Порядок отнесения организации к категории по гражданской обороне. Категорирование предприятий по гражданской обороне

(утвержден постановлением Правительства РФ от 19.09.1998 г № 1115)

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с ФЗ «О граждан­ской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения ор­ганизаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм соб­ственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее име­нуются организации) к категориям по гражданской обороне (ГО).

2. Отнесение организаций к категориям по ГО осуществляется в це­лях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих дейст­вий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по ГО.

Имеющие мобилизационное задание (заказ);

И (или) представляющие высокую степень потенциальной опасно­сти возникновения чрезвычайной ситуации в военное и мирное время;

И (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по ГО: особой важности (ОВ), первой категории, второй категории.

Степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС);

Месторасположение организации;

Значимость организации как объекта культуры. Основными показателями для отнесения организаций к категориям

по ГО являются:

Численность работающих (общая, НРС в «особый период»);

Объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в «особый период».

Дополнительные показатели для отнесения организаций к -категори­ям по ГО устанавливает МЧС России с участием Министерства экономики РФ и по согласованию с заинтересованными федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов социально-культурного на­значения в разных административно-территориальных единицах категория по ГО устанавливается только для соответствующего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из ука­занных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью фе­деральных органов исполнительной власти, объединений организаций (да­лее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по ГО и предложения об установлении категории в соответствующий феде­ральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью орга­нов исполнительной власти субъектов РФ или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к кате­гориям по ГО и предложения об установлении категории в соответствую­щий орган исполнительной власти субъекта РФ.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью орга­нов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по ГО и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органа­ми, осуществляющими управление гражданской обороной в субъектах РФ.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнитель­ной власти субъектов РФ предложения по отнесению организаций, дея­тельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправ­ления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по ГО.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

Утверждают по согласованию с МЧС России по прилагаемой фор­ме перечень организаций, отнесенных к категории по ГО, деятельность ко­торых связана с деятельностью указанных органов или объединений или которые находятся в сфере их ведения;

Направляют соответствующие выписки из утвержденных ими пе­речней организаций, отнесенных к категориям по ГО органам исполни­тельной власти субъектов РФ, на территории которых находятся организа­ции, отнесенные к категории по ГО.

8. Органы исполнительной власти субъектов РФ:

Утверждают по согласованию с МЧС России по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по ГО, деятельность ко­торых связана с деятельностью этих организаций или которые находятся в

сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

Направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по ГО, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной власти и объединения, орга­ны исполнительной власти субъектов РФ представляют перечни организа­ций, отнесенных к категориям по ГО, в Правительство РФ, МЧС России и Министерство экономики РФ.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по ГО сообща­ются соответствующим организациям органов исполнительной власти и объединениям, утвердившим эти категории.

Приложение З

Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).

Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.

Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:

-Категория объекта по гражданской обороне (ГО).

Как определить к какой категории по ГО относится организация?

  • Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы , то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть , как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет "готовности"со стороны соответствующих органов особо тщательно.
  • В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).

Общее количество работников в организации

  • Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей "объекта", или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.

-Территориальная расположенность и наличие обособленных подразделений

В чем заключается задача по разработке всех требуемых по законодательству документов в области ГО и ЧС?

Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС

1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;

2. Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов

  • План мероприятий по ГО и ЧС на год

4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.

Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации.

Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке документов ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком.

Специалисты нашего Центра оказывают любые справочные и консультационные услуги по вопросам ГО и ЧС

Свои вопросы вы можете направлять нам на электронную почту [email protected]



Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации

Утвержден

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Целями управления гражданской обороной предприятий (организаций, учреждений), независимо от их организационно-правовой формы, являются: планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; организация...
  • УЧЕБНЫЙ КЕЙС: «ПРОБЛЕМА СЕКСУАЛЬНЫХ ДОМОГАТЕЛЬСТВ СО СТОРОНЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ЕЕ РЕШЕНИЕ»
    Общая первичная информация. Сексуальные домогательства - распространенное, серьезное и мучительное явление, которое все чаще и чаще проявляет себя и вызывает беспокойство в национальном масштабе (см. приложение 6). Проблемная ситуация Татьяна Дымова, 30-летняя мать-одиночка, имеющая двух несовершеннолетних...
  • Задание на решение учебного кейса «Проблема сексуальных домогательств со стороны должностных лиц и ее решение»
    Предположите, какими могут быть дальнейшие действия Т. Дымовой. Приведите не менее четырех различных вариантов действия подчиненной и обоснуйте свой выбор. Заполните табл. 4.1. Таблица 4.1 Варианты поведения Обоснование эффективности Опираясь на один из вариантов 1-го задания, выберите наиболее эффективный...
    (Этика государственной и муниципальной службы)
  • ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРИ ЭВАКУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    План действий предприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Он разрабатывается на каждом предприятии (в учреждении и заведении), исходя из его характеристики по структуре, элементам его подразделений, технологическому оборудованию и процессу,...
    (Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций)
  • План гражданской обороны предприятия
    План гражданской обороны промышленного объекта, продолжающего работу (обеспечивающего) в категорированном городе в военное время, определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное время, порядок его работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности...
    (Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций)
  • Органы управления гражданской обороной на предприятиях
    К важнейшим структурным подразделениям, специально уполномоченным на решение задач гражданской обороны на предприятиях и в организациях, относятся: объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям, эвакуационная комиссия объекта, штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта, службы ...
    (Система муниципального управления)
  • Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области? заранее благодарны.

    Ответ

    Ответ на вопрос:

    Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

    Так, организации обязаны:

     планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;

     проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

     создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;

     создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

     до 500 человек - 1 отдельный работник;

     от 501 до 2000 человек - 2-3 отдельных работника;

     от 2001 до 5000 человек - 3-4 отдельных работника;

     свыше 5001 человек - 5-6 отдельных работников.

    Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:

     от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию - 1 работник;

     от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию - 2 работника;

     от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию - 3 работника;

     от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию - 4 работника;

     свыше 5001 человек согласно штатному расписанию - 5 работников.

    Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.

    Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.

    Об этом сказано в пунктах 7 и 8 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230.

    При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

    На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

    Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

     в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;

     на курсах гражданской обороны.

    Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

    Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 г. № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

    Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

    Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

    Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте .

    Обучение сотрудников

    Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне

    Вводный инструктаж с новым сотрудником проводит .

    Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.

    Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знания по гражданской обороне, в частности:

     поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

     порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;

     правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;

     порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;

     правила оказания первой помощи.

    Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

    В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки. Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.

    Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала . В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

    Курсовое обучение

    Как провести курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

    План по обучению на учебный год утвердите приказом в .

    Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

    Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

    Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.

    Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала . Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

    В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в .

    Такой порядок предусмотрен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

    Совет: чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:

     постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;

     используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;

     чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, . А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.

    Иван Шкловец,
    заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

    эксперт Системы Кадры