Понятие сущность принципы и функции права. Понятие, сущность и функции права

18. Краткая характеристика различных подходов к понятию права

Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как "право", основные и наиболее разработанные взгляды получили название "подходов" и были закреплены в научной литературе:

1. Нормативный подход. 1. Право и закон - тождественные понятия. 2. Право представляет собой иерархическую систему норм. 3. Государственные интересы доминируют над личностными. Недостатки: 1. Формальная сторона (право понимается исключительно как существующие в данный момент законы) 2. Преувеличенная роль государства. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что право (нормативный подход) - ϶ᴛᴏ система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

2. Классово-волевой подход. Некᴏᴛᴏᴩые именуют ϶ᴛᴏт подход несколько попроще - марксистский. Право (марксистский подход) - возведённая в закон воля господствующего класса. Достоинства: 1. Зависимость права от экономики. 2. Связь государства и права. Недостатки: 1. Преувеличенная роль классового фактора. 2. Неясность с вопросом, что же такое воля класса?

3. Социологический. Право (социологический подход) - ϶ᴛᴏ те нормы, кᴏᴛᴏᴩые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а исключительно "открывает". Закон только сосуд, наполняют его общественные отношения.

4. Психологический. Под правом понимается сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, другими словами - правосознание, исключительно в "головах людей право живёт и существует". Этот подход переводит существования права в психическую сферу.

5. Философский. Право (философский подход) - ϶ᴛᴏ система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход весьма верно разграничивает такие понятия, как "естественные права" и "закон".

6. Исторический. Право имеет самоорганизующий характер, возникает со временем, в естественно сложившихся условиях.

7. Интегративный. Подразумевает объединение всех выше упомянутых подходов. Но надо отметить, что нельзя вот так просто взять и объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение и сумму.

19. Взаимодействие права и экономики

Экономика - ϶ᴛᴏ совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Можно выделить два подхода к взаимодействию права и экономики, и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, в каждом из подходов, обозначить основные направления взаимодействия:

1. Подразумевает приоритет либо экономики над правом (наиболее распространённая точка зрения), либо права над экономикой. Раньше считалось, что право - ϶ᴛᴏ концентрированное выражение политики, а политика, в ϲʙᴏю очередь, концентрированное выражение экономики. Кстати, эта схема определялась известной марксистской теорией, "говорящей" о главной роли экономического базиса, и второстепенной роли государственно-правовой надстройки. Государство и право вызваны к жизни экономикой. Взаимодействие: 1) Право наиболее адекватная форма экономических отношений, они могут функционировать только в правовой форме. Право - естественная форма экономических отношений. 2) Единой юридической основой всех отношений экономического цикла будет право собственности, осуществляющееся на базе частного права. 3) Право есть способ саморегулирования экономики, оно обеспечивает юридическую ϲʙᴏбоду производства. В итоге - право имманентная часть экономики.

2. Приоритета либо права, либо экономики нет, первичным фактором выступают интересы людей, кᴏᴛᴏᴩые воплощаются сначала а) в праве, потом в экономике; б) наоборот, сначала в новых производственных отношениях, а затем закрепляется в праве.

20. Признаки права

Право - ϶ᴛᴏ обусловленная природой человека и общества и выражающая ϲʙᴏбоду личности система регулирования общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

1. Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера)

2. Общеобязательность - обязательно для всех.

3. Системность - не просто совокупность, а стройная система.

4. Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение)

5. Формальная определённость.

6. Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, кᴏᴛᴏᴩая и выражена в праве.

21. Сущность права

Сущность права - ϶ᴛᴏ главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, кᴏᴛᴏᴩая демонстрирует его истинную природу и назначение в обществе. Главное - ϶ᴛᴏ общесоциальные начала права. И происхождение ϶ᴛᴏго социального института,и его качества как регулятивной, первоначально организационно-трудовой системы, его встроенность в само существование человеческой цивилизации, обеспечение стабильности, устойчивости, упорядоченности общества, смягчение агрессивности, нахождение и закрепление компромиссов вместо взаимоуничтожения, определение справедливости, гуманности - вот главные общесоциальные начала права. На ϶ᴛᴏй основе формируется и понимание социальной ценности права. Короче, сущность, как государства, так и права, ϶ᴛᴏ социальное предназначение.

22. Понятие и классификация принципов права

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Стоит заметить, что они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения. Учитывая зависимость от сферы распространения выделяют следующие принципы:

1. Общеправовые принципы - принципы, кᴏᴛᴏᴩые действуют во всех отраслях права.

а) справедливость.

б) юридическое равенство граждан перед законом и судом.

в) гуманизм.

г) демократизм.

д) единство прав и обязанностей.

е) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

2. Межотраслевые принципы - отражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей.

а) принцип неотвратимости ответственности.

б) принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.п.

3. Отраслевые принципы - действующие в одной отрасли.

а) Гражданское право - принцип равенства сторон в имущественных отношениях.

б) Уголовное право - презумпция невиновности.

Принципы права могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (аналогия права)

23. Функции права

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.
Стоит отметить, что особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при ϶ᴛᴏм относительно постоянны.

Условно функции права можно разбить на две группы:

1. Общесоциальные:

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

б) Стоит сказать - политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.

в) Воспитательная - право демонстрирует определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.

г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

д) Экологическая и т.д.

2. Специально-юридические:

а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности)

б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция)

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

24. Взаимодействие права и морали

Мораль тоже нормативный регулятор. Мораль ϶ᴛᴏ область нравственных ценностей, кᴏᴛᴏᴩые признаются индивидами, их коллективными объединениями, обществами. И право и мораль ведут ϲʙᴏё происхождение от мононорм.

1. Регулируют общественные отношения в пределах определённой территории.

2. Уместно отметить, что определяются одинаковыми экономическими и духовно-культурными факторами.

3. Обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения.

Различие:

1. Право санкционируется государством, мораль - общественным сознанием.

2. Право, помимо прочего, охраняется возможностью государственного принуждения, а мораль - только внутренним убеждением и силой общественного мнения.

3. Право существует в письменном виде, мораль - в неписаном виде.

4. Право регулирует общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников, а мораль - с позиции должного и ценного на уровне внутреннего личностного механизма.

Взаимодействие:

1. Мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество.

2. Правоприменительная деятельность должна основывать на морали.

3. Право воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их воздействие (подкрепление правовых решений моралью)

Право - сложное социальное явление, имеющее множество форм и проявлений. Не случайно, несмотря на то, что к анализу его понимания обращались еще древние юристы (начиная с Сократа, Платона, Аристотеля), до сих пор остается актуальным утверждение И. Канта, что юристы все еще ищут определение своего понятия права.

С.А. Муромцев рассматривал человечество только как организацию принуждения, а не орудие государства; задачей права он считал охрану интересов общества, а не господствующего в данном обществе класса. Теория государства и права /Отв.ред. В.Д.Перевалов.- М.: Норма, 2010.

Н.М. Коркунов дал такое определение права, в котором не было ни указания на классовое содержание юридических норм, ни ответа на вопрос, как образуются эти нормы, не подчеркивался принудительный характер юридических норм.

Вслед за Р. Иерингом, который одним из первых юристов того времени «реанимировал» из исторического прошлого терминологию юридического мышления со всеми ее атрибутами (намерения, рефлексия, сознание, выработка юридических понятий, юридическое искусство и др.), С.А. Муромцев активно отстаивал основные начала юридического мышления, и его книга «Определение и основное разделение права» в пореформенной России была одной из первых (1879 г.) после выхода знаменитого труда Р. Иеринга «Борьба за право» в Германии в 1874 г. Отмечая достоинства его учения, он писал: «Правовые понятия и определения не даются человечеству сами собой, но составляют продукт его умственного труда - вот существеннейшее положение в учении Р. Иеринга. В связи с ним состоит своеобразный взгляд на значение юриспруденции как умственной среды, в которой происходит формулирование правовых понятий, и особое учение о борьбе, происходящей в области права» Муромцев, С.А. Указ. соч. / С.А. Муромцев. С. 40..

В истории юридической мысли существовало множество школ, различных оснований, отражающих подходы к пониманию права. Среди них можно отметить теории естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, психологическую и историческую школы права и т.д.

Остановимся только на трех из них, имеющих принципиальное значение для дальнейшего анализа.

Теория позитивизма. Представители этого направления существование права связывают исключительно с государственной властью. По их мнению, право есть результат деятельности государства, его правотворческих органов. Правом здесь признаются исключительно государственные веления, выраженные в формально закрепленных актах, издаваемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Какие практические выводы вытекают из этой теории? Прежде всего, в отношении «государственная власть - право» первичным выступает государство, орудием которого и является право. Право реально содержится, «живет» только в актах, издаваемых государством, вне которых оно ни возникнуть, ни существовать не может. Все, что закреплено в нормативных правовых актах (независимо от содержания) - право. Право и закон (издаваемый властью акт) - явления тождественные. Следовательно, совокупность всех издаваемых государством формально закрепленных им норм и составляет позитивное право. Его нормы содержатся в специальных государственных актах - нормативных актах. Таковыми в российском праве являются законы, указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты исполнительных органов областей и краев. Многие нормативные акты систематизированы, т.е. объединены в единые сборники - кодексы, основы законодательства и т.д.

Естественно-правовая теория не связывает возникновение права с государством. По мнению ее сторонников, право возникает и существует объективно, независимо от последнего в силу естественной природы человека. Для того чтобы жить, развиваться, продолжать свой род, человек, как живое существо, должен иметь определенные возможности (дышать, питаться, передвигаться, иметь собственность и т.д.). Вот эти-то естественные, объективно необходимые возможности и составляют, по мнению авторов данной концепции, право. Они не могут быть ни искусственно созданы, ни отчуждены. Это естественные права человека.

Из подобной трактовки права можно сделать выводы.

  • 1. В отношении «государство - право» первичным является именно право. Государство же является лишь гарантом, средством обеспечения естественно существующего права. Собственно, благодаря охране, обеспечению силой государства естественные возможности и являются «правом».
  • 2. Право существует как бы в двух формах: позитивное - письменное, содержащееся в письменных нормативных актах, и естественное - содержащееся в сознании людей, «неписаное». Последнее составляет основу позитивного права, определяет его содержание. В соответствии с этой теорией право и закон - не идентичные понятия. Не всякий, даже совершенный по форме и изданный компетентным органом, акт является «правовым» по содержанию, ибо может заключать в себе предписания, противоречащие естественному праву, «правовой природе вещей».

Социологическая теория. Представители этого направления полагают, что нормы, записанные в правовых актах, еще не право, или, во всяком случае, не все право. Правом предписания станут лишь тогда, когда они творятся в конкретных правоотношениях, в решениях судов, иных государственных органов. «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни», «суд творит право» - тезисы сторонников этой концепции. Следовательно, право, хотя и создается государством, но не «творится» им, а закрепляется в процессе юридической и политической практики. На основе данной концепции построена англо-саксонская правовая система, основным источником которой является прецедент - судебное (административное) решение по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Как видим, несмотря на заметное различие, указанные подходы к праву имеют общее - связь с государством, которое, гарантируя правовые веления, делает их общеобязательными для всех.

Советская юридическая наука исходила из позитивистской трактовки права, понимая его лишь как систему издаваемых государством и охраняемых им норм, письменно закрепленных в нормативных правовых актах. Исходя из такого понимания строилась и юридическая практика, деятельность правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. В последнее время эта концепция была подвергнута критике. Многие авторы склоняются к естественно-правовому пониманию права. Эта тенденция нашла отражение и в законодательстве. В частности, в ст. 17 Конституции РФ закрепляется, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а ст. 55 под правами и свободами понимает не только те, что закреплены в Конституции, но и «общепризнанные права и свободы».

Понятие “право” является одним из сложных вопросов в юриспруденции. Для полного раскрытия феномена права необходимо отметить, что право как социальный феномен и регулятор общественных отношений появляется еще до государства.
Поэтому термин “право” ассоциируется со словами “правда”, “справедливость”. И такое совпадение не случайно, поскольку основой права являются общечеловеческие идеи и ценности справедливости, гуманизма, равенства, свободы.

Право в широком смысле слова представляет собой порядок в обществе, основанный на этих общечеловеческих идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.

С появлением государства право обрело новую характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.

В юридическом смысле право – это система общеобяза-тельных, формально определенных юридических норм, гарантированных и санкционированных государством, регулирующих общественные отношения.

Признаки права:

а) системность, т.е. право состоит из связанных между собой в определенном порядке норм, правил поведения;

б) общеобязательность, т.е. право обязательно для всех субъектов, независимо от пола, возраста, национальности, имущества и т.д.;

в) формальная определенность, т.е. право всегда выражено в определенной форме – в виде официальных законов и иных актов;

г) связь с государством ;

д) волевой характер, т.е. в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;

е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.

Регулятивность права заключается также и в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения.

Право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Большинство составляющих право норм носит представительно-обязывающий характер.

В правовых нормах моделируются возможные варианты поведения и даются образцы решения возможных дел.

Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

В праве заключается большая ценность. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

– право обладает инструментальной ценностью, придавая действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, внося тем самым элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными;

– право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

– право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

– право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

– право выступает источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития; особенно его ценность возрастает с историческим ходом общественного развития, в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

– правовые подходы являются основой и единственно возможным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный – то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Необходимо различать объективное право и субъективное право.

Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли-ваемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права человека (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Наряду с правом в юридическом значении (и объек-тивным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где-нибудь или нет; они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни.

В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитивное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.

Характерные черты позитивного права:

а)оно создается людьми или общественными образо-ваниями – законодателями, судами, самими субъектами права, т.е. является результатом их творчества, целе-направленной волевой деятельности;

б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мысли, идеи.

Со времени возникновения права и в ходе его развития выявились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны. Первая сторона – публично-правовая, вторая – частно-правовая.

Публичное право – это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.

К публичному праву относятся такие отрасли права, как конституционное, уголовное, административное, процес-суальное, финансовое право и др.

Частное право – это область частных дел, т.е. статуса свободной личности, институтов, построенных на началах автономии, юридического равенства субъектов,их несоподчиненности между собой.

К частному праву относятся гражданское право, частично семейное право и др.

В юридической науке существуют различные подходы к пониманию права. Их суть заключается в решении следующих вопросов. Что есть само право? Какую реальность оно отражает? Каковы сущность и назначение права в обществе?

Для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.

Среди различных подходов к пониманию права наиболее важными являются следующие.

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Г.Кельзена характерным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Данное учение Г.Кельзена получило название “чистое” учение о праве. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т.Гоббс, Д.Локк, А.Радищев и др.) полагали, что, кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. И, следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги, и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение.

Историческая школа права. Ее представители (Ф.Савиньи, Гуго, Г.Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы же должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство.

Психологический подход. Представители (Л.И.Петражицкий, Росс, И.М.Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие “право” включают и правовое сознание, правовые эмоции людей). Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства.

Социологический подход. Представители социологической теории права (П.Эрлих, Л.Дюги, С.Н.Муромцев и др.) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.

Марксистский подход. Представители марксистской теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженной в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Для полного понимания права необходимо также рассмотреть функции права. Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Условно можно выделить два критерия, которые лежат в основе классификации функций права:

1) это внешние, в соответствии с которыми выделяют социальные функции права – экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию,оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2) внутренние, которые вытекают из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем обеспечения активного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

Охранительная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Для полного понимания права как социального феномена необходимо рассмотреть принципы права.

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

К ним относятся:

а) справедливость;

б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

в) гуманизм;

г) демократизм;

д) единство прав и обязанностей;

е) сочетание убеждения и принуждения и др.

Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.

Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в уголовном процессе - принципы или презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда и др.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение права и выделите его основные признаки.

2. В чем заключается ценность права?

3. Какова сущность права?

4. Каково соотношение объективного и субъективного права?

5. Что относится к публичному праву?

6. В чем особенность частного права?

7. Охарактеризуйте различные научные подходы к пониманию права.

8. Выделите функции права.

9. Каково значение правовых принципов? Укажите их виды.

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы - правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;

3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;

4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании большинства нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

Таким образом, принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Выделяется большое количество разнообразных принципов права. В своей совокупности они образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой по поводу урегулирования социально значимых отношений. Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права.

Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Существуют следующие виды принципов права:

Общие принципы права

Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма - выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм - это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3. принцип законности - означает, что все субъекты общественных отношений - государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания - в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (объективное право). Во-вторых, определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право).
В юридической науке принято выделять следующие признаки права:
Системность. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах. Как система право складывается из отраслей, институтов, норм.
Общеобязательность. Состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, он обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. Во-вторых, в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.
Формальная определённость. Она заключается в том, что государство придаёт праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаёт ему официальную форму выражения. Нормы права закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.
Нормативность. Она означает, что права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений.
Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при « участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не являться.
На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Принципы права - руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Выделяют следующие принципы:
принцип закрепления и равной охраны разнообразных форм собственности;
принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, установлении и охране прав и свобод граждан;.
принцип юридического равенства, то есть равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;
принцип верховенства закона над другими нормативными актами;
принцип примата международного права над внутригосударственным;
принцип юридической ответственности за вину;
принцип справедливости, который заключается в том, что любое право должно ориентироваться и ориентируется на определённые представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедливость;
для правовой системы государства, построенного на федеративных началах, свойственен и соответствующий принцип федерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральной системой права здесь существуют системы (подсистемы) права субъектов федерации.
Сущность права определяется как главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Относительно понимания сущности права существует ряд теорий.
Теория «естественного права» исходит из того что наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы, причём последнее служит критерием оценки права позитивного. Всё в позитивном праве, что противоречит «праву естественному», недостойно уважения и не должно считаться правом.
Юридический позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению правопорядка. Согласно этой теории, право есть результат только правотворческой функции государства.
Нормативизм – это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не зависит от него и видят силу права в самом праве. Сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмируется существующей.
Представители психологической школы права первичным в праве видят правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, в нём неразрывно связаны правомочие и обязанность. Норма права представляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность.
Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек – существо, сознающее своё положение; человек – существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует ишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выделяет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности и формирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства и выше законодателя.
Социологическая теория основывается на том, что каждая организация создаёт своё право. Государственные предписания – лишь малая часть права. Его основу составляет «живое право». Отсюда следует, что суды не связаны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписание устарело. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем.
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создаёт и обеспечивает соблюдение права. В праве выражается воля государства. Отличительной особенностью этой теории является то, что воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля определённого экономически господствующего класса, причем она – не произвол этого класса, а содержание её предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.
Функциями права являются регулятивно-статическая (функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов); регулятивно-динамическая (она определяет, каким должно быть будущее поведение людей и осуществляется с помощью обязывающих норм); охранительная функция; оценочная функция (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков).