Проверка тсж жилищной инспекцией за 3 года. Проверка финансово-хозяиственной деятельности: аудит ТСЖ контролирующими органами

Цветущие клумбы во дворе, чистый подъезд, исправно работающие лифты и отсутствие неожиданных статей расходов в квитанциях, – так должно работать идеальное ТСЖ. Однако нередко жильцам многоквартирных домов приходится сталкиваться с нерадивостью председателя и правления ТСЖ. В этой статье мы расскажем о том, как проконтролировать работу товарищества собственников жилья.

ТСЖ является общественной организацией, поэтому государство осуществляет лишь номинальный контроль, следя, чтобы деятельность товарищества соответствовала целям, ради которых оно создавалась. Фактический контроль за хозяйственной деятельностью ТСЖ ложится на плечи его непосредственных участников. Если среди членов ТСЖ найдется группа инициативных жильцов, они могут сделать деятельность организации достаточно прозрачной, и не последнюю роль в этом играет метод аудиторских проверок и ревизии.

Это тревожное слово «проверка»

Ревизия . Проверить, куда уходят отданные жильцами деньги, если мусор не вывозится неделями, а из крана давно пропала горячая вода, может ревизионная комиссия. Она формируется выборным путём, и стать её участником может любой жилец дома. Формирование комиссии происходит на общем собрании, из числа членов ТСЖ или членов их семей. Срок полномочий надзорного органа - два года. Важно отметить, что председатель ТСЖ и члены правления не имеют права вступать в ревизионную комиссию. Одна из задач, ложащихся на плечи ревизоров, состоит в проверке финансовой деятельности ТСЖ:

  • Проверка смет доходов и расходов, отчетности;
  • Анализ банковских выписок, кассовых отчетов, расходования поступивших денежных средств;
  • Проверка тарифов на оплату коммунальных услуг и жилья;
  • Анализ распределения экономии, вырученной от оплаты за коммунальные услуги.

По результатам проверки комиссией составляется отчет о деятельности ТСЖ. Справиться со сложной бухгалтерской и юридической работой под силу только специалисту - именно поэтому желательно, чтобы в состав комиссии входили профессиональные экономисты, финансисты и аудиторы. Впрочем, если среди инициативных жильцов дома таковых не нашлось, можно решить проблему просто - пригласить независимых аудиторов.

Аудит . Аудиторская проверка подразумевает привлечение к работе специалистов сторонней аудиторской компании на основании договора. Один или несколько аудиторов подробно изучают представленные документы, берут пояснения у руководства ТСЖ. После проверки жильцы получают оформленный соответствующим образом отчет и аудиторское заключение. В нём детально описаны выявленные нарушения, приведены замечания и рекомендации. Как показывает практика, к аудиторской проверке жильцы прибегают гораздо чаще, чем к ревизии. Аудит позволяет доверить сложную работу профессионалам и получить полную картину финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.

ТСЖ может сделать жизнь в вашем доме более комфортной, однако, как известно, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Чтобы правление ТСЖ выполняло свои обязанности в полной мере, а председатель не пытался положить лишний рубль себе в карман, необходима инициатива и постоянный контроль со стороны жильцов. К тому же не всегда плохие показатели работы ТСЖ свидетельствуют о безалаберности его руководителей. Возможно, правление просто взяло на себя чересчур много обязанностей, с которыми не может справиться. А значит, требуется Ваша помощь.

Если в ходе проверки выяснилось, что управление неэффективно, возможно, есть смысл доверить дело профессионалам из управляющей компании. На управляющие органы товарищества в этом случае будут возложены только контрольные функции и отчетность перед другими членами ТСЖ.

И ещё один совет напоследок: исходите из положений устава. Систему контроля правления ТСЖ лучше всего предусмотреть ещё на стадии разработки устава. Например, в нём будет полезно предусмотреть пункт о том, что заключать договора от имени всего товарищества председатель и члены правления могут только по общему решению. Меры по установлению порядка отчетности и информирования жильцов также позволят предупредить возможные конфликты с правлением.

Подведём итоги:

  1. Продумайте систему контроля за ТСЖ ещё на стадии формирования устава.
  2. Эффективно контролировать ТСЖ помогут ревизионная комиссия и независимые аудиторы. Выберите тот вариант, который наиболее подходит вашему товариществу. Проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ рекомендуется проводить регулярно - раз в год.
  3. Помните, что ознакомиться с отчетами ревизоров и аудиторов имеют право все собственники.
  4. Если правление ТСЖ не располагает необходимыми профессиональными навыками, вы вправе инициировать обращение к услугам управляющих компаний. На сегодняшний день на рынке работает множество профессионалов в этой области.

Инспекция Жилищного надзора по САО в ответ на обращение членов ТСЖ провела внеплановую документарную проверку Товарищества собственников жилья «Янтарный». На основании проверки было подготовлено предписание на устранение выявленных нарушений. Если в установленный срок предъявленные требования выполнены не будут, инспекция имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ «Янтарный».

Председатель Правления ТСЖ «Янтарный» Карыхалина О.В. от встречи с представителями Жилищной инспекции, которые действовали строго в рамках своих полномочий, закрепленных в новой редакции статьи 20 Жилищного Кодекса РФ (части 5 и 6), отказалась. Многочисленные попытки инспекторов вручить ей предписание лично в руки успехом не увенчались - в ходе визитов в ТСЖ их всегда ожидали закрытые двери офиса администрации, в котором находится кабинет председателя Правления. Сама Карыхалина О.В. и поддерживающий ее ревизор Колмаков Б.И., как известно, неоднократно заявляли, что никаких предписаний Жилищной инспекции не существует вовсе, и все это выдумки Инициативной группы. Нижеприведенные документы подтверждают наличие у ТСЖ «Янтарный» серьезных проблем, дальнейшее игнорирование которых может привести к ликвидации Товарищества в судебном порядке.

Комментарий юриста к предписанию Жилищной инспекции .

Для осуществления контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг образована Государственная жилищная инспекция (Положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.09.94. №1086).

Государственная жилищная инспекция, в числе прочего, осуществляет контроль за:

  • использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
  • техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
  • обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • санитарным состоянием жилых помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
  • соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
  • проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов.

В рамках исполнения своей деятельности государственная жилищная инспекция имеет право:

  • проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями;
  • давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
  • давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Пунктом 6 Статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что «Органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения».

В чем заключаются основные требования Государственной жилищной инспекции к ТСЖ «Янтарный»?

1. Привести положения глав Устава ТСЖ «Янтарный» в соответствие требованиям законодательства.

Речь идет о несоответствии Устава ТСЖ «Янтарный» действующему Жилищному кодексу РФ и игнорировании председателем Правления ТСЖ Карыхалиной О.В. требований федерального законодательства устранить это несоответствие и в срок до 1 марта 2012 года предоставить текст Устава ТСЖ в Госжилинспекцию.

Пояснение: Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок до 1 марта 2012 года все ТСЖ должны были предоставить в Госжилинспекцию свои уставы. При выявлении в случаях, указанных в части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, направляют товариществу предписание с указанием нарушений норм законодательства Российской Федерации и с требованием об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок с момента направления такого предписания. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества.

В предписании разъясняется, почему была проведена проверка.

Согласно п.4. ст.20 ЖК РФ «Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль», основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований к уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

2. Представить по ТСЖ «Янтарный» ряд документов, в том числе, реестр членов товарищества собственников , который согласно п.4. статьи 143 ЖК РФ «Членство в товариществе собственников жилья» должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Напомним, что согласно п. 9, введенному Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, копия реестра членов товарищества ежегодно в течение первого квартала текущего года должна направляться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 ст. 20 Жилищного Кодекса, однако это требование председателем Правления Карыхалиной О.В. не исполняется.

Согласно п.4. статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Представить документы, подтверждающие избрание членов Правления на Общем собрании и на заседании Правления его председателя.

Данные вопросы регламентируют следующие статьи Жилищного кодекса: ст. 145 «Общее собрание членов товарищества собственников жилья», ст. 146 «Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья», ст. 147 «Правление товарищества собственников жилья» и ст. 149 «Председатель правления товарищества собственников жилья».

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг. Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ. Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.

Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?

С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом - ТСЖ или управляющая компания.

В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.

Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.

Инициировать проведение проверки могут следующие лица:

  • общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% голосов);
  • инициативная группа членов ТСЖ;
  • ревизионная комиссия;
  • само правление;
  • любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).

Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.

Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ

Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.

Назначение этого органа заключается в двух функциях:

  1. Подсчёт голосов на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
  2. Организация сбора результатов заочного голосования.

Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на голосование выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.

Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.

Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.

Необходимость контроля

Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.

Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:

  • привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
  • оказание услуг «на бумаге»;
  • выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
  • помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
  • необоснованное повышение заработной платы членам правления;
  • отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
  • намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.

Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.

В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.

Кто может проводить инспектирование?

Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:

Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.

В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.

Как выявить воровство?

Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.

Обычно достаточно совершить основные шаги:

  • самый простой способ при наличии подозрений - не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
  • за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
  • обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
  • самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.

По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.

Ревизионная проверка ТСЖ

Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества. Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.

Ревизионная проверка товарищества является плановым внутреннимрегламентом с некоторыми особенностями:

  1. Проверяет только финансовую деятельность правления за один календарный год.
  2. Не вправе влиять на осуществление такой деятельности или давать обязательные для исполнения рекомендации.
  3. Составляет итоговый отчёт финансовой деятельности, смету доходов и расходов и заключение по проверке.

Документы ревизионная комиссия предоставляет на очередном общем собрании или по требованию инициативных жильцов.

Аудит со стороны председателя

Аудит деятельности ТСЖ - процедура объективно необходимая больше для правления, чем для рядовых членов товарищества.

Благодаря своевременно проведённой проверке правление получает ряд преимуществ:

Все эти нюансы позволят правлению избежать ответственности за допущенные ошибки в налоговом и бухгалтерском учёте, уйти от штрафов, увольнений и запрета занятия должности председателя в дальнейшем.

Порядок аудиторской проверки

Проверка сторонней организацией, оказывающей аудиторские услуги, начинается с согласования цены, и заключения договора на оказание услуг. Сроки, место и период проверки оговариваются в договоре.

Сама процедура проверки включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Согласование перечня документации, передаваемой на проверку. Передача осуществляется по описи.
  2. Ознакомление с финансовой и налоговой отчётностью за проверяемый период. Контроль правильности бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам.
  3. Сопоставление текущих коэффициентов с плановыми маркерами. Выяснение причин расхождения.
  4. Составление заключения аудитора по итогам проверки. Подписывается два экземпляра акта – по одному для каждой из сторон.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ содержит подробное описание хода аудита, сделанные выводы и рекомендации на будущее. Документ содержит элементы коммерческой тайны, в связи с чем считается конфиденциальным и хранится по определённым правилам.