Проверочные листы гит по кадровым вопросам. Проверочные листы при проверках Можно ли не использовать проверочные листы

Проводимых контролирующими госорганами. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ допускает обязанность использовать при проверке органами государственного и муниципального контроля проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 11.1 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Это значит, что плановые проверки организаций и ИП должны ограничиваться определенным перечнем вопросов, что несомненно, должно облегчить жизнь бизнесу. Что это за перечни, и в каких сферах надзора они могут применяться, расскажем в этом материале.

Что такое проверочные листы

Проверочный лист – это перечень определенных вопросов, из ответов на которые проверяющие могут сделать однозначный вывод о соблюдении или несоблюдении предприятием, или ИП требований, являющихся предметом проверки. Обязанность использовать проверочные листы устанавливается в положении о конкретном виде контроля.

Контрольные вопросы проверочных листов могут касаться всех предъявляемых обязательных требований, либо ограничиться только наиболее важными из них, касающиеся недопущения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и т.д. Выходить за рамки контрольных вопросов инспектора не вправе.

Проверочные листы при проведении проверок после их заполнения прилагаются к акту проверки. При проверке, которая проводится несколькими ведомствами госконтроля совместно, применяются сводные проверочные листы.

Форма проверочного листа

Утверждаются формы проверочных листов каждым проверяющим ведомством самостоятельно, но с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Проверочный лист должен содержать:

  • название вида госконтроля, видов деятельности проверяемых лиц, объектов производства, позволяющих четко обозначить сферу применения проверочного документа;
  • указание на нормативный акт, обязывающий применять проверочные листы при данном виде госконтроля;
  • наименование органа госконтроля и реквизиты правового акта, которым утверждена форма проверочного листа;
  • включаемый в форму проверочного листа список контрольных вопросов, ответы на которые позволяют сделать однозначный вывод о соблюдении/несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований;
  • реквизиты правовых норм, которыми установлены те или иные требования, соотносящиеся с перечнем вопросов;
  • поля для внесения: наименования юрлица, или Ф.И.О. ИП; места проведения проверки; реквизитов распоряжения руководителя органа госнадзора о проведении плановой проверки; учетного номера проверки в едином проверочном реестре; должности и Ф.И.О. должностного лица, проводящего проверку, и заполнившего проверочный лист государственного надзора.

Формы проверочных листов публикуются на сайтах органов госконтроля. Они могут использоваться юрлицами и предпринимателями для самопроверки соблюдения обязательных требований, чтобы лучше подготовиться к визиту проверяющих.

Проверочный лист при плановой проверке различных ведомств

В течение 2017 и с начала 2018 г. в ходе программы реформирования надзорно-контрольной деятельности, на проверочные листы должны перейти 11 ведомств. Многие из них приняли, или подготовили проекты форм проверочных листов с контрольными вопросами.

Проверочные листы ГИТ

Госинспекция труда начнет проводить проверки с использованием списков контрольных вопросов с 01.01.2018 г. Сегодня на сайте Роструда можно скачать 107 проверочных листов и выяснить, не нарушает ли компания, или ИП трудовое законодательство при приеме сотрудников на работу, увольнении, соблюдаются ли нормы по охране труда, нет ли нарушений по зарплате и т.д.

Роструд проверочные листы разместил в разделе ]]> деятельность ]]> .

Проверочные листы Роспотребнадзора

Роспотребнадзор будет применять проверочные листы в ходе проверок некоторых юрлиц и ИП уже с 01.10.2017 г., а с 01.07.2018 г. списки контрольных вопросов будут использоваться при проведении всех плановых проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707).

Проверочные листы Роспотребнадзора размещены на ]]> сайте ведомства ]]> .

Проверочные листы Росздравнадзора

Проверки, проводимые Росздравнадзором с 01.01.2018 г. должны использовать проверочные листы при госконтроле за обращением медицинских изделий и лекарств, а также за качеством и безопасностью медицинской деятельности. ]]> На сайте ведомства ]]> опубликован проект приказа от 31.07.2017 об утверждении форм проверочных листов, в котором содержатся все списки контрольных вопросов для проверяемых предприятий и предпринимателей.

Проверочные листы МЧС

Списки контрольных вопросов будут применяться Госпожнадзором с 01.10.2017 г. при плановых проверках жилых многоквартирных домов, помещений организаций торговли и общепита, а с 01.07.2018 г. – при проверках всех объектов фирм и предпринимателей (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Проверочные листы по пожарной безопасности можно найти в проекте приказа МЧС РФ от 30.03.2017.

Проверочные листы Ростехнадзора

Ростехнадзор начнет применять проверочные листы с 01.01.2018 г., когда вступит в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2017 № 930. На сегодня надзорным ведомством подготовлен проект приказа о проверочных листах, применяемых при плановых проверках в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Список содержит 3065 вопросов о проверяемых объектах.

Проверочные листы Росприроднадзора

Проект приказа о формах проверочных листов, которые предполагается ввести в действие уже с 01.10.2017 г., размещен ]]> на сайте ведомства ]]> . Списки контрольных вопросов касаются надзора за недрами, водными объектами, земельного надзора, надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха и за обращением с веществами, разрушающими озоновый слой, а также лицензионного контроля за сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и размещением отходов I-IV классов опасности.

Кроме перечисленных ведомств, в приоритетной программе по переходу на проверочные листы участвуют ФАС, ФНС, ФТС, Ространснадзор и Россельхознадзор.

С 01.10.2017 некоторые органы контроля и надзора должны применять проверочные листы с контрольными вопросами. Новый механизм призван решить сразу ряд задач – оптимизировать, упростить и повысить транспарентность проверок. Это все для контролеров. Но представители бизнеса также получат от этого инструмента пользу, если найдут к нему верный подход.

Кому актуально

С проверочными листами столкнутся организации и предприниматели, в отношении которых могут проводиться определенные типы проверок.

С 01.10.2017 новое регулирование затрагивает незначительное количество видов государственного контроля (надзора). В их числе ветеринарный надзор, земельный надзор, контроль (надзор) в транспортной сфере и отдельные виды надзора в сфере охраны окружающей среды 1 . С 06.10.2017 проверочные листы должны использоваться в ходе надзора в области связи 2 . В рамках санитарно-эпидемиологического надзора после 01.10.2017 проверочные листы будут применяться лишь к некоторым лицам, ко всем остальным – с 01.07.2018 3 . Аналогичная ситуация с пожарным надзором: механизм заработает 01.10.2017, но все объекты защиты он охватит после 01.07.2018 4 .

С начала 2018 года количество видов государственного контроля (надзора), для которых следует использовать проверочные листы, увеличится. К ним будут относиться энергетический надзор, надзор в областях безопасности гидротехнических сооружений, промышленной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также отдельные виды контроля (надзора) в медицинской и фармацевтической сферах 5 . С 01.01.2018 проверочные листы будут использоваться в ходе надзора за соблюдением трудового законодательства, но только применительно к определенным лицам; ко всем поднадзорным субъектам – после 01.07.2018 6 .

С 01.07.2018 проверочные листы будут применяться также для следующих видов государственного надзора: охотничьего и лесного надзора, пожарного надзора в лесах, надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания 7 .

В дальнейшем перечень видов контроля и надзора, в рамках которых необходимо использовать проверочные листы, может расшириться. Для этого достаточно будет внести соответствующие изменения в нормативный акт о любом из видов контроля (надзора), на который распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Для того чтобы столкнуться с проверочными листами, организации или предпринимателю недостаточно быть объектом перечисленных видов контроля (надзора). Необходимо еще попасть в план соответствующих проверок. Во время внеплановых проверок проверочные листы использоваться не будут. Заранее сформировать проверочный лист в этом случае невозможно, так как вопросы проверки определяются ее поводом.

Механизм работы

Проверочный лист – это инструмент проверки, позволяющий оценить соблюдение нормативных требований. Его основной элемент – вопросы, которые отражают содержание этих требований. Формы большинства проверочных листов еще разрабатываются. Но из проектов нормативных актов уже видно, что вопросы предполагается формулировать не только в вопросительной, но и в утвердительной форме, а ответы на них будут односложными – да или нет. Такие конструкции должны однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли поднадзорное лицо соответствующее требование или нет 8 .

Заполнять проверочный лист и принимать решение о том, каким образом ответить на вопрос, будет должностное лицо контролирующего органа. Причем происходить это будет по итогам анализа всех собранных материалов. Поэтому проверочный лист – это не просто опросник. Для того чтобы сформулировать ответ на вопрос, одного лишь мнения проверяемого лица будет недостаточно.

Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки 9 и, таким образом, будет рассматриваться как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому лицу, в отношении которого проводится проверка, стоит удостовериться в корректности оформления проверочного листа и зафиксировать возможные замечания.

Если должностные лица контролирующего органа нарушат порядок использования проверочных листов, появится возможность добиться отмены результатов проверки. Копия заполненного проверочного листа как приложение к акту проверки должна быть вручена лицу, в отношении которого проводилась проверка 10 . Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки 11 .

Польза для бизнеса

Проверочный лист – это ограничитель предмета проверки. В таком ракурсе он наиболее выгодно смотрится для лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю.

Предметом проверки является соблюдение нормативных требований. Соответственно, ограничение предмета будет заключаться в определении круга требований, выход за который недопустим. Эту функцию как раз и выполняют вопросы проверочных листов: они показывают, чем контролеры вправе интересоваться, а чем – нет.

Закон запрещает истребовать документы, информацию и другие материалы, которые не относятся к предмету проверки 12 . Подобный запрос будет незаконным. Поэтому контролеры не смогут применить ответственность за его неисполнение. Однако неповиновение не всегда окажется лучшей стратегией. Вопрос о выходе за пределы предмета проверки часто является неоднозначным. Проверочный лист, к примеру, не ограничивает право задавать дополнительные и уточняющие вопросы, если они необходимы для целей проверки. Более того, правоприменительная практика иногда признает требования государственных органов законными, а следовательно, подлежащими исполнению до тех пор, пока эти требования не будут оспорены в определенном порядке 13 . Но если проверяемое лицо исполнит требование, не относящееся к предмету проверки, собранные в результате этого материалы могут утратить доказательственную силу 14 .

Другое преимущество проверочного листа в том, что он заранее раскрывает ограничения предмета проверки до ее начала. Формы проверочных листов утверждаются нормативными актами, которые подлежат опубликованию, в том числе и на сайте контролирующего органа 15 .

До рассматриваемых нововведений трудно было предположить, в какую сторону направятся мероприятия по контролю. На практике проверяющие двигались одновременно во всех направлениях, которые даже отдаленно относились к их компетенции, и не останавливались, пока не выявляли достаточное количество нарушений. Теперь лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.

В отдельных случаях проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: станут ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства. Особенно это будет актуально в ситуациях, когда предписания неоднозначны или противоречат друг другу. Организации и предприниматели будут более четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

Обратная сторона вопроса

При всех своих плюсах проверочные листы также способны создать и негативный эффект. В первую очередь это дополнительные расходы на внутренний контроль (комплаенс). Организациям и предпринимателям, помимо массива законодательства, теперь придется отслеживать изменение проверочных листов. Большая интенсивность такой динамики вполне вероятна, так как контрольные вопросы будут формироваться с учетом переменчивых и оценочных факторов: частоты выявляемых нарушений и их опасности 16 .

Руководствоваться только проверочными листами не получится: они не избавят от необходимости отслеживать и тем более соблюдать все без исключения требования законодательства. Для самодиагностики проверочных листов также окажется недостаточно. Содержащиеся в них вопросы сами по себе не имеют обязательного характера, а лишь отражают и переформулируют некоторые законодательные требования. Если в ходе проверки контролер попутно выявит нарушение требований, которые не входили в предмет проверки, он обязан будет принять соответствующие меры реагирования.

Еще одним риском являет то, что проверочные листы вместо того, чтобы упростить понимание законодательства, на практике могут создать противоположный эффект. Этому будет способствовать сам механизм перефразирования законодательных требований в вопросы проверочных листов. Отступление от законодательной техники способно привести к двоякому пониманию одного и того же требования.

Описанные же недостатки некритичны. Риски, связанные с усложнением системы комплаенс, предупреждаются ее тонкой настройкой под конкретные бизнес-процессы. Затраты на обеспечение законности деятельности вполне могут окупиться за счет преимуществ проверочных листов.

Остальные риски, связанные с проверочными листами, выявит правоприменительная практика. Для того чтобы оперативно на них реагировать и исключить возможные негативные последствия для бизнеса и контролеров, предусмотрен переходный период 17 , в течение которого возможно будет детально ознакомиться с работой нового механизма.

1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 30.08.2017 № 1041 и от 28.06.2017 № 762.

2 Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 № 787.

3 Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707.

4 Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774

5 Постановления Правительства РФ от 04.08.2017 № 930, от 22.07.2017 № 864 и от 14.07.2017 № 840.

6 Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080.

7 Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 № 762.

8 Пункт 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

9 Пункт 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

10 Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ.

11 Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

12 Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

13 Определение ВС РФ от 14.11.2014 по делу № 301-ЭС14-3185, А43-8323/2013 и др.

14 Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

15 Пункты 3 и 6 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177).

16 Пункт 5.4 Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 № 142.

17 http: // open.gov.ru/events/5516290/.

Проверочные листы при проведении проверок - образец для данных документов в настоящее время разработать нет возможности, поскольку не утверждены их бланки. После утверждения же бланков проверочные листы будут использоваться в обязательном порядке при проведении госпроверок в различных сферах, поэтому важно знать хотя бы, что это за документы, как они применяются и составляются. Обо всем этом и будет рассказано в нашей статье.

Проверочные листы при проведении проверок

Проверочные (контрольные) листы — законодательное нововведение, которое в настоящее время только проходит внедрение в правовой оборот. Использование таких листов будет введено при осуществлении проверочных мероприятий в сферах:

  • экологического надзора;
  • контроля многоквартирных домов;
  • государственного транспортного надзора;
  • труда и занятости;
  • государственного ветеринарного надзора;
  • оборота медицинских изделий;
  • обращения лекарственных средств;
  • безопасности медицинской деятельности;
  • промышленной безопасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений.

Обобщенные требования к оформлению и вводу в действие контрольных листов установлены постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 13.02.2017 № 177. Согласно положениям этого документа, форма проверочного листа для определенного вида проверки утверждается контролирующим госорганом, осуществляющим те или иные проверочные мероприятия.

Не знаете свои права?

Как будут составляться проверочные листы?

Несмотря на то что форма того или иного проверочного листа может быть различной, в зависимости от того, каким контролирующим органом проводится проверка, документ обязательно должен содержать (п. 4 постановления № 177):

  1. Указание вида проверочных мероприятий.
  2. Наименование контролирующего госоргана.
  3. Перечень вопросов, призванных выявить соблюдение или несоблюдение норм действующего законодательства, регулирующих проверяемую сферу деятельности.
  4. Реквизиты нормативных документов, соответствующих вопросам в перечне.
  5. Графы для указания следующей информации:
    • наименования организации или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;
    • места проведения контрольных мероприятий с заполнением проверочного листа и (или) перечня используемых субъектом производственных объектов;
    • реквизитов распоряжения или приказа руководителя госоргана о проведении проверочных мероприятий;
    • учетных данных проверки по реестру;
    • ответов на приведенные в перечне вопросы;
    • должности, Ф. И. О. специалиста, проводящего проверку и заполняющего проверочный лист.
  6. Иные сведения, предусмотренные нормативными актами проверяющего госоргана.

Контрольные листы могут быть сформированы в виде электронного документа, удостоверенного электронной подписью.

Таким образом, единого образца проверочного листа не существует — есть лишь требования к содержанию (общей обязательной информации). Форма данного документа утверждается самим контролирующим госорганом, при этом она должна быть размещена на его сайте.

Добрый день, уважаемые подписчики! На сегодняшний день предлагаем ознакомиться с актуальной информацией по надзору в сфере природопользования и применению «новейшего» и «уникального» метода проверок с использованием проверочных листов. Встречайте… старые списки проверочных вопросов под новым восхитительным соусом — Проверочные листы Росприроднадзора!

Ранее на сайте публиковалась небольшая заметка про проверочные листы по экологии . Кто не ознакомился, переходите по ссылке.

Раскладываем проверочные листы Росприроднадзора

Давайте разбираться вместе.

Всего проверочные листы включают 339 вопросов.

09.11.2017 г. Минюстом России зарегистрирован приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (регистрационный № 48820). Приказ Росприроднадзора № 477 вступает в силу 20.11.2017 г.

Также с 16.11.2017 вступило в силу постановление правительства РФ от 04.11.2017 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 28.06.2017 г. №762»

Порядок применения проверочных листов при осуществлении плановых проверок в соответствии с изменениями, внесёнными постановлением № 762

Необходимо отметить, что обязанности по использованию проверочных листов при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обращению с отходами постановлением № 762 не устанавливалось.

  1. Федерального государственного экологического надзора;
  2. Государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  3. Государственного земельного надзора;
  4. Государственного надзора в области обращения с отходами;
  5. Государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
  6. Государственного надзора в области охраны водных объектов;
  7. Государственного надзора за соблюдением требований при обращении с веществами, разрушающих озоновый слой.

С 1 июля 2018 года проверочные листы будут использоваться ещё и при осуществлении отдельных видов государственного экологического надзора:

  • на континентальном шельфе;
  • во внутренних морских водах и территориальном море РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ;
  • в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Приведём Нормативные правовые акты и иные документы, предусматривающие использование проверочных листов Росприроднадзором:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 г. № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым утверждены, в том числе:
    — Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;
    — Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;
    — Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (изменения вступают в силу с 01.07.2018);
    — Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (изменения вступают в силу с 01.07.2018);
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  11. Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
  12. Паспорт реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утверждённый протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. № 13(2).

Общие положения о применении проверочных листов Росприроднадзора

В соответствии с изменениями, внесёнными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;
  • угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.

Применение проверочных листов Росприроднадзора при проведении внеплановых проверок Законом № 294-ФЗ не предусмотрено.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Порядок заполнения проверочных листов при проведении проверок Росприроднадзора

Частью 11.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее — общие требования), в том числе в п. 4 установлены требования к содержанию формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).

В соответствии с общими требованиями подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

В формах проверочных листов, утверждённых Росприроднадзором, предусматривается 3 варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: «да», «нет», либо «н/р» — требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

В случае если в проверочном листе ставится отметка «нет», свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки «сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Отметка «н/р» указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) не возложено обязанностей по исполнению соответствующего обязательного требования, например:

  • проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы) — вопрос 22 приложения 1;
  • у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов) – вопросы 1, 5 приложения 5, вопрос 1 приложения 6;
  • проверяемое лицо соблюдает предельно допустимые выбросы (в этой связи отсутствует обязанность по установлению временно согласованных выбросов) — вопрос 2 приложения 5.

Отдельные вопросы, включённые в проверочные листы Росприроднадзора, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 г. № 724-р).

Проверочные листы Росприроднадзора заполняются по тем видам государственного надзора, которые указаны в п. 5 приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора без указания конкретных видов, заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора в части отдельных его видов (земельный надзор, геологический надзор и т.д.) заполнению подлежат форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу Росприроднадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»), а также соответствующие формы по видам надзора.

В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.

В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.

При перечислении проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо указывать присвоенные им при постановке на государственный учёт коды.

В отношении объектов I категории проверочные листы до 01.07.2018 г. не применяются (не заполняются), соответственно, такие объекты в п. 4 не указываются.

В п. 4 формы проверочного листа Росприроднадзора, применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, (приложение 1 к приказу) указываются все производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.

В п. 4 форм проверочных листов Росприроднадзора, применяемых при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2-7 к приказу) указываются производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами; объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка; объекты, связанные с образованием и обращением с отходами; объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух и т.д.).

Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа Росприроднадзора

При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки.

Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

В случае отсутствия уполномоченных представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт (с приложением копии проверочного листа) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе, с информацией, указанной в проверочном листе), в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.

Применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки чётко определён до её начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.

Будет проводиться анализ применения проверочных листов, в том числе:

  • выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;
  • выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;
  • ведение статистики нарушений обязательных требований;
  • профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.

На этом всё. Теперь можно скачать сами проверочные листы Росприроднадзора в формате MS Word.

СКАЧАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»

Дополнительная информация

Многие документы упомянутые в этой заметке, можно найти с помощью Всеищущего поиска .

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии .

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Если информация про проверочные листы Росприроднадзора понравилась, то не забываем про рейтинговые звёздочки и форму комментариев;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

Проверочные листы Роспотребнадзора в 2019 году обязательны к применению при проведении плановых проверок в организациях общественного питания, торговли, парикмахерских, соляриях и салонах красоты. О том, какие требования содержатся в проверочных листах и как подготовиться к плановым проверочным мероприятиям, расскажем ниже. Cкачать проверочные листы Роспотребнадзора можно по ссылкам в конце статьи (бесплатно).

В силу требований ч. 11.1 – 11.5 ст. 9 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294 надзорные органы при проведении плановых проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и ИП должны использовать проверочные листы. Это списки контрольных вопросов относительно предмета проверки.

Роспотребнадзором утверждено формы 3 проверочных листов (Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860).

Каждая форма содержит списки (перечни) контрольных вопросов. Они обязательны для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые проверяют соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Списки контрольных вопросов затрагивают:

  1. Проверки соблюдения требований СанПин в организациях общественного питания.
  2. Проверки соблюдения требований СанПин на предприятиях торговли.
  3. Проверки соблюдения требований СанПин в салонах красоты, парикмахерских и соляриях.

Списки вопросов изложены в виде таблиц, в которых содержится 3 графы. Первая из них содержит вопрос, который задается при проведении плановой проверки. Во второй требуется дать ответ на поставленный вопрос. В третьей указывается на нормы права, которые регулируют правоотношения относительно заданного вопроса.

Приведем пример таблицы:

Инспекторы Роспотребнадзора не могут выходить за рамки вопросов, указанных в Приложениях 1-3 к Приказу № 860. Если ответ на хотя бы на один из вопросов отрицательный, это является основанием для привлечения проверяемого юридического лица к административной ответственности.

С какой даты действуют проверочные листы Роспотребнадзора

Пилотный проект по применению контрольных вопросов действует уже достаточно давно, с 1 октября 2017 года, однако в него входят далеко не все юридические лица и ИП. С 1 июля 2018 проверки касаются уже всех организаций и ИП, работающих в сферах применения контрольных вопросов.

Позитивным моментом является то, что проверочные листы Роспотребнадзора находятся в открытом доступе (их можно скачать по ссылке в конце статьи). Таким образом, владельцы организаций общественного питания, торговых организаций, салонов красоты, парикмахерских и соляриев могут самостоятельно проверить соблюдение ими требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Если на все контрольные вопросы дается положительный ответ, то и беспокоиться предстоящей плановой проверки Роспотребнадзора не следует.

Существует ли список проверочных листов Роспотребнадзора для медицинских организаций, аптек и образовательных организаций

Проверочных листов Роспотребнадзора для образовательных организаций и медицинских компаний не издано. Однако для организаций в сфере здравоохранения утверждены свои проверочные листы (постановлением Минздрава от 9.11.2017 № 9438). Данный документ мы рассмотрели в другой статье нашего сайта. Он включает и проверочные чек листы для аптек (Роспотребнадзор их не утверждает — утверждает Минздрав).

Для образовательных организаций Министерством образования РФ проверочных листов на федеральном уровне не утверждено, однако существуют региональные перечни, например, утвержденные Приказом Минобрнауки Республики Коми от 18.10.2017 № 682-У.

Проверочные листы при проведении проверок на предприятиях общественного питания

При проверках организаций общественного питания используется проверочный лист, утвержденный Приложением № 1 к Приказу Роспотребнадзора № 860. Контрольных вопросов достаточно много, и предприятиям общественного питания придется провести большую работу, чтобы положительно ответить на все.

  1. Общие вопросы.
  2. Требования к канализации и водоснабжению.
  3. Требования к условиям труда в организации.
  4. Устройство в помещениях и их содержание.
  5. Требования к посуде, инвентарю.
  6. Требования к приему, хранению продукции, ее транспортировке.
  7. Требования к приготовлению блюд.
  8. Требования к продаже готовой продукции.
  9. Гигиена сотрудников.

Приведем примеры вопросов:

  1. Подавали ли организации уведомление о начале деятельности?
  2. Соблюдаются ли нормы по уровню шума, вибрации, электромагнитных полей?
  3. Соблюдается ли запрет на размещение на территории организации жилых помещений?
  4. Есть ли на предприятии водопровод и канализация?
  5. Соответствуют ли источники водоснабжения требованиям по качеству воды, по обустройству, и т.д?
  6. Достаточно ли в организации горячей и холодной воды, чтобы изготавливать безопасную продукцию?
  7. Соответствует ли горячая вода уровню необходимой температуры (не менее 65 градусов)?
  8. Соответствуют ли показатели микроклимата в помещениях, где производится продукциях требованиям по температуре воздуха, его влажности, скорости движения, и т.д?

Полный перечень вопросов можно скачать по ссылке в конце статьи.

Проверочные листы при проверке предприятий торговли

Проверочные листы, используемые для проверки торговых организаций утверждены Приложением № 2 к Приказу Роспотребнадзора № 860. Все вопросы разделены по категориям, которые похожи на указанные выше:

  1. Общие вопросы.
  2. Требования к размещению торговой организации.
  3. Водоснабжение и требования к канализации.
  4. Требования к вентиляции, освещению, отоплению, кондиционерам, условиям работы сотрудников.
  5. Требования к торговым помещениям.
  6. Требования к оборудованию, таре, и т.д.
  7. Требования к транспортировке, хранению продукции.
  8. Требования к процессу продажи товаров.
  9. Требования к гигиене сотрудников.

Приведем примеры вопросов:

  1. Если организация расположена в жилом здании, есть ли отдельные выходы?
  2. Соблюдено ли требование о расположении стоянки для сотрудников за пределами предомовой территории.
  3. Проводится ли каждый месяц генеральная уборка и дезинфекция?
  4. Есть ли защита от грызунов и насекомых?
  5. Есть ли тара и посуда, например, изготовленная для контакта с пищевыми продуктами?
  6. Соблюдаются ли условия погрузки товара, исключающие его загрязнение?

С полным перечнем вопросов можно ознакомиться, скачав его по ссылке в конце статьи.

Проверочные листы при проверке парикмахерских, салонов красоты, соляриев

Проверочные листы Роспотребнадзора при проверке салонов красоты, соляриев и парикмахерских утверждены Приложением № 3 к Приказу № 860. Все вопросы также как и в ранее приведенных листах разделены на разделы:

  1. Общие требования.
  2. Требования к размещению фирм.
  3. Требования к оборудованию помещений.
  4. Требования к содержанию соляриев и оборудованию.
  5. Требования к отделке внутренних помещений.
  6. Требования к шуму и микроклимату.
  7. Требования к освещению.
  8. Требования к режиму работы и содержанию помещений.

Примеры вопросов в приведенных выше разделах проверочных листов Роспотребнадзора:

  1. Сообщается ли клиентам информация о том, что необходимо использовать специальные очки?
  2. Есть ли данные о безопасности материалов, из которых производилась внутренняя отделка помещений?
  3. Имеется ли централизованная система водоснабжения?
  4. Производится ли периодическая дезинфекция, стерилизация материалов и инструментов?