Императивной и диспозитивной норм финансового права. А

Отрасли права отграничиваются одна от другой в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий нс всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. Это наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых публичной финансовой деятельностью, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому в качестве дополнительного критерия отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний. Это вполне естественно для финансового, как и иных отраслей публичного права, ибо обеспечить публичные интересы, которые являются в определенной мере удаленными от каждого конкретного субъекта (абстрактными) можно не иначе как только в принудительном порядке, т.е. используя императивный метод. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны .

Метод властных предписаний, используемый в финансовом праве, имеет две формы проявления.

Первая форма проявления этого метода сводится к тому, что властные предписания дает государство в законах, подзаконных актах, а стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, организация строго следуют этим предписаниям. В подавляющем большинстве случаев метод властных предписаний в такой форме имеет место в налоговом праве как подотрасли финансового права. Например, правоотношения по уплате налога, по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке и другие практически не предполагают каких-либо властных предписаний налоговых органов, не построены на их усмотрении. Здесь и налоговый орган, и налогоплательщик подчиняются только воле законодателя, выраженной в законе . В такой форме метод властных предписаний весьма часто проявляется и в бюджетном праве, а также в иных институтах финансового права.

Вторая форма проявления метода властных предписаний сводится к тому, что властные предписания дает одна сторона финансового правоотношения, а другая лишь следует им. Например, глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы (п. 3 ст. 168.6 БК РФ). Соответственно, главные распорядители бюджетных средств обязаны следовать этим предписаниям, ибо в противном случае они не смогут выполнить стоящие перед ними задачи. В данном случае метод властных предписаний проявляется через управленческие решения , принимаемые одной стороной правоотношения в отношении другой.

Надо иметь в виду, что соотношение форм проявления метода властных предписаний применительно к различным подотраслям и институтам права также различно.

Властность как суть метода финансово-правового регулирования, выраженная и в нормативных актах , и в управленческих решениях уполномоченных органов, имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.

Во-первых, властность финансово-правового регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению. Отсюда обязывание – характерная черта финансовоправового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется прежде всего обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.

Во-вторых, метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности строго в соответствии с законами, подзаконными актами и т.д. Притом права их вторичны, производны от обязанностей. Причем это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Например, налогоплательщик не может перевести свою обязанность по уплате налога на другое лицо, не может договориться с налоговым органом об уменьшении налоговой ставки, мер финансовой ответственности и т.д. Надо иметь в виду, что государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, но его свобода воли в данном случае практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования к такого рода предписаниям. Однако следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным, поскольку в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления – метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления". Например, в процессе финансово-правового регулирования используются преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ) и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено налоговым органам РФ. Так, из ст. 67 НК РФ следует, что налоговый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных НК РФ.

Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний может быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих нормативных актов. Так, при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект финансового права обязан вступить в это правоотношение. Он не имеет свободы выбора, а строго следует предписаниям закона. В противоположность этому субъект гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, не лишается свободы воли. Он может выбирать, вступать ему в правоотношение или нет. Однако нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в налоговые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.

Наконец, характерным признаком финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Оно имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом данный признак метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние – нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей. Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производив, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства, как гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, является как раз то, что стороны имеют однотипную правоспособность.

В последние годы в финансово-правовом регулировании стал весьма активно использоваться и диспозитивный метод. Его суть состоит в том, что решение вопроса осуществляется согласованной волей сторон правоотношения.

Этот метод проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при представлении инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ); при решении бюджетно-правовых вопросов в рамках согласительных процедур, предусмотренных БК РФ (ст. 202, 203, 210); в ходе предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.2 БК РФ) и др.

Диспозитивный метод, применяемый в финансовом праве, не равен диспозитивному методу, используемому в частноправовом регулировании. Он представляет собой симбиоз императивно-диспозитивных начал. Диспозитивный метод используется в финансово-правовом регулировании фрагментарно. Он не создает "фон" финансово-правового регулирования. Поэтому в целом финансово-правовые отношения характеризуются как властеотношения (см. ст. 3 и др. НК РФ).

Анализ отношений, возникающих в сфере публичной финансовой деятельности с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования, позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие – нет.

  • Козлов Ю. М. Предмет советского административного права. М., 1967. С. 32.
  • См.: Винницкий Д. В. Указ. соч. С. 162.
  • См.: Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.

Страница 3 из 3

Метод финансового права

Метод финансового права — единый метод правового регулирования, но со своими особенностями. Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности, в сфере финансовой деятельности государства.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос — какие общественные отношения регулируют нормы финансового права, метод правового регулирования — каким способом осуществляется это регулирование.

Предмет правового регулирования находится в общественных отношениях, метод правового регулирования заключен в правовых нормах. получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования. К таким способам относятся:

    • обязывание;
    • запрещение;
    • дозволение.

При этом следует подчеркнуть следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения.

В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.

Властной стороной является государственный орган (Государственная Дума, Минфин России, ЦБ РФ), обязанной — сторона, противоположная государственному органу: налогоплательщик, коммерческий банк и т.д. Вторая сторона выполняет свои обязанности в случаях, установленных законом, подзаконным актом. Права же этой стороны вторичны, производны от обязанностей.

Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права, имеющего место в аппаратно-управленческой сфере, так как участники не находятся в административной зависимости . Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) в праве — это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность. Они играют вспомогательную роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового регулирования было более эффективным. Способ запретительного регулирования в финансовом праве выполняет определенную обеспечительную роль и применяется в основном в сочетании со способом властных предписаний.

Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих в известной мере диспозитивный характер и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода. Если в гражданском праве возникает договор — волевой акт двух сторон, позволяющий этим сторонам самим определять свои отношения, то соглашение в финансовом праве имеет другой характер. Здесь на основе обязывающих и диспозитивных норм имеет место соглашение, в котором положение сторон характеризуется, с одной стороны, признаком властности — подчинения в установлении условий этого соглашения, с другой стороны, равенством сторон — в момент заключения соглашения.

Так, государство, применяя способ властных предписаний, устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, лотерей и т.д. Вместе с тем этот способ действует в сочетании со способом дозволительного регулирования отношений, возникающих, например, в области организации и проведения лотерей (государство разрешает каждому гражданину быть участником лотереи и оформлять договорные отношения с организатором лотереи (например, с федеральным органом) путем приобретения лотерейного билета).

Понятие метода регулирования финансового права

Прежде чем понять, что представляет собой метод финансового права, следует определиться относительно понятия самой категории «метод». Так, согласно юридической науке, метод обозначает совокупность различных приемов и средств по управлению государством общественными отношениями в той или иной сфере общественной жизни. Метод присущ каждой из отраслей права, которая позиционируется как самостоятельная. Таким образом, свой метод регулирования имеет и финансовое право.

Определение 1

Метод правового регулирования финансового права – это используемый государством способ по оказанию воздействия на общественные отношения в финансово-правовой сфере.

Суть метода финансового права состоит в том, что, включая в себя некую систему специфичных средств и приемов, он призван регулировать общественные отношения, устанавливать соответствующие правила поведения для субъектов финансовых отношений и наделять их обязанностями и правами.

Существенное значение имеет содержание упомянутых ранее средств и приемов. В качестве таковых общая юридическая доктрина предлагает рассматривать: запрет, обязывание и дозволение. Финансовое право в полной мере располагает данным набором правовых регуляторов, имея при этом свои особенности. Преимущественным в финансовом праве является обязывающий способ, диктующий субъектам отношений властные предписания. Дозволение и запрет, в свою очередь, выступают в роли обеспечительных средств.

Виды методов правового регулирования финансовых отношений

Финансовое законодательство предусматривает несколько классификаций методов правового регулирования финансовых отношений в зависимости от того или иного разграничительного критерия.

В зависимости от сферы общественных отношений:

  • гражданско-правовой метод;
  • административно-правовой метод.

Гражданско-правовой метод опирается на равенство сторон и подлежит регулированию при помощи экономических способов (пеня, штраф, неустойка)

Административно-правовой метод характеризуется известной системой «власти и подчинения». При этом в финансовом праве «власть», а точнее «властные предписания» в подавляющем числе случаев исходят от налоговых, финансовых органов, с которыми субъекты финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

В зависимости от предмета правового регулирования:

  • императивный метод;
  • диспозитивный метод.

Императивный метод рассматривается в качестве «метода властных предписаний». Данный метод присущ многим отраслям российского права. Однако данный метод в финансовом праве обладает определенной спецификой, которая кроется в содержании предписаний. В данном случае речь идет об «обязывании», о котором было упомянуто ранее. Так, нормы содержат предписания о порядке и размерах платежей в государственную казну или в казну муниципальных образований и т.п. Данный метод направлен на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств к государству, а также на использование их в необходимых целях.

Диспозитивный метод предоставляет субъектам финансовых правоотношений возможность выбора варианта своего поведения. Данный метод в финансовом праве характеризуется некоторыми особенностями. Например, в гражданском праве заключение договора между двумя сторонами разженивается в качестве волевого акта обеих, так как они могут сами выбирать варианты своих отношений, тогда как в финансовом праве соглашение представляет собой нечто иное. Здесь условия соглашения устанавливаются по принципу императивности, а диспозитивность для сторон прослеживается лишь в момент его заключения. Примером этого может послужить организация государственных лотерей, когда государство устанавливает условия такой лотереи, а граждане имеют право принять в ней участие.

Замечание 1

Диспозитивность финансового законодательства по большей части прослеживается в Бюджетном кодексе РФ.

Понятие метода регулирования финансового права

Прежде чем понять, что представляет собой метод финансового права, следует определиться относительно понятия самой категории «метод». Так, согласно юридической науке, метод обозначает совокупность различных приемов и средств по управлению государством общественными отношениями в той или иной сфере общественной жизни. Метод присущ каждой из отраслей права, которая позиционируется как самостоятельная. Таким образом, свой метод регулирования имеет и финансовое право.

Определение 1

Метод правового регулирования финансового права – это используемый государством способ по оказанию воздействия на общественные отношения в финансово-правовой сфере.

Суть метода финансового права состоит в том, что, включая в себя некую систему специфичных средств и приемов, он призван регулировать общественные отношения, устанавливать соответствующие правила поведения для субъектов финансовых отношений и наделять их обязанностями и правами.

Существенное значение имеет содержание упомянутых ранее средств и приемов. В качестве таковых общая юридическая доктрина предлагает рассматривать: запрет, обязывание и дозволение. Финансовое право в полной мере располагает данным набором правовых регуляторов, имея при этом свои особенности. Преимущественным в финансовом праве является обязывающий способ, диктующий субъектам отношений властные предписания. Дозволение и запрет, в свою очередь, выступают в роли обеспечительных средств.

Виды методов правового регулирования финансовых отношений

Финансовое законодательство предусматривает несколько классификаций методов правового регулирования финансовых отношений в зависимости от того или иного разграничительного критерия.

В зависимости от сферы общественных отношений:

  • гражданско-правовой метод;
  • административно-правовой метод.

Гражданско-правовой метод опирается на равенство сторон и подлежит регулированию при помощи экономических способов (пеня, штраф, неустойка)

Административно-правовой метод характеризуется известной системой «власти и подчинения». При этом в финансовом праве «власть», а точнее «властные предписания» в подавляющем числе случаев исходят от налоговых, финансовых органов, с которыми субъекты финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

В зависимости от предмета правового регулирования:

  • императивный метод;
  • диспозитивный метод.

Императивный метод рассматривается в качестве «метода властных предписаний». Данный метод присущ многим отраслям российского права. Однако данный метод в финансовом праве обладает определенной спецификой, которая кроется в содержании предписаний. В данном случае речь идет об «обязывании», о котором было упомянуто ранее. Так, нормы содержат предписания о порядке и размерах платежей в государственную казну или в казну муниципальных образований и т.п. Данный метод направлен на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств к государству, а также на использование их в необходимых целях.

Диспозитивный метод предоставляет субъектам финансовых правоотношений возможность выбора варианта своего поведения. Данный метод в финансовом праве характеризуется некоторыми особенностями. Например, в гражданском праве заключение договора между двумя сторонами разженивается в качестве волевого акта обеих, так как они могут сами выбирать варианты своих отношений, тогда как в финансовом праве соглашение представляет собой нечто иное. Здесь условия соглашения устанавливаются по принципу императивности, а диспозитивность для сторон прослеживается лишь в момент его заключения. Примером этого может послужить организация государственных лотерей, когда государство устанавливает условия такой лотереи, а граждане имеют право принять в ней участие.

Замечание 1

Диспозитивность финансового законодательства по большей части прослеживается в Бюджетном кодексе РФ.

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:

    как отрасль российского права (основная роль финансового права);

2) отрасль правоведения, правовая наука;

3) учебная дисциплина.

Финансовое право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право опирается на принципы:

    законность - весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств регулируется нормами финансового права;

2) федерализм - компетенция РФ и субъектов РФ в области финансов четко разграничена;

3) разделение властей - в соответствии с российским законодательством в сфере финансовой деятельности органы представительной (законодательной) власти имеют более широкие полномочия, чем органы исполнительной власти.

К компетенции органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществление других полномочий (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ). Законодательные органы утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджета;

4) плановость - вся финансовая деятельность государства построена на системе финансово-плановых актов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий, балансы доходов и расходов населения и др.);

5) гласность - финансовая деятельность государства (проекты различных финансово-правовых актов и другие сведения) подлежит доведению до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Предмет финансового права как науки - система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами.

По отношению к действующему финансовому законодательству наука финансового права выполняет функции:

1) аналитическая - состоит в анализе, классификации, комментарии финансово-правовых норм. Значение данной функции состоит в том, что она приводит финансово-правовые нормы в стройную и понятную систему;

2) критическая - выявляет дефекты и несоответствия в действующем финансовом законодательстве;

3) конструктивная - способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов. Ре-

зультаты действия данной функции используются государством в процессе нормотворческой деятельности.

Предмет финансового права как отрасли права - отношения, возникающие:

1) в процессе распределения государственного бюджета РФ между ее субъектами, которое осуществляется федеральными органами власти и управленческими органами субъектов;

2) между финансовыми органами РФ (которые являются представителями интересов государства в целом) и отдельными предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

3) между финансово-кредитными органами (например, между Центральным банком России и коммерческими банками) в связи с образованием и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);

4) между внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом технологического развития, Фондом обязательного медицинского страхования и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением денежных средств на предусмотренные цели (например, выплату пенсий);

5) между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с образованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием ресурсов.

Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений , являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Характерные особенности метода финансового права:

1) одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает орган государственной власти;

2) каждое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, поступившее от органа

государственной власти;

3) властные предписания не основаны на отношениях подчинения «по вертикали».

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных

предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в том, что государство принимает решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих

в систему государственных органов, которые наделены соответствующими полномочиями.

Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.