Основания признания юридического лица несостоятельным банкротом. Как проводится банкротство юридического лица Основание для признания юридического лица несостоятельным банкротом

Банкротство юридического лица это возможность выйти из бизнеса с наименьшими потерями. Процедура эта является многоступеньчатой и имеет множество важных нюансов. В сегодняшней статье мы рассмотрим все стадии, которые необходимо пройти юрлицу, чтобы признать себя банкротом.

○ Пошаговая процедура банкротства юридического лица.

Процесс банкротства состоит из следующих стадий:

  • Наблюдение.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство.

Каждый этап будет подробно рассмотрен ниже.

○ Основные признаки банкротства.

Главным признаком банкротства является невозможность платить по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнеса. Задолженность появляется не только перед внешними кредиторами, но и перед работниками предприятия.

Порядок банкротства юрлица регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ. После внесения в него последних изменений в 2015 году, стало необходимым проводить специальные мероприятия для спасения бизнеса. Данный законодательный акт является пошаговой инструкцией, на которую следует опираться на каждой стадии процедуры.

Признаки банкротства:

  • Общий долг не менее 300 тыс. рублей (включая налоговые и бюджетные выплаты).
  • Срок выплаты по каждому долговому обязательству превышает 3 месяца.
  • Просрочка по зарплате и выходным пособиям для сотрудников.

Причинами несостоятельности предприятия могут стать как внешние экономические факторы, так и неумелое руководство.

Предпосылками будущего банкротства может стать задержка заработной платы, отсутствие регулярных платежей и внятных пояснений со стороны учредителей.

○ Кто может начать процедуру?

Процесс ликвидации предприятия может начать любая сторона, имеющая финансовый интерес:

  • Руководитель.
  • Учредитель.
  • Кредиторы.
  • Социальные фонды.
  • Государственные органы и прокуратура.
  • Сотрудники при образовании задолженности по зарплате.

Для кредиторов начало процедуры это право, которым они могут воспользоваться по своему желанию. А для руководства фирмы это прямая обязанность и возможность выбраться из долговой ямы, восстановив свою платежеспособность.

○ Обращение в суд.

Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде по месту регистрации юридического лица. Обращение в судебные органы состоит из определенных шагов:

  • Подготовка, куда входит анализ платежеспособности и предпосылок будущего банкротства.
  • Оплата судебных расходов.
  • Сбор доказательной базы.
  • Составление ходатайства о признании банкротства.
  • Предоставление суду документов на рассмотрение.

Необходимые документы.

Обращение по ликвидации юрлица будет рассмотрено только при наличии доказательной базы. Поэтому при обращении в суд вместе с ходатайством нужно представить:

  • Копии паспортов всех учредителей.
  • Свидетельство о регистрации юрлица.
  • Учредительские документы.
  • Финансовую и бухгалтерскую отчетность за последние 5 лет.
  • Документальное подтверждение наличия задолженности.
  • Штатное расписание с указанием размеров заработной платы.
  • Свидетельства о постановке на учет в фондах.
  • Выписки из банковских счетов.
  • Список кредиторов.

Исковое заявление.

Ходатайство о признании банкротом подается письменной форме. В документе нужно указать:

  • Реквизиты судебного органа, в который направляется заявление.
  • Полную сумму задолженности по всем обязательствам.
  • Общую сумму претензий.
  • Факты и обстоятельства, ставшие причиной потери платежеспособности.
  • Информацию о банковских счетах, которые будут использоваться для выплат.

Иск подписывается руководителем предприятия либо его заместителем (если у него есть соответствующие полномочия). К ходатайству нужно приложить чек об оплате госпошлины и услуг внешнего управляющего (либо заявление о рассрочке).

Плюсом будет предоставление собственного плана по финансовому оздоровлению компании.

○ Стоимость процедуры банкротства юридического лица.

Обязательным является оплата:

  • Госпошлины, составляющей 6 тыс. рублей для юрлиц.
  • Услуг внешнего управляющего (от 25 тыс. рублей).

Также нужно оплатить публикации о банкротстве, а также иные текущие расхода, связанные с проведением процедуры. Окончательные цифры зависят от конкретных обстоятельств дела. Если возможно решение проблемы при помощи реструктуризации, это обойдется в меньшую сумму. А если будет опробована реструктуризация, которая пройдет неудачно и придется осуществлять реализацию, это будет уже другая сумма.

○ Стадии банкротства юридического лица.

Ликвидация компании и признание банкротства требует соблюдения следующих этапов.

Процедура наблюдения.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.
(п.1 ст. 62 №127-ФЗ).

Цель наблюдения – анализ ситуации в компании, принятие решения о действительности финансовых затруднений. Выбор дальнейшей стратегии поведения: ликвидация или вывод из долгов.

Назначение арбитражного управляющего.

Для проведения необходимых мероприятий назначается арбитражный управляющий, который несет ответственность за правильное проведение всех необходимых мероприятий. Указывается заявителем при подаче ходатайства и утверждается судьей. Данное назначение должно быть указано в судебном постановлении.

Конкурсный управляющий.

По результатам проведенного анализа ситуации, назначается временный конкурсный управляющий, который будет проводить необходимые процедуры для решения ситуации. Конкурсный управляющий избирается на собрании кредиторов, при этом, чаще всего на эту должность назначается арбитражный управляющий, выбранный раньше. Разница между этими двумя видами управления в том, что арбитражный управляющий назначается судом, а конкурсный – большинством голосов на собрании кредиторов.

Финансовое оздоровление.

Если на стадии наблюдения выявлена возможность восстановления прежнего статуса компании, начинается процесс финансового оздоровления. На нее отводится 2 года, в течение которых проводятся мероприятия по изменению варианта работы компании. В данный период все действия руководителя должны быть согласованы с арбитражным управляющим.

Финансовое оздоровление начинается после собрания кредиторов, где принимается решение о возможности вывода компании из кризиса. С момента принятия данного решения и подписания его судом для предприятия наступают определенные последствия:

  • Отмена всех досудебных методов покрытия долгов.
  • Аннулирование изданных ранее приказов о взыскании.
  • Приостановление начисления штрафов и пени на долги.
  • Запрет на выплату процентов и проведение иных платежей по акциям.
  • Аннулирование любых взаимозачетов и бартеров, влияющих на общую сумму долгов.
  • Запрет на любые операции с долями предприятия.

Если в течение установленного срока решить финансовые проблемы компании не получится, будет принято решение о введении внешнего управления либо реализации имущества.

Внешнее управление.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(п.1 ст. 93 №127-ФЗ).

Внешний управляющий получает все полномочия руководителя и может не только менять политику предприятия, но и проводить изменения в штате сотрудников.

Все планы и действия внешнего управляющего должны быть согласованы с судьей и советом кредиторов. Ежемесячно должен представляться отчет о проделанной работе.

На данный этап отводится 1,5 года, но срок может быть продлен еще на 6 месяцев, в зависимости от конкретных особенностей дела (п.2 ст. 93 №127-ФЗ).

Если по итогам проведенной работы не выявлено улучшения ситуации, судья принимает решение о признании юрлица банкротом и реализации принадлежащего ему имущества.

Конкурсное производство и торги.

  1. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
  2. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
    (ст. 124 №127-ФЗ).

На данной стадии принимаются все меря по удовлетворению требований кредиторов. О попытках спасти саму компанию речь больше не идет.

Правовые последствия данного этапа:

  • Наступление срока погашения всех долгов и претензий.
  • Прекращение начисления штрафных санкций.
  • Потеря признаков коммерческой тайны сведений о деятельности фирмы.
  • Снятие ареста на имущество для последующей его продажи.

Создается специальная конкурсная масса, которая выставляется на торги. Вырученная сумма направляется на погашение долгов в порядке очередности, установленной законом и пропорционально сумме долга.

20.02.2018

Банкротство юридического лица - это процедура, после которой долги компании списываются, а сама она ликвидируется.

Далеко не каждая компания добивается успеха при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Дополнительным фактором, способствующим увеличению количества неплатежеспособных предприятий, становится непростая экономическая ситуация в стране.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что банкротство юридических лиц – востребованная в сегодняшних условиях процедура. Ее грамотное проведение под жестким контролем со стороны арбитражного управляющего и суда позволяет либо оздоровить финансовую ситуацию в компании, либо прекратить деятельность хозяйствующего субъекта цивилизованным и законным способом, учитывая интересы кредиторов организации-банкрота.

Правовая база

Необходимость, порядок проведения, основные этапы и другие важные параметры процедуры банкротства юридических и физических лиц регламентируются №127-ФЗ , подписанным Президентом страны 26 октября 2002 года. Федеральный закон постоянно дорабатывается, поэтому в настоящее время действует редакция документа, утвержденная 2 декабря 2019 года.

Регулярность внесения корректировок в текст законодательного акта – только в течение 2019 года было принято 6 ФЗ с поправками – позволяет сделать два серьезных вывода. Во-первых, процедура банкротства имеет крайне важное значение для состояния российской экономики, поэтому ей и уделяется столько внимания со стороны государственных органов власти.

Во-вторых, далеко не все правовые нюансы мероприятия детально проработаны, что выступает причиной постоянного уточнения ключевых моментов, касающихся практической реализации мероприятия.

Необходимость и преимущества банкротства

Популярность банкротства как одного из способов решения вопроса финансовой несостоятельности юридического лица объясняется тем, что грамотное проведение процедуры эффективно защищает интересы всех участников.

Преимущества открытия дела о банкротстве для компании-должника очевидны и заключаются в следующем:

  • защита имущества организации на время осуществления мероприятия;
  • возможность продолжения деятельности в случае успешного финансового оздоровления;
  • снятие ареста с собственности компании, что увеличивает возможности для расчета с кредиторами;
  • предоставление определенного лимита времени на ведение переговоров с кредиторами на предмет реструктуризации долга;
  • списание части долгов.

Для кредитора запуск банкротства также выгоден. Основные его преимущества выражаются в возможности принять участие в выборе арбитражного управляющего, а также гарантиях законного распределения имущества должника между кредиторами, которые обеспечиваются жестким контролем над происходящим процессом со стороны арбитражного суда.

Признаки банкротства юридического лица

Главным основанием для начала процедуры банкротства выступает невозможность юридического лица выполнять собственные финансовые обязательства. Речь в данном случае идет о накоплении предприятием самых различных долгов:

  • перед сотрудниками по заработной плате;
  • перед бюджетом — по налогам и другим обязательным выплатам;
  • перед контрагентами – по счетам за сырье, материалы и предоставленные услуги;
  • перед банками и другими финансовыми организациями – по кредитам;
  • перед собственниками – по выплате дивидендов и т.д.

Можно выделить несколько формальных признаков, выявление которых позволяет считать предприятием финансово несостоятельным. К ним относятся:

  • размер общей задолженности компании превышает 300 тыс. рублей;
  • просрочка по выплатам достигла 3-х и более месяцев;
  • появились и накапливаются внутренние долги организации по заработной плате и социальным выплатам работникам.

Принятие решение о начале процедуры банкротства предполагает изучение и анализ не только признаков финансовой несостоятельности юридического лица, но и причин возникновения негативных явлений.

Они делятся на две группы – внешние и внутренние. Первые напрямую не зависят от деятельности компании и касаются объективных процессов, происходящих в экономике. Типичные примеры внешних причин банкротства – финансовый кризис, высокая инфляция, скачки курса национальной валюты.

Внутренние причины, как правило, связаны с качеством принятых в процессе управления предприятием финансовых, кадровых, юридических и других решений. Следствием допущенных ошибок становится низкая эффективность работы компании и, как следствие, потеря конкурентоспособности на рынке.

Участники и инициаторы дела о банкротстве компании

Действующая редакция №127-ФЗ выделяет несколько категорий участников процедуры банкротства. К ним относятся:

  • представители организации-должника. В их число входят: руководители компании, сотрудники – рядовые и ответственные, а также владельцы;
  • кредиторы. В список кредиторов включаются все организации и частные лица, доказавшие наличие задолженности юридического лица перед ними;
  • контролирующие и уполномоченные государственные органы. Их участие в деле регламентируется законодательством;
  • арбитражный управляющий. Независимый специалист, назначаемый арбитражным судом и занимающийся непосредственным проведением процедуры банкротства;
  • судья арбитражного суда. Дела о финансовой несостоятельности компаний относятся к юрисдикции арбитражного суда;
  • лицо, которое предоставило денежные средства для финансового оздоровления компании-должника. Данный участник присутствует в деле о банкротстве относительно редко в специально оговоренных положениями №127-ФЗ и дополняющими их нормативными актами случаях.

Важной особенностью банкротства юридического лица выступает возможность инициировать запуск процедуры как руководством предприятия, так и любым из его кредиторов.

К числу последних относятся и сотрудники фирмы, перед которыми имеется задолженность по ЗП, также являющаяся своеобразным кредитом. Кроме того, подобное право предоставляется контролирующим государственным органам.

В действующем законодательстве отдельно оговариваются случаи, когда руководство предприятия обязано подать заявление в арбитражный суд о необходимости запуска процедуры банкротства. В их число входят:

  • отсутствие возможности рассчитаться с долгами компании;
  • выявление признаков финансовой несостоятельности в ходе ликвидации бизнес-проекта;
  • получение объективной информации о стабильности убытков и ухудшении платежеспособности предприятия.

В последнем случае речь обычно идет об аудиторском заключении или составлении годового отчета о деятельности компании. В каждой из перечисленных ситуаций руководителю организации предоставляется 30 дней на принятие решения о запуске процедуры банкротства. В противном случае ему грозит административная, а при доказательстве умысла – и уголовная ответственность.

Обязательным условием начала процедуры банкротства выступает четкое соблюдение предусмотренных законодательством формальностей. При этом серьезное внимание уделяется правильной подаче заявления в арбитражный суд и выполнению сопутствующих процедур. От заявителя в подобной ситуации требуется последовательное выполнение трех шагов:

  • шаг №1. Оформление и подача заявления в арбитражный суд. Уплата госпошлины;
  • шаг №2. Уведомление о запуске процедуры банкротства кредиторов и заинтересованных лиц. каждому из них направляется заказное письмо с копией заявления в суд. Кроме того, перед обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом должна быть сделана соответствующая публикация на сайте ЕФРСДЮЛ;
  • шаг №3. Уведомление о начале банкротства владельцев, руководства и работников организации-должника.

Несмотря на кажущийся небольшим объем предпринимаемых заявителем действий, грамотная реализация перечисленных мероприятий предполагает большую и кропотливую юридическую работу. Произвести ее самостоятельно, не имея штата квалифицированных и опытных профессионалов, крайне сложно. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев после принятия решения инициировать банкротство кредитор обращается в специализированную юридическую организацию. Такой подход гарантирует четкость, оперативность и правильность предпринимаемых действий, как следствие – быстрый запуск процедуры банкротства.

Сбор доказательной базы

Решение о начале процедуры признания юридического лица финансово несостоятельным принимает судья арбитражного суда на основании документов, предоставленных заявителем. Стандартный комплект документации, формируемый в подобной ситуации, обычно включает:

  • пакет учредительных и регистрационных документов предприятия;
  • все виды отчетности – финансовой, бухгалтерской, управленческой, кадровой – за предыдущие 3 года деятельности компании;
  • документальные доказательства наличия задолженности;
  • заверенные банковскими организациями выписки по счетам компании-должника;
  • перечень кредиторов, как можно более полный и развернутый с указанием размера задолженности перед каждым;
  • другие документы, подтверждающие неплатежеспособность юридического лица.

Основное требование к пакету документации для принятия положительного решения о начале процедуры банкротства – наличие объективных и неоспоримых доказательств финансовой несостоятельности должника.

Заполнение искового заявления при банкротстве юридического лица

После изучения и анализа собранного пакета документов о деятельности компании-должника требуется оформить исковое заявление в арбитражный суд. Установленные законом требования к его содержанию предполагают обязательное включение следующих сведений:

  • реквизиты арбитражного суда, куда будет направлен документ;
  • общий размер кредиторской задолженности юридического лица;
  • величина претензий, документально подтвержденных и не оспариваемых должником;
  • описание обстоятельств дела и причин, вызвавших финансовую несостоятельность предприятия;

Заявление принимается к рассмотрению только в том случае, если к нему прикладывается квитанция об оплате госпошлины. Ее величина в 2020 году не изменилась и составляет 6 тыс. рублей.

Кроме того, необходимо учитывать еще одну статью расходов, обязательную для реализации процедуры банкротства. Она представляет собой оплату услуг арбитражного управляющего. В настоящее время минимальное значение этой суммы равняется 30 тыс. руб. едемесячно. По факту в большинстве случаев оно существенно выше.

Установленный положениями №127-ФЗ порядок проведения процедуры банкротства предусматривает последовательную реализацию 5 основных стадий. Особенности каждой требует более детального рассмотрения.

Этап №1. Наблюдение

Продолжительность этой стадии, которая наступает сразу после принятия судьей дела к рассмотрению, составляет не более 7 месяцев. Контроль над ее проведением осуществляется временным управляющим. Он назначается судьей и получает неограниченный доступ к деятельности компании-должника и любой его документации.

Временный управляющий решает несколько задач. Главная из них – определение возможности расплатиться с долгами юридического лица за счет имеющих активов. Для этого необходимо не только оценить имущество предприятия, а также обеспечить его сохранность. Механизм защиты интересов кредиторов предельно прост – функции руководителя фирмы существенно ограничиваются, а любая сделка, связанная с отчуждением собственности компании-должника на сумму 5% от стоимости активов, в обязательном порядке согласовывается с временным управляющим.

Кроме того, начало процедуры наблюдения сопровождается проведением нескольких дополнительных мероприятий:

  • снятие ареста и других ограничений с имущества должника;
  • прекращение начисления пеней, штрафов и других финансовых санкций;
  • прекращение исполнительных производств по отношению к должнику;
  • запрет на выплату дивидендов, дохода по ценным бумагам и распределения прибыли между собственниками;
  • обязательное согласование с временным управляющим оформления новых кредитов, выдачи доверенностей и других подобных действий, предпринимаемых руководством компании-должника.

По результатам наблюдения временный управляющий выходит в суд с предложением перейти к одному из следующих этапов процедуры банкротства – финансовому оздоровлению, внешнему управлению, признанию должника банкротом или заключению мирового соглашения между участниками процесса.

Этап №2. Назначение арбитражного управляющего

Фактически арбитражный управляющий появляется в деле о банкротстве на первом этапе в статусе временного управляющего. Он назначается судом по рекомендации кредитора, выступившего инициатором запуска рассматриваемой процедуры. При этом заявитель имеет право как указать конкретного специалиста, так и ходатайствовать о привлечении арбитражного управляющего из определенной саморегулируемой ассоциации. Во втором случае назначение происходит исходя и ответа, полученного от СРО.

Характерной особенностью принятой в России процедуры банкротства выступает возможность назначения отдельного специалиста на любую из стадий. В зависимости от этого, он называется внешним, административным, временным или конкурсным управляющим. В большинстве случаев на практике в течение всей процедуры банкротства работает один и тот же специалист, тем более – если его деятельность устраивает кредиторов и судью.

Наиболее важные функции арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • постоянное отслеживание финансовой ситуации на предприятии, контроль над деятельностью компании-должника;
  • обеспечение точного учета и сохранности имущества организации;
  • защита интересов кредиторов путем законного распределения активов банкрота между ними;
  • четкое выполнение всех предусмотренных законодательством процедур, сопровождающих банкротства фирмы, например, по уведомлению персонала;
  • организация работы по взысканию с третьих лиц задолженностей перед компанией-банкротом;
  • организация и проведение собраний кредиторов;
  • формирование и ведение реестра кредиторской задолженности юридического лица.

Необходимо отметить, что стать арбитражным управляющим далеко не просто. К специалистам предъявляются серьезные требования — как квалификационные (высшее образование, опыт работы, членство в профильной СРО), так и финансовые (членские и вступительные взносы, платеж в компенсационный фонд СРО, обязательное страхование ответственности).

Этап №3. Финансовое оздоровление

Основанием для перехода к стадии финансового оздоровления или санации становится вывод арбитражного управляющего о возможности восстановления платежеспособности предприятия, а в результате – погашения долгов без необходимости ликвидации компании и распродажи ее активов.

Продолжительность этапа санации не может превышать 2-х лет. Обязательным условием для ее проведения выступает разработка плана мероприятий по финансовому оздоровлению и графика погашения задолженностей предприятия. Срок полного возврата долгов организации – не ранее, чем за полгода и не позднее, чем за месяц — до окончания санации. Контроль над деятельностью юридического лица на этой стадии возлагает на административного управляющего.

Стандартный перечень мер по финансовому оздоровлению юридического лица включает:

  • сокращение объемов инвестиций и капитальных вложений;
  • уменьшение производственных и накладных расходов предприятия;
  • увеличение эффективности работы компании и, как следствие, получаемой прибыли, которая направляется на погашение долгов;
  • реструктуризация кредиторской задолженности организации и т.д.

При успешном выполнении всех намеченных мероприятий и закрытии кредиторской задолженности юридического лица судья закрывает дело о банкротстве. Если финансовое оздоровление не наступило, принимается решение о переходе к следующему этапу предусмотренной законом процедуры – внешнему управлению или объявлению должника несостоятельным, то есть банкротом.

Этап №4. Внешнее управление

Стадия не является обязательной. Необходимость ее реализации определяется по результатам санации. Основанием для принятия решения о внешнем управлении предприятием-должником становится улучшение его финансового состояния в процессе оздоровления, хотя и не позволившее полностью закрыть долги компании.

В результате руководство предприятия смещается, а его функции передаются арбитражному управляющему. Общая продолжительность внешнего управления не может превышать одного года. За это время новое руководство предпринимает следующие действия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия:

  • закрытие убыточных производств и бизнес-проектов компании;
  • реорганизация или реструктуризация юридического лица;
  • взыскание долгов с третьих лиц;
  • реструктуризация задолженности перед кредиторами и ее погашение на новых, более выгодных условиях;
  • привлечение инвестиций с целью развития компании, выхода ее на прибыльную работу и полного расчета с долгами.

Как и на любом другом этапе процедуры банкротства, после завершения внешнего управления подводятся итоги работы предприятия. Если компания гасит долги в полном объеме, судья прекращает дело. В противном случае принимается решение о признании фирмы банкротом и переходе к завершающей стадии процедуры.

Этап №5. Конкурсное производство

После признания должника финансово несостоятельным запускается последняя стадия банкротства – конкурсное производство. Продолжительность этапа – 12 месяцев, в случае необходимости и при наличии объективных оснований судья имеет возможность продлевать данную стадию вплоть до выполнения всех необходимых по делу мероприятий.

На этой стадии юридическое лицо ликвидируется, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись. Ее осуществлением занимается конкурсный управляющий, который назначается судьей. Под контролем специалиста проводится:

  • инвентаризация активов компании-банкрота;
  • формирование конкурсной массы и независимая оценка ее стоимости;
  • распродажа имущества должника на торгах;
  • погашение долгов предприятия путем распределения полученных средств между кредиторами.

Особенно серьезное внимание в действующей редакции Федерального закона «О банкротстве» уделяется процедуре проведения торгов. Это показывает важность мероприятия, особенности которого следует рассмотреть подробнее.

Проведение конкурсных торгов по банкротству

Имущество компании-банкрота реализуется в форме электронных торгов, которые проводятся на ЭТП (электронных торговых площадках). Такой подход к организации обеспечивает прозрачность и открытость мероприятия, позволяя получить за активы должника максимально возможную сумму денежных средств.

Схема проведения торгов предусматривает выполнение следующих действий:

  • формирование конкурсной массы;
  • оформление аукционной документации;
  • размещение лотов на ЭТП;
  • проведение электронного аукциона;
  • подведение итогов, оформление договоров и совершение сделок по продаже имущества.

Предметом торгов становится практически любое имущество компании-должника. В конкурсную массу обычно входят:

  • объекты недвижимости, включая земельные участки;
  • объекты незавершенного строительства;
  • транспорт, специальная техника и оборудование;
  • ценные бумаги и другие активы, находящиеся на балансе банкрота.

Тонкости мирового соглашения

Нередко дело о банкротстве прекращается судьей в результате заключения мирового соглашения. Такая возможность допускается на любом этапе процедуры. Мировое соглашение представляет собой документ, подписанный уполномоченным органом от кредиторов и руководством предприятия-должника. В нем содержатся детальные условия погашения кредиторской задолженности юридического лица, устраивающие обе стороны. Нередко в заключении мирового соглашения участвуют третьи лица, например, инвесторы, средства которых планируется привлечь для восстановления платежеспособности фирмы.

Признание мирового соглашения арбитражным судом и принятие решения о прекращении процедуры банкротства предполагает соблюдение нескольких обязательных условий. В их числе:

  • соответствие действующему законодательству о банкротстве юридических лиц;
  • учет интересов кредиторов, что подтверждается официальным решением коллегиального органа в виде комитета или общего собрания кредиторов;
  • документальное подтверждение полномочий руководства предприятия-должника для подписания документа.

Практика показывает, что подготовка и подписание мирового соглашения – самый простой и эффективный способ прекращения дела о банкротстве юридического лица. Грамотное его использование позволяет сэкономить время и средства всех заинтересованных сторон.

Последствия банкротства юридического лица

Завершение конкурсного производства означает окончание процедуры банкротства. Судья выносит определение о ликвидации предприятия-банкрота, кроме того, прекращаются полномочия арбитражного управляющего. Другие не менее важные последствия банкротства состоят в следующем:

  • в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности и ликвидации юридического лица;
  • персонал организации полностью распускается;
  • обязательства предприятия считаются исполненными, а долги списываются;
  • прекращают действовать любые санкции в виде штрафов и пеней;
  • владельцы теряют доли в уставном капитале компании.

Если в ходе арбитражного процесса устанавливаются факты доведения до убыточности или преднамеренного банкротства, в отношении руководителей, главбуха и контролирующих лиц предприятия-должника начинается административное или уголовное разбирательство.

Упрощенное банкротство юридических лиц

Стандартная процедура банкротства, описанная выше, требует от заинтересованных сторон значительного времени и немалых финансовых расходов. Ее проведение применительно к фирмам небольшого размера или давно прекратившим фактическую деятельность нецелесообразно.

Поэтому был разработан и утвержден на законодательном уровне упрощенный порядок банкротства юрлиц. Его практическое применение позволяет перейти к стадии конкурсного производства без реализации длительных предыдущих этапов – наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Как следствие – общая продолжительность процедуры обычно составляет не более 6-7 месяцев. Для запуска упрощенного банкротства необходимо решение общего собрания кредиторов.

Банкротство (несостоятельность) юридического лица

После возрождения института несостоятельности (банкротства) в современный период было принято несколько законов: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и действующий в настоящее время - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (с изменениями от 18 июля 2006 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» .

Для Закона о банкротстве 2002 г. характерны детализация и конкретизация основных положений законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. В частности, неизменными остались определение критериев и внешних признаков несостоятельности (за исключением количественных показателей), значительно детализированы процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Концептуально изменены правовое регулирование оснований возбуждения дел о банкротстве; требований, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядку их назначения и контроля за их деятельностью; процедур банкротства, а именно введение новой процедуры - финансового оздоровления должника; очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; особенностей несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий .

Действие Закона о банкротстве распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, а также на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (см. в предыдущих разделах учебника).

Под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей .

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а гражданин - если указанные обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев, при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона о банкротстве).

В Законе о банкротстве (ст. 4) определены состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. требования кредиторов, которые могут участвовать в деле о банкротстве. Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу конкурсных кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с правом голоса.

Законом о банкротстве (гл. II) регулируется досудебная санация, под которой понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, любым из учредителей (участников) должника, кредиторами должника, иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь должнику - юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей. Цель досудебной санации - предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность. Досудебная санация начинается при возникновении у должника финансовых проблем (фактической неплатежеспособности либо несостоятельности) и длится до принятия судом заявления о банкротстве должника.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом .

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Уполномоченными органами в делах о несостоятельности (банкротстве) являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований .

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, к должнику- гражданину - не менее 10 тысяч рублей.

Многочисленные необоснованные, а также «искусственные» банкротства, которые имели место при применении предыдущих законов о банкротстве, привели к изменению регулирования процедуры возбуждения дела о банкротстве по Закону о банкротстве 2002 г. В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора о признании должника банкротом должны быть приложены вступившие в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Заявление кредитора, поданное с нарушением данных требований, арбитражный суд возвращает заявителю (ст. 44 Закона).

Вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения, как это было по ранее действующему законодательству. Указанная процедура банкротства может быть введена только по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии такого заявления.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления (ст. 34 Закона о банкротстве).

Одной из основных фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных связанных с этим полномочий, являющийся членом одной из само- регулируемых организаций.

Новеллой Закона о банкротстве 2002 г. является установление обязательной принадлежности арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.

Законом о банкротстве предусмотрены следующие процедуры банкротства

  • в отношении должника - юридического лица: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение;
  • в отношении должника-гражданина: конкурсное производство; мировое соглашение; иные предусмотренные Законом о банкротстве процедуры банкротства (ст. 27 Закона).

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве). Процедура наблюдения как институт российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) впервые появилась с принятием в 1998 г. Закона о банкротстве. Она не применялась в российском дореволюционном конкурсном праве и не была предусмотрена Законом о банкротстве 1992 г. Анализ практики применения Закона о банкротстве 1992 г. показал, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов должника и кредиторов.

В отличие от ранее действовавшего законодательства наблюдение по общему правилу вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что послужило основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48 Закона). При проведении процедуры наблюдения назначается временный управляющий.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление должника - новая процедура банкротства, которая ранее не предусматривалась законодательством, в том числе и дореволюционным. Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагаются на административного управляющего. Цель введения этой процедуры - улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов. Существо процедуры финансового оздоровления заключается в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок - два года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 84 Закона).

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве). Последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий руководителя должника и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Законом о банкротстве 2002 г. наряду с ранее указанными в законодательстве предусмотрены новые меры по восстановлению платежеспособности должника: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 109 Закона о банкротстве).

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего , который осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.

По Закону о банкротстве 2002 г. сокращено число очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

  • первая очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • вторая очередь - требования работников по выплате выходных пособий и оплате труда; требования по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • третья очередь - все остальные требования (ст. 134 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве). Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами (по Закону о банкротстве 2002 г. к ним добавлены уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам) может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника (п. 1 ст. 150 Закона).

Закон о банкротстве 2002 г. (гл. X) содержит нормы об особенностях банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий. В отношении отсутствующего должника и ликвидируемого должника предусмотрены упрощенные процедуры банкротства (гл. XI Закона о банкротстве).

  • В определении несостоятельности (банкротства), содержащемся в Законе обанкротстве, не указывается на добровольное банкротство. Возможность добровольного банкротства предусмотрена ст. 65 ГК.
  • См. гл. 28 АПК РФ; гл. III Закона о банкротстве; гл. VI.1 Закона о банкротстве кредитных организаций; гл. II Закона об особенностях банкротствасубъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
  • В настоящее время уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба. См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 № 257 (сизменениями от 22 мая 2006 г.) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (вместес «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам передРоссийской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства») //СЗ РФ. -2004. - № 23. - Ст. 2310; СЗ РФ. - 2006. - № 22. - Ст. 2333.
  • Банкротство юридических лиц зачастую считают одним из вариантов возможной ликвидации организации. Но согласно существующему законодательству в этой отрасли в период прохождения самой процедуры есть возможность вдохнуть новую жизнь в предприятие. В любом из этих вариантов, процедура несостоятельности влечет полное избавление от долгов. Но только наличие веских причин может послужить аргументом в признании юрлица банкротом.

    Основания для банкротства юридического лица

    Закон гласит, что если в течение трех месяцев предприятие не может погасить задолженность перед кредиторами, то существует основание для определения юридического лица банкротом. Арбитражный суд возбудит дело при требованиях к должнику от 300 000 рублей.

    В виду этих оснований заявление о банкротстве имеют право подать уполномоченные органы, кредиторы юрлица, а также сам несостоятельный должник.

    Выездная налоговая проверка, так же может стать основанием для признания предприятия несостоятельным.

    Документальным подтверждением выступят:


    • дебиторские счета юрлица;
    • кредиторский счет должника;
    • банковские счета с выписками;
    • ведомости по инвентаризации;
    • акты сверок с должниками;
    • финансовые отчеты на последнюю дату.

    Негативные результаты выездной проверки, подтверждают основания несостоятельности юридического лица.
    Право определения предприятия банкротом возможно только арбитражным судом.

    Заявление о несостоятельности

    Для руководителя юридического лица инициация дела о банкротстве является и правом, и обязанностью. В течение месяца после выявления первых признаков банкротства руководитель предприятия-должника обязан подать заявление в арбитражный суд. Каждый управляющий компанией несет уголовную ответственность за осознанное приведение предприятия к банкротству.

    Управляющему предприятия юридического лица дается месяц на подачу заявления о несостоятельности при выявлении соответствующих признаков. В противном случае на него накладывается субсидиарная ответственность перед кредиторами.

    Для кредиторов юрлица и уполномоченных органов подать на банкротство является неотъемлемым правом. Заимодавцу дается право подачи заявления сразу после наступления оснований несостоятельности. Согласно с законодательством государственные органы в первую очередь обязаны работать на предотвращение банкротства. Их задача способствовать финансовому оздоровлению компании, а в случае несостоятельности предприятия заниматься разработкой правил и порядка работы арбитражных управляющих.

    Собрание кредиторов

    Кредиторами могут выступать и юридические, и физические лица. В момент наступления процедуры банкротства, заимодавцы теряют возможность в одиночку требовать погасить обязательства. Создается собрание кредиторов которое наделено правами защиты их прав. Арбитражный суд устанавливает заимодавцев с возможностью голоса на собрании. Их требования вносятся в соответствующий реестр. Они обладают рядом прав:

    • внесение предложений;
    • голосование;
    • принятие решений относительно процедур несостоятельности юридического лица;
    • возможность распределения средств банкрота;
    • подача кандидатуры на должность арбитражного управляющего.

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

    Цель моратория заключается в том, что приостанавливается выполнение должником денежных обязательств. При его введении происходит ограничение прав кредиторов. От штрафов, пени и других финансовых санкций на этом этапе организация освобождается. Задача этой процедуры содействовать восстановлению платежной способности должника. В связи с этим кредиторы не могут обратиться в суд с иском о взыскании с должника задолженностей.

    При упрощенной процедуре банкротства мораторий не вводится.

    Существуют условия, не попадающие под действие ограничения выплат: заработная плата, алименты, возмещение причиненного вреда здоровью или жизни, авторские права и требования по текущей задолженности.

    При прекращении производства по делу о банкротстве прекращается действие моратория.

    Банкротство юридических лиц этапы

    Этапы процедуры банкротства определены законодательством.

    Первый этап – это подача заявления в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным.

    Второй этап – это наблюдение. Наблюдение включает ряд таких мероприятий:

    • обеспечение сохранения активов юридического лица;
    • проведение финансового анализа компании;
    • создание реестра кредиторов;
    • оценить, насколько возможно восстановить платежеспособность предприятия;
    • проведение первого собрания кредиторов.

    Третий этап. В результате наблюдения юридического лица, определяется следующая процедура банкротства. Это может быть финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство.

    Финансовое оздоровление предполагает меры по восстановлению платежной способности юридического лица. На этом этапе составляются графики погашения задолженностей, расставляются приоритеты по выплатам.

    Внешнее управление. Восстановление платежной способности предполагаемого банкрота является целью этой стадии. На данном этапе руководство юридическим лицом осуществляется внешним управляющим, ему передается вся документация, касающаяся предприятия. Выплаты кредиторам останавливаются, арестовывается имущество, запрещается удовлетворять требования кредиторов. В результате этот этап может закончиться прекращением процедуры несостоятельности и восстановлением деятельности предприятия.

    К онкурсное производство . На этой стадии установленное имущество реализуется с помощью электронных торгов. Кредиторская задолженность погашается благодаря вырученным средствам, согласно установленным законом порядком.
    Четвертый этап. Завершение процедуры банкротства юридического лица.

    Упрощенная процедура несостоятельности

    Упрощенная процедура дает возможность максимально сократить сроки банкротства юрлица, а денежные потери свести к минимуму.

    Необходимы два основополагающих условия для проведения упрощенной процедуры:

    • нет возможности погасить все долги кредиторам, даже после продажи всего имущества;
    • принято решение о составе ликвидационной комиссии и кандидатуре ликвидатора с направлением в арбитражный суд заявления о признании банкротом.

    Основные этапы упрощенной процедуры:

    • подготовка, предшествующая банкротству (изучение и анализ финансового состояния предприятия);
    • стадия до суда (принятие решения, утверждения ликвидатора компании и ликвидационной комиссии, распространение информации о ликвидации, обращение в арбитражный суд);
    • конкурсное производство;
    • заключительная стадия (исключение из ЕГРЮЛ).

    Упрощенная схема банкротства дает законное право списать непогашенные долги юридического лица перед кредиторами для предприятий-банкротов.

    Мировое соглашение

    Мировое соглашение возможно на любом этапе процедуры банкротства юридического лица. Принимается решение о возможности мирового соглашения лично должником, а утверждается – собранием кредиторов, имеет письменный вид. На этом этапе возможно появление третьих лиц, которые берут на себя долговые обязательства предприятия-должника. В результате мирового соглашения арбитражный суд прекращает дело о несостоятельности юрлица.

    В мировом соглашении в соответствии с налоговым законодательством указывается точная информация об оплате долгов:

    • порядок;
    • форма;
    • сроки;
    • другие особые условия.

    Особенности банкротства юридических лиц

    Особенности банкротства юридических лиц обусловлены родом деятельности предприятия.

    На законодательном уровне выделяются градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, кредитные и страховые организации.

    При признании банкротами градообразующие предприятия в первую очередь берется во внимание социальный аспект этого вопроса.

    Особый характер деятельности сельскохозяйственных предприятий связан с земельными участками, что накладывает свои отличительные особенности при банкротстве.

    Специальные правила распространяются при признании несостоятельными финансовые организации.

    Последствия банкротства предприятия

    • Перестает существовать юридическое лицо (исключение из ЕГРЮЛ).
    • Правоустанавливающие документы передаются в архив.
    • Для предприятия это реальный способ спасения от долгов.
    • Возможна уголовная ответственность генерального директора, в случае установлении факта преднамеренного банкротства.
    • Генеральный директор или бухгалтер могут быть ограничены в правах на ведение определенной деятельности при выявлении серьезных нарушений во время ликвидации предприятия-банкрота.