Гос помощь малообеспеченным семьям. Социальная поддержка малоимущих семей

Естественно, все люди хотят жить так, чтобы иметь возможность позволить себе все, что они захотят. Однако в нашей стране, как и во многих других государствах, все-таки есть граждане, для которых такая жизнь является мечтой. Малообеспеченная семья - это такая семья, которая имеет очень ограниченный объем денежных средств. Их едва хватает на нужды взрослых и детей. Поэтому государство обязано помогать им.

Основное понятие

Малообеспеченная семья - это семья, средний доход которой на каждого человека не превышает установленный законодательством и региональными представительствами прожиточный минимум. При этом данное положение взрослых и их детей не зависит от них, и они не могут самостоятельно изменить его. То есть к малоимущим нельзя отнести тех людей, которые не желают работать, зависимы от алкоголя и наркотиков.

Естественно, получить представленный статус могут далеко не все. Поэтому каждому, кто хочет получить поддержку от государства, следует внимательно изучить Семейный Кодекс и другие законодательные акты. Например, малообеспеченная семья может быть даже в том случае, если она состоит из усыновителей и подопечных; одного родителя и ребенка; бабушек, дедушек и внуков. В то же время помощь не получат супруги, которые живут в гражданском браке или официально зарегистрированы, но не проживают вместе, если для них нет исключений в Кодексе. Однако самым главным критерием для оформления статуса является уровень дохода.

Куда следует обращаться для получения помощи?

Для того чтобы малообеспеченная семья имела возможность пользоваться какими-то льготами или получить дополнительную материальную помощь, необходимо знать, какие документы следует собрать, а также куда нужно их принести. Существует несколько мест, которые занимаются оформлением такого статуса:

  • Подразделение социальной поддержки населения по месту проживания граждан.
  • Специализированные лицензированные центры по социальному обслуживанию.
  • Управление соцзащиты.

Всю информацию про место нахождения представленных организаций вы можете узнать в Департаменте социальной поддержки населения или же на сайте портала Госуслуг.

Какие документы нужны для получения статуса?

Малообеспеченная семья может получить помощь, если она докажет, что действительно имеет на нее законное право. Для этого следует оформить соответствующий статус. Конечно, здесь уже не обойтись без сбора определенных справок и других документов. Вам понадобится:

  1. Заявление.
  2. Справка о составе семьи.
  3. Свидетельство о браке, а также документы, которые заверяют факт рождения детей.
  4. Справка из ЖЭКа, в которой доказывается отсутствие каких-либо задолженностей по коммунальным платежам.
  5. Бумага, в которой указаны все ваши доходы за последних 3 месяца. Причем в этом документе прописывается не только зарплата, но и пенсия, алименты, аренда автомобиля или жилплощади, гонорар, стипендия, различные пособия или другие выплаты.
  6. Малообеспеченная семья также должна представить свидетельства о наличии движимого и недвижимого имущества.
  7. Документы, в которых указывается о получении дополнительных социальных услуг.
  8. Заверенные копии паспортов взрослых членов семьи.
  9. Если у родителей есть ребенок-инвалид, то необходимо представить справку о его состоянии из медицинского учреждения.

Если у вас малообеспеченная семья, документы из основного перечня могут быть дополнены другими бумагами. Все зависит от тех правил, которые приняты в каждом конкретном регионе страны.

Следует отметить, что помощь предоставляется на полгода. Далее при необходимости вы можете оформить ее заново. Заявление о предоставлении статуса рассматривается в течение 10 дней. В некоторых случаях закон позволяет продлить этот срок до месяца.

Кто может получить помощь?

Теперь разберемся, кто вправе оформить статус малообеспеченной семьи. Это могут быть:

  1. Семьи, состоящие из двух взрослых и детей, то есть полные. Помощь им предоставляется, если они имеют низкий общий доход, а также если у них есть ребенок-инвалид.
  2. Неполные семьи с детьми.
  3. Родные военнослужащих, которые были призваны по повестке.
  4. Семьи, в которых воспитывается 3 или больше детей.

Естественно, существуют различные исключения, прописанные в законодательстве РФ.

Кто включается в состав семьи?

Уже было сказано, что для получения статуса семья может быть полной или неполной. Однако нужно понимать, кто должен входить в нее, чтобы иметь возможность оформить помощь. Итак, в состав семьи включаются:

  1. Супруги.
  2. Собственные или усыновленные дети, а также подопечные. При этом ребенок должен быть еще несовершеннолетним.
  3. Нетрудоспособные родители супругов.
  4. Совершеннолетние дети, если они имеют инвалидность и не состоят в браке.

Семьей также считаются те люди, которые не оформили свое совместное проживание официально, однако имеют общих детей.

В каких случаях помощь не предоставляется или отменяется?

Естественно, большое количество семей не могут обеспечить себя только за счет официального дохода. Однако они способны иметь дополнительный заработок. А он тоже учитывается при получении статуса малообеспеченной семьи. Поэтому следует рассмотреть те случаи, в которых вам не стоит обращаться за помощью государства. Например, вы не получите выплат, если:

  • В семье есть взрослые, которые целенаправленно не работают, не учатся в течение 3 месяцев перед подачей заявления. Естественно, из этого правила есть свои исключения (например, если они вынуждены пребывать дома из-за инвалидности своей или своих близких).
  • Супруги употребляют алкоголь или наркотики и не желают избавляться от вредных привычек.
  • Семья имеет достаточно большой земельный участок, площадь которого превышает 0,6 га. Однако если вследствие природных условий или других обстоятельств эти угодья не могут приносить пользу, то помощь может оказываться.
  • Члены семьи за последний год осуществили покупку, стоимость которой превышает 10 установленных законом минимумов.
  • Взрослые обладают каким-либо дополнительным источником дохода помимо официальной зарплаты.
  • Во владениях семьи есть более одного автомобиля или дома (квартиры).

Социальная помощь малообеспеченным семьям может быть отменена, если правила ее оформления были нарушены. Например, заявитель подал неполный перечень документов или недостоверные данные о состоянии обеспечения. Также субсидии могут отменяться, если люди переезжают на другое место жительства. Однако там они могут оформить статус повторно.

Какие виды помощи могут предоставляться государством?

Если вы решили оформить какой-то вид пособия, то муниципальные органы, которые занимаются этим вопросам, должны решить, какой именно тип помощи вам необходим. Существует несколько ее видов:

  • Материальное пособие малообеспеченным семьям или компенсация.
  • Льготы.
  • Помощь, не связанная с деньгами: обеспечение семьи продуктами, одеждой, обувью.

Что касается выплат, то их выдает Управление социальной защиты.

Какие льготы предоставляются?

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, какая именно помощь может быть предоставлена. Самым распространенным ее видом является льгота. Это специфический инструмент, при помощи которого социального блага перераспределяются. Главной особенностью льготы считается ее временный характер и конкретно определенная цель. Каждый год список таких инструментов пересматривается. Некоторые из них больше не действуют, кроме того, могут добавляться новые. Например, в 2015 году в нашей стране действуют такие льготы:

  1. Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, в которых есть беременные или кормящие женщины. Следует отметить, что такая помощь дается не во всех регионах государства. Кроме того, выплаты предоставляются на рождение ребенка (единоразово), на детей до 18 лет (каждый месяц), на малыша до 3 лет на одного родителя. А еще есть пособие для первоклассника (1 раз) и к началу учебного года.
  2. Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг. Она дается раз в полгода. На нее вправе рассчитывать сироты и матери-одиночки. Если в малообеспеченной семье есть дети дошкольного возраста, то родителям может быть выдана субсидия на оплату ДОУ. То есть взрослым будет компенсироваться определенная часть суммы.
  3. Льготы на налоги. То есть у вас есть возможность оплачивать сниженную ставку или на некоторое время вообще освободиться от ее погашения.
  4. Бесплатный проезд в транспорте. Особенно часто эта льгота предоставляется многодетным семьям. Причем транспорт может быть как местным, так и междугородним.
  5. Бесплатная помощь квалифицированных юристов. Например, малоимущие люди имеют возможность получить устную или письменную консультацию. Юрист вправе представлять интересы семьи в суде или других государственных органах.
  6. Кроме выплаты малообеспеченным семьям денежных средств могут осуществляться и образовательные льготы. Например, ребенок может быть зачислен в высшее учебное заведение вне конкурса. Естественно для этого необходимо соблюдать те правила, которые предусмотрены законом.

Особенности расчета размера помощи

Льготы малообеспеченным семьям предоставляются в том объеме, который установлен в каждом конкретном регионе. Что касается материальной помощи, то ее рассчитывает Управление социальной защиты населения на основании поданных вами документов.

Для того чтобы определить, может ли семья получить статус малоимущей, необходимо сравнить показатель ее среднедушевого дохода с установленным в регионе прожиточным минимумом. Он пересматривается и устанавливается несколько раз в год. Часто служба ориентируется на общефедеральный показатель прожиточного минимума.

Для того чтобы определить среднедушевой доход семьи, необходимо посчитать общее количество денежных средств, которые поступили за последний квартал. Далее делим полученную цифру на 3 и на общее количество членов семьи. Это и есть средний доход.

Федеральная или региональная помощь?

Нужно сказать, что государство обязано заботиться о своих гражданах, которые не имеют достаточно средств для жизни, на всех уровнях. Существуют общефедеральные социальные программы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Такие льготы устанавливаются Центральными органами социальной службы.

Что касается региональных программ, то они относятся только к тем людям, которые постоянно проживают на указанной территории. Они могут отличаться от федеральных. Однако оба варианта помощи дополняют друг друга. Региональный тип очень часто предоставляется беженцам и вынужденным переселенцам. Например, РФ гарантирует им компенсацию всех затрат, которые связаны с переездом и перевозкой вещей до места временного пребывания.

Что такое "адресная помощь"? Особенности ее предоставления

Она представляет собой осуществление всех действий, которые могут облегчить жизнь малоимущим семьям, инвалидам или одиноким гражданам. Такая помощь малообеспеченным семьям предоставляется по принципу нуждаемости. То есть социальные работники должны проинспектировать свой район и выяснить, кого необходимо взять на контроль. Однако главной проблемой современного законодательства является его уязвимость. Дело в том, что такой нормой могут воспользоваться недобросовестные люди, которые ради получения дополнительных денег могут обойти ее. Естественно, в этом случае законодательство должно быть гибким. Обязательно необходимо определить некоторые критерии предоставления помощи.

Существуют принципы осуществления такой работы:

  1. Помощь предоставляется только отдельным гражданам без привязки к какой-либо категории.
  2. Нужно законодательно определить специфический механизм осуществления выплат или оформления льгот, а также выявления тех людей, которым они нужны.
  3. Предоставление такой помощи обязательно должно обосновываться. Например, семья может доказать, что ее совокупный среднедушевой доход ниже, чем установленный государством минимум.
  4. Принцип контроля. То есть социальные работники обязаны проверить состояние малообеспеченной семьи.
  5. Ответственность получателя. Заявитель должен знать, что за предоставление недостоверных данных помощь ему не будет предоставлена. Кроме того, он может понести ответственность за то, что пытается обмануть государство.
  6. Наличие единой базы данных, в которой будет содержаться персональная информация о тех людях, которые уже получали помощь ранее, нуждаются в ней, или тех, которым было отказано по тем или иным причинам. Таким образом, будет облегчена работа социальных служб по выявлению действительно малообеспеченных граждан.
  7. Объединения усилий и координация действий всех тех организаций, которые работают по указанному профилю.

Вот и все особенности обеспечения малоимущих семей.

На территории Российской Федерации есть семьи, которым присвоен особый статус – малоимущие. Основой для такого назначения является низкий доход, который не соответствует прожиточному минимуму региона страны.

Чтобы поддержать таких граждан, правительство разработало специальный законопроект. В нем рассмотрены постановления о предоставлении льгот и денежных выплат малообеспеченным людям. Благодаря этому они чувствуют себя финансово и социально защищенными.

Кому положены

Статус «малоимущая семья» получают граждане, у которых размер доходов ниже установленного прожиточного минимума. Однако небольшой доход члены семьи получают по независящим от них причинам.

Кроме того, домочадцы должны проживать по одному адресу и вести совместное хозяйство. Только при соблюдении таких двух правил, семья получает особое звание.

Стоит отметить, что в каждом регионе страны размер прожиточного минимума контролируется индивидуально. Это связано со многими аспектами.

Например, в Московской области в 2019 году он составляет примерно 12 156 рублей. Если ежемесячный доход ниже этой отметки, то семье присваивается статус «малоимущая». Однако если домочадцы ведут аморальный образ жизни, то им не положена помощь от государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Претендовать на статус «малоимущая семья» могут граждане, у которых есть особые условия.

Среди основных можно выделить такие особенности:

  • в семье есть несовершеннолетние дети и студенты в возрасте до 23 лет, которые обучаются на дневном отделении;
  • под опекой есть дети, возрастом менее 3 лет;
  • в семье есть ребенок-инвалид или пожилой человек, старше 65 лет, у которого ограничены возможности;
  • количество детей превышает 3 человека;
  • если внуки находятся на попечении бабушек и дедушек;
  • матери-одиночки или отцы-одиночки.

Если человек имеет хотя бы одну из вышеперечисленных причин, он имеет полное право на получение особой помощи от государства. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты граждан по месту жительства.

Какие льготы у малоимущих семей в Московской области в 2019 году

Малообеспеченные семьи могут рассчитывать на помощь о государства. Законом предусмотрена финансовая поддержка и социальная помощь.

Стоит отметить, что на преференции могут рассчитывать не только взрослые, но и дети. Однако для их получения необходимо собрать полный пакет документов и обратиться в соответствующую службу.

Социальные

Малоимущие семьи могут полностью рассчитывать на социальную помощь от местных и региональных властей. Стоит отметить, что в разных регионах страны предусмотрены определенные льготы.

Однако столичные малообеспеченные граждане получают такие преференции:

  • ежемесячные денежные выплаты на несовершеннолетних членов семьи и студентов до 23 летнего возраста;
  • доплата, если пенсия ниже прожиточного минимума;
  • льготы на получение комфортного жилья;
  • предоставляется натуральная помощь (например, одежда, медицинские препараты, природный газ, уголь, продукты питания и другие);
  • преференции на выплату налоговых льгот;
  • бесплатные консультации государственных юристов;
  • субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как правило, предоставляется скидка в размере 20% на квартплату;
  • льготы при трудоустройстве, благодаря чему человек сможет обеспечивать свою семью;
  • трудовою пенсию можно получить раньше установленного законом возраста;
  • льготнику предоставляют земельный участок для строительства или для огорода;
  • социальная ипотека оформляется на более выгодных льготных условиях.

Благодаря вышеперечисленным преференциям малообеспеченная семья ни в чем не нуждается. Они получают достаточно средств, чтобы себя обеспечивать. Кроме того они имеют социальные льготы, позволяющие вести полноценную жизнь.

Для детей

Кроме родителей, на преференции от государства могут рассчитывать и дети из малообеспеченной семьи. В регионах Российской Федерации они получают разные льготы.

Однако в Московской области в 2019 году они могут рассчитывать на такую социальную помощь:

  • бесплатный завтрак в учебном заведении и скидка на питание;
  • предоставляются выплаты перед 1 сентября, на покупку школьной и спортивной формы, а также канцелярии;
  • ребенок может ездить абсолютно бесплатно в общественном транспорте до совершеннолетия;
  • проезд в пригородных автобусах и поездах дети могут не оплачивать в период учебы на дневном отделении;
  • предоставляются специальные социальные продукты с хорошими скидками;
  • молочная кухня на базе местной поликлиники предоставляет бесплатно детское питание;
  • минуя конкурс, абитуриент имеет право поступить в любое учебное заведение, но при условии, что он хорошо сдал ЕГЭ.

Дополнительные денежные выплаты

Малообеспеченные семьи могут рассчитывать на дополнительные выплаты на детей. Размер пособий зависит от федерального и регионального бюджета, поэтому она будет везде отличаться.

Граждане, проживающие в Московской области, могут рассчитывать на такую финансовую помощь:

  • выплаты беременным, которые стали на учет до 12 недели;
  • безработным женщинам, которые находятся в декретном отпуске. Выплаты производятся если, ее сократили из-за банкротства предприятия или по другим уважительным причинам;
  • единоразовое пособие после рождения малыша;
  • при беременности, жены военнослужащих мужчин получают 24 500 рублей;
  • если родитель самостоятельно воспитывает несовершеннолетнего ребенка, платят 15 500 рублей;
  • предоставляется пособие в размере 40% от заработка женщины, пока ребенку не исполнится полтора года;
  • ежемесячное пособие на детей школьного возраста;
  • скидка в размере 50% на покупку проездного билета в общественном транспорте для ребенка старше 7 лет;
  • детям предоставляется право на бесплатное посещение местных музеев или выставок;
  • ребенку, у которого проблемы со здоровьем предоставляют раз в год бесплатную путевку в оздоровительный цент или санаторий.

Как правило, все денежные выплаты предоставляются малообеспеченной семье, пока в ней есть несовершеннолетние дети.

Если подростки продолжают учиться на дневном отделении, то пособия продлевают еще на 5 лет. Как только ребенку исполняется 23 года, практически все денежные преференции прекращаются.

Как оформить

Для оформления льгот, которые положены малоимущим семьям необходимо сразу обратиться в ближайший отдел соцзащиты граждан. Стоит отметить, что можно заранее подготовить полный пакет документов, чтобы получать преференции можно начать быстрее.

В социальной службе необходимо написать заявление, по установленному законом образцу. После его подачи, комиссия рассмотрит прошение и предоставленные документы и примет решение.

Как правило, на это уходит не более 10 рабочих дней. Иногда может потребоваться и больше времени, но это в исключительных случаях, если требуются дополнительные бумаги или была допущена какая-то ошибка.

По истечению отведенного срока заявитель поучает ответ. Обычно, ему приходит уведомление на почтовый или электронный адрес. В некоторых учреждениях, человек должен самостоятельно явиться в установленное время в отдел социальный защиты.

Какие документы понадобятся

Для оформления льгот, малообеспеченная семья должна заранее подготовить полный пакет документов.

В него входят такие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт, обоих родителей;
  • справка о доходах, каждого члена семьи;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справка о составе семьи;
  • если дети совершеннолетние, то нужны их паспорта;
  • свидетельство о рождении детей;
  • документ о собственности недвижимости;
  • трудовая книжка;
  • справка об инвалидности (если есть);
  • банковская карта.

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям предоставлялись только в случае соблюдения дополнительных условий - и то, преимущественно за счет средств региональных бюджетов . В первую очередь дополнительная помощь предусматривалась семьям , или , которые являются малообеспеченными в связи с отсутствием полноценной возможности для осуществления трудовой деятельности.

В 2017 году власти планируют продолжать начатый годом ранее переход от действовавшего долгие годы принципа категориальности в назначении социальных выплат и все шире применять . Это значит, что льготы и пособия будут начисляться не определенным категориям лиц, а только конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются. При этом для получения помощи граждане, имеющие на нее право, должны будут самостоятельно заявить о своей нужде , подтвердив это документально и получив официальный статус малоимущей семьи .

Цели оказания государственной помощи в виде пособий и льгот оговорены в ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» . Среди них:

  • поддержка семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ);
  • адресность использования бюджетных средств;
  • снижение уровня социального неравенства;
  • повышение доходов малообеспеченных граждан.

Однако зачастую реальная помощь семьям при получении статуса малоимущей семьи в виде дополнительных пособий и льгот крайне незначительна, и многие родители опасаются возникновения после этого пристального внимания к семье со стороны органов опеки .

В соответствии со ст. 16 данного ФЗ, размер пособия варьируется в зависимости от содержания нормативных актов субъектов РФ. Критерий нуждаемости в законе в настоящее время не прописан, но его планируется

Прежде, чем говорить о помощи малоимущим в Москве, нужно определить, кто такие малоимущие граждане, и что собой представляет малоимущая семья. Малоимущими граждане признаются решением органа местного самоуправления, учитывая доход, который приходится на каждого из членов семьи. Получение статуса малоимущего гарантирует социальную помощь от государства, которая предоставляется в виде определенных субсидий и льгот. Полный перечень видов помощи малоимущим зависит от региона проживания семьи.

Важно отметить, что уровень среднедушевого дохода хотя и важный, но не единственный критерий для определения граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. Необходимо также, чтобы лица, желающие получать социальную помощь, совместно проживали и вели общее хозяйство.

Первоочередное право на получение государственной помощи малоимущим имеют и неполные семьи, а также семьи, в которых есть неработающие пенсионеры и инвалиды. При необходимости, подать документы для получения социальной помощи может супружеская бездетная пара или один из родителей, воспитывающий ребенка в одиночку.

Необходимо помнить, что в категорию малообеспеченных могут быть включены только те семьи, которые оказались в сложном материальном положении по независящим от их причинам. Это значит, что статус малоимущих не получат семьи, в которых трудоспособные родители злоупотребляют спиртными напитками или сознательно тунеядствуют.

Расчет среднедушевого дохода семьи

Для того, чтобы рассчитать среднедушевой доход, берется сумма доходов всех членов семьи за три месяца до момента обращения. В эту сумму кроме заработной платы включаются авторские вознаграждения, пенсии, пособия, доходы от имущества, а также продукция личного подсобного хозяйства.

Полученную сумму нужно поделить дважды: сначала на количество расчетных месяцев (три), а затем на членов семьи. Полученный результат сравнивают с региональным уровнем прожиточного минимума, и если его значение ниже, то семье назначается статус малоимущей.


Как оказывается социальная помощь малоимущим?

Малообеспеченные слои населения получают материальную поддержку на региональном и федеральном уровнях. Как правило, малоимущие семьи получают следующие виды помощи:

  • денежные компенсации и пособия;
  • натуральную помощь медикаментами, обувью, одеждой, продуктами питания, топливом и иными предметами потребления;
  • повышенную субсидию на оплату услуг ЖКХ, некоторые налоговые льготы, бесплатные юридические консультации.

Кратко рассмотрим более распространенные меры помощи малоимущим.

Социальные выплаты

Малоимущие семьи получают пособия, размеры которых зависят от субъекта Российской Федерации. В обязательном порядке учитываются ранее выплаченные пособия. Так, в Москве малообеспеченные семьи получают ежемесячное пособие на ребенка, сумма которого определяется составом семьи и возрастом ребенка. Максимальный размер пособия назначается на ребенка от 1,5 до 3 лет, воспитываемого одиноким родителем в малообеспеченной семье.

Также в Москве широко распространены целевые единовременные выплаты: на дополнительное питание кормящим матерям и беременным женщинам, на школьников из малоимущих семей перед началом учебного года. Студенты вузов и учащиеся из малообеспеченных семей получают государственную социальную стипендию.

Обеспечение жильем

Официально признанная нуждающейся в жилье малообеспеченная семья может быть поставлена в очередь на квартиру для малообеспеченных, а когда подойдет очередь, получить от государства бесплатное жилье по договору социального найма. Эта льгота гарантируется Жилищным кодексом РФ. Также для малоимущих семей существует возможность приобрести жилье при помощи социальной ипотеки. Такое ипотечное кредитование обеспечивает льготную стоимость жилья.

Предоставление льгот детям

При соблюдении некоторых условий дети из малообеспеченных семей имеют право поступления вне конкурса в муниципальные и государственные высшие учебные заведения.

Существующие социальные программы поддержки малообеспеченных семей предусматривают услугу по выделению путевок детям в санатории и профилактории. Путевки выдаются при наличии медицинских показаний не больше 1 раза в год.

Налоговые льготы и субсидии на оплату ЖКУ

Каждая малоимущая семья в 2017 году может получить государственную помощь по оплате жилплощади и ЖКУ. Субсидии на оплату коммунальных услуг получают собственники и наниматели жилья. Кроме того, такие семьи получают налоговые льготы на суммы, получаемые ими от государства.

Консультация юриста “Детские пособия малоимущим”