Процессуальное положение суда судьи уголовном процессе. Суд: В уголовном судопроизводстве суд занимает исключительное по­ложение

Роль и функции суда в уголовном судопроизводстве в со-ответствии с основными положениями судебной реформы, осуществляемой в Российской Федерации, в новом уголовно- процессуальном законодательстве изменяются. Основная функ ция суда в уголовном судопроизводстве - осуществление пра восудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в со ответствии с принципом равноправия и состязательности сто рон, разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, вы ступая в качестве арбитра. Повышение роли суда в новом уголовно-процессуальном законодательстве выражается в расширении судебного контро ля за досудебным производством по уголовному делу, снятии с суда несвойственных для него обвинительных функций. Ст. 29 УПК РФ регламентирует важнейшие функции и полномочия суда. Полномочия, реализуемые судом при производстве по уго-ловному делу, условно можно разделить на следующие группы. 1. Полномочия суда по осуществлению правосудия (разре-шению уголовных дел по существу). Только суд правомочен: 1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. В основе этого положения лежит норма, предусмотренная ст. 49 Конституции РФ о том, что только суд может признать лицо виновным в совершении пре-ступления и назначить ему уголовное наказание. Решение о признании лица виновным в совершении преступления выно-сится судом только в судебном заседании с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в законную силу по истечении срока его обжалования. В отдельных случа ях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ, суд вправе по ходатайст ву обвиняемого, заявленного в присутствии защитника, поста новить обвинительный приговор без проведения судебного раз бирательства по делу; к исключительным полномочиям суда в уголовном су-допроизводстве относится его право применить к лицу прину-дительные меры медицинского характера. К лицу, совершив-шему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным за-коном в состоянии невменяемости или лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстрой-ство, делающее невозможным назначение наказания, суд может применить одну из принудительных мер медицинского харак тера, предусмотренных законом; исключительным правом суда в уголовном судопроиз водстве является и его право применить по ходатайству проку рора, а также дознавателя и следователя с согласия прокурора, в отношении несовершеннолетнего, совершившего впервые пре ступление небольшой или средней тяжести (если его исправле ние может быть достигнуто без применения наказания), прину дительную меру воспитательного характера, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК РФ (предупреждение; передача под присмотр ро-дителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего); только суд вправе отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом. 2. Полномочия суда по контролю за досудебным производ-ством. В новом уголовно-процессуальном законодательстве эти полномочия значительно расширены. Нормы отраслевого зако нодательства в данном случае приведены в соответствие с тре бованиями международно-правовых актов, определяющих стандарты в области прав человека и Конституции РФ, преду сматривающей возможность ограничения отдельных прав чело века лишь на основе судебного решения. Только суду предоставлено право выносить решения, до пускающие ограничение важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных дейст- Ч-* Г | 1 вий. Так, только суд вправе принимать решение: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находя щегося под стражей, в медицинский или психиатрический ста ционар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согла сия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случа ев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ. о производстве выемки предметов и документов, со держащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на сче тах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров. Отправление правосудия по уголовным делам в Россий ской Федерации осуществляется профессиональными судьями и в отдельных, установленных законом случаях привлекаемыми для осуществления правосудия гражданами, выступающими в процессе в качестве присяжных заседателей. Согласно новому уголовно-процессуальному законодательству институт народ-ных заседателей прекратил свое существование. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом колле-гиально или судьей единолично. Состав суда при рассмотрении уголовных дел определяет ся исходя из тяжести совершенного преступления, вида и раз мера возможного наказания, подсудности и специфики процес суальных задач судов различных инстанций. Единолично уголовные дела могут быть рассмотрены: мировым судьей; судьей районного суда в апелляционном порядке; судьей федерального суда общей юрисдикции, если это уголовные дела о преступлениях, за совершение кото рых максимальное наказание, предусмотренное уго ловным законом, не превышает десяти лет лишения свободы (за исключением уголовных дел о преступле ниях, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ). Во всех остальных случаях рассмотрение уголовного дела осуществляется коллегиально. Коллегиальность означает рассмотрение дела: судьей федерального суда общей юрисдикции и колле гией из двенадцати присяжных заседателей; коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Если обвиняемому инкриминируется совершение преступ ления, отнесенного к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значе ния, суда автономной области и суда автономного округа (убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение чело века при особо квалифицирующих обстоятельствах, терроризм, бандитизм и др.), то он вправе выбирать состав суда, который будет рассматривать его дело. Это может быть коллегия из трех профессиональных судей или профессиональный судья и кол-легия из двенадцать присяжных заседателей. Рассмотрение дела в судах кассационной и надзорной ин-станции возможно только коллегиально и профессиональными судьями - тремя профессиональными судьями в суде кассаци-онной инстанции и в составе не менее трех судей в суде над-зорной инстанции.

Еще по теме 5.3. Суд в уголовном процессе. Состав суда:

  1. 8.1 Верховный Суд Российской Федерации - судебный орган, возглавляющий системы гражданских и военных судов общей юрисдикции. Состав и структура Верховного Суда РФ. Порядок формирования
  2. 6.2 Президиум верховного суда республики, краевого, обла­стного суда, суда города федерального значения, суда автоном­ной области и автономного округа, его состав, порядок образо­вания и судебные полномочия
  3. §6. Состав суда при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел судами общей юрисдикции
  4. 5. Состав суда и состав структурного подразделения суда
  5. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридиче­ское значение принимаемых им решений
  6. § 1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса
  7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ И КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИЯХ В СОСТЯЗАТЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
  8. § 11. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа - их место в общегосударственной системе судов общей юрисдикции
  9. 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  10. § 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Роль, а также функции суда как участника уголовного судопроизводства в соответствии с базовыми положениями судебной реформы, проводимой в РФ, в уголовно-процессуальном законодательстве, очень сильно изменились.

Функции и полномочия суда

Главная функция суда в уголовном судопроизводстве – это своевременное осуществление справедливого правосудия по всем уголовным делам. Осуществляя эту функцию, суд в точном соответствии с существующими принципами равноправия и состязательности сторон разрешает возникший спор между сторонами, представляющими защиту, и сторонами, представляющими обвинение, выступая при этом в роли арбитра.

Замечание 1

По этой причине в уголовно-процессуальном законодательстве России суд освобождается от некоторых полномочий, которые ему не свойственны. Например, в УПК строго исключен перечень некоторых элементов обвинительной роли суда в уголовном процессе, существовавших в УПК РСФСР от 1960 года.

Усиление существующей роли суда в уголовно-процессуальном законодательстве просматривается в расширении судебного контроля над досудебным производством по конкретному уголовному делу, снятии непосредственно с суда неприсущих ему обвинительных функций. Статья 29 УПК регламентирует значимые функции и полномочия суда.

Полномочия, которые реализуются судом при производстве по конкретному уголовному делу, можно разделить на такие группы, как:

  1. Полномочия суда по дальнейшему осуществлению правосудия (то есть разрешению уголовных дел). Исключительно суд способен:
    • Признавать индивида виновным в совершении преступного деяния, а также назначать ему за это наказание. В основе данного положения стоит норма, которая предусмотрена статьей 49 Конституции России, касательно того, что исключительно суд способен признать индивида виновным в совершении преступного деяния, а также назначить ему уголовное наказание. Решение касательно признания индивида виновным в совершении какого-либо преступления выносится непосредственно судом исключительно в судебном заседании со строгим соблюдением абсолютно всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в свою законную силу по истечении допустимого срока его обжалования. В некоторых случаях, указанных в статье 314 УПК, суд способен по ходатайству самого обвиняемого, заявленного в присутствии его защитника, постановить определенный обвинительный приговор без проведения судебных разбирательств касательно данного дела.
    • К исключительным полномочиям суда в уголовном судопроизводстве причисляется его право применять к индивидам принудительные меры медицинской направленности. К индивиду, который совершил общественно опасное деяние, запрещенное актуальным уголовным законодательством, в состоянии невменяемости, либо индивиду, у которого после совершения преступного деяния наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд способен применить какую-либо принудительную меру медицинского характера, предусмотренную законодательно.
    • Исключительным правом суда в уголовном судопроизводстве считается и его право применять в отношении не достигшего совершеннолетия индивида, первый раз совершившего преступное деяние небольшой либо средней степени тяжести (если его исправление способно достигаться без применения наказания), принудительную меру воспитательной направленности, предусмотренную второй частью статьи 90 УК (предупреждение; передача под непосредственный присмотр родителей либо тех, кто их на данный момент заменяет, либо же специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга, а также установление особых требований к поведению индивида, не достигшего совершеннолетия).
    • Исключительно суд способен отменить либо изменить решение, принятое нижестоящим судом.
  2. Полномочия суда по контролю за досудебным производством. В уголовно-процессуальном законодательстве данные полномочия сильно расширены. Нормы отраслевого законодательства в таком случае приведены в соответствие с требованиями международно-правовых актов, которые определяют стандарты в сфере прав человека, и Конституции России, которая предусматривает возможность ограничения некоторых прав человека только на основании решения суда.

Исключительно суду предоставлено право выносить решения, которые допускают ограничение значимых конституционных прав индивидов при производстве некоторых процессуальных действий. Исключительно суд имеет право принимать решение о:

  • Выборе меры пресечения, то есть заключения под стражу, внесения залога, домашнего ареста.
  • Продлении периода содержания под стражей.
  • Помещении подозреваемого либо обвиняемого, не находящегося на данный момент под стражей, в медицинский либо же в психиатрический стационар для производства либо судебно-медицинской, либо судебно-психиатрической экспертизы.
  • Возмещении имущественного вреда.
  • Производстве осмотра некоего жилья при отсутствии согласия на то непосредственно проживающих в нем лиц.
  • Производстве обыска и (либо) выемки в жилье.
  • Производстве выемки заложенного либо сданного на хранение в ломбард предмета.
  • Производстве личного обыска, кроме тех случаев, которые оговорены в статье 93 УПК.
  • Производстве выемки предметов, а также документов, которые содержат государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, а также предметов и документов, которые содержат данные о вкладах и счетах граждан в банках и прочих кредитных учреждениях.
  • Наложении ареста на интересующую корреспонденцию, разрешении на проведение ее осмотра, а также последующей выемки в учреждениях связи.
  • Наложении ареста на имущество, в том числе денежные средства физлиц и юрлиц, находящиеся на счетах и во вкладах либо на хранении в банках и прочих кредитных организациях.
  • Временном отстранении подозреваемого либо обвиняемого от занимаемой им должности согласно статье 114 УПК.
  • Контроле, а также записи телефонных и прочих переговоров.
  • Реализации либо об уничтожении вещественных доказательств, которые указаны в подпункте «в» первого пункта, подпунктах «б» и «в» второго и третьего пунктов второй части статьи 82 УПК.
  • Получении данных о соединениях между абонентами и (либо) абонентскими устройствами.

Институт судебного обжалования решений

Согласно положениям части первой статьи 46 Конституции РФ о праве любого индивида на справедливую судебную защиту его свобод и прав непосредственно в уголовном судопроизводстве был значительно расширен институт судебного обжалования решений и действий должностных лиц, которые ответственны за производство по делу.

Замечание 2

Данный институт был введен в РФ в 1992 году, когда в УПК РСФСР появились нормы, которые предусматривают явную возможность судебного обжалования в случае применения заключения под стражу в виде конкретной меры пресечения, а также продления периода содержания под стражей.

Со временем эти нормы стали применяться точно по аналогии, и официально в судебном порядке стали подвергаться рассмотрению и прочие жалобы на решения и действия индивидов, ответственных за производство по уголовному делу. Согласно третьей части статьи 29 и статьи 125 УПК суд имеет право во время досудебного производства рассматривать достаточно широкий и индивидуально неопределенный круг жалоб на действия либо бездействие, а также решения прокурора, дознавателя, органа дознания и следователя.

Вывод

Получается, что судом способны рассматриваться какие-либо жалобы на постановления дознавателя, следователя, а также руководителя следственного органа о необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении данного уголовного дела, на прочие решения и действия (либо же на бездействие), которые могут причинить значимый ущерб конституционным свободам и правам определенных участников уголовного судопроизводства, а также усложнить доступ граждан к правосудию.

В том случае, если при официальном судебном рассмотрении уголовного дела будут выявляться обстоятельства, которые способствовали совершению преступного деяния, нарушения свобод и прав индивидов, и прочие нарушения закона, допущенные во время производства определенного дознания, либо предварительного следствия, либо при рассмотрении данного уголовного дела каким-либо нижестоящим судом, то суд имеет полное право вынести частное определение либо же постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций, а также должностных лиц на эти обстоятельства и реальные факты нарушений закона, которые требуют принятия нужных мер. Суд имеет право вынести частное определение либо постановление и в иных случаях, если признает это необходимым.

Замечание 3

Частное определение способно выноситься судом первой, кассационной, апелляционной, а также надзорной инстанции в любое время производства по делу.

В отличие от норм УПК РСФСР, в которых говорилось о том, что суд как участник уголовного процесса при имеющихся соответствующих основаниях выносит частное определение (либо постановление), то есть по факту вынесение частного определения вменялось в обязанности суда, УПК руководствуется тем, что вынесение частного определения – это право, но не обязанность судьи. Это обуславливается тем, что главной задачей суда считается осуществление правосудия, а нахождение обстоятельств, которые способствовали совершению преступных деяний, фактов нарушения законности, прав индивида, и принятие мер по их устранению к прямым задачам суда отношения не имеют.

Особенности осуществления правосудия

Отправление правосудия по уголовным делам в РФ осуществляется строго профессиональными судьями и в некоторых установленных законодательно ситуациях привлекаемыми для осуществления правосудия индивидами, которые выступают в процессе в роли присяжных заседателей.

Замечание 4

Рассмотрение уголовных дел производится судом коллегиально либо же судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения определенного дела формируется с обязательным учетом нагрузки и специализации профессиональных судей в том порядке, который исключает влияние на его формирование индивидов, заинтересованных в определенном исходе судебного разбирательства, в том числе и с использованием автоматизированной информационной системы.

Состав суда во время рассмотрения любых уголовных дел обязательно определяется исходя из установленной тяжести совершенного преступного деяния, его вида и размера последующего возможного наказания, а также подсудности и специфики определенных процессуальных задач судов разных инстанций.

Единолично уголовные дела способны рассматриваться:

  • Мировым судьей.
  • Профессиональным судьей районного суда строго в апелляционном порядке.
  • Судьей федерального суда общей юрисдикции в тех случаях, которые предусмотрены в ФЗ.
Замечание 5

Во всех прочих ситуациях рассмотрение уголовного дела происходит коллегиально.

Коллегиальность означает обязательное рассмотрение дела:

  • Судьей некоего федерального суда общей юрисдикции, а также коллегией, состоящей из двенадцати присяжных заседателей.
  • Коллегией в числе трех судей федерального суда общей юрисдикции.

В том случае, если определенному обвиняемому инкриминируется совершение некоего преступления, которое отнесено к подсудности верховного суда республики, областного либо краевого суда, либо суда города федерального значения, суда автономной области либо округа (то есть убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение гражданина при особо квалифицирующих обстоятельствах, а также бандитизм и прочее), то он имеет право выбирать состав суда, который будет заниматься рассмотрением его дела. Это может быть коллегия, состоящая из трех профессиональных судей либо профессиональный судья и коллегия, состоящая из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение дела в судах кассационной, а также надзорной инстанции допустимо исключительно коллегиально и обязательно профессиональными судьями – тремя профессиональными судьями в суде кассационной инстанции, а также в числе не менее трех судей в составе надзорной инстанции.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Согласно новому УПК РФ, суд, его процессуальная деятельность становятся основой всего уголовного судопроизводства. Суд, осуществляя только присущую ему функцию правосудия, наделяется широкими полномочиями для ведения судебного контроля. Судебный контроль в уголовном процессе определен в двух формах:

1) предварительный контроль (санкции на проведение определенного перечня процессуальных действий на стадии предварительного расследования) ч.2 ст.29 УПК. Только по решению суда будут применяться такие меры пресечения, наиболее существенно затрагивающие права и интересы граждан, как заключение под стражу (арест) и домашний арест. Суд будет принимать решения о:

производстве обыска и выемки предметов и документов;

наложении ареста на имущество;

аресте на корреспонденцию и ее выемке в учреждениях связи;

контроле и записи телефонных и иных переговоров;

отстранении обвиняемого от должности;

продлении сроков содержания под стражей.

2) последующий или восстановительный контроль (обжалование действий стороны обвинения, включая решения прокурора, по месту производства предварительного следствия) ст.125 УПК РФ:

постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

постановление о прекращении уголовного дела;

иные решения стороны обвинения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию.

Анализ этих норм закона позволяет прийти к выводу о том, что сфера судебного контроля расширена вплоть до начала уголовного процесса.

Особо следует отметить, что в новом УПК появилась новая статья, касающаяся допустимости доказательств по уголовному делу (ст.75). Специальная норма Конституции РФ (ст.50 ч.2) предусматривает положение, согласно которому не допускаются доказательства, полученные с нарушением закона. В ст.75 перечисляются, какие доказательства являются недопустимыми, и наиболее важным здесь оказывается признание недопустимости показаний подозреваемого (обвиняемого), данных в ходе досудебного производства (т.е. во время предварительного расследования) в отсутствие защитника и не подтвержденных им в суде. Иначе говоря такие показания не имеют юридической силы.

Досудебное производство или предварительное расследование, будет традиционно осуществляться в двух формах - предварительное следствие и дознание. Однако здесь имеются определенные корректировки. Согласно ст.151 дознание должно проводится в 15-дневный срок по дольно широкому кругу составов преступлений в случае, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретных лиц (иными словами по преступлениям, совершаемым в условиях очевидности). Считается, что дознаватели по такой упрощенной процедуре смогут расследовать значительно большее число уголовных дел, а следователи будут сосредоточены на расследовании более серьезных преступлений.

Изменяются формы рассмотрения уголовных дел в судах (ст.30) - все дела будут рассматриваться либо коллегиально, либо единолично. Коллегиальная форма означает рассмотрение дела тремя федеральными судьями (дела о тяжких и особо тяжких преступлениях) или федеральным судьей и 12 присяжными заседателями (дела об убийствах, терроризме, бандитизме и др. опасных преступлениях).

Единолично:

Мировой судья будет рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы.

Федеральный судья - дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.

Таким образом, институт народных заседателей с принятием нового УПК оказался упраздненным.

Одна из новел УПК предполагает введение предварительного слушания, в ходе которого судья выносит решения по заявленным сторонами ходатайствам и оценивает допустимость представленных доказательств. В действующем УПК такая процедура предусмотрена только для процесса с участием присяжных заседателей.

В новый УПК включен новый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл.40 ст. ст.314-317). В этом случае по просьбе обвиняемого и согласии потерпевшего и государственного обвинителя приговор выносится без проведения судебного разбирательства (соглашение о признании вины). В таком случае наказание не может превышать 2/3 срока (размера) наказания, предусмотренного уголовным законом. Такой порядок вынесения судебного решения может применяться лишь по уголовным делам о преступлениях, мера наказания за которые не превышает 5 лет лишения свободы.

Судопроизводство по данным делам должно стать действительно скорым, более эффективным.

В уголовном процессе теперь не будет института направления дела судом на дополнительное расследование. Если прокурор подписал обвинительное заключение, направил дело в суд, и оно принято судом к рассмотрению, суд должен разрешить его по существу - вынести обвинительный или оправдательный приговор или прекратить дело по основаниям, указанным в законе. Суд вправе возвратить дело прокурору только в стадии назначения судебного заседания для устранения препятствий его рассмотрения судом (ст.237). Однако данное возвращение дела прокурору не преследует цели проведения дополнительного расследования. Устранение препятствий должно быть проведено прокурором в течение 5 суток.

В новом УПК усовершенствован порядок обжалования приговоров - введение апелляционного порядка обжалования приговоров, выносимых мировыми судьями, уточнен порядок кассационного пересмотра решений, введен порядок вынесения судебного решения по жалобам в порядке надзора.

Существенные изменения УПК вносит в стадию надзорного производства. В соответствии с главой 48 надзорное производство начинается непосредственно с подачи жалобы осужденным или его защитником либо представления прокурором. Эту жалобу (представление) рассматривает судья надзорной инстанции, который либо отказывает в ее удовлетворении, о чем выносит соответствующее постановление, либо, если он считает, что жалоба (представление) подлежат удовлетворению, возбуждает надзорное производство и направляет ее (его) на рассмотрение суда надзорной инстанции. Последний принимает окончательное решение, руководствуясь при этом положениями ст.405 о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Новый закон запрещает пересматривать оправдательный приговор и постановление (определение) суда о прекращении уголовного дела.

Следует отметить, что ст.402 УПК РФ ограничивает круг лиц, имеющих право принесения надзорной жалобы, сторонами процесса, тогда как в действующем законодательстве такого ограничения не существует. Кроме того, в соответствии с новой процедурой решение Верховного Суда РФ по надзорной жалобе (представлению) является окончательным, тогда как в настоящее время такие жалобы зачастую приносятся по пять-десять раз.

Таким образом можно прогнозировать существенное снижение числа надзорных жалоб. И главное - УПК требует принятия по жалобе (представлению) судебного решения, а не отписки прокурорского или судейского чиновника об отказе в истребовании дела.

Глава 52 УПК регулирует особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, судей, прокуроров, следователей и адвокатов. Изъятия из общих положений нового УПК в отношении перечисленных лиц касаются процедуры возбуждения против них уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, а также особенностей задержания, и вытекают из соответствующих федеральных конституционных и федеральных законов.

Часть пятая УПК подробно регламентирует вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, практически отсутствующие в действующем УПК Новое уголовное право России. Общая часть. Учебное пособие. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.С. 652. .

Принципы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда весьма близки тем принципам, на которых строится система судов общей юрисдикции. При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд обладает статусом, установленным Законом о статусе судей. Что же касается принципов деятельности Высшего Арбитражного Суда, то, в частности, ст.6 Закона об арбитражных судах констатирует: "Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел". Помимо указанных принципов Арбитражно-процессуальный кодекс РФ называет еще и принципы непосредственности (ст.10), непрерывности (ст.117), национального языка судопроизводства (ст.8), которые, как известно, действуют при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции Уголовный процесс РФ: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова М.: Юрист, 2005.С. 115. .

Основная функция суда в уголовном судопроизводстве - осуществление правосудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в соответствии с принципом равноправия и состязательности сторон разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, выступая в качестве арбитра.

Статья 29 УПК регламентирует важнейшие функции и полномочия суда.

Полномочия, реализуемые судом при производстве по уголовному делу, условно можно разделить на следующие группы:

  • 1. Полномочия суда по осуществлению правосудия (разрешению уголовных дел по существу). Только суд правомочен:
  • 1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. Решение о признании лица виновным в совершении преступления выносится судом только в судебном заседании с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в законную силу по истечении срока его обжалования;
  • 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера. К лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, или лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд может применить одну из принудительных мер медицинского характера, предусмотренных законом;
  • 3) применить в отношении несовершеннолетнего, совершившего впервые преступление небольшой или средней тяжести (если его исправление может быть достигнуто без применения наказания), принудительную меру воспитательного характера, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК (предупреждение; передача под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего);
  • 4) только суд вправе отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
  • 2. Полномочия суда по контролю за досудебным производством.

Только суду предоставлено право выносить решения, допускающие ограничение важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий. Так, только суд вправе принимать решение:

  • 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • 2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
  • 3) помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • 4) возмещении имущественного вреда;
  • 5) производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • 6) производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • 7) производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • 8) производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
  • 9) производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • 10) наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • 11) наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • 12) временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
  • 13) контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • 14) реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» п. 1, подп. «б», «в» н. 2 и п. 3 и 6 ч. 2 ст. 82 УГ1К;
  • 15) получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 и ст. 125 УПК суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, если они способны причинить ущерб важнейшим конституционным правам и свободам или ограничить доступ к правосудию.

Так, например, судом могут быть рассмотрены жалобы на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела и т.д.

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

  • 1) судья федерального суда общей юрисдикции;
  • 2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей;
  • 3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции;
  • 4) мировой судья.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

  • 1) в районном суде - судьей районного суда единолично;
  • 2) в вышестоящих судах - судом в составе грех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей, Судебной коллегией по уголовным делам и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в составе грех судей.

Рассмотрение уголовных дел в надзорном порядке осуществляется большинством членов Президиума Верховного Суда РФ.

Роль и функции суда в уголовном судопроизводстве в соответствии с основными положениями судебной реформы, осуществляемой в Российской Федерации, в уголовно-процессуальном законодательстве претерпели значительные изменения.

Основная функция суда в уголовном судопроизводстве - осуществление правосудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в соответствии с принципом равноправия и состязательности сторон разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, выступая в качестве арбитра.

В связи с этим в уголовно-процессуальном законодательстве РФ суд освобождается от ряда полномочий, ему не свойственных. В частности, в УПК исключен ряд элементов обвинительной роли суда, имевших место в УПК РСФСР 1960 г.

Повышение роли суда в уголовно-процессуальном законодательстве выражается в расширении судебного контроля за досудебным производством по уголовному делу, снятии с суда несвойственных для него обвинительных функций. Статья 29 УПК регламентирует важнейшие функции и полномочия суда.

Полномочия, реализуемые судом при производстве по уголовному делу, условно можно разделить на следующие группы:

  • 1. Полномочия суда по осуществлению правосудия (разрешению уголовных дел по существу). Только суд правомочен:
  • 1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. В основе этого положения лежит норма, предусмотренная ст. 49 Конституции РФ, о том, что только суд может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему уголовное наказание. Решение о признании лица виновным в совершении преступления выносится судом только в судебном заседании с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в законную силу по истечении срока его обжалования. В отдельных случаях, предусмотренных ст. 314 УПК, суд вправе по ходатайству обвиняемого, заявленного в присутствии защитника, постановить обвинительный приговор без проведения судебного разбирательства по делу;
  • 2) к исключительным полномочиям суда в уголовном судопроизводстве относится его право применить клипу принудительные меры медицинского характера. К лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, или лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд может применить одну из принудительных мер медицинского характера, предусмотренных законом;
  • 3) исключительным правом суда в уголовном судопроизводстве является и его право применить в отношении несовершеннолетнего, совершившего впервые преступление небольшой или средней тяжести (если его исправление может быть достигнуто без применения наказания), принудительную меру воспитательного характера, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК (предупреждение; передача под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего);
  • 4) только суд вправе отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
  • 2. Полномочия суда по контролю за досудебным производством.

В уголовно-процессуальном законодательстве эти полномочия значительно расширены. Нормы отраслевого законодательства в данном случае приведены в соответствии с требованиями международно-правовых актов, определяющих стандарты в области прав человека, и Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения отдельных прав человека лишь на основе судебного решения.

Только суду предоставлено право выносить решения, допускающие ограничение важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий. Так, только суд вправе принимать решение:

  • 1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • 2) о продлении срока содержания под стражей;
  • 3) помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • 4) возмещении имущественного вреда;
  • 5) производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • 6) производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • 7) производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • 8) производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
  • 9) производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • 10) наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • 11) наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • 12) временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии ест. 114 УПК;
  • 13) контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • 14) реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. "в" п. 1, подп. "б", "в" п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;
  • 15) получении информации соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту его прав и свобод в уголовном судопроизводстве был расширен институт судебного обжалования действий и решений должностных лиц, ответственных за производство по делу Такой институт был введен в России в 1992 г., когда в УПК РСФСР появились нормы, предусматривающие возможность судебного обжалования применения заключения под стражу в качестве меры пресечения и продления срока содержания под стражей. Постепенно данные нормы стали применяться по аналогии, и в судебном порядке стали рассматриваться и иные жалобы на действия и решения лиц, ответственных за производство по уголовному делу. В соответствии с ч. 3 ст. 29 и ст. 125 УПК суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать весьма обширный и индивидуально неопределенный круг жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. Так, судом могут быть рассмотрены жалобы на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить доступ граждан к правосудию.

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Частное определение может быть вынесено судом первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в любой момент производства по делу.

В отличие от норм УПК РСФСР, в которых было указано о том, что суд при наличии соответствующих оснований выносит частное определение (постановление) (ст. 21 (2) УПК РСФСР), т.е. фактически вынесение частного определения было вменено в обязанность суда, УПК исходит из того, что вынесение частного определения - право, но не обязанность судьи. Это обусловлено тем, что основной задачей суда является осуществление правосудия, а выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, фактов нарушения законности, прав человека, и принятие мер по их устранению к непосредственным задачам суда не относятся.

Отправление правосудия по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется профессиональными судьями и в отдельных установленных законом случаях привлекаемыми для осуществления правосудия гражданами, выступающими в процессе в качестве присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Состав суда при рассмотрении уголовных дел определяется исходя из тяжести совершенного преступления, вида и размера возможного наказания, подсудности и специфики процессуальных задач судов различных инстанций.

Единолично уголовные дела могут быть рассмотрены:

  • - мировым судьей;
  • - судьей районного суда в апелляционном порядке;
  • - судьей федерального суда общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в федеральном законе.

Во всех остальных случаях рассмотрение уголовного дела осуществляется коллегиально.

Коллегиальность означает рассмотрение дела:

  • - судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей;
  • - коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Если обвиняемому инкриминируется совершение преступления, отнесенного к подсудности верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека при особо квалифицирующих обстоятельствах, бандитизм и др.), то он вправе выбирать состав суда, который будет рассматривать его дело. Это может быть коллегия их трех профессиональных судей или профессиональный судья и коллегия из 12 присяжных заседателей.

Рассмотрение дела в судах кассационной и надзорной инстанции возможно только коллегиально и профессиональными судьями - тремя профессиональными судьями в суде кассационной инстанции и в составе не менее трех судей в суде надзорной инстанции.