К угрозам безопасности общества относятся. Виды безопасности и их классификация

К угрозам информационной безопасности общества относятся:

1) неисполнение требований закона;

2) дезорганизация и разрушение накопления и сохранения информации;

3) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур;

4) активизация различного рода религиозных сект.

Деятельность сект содержит в себе контроль сознания своих членов, который включает:

1) контроль поведения;

2) контроль мышления;

3) контроль информации;

4) контроль эмоций;

5) снижение духовной нравственности, творческого потенциала населения России;

6) увеличение оттока специалистов за рубеж;

7) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации);

8) нарушение правил в области функционирования информационной системы;

9) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной безопасности:

Воздействие на парольные ключи системы;

Использование несертифицированных информационных технологий.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы информационной безопасности РФ:

Нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

Недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;

Распространение дезинформации о политике РФ, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности РФ в сфере внутренней политики являются:

Создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

Активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

81. Понятие и виды правонарушений в информационной сфере.

82. Уголовная ответственность за совершение информационных преступлений.

Уголовная ответственность в этой сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается <*>.


Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств <*>.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы: умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ.

Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16-летнего возраста (ст. 20 УК) <*>.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными <*>. Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды <*>.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и недолжностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию. В данной статье не конкретизируется характер той информации (документов, материалов), которая должна быть предоставлена Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, таким образом, можно сделать вывод, что требуемая этими органами информация (отчеты, справки, материалы проверок и т.п.) может касаться различных вопросов, решение которых входит в компетенцию запрашиваемых органов. Что же касается запрашиваемых органов, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. "О Счетной палате РФ" все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности <*>.

Кроме того, совершение указанных действий в отношении комитетов и комиссий палат Федерального Собрания либо в отношении отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или аудиторов Счетной палаты также образуют состав преступления <*>.

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

83. Понятие компьютерных преступлений и особенности борьбы с ними.

Безопасность общества и личности

Объединение людей, образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества, В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.


Под безопасностью общества следует понимать способность социальных групп защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности


Объектом безопасности общества является общественная жизнь страны. Субъектами - органы власти, а также общественные организации (институты, фонды, центры и т.д.).


Критерием обеспеченности безопасности общества является наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, государств, внутренних политических и общественных институтов.


Безопасности общества могут угрожать следующие опасности: пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; поддержка властью только приспособленческих общественных сил, подавление, унижение, уничтожение оппозиции, политика дробления общества на мелкие части; запрещения и ограничения собраний, шествий, митингов, демонстраций; гонения на демократические и народные партии, организации, СМИ, противоречия между интересами (потребностями) социальных групп, стремление одних осуществить свои интересы за счёт других, подчинить себе другие группы, получить преимущества и привилегии.


Общество - совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений. Человек, как известно, находится на высшей ступени развития живых организмов на Земле и является субъектом общественно-исторической деятельности. Таким образом, понятие «безопасность общества» оказывается тесно связанным с другим термином - «безопасность личности (человека)».


В определении В.И. Ярочкина (2000) безопасность личности - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Т.е. оно совпадает с определением понятия «здоровье».


Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов, связанных с самим человеком, относятся наследственность и образ жизни человека.


Внешние факторы являются средовыми. Это воздействия естественной (природной) среды, антропогенной (созданной человеком) среды, техносферы, производственной деятельности, а также факторы социального характера.


Объектом обеспечения безопасности личности является человек, а субъекты многочисленны: государство, его институты, организации, чиновники; общество, социальные группы, производственные и территориальные корпорации; семья и другие личности. Следует помнить, что и сам человек является субъектом обеспечения своей безопасности.


Критериями обеспечения безопасности личности на государственном уровне является высокая продолжительность жизни граждан, низкий уровень социальной напряженности в обществе. Если же говорить о показателях безопасности конкретного человека, то в качестве таковых можно назвать отсутствие хронических соматических и психических заболеваний, а также субъективную удовлетворенность человека своим уровнем жизни, работой, обстановкой в семье и обществе.


Перечень угроз безопасности человека (личности) включает:

  1. лишение жизни, здоровья, дееспособности;
  2. насильственное разрушение сложившегося и навязывание чуждого мировоззрения;
  3. манипулирование сознанием и поведением;
  4. нравственное развращение и физическое растление;
  5. ограничение или лишение международно признанных прав и свобод;
  6. насильственное подчинение преступным группировкам,
  7. использование человека как средства обогащения другого;
  8. формирование покорности любым порядкам;
  9. опасности, свойственные другим направлениям безопасности (политические, экономические, экологические и др.);
  10. отсутствие государственного и международного контроля за разработкой и использованием энергоинформационного оружия и психотропных средств;
  11. отсутствие законодательства по защите от несанкционированного энергоинформационного воздействия на мозг человека.

Анализ перечисленных угроз показывает, что на безопасность личности оказывает влияние не только возможность причинения физического вреда организму человека, но и широкий спектр различных воздействий именно на его личность.


В этой связи выделяют несколько типов угроз Энергоинформационные опасности - это воздействия на мозг человека какими-либо физическими полями, методами или средствами, например, электромагнитными, магнитными или акустическими. Психологические факторы связаны с применением различных методов воздействия на сознание и подсознание (нейролингвистическое программирование, гипноз, зомбирование). Информационно-психологические угрозы основаны на использовании определенной информации, ее структурирования, средств и способов ее подачи для обеспечения некритического восприятия в качестве регулятора поведения.


Психотропные средства - это фармакологические препараты, наркотические вещества, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни бодрствования, активности или пассивности, характеристики психического здоровья. К числу опасностей психотронного типа относятся технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и вызывающие сбои в психической деятельности человека.


Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация - нужно жертвовать либо безопасностью общества, либо жизнью (здоровьем) человека. Т.е. в ряде случаев необходимость обеспечения общества и государства становится угрозой безопасности конкретных людей.


Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в первые личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и - немаловажно - их потомкам.


В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения понятиям «опасность» и «угроза». В чем разница между ними?
2. Приведите классификацию видов ущерба, охарактеризуйте каждый из них.

С момента своего появления человечество живет в окружении разнообразных влияний и воздействий, не исключающих нанесение вреда. Реакция на эти влияния – естественная попытка недопущения возможного негативного воздействия. Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума.

В античной философии безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением злой воли сверхъестественных сил.

Исключение составлял Демокрит. Он подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания. Именно потребность выживания, по мнению Демокрита, является причиной объединения людей и создания общества. При этом аспект безопасности выступает неотъемлемым атрибутом государства, задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан.

Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили и другие мыслители. Платон полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан должно базироваться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на принципе справедливого определения положения и занятости индивида в обществе по его способностям. Аристотель рассматривал проблему безопасности общества через наличие или отсутствие в нем среднего класса, который выполняет роль компенсатора возникающих противоречий между богатыми и бедными слоями населения. В целом, римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться только через право, регламентирующие все социально-экономические отношения в обществе.

В эпоху христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного проведения, как функция веры. Термин «безопасность был впервые официально употреблен в словаре Робера в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Принцип первичности духа и вторичности материи меняет античное понимание безопасности. Самосохранение личности и государства трансформируется в спасение и сохранение души. Реформации в христианской сфере способствовали выработки разных подходов к способам ее защиты:

– католицизм – военный подход (крестовые походы);

– протестантизм – методы индивидуальной экономической защищенности;

– православие – метод соборности, т.е. безопасность личности реализуется только в ее единстве с обществом (необходимость подчинения интересам общества вплоть до самопожертвования).

В последующий период истории понятие «безопасность» трактуется как ситуация спокойствия в результате отсутствия реальной опасности в материальной, политической и экономической сферах. Это представление отвечало тенденциям создания государственных систем и органов управления, ориентированных на достижение блага и благополучия в обществе.

В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из ярких сторонников этого течения выступал английский ученый Т.Гоббс . Он отталкивался от посыла, что люди равны от природы по физическим и умственным способностям, а, следовательно, они обладают и равными естественными правами. Естественные права характеризуется «отсутствием собственности и точного разграничения между моим и твоим». Каждый человек, стремясь осуществить свое естественное право, не считается с естественными правами других, в результате чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения – война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной формы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность. Т. Гоббс идентифицировал понятия «государственной безопасности» как неизбежность борьбы каждой из стран против остальных, требующей от национального государства усилий по сохранению внутреннего мира, защите жизни и собственности людей от внешней опасности.

Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого – Д. Локка . Локк считал, что естественное состояние не означает полное бесправие и постоянную вражду одних людей против других, а характеризуется естественной свободой и равенством. Личная свобода и частная собственность создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило ученому сформулировать утверждение: причина перехода от естественного права к гражданскому обществу – не война всех против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность.

Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д.Дидро, К.Гельвецкий, П.Гольбах). Разделяя теорию общественного договора, они полагали, что люди вступали в общественную жизнь, отказывались от части свободы, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью.

Классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности. Однако трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления. Марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий – защищенность общества от внешних и внутренних воздействий.

Войны и революции ХХ века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике и науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является итальянский мыслитель В.Парето . В первой четверти ХХ века он охарактеризовал безопасность общества как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства , зависящих от определенных внутренних и внешних параметров.

Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф, политических и экономических трансформаций поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества.

Эволюция представлений о вопросе безопасности личности и общества создала предпосылки для формирования современного категориального аппарата.

1. Понятия «опасность» и «безопасность» раскрывают разнополярное состояние любой экономической системы (человеческого индивида или сообществ, которые он создает). Это состояние определяется:

– действующими условиями существования (функционирования) и развития системы (т.е. состоянием внешней и внутренней среды объекта исследования);

– результатами деятельности самой системы, которые укрепляют или ослабляют ее позиции, уровень конкурентоспособности.

Опасность – это отношение адаптационных возможностей исследуемой системы к силе воздействия среды. Вся жизнедеятельность экономической системы любого уровня характеризуется постоянно меняющимися источниками воздействия и силой их проявления.

Безопасность – это ноль по шкале опасности. Это идеальная ситуация полного соответствия сил экономической системы и среды воздействий. Это момент динамического равновесия их потенциалов. Все атаки на экономическую систему гасятся или отражаются.

Взаимодействие экономической системы со средой является объективным процессом ее жизнеобеспечения. Именно извне экономический игрок присваивает производственные ресурсы и вовне отчуждает произведенную продукцию.

2. Состояние безопасности в современных условиях хозяйствования практически недостижимый идеал для экономического субъекта любого уровня. Это обусловлено тем, что внешняя среда любого экономического субъекта является крайне неопределенной.

Неопределенность – это характеристика внешней среды, которая динамична и неподконтрольна экономической системе. Современный уровень неопределенности крайне высок, он определяется:

– разнообразием экономических игроков;

– разнонаправленностью их интересов;

– техническими возможностями скорости принятия ими решений и их реализации.

Решая задачу достижения безопасного состояния своего функционирования и развития, экономическая система любого уровня нацелена на изучение внешней среды, на постепенный перевод неопределенности в определенность путем ее измерения и оценивания.

3. К внешним источникам опасного или безопасного состояния системы относят угрозы и возможности внешней среды:

– угроза– фиксируемые экономической системой экзогенные (внешние) факторы потенциально негативного действия (создающих опасность интересам системы).

– возможность– фиксируемые экономической системой экзогенные факторы, потенциально положительного действия (создающих безопасность интересам системы).

Для выявления и систематизации факторов внешней среды зачастую используют следующие признаки деления:

А). По масштабам вероятных отрицательных последствий:

– международные(глобальные и региональные в плане регионов мира);

– национальные, локальные(региональные в плане регионов страны);

– частные(предприятия, семьи, индивида).

Б). По сфере человеческой деятельности:

– политические;

– экономические;

– социальные;

– правовые;

– научно-технические;

– информационные;

– демографические и др.

В). По природе возникновения

– объективные, возникающие независимо от воли и сознания людей;

– субъективные, возникающие в результате сознательной деятельности человека.

Г). По вероятности реализации

– реальные;

– потенциальные.

Д). По характеру проявления

– явные и скрытые (теневые);

– чрезвычайные и типовые (наиболее часто проявляющиеся);

– прямые и косвенные.

С точки зрения эволюционного подхода шоковые воздействия среды выполняют функцию экономического отбора. Они вызывают адаптивные реакции конкурентоспособных игроков и стимулируют их к повышению своих производственных возможностей и систем защиты.

4. Вероятностный характер проявления негативных воздействий внешней среды на экономическую систему породил использование в терминологическом обороте понятия:

риск – вероятность генезиса (развития) угрозы в качестве события, влекущего за собой появления ущерба, и требующего в дальнейшем его возмещения.

Оценка выделенной системы угроз и уровней их рисков, позволяет экономической системе любого уровня прогнозировать и планировать свое функционирование и развитие на различные по срокам временные периоды.

Обычно переходу угрозы в негативное по своим последствиям событие предшествует вызов .

вызов – это комплекс действий одного или группы внешних игроков (по отношению к экономической системе), направленных на усиление напряженности между экономической системой и внешней средой.

5. Взаимодействие фирмы со средой осуществляется двумя основными способами – защита и нападение, – чередование которых определяется соотношением сил данных систем.

нападение – организованная акция внешних субъектов по созданию угроз экономическому игроку. Функция нападения присуща экономическим игрокам в связи с необходимостью реализации потребности в своем развитии.

защита – организованная реакция экономического субъекта на возникшие угрозы. Функция защиты неотъемлемо присуща деятельности любой экономического игрока в связи с необходимостью реализации потребности в безопасности.

Экономический субъект подобно воину – нападает для расширения подконтрольной ему среды и выставляет средства защиты для удержания новых территорий.

6. К внутренним источникам опасного или безопасного состояния системы относят факторы, порождаемые самой системой (слабые и сильные стороны):

– баланс между потенциалом системы и процессом функционирования;

– выбор направления развития экономической системы и приложения имеющегося потенциала (стратегия);

– результаты функционирования системы (конкурентные позиции).

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Опасные изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы и биосферы по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

2. РСЧС состоит из:
республиканских и областных подсистем
региональных и местных подсистем
краевых и областных подсистем
территориальных и функциональных подсистем
все ответы верны

3. К угрозам государственной безопасности относятся:
угроза американо-иракского конфликта
угроза распространения СПИДа
угроза подъема уровня Мирового океана
угроза терроризма

4. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __ человек, при условии, что зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района:
20, но не более 90 человек
15, но не более 70 человек
30, но не более 100 человек
10, но не более 50 человек
нет верного ответа

5. Заблаговременный вывоз или вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации это:
принцип защиты населения
основной способ защиты населения
защитное мероприятие
средство защиты населения
все ответы верны

6. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше _________ при условии, что зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ:
100, но не более 500 человек
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
10 человек
нет верного ответа

7. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше __________ при условии, что зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ:
50, но не более 500 человек
10, но не более 50 человек
20, но не более 50 человек
10 человек
30 человек

8. Марлевую повязку для лучшей защиты органов дыхания от паров хлора нужно смачивать:
2% раствором питьевой соды
5% раствором уксусной или лимонной кислоты
слабым раствором марганцовки
любой жидкостью
растительным маслом

9. К защитным сооружениям ГО относятся: 1) убежища 5 классов, 2) ПРУ 3 классов, 3) погреба, подвалы и приспособленные жилые помещения, 4) специально оборудованные подземные переходы, метро, горные выработки, 5) леса, овраги, придорожные канавы.
1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 4,5
только 1,2,3,4
нет верного ответа

10. Аварии, пожары, взрывы на предприятиях, транспорте и коммунально-энергетических сетях по сфере возникновения относятся к:
техногенным ЧС
природным ЧС
экологическим ЧС
социальным ЧС
нет верного ответа

11. К угрозам безопасности общества относятся:
угроза вторжения космических тел
угроза распространения туберкулеза
угроза наркомании подростков
угроза глобального потепления

12. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется:
Советом по безопасности
Президентом РФ
Правительством РФ
Советом по обороне

13. Основные способы защиты населения от ЧС: 1) локализация аварий, 2) оповещение населения, 3) обучение населения способам защиты, 4) эвакуация населения, 5) укрытие населения в защитных сооружениях, 6) ликвидация последствий, 7) использование индивидуальных средств защиты, 8) спасательные работы.
1,2,3,4,5,6,7,8
4,5,6,7,8
4,5,7
1,2,3
нет верного ответа

14. Чрезвычайная ситуация – это:
чрезвычайное положение на всей территории РФ
обстановка на определенной территории, которая может повлечь за собой человеческие жертвы и нарушение условий жизнедеятельности людей
наиболее экстремальное природное явление
чрезвычайное положение в отдельных местностях РФ
когда все очень плохо

15. Какие катастрофические явления считаются катастрофами в неинтерактивной системе?
землетрясения
извержение вулкана
социальный взрыв
развод в семье
сход снежной лавины

16. Угрозы в сфере экономики обусловлены (по «Концепции национальной безопасности»):
расслоением общества
сокращением ВВП
тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих
спадом рождаемости

17. Флаги катастроф в интерактивной системе:
неизбежность
глобальность
слабая предсказуемость
необходимость
непрерывность
макромодальность

18. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более ______ человек, при условии, что ЧС не выходит за пределы территории объекта:
10
30, но не более 100
15, но не более 30
20, но не более 50
500