Опасность дыма. Вреден ли дым от костра

1. Монооксид углерода (угарный газ) - бесцветный, лишенный запаха ядовитый газ. Он блокирует гемоглобин в эритроцитах (красных кровяных тельцах) и тем самым препятствует переносу кровью кислорода (особо опасен для людей с заболеванием сердечно-сосудистой системы).

2. Пыль, вызывающая резь в глазах.

3. Дым, который затрудняет дыхание, приводит к отеку носа и горла.

4. Приземный озон - высокая концентрация молекул озона на высоте 0-5 км., токсичен, вызывает проблемы с легкими, воспаление горла, слезотечение и сухость глаз.

Что делать, что бы облегчить свое состояние

- Для снижения токсического действия компонентов дыма и гари пить натуральные соки и есть фрукты, в которых содержатся антиоксиданты.

Купаться и посещать бассейн (легкие очень активно работают, и попавшие внутрь частицы могут в процессе активного дыхания удаляться).

Максимально использовать влажные марлевые повязки, что бы снизить риск попадания мелких частиц в легкие.

Отказаться от контактных линз в пользу обыкновенных очков.

Симптомы отравления.

- Головокружение.
- Головная боль.
- Тошнота и рвота.
- Боли в груди.
- В группе риска люди с заболеваниями дыхательных путей, такими как астма, эмфизема легких, а так же хронические аллергики и люди с инфекционными заболеваниями носоглотки. Возможны отсроченные последствия вдыхания воздуха с гарью и дымом.
Человек, долгое время вдыхающий дым лесных пожаров, рискует внезапно умереть. В организме человека накапливаются канцерогены. В результате может наступить паралич сердечной мышцы или внезапный отказ печени.

По данным статистики каждую минуту в мире умирают, отравившись дымом, 3 человека. Из-за возгорания лесов и торфяников в некоторых регионах России трудно спасаться от дыма даже в квартирах городов. Нередко возникают и пожары в самих домах. Осенью от сжигания опавших листьев многие владельцы садов тоже никак не хотят отказаться, загрязняя атмосферу и оказывая отравляющее действие не только на свой организм, а и на окружающих.

О причинах вредного воздействия дыма на организм в различных ситуациях (при пожарах, сжигании костров, сгорании пищи, пластика и других изделий из искусственных материалов), проявлениях отравления, первой помощи и лечении вы узнаете из этой статьи.

Причины отравления дымом

При пожаре опасность представляет не только открытый огонь. Отравление дымом тлеющих материалов при пожаре наступает из-за попадания дыма через дыхательные пути. Отравляющее действие обеспечивают в первую очередь два вещества в нём:

  • угарный газ;
  • и цианид водорода - опасный даже в небольшом количестве.

Наличие цианида в составе дыма связано с тем, что он имеется в строительных материалах.

Углекислый газ блокирует гемоглобин, нарушая тем самым снабжение кислородом различных органов, развивается кислородное голодание. Цианид нарушает энергетический обмен в структуре тканей и клеточное дыхание.

При горении различных материалов образуются раздражающие газы, которые, соединяясь с водой, образуют разъедающие растворы - азотную, серную и сернистую кислоты, аммиак. Они вызывают повреждение (химический ожог) слизистых дыхательных путей, сужение мелких бронхов и накопление в лёгких жидкости.

В дыме может находиться высокотоксичный газ фосген, образующийся при контакте содержимого огнетушителя с горячей поверхностью.

Можно ли отравиться дымом, сидя у костра? Оказывается, дым от костра столь же губителен для организма, как дым сигарет. При вынужденном приготовлении пищи на костре в организм ежедневно поступает количество смол, равноценное выкуриванию 2 пачек сигарет. Дети и беременные женщины наиболее подвержены отравлению дымом от костра. Они страдают хроническими заболеваниями дыхательной системы, больными рождаются младенцы. От дыма развивается катаракта.

При сжигании мусора, опавших листьев также таится опасность: в мусор попадают пластиковые бутылки, трава с придорожным загрязнением соляркой, бензином и так далее.

Особую опасность представляют отравления дымом от горения пластика, поролона, резины, красок и лаков, фанеры - образующиеся при этом фосген и диоксин, вызывают злокачественные заболевания, а цианиды способствуют развитию сильнейших аллергических реакций.

В сырую погоду токсические вещества соединяются с водяными парами, зависают в воздухе, оседают на слизистой дыхательных путей.

Отравление дымом от сгоревших в кастрюле мяса или рыбы даёт образующаяся смесь угарного газа (CO) и углекислого газа (CO2). Часто жертвами становятся дети, родители которых забывают об оставшейся на плите кастрюле и уходят из дома, или любители «зелёного змия».

Симптомы отравления дымом

Основными признаками отравления дымом являются:

При отравлении дымом симптомы могут появиться спустя несколько часов, но тяжесть может нарастать очень быстро, представляя опасность для жизни.

Раздражающие газы вызывают жгучего характера боли в глотке и грудной клетке, упорный кашель. В течение суток появляется синюшный оттенок кожи, развивается одышка с последующим отёком лёгких.

При тяжёлой степени отравления дыхание частое и поверхностное, появляются судороги, развивается дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность. Может быть, непроизвольное мочеиспускание. Смерть наступает от остановки дыхания и сердца.

При массивных лесных пожарах в близлежащих населённых пунктах многих людей разных возрастов могут беспокоить недомогание, плохое общее самочувствие, нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Первая помощь

Жизнь пострадавшего часто зависит от оказанной ему помощи. Что же нужно делать при отравлении дымом? Для начала надо вызвать «скорую помощь» или обратиться в близлежащее лечебное учреждение. До приезда специалистов надо начать оказание первой помощи.

Первая помощь при отравлении дымом включает следующие мероприятия.

Лечение

Вопрос о дальнейшем лечении решит врач после осмотра. После госпитализации пациенту обеспечивают длительное дыхание кислородом, который вытесняет углекислый газ из соединения его с гемоглобином. В течение трёх часов устанавливают режим гипервентиляции - концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе составляет около 80%, а затем её снижают до 50%. В особо тяжёлых случаях лечение проводят в барокамере с повышенным давлением кислорода.

Проводится симптоматическое лечение в зависимости от тяжести состояния. Если есть показания, то используются:

  • кортикостероиды;
  • антидоты;
  • сердечные средства;

В качестве итога можно сделать следующие выводы - дымом можно отравиться при различных ситуациях: при пожаре в помещении или в лесу, от костра при сжигании мусора или во время приготовления пищи из-за сгорания пищевых продуктов в кастрюле. Особую опасность представляет дым от сгорания пластика. Симптомами отравления являются слабость, покраснение лица, одышка, учащение пульса, головная боль. При проявлениях отравления следует оказать первую помощь, а в тяжёлых случаях следует обратиться за медицинской помощью.

К аномальной жаре, не ослабевающей несколько недель, присоединилась еще одна напасть – пожары. Высокая пожароопасность сохраняется на всей европейской территории страны, в Подмосковье горят торфяники. ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ: насколько опасен для людей дым торфяных пожаров, особенно в сочетании с необычной жарой, и как от него спасаться? Прояснить ситуацию мы попросили Светлану Новичкову, руководителя проекта «Экологически чистые территории» Международного экологического фонда:

– Торфяные пожары, как правило, возникают при участии человека – достаточно в засушливую погоду бросить спичку или непогашенную сигарету, чтобы торфяник загорелся. В принципе возможно и его самовозгорание – например при температуре +50 градусов (на солнце она вполне может достигать таких отметок), но все-таки в четырех случаях из пяти причина пожара – человеческий фактор. Проблема эта возникает каждое лето, но сейчас ситуацию усугубляет очень жаркая погода.

Что выделяется в воздух, когда горит торф? Это зависит от конкретного торфяника и места, где он расположен. Сам по себе торфяник устроен как губка, у него пористая структура и в нем есть все то, что находилось в воздухе, пока он созревал (это долгий процесс, занимающий сотни лет). Соответственно все, что конкретный торфяник накопил, выделяется в воздух при его горении. Это всегда оксиды углерода, азота и серы, сажа, пыль и остатки органических веществ, но на пылевых частицах могут быть и оксиды металлов, и вообще что угодно – вплоть до бензопирена, очень опасного вещества с канцерогенными свойствами.

Даже если торфяник не загрязнен, при его горении в воздухе во много раз увеличивается количество пыли. Если человек находится далеко от места торфяного пожара, у него, как и в случае с любыми пылевыми частицами, возможно обострение бронхолегочных болезней, астмы, а если близко – пыль может вызвать ожоги дыхательных путей и слизистых. Поэтому жителям районов, где горят торфяники, рекомендуют держать окна закрытыми и на улице дышать через мокрую ткань.

Хуже обстоят дела с дымом торфяных пожаров в крупных городах, в частности в Москве. В столице и так напряженный экологический фон из-за выхлопов автотранспорта, а сейчас, в жару, сильно снижено содержание кислорода в воздухе и повышено газовыделение от асфальта, строительных конструкций, отделочных материалов и т.д. Плюс дым от горящих торфяников. Все это в комплексе создает условия для образования так называемого фотохимического смога, от которого уже не поможет ни мокрая ткань, ни защитная повязка и при котором в воздухе могут находиться самые непрогнозируемые соединения и вещества, в том числе очень опасные, обладающие канцерогенными свойствами, влияющие на кровеносную систему. С подобным смогом москвичи сталкивались летом 2002 года. В таком случае на бытовом уровне ничего существенного сделать уже нельзя – только закрыться дома или уехать на время туда, где экологическая ситуация лучше.

Кстати, отправляясь в лес, например за грибами, лучше заранее выяснить, есть ли в этом районе торфяные пожары. Торфяник горит глубоко под землей, и не всегда можно ориентироваться на дым. Конечно, в районах, где есть горящие торфяники, проводятся мероприятия по тушению, опасные зоны оцепляют, но личная бдительность не помешает в любом случае.

Тема занятия: «Чем опасен дым»

(для учащихся 2-3 класса)

Программа: «Ступени безопасности 3»

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, выработать навыки их применения при возникновении пожара.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара.

Развивающие:

- развитие воображения и фантазии;

- развитие связной речи при ответах на вопросы;

- развитие умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающие:

- воспитание у детей потребности в заботе о своей безопасности;

Воспитание чувство ответственности за свои поступки;

Воспитание чувство коллективизма.

Форма проведения: индивидуально-фронтальная, групповая.

Тип занятия: комбинированный.

Методы проведения:

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация с использованием ИКТ.

Практический: выполнение заданий.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, презентация «Чем опасен дым», карточки с заданиями

Ход занятия:

    Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя обучающихся.

Содержание:

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на занятие. Скажите, а каким воздухом полезно дышать?

- Предполагаемые ответы учеников: чистым, свежим, легким.

- (сопровождается музыкой № 1) Правильно. Я вас попрошу закрыть глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я досчитаю до 5. На счёт 5 – вы откроете глаза.

Ну что же, ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, а теперь мы с вами в нашем классе, я желаю вам работать дружно, и внимательно меня слушать.

2. Проверочный этап.

Цель: мотивация обучающихся на деятельность, актуализация знаний обучающихся.

Метод: фронтальный опрос

Содержание:

Перед тем, как нам с вами перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии.

-Предполагаемые ответы учеников: мы говорили про огонь.

Правильно. На прошлом занятии, мы с вами говорили про огонь, каким он может быть. Каким он может быть?

-Предполагаемые ответы учеников: он может быть другом, а может быть и враг.

Правильно. Когда огонь нам друг?

-Предполагаемые ответы учеников: когда он нам помогает, например: согреться, сварить покушать, освещает дом.

Правильно. А когда же огонь становится нашим врагом?

-Предполагаемые ответы учеников: когда, мы не правильно с ним обращаемся.

Совершенно верно. Огонь становится врагом и оборачивается страшным пожаром. Случился пожар в природе – гибнут деревья, травы, животные.

А ещё на прошлом занятии, мы с вами узнали, про вещества, которые тушат огонь, и про вещества, которые наоборот усиливают огонь. Предлагаю всем встать и поиграть в игру: «Огонь – вода». Если я называю вещество, которое тушит огонь – вы прячьте руки за спину, а если оно усиливает огонь – вы поднимаете руки вверх, изображая пожар (далее педагог зачитывает слова):

Песок, солома, вода, земля, бензин, пена, б умага, картон, растворитель, сено.

Молодцы. Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма!

- (слайд 1) И тема нашего занятия «Чем опасен дым».

3. Основная часть. Изучение нового материала.

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, дыма.

Содержание:

- Сегодня, наше занятие посетил доктор Айболит, а в руках у него письмо, наверняка всем интересно, что же в нем (у педагога в руках письмо от доктора Айболита).

- (слайд 2) А в нем схема дыхательной и кровеносной системы человека.

Ребята, скажите, зачем человеку легкие?

-Предполагаемые ответы учеников: чтобы дышать.

Правильно, чтобы дышать и насыщать наш организм кислородом. Как же это происходит? Как мы дышим?

-Предполагаемые ответы учеников: вдыхаем носом.

- (слайд 3) Правильно. Сначала мы вдыхаем носом, там воздух очищается и согревается. Затем кислород попадает в легкие через бронхи, а затем по кровеносной системе во все клеточки нашего организма. Не зря, в начале нашего занятия, я задала вам вопрос, а каким воздухом полезно дышать, и вы ответили, чистым, свежим.

Таким образом, во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядовитый дым, который попадает к нам в организм. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма.

Сгорая, вещество выделяет летучие продукты горения. Это пар или газ, содержащий миллионы твердых частиц, или и то и другое вместе. Вот такая смесь и образует дым. При горении любых материалов горит и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ.

- (слайд 4) И таким образом, этот ядовитый угарный газ через дыхательные пути попадает к нам в легкие. Как только человек вдыхает этот ядовитый угарный газ, человек сразу же теряет сознание. Так как же нам спастись, от этого дыма? Предлагаю рассмотреть ситуации, которые представлены на экране.

- (слайд 5) Мальчик Петя, находится в комнате, и вдруг его комната наполнилась дымом, и что он делает, он испугался и прячется под кровать. Правильно ли Петя поступает?

- Предполагаемые ответы учеников: неправильно.

Совершенно верно, Петя неправильно поступает.

- (слайд 6) А вот Ваня, правильно поступает. Если комната наполнилась дымом, нужно намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, и по возможности обмотать голову мокрой тканью, потому что внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

- (слайд 7) Но во время начинающего пожара, когда по комнатам «ползет» дым, очень хочется распахнуть все окна и двери, что бы проветрить помещение. То же самое подсказывает и логика. Ну не задыхаться же, в самом деле! Но делать этого категорически нельзя, нужно поступить наоборот – плотно закрыть все окна, форточки, выйти из горящего помещения и закрыть за собой дверь, что бы лишить огонь сквозняков, питающих его кислородом. Запомнили?

- Предполагаемые ответы учеников: Да

Ребята, а в каком случае нам необходимо с вами открыть окна и двери, что бы проветрить помещение?

- Предполагаемые ответы учеников: когда пахнет бытовым газом и немедленно нам нужно позвонить в горгаз по номеру 04.

Правильно, нам обязательно нужно проветрить комнату, и обратиться в специальную службу по номеру 04. Ну что же ребята, предлагаю отдохнуть и размяться. Все встаем и проведем вместе веселую физкультминутку.

Физкультминутка: «Дорожная».

Цель: профилактика, утомление. Снятие мышечного напряжения, активизировать у детей мыслительную активность.

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево. Потом смотри на право.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой: раз – два - три,

Покачай головой: раз – два – три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.

И похлопай: раз-два-три.

- (слайд 8, 9) Молодцы, отдохнули мы с вами, а теперь продолжаем занятие. Мы рассмотрели с вами 2 ситуации, давайте сделаем вывод, посмотрев на экран, и выберем правильный ответ.

Молодцы. Ребята, ещё хотелось бы вам рассказать, что в зависимости от состава горючих веществ их полного и неполного горения, дым имеет определенный цвет и запах (слайд 10,11,12):

- (слайд 10) при горении древесины цвет дыма бывает серо – черным;

- (слайд 11) при горении ткани цвет дыма серо – бурый;

- (слайд 12) при горении резины, смолы, пластмассы – дым черного цвета;

Нефть и нефтепроизводства – дым черного цвета.

Вот таким разным бывает дым, опасным или неопасным. Всё зависит от ситуации. Дым нам не опасен, например, когда мы с вами отправляемся в поход, и греем пищу на костре. Дым, который выходит из трубы, когда мы с вами обогреваем дом.

3. Закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на занятие.

Содержание:

Ребята, сегодня мы с вами узнали, какие правила нужно соблюдать, если помещение наполнилось дымом. И давайте представим, наш класс наполнился дымом, какие действие мы будем выполнять? Расскажите и покажите. (ребята показывают алгоритм действий, т.е. закрывают нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираются к выходу).

Молодцы, ребята, вы усвоили правила противопожарной безопасности. А ещё мы с вами сегодня говорили, что дым бывает разный. Предлагаю послушать внимательно стихотворение «Сказочник – дым», и представить каким может быть дым:

Дремлет в печурке моей огонек.

В небо струится легкий дымок.

Сказочник – дым над крышей колдует,

Сказочный замок в небе рисует.

То упирается в тучи столбом,

То притворяется птицы крылом.

То заплетает струйками косы,

То загибается знаком вопроса…

И вечерами над нашей избой

Дымные звери гуляют гурьбой:

Важно шагает белый верблюд,

Белые кони копытами бьют,

Катится ежик и плавает слон.

Вот из трубы выползает дракон.

В лапах несет он живой уголек –

Дракон из трубы уголек уволок.

В сказочном замке над нашей избой

Светит в ночи уголек золотой.

Вот таким разным бывает дым.

В заключение нашего занятия, предлагаю вам ребята, пофантазировать. Я попрошу вас изобразить в виде пантомимы необычный дым, и изображать его вы будете в сопровождении музыки. У каждой группы будет своя музыка, под которую вам необходимо показать дым. Сейчас я раздам вам подсказки, с изображением дыма. И предоставляю вам 1 минутку для раздумья, как вы будете изображать дым.

Легкий дымок;

Дым птица (бабочка), с большими крыльями;

Дым - дерево;

Дымные птицы гуляют гурьбой (стаей);

Дым - дракон;

Дым – замок.

4. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: мобилизация обучающихся на самооценку и оценивание работы способности психологического состояния.

Содержание:

Молодцы, все справились с заданием. Ребята, предлагаю подвести итог. Сегодня я посветила теме: «Чем опасен дым», скажите мне, те знания, с которыми вы сегодня познакомились, как в дальнейшем могут пригодиться вам в жизни?

- Предполагаемые ответы учеников: если случится пожар, я буду дышать через мокрую ткань, и пригнувшись я буду идти к выходу.

Совершенно верно. Нам с доктором Айболитом очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. А для того, чтобы доктор Айболит приходил к нам почаще на занятия, предлагаю ему, что – нибудь подарить.

А что мы можем ему подарить?

- Предполагаемые ответы учеников: улыбку, радость.

Правильно. Предлагаю, нашу улыбку, наше настроение нарисовать на смайликах, которые лежат у вас на столах (ребята, кладут свои смайлики в конверт и отдают доктору Айболиту).

Я и наш доктор Айболит прощаемся с вами, до новых встреч.

Дорогие ребята! Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма!

Почему? Да потому, что при горении любых материалов «горит» кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ. Кроме того, различные материалы, сгорая, тоже делаются ядовитыми.

Если в квартире вспыхнул пожар, надо действовать без паники, но очень быстро. Как? Сначала нужно немедленно покинуть комнату, где вьётся дым и хозяйничает пламя. Дверь плотно за собой закрыть. Вызвать по телефону 01 пожарных.

Если в комнате есть младшие дети,их надо постараться вывести из горящей комнаты. Если комната наполнилась дымом, нужно бежать в ванную комнату, намочить полотенце или платок, или ватно-марлевую повязку холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскалённого воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, обмотав голову мокрой тканью. Внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

А что делать, если вы почувствовали запах дыма в подъезде? Во-первых, вызовите пожарных по телефону 01 . Во — вторых, заткните все щели в дверях мокрыми тряпками и полотенцами, чтобы дымнее проникал в квартиру. В-третьих, закройте окна, чтобы уменьшить тягу, заткните мокрыми тряпками вентиляционные люки. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСИДЕТЬ ПОЖАР В КВАРТИРЕ, ДЕТСКОМ САДУ ИЛИ ДРУГОМ ПОМЕЩЕНИИ!

Многие животные очень чувствительны к дыму. Кошки и собаки, чувствуя дым, начинают нервничать, лаять, выть, мяукать, метаться по квартире.

БЕСЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПОЖАР В КВАРТИРЕ»

Дорогие ребята! Поговорим о том, почему в квартире может возникнуть пожар. Верно! Причиной пожара может стать не затушенная сигарета, неисправная электропроводка, не выключенный из электрической сети электроприбор (чайник, утюг, фен, телевизор) и детские шалости со спичками, зажигалками, свечами.

Представьте, что в квартире по неосторожности или по какой-то другой причине возник пожар. Что делать? Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью! А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни одной минуты, вызывать бригаду пожарных. Для этого нужно набрать по телефону номер 01.

Запомните этот номер, запишите его на листочке с самыми важными телефонами. Может быть, запомнить этот номер вам поможет такое четверостишие:

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль -один» мы наберём,

Мы пожарных позовём!

Говорить по телефону нужно чётко, ясно,указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж.

Самое главное, не паникуйте, не мечитесь зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

Запомните несколько важных правил поведения при пожаре в квартире.

Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы только увеличите тягу, и огонь станет сильнее.

Не тушите водой включенные в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.

Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем, или платком или мокрой ватно-марлевой повязкой, и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное — по быстрее покиньте горящее помещение!

ТЕСТ

«ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А) Попытаться самому потушить огонь.

Б) Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

В) Позвать на помощь соседей.

(верный ответ — Б).

2. Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А) Вытащить оттуда и вывести из квартиры.

Б) Позвать на помощь взрослых и вывести малышей.

В) Поскорей убежать из квартиры.

(верный ответ — А или Б)

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А) Обмотать лицо мокрой тканью, и побыстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаясь пригнувшись.

Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

(верный ответ — А)

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

А) Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б) Не пользоваться электроприборами.

В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.

(верный ответ — А).