Информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: порядок, действия населения. Памятка порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Для чего нужна система оповещения населения

Оповещение населения об опасности – процесс, обеспечивающий оперативное доведение заранее установленных сигналов и речевых сообщений до органов управления Единой государственной системы ГО и ЧС, должностных лиц объектов экономики и населения, проживающего вблизи территории, которая может подвергнуться поражению (заражению).

Оповещение и информирование населения вблизи объекта экономики являются самыми эффективными способами защиты. Оповещенное персонал и население вблизи объекта может своевременно, до воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, принять меры своей защиты.

Оповестить население – значить предупредить его о надвигающемся наводнении, пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, угрозе теракта или начала военных действий. Для этой цели используются все средства проводной, радио – и телевизионной связи.

В целях оповещения и информирования населения используются:

· городские сети связи (радио, телевидение, телефон, в том числе мобильные сети);

· силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Рис.5. 2. Электрическая сирена С – 40.

Подавляющее большинство объектов экономики имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они мощной системой телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Вся эта система дополняется развитой сетью электрических сирен производственных объектов и больших городов.

Современная система оповещения включает следующую информацию и сигналы:

· сигнал «Внимание всем!», как правило, передается воем сирен объектов экономики. Услышав этот сигнал, необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение районной (городской) подсистемы Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Речевое сообщение может быть такого варианта:

· «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! Произошла авария на водозаборной станции с выбросом хлора в атмосферу. Подход зараженного воздуха к объекту может быть через 2 – 2,5 часа. Рекомендуем: закрыть окна и двери, произвести герметизацию рабочих помещений; покинуть все подвальные помещения объекта (хлор тяжелее воздуха, стелется по земле и заполняет все низинные места). Выдача противогазов осуществляется со склада хранения с 10 часов».

Такая информация передается несколько раз в течение примерно 5 минут. Это время позволяет принять и осуществить рекомендованы меры защиты.

· В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности подается сигнал воем сирен, то есть сигнал «Внимание всем!», а затем речевая информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! « Воздушная тревога!», « Воздушная тревога!» Населению занять укрытия согласно расчета в своём районе. По этому сигналу о непосредственной угрозе нападения противника, действовать надо быстро. Отключить (в темное время) наружное и внутреннее освещение, задёрнуть шторы (для светомаскировки), перекрыть газ, отключить воду, взять средства защиты, документы, ценные вещи и быстро занять своё место в убежище. Если сигнал оповещения застал вас на улице, покиньте транспортное средство и спуститесь в ближайшее убежище (метрополитен, перекрытый подземный переход и др.). Только с получением сигнала: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!» можно продолжить движение, работы и т.д.



· Сигнал « Радиационная опасность» подается при начале радиоактивного заражения (загрязнения) данной территории. Он доводится до населения в целях принятия мер безопасности. При нахождении дома житель обязан: закрыть окна, двери; надеть респиратор (противогаз) и приступить к герметизации жилища. Информацию об этих действиях население получить средствами связи города (района) от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС. По команде штаба: «Все в укрытие!» Надеть средства защиты, противогаз (респиратор). Взять документы, запас продуктов и воды, медикаменты, предметы первой необходимости и следовать в убежище.

· Сигнал «Химическая тревога» подаётся при появлении признаков химического (биологического) заражения или обнаружении аварии на химически опасном объекте. Внимательно слушайте сигналы оповещения и инструкцию по действию по ним от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС города (района). Инструкция по действию населения имеет целью максимально оказать помощь населению по уменьшению поражений от той или иной опасности.

· Сигнал «Отбой химической тревоги» подается в тех случаях, когда опасность для жизни населения полностью миновала. Обычно в тех случаях, когда ликвидация последствий химического заражения, проведена полностью.

В статье поговорим об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях. Это довольно важная тема, так как происшествие может случиться в любой момент времени. Мы обсудим основные постулаты работы спасательных служб, а также наиболее частые сигналы, которые должно знать как можно большее количество людей.

Актуальность вопроса

В постановлении об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях говорится о том, что при правильной работе можно добиться поразительных результатов. Однако почему может возникнуть подобная ситуация? Дело в том, что в последнее время в каждом городе сконцентрированы очень крупные точки промышленности. Из-за этого усложняется протекание технологических процессов. Очень часто могут возникать радиационные, взрывные, пожарные, химические опасности. Причиной катастрофы может стать банальный износ оборудования. Кстати, при статистическом рассмотрении данного вопроса можно заметить, что большинство аварий происходит именно из-за этого.

Также надо понимать, что катастрофы уносят человеческие жизни и наносят большой материальный ущерб. Не будем сюда относить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера, так как в подобной ситуации немногое подвластно человеку. Всё, что в этом случае могут сделать люди, это принять все меры для своего спасения.

Но данный вопрос нуждается в рассмотрении потому, что на данный момент подобные ситуации происходят довольно часто. Кроме того, если правильно организовать систему оповещения, можно очень сильно сократить не только людские потери, но и ущерб. Однако что означает оповещение населения? Цель этого действия состоит в том, чтобы предупредить людей о приближающейся угрозе. Только так можно подготовить население и передать ему какую-то информацию.

Очень важно при этом рассказывать о последовательных действиях, которые надо выполнять для своего спасения. Особенно актуальна организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, если опасный инцидент происходит в условиях военного времени. Надо понимать, что в таких случаях всё зависит от времени, так как спастись можно за считанные минуты.

Однако последние события показывают, что на данный момент система оповещения работает не так хорошо, как хотелось бы. Все чаще происходят ситуации, когда люди массово гибнут из-за того, что не были вовремя извещены о приближающейся катастрофе. Однако проблема состоит в том, что массовые средства вещания в небольших городах и сельских населенных пунктах очень часто отсутствуют. Но тем не менее проводится максимальное усовершенствование системы информирования людей. Работа проводится по нескольким фронтам и подразумевает определение основных задач и функций, исследование видов оповещения граждан, описание требований, которые применяются к современным спасательным службам.

Но надо понимать, что для того, чтобы хорошо работала система оповещения населения, должна отлично функционировать система оповещения органов гражданской обороны. Только при этом условии население вовремя получит все указания. При этом исполнительные органы должны сработать очень быстро и точно, для того чтобы составить максимально точное сообщение и передать в нём максимум информации. Также очень важен психологический момент, который заключается в том, что сведения нужно подавать спокойным и ровным голосом, чтобы воззвать к человеческому рассудку.

Сигналы оповещения

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Важность

Сложно переоценить важность своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Благодаря этой системе огромное количество людей успевает укрыться в течение первых 10-15 минут после предупреждения. В процентном соотношении потери людей снижаются с 90% до 5-7%. Особенно это актуально тогда, когда противник использует оружие массового поражения. Именно поэтому защита населения в основном зависит от качества организационной работы спасателей, а также от работы системы оповещения. Выполнение этих функций возлагается на штабы гражданской обороны.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Специальная обработка

Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.

Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.

Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.

Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.

Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.

Уровни системы

Рассмотрим пять основных уровней системы оповещения. Первый, самый важный уровень - это федеральный, на котором происходит оповещение всех наиболее важных служб на территории страны. Вторая важная ступень - межрегиональный уровень, на котором происходит оповещение в пределах федерального округа. Третья ступень - это региональное информирование, которое происходит в крупных регионах. Этот уровень очень важен, так как благодаря ему удаётся правильно скоординировать взаимодействие территориальных единиц. Следующий уровень системы оповещения - муниципальный, когда происходит оповещение на местном уровне. И самой последней ступенью становится объектовый уровень оповещения, когда людям доносят информацию о потенциально опасном объекте.

Но при этом надо понимать, что эффективность работы людей на всех этих уровнях зависит не только от того, насколько хорошо у них прописана должностная инструкция, но и от того, как они сами относятся к выполнению служебных обязанностей. Ведь очень часто происходят конфузы исключительно из-за того, что люди халатно относятся к выполнению своих профессиональных задач.

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций

В соответствии с требованиями Федеральных Законов от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" , от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также совершенствования системы оповещения населения района

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить:

1.1. Положение о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или) возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (Приложение N 1).

1.2. Список телефонных абонентов, включенных в стойку циркулярных вызовов региональной системы централизованного оповещения населения (Приложение N 2).

1.3. Список учреждений связи и телевещательных организаций, привлекаемых для оповещения и информирования населения (Приложение N 3).

1.4. Тексты речевых сообщений по оповещению населения района при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (Приложение N 4).

2. Доведение сигналов оповещения до работающего персонала предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Ленинского муниципального района возложить на руководителей объектов экономики.

3. Использовать систему оповещения гражданской обороны района в мирное время для оповещения должностных лиц и населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" в срок до 01.02.2016 г. создать и поддерживать в постоянной готовности на своих объектах локальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2. Разработать инструкции по действиям руководителей и дежурных диспетчеров потенциально опасных объектов в случае аварии и возникновении угрозы жизни людей.

5. Рекомендовать главам городских и сельских поселений, руководителям предприятий, организаций и учреждений принять меры по созданию и совершенствованию локальных систем оповещения в населенных пунктах и объектах экономики района, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до населения и сотрудников.

6. Сектору по делам ГО и ЧС:

6.1. Обеспечить постоянную техническую готовность системы оповещения, осуществлять постоянный контроль за сохранностью, исправностью и качеством эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры оповещения, установленной в районе.

6.2. Организовать проверку аппаратуры системы централизованного оповещения населения, исправность электросирен, кабелей электропитания и оконечных блоков П-164АМ с последующим составлением актов.

6.3. Ежеквартально проводить проверку и корректировку списков телефонов руководящего состава и диспетчерских служб, включенных в стойку централизованного вызова (СЦВ), при необходимости вносить в них соответствующие изменения.

6.4. Ежемесячно проводить проверку наличия и целостности пакетов с паролями и отзывами на местный запуск сигнала "Объявлен сбор" и "Внимание всем".

6.5. Для оповещения и информирования населения, передачи текстов с информацией о порядке действий населения в чрезвычайных ситуациях использовать возможности всех средств массовой информации, в том числе, радиовещания, местной печати, учреждений связи и телевещательных организаций, а также автотранспорт, оборудованный громкоговорящими устройствами.

7. МАУК "Видновская дирекция киносети" и кабельному телевидению поселений:

7.1. Обеспечить информирование населения района и поселений в установленном порядке в периодической печати, местном телевидении и радиовещании об угрозе, характере, масштабе чрезвычайной ситуации и мерах защиты и действиях населения, а также о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

7.2. Обеспечить передачу сигналов оповещения и информационных сообщений всеми средствами массовой информации вне очереди.

7.3. Использовать возможности СМИ для обучения населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации, приемам и способах защиты.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Ленинского муниципального района Селезнева А.П.

Глава Ленинского муниципального района
О.В. Хромов

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций

Приложение N 1
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

1.2. Оповещение населения предусматривает:

Доведение до населения прогноза или факта возникновения чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) природного или техногенного характера;

1.3. Информирование населения предусматривает:

Передачу данных о прогнозе или факте возникновения ЧС природного или техногенного характера;

Информацию о развитии ЧС, масштабах ЧС, ходе и итогах ликвидации ЧС;

Информацию о состоянии природной среды и потенциально-опасных объектов;

Информацию об ожидаемых гидрометеорологических, стихийных и других природных явлениях:

Систематическое ознакомление населения с мероприятиями, проводимыми силами и средствами наблюдения контроля и ликвидации ЧС;

Доведение до населения информации о защите от вероятной ЧС.

1.4 Система оповещения и информирования предназначена для немедленного доведения условных сигналов ГО и ЧС и необходимой информации до населения и должностных лиц ГО и ЧС района.

1.5. Настоящее положение определяет организацию оповещения населения Ленинского муниципального района в мирное и военное время, порядок использования и поддержания системы оповещения в постоянной готовности к задействованию.

1.6. Система оповещения населения района представляет собой организационно-техническое объединение:

Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения населения (специальная аппаратура передачи и приема сигналов ГО и ЧС на базе П-164);

Каналы сети связи и радиовещания, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления районной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения;

Дежурно-диспетчерские службы в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях на территории района.

1.7. Система оповещения района функционирует на следующих уровнях:

а) территориальном - районная система оповещения населения;

б) местном - системы оповещения населения населенных пунктов городских и сельских поселений района;

в) объектовом - системы оповещения рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений.

Система оповещения района технически сопрягается с автоматизированной системой централизованного оповещения населения Московской области.

1.8. Общее руководство организацией системы оповещения осуществляет глава района через сектор по делам ГО и ЧС.

2. Порядок задействования системы оповещения Ленинского муниципального района

2.1. Управление территориальной (районной) системой оповещения населения района осуществляется из отдела Единой дежурно-диспетчерской службы района (ЕДДС), в которой организовано круглосуточное дежурство.

2.2. Распоряжение на задействование системы оповещения отдаются:

Территориальной (районной) - главой района;

Поселенческой - главой поселения;

Объектовой - руководителем объекта.

2.3. Дежурный ЕДДС района, получив информацию или сигнал оповещения, подтверждает их получение и обеспечивает немедленное доведение полученной информации или сигнала оповещения до органов управления ГО и ЧС района, глав городских и сельских поселений, руководителей служб и объектов.

2.4. При проведении оповещения задействуются:

Сеть электросиренного оповещения;

Радиотрансляционная сеть (проводное радиовещание);

Кабельное телевидение;

Сеть СМС - сообщений;

Система мобильного информирования населения (автомобильные ГГУ, мегафоны).

2.5. Основным способом оповещения и информирования населения о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации мирного и военного времени является передача кратких информационных сообщений и сигналов оповещения распространяемых посредством кабельного телевидения и радиовещания, а также других средств информирования.

2.6. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителя гражданской обороны по сетям связи, через радиовещательные и телевизионные передающие станции с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 .

2.7. Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

2.8. Указания о передаче речевой информации даются только главой района или уполномоченными им должностными лицами.

2.9. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

2.10. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается включение сигналов оповещения и передача кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС района или с места установки аппаратуры среднего звена системы оповещения П-160 (кросс линейно-технического цеха г. Видное ОАО "Ростелеком").

2.11. Передача сигналов оповещения и кратких информационных сообщений осуществляется всеми средствами связи и оповещения вне очереди.

2.12. Для привлечения внимания населения, перед речевой информацией из ГКУ МО "Специальный центр "Звенигород" или ЕДДС района, осуществляется включение электросирен, звучание которых означает единый сигнал оповещения "Внимание всем"!

По данному сигналу население должно включить теле-, радиоприемники и прослушать информационное сообщение о причинах задействования системы оповещения, складывающейся ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

При отсутствии теле-, радиоприемников население прослушивает сообщения, передаваемые через автомобильные громкоговорящие устройства или мегафоны.

2.13. Население населенных пунктов и СНТ, не вошедших в систему АСЦО, оповещается и информируется по локальным системам оповещения, а также через громкоговорящие устройства, устанавливаемые на автомобилях, с использованием мегафонов, подворовых (поквартирных) обходов, организуемых администрациями городских и сельских поселений района.

2.14. Оповещение руководящего состава и должностных лиц Ленинского муниципального района об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется ЕДДС Ленинского муниципального района, согласно схеме оповещения, утвержденной главой района.

3. Основные задачи администрации Ленинского муниципального района, городских и сельских поселений, предприятий, организаций и учрежденийо организации оповещения

3.1. Администрация района:

Создает и обеспечивает совершенствование и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систему оповещения населения района;

Оперативно и достоверно оповещает руководящий состав (администраций района, городских и сельских поселений, руководителей служб) и население района о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, информирует о приемах и способах защиты от них;

Обеспечивает установку специальной аппаратуры доведения сигналов оповещения и речевой информации.

3.2. Администрации городских и сельских поселений:

Создают и обеспечивают поддержание в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения населения в населенных пунктах поселений;

Оперативно оповещают и доводят достоверную информацию всеми имеющимися средствами о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, информируют о приемах и способах защиты от них;

Приобретают мобильные средства оповещения (автомобильные ГГУ, мегафоны и другие устройства).

3.3. Руководители ЕДДС и объектов экономики района разрабатывают инструкции для дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, предприятий и учреждений, организаций связи и телерадиовещания о порядке действий по организации оповещения и информирования должностных лиц и населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

3.4. МАУК "Видновская дирекция киносети" и кабельное телевидение поселений, обеспечивают информирование населения района и поселений в установленном порядке в периодической печати, местном телевидении и радиовещании об угрозе, характере, масштабе чрезвычайной ситуации и мерах защиты и действиях населения, а также о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.5. Орган администрации Ленинского муниципального района, специально уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС проводит комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

3.6. О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, предприятия и учреждения, организации связи и телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

4. Порядок поддержания в готовности системы оповещения

4.1. В целях поддержания системы оповещения района и поселений в состоянии постоянной готовности органы местного самоуправления (района, поселений) осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности системы и службы оповещения.

4.2. Для проведения плановых и внеплановых проверок системы оповещения в районе и в каждом поселении постановлением главы назначаются постоянно действующие комиссии по проверке технического состояния и работоспособности аппаратуры системы оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

4.3. Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения населения осуществляется специалистами связи и организациями, осуществляющими теле- и радиовещание на договорных условиях.

4.4. Сохранность электросирен, громкоговорителей и уличной звукофикации обеспечивают организации и учреждения на зданиях и сооружениях которых они установлены.

4.5. Линейно-технический цех г. Видное ПАО "Ростелеком":

Обеспечивает техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи и радиовещания, используемых в системе оповещения населения;

Обеспечивает готовность технических средств аппаратуры оповещения населения к передаче речевой информации;

Проводит техническое обслуживание средств оповещения населения на договорных условиях.

4.6. Финансирование совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для ремонта и обслуживания аппаратуры систем оповещения, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

Приложение N 2. Список телефонных абонентов, включенных в стойку циркулярного вызова (СЦВ)

Приложение N 2
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

Фамилия, имя, отчество

Должностные лица

Хромов Олег Владимирович

Добрина Елена Константиновна

Гаврилов Сергей Анатольевич

Куканов Сергей Витальевич

Черемных Александр Александрович

Селезнев Алексей Петрович

Дмитрашко Владимир Александрович

Якуничкина Елена Владимировна

Чувеев Дмитрий Владимирович

Волков Дмитрий Владимирович

Макушкина Татьяна Валерьевна

Шамаилов Моисей Исаакович

Усков Александр Евгеньевич

Островский Владимир Никифорович

Мусаилов Александр Рафаэлович

Фролов Андрей Николаевич

Комаров Игорь Владимирович

Димов Вадим Николаевич

Башкиров Александр Борисович

Круглов Андрей Николаевич

Решетников Андрей Владимирович

Иванченко Олег Викторович

Кучун Алексей Валерьевич

Миронов Игорь Алексеевич

Коврижных Александр Сергеевич

Белоусов Денис Валериевич

Волощук Сергей Ярославович

Кравчун Николай Анатольевич

Тимакин Алексей Иванович

Старцев Олег Иванович

Монин Николай Александрович

Воскресенский Сергей Борисович

Винокуров Игорь Александрович

Беляева Татьяна Валентиновна

Касьянов Владимир Ильич

Шашков Виктор Петрович

Волощук Лариса Алексеевна

Крылов Валерий Вячеславович

Щербаков Юрий Иванович

Гусева Елена Александровна

Дежурно-диспетчерские службы

Отдел ЕДДС

Дежурный УМВД по Ленинскому району

Дежурный по УФСБ

Диспетчер Видновского ОГПС

Диспетчер Видновского ОГПС

Диспетчер станции скорой помощи

Опер. дежурный ТУ СиС "Мособлпожспас"

Диспетчер аварийно-дисп. службы УК ЖКХ

Диспетчер Видновской РЭС газ. хозяйства

Диспетчер службы "Теплосеть"

Диспетчер службы "Электросеть"

Диспетчер службы "Водоканал"

Диспетчер ОАО "МОСКОКС"

Диспетчер Видновского ПАТП

Кросс АТС - 541

Приложение N 3. Список учреждений связи и телевещательных организаций, привлекаемых для оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района

Приложение N 3
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

Наименование организации

Ведомственная принадлежность

ЛТЦ г. Видное

ПАО "Ростелеком"

МАУК "Видновская дирекция киносети"

Администрация Ленинского муниципального района

Приложение N 4. Тексты речевых сообщений по оповещению населения Ленинского муниципального района при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций:

Приложение N 4
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

В случае угрозы воздушного нападения противника

Внимание! "Воздушная тревога"! "Воздушная тревога"!

На территории Ленинского муниципального района существует угроза воздушного нападения противника.

Вам необходимо:

Приготовить и взять с собой:

1. Средства индивидуальной защиты (при наличии);

2. Запас продуктов питания и воды;

3. Медицинскую аптечку;

4. Личные документы и другие необходимые вещи;

Одеться самим и одеть детей;

Выключить электроприборы, затушить печи, котлы;

Плотно закрыть двери и окна;

Погасить свет;

Предупредить соседей о "Воздушной тревоге";

Занять ближайшее защитное сооружение (убежище; противорадиационное укрытие, подвал, погреб), находиться там до сигнала "Отбой воздушной тревоги".

Сохраняйте спокойствие.

В случае, когда угроза воздушного нападения противника миновала

Внимание! "Отбой воздушной тревоги"! "Отбой воздушной тревоги"!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории Ленинского муниципального района угроза нападения воздушного противника миновала.

Вам можно с разрешения обслуживающего персонала покинуть укрытие и заниматься обычной повседневной деятельностью.

В случае угрозы или обнаружения радиоактивного заражения

Внимание! "Радиационная опасность"! "Радиационная опасность"!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

существует угроза радиоактивного заражения.

Исключить пребывание на открытой местности.

Провести йодную профилактику. Порядок проведения йодной профилактики слушайте в конце этого сообщения.

Закрыть на замки, имеющиеся в вашем пользовании колодцы, бассейны и другие накопители воды.

В жилых и производственных помещениях, в которых не приостановлены работы, ежечасно проводить влажную уборку.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Внимание! Прослушайте правила проведения йодной профилактики.

Для проведения йодной профилактики применяют вовнутрь йодистый калий в таблетках в следующих дозах:

Детям до 2-х лет - 0,004 гр. 1 раз в день с чаем или киселем;

Детям старше 2-х лет и взрослым - 0,125 гр. 1 раз в день.

Если у вас нет таблеток, йодистого калия применяют 5% раствор йода:

Детям до 5 лет внутрь не назначается, а наносится тампоном 2,5% раствор на кожу предплечий и голени;

Детям от 5 до 14 лет - 22 капли 1 раз в день после еды в половине стакана молока или воды, или 11 капель 2 раза день;

Детям старше 14 лет и взрослым - 44 капли 1 раз в день, 22 капли 2 раза в день.

Принимать препараты следует заблаговременно сразу после получения сигнала об угрозе радиоактивного заражения до исчезновения угрозы поступления в организм радиоактивного йода.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае угрозы химического (бактериологического) заражения или при обнаружении ОВ, АХОВ или БС

Внимание! "Химическая тревога"! "Химическая тревога"!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории _______________________________________ __________________

(наименование поселения и населенных пунктов) (дата, время)

существует угроза _____________________________________________________________.

(химического (бактериологического) заражения)

В зону химического заражения попадают ____________________________________.

Населению, проживающему в указанных местах, из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться.

Населению, проживающему ________________________________________________,

(перечисление населенных пунктов и улиц)

немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы _____________________________________________.

(перечисляются места сбора)

Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды.

Не поддавайтесь панике, сохраняйте спокойствие.

Администрацией Ленинского муниципального района принимаются меры для локализации чрезвычайной ситуации.

Всем гражданам необходимо соблюдать следующие правила поведения населения:

Исключить пребывание на открытой местности без крайней необходимости.

Провести герметизацию жилых, производственных и хозяйственных помещений.

Сделать запасы питьевой воды из закрытых источников водоснабжения.

Использовать воду для питьевых и хозяйственных целей только из разрешенных источников водоснабжения, предварительно ее прокипятив.

Сделать запасы продуктов питания, используя исключительно консервированные и хранящиеся в герметичных (закрытых) упаковках, подвалах погребах продукты.

Для питания использовать только консервированные и хранящиеся в герметичных (закрытых) упаковках продукты.

В помещениях проводить ежедневную влажную уборку с применением имеющихся дезинфицирующих средств.

При появлении первых признаков отравления (заболевания) необходимо срочно поставить в известность медицинских работников, при возможности принять "антидот" из АИ-2 при отравлении, а при применении противником "БС" принять противобактериальное средство N 1.

Для защиты органов дыхания используйте респиратор типа "Лепесток-2, Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае возникновении эпидемии

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории ___________________________________ ____________________

(наименования населенных пунктов) (дата, время)

отмечены случаи заболевания людей и животных _______________________________.

(наименование заболевания)

Администрацией Ленинского муниципального района принимаются меры для локализации заболевания и предотвращению возникновения эпидемии.

Прослушайте порядок поведения населения:

При появлении первых признаков заболевания необходимо немедленно обратиться к медработникам.

Не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду.

Продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах.

До минимума ограничить общение с людьми и животными.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае угрозы или возникновения стихийных бедствий

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории района существует угроза возникновения стихийного бедствия.

Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.

Стихийные бедствия нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушению и уничтожению их материальных ценностей.

О характере стихийного бедствий население будет оповещено по сетям местного радиовещания и посыльными.

Получив предупреждение об угрозе или возникновении стихийного бедствия, сообщите об этом вашим близким, соседям.

Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности.

Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.

При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:

Перед тем, как войти в любое поврежденное здание необходимо убедится в отсутствии угрозы его обрушения.

В помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов, нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.).

Будьте осторожны с оборванными и оголенными электропроводами, не допускайте короткого замыкания.

Не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба.

Не пейте воду из поврежденных колодцев.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае получения штормового предупреждения

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

В связи с получением от Росгидрометеослужбы сведений о предстоящем усилении ветра до 25-30 м/сек. и резком ухудшении метеорологической обстановки МЧС России по Московской области объявлено штормовое предупреждение.

Во избежание несчастных случаев Вам следует:

Очистить территории дворов от легких предметов или укрепить их;

Закрыть на замки и засовы все окна и двери.

Укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы, заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях.

Потушить огонь в печах.

Подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2-3 суток.

Подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи).

Перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения ГО.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Если непогода застанет Вас на улице - необходимо:

Защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами.

Попытаться быстрее укрыться в зданиях, подвалах, погребах или других заглубленных помещениях.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае угрозы или возникновения паводка (наводнения)

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

В связи с угрозой наводнения (подтопления) прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям.

В предупреждении об ожидаемом наводнении мы сообщим Вам информацию о времени и границах затопления, а также дадим рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации.

Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в место временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило на базе средних школ), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.

Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо следует: отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде.

Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища, в темное - подавать световые сигналы.

В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду.

Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

Сообщение о средствах и способах защиты при радиоактивном заражении

Внимание!

Прослушайте сообщение специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Ленинского муниципального района о правилах радиационной безопасности и способах защиты при радиоактивном заражении.

Защита органов дыхания

Для защиты органов дыхания используйте респираторы типа "Лепесток-2, Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

При отсутствии индивидуальных средств защиты Вам следует воспользоваться ватно-марлевой повязкой, которую можно сделать самостоятельно.

Для этого Вам необходимо:

Взять кусок марли длиной 100 и шириной 50 см;

В средней части куска на площади 30 х 20 см. положить ровный слой ваты толщиной примерно 2 см;

Свободные от ваты края марли по всей длине куска с обеих сторон завернуть, закрывая вату;

Если имеется марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывается пять - шесть слоев марли.

Средства защиты органов дыхания необходимо обязательно использовать:

При выпадении радиоактивных веществ на местности;

При всех видах пылеобразования (сильный ветер, прохождение транспорта, особенно по грунтовым дорогам и т.д.).

Средства защиты можно не использовать при нахождении в жилых и административных зданиях, в тихую безветренную погоду и после дождя.

Защита кожных покровов

Попадание в больших количествах радиоактивных веществ на открытые участки кожи может вызвать ее поражение - кожные ожоги.

Во избежание поражения кожных покровов необходимо использовать плащи с капюшоном, накидки, комбинезоны, резиновую обувь, перчатки.

Защита жилища, источников воды и продуктов питания

Все окна в домах закройте пленкой, входные двери оборудуйте мягкими шторами.

Закройте дымоходы, вентиляционные отдушины (люки).

Ковровые дорожки сверните, мягкую мебель накройте чехлами, столы накройте пленкой или полиэтиленовой пленкой.

Перед входной дверью поставьте емкость и расстелите коврик.

Колодцы оборудуйте крышками, навесами и глиняными отмостками.

Продукты храните в стеклянной таре или полиэтиленовых пакетах, в холодильниках.

Сообщение о правилах радиационной безопасности и личной гигиены

Внимание!

Прослушайте сообщение специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Ленинского муниципального района о правилах радиационной безопасности и личной гигиены.

В целях снижения влияния последствий радиационного заражения, населению района необходимо соблюдать меры радиационной безопасности и санитарной гигиены.

Главную опасность для людей, находящихся на местности, загрязненной радиационными веществами представляет внутреннее облучение, то есть попадание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды. Поэтому необходимо защищать органы дыхания от попадания радиоактивных веществ, подготовить жилище, соблюдать правила поведения.

Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ Вам необходимо:

Максимально ограничьте пребывание на открытой территории, при выходе из помещений используйте средства индивидуальной защиты (респиратор, повязку, плащ, резиновые сапоги);

Для защиты органов дыхания используйте респираторы типа "Лепесток-2, Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

При нахождении на открытой территории не раздевайтесь, не садитесь на землю, не курите;

Периодически поливайте (увлажняйте) территорию возле дома для уменьшения пылеобразования;

Перед входом в помещение обувь вымойте водой или оботрите мокрой тряпкой, верхнюю одежду вытряхните и почистите влажной щеткой;

Строго соблюдайте правила личной гигиены;

Во всех помещениях, предназначенных для пребывания людей, ежедневно проводите влажную уборку, желательно с применением моющих средств;

Принимайте пищу только в закрытых помещениях, тщательно мойте руки с мылом перед едой и полощите рот 0,5% раствором питьевой соды;

Воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания - приобретенные через торговую сеть;

Сельскохозяйственные продукты из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, употребляйте в пищу только по рекомендации органов здравоохранения.

На территории района организован круглосуточный контроль за радиационной обстановкой.

При обнаружении уровней радиации, превышающих допустимые нормы, Вы будете информированы дополнительно.

В дальнейшем вам следует действовать в соответствии с нашими указаниями.

Вы прослушали сообщение специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Ленинского муниципального района.

Примечание:

Тексты сообщений используются для предупреждения (уведомления) населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в учебных целях.

При оповещении и отработке действий населения в учебных целях перед сообщением сигнала доводится слово "Учебный" ("Учебная воздушная тревога", "Отбой учебной воздушной тревоги" и т.д.).

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается оповещением органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Оповещение предусматривает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о возникающих угрозах и порядке поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!".

Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный (областной, краевой, республиканский), местный (муниципальный) и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на применение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Следует подчеркнуть, что промедление с применением системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Системы централизованного оповещения регионального уровня.

Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.

Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.

Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации

Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Системы централизованного оповещения местного уровня.

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.

Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.

В региональные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.

Систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.

Системы оповещения объектового уровня.

Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО.

Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.

Средства оповещения.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи.

Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в ЧС.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиаци-онно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

1.3.1 Основа системы оповещения

Оповестить население - предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникно-вении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

В конце 1988 г. пересмотрели и изменили порядок оповещения. С этого времени завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!", а не воздушная тревога, как это было раньше. Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник на местное вещание, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам ГО и ЧС.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики переводятся на круглосуточную работу.

1.3.2 Речевая информация

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население?

Возможен такой вариант:"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах: (каких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы: (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким:

"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке: (называется) ожидается затопление домов по улицам: (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении: (указывается). Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседям. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома,что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи, проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуры и электросирен.

1.3.3 Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.