Краткие сведения из истории психологии. Психология как наука

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ - Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Развитие этих представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является мозг, и выработали учение о темпераментах. Это естественнонаучное направление было тесно связано с воззрением на душу человека как вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса, движущегося по собственным вечным и неотвратимым законам. В идеалистических концепциях душа противопоставлялась телу и признавалась бессмертной. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "О возникновении животных" и др.), в к-ром душа трактуется как форма организации способного к жизни материального тела (а не как вещество или бесплотная сущность). Он изложил первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. В эллинистический период из принципа жизни в целом душа становится принципом только определенных ее проявлений: психическое отделяется от общебиологического. В феодальную эпоху развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с зарождением капитализма укрепляется стремление исследовать человека опытным путем как природное существо, поведение к-рого подчиняется. естественным законам (Леонардо да Винчи, X. Л. Вивес, X. Уарте и др.). В эпоху буржуазных революций и торжества нового материалистического мировоззрения складывается принципиально новый подход к психической деятельности, объясняемой и исследуемой теперь с позиций строжайшего детерминизма. Социально-экономические преобразования обусловили прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVII в. рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлекс}, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Р.Декарт, Т. Гоббс}, об аффектах {Б. Спиноза}, об апперцепции и бессознательном (Г. В. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк}. Конкретно-научная разработка принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным объяснительным понятием психологии. В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Д. Дидро, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и других прогрессивных мыслителей. В XIX в. в недрах физиологии появились экспериментальные методы исследования психических функций и были сделаны первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки {Э. Г. Ве-бер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Дарвинизм показал необходимость изучения психических функций как реального фактора развития биологических систем. В 70- 80-х гг. XIX в. психология превращается в самостоятельную область знания (отличную от философии и физиологии). Главными центрами се разработки становятся специальные экспериментальные лабора
тории. Первая из них была организована В. Вундтом (Лейпциг, 1879). По ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах. Последовательную программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И. М. Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке. Главными темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем - ассоциации (Г. Эббингауз}, внимание {Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (см. Эмоции) (У. Джеймс, Т. А. Рибо), мышление и воля [Вюрцбургская школа, А. Бине}. Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология, задачей к-рой является определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.). На. рубеже XIX и XX вв. в психологии назревает кризис, обусловленный ломкой старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно к-рому психология не должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на внешние стимулы. Динамика этих реакций мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к -успешному действию, закрепляемому повторением {метод проб и ошибок}. Программные установки этого направления выразил Дж. Б.Уотсон (1913). Другой влиятельной школой явилась гештальтпсихология, экспериментальным объектом к-рой явился целостный и структурный характер психических образований. В начале века возник также психоанализ 3. Фрейда, согласно к-рому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным). Новые направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата (категории действия, образа, мотива). Однако неадекватная философская интерпретация этих достижений приводила к ошибочным и односторонним выводам. Попытки понять с идеалистических позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции "двух психологии" {В. Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт), согласно к-рой психология не может быть единой наукой, поскольку будто бы естественнонаучный, экспериментальный объяснительный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на передний план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (Дж. М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу личности и ее психических функций, поскольку саму социальность трактовали как "чистое" общение вне предметной деятельности.
Марксизм стал методологической основой конкретно-психологических исследований после октябрьской социалистической революции. С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы, коренным образом изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на марксистской основе активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Марксист
ский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Развитие советской психологии шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Ор-бели, С. В. Кравкова, Н. А. Берншнейна и др. Преодолевая идеалистические и механистические (реактология, рефлексология} влияния, советские ученые утверждали в психологии марксистское учение о деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи ленинской теории отражения. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем психологии нашло воплощение в работах А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. В. Запорожца, Л. А. Шварца и др. В рамках марксистской методологии советские психологи успешно разрабатывают актуальные проблемы психологии в тесной связи с теоретическими и практическими задачами совершенствования развитого социалистического общества.
Развитие психологии в капиталистических странах в 30-40-х гг. XX в. характеризовалось распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план выдвигается понятие о "промежуточных переменных", т. е. о факторах, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная) . Логика развития науки и требования практики направили психологию на изучение "центральных процессов", развертывающихся между сенсорным "входом" и моторным "выходом" системы организма. Утверждению этой тенденции в 50-60-х гг. способствовал опыт программирования на электронных машинах. Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная и медицинская. Большое влияние на трактовку психических процессов оказали работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Хебб, К. Прибрам). В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознательную психическую механику (см. Бессознательное) с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм} и соответственно перестроившее психотерапию. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль "третьей силы" в психологии начинает претендовать так называемая экзистенциальная, гуманистическая психология, утверждающая, что исследование научных понятий и объективных методов ведет к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму.

Психология – это наука, которая изучает психику человека и животных. Но не всегда она была такой – еще несколько веков тому назад психология не выделялась в отдельную научную дисциплину. Так какова же история психологии кратко?

Истоки современной науки лежат еще в философских трактатах древнего мира: ученые мужи Индии, Греции, Китая пытались выяснить истинную природу сознания, чтобы на основании этих знаний воспитывать дух и исцелять болезни. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что душа находится в мозгу, и вывел учение о темпераменте, которого (за исключением некоторых переработок) придерживаются и современные психологи. Аристотель трактовал душу как сущность материального тела, принцип проявлений биологии. В период эллинизма психическое все же было отделено от биологии. Увы, феодальная эпоха Средневековья существенно замедлила рост психологии как отдельной науки, полностью уповая на церковные и библейские знания. Однако в арабском мире ученые продолжали идти к цели, объясняя духовные явления с научной точки зрения. Свои размышления сохранили в трактатах Авиценна, Ибн-Рошд и многие другие. Именно их идеи и стали основой для зарождения психологии в Европе в периоды Возрождения и капитализма.

Во времена расцвета капитализма человека изучали наравне с механизмами, как существо природное, которое живет по определенным законам. Таких воззрений придерживались Леонардо да Винчи, Уарте, Вивес. Революция буржуазии задала новое направление в изучении психики и души – психическое стали исследовать с точки зрения строго детерминизма, четко очерчивая причины и следствия самых разных психических явлений. Изменения социального строя стали предпосылкой к изучению психики человека и ее связи с материальным телом уже на новом уровне. Так, благодаря Декарту мир познал теорию рефлекса, а душа в его идеях стала сознанием. Во времена Декарта ученые обнаружили связь ассоциативного мышления и психики, о чем писали Гоббс и Декарт, Спиноза определил и очертил понятие аффекта, Лейбниц открыл апперцепцию и бессознательное, а Локк выявил способности человеческого разума к опытному научению. Д. Гартли тщательно изучил ассоциативное мышление, поставив его во главу угла всех психических процессов на целых 50 лет. Русские же ученые придерживались материализма в вопросах изучения психики: материалистами были Ломоносов и Радищев.

19 век благодаря развитию физиологии принес психологической науке знания и методы экспериментального изучения психических явлений, количественные показатели как меру измерения. Этого направления придерживались Вебер, Гельмгольц и Фехнер. Вскоре Дарвин объявил миру, что психические функции – это один из важнейших факторов развития биологического.

В конце 19 века психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философских и физиологических знаний. В это время во всем мире появляются психологические лаборатории, в которых посредством эксперимента изучают явления психического. Однако самую первую лабораторию открыл Вундт в городе Лейпциге.

Отечественные ученые в это время придерживаются объективного подхода, выдвинутого Сеченовым. Сеченова поддержали Бехтерев, Ланге, Токарский, а затем благодаря Павлову и Бехтереву идеи объективного подхода прославились на весь мир. Мировые ученые в психологических лабораториях изучали отдельные проявления психики: Дондерс изучал ощущения, Эббингауз сосредоточил свое внимание на ассоциациях, Кеттел исследовал внимание, Джеймс и Рибо посвятили себя изучению эмоциональных состояний, а Бине искал взаимосвязь между волей и мышлением.

Вскоре отделилась дифференциальная психология, призванная изучить психологические различия между людьми. Ее представителями и основоположниками считаются Гальтон, Лазурский, Бине.

История психологии кратко говорит о современности: в начале 20 века в психологической науке происходит кризис – сознание больше не считается совокупностью прошлого опыта человека, а становится проявлением скрытых в глубинах психики явлений. В американской психологии во главе угла стоит Уотсон и его излюбленное направление – бихевиоризм, заявляющий, что изучения достойны лишь телесные реакции человека на стимулы извне. Наряду с бихевиоризмом появилась и гештальтпсихология, изучающая человека как целостную систему. Вскоре возник психоанализ, согласно идеям которого, человеком движут его скрытые в глубинах психики мотивы.

В отечественной психологии возник марксизм, считающий человека лишь произведением социальных и культурных явлений. Во второй половине 20 века наблюдалось «соперничество» различных направлений психологии друг с другом, возникновение экзистенциального и гуманистического направлений.

Так, психология прошла долгий путь развития от философских воззрений до самостоятельной и серьезной науки. Сегодня психологические знания ценятся в мире все больше, и кто знает, куда дальше приведет изучение психических процессов человеческого ума…

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

План.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Структура современной психологии.

4. Место психологии в системе наук.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». - М., 2012.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. -304 с.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Воронеж - 2008 г.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ними жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

Психология как наука о душе возникла в древней Греции . Психика в переводе с греческого означает «душа». Так, древнегреческие натурфилософы Фалес (VII-VI вв. до н.э.), Анаксимен (V в. до н.э.) и Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривали душу как форму элемента, образующего первоначало мира (вода, огонь, воздух). В дальнейшем атомисты Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций (I в. до н.э.) рассматривали душу как материальный орган, руководимый разумом, духом. Дух и душа трактовались ими как материальные объекты, состоящие из атомов. Кроме материалистических взглядов на душу существовали идеалистические воззрения, одним из создателей которых являлся Платон (428-347 гг. до н.э.).


Он считал, что душа представляет собой нематериальный объект, который до вселения ее в тело человека находится в сфере идеального, высшего мира. Попав при рождении в тело, душа вспоминает виденное. Платон был родоначальником дуализма в философии, рассматривая материальное и духовное как два противоположных начала. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал материалистическое учение о душе, в котором впервые в истории выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он считал, что психическое является производным от действия физического тела, а душа проявляется в деятельности. Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.

Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху. Постепенно понятия о душе стали применяться только к психическому уровню проявления жизни. Дальнейшее развитие биологических и психологических наук произвело переворот во взглядах на тело и душу. Так, в XVII в. французским ученым Декартом была открыта рефлекторная природа поведения. Понятие о рефлексе включало в себя двигательный ответ организма на внешнее воздействие. Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

Впоследствии учение о рефлексах было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829-1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым . Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы психической деятельности.

В настоящее время существует множество различных направлений психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений - бихевиоризм . В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд , получило название психоанализ . Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология . Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном , В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология . Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку. Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Изучение психологии помогает лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Основные этапы становления психологии как науки.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Житейские знания возникают у человека стихийно. Они вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, а также могут перениматься у других.

Их отличают следующие особенности: низкий уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, раннее происхождение, высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Чаще всего они являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач.

Научные психологические знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Такие знания характеризуются более высоким уровнем точности, объективности, логической последовательности, систематизированности, осознаваемости, вербализованности, обобщенности, абстрактности.

Они более независимы от эмоционально-потребностной сферы человека. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими они все-таки имеют некоторые недостатки, такие, как излишняя абстрагированность, академизм, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей. Поэтому они иногда затрудняют понимание других людей и даже самого себя.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возникла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основателем которых был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Общая психология

Введение в психологию

Все науки можно разделить на две большие группы:

1) точные: математика, физика, химия;

2) гуманитарные: история, литература, философия – это науки о человеке.

Общая задача гуманитарных наук: «Человек! Познай самого себя!»

Лучший учитель психологии – сама жизнь. Слово «психология» обозначает сложный и одновременно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. Не изучая еще специальной науки, мы с детства говорили: «я хочу», «я думаю»…Мы рассуждаем о достоинствах и недостатках своей памяти, воли, способностей и характера, ума.

Характерная особенность психологии как науки та, что с ней человек знакомится задолго до систематического изучения. В практике живого общения люди постигают много психологических законов.

Можно сказать, что каждый человек – психолог. Т.К. без определенного запаса знаний и психолог. Опыта невозможно жить среди людей. Так, с детства мы уже умеем «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, голосу, даже по дыханию и цвету лица – эмоциональное состояние других людей. Это все житейская психология.

В ней отражаются психологические знания, накопленные еще до появления науки, мы усваиваем не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как худ. литература, пословицы и поговорки, сказки и мифы.

Однако житейские психологические знания приблизительны, расплывчаты и часто неверны. Попробуйте ответить: чем отличаются чувства от ощущений? Что такое темперамент, мышление?

Психология – наука о душе (псюхе – душа, логос - наука).

Психика, сознание – субъективный образ объективного мира.Психика – это наши ощущения и восприятия, память и мышление, фантазия, чувства и воля. Все эти психические процессы свойственны конкретному человеку, который имеет свой особый характер, способности, темперамент, который познает, общается, действует. Душа, психика – это внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия с окружающим миром, в процессе отражения этого мира.

Понятие «субъективный » имеет два значения: научное – субъективный образ объективной действительности означает, что это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. И житейское: когда говорят «Это ваше субъективное мнение» - хотят подчеркнуть пристрастность человека, зависимость его суждений и оценок от настроения, интересов, прошлого опыта.

Общая психология изучает законы человеческой психики, процессы и свойства личности, познавательную и практическую деятельность, темперамент, характер человека, его способности, преобладающие мотивы поведения, а также совокупность явлений.

Научная психология делится на ряд отраслей, которые исследуют различные виды деятельности человека.

1.Психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности, профессиональные особенности человека…

2.Инженернаая психология – изучает особенности деятельности оператора в автоматизированных системах управления.

3. Авиационная психология – изучает психологические закономерности обучения и выполнения полетов.

4. Космическая – изучает особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации.

5. Педагогическая – изучает закономерности обучения и воспитания человека; отношения между педагогами и учениками, индивидуальные особенности учебно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в психическом развитии.

Разделы пед.психологии:

Психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

6. Юридическая психология изучает психологию поведения обвиняемого, свидетелей, требования к допросу, мотивы преступлений. Методы воспитания в исправительно-трудовой колонии с помощью принуждения, убеждения и т.д.

7. Военная психология – исследует человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника и подчиненного, пропаганду и контрпропаганду.

8. Психология спорта – изучает особенности личности и деятельности спортсмена, психологические параметры тренированности, психологические факторы, связанные с соревнованиями.

9. Психология торговли – воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологию покупателя, психологию моды.

10. Психология творчества – особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции.

11. Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и больного. Разделы медпсихологии :

1) нейропсихология – изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакология – изучает влияние лекарственных средств на психическую деятельность больного;

3) психотерапия – изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больного;

4) психопрофилактика и психогигиена – разрабатывают систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

12. Возрастная психология – изучает онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Разделы возрастной психологии:

Детская, психология подростка, юности, взрослого человека, геронтопсихология – изучают возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности

13. Психология аномального развития или специальная психология имеет разделы:

1) патопсихология – исследует отклонения в процессе развития психики, распад личности при различных мозговых патологиях;

2) олигофренопсихология – наука о врожденной патологии мозга, психического и умственного развития;

3) сурдопсихология – психология формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до глухонемоты;

4) тифлопсихология – психология развития слабовидящих и незрячих.

14. Зоопсихология – изучает поведение животных.

15. Социальная психология (общественная) – изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в организованных и неорганизованных группах.

История развития психологии.

С древности потребности общественной жизни заставляли различать и учитывать в своих поступках особенности психического склада окружающих людей. Первоначально эти особенности объяснялись действиями души.

В представлениях первобытных людей душа четко не отделена от тела . Древние не могли объяснить причину обморока, сна, смерти. Они осмысляли многие жизненные явления следующим образом: душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых. Души умерших составляли сообщества, как живые. Живые люди и души мертвых взаимно зависимы.

У Фалеса, Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элементов, образующих первоначало мира (воздух, вода, огонь). Последовательное проведение этой идеи приводило древнегреческих философов к заключению о всеобщей одушевленности материи – форма материализма.

Но ученые того времени не могли объяснить, откуда берется абстрактное логическое мышление, нравственные качества личности…

Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику, выдвинутых представителями рабовладельческого общества: Платон ввел понятие о частях души, выделив в качестве таковых: 1) разум, 2) мужество, 30 вожделение – разместил их в разных частях тела: голове, груди, брюшной полости. Платон – родоначальник дуализма в психологии, т.е. учение, трактующее материальное и духовное, тело и психику как 2 самостоятельных антагонистических начала.

Дуализм Платона преодолел его ученик Аристотель, возвративший психологическую мысль на естественную почву биологии и медицины. Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.

В 17веке Рене Декарт ввел 2 понятия рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставлял душу и тело. Он утверждал, что существуют 2 независимые субстанции: материя и дух. Поэтому это называется дуализмом.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Психика была приравнена к сознанию. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап – психология как наука о поведении как совокупности извне наблюдаемых двигательных реакций человека. Возникает в 20 веке. Основоположник бихевиоризма – Дж. Уотсон. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поступки, реакции человека.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Предметом изучения становятся психологические факты и законы.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основанной в Лейпциге немецким психологом В. Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Метод – (от греческого methodos) – путь исследования или познания – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методы, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки. В любом научном исследовании осуществляется опыт, и тот, кто изучает, - субъект познания; а то, что он изучает – объект познания.

В психологии существует 2 основных метода :

Наблюдение и эксперимент

Наблюдение – основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования,

состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью , может создавать установку – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н.

Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений.

Сутьнаучного Н. – в научном объяснении причин зарегистрированных фактов;

Регистрацией фактов, их описанием занимаются житейские наблюдения .

Варианты наблюдения:

1) Внешнее - сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны;

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ - Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Развитие этих представлений стимулировали запросы общественной практики, лечения и воспитания. Древние врачи установили, что органом психики является мозг, и выработали учение о темпераментах. Это естественнонаучное направление было тесно связано с воззрением на душу человека как вещественную (огненную, воздушную и т. п.) частицу космоса, движущегося по собственным вечным и неотвратимым законам. В идеалистических концепциях душа противопоставлялась телу и признавалась бессмертной. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "О возникновении животных" и др.), в к-ром душа трактуется как форма организации способного к жизни материального тела (а не как вещество или бесплотная сущность). Он изложил первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. В эллинистический период из принципа жизни в целом душа становится принципом только определенных ее проявлений: психическое отделяется от общебиологического. В феодальную эпоху развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Прогрессивные врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рошд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с зарождением капитализма укрепляется стремление исследовать человека опытным путем как природное существо, поведение к-рого подчиняется. естественным законам (Леонардо да Винчи, X. Л. Вивес, X. Уарте и др.). В эпоху буржуазных революций и торжества нового материалистического мировоззрения складывается принципиально новый подход к психической деятельности, объясняемой и исследуемой теперь с позиций строжайшего детерминизма. Социально-экономические преобразования обусловили прогресс психологического мышления, обогатившегося в XVII в. рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлекс}, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Р.Декарт, Т. Гоббс}, об аффектах {Б. Спиноза}, об апперцепции и бессознательном (Г. В. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк}. Конкретно-научная разработка принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным объяснительным понятием психологии. В русле материалистического мировоззрения развиваются психологические идеи Д. Дидро, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева и других прогрессивных мыслителей. В XIX в. в недрах физиологии появились экспериментальные методы исследования психических функций и были сделаны первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки {Э. Г. Ве-бер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Дарвинизм показал необходимость изучения психических функций как реального фактора развития биологических систем. В 70- 80-х гг. XIX в. психология превращается в самостоятельную область знания (отличную от философии и физиологии). Главными центрами се разработки становятся специальные экспериментальные лабора
тории. Первая из них была организована В. Вундтом (Лейпциг, 1879). По ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах. Последовательную программу разработки психологии на основе объективного метода выдвинул И. М. Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологическую работу в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды В. М. Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке. Главными темами экспериментальной психологии являлись вначале ощущения и время реакции (Ф. Дондерс), а затем - ассоциации (Г. Эббингауз}, внимание {Дж. Кеттел), эмоциональные состояния (см. Эмоции) (У. Джеймс, Т. А. Рибо), мышление и воля [Вюрцбургская школа, А. Бине}. Наряду с поиском общих закономерностей психологических процессов складывается дифференциальная психология, задачей к-рой является определение с помощью измерительных методов индивидуальных различий между людьми (Ф. Гальтон, А. Бине, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.). На. рубеже XIX и XX вв. в психологии назревает кризис, обусловленный ломкой старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно к-рому психология не должна выходить за пределы внешне наблюдаемых телесных реакций на внешние стимулы. Динамика этих реакций мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к -успешному действию, закрепляемому повторением {метод проб и ошибок}. Программные установки этого направления выразил Дж. Б.Уотсон (1913). Другой влиятельной школой явилась гештальтпсихология, экспериментальным объектом к-рой явился целостный и структурный характер психических образований. В начале века возник также психоанализ 3. Фрейда, согласно к-рому решающая роль в организации человеческой психики принадлежит неосознаваемым мотивам (прежде всего сексуальным). Новые направления обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии, способствовали развитию ее категориального аппарата (категории действия, образа, мотива). Однако неадекватная философская интерпретация этих достижений приводила к ошибочным и односторонним выводам. Попытки понять с идеалистических позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции "двух психологии" {В. Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт), согласно к-рой психология не может быть единой наукой, поскольку будто бы естественнонаучный, экспериментальный объяснительный подход к психике в принципе несовместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на передний план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (Дж. М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу личности и ее психических функций, поскольку саму социальность трактовали как "чистое" общение вне предметной деятельности.
Марксизм стал методологической основой конкретно-психологических исследований после октябрьской социалистической революции. С марксизмом в научную психологию вошли новые принципы, коренным образом изменившие ее теоретический облик. Идею перестройки психологии на марксистской основе активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Марксист
ский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Развитие советской психологии шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Ор-бели, С. В. Кравкова, Н. А. Берншнейна и др. Преодолевая идеалистические и механистические (реактология, рефлексология} влияния, советские ученые утверждали в психологии марксистское учение о деятельности и ее социально-исторической детерминации, идеи ленинской теории отражения. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем психологии нашло воплощение в работах А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. В. Запорожца, Л. А. Шварца и др. В рамках марксистской методологии советские психологи успешно разрабатывают актуальные проблемы психологии в тесной связи с теоретическими и практическими задачами совершенствования развитого социалистического общества.
Развитие психологии в капиталистических странах в 30-40-х гг. XX в. характеризовалось распадом главных школ. В бихевиористических теориях на передний план выдвигается понятие о "промежуточных переменных", т. е. о факторах, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная) . Логика развития науки и требования практики направили психологию на изучение "центральных процессов", развертывающихся между сенсорным "входом" и моторным "выходом" системы организма. Утверждению этой тенденции в 50-60-х гг. способствовал опыт программирования на электронных машинах. Получили развитие такие отрасли психологии, как инженерная, социальная и медицинская. Большое влияние на трактовку психических процессов оказали работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучавшего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов. Они более не игнорируются, но рассматриваются как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Хебб, К. Прибрам). В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознательную психическую механику (см. Бессознательное) с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм} и соответственно перестроившее психотерапию. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль "третьей силы" в психологии начинает претендовать так называемая экзистенциальная, гуманистическая психология, утверждающая, что исследование научных понятий и объективных методов ведет к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму.