Пишем регламент: рекомендации по разработке. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства) Порядок взаимодействия структурных подразделений

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами .

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок. Образец регламента взаимодействия между отделами , в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого. В этой связи, формируя , следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия между отделами обеспечивает:

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Определения, термины и сокращения.
  3. Описания процессов.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления. При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами. Образец для ЛПУ , в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

Приложение

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст. На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ . В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты. Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности. Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников. Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками. Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющемуосновных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример : "Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет".

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов. Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа. В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной. Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна. Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей. Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации. К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества. В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству. Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии. Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

  1. Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: "Настоящим регламентом определяется порядок…".
  2. Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
  3. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
  4. Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.

В разделе "Термины, сокращения, определения" приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова "это", через тире. В разделе "Описание процесса" дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.

Распоряжение ФТС РФ от 21.02.2007 N 56-р "О взаимодействии структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации при применении части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Приложение

к распоряжению ФТС России

ПОРЯДОК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Настоящий Порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации (далее - Порядок) при применении части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) разработан в целях организации взаимодействия подразделений таможенных органов при реализации части 1 статьи 20.25 КоАП России, применяемой в случаях неуплаты в установленный срок административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения в сфере таможенного дела (далее - правонарушитель).

2. Должностное лицо подразделения таможенного органа, в функции которого входит организация работы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела (далее - подразделение), в случае вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного уполномоченным лицом таможенного органа, по которому назначено административное наказание в виде административного штрафа (далее - постановление), незамедлительно направляет правонарушителю уведомление о сроке оплаты административного штрафа и о возможности в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП России привлечения лица, не уплатившего в установленный срок сумму административного штрафа, к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП России за несвоевременную уплату административного штрафа (далее - Уведомление) (приложение N 1). Уведомление подписывает заместитель начальника таможни, курирующий данное подразделение.

3. Должностное лицо подразделения в день окончания срока, предусмотренного частью 1 статьи 32.2 КоАП России, направляет на имя начальника отдела таможенных платежей служебную записку (письменный запрос) (приложение N 2) для подтверждения факта поступления/непоступления от правонарушителя суммы административного штрафа, указанной в постановлении, на счет Федерального казначейства по учету поступления таможенных и иных платежей, открытый для соответствующего таможенного органа (далее - счет таможенного органа).

В целях идентификации сумм, поступивших на счет таможенного органа, в запросе указываются следующие сведения:

Регистрационный номер и дата постановления;

Фамилия, имя и отчество правонарушителя, если правонарушителем является физическое лицо;

Наименование юридического лица, ОГРН, ОКПО и ИНН правонарушителя, если правонарушителем является юридическое лицо;

Фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, ОГРНИП и ИНН правонарушителя, если правонарушителем является индивидуальный предприниматель;

Сумма административного штрафа, причитающаяся к уплате правонарушителем по постановлению;

Календарная дата, на которую необходимо подтвердить факт поступления (непоступления, частичной уплаты) сумм административного штрафа.

Должностное лицо подразделения должно обеспечить передачу запроса начальнику отдела таможенных платежей либо лицу, его замещающему, в день его подписания.

4. Начальник отдела таможенных платежей либо лицо, его замещающее, не позднее следующего рабочего дня со дня поступления запроса обеспечивает проверку необходимых сведений и возврат должностному лицу подразделения экземпляра запроса, в котором должностным лицом отдела платежей должна быть проставлена соответствующая отметка о факте поступления/непоступления, частичной уплаты сумм административного штрафа на счет таможенного органа.

5. В случае подтверждения отделом таможенных платежей факта неуплаты либо частичной уплаты суммы административного штрафа правонарушителем должностное лицо подразделения в сроки, предусмотренные статьей 28.5 КоАП России, составляет протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.25 КоАП России. При наличии данных о надлежащем уведомлении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (имеется почтовое уведомление о вручении Уведомления) протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.

Протокол об административном правонарушении в соответствии с Приказом ГТК России от 21 октября 2003 г. N 1180 "Об утверждении положения о порядке учета, регистрации и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах Российской Федерации" передается в учетно-регистрационный отдел (отделение) для регистрации.

Копия протокола об административном правонарушении в день его составления вручается либо направляется с уведомлением о доставке правонарушителю.

6. Подразделение в соответствии с Приказом ГТК России от 11 сентября 2002 г. N 975 "Об утверждении инструкции о порядке формирования материалов дел об административных правонарушениях" формирует дело об административном правонарушении путем приобщения необходимых документов и составления их описи, а также формирует контрольно-наблюдательное дело в соответствии с Приказом ГТК России от 25 июня 2002 г. N 657 "Об утверждении инструкции об организации контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях" и передает его в учетно-регистрационный отдел (отделение).

7. Материалы дела должны содержать следующие оригиналы либо копии документов, заверенные в установленном порядке:

Протокол об административном правонарушении (оригинал);

Копию постановления, по которому правонарушителем не была уплачена в полном объеме сумма административного штрафа, а также документов, подтверждающих вступление постановления в законную силу;

Копию Уведомления;

Документы из отдела таможенных платежей, подтверждающие непоступление (частичную уплату) от правонарушителя сумм административного штрафа (оригинал);

размер шрифта

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 12-02-2010 53 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... Актуально в 2018 году

6. Порядок взаимодействия структурных подразделений Министерства по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства

Порядок взаимодействия структурных подразделений Министерства по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства определяется в зависимости от способов доступа, в соответствии с п. 4 настоящего Порядка, приказами, распоряжениями и указаниями руководства Министерства, а также утвержденными регламентами.

Информация о деятельности Министерства предоставляется средствам массовой информации уполномоченным структурным подразделением - отделом пресс-службы и информации Департамента государственной службы и кадров (далее - пресс-служба Министерства) или по согласованию с пресс-службой Министерства иными должностными лицами.

Официальное опубликование нормативных правовых актов Министерства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

6.2. Доступ к информации о деятельности Министерства, размещенной в сети Интернет.

Информация о деятельности Министерства в сети Интернет размещается на официальном сайте Министерства и специализированных интернет-ресурсах Министерства.

Информационное наполнение официального сайта Министерства в сети Интернет осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".

Для обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства, размещенной на официальном сайте Министерства в сети Интернет, структурные подразделения предоставляют необходимую информацию и информационные материалы в соответствии с Регламентом информационного наполнения официального сайта Министерства в сети Интернет.

Информационное сопровождение официального сайта Министерства в сети Интернет осуществляет пресс-служба Министерства, программно-аппаратную поддержку эксплуатации интернет-ресурсов обеспечивает Департамент управления делами.

Информационное сопровождение специализированных интернет-ресурсов Министерства осуществляется соответствующими структурными подразделениями Министерства.

6.3. Доступ к информации о деятельности Министерства в помещениях, занимаемых Министерством.

Информация о деятельности Министерства, обладающая особой актуальностью для посетителей, размещается на стационарных информационных стендах. В Министерстве в этих целях используется информационно-справочная система "Информационный киоск Минэкономразвития России", реализованная на базе сенсорного информационного киоска (инфомата).

Для обеспечения доступа к информации о деятельности Министерства, размещенной в Информационном киоске Минэкономразвития России, структурные подразделения предоставляют необходимую информацию и информационные материалы в соответствии с Регламентом информационного сопровождения Информационного киоска Минэкономразвития России.

Информационно-технологическое сопровождение системы "Информационный киоск Минэкономразвития России" осуществляется Департаментом управления делами.

6.4. Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности Министерства через архивные фонды.

Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности Министерства, находящейся в архивных фондах, осуществляется Департаментом управления делами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства при взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, исходя из характера обращений.

6.5. Доступ граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, к информации Министерства на заседаниях коллегиальных органов Министерства.

Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов Министерства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства. Организационно-техническое обеспечение деятельности коллегиальных органов осуществляется Департаментом управления делами.

6.6. Предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности Министерства.

Подлежат обязательному рассмотрению запросы о деятельности Министерства, поступающие в электронной и письменной форме, а также в устной форме во время приема уполномоченным должностным лицом или по телефонам справочных служб Министерства либо телефонам уполномоченных должностных лиц.

Министерство обеспечивает возможность направления запроса информации о деятельности Министерства (далее - запрос) в форме электронного сообщения на адрес электронной почты ([email protected]) или на официальный сайт Министерства (www.economy.gov.ru) в порядке, установленном пунктом 12.9 Типового регламента для приема обращений граждан и организаций в форме электронных сообщений.

Министерство не рассматривает анонимные запросы. Под анонимным запросом понимается запрос, в котором не указаны фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица), направившего запрос, либо наименование организации (юридического лица) или общественного объединения.

Запрос, составленный в письменной форме либо полученный в форме электронного сообщения, подлежит регистрации в течение 3 дней со дня его поступления в Министерство.

Запрос в устной форме подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

Личный прием граждан проводится Министром, заместителями Министра, директорами департаментов или временно замещающими их лицами в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства и утвержденным графиком.

Все обращения, связанные с запросами, передаются на рассмотрение по принадлежности вопросов соответственно руководству Министерства, в структурные подразделения Министерства, а также в подведомственные Министерству федеральные агентства и федеральные службы.

Запрос подлежит рассмотрению в 30-дневный срок со дня регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Организационно-техническое обеспечение работы с запросами пользователей информацией о деятельности Министерства осуществляется Департаментом управления делами.

6.7. Издание официальных справочников и специализированных сборников.

Выпуск официальных справочников и специализированных сборников Министерства осуществляется на основании приказов, распоряжений и указаний руководства Министерства с определением структурных подразделений, ответственных за подготовку и предоставление информации и информационных материалов.

6.8. Министерство участвует в подготовке и проведении выставок, конкурсов, форумов, конгрессов, конференций, мероприятий общероссийского и международного значения.

Участие структурных подразделений Министерства и соответственно предоставление информации о деятельности Министерства в указанных мероприятиях осуществляется на основании приказов, распоряжений и указаний руководства Министерства с определением структурных подразделений, ответственных за их подготовку и проведение.

Если исполнение документа возложено руководством на несколько структурных подразделений, то ответственным за организацию исполнения является структурное подразделение, руководитель которого указан в резолюции первым. Ему предоставляется право созыва и координации работы соисполнителей.

При этом все должностные лица, указанные в резолюции, несут ответственность за своевременное исполнение поручения и должны в письменном виде представить предложения по выполнению поручения в срок, не превышающий половины от срока, установленного для окончательного исполнения поручения, или в иной срок, установленный ответственным исполнителем.

Если по документу необходимо получить заключение подразделения (учреждения), не указанного в резолюции, ответственный исполнитель в установленном порядке направляет ему копию документа и обеспечивает контроль за своевременным получением информации.

Список использованной литературы

    Инструкция № 70 БР

    Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001

    Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин – М.: Изд-во РАГС, 2002

    Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001