в налоговой инспекции, снятия с учета старого аппарата. Также, снимая старый ККТ с учета, налоговые органы, как правило, берут на проверку кассовые документы, что тоже влечет за собой дополнительную работу и излишние переживания. Продление срока использования станет пусть и небольшим, но плюсом для бизнеса, так как срок фактически разрешенного использования увеличится с семи лет до десяти лет. Менять ККТ можно будет реже. Отдельно нужно сказать о том, что сейчас раз в год компании обязаны менять ЭЛКЗ - средство фискальной защиты от манипуляций с кассой, направленных на сокрытие торговой выручки. Стоимость замены ЭЛКЗ составляет 8 тысяч рублей. Также должен быть обязательно заключен договор с ЦТО (Центром технического обслуживания), которому нужно платить около трех тысяч рублей в квартал. Для малого бизнеса было бы плюсом, если бы была возможность сократить расходы. К примеру, замену ЭЛКЗ сделать реже или же удешевить эту процедуру, а договор ЦТО сделать необязательным требованием", - рассказал руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.

Эксперты также обращают внимание на сложные моменты применения закона о ККТ. "Сейчас закон не содержит прямого запрета на использование кассового аппарата, нормативный срок использования которого истек, но сам аппарат при этом не исключен из реестра контрольно-кассовой техники. Основной показатель для кассовых аппаратов - именно нахождение конкретной модели в реестре. Так, если модель была исключена из реестра, но срок нормативного использования конкретного кассового аппарата не истек, его можно продолжать эксплуатировать, но не более семи лет. Если же модель все еще есть в реестре, то до выхода аппарата из строя или исключения его из реестра. Стоимость самих кассовых аппаратов составляет от 5 (переносные модели) до 20-30 тысяч рублей, настройка и регистрация в налоговых органах могут осуществляться как самостоятельно, так и за отдельную плату. Эту финансовую нагрузку нельзя считать существенной. Если законопроект будет принят, хозяйствующие субъекты смогут производить замену контрольно-кассовой техники реже, раз в 10 лет. Если же производитель установил меньший срок службы аппарата, то замену нужно производить в соответствии с ним. Это изменение пойдет на пользу тем компаниям, которые используют кассовые аппараты в больших количествах, в первую очередь магазинам", - сообщила старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Валентина Чистякова.

В первом чтении Госдума приняла законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Теперь срок эксплуатации кассовых аппаратов увеличен до десяти лет (если производитель не установил меньший срок службы ККМ). Раньше срок эксплуатации кассовых аппаратов , в зависимости от модели, составлял от пяти до семи лет. Законопроект напрвлен на снижение издержек бизнеса при замене ККТ . До этого срок использования ККТ определялся нормативным сроком ее амортизации. Также надо понимать, что кассовый аппарат должен находиться в реестре контрольно-кассовой техники на момент ввода его в эксплуатацию.

Какие именно издержки сократятся? Стоимость замены ККТ складывается из стоимости устройства, относящегося к ККТ, регистрации ККТ в налоговой инспекции и снятия с учета предыдущего кассового аппарата. Таким образом, расходовать средства на эти операции теперь нужно будет реже.

Мнение работников ЦТО " ": "Это очень хорошо, что правительство идёт на встречу, в первую очередь, малому предпринимательству. Для крупных же сетевых ритейлеров замена ККТ через определённый срок это скорее необходимость, чем требование Законодательства. Дело в том, что в основном они используют фискальные регистраторы для печати чеков, которые тоже являются ККТ. Если нагрузка на это устройство очень велика, то рано или поздно механизмы дадут о себе знать. Поэтому лучше вовремя делать профилактические работы и производить замену ККТ, чтобы избежать неожиданных поломок, чреватых, как минимум, недовольством покупателей в очереди".

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 29

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый "агрегат" в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее - Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно - Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе "RECOVER-K".

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя "забракованную" модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на "одобренную" Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, "затеряется" в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать "негодную" кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее - в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

  • реорганизация;
  • регистрация организации предпринимателем, на которого ранее была зарегистрирована кассовая машина;
  • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве ИП была ранее прекращена.

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.