Формирование и развитие характера.

Министерство образования и науки РФ

ГУВПО «Воронежский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра социологии и политологии

Реферат

по психологии

на тему «Характер. Условия его формирования»

Выполнила:

Студентка 1 курса 5 группы

Колодяжная Светлана

Проверил:

Преподаватель

Тужикова Вера Иосифовна

Воронеж,2010

    Введение

    Общее понятие характера

    Формирование характера

    Характер и темперамент

    Наследственность и характер

    Закономерности формирования характера

    Характер и деятельность

    Роль подражания в формировании характера

    Характер и фиксированная установка

    Роль конфликтных ситуаций в формировании характера

    Заключение

Введение

Как и многие слова в русском языке слово «характер» имеет греческое происхождение и переводится в буквальном смысле как чеканка, отпечаток. Мы говорим о характере тогда, когда хотим оценить человека или описать его внутреннее состояние. Характеризуя человека, мы употребляем следующие выражения: «у него сложный характер» или «он слишком слабохарактерный», а также другие выражения подобного рода. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей, исходя из которых, мы делаем соответствующие выводы. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других.

Целью данного реферата является изучение понятия характера в психологии, типологии характера и истории учений о характере. Объектом реферата выступает сам характер человека и его черты.

1. Общее понятие характера

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

· отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Формирование характера

Характер и темперамент

Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того и другого. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, было показано, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.

Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Мы видели, что свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусом, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, как и другие черты характера.

Наследственность и характер

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями.

Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых (гомозиготных) близнецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивавшихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми - люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условно-рефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

Закономерности формирования характера

Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство - все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах - отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека.

Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются..

Если добросовестность и трудолюбие сложились у человека не стихийно и соответствуют его сознательным взглядам и убеждениям, тогда они проявляются в любых наиболее трудных и критических обстоятельствах. Источник силы и стойкости характера советских людей, так поразивших мир в годы гражданской и Великой Отечественной войн

Общественные и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально-типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимы индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной и той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях.

В таких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при различном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

Характер и деятельность

Социальные условия развития и воспитания и их взаимоотношение с наследственными индивидуальными особенностями психики определяют свойства характера не прямо и непосредственно, а через посредство деятельности. В зависимости от действий и поступков человека при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера

Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись в типичных обстоятельствах, эти действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия - необходимое следствие физиологической основы характера – условно-рефлекторного функционального состояния, связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Автоматизмом являются привычки., которые образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойств характера - это повторное и настойчивое упражнение в соответствующих действиях и поступках.

Однако привычки только тогда становятся основой определенных свойств характера, если они образуются и проявляются при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая его каждый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ребенка трудолюбия как черты характера.

Роль подражания в формировании характера

Другой источник автоматизмов способов действия - подражание. Значение подражания в формировании характера в большой степени объясняется влиянием выразительных действий и движений на эмоциональные переживания человека. Гораздо труднее испытывать озлобленность и недоброжелательство к людям, когда приветливо им улыбаешься. И наоборот, гораздо труднее испытывать симпатию и доброжелательство, если грубо и неприветливо разговариваешь с ними. Поэтому если ребенок путем внешнего подражания перенимает жесты, выражение лица, интонации голоса доброго, отзывчивого человека, если благодаря подражанию такие выразительные движения и жесты становятся привычными, то тем самым изменяется внутренний строй переживаний, определяющих действия человека.

Но именно потому, что на основе чисто внешнего подражания образуются только автоматизмы действия, подражание не может играть главной и решающей роли в развитии и воспитании характера. Подражание только тогда становится условием развития свойств характера, когда оно мотивировано определенным отношением личности к вызывающему подражание образцу поведения. Хорошо известно, какие значительные изменения происходят в развитии характера благодаря подражанию любимому учителю, или кому-либо из старших, или литературному герою, или историческому деятелю. Так, в развитии характера Николая Островского большое значение имело сознательное подражание Оводу - герою романа Войнич.

Характер и фиксированная установка

Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая, как показано выше, выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельности. Это предрасположение проявляется автоматически, помимо сознания. Если установка возникает после нескольких повторных ситуаций, она называется фиксированной.

В отличие от привычек установка - это готовность не только к определенным движениям и действиям, но и к определенным образам восприятия, памяти и воображения, к определенным понятиям и мыслям, к определенным эмоциональным и волевым реакциям.

Зависимость происхождения свойств характера от образования установки выяснена в исследованиях советского психолога В. Г. Норакидзе. Он установил, что определенным свойствам характера соответствуют качественные особенности установки, проявляющиеся при лабораторном испытании зрительного, осязательного и двигательного восприятия величины, формы, тяжести и т. п. Так, у людей с целостным, гармоническим характером фиксированная установка образуется быстро. Наоборот, у людей с неустойчивым и противоречивым характером, действия и поступки которых импульсивны и зависят от случайной обстановки, фиксированная установка часто вовсе не образуется или проявляется лишь один-два раза и быстро исчезает. Образование установок, так же как и других автоматизмов, только тогда приводит к возникновению свойств характера, когда оно связано с определенным сознательным отношением личности. Образование установок происходит иначе, чем образование привычек. Установки возникают не только после предшествовавших неоднократных повторений какой-либо деятельности, но и в результате один раз пережитой ситуации, сопровождавшейся сильными и глубокими эмоциональными переживаниями.

Роль конфликтных ситуаций в формировании характера

В связи с этим особое значение в происхождении свойств характера приобретают конфликтные ситуации. В исследованиях было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые изменения характера происходят благодаря конфликтам, пережитым в детстве, например когда при переходе в другую школу резко изменяется отношение к ребенку или когда он сталкивается с противоположными требованиями, предъявляемыми, с одной стороны, семьей, а с другой - школой. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических обстоятельствах, но и формируется в них.

Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наоборот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними.

Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах прежде всего зависит от всего предшествующего развития и воспитания. Однако даже при наиболее благоприятных условиях развития и воспитания в зависимости от бесконечного многообразия сочетаний внешних и внутренних условий один и тот же человек может решиться на существенно различные поступки.

Формирование характера эффективно только в той степени, в какой человек сам создает его своими поступками на протяжении всей своей жизни. Воспитание характера невозможно без самовоспитания.

Заключение

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).

Список источников

    А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 43-72.

    Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. .

    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989 г. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004

    Петровский А.В. Психология:Учебник для студ.высш.пед.заведений/Петровский А.В., Ярошевский М.Г.-4-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2005.-512с.

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении. В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера. Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет. Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями. Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни. Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается. Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Особенности формирования характера

Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

Характер индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем. По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора.

Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом.

Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя:

Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;

  • · Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • · Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • · Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • · Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.

Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится.

Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:

  • · Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • · Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.

Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?

  • · С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • · Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • · Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • · Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • · Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • · И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Понятие «характер» многолико, хотя, пожалуй, оно является одним из наиболее часто употребляемых в повседневной жизни. В психологии существуют разные взгляды на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Характер – совокупность индивидуальных особенностей личности человека, устойчиво проявляющихся в деятельности и общении, в его отношении к себе, людям, объектам реального мира и обусловливающих типичные для него формы поведения в схожих ситуациях.

Говоря об особенностях характера человека, часто имеют в виду черты его личности. Черты личности – это особенности поведения человека, проявляющиеся систематически в различных ситуациях.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям:

– по отношению человека к себе (самоуверенность, неуверенность в себе, самокритичность, самолюбие);

– по отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие, аккуратность, бережливость, пассивность, ответственность);

– по отношению человека к другим людям и обществу в целом (патриотизм, космополитизм, правдивость, лживость, общительность, открытость, замкнутость, эгоизм).

Характер формируется на основе темперамента, во многом формируется под влиянием окружающей человека социальной среды, определяет содержание поведения и деятельности. Характер человека – всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Попытки построения типологии характеров предпринимались неоднократно на протяжении всей истории психологии. К примеру, классификация немецкого ученого К. Леонгарда основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. По наблюдениям К. Леонгарда, у 20–50 % людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип. Его можно узнать по склонности к чрезмерно повышенному настроению, оптимизму. Склонен к позерству, непостоянен в профессиональных интересах. Авантюрист по натуре. растрачивает богатый от природы потенциал неэффективно.

Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, апатичностью. Работу на скорость не любит, но относится добросовестно. Плохо адаптируется к обстановке, к новым людям. К лидерству не стремится, ценит дружбу. Борец за справедливость.

Циклотимный тип. Характерна неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций. Колебания работоспособности, энергии и настроения приводят к работе рывками.

Демонстративный тип. Выделяется стремлением быть в центре внимания, склонен к бахвальству, стремлению к яркому, экстравагантному. В работе склонен уходить от решения неотложных вопросов, симулировать недомогание, строить интриги. Устремлен к руководящим должностям и престижным профессиям.

Педантичный тип. Настроение ровно. Твердо придерживается усвоенных правил, традиций, взглядов. В работе сверхточен, аккуратен и обязателен. Смысл его жизни – порядок. Сам он – «человек – инструкция». Трудно переключается с одного занятия на другое.

Застревающий тип. Часто предан одной навязчивой идее, ради которой способен на самопожертвование. Долго помнит обиду, склонен к мести. Может злоупотреблять властью и терроризировать сотрудников. В работе любит, когда ему подражают, признают и подчеркивают заслуги.

Тревожный тип. Человек с заниженной самооценкой. Перед всем новым теряется. Инициативу не проявляет. Осторожен. Работает по указке. С людьми дружелюбен. Болезненно переносит насмешки.

Возбудимый тип. Раздражителен, склонен к приступам гнева, импульсивен. В состоянии эмоционального возбуждения может нагрубить, применить «рукоприкладство». Поведение его предсказать трудно. Часто – любитель крепких напитков, обильный еды. В нормальном состоянии энергичен, деловит, добросовестно исполняет свои обязанности по работе, хороший семьянин.

Эмотивный тип. Ему свойственно желание помогать другим, сострадание, сочувствие, тактичность. Беззащитен перед хамством. Его работоспособность зависит от настроения. Исполнителен, обладает чувством долга.

Экзальтированный тип. Обладает высокой контактностью, влюбчивостью. Могут быть конфликтными. Трудно дается работа с элементами монотонии, повторяемости. Инструкции вносят дискомфорт в его деятельность. Ему свойственны несдержанность чувств, эгоизм, слезливость.

Экстравертированный тип. Словоохотливый человек, легко идущий на контакт. Имеет много друзей, знакомых и «нужных» людей. Находится под сильным влиянием окружающих, которые часто формируют его мнение. Любит развлечения, внешние эффекты.

Интровертированный тип. Погруженный в свой внутренний мир человек, отгороженный от других своими мыслями и переживаниями. Чрезвычайно раним и обидчив. Зачастую его рассуждения не соответствуют реальности. Принципиален.

Личность может обладать либо одним доминирующим типом акцентуации, либо несколькими равноценными.

Формирование и развитие характера. Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников, связанной с особенностями функционирования головного мозга. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера: доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы). В старших классах школы специфика влияния социума зависит от личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, уровня самооценки, средств массовой информации и т.д. В 7–15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера. К 15–17 годам личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Общая тенденция динамики характера 25–30 летнего возраста заключается в укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.). После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается. Закрепляются такие черты как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п. В 50 лет, по Р. Немову, человек проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями, старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.