Международные права. Какие водительские права нужны в Европе для россиян

Отправившись в путешествие за границу, обладатели российских водительских прав розового цвета рискуют получить серьезные штрафы за управление транспортным средством без соответствующих документов.

Водительское удостоверение нового образца соответствует требованиям международной Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году и установившей единые для всех подписантов стандарты дорожных знаков и правил дорожного движения. Конвенция утверждена во многих странах, включая почти все европейские.

Но все чаще обладатели новых пластиковых водительских удостоверений сталкиваются за рубежом с непониманием со стороны полицейских. Дело в том, что из них исчез перевод словосочетания «Водительское удостоверение». На «старых» правах такой перевод, хоть и на французский язык, но был — документ назывался «Permis de conduire».

В итоге многие россияне, планирующие путешествие за границей на автомобиле, столкнулись с дилеммой: нужно или нет в дополнение к обычным водительским правам оформлять в еще и международное водительское удостоверение?

Соответствуют ли российские права международным?

«Международное водительское удостоверение (МВУ) — приложение к нашему российскому национальному документу, — объяснил «Газете.Ru» президент коллегии правовой защиты автовладельцев . — Отдельно от него МВУ недействительно, и у водителя все равно потребуют предъявить национальные водительские права.

Наше удостоверение соответствует Венской конвенции, которую подписали более 100 стран, и принимается на ура во всех странах, в том числе при оформлении ДТП.

На новых розовых правах ничего не должно дублироваться на латинице, они полностью соответствуют приложению №6 к Венской конвенции . Единственное, что некоторые прокатные компании, которые предоставляют машины в аренду, просят представить им международное удостоверение, но это происходит редко.

Международные водительские права необходимы только в том случае, если вы едете в ту страну, которая не ратифицировала международную Венскую конвенцию».

На вопрос о том, что делать, если полицейский все равно отказывается признавать действительность российских водительских прав, Травин советует иметь при себе распечатанную Венскую конвенцию на английском языке или на языке той страны, куда вы отправились в путешествие.

«Во всех странах бывают бестолковые полицейские, предъявляете им распечатанный документ либо отправляйтесь разбираться в полицейский участок», -— говорит Травин.

В ГИБДД «Газету.Ru» также уверили в том, что в странах, которые подписали Венскую конвенцию, у российских водителей не могут требовать международные водительские права.

«Наше водительское удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, — сказал замглавы ГИБДД РФ .

— Если у кого-то есть опасения, что в заграничной поездке с национальным водительским удостоверением могут возникнуть проблемы, то можно получить международные права. Но инспекторы дорожной полиции должны прекрасно знать законодательство, в том числе и международное, поэтому необоснованных претензий к российским водителям у них быть не может».

И действительно, если заглянуть в приложение №6 к Венской конвенции , то можно прочесть следующую формулировку:

«На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и (или) отличительный знак страны, выдавшей удостоверение».

Между тем некоторые россияне, чтобы избежать проблем с полицейскими, готовы прибегнуть и к нестандартным ходам. Так, читатель «Газеты.Ru» прислал фотографию «российских прав», которые он изготовил из своего гражданского паспорта. Заламинированный «документ» не выдержит любой более-менее детальной проверки, но, по утверждению обладателя удостоверения, в шести европейских странах, где он побывал, эти «права» не вызвали подозрений у местной полиции. При этом «розовые» права его спутницы постоянно вызывали подозрения у местных полицейских.

В свою очередь, автомобильные эксперты советуют для того, чтобы избежать проблем при встрече с полицией, иметь при себе международное водительское удостоверение.

Так, главный редактор портала AM.ru Антон Ширяев уверен, что новые российские водительские права представляют собой не более чем ничего не значащую карточку.

«До того как у нас появились водительские права нового образца, за границу спокойно можно было ездить и по старым, — говорит Ширяев. — Конечно, это не относилось к тем странам, которые не подписали Венскую конвенцию, так, например, они нужны в Америке, ОАЭ. Но даже там, где формально были нужны международные права, на это смотрели сквозь пальцы. К примеру, в Австралии в одной из прокатных контор была большая книга с фотографиями всех водительских удостоверений разных стран. С нынешними правами получилось так, что в них нет никаких надписей на других языках, кроме русского.

Получается, что за границей полицейский формально понимает, что это водительские права, но он даже не может прочитать вашего имени. Поэтому сейчас международные права действительно становятся обязательными».

Ширяев обращает внимание на то, что в общении с полицейским доказать свою правоту у россиянина может не получиться и ему придется идти в суд.

«Сделать в такой ситуации практически ничего невозможно, — говорит Ширяев. — В некоторых странах штраф за езду без прав составляет около €300. Можно попытаться оспорить это решение в суде и не подписать штраф. Но если суд окажется на стороне полиции, то вам придется еще и оплатить судебные издержки».

Главный продюсер телеканала «Моя планета» Сева Кущинский считает, что проще дополнительно оформить международные водительские права, чем доказывать полицейскому его неправоту.

«Я сделал себе международные права, в том числе чтобы ездить по Украине, — говорит Кущинский. — За рубежом у меня никогда не спрашивали водительских прав, но я знаю страшные истории из Греции, Италии, где полицейские действительно не могли понять, что это за документ.

Ведь на новом образце все написано без перевода, и иностранец не поймет, что это такое, может, какой-то проездной. Поэтому я советую оформить международный документ — все это делается быстро и без проблем».

Как оформить международные права?

Для того чтобы оформить международные права, необходимы паспорт, национальное водительское удостоверение, фотография и «свежая» медицинская справка. Госпошлина за услугу составит 1 тыс. руб. Международные права можно оформить через портал госуслуг либо обратиться в отделение ГИБДД, где их выдадут в день обращения.

Путешествуя за границей на собственном авто или планируя взять в аренду транспортное средство уже на месте, стоит не только изучить особенности дорожного движения в конкретной стране, но еще и выяснить какие документы на право управления транспортными средствами там необходимы. До сих пор ведутся ожесточенные споры о том, так ли необходимо оформлять международное водительское удостоверение (МВУ), и в каких странах оно действует.

Существует всего два вида прав – национальное водительское удостоверение и международное. И то, и другое, можно свободно оформить на территории России, но вот чем они отличаются?

Национальные права – обычные права, которые выдаются на территории конкретной страны, в нашем случае, России, и дают право на управление транспортными средствами на основании открытой категории. Не так давно в России стали выдавать водительские права нового образца, они представляют собой пластиковую карточку, отличающуюся от старого варианта приятным розовым цветом. Выдаются такие права сроком на 10 лет. Согласно уверениям наших законодателей, они полностью соответствуют всем международным стандартам и подходят для управления транспортными средствами на территории всех стран, подписавших Венскую конвенцию. А вот что это такое – расскажем ниже.

Международное водительское удостоверение (МВУ)

В некоторых странах управление автомобилем возможно только при наличии МВУ. Этот документ также можно оформить в ГИБДД без проблем, уплатив государственную пошлину и предоставив нужный комплект документов. Эти права представляют из себя многостраничную книжечку формата А6, в которой на нескольких международных языках описаны все характеристики ваших национальных прав. Выдается МВУ сроком на три года.

Важно, что МВУ является действительным только в комплекте с национальными правами, то есть при предъявлении МВУ необходимо также предоставлять и национальные права, да и выдается МВУ только если имеются действующие национальные права. На основании МВУ можно управлять автомобилем в тех странах, которые подписали Женевскую конвенцию, о которой будет рассказано чуть ниже.

В каких странах какие права нужны

Итак, все страны можно поделить на три категории:

  • Страны, подписавшие Венскую конвенцию, в которых можно управлять автомобилем на основании национальных прав любой страны, МВУ не нужно.
  • Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, здесь для управления обязательно необходимо МВУ (в комплекте с национальным водительским удостоверением).
  • Страны, не подписавшие ни одну из конвенций, в них для управления транспортным средством необходимы их местные права, которые оформляются непосредственно на месте.

Страны, где принимают национальные права

В 1968 году была создана Венская конвенция дорожного движения, согласно которой страны-участницы обязаны принимать в качестве документа, допускающего к управлению транспортными средствами на своей территории, национальные права любой стран, которые являются действующими. Напомним, наша страна также является участницей Венской конвенции, поэтому наше национальное водительское удостоверение в странах участницах Венской конвенции должно котироваться без проблем, МВУ в этом случае не требуется.

Список стран, где можно ездить по российским правам:

Австрия, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика, Корея, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Страны, где обязательно необходимо МВУ

Существует и другая конвенция, Женевская 1949 года, согласно которой в странах ее подписавших можно ездить только при наличии международного водительского удостоверения, национальные права других стран здесь в качестве отдельного документа не принимаются. Напоминаем, что для того, чтобы МВУ в этих странах было действительным, необходимо иметь при себе и МВУ, и национальные права, которые имеют силу только в комплекте.

Список, стран, где необходимо международное водительское удостоверение:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Страны, где действуют только местные права

Если в предыдущих списках вы не нашли нужную страну, значит она принадлежит к списку тех, которые ни одну из конвенций не подписали. Это автоматически подразумевает, что в этих государствах управлять транспортными средствами можно только на основании тех прав, которые выдаются непосредственно на месте властями данной страны. В этом случае ни национальное водительское удостоверение, ни МВУ действовать не будут.

Не зря вокруг МВУ ходит столько слухов, а споры не стихают. Связано это, как ни странно, с личным опытом путешественников. У кого-то «прокатили» национальные права в тех странах, где должны требовать международные, а у кого-то, наоборот, требовали МВУ в странах, которые подписали Венскую конвенцию.

Действительно, такое случается, ведь на дорогах автомобилистов останавливают не высококвалифицированные юристы, а сотрудники полиции, которые могут не разбираться во всех тонкостях. В случае если от вас требуют МВУ, когда оно не нужно для управления, стоит настаивать на том, чтобы вас доставили в участок, где нерадивому полицейскому расскажут, что к чему. Если же свои нервы и время тратить не хочется, проще сделать МВУ, поскольку услуга эта доступная, времени и денег для ее получения много не требуется. Например, в Италии в 2017 году прокатчик Goldcar интересовался МВУ, хотя и оформил машину без них.

А вот ездить в страны, где МВУ необходимо, без них не рекомендуется, поскольку штрафы за управление автомобилем без прав, а именно так будет рассматриваться ситуация, поскольку национальные права в таком случае просто ничего не значащая бумажка, довольно высокие, а отстоять свою правоту не удастся.

На Форуме Винского задают один и тот же вопрос и это порядком достало.
Вопрос задается в разделах о аренде автомобиля. В каждой стране. Не один раз.
Я не пытался вычислить цикличность повторения этих вопросов, но глаз иной раз режет.
Поэтому в этой статье я перечислю те страны, где при аренде автомобиля у меня спросили международные права или МВУ

Для начала замечу, что получить международные права (МВУ) не сложно. Я их получил перед поездкой в Шри Ланке за два часа в Москве.
О процедуре получения МВУ написано

Список стран, где при аренде у меня попросили права:

  • Шри Ланка
  • Новая Зеландия (вопрос решается заверенным переводом российских прав на английский, который делают за 30 минут в ренткар конторе)

Я посетил более 100 стран.
В большинстве стран я брал автомобиль в прокат, бронируя его через сайт .
НИГДЕ у меня не спросили МВУ . Нигде…

Северная Америка : Канада, США, Мексика
Южная Америка : Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Уругвай, Аргентина
Африка : ЮАР, Замбия, Зимбабве, Кения, Танзания, Бурунди, Ботсвана, Марокко
Европа : все страны Европы
Азия : ….. кроме Шри Ланки
Океания : Австралия, острова Самоа

Какие у меня права: пластиковая карточка размером с кредитку.
— Неужели никогда не отказывали в прокате авто?
— Никогда!
Если спрашивают, где номер на правах — я показываю. Всё

Был даже такой случай, что получал в Бразилии автомобиль по правам, которые самостоятельно изготовил там же — в Бразилии, использовав свой загран паспорт, сканнер, Photo Shop и аппарат по ламинированию документов
И ничего — дали автомобиль, даже глазом не моргнули

Но если у вас все равно есть какие-то сомнения: нужны международные права или не нужны… —
и успокойтесь!

Аренда автомобилей у компаний лоукостеров

Есть компании по прокату авто, которые набирают клиентов за счет низких цен на аренду.
Как известно — бесплатный сыр бывает только в мышеловках, поэтому подобные компании-лоукостеры изыскивают различные способы взыскать с арендатора дополнительные деньги.

Один из способов описан мною в анализе скрытых платежей компании автопроката GoldCar — .

Другой способ отъема дополнительных денег соответствует этой теме:
— много случаев, когда при получении забронированного автомобиля в офисе Голдкар требуют МВУ (международные водительские права).
При их отсутствии предлагают купить у них дополнительно полную страховку.
Поэтому, если арендуете автомобиль в Италии или Испании у GoldCar — получите дома МВУ и ничего не платите дополнительно GoldCar.

5 /5 (47 )

При поездке в Европу многие туристы предпочитают в качестве транспорта для перемещения использовать арендованный автомобиль. Это довольно удобно и экономичнее, чем пользоваться местным общественным транспортом или такси. Однако здесь встает вопрос, какие водительские права нужны в Европе и действуют ли на территории Европы российские водительские права? Чтобы разобраться стоит рассмотреть эту тему более подробно.

Варианты водительского удостоверения

Всего существует два типа удостоверений, позволяющих управлять автомобилем. Первый из них – это национальные удостоверения, которые используются в стране. Вторые – международные, которыми можно пользоваться в странах, которые были присоединены к Венскому или Женевскому соглашению. К ним относится большинство стран Европы.

В разных странах Европы разные требования к предоставлению водительских документов. Например, в Испании для аренды авто, а так же для предъявления местным органам дорожной инспекции, достаточно будет российского водительского удостоверения (только нового образца). В Италии, же, наличие международного удостоверения будет обязательным.

В любом случае, следует оформить такой документ, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и чтобы не пришлось заплатить штраф. При возникновении страховых случаев международное удостоверение обязательно во всех странах.

Где получить международные водительские права?

Международное водительское удостоверение представляет из себя книжечку, где дан перевод на 8 языках ваши российские водительские права.

Получить такое удостоверение не сложно. Для этого следует отправляться в местное ГИБДД. Только следует учитывать, что получить его могут люди, которые имеют обычные национальные права. В ГИБДД нужно будет оплатить госпошлину и предъявить определенные документы. К ним относятся:

  • российские водительские права;
  • паспорт гражданина РФ и загранпаспорт;
  • квитанция об уплате госпошлины на выдачу международных водительских прав (1600 р в 2015 году)
  • медицинскую справку;
  • фотографии;
  • заявление на получение МВУ.

Делаются такие международные права в течение 20 минут (максимум одного часа), поэтому долго ждать не придется.

Срок выдачи: на 3 года, но не более, чем срок действия российских водительских прав.

Документы, необходимые для аренды автомобиля в Европе

Взять в аренду автомобиль в Европе могут только совершеннолетние люди, которым уже исполнилось 21 год. К тому же необходимо, чтобы водительский стаж путешественника был более, чем 1 год. В пункте аренды автомобиля нужно будет предъявить следующие документы:

  • загранпаспорт и виза;
  • национальные водительские права;
  • международное водительское удостоверение.

Помимо предоставления этих документов, необходимо подтвердить свою платежеспособность. Часто компании, предоставляющие услуги аренды, замораживают на счету заказчика определенную сумму, которая служит залогом, если вдруг с машиной что-то произойдет по вине заемщика.

Что будет, если с собой нет международных водительских прав?

Прежде всего, без международных прав, автопрокатная компания может просто не выдать автомобиль. Некоторые небольшие фирмы могут пойти на уступки, но этим они рискуют. При страховом случае в договоре указано, что международные права обязательно должны быть при управлении автомобилем. Помимо этого могут возникнуть проблемы при столкновении с полицией. Если будет допущено какое-либо нарушение, они могут выписать значительный штраф.

Следует учитывать, что помимо получения международного водительского удостоверения, необходимо ознакомиться с правилами дорожного движения в стране, в которую предполагается отправиться. Они могут иметь свои нюансы и отличие от российских правил.

comments powered by HyperComments

Обычно на изготовление МВУ уходит от 20 минут до часа, и готовый документ на руки вам выдадут в тот же день.

Так нужны ли международные права для аренды автомобилей?

На фоне всего вышесказанного можно сделать вывод, что в странах, подписавших Венскую конвенцию МВУ необязательны и достаточно предъявить российские водительские права. Наш опыт, и опыт наших коллег показывает, что в 90% случаев так и будет.

Но в некоторых случаях сотрудники прокатных компаний могут попросить дать что-то другое, а не российские права. Объяснять им, что наши ВУ в виде пластиковой карточки должна признаваться в их стране иногда без толку. А в Нидерландах, например, и не положено, так как эта страна признает только МВУ.

Некоторые прокатные конторы прописывают необходимость обладания МВУ в . А еще предъявить МВУ может потребовать местная полиция. В некоторых странах вас могут оштрафовать за то, что вы управляете автомобилем без МВУ.

Новые российские водительские права без надписи «Рermis de conduire»

С 2014 года в России начали выдавать водительские удостоверения иного вида с новыми категориями. Но, вместе с этим, в новых правах исчезла строчка «РERMIS DE CONDUIRE», осталось только обозначение документа на русском языке. Другими словами, не знающий русского языка человек может и не узнать, что за документ ему показывают.

Поговаривают, что это было сделано намеренно, чтобы увеличить процент выдачи международных водительских удостоверений. Ведь за получение МВУ нужно платить госпошлину, и делать это надо раз в три года.

Резюме

Нужны ли международные права? Теоретически, в странах-участниках конвенции МВУ не нужно. Хотя есть маленькая доля вероятности, что сотрудники прокатных контор попросят показать что-то другое, нежели российские права. А если захотите оформить автомобиль напрокат в Нидерландах или Кипре, то без МВУ вам не выдадут ключи. Плюс возможные проблемы с полицией и страховой компанией. Поэтому наш ответ на главный вопрос статьи таков: лучше оформить МВУ и не рисковать. Благо стоит это относительно недорого.

Лайфхак

И напоследок, совет от портала Ренткарус. МВУ по российским законам выдается на 3 года. Но те, кто будет оформлять вам автомобиль по МВУ заграницей, на срок действия вряд ли посмотрят. Поэтому можно оформить МВУ, и каждые три года аккуратненько исправлять цифру с годом действительности документа на большее значение. Делать это лучше всего простым карандашом, чтобы правка не была заметна. Например, цифры 0 и 5 неплохо переделываются в цифру 8 🙂 Таким образом у вас не будет необходимости удовлетворять жадность тех, кто придумал трехлетний срок действия МВУ. А что, почему было не сделать МВУ на срок действия национальных прав, верно?