Регулирующие вопросы административной ответственности за административные. Административное право

административный правонарушение нормативный

Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

  • - ее общие положения и принципы;
  • - систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;
  • - составы административных правонарушений;
  • - круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;
  • - производство по делам об административных правонарушениях;
  • - исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащие материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически, КоАП РФ стал монопольным источником федеральных норм об административной ответственности. Однако у этой монополии есть исключения:

  • - административная ответственность за нарушение налогового законодательств аналогоплательщиками и налоговыми агентами по - прежнему регламентируется НК РФ;
  • - вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
  • - ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;
  • - если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой под отрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.

Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к ответственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами (общая превенция).

Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

  • - гражданина, его здоровья, его прав и свобод;
  • - установленного порядка осуществления государственной и муниципальной власти, прав их органов и должностных лиц;
  • - общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно - эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных экономических интересов.

Вместе с другими нормами административного права законодательство призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, атак же регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.)

КоАП РФ - основной закон, регулирующий административную ответственность, ее вопросы признано необходимым решать на федеральном уровне.

Он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно - процессуального принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

Почти все федеральное законодательство об административной ответственности сосредоточено в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по данному вопросу и содержится подавляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

По объему регулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП РФ намного превосходит своего предшественника - КоАП РСФСР 1984 г. Следует отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие его положения учтено в новом КоАП РФ.

Главные особенности этого Кодекса в том, что он:

  • - содержит систему материальных и процессуальных норм;
  • - закрепляет ответственность граждан и юридических лиц;
  • - регламентирует ответственность за административные правонарушения в административном и судебном порядке.

В отличие от кодексов УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ - КоАП РФ содержит две группы норм:

  • - материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (1 и 2 разделы КоАП РФ);
  • - процессуальные, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (разделы 3 - 4 КоАП РФ).

В 90-х гг. ХХ в. стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в России невозможно применить уголовные и дисциплинарные меры карательного воздействия. Административная ответственность, административные наказания - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы. Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу.

Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу.

Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов РФ.

КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосудия по административным делам. В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных более чем 160 нормами кодекса. Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности.

Более того из восьми установленных КоАП административных наказаний судьи вправе применять все, а пять наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест) могут назначаться только судьей. Если учесть, что в прошлом только ГИБДД ежегодно лишала права на управление транспортным средством около 500 тысяч водителей, то можно утверждать, что число дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в судебном порядке, значительно увеличилось.

В развитие административного судопроизводства сделан еще один вклад - впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

КоАП РФ последовательно и равномерно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших составляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, а так же возможности отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, получать копии основных документов (протоколов, изъятии вещей и документов, постановления и решения по делу), обжаловать любые действия субъектов власти давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, защитника и др.)

В ст.2.1 КоАП РФ впервые в нашем законодательстве закреплено понятие вины юридического лица. К сожалению, законодательство периода перестройки постепенно ограничивало участие общественности в борьбе с правонарушителями. Эту сомнительную для обеспечения законности линию продолжил и новый КоАП РФ. В КоАП РСФСР были положения о том, что представители общественных организаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, что дело может быть направлено на рассмотрение трудового коллектива, общественной организации и т.п., в КоАП РФ ничего подобного нет.

Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что в соответствии с этим Кодексом субъекты РФ принимают законы об административных правонарушения, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ. Соответствующими законами могут быть предусмотрены только два административных наказания: предупреждение и штраф. Законы субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуальные правила.

Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам РФ право поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ и их учреждениями. Кроме того, для этих целей субъекты РФ вправе создавать административные комиссии и другие коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен законами соответствующих субъектов

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

В юридической литературе выделяются два вида оснований применения административной ответственности: нормативное и фактическое. В качестве нормативного основания или нормативной основы административной ответственности подразумевают четко ограниченный круг противоправных деяний, признаваемых таковыми государством и закрепленных в правовой норме. Фактическим основанием административной ответственности административное правонарушение.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности -- ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки:

она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

основанием ее применения является административное правонарушение;

она состоит в применении к виновным административных наказаний;

к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

  • а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);
  • б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);
  • в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание -- правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом противоправность проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного права, но и охраняемые его санкциями нормы других отраслей права.

С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения.

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними). Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения. В этой связи законодатель определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности (статья 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Гораздо сложнее, оказалось, сформулировать понятие и признаки вины юридического лица, поскольку речь идет о коллективном субъекте и его органе управления. В качестве основания для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения выдвигается следующее положение: если у юридического лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то оно признается виновным. При этом учитываются признаки вины умышленной и неосторожной.

Зарубин Николай Николаевич

аспирант, Российская таможенная академия, г. Люберцы

Ученые-правоведы приводят различные определения понятия правового регулирования. Автор предлагает рассмотреть некоторые из них в целях исследования данного понятия.

В.А. Гойман указывал, что данное понятие «охватывает как деятельность государства, его компетентных органов, связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их деятельности, а также деятельность непосредст­венных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического реагирования для согласования своего поведения с правом, его принципами, целями, назначением» .

Определения правового регулирования, используемые в российской юридической литературе, автор предлагает разделить на 2 группы.

Первая группа определений акцентирует внимание на деятельностной стороне правового регулирования, определяя его как специфическую деятельность государственных органов, а иногда и иных участников, правоотношений.

В.А. Шабалин отмечает, что под правовым регулированием «государственную деятельность по упорядочению сложной динамической совокупности общественных отношений; по приведению этих отношений в соответствие с объективными закономерностями развития» .

По мнению Ф.Н. Фаткулина, правовое регулирование это «специфическую деятельность государства, его органов и уполномоченных на то общественных организаций по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм, в необходимых случаях путем вынесения индивидуальных решений в соответствии с этими нормами по поводу персональных участников этих отношений» .

Признаки второй группы указывают на то, что правовое регулирование прежде всего является воздействием, при этом объектом такого воздействия являются общественные отношения.

По мнению А.В. Малько, правовое регулирование это «осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания» .

С.С. Алексеев указывает, что под правовым регулированием рассматривается «осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и т. д.) результативное, нормативно организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития) в соответствии с общественными потребностями» .

А.И. Бобылев полагает, что правовое регулирование это «воздействие права на общественные отношения при помощи юридических средств: норм права, правоотношений, актов реализации права» .

В.В. Лазарев считал, что правовое регулирование это «разновидность юридического воздействия, посредством закрепленных государством общих правил поведения» .

По мнению Ю.Г. Ткаченко правовое регулирование это «разновидность правового воздействия; предполагающего использо­вание специальных правовых средств, вызванное необходимостью юридической организации общественных отношений» .

И.Я. Дюрягин полагает, что правовое регулирование это «правовое организующее воздействие на общественные отношения, состоящее в обеспечении упорядоченности общественных отношений, имеющее своей целью поддержание заданного режима функциони­рования системы без перевода ее в новое состояние» .

Автор полагает, что обе вышеуказанные группы отражают наиболее существенные признаки понятия правового регулирования: его деятельностный характер и осуществление его путем воздействия на общественные отношения.

Вместе с тем, на взгляд автора, следует предложить новое определение правового регулирования, необходимое для наиболее полного отражения всех признаков данного очень значимого для юридической науки понятия. Правовое регулирование - «деятельность государственных органов, а также иных участников правоотношений, заключающаяся в воздействии на общественные отношения путем установления обязательных для исполнения всеми их участниками правил поведения (средств правового регулирования), а также по применению средств правового регулирования к конкретным правоотношениям».

Данное определение отражает, во-первых, деятельностный характер правового регулирования.

Во-вторых, оно характеризует правовое регулирование именно как воздействие на общественные отношения.

Кроме того, данное определение устанавливает, что средствами правового регулирования являются правила поведения, обязательные для исполнения участниками общественных отношений.

Предложенное определение также акцентирует внимание не только на установлении общеобязательных правил поведения, но и на деятельности, которую непосредственное осуществляют участники общественных отношений для применения тех или иных правил поведения к конкретным правоотношениям.

Юридическая ответственность играет важную роль в государственном регулировании общественных отношений. В широком смысле юридическая ответственность заключается в том, что лицо, нарушившее установленный компетентными государственными органами порядок обязано претерпеть предусмотренные законом лишения (негативные последствия).

Административная ответственность, наряду с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной, является одним из видов юридической ответственности, предусмотренных российским законодательством.

Для ясного понимания содержания административной ответственности, автор предлагает рассмотреть определения понятия юридической ответственности, принятые в российской правовой науке.

Б.В. Россинский считает, что «ответственность выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, наказания лицу, совершившему правонарушение» .

Кроме того, некоторые ученые считают, что ответственность можно рассматривать в двух аспектах, указывают на существование негативной и позитивной ответственности.

Данное мнение поддерживал еще в советский период А.Н. Стручков, который полагал, что ответственность может быть представлена как в виде внутренней ответственности гражданина за его действия (гражданском долге), так и виде ответственности лица перед государством, в необходимости претерпевать меры государственного воздействия, определенные соответствующим государственным органом в качестве санкции за совершенное противоправное деяние. Н.А. Стручков разделяет ответственность на негативную и позитивную. Если первая предполагает государственное воздействие на правонарушителя, то вторая характеризуется внутренней мотивацией лица к правомерному поведению .

С таким подходом не согласен И.А. Галаган, который полагает, что таким образом «ответственность определять нельзя. В этом смысле она существует всегда и помимо правонарушений, поскольку существуют субъекты, способные отдавать отчет своим действиям. При таком понимании ответственность из реального правового явления превращается в какую-то априорную категорию, которая может существовать в виде способности субъекта отдавать отчет и претерпевать, независимо от правонарушений и государственно-правовой реакции на них» .

Административная ответственность является широко распространенным и часто применяемым видом юридической ответственности. Это объясняется не только распространенностью административных правонарушений, но и большим количеством органов административной юрисдикции, наделенных правом привлекать физических и юридических лиц к административной ответственности и применять административные наказания.

И.А. Галаган понимал под административной ответственностью «применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний, сформулированных в санкциях административно - правовых норм, к виновным в совершении административных проступков, содержащее государственное и общественное осуждение, порицание их личности и противоправного деяния, выражающееся в отрицательных для них последствиях, которые они обязаны исполнить и преследующие цели их наказания, исправления и перевоспитания, а также охраны общественных отношений в сфере государственного управления» .

По мнению О.М. Якубы, административная ответственность это «ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение общеобязательных административно - правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций» .

Б.В. Россинский понимал под административной ответственностью «вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение» .

Объединив существенные признаки вышеперечисленных понятий, автор предлагает определить правовое регулирование привлечения лиц к административной ответственности как «установление обязательных для исполнения правил поведения, регулирующих применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний, установленных законодательством за совершение административных правонарушений».

Список литературы:

  1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966. - 187 с.
  2. Бобылев А.И. Теоретические проблемы правового регулирования // Право и политика. 2002. № 8. - С. 10-16.
  3. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж.: Издательство Воронежского университета, 1970. - 252 с.
  4. Галаган И.А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву: Автореф. дис… докт. юрид. наук. М.: ВНИИСЗ, 1971. - 23 с.
  5. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. - 180 с.
  6. Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981. - 158 с.
  7. Лазарев В.В. Сфера и пределы правового регулирования // Правоведение. 1980. № 5. С. 64-68.
  8. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. -.256 с.
  9. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М.: Норма, 2004. - 448 с.
  10. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Монография. Саратов., 1977. - 287 с.
  11. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. - 176 с.
  12. Фаткулин Ф.Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки. Казань., 1980. - 247 с.
  13. Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования// Советское государство и право. 1969. № 10. С. 15 - 22.
  14. Якуба О.М. Административная ответственность. М.: Юридическая литература, 1972 - 231 с.
  • 7. Административно-правовой статус гражданина рф: понятие, элементы, виды.
  • 8. Право граждан на административную жалобу.
  • 2) Судебная жалоба.
  • 9. Право граждан на судебное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан в сфере исполнительной власти.
  • 10. Административная ответственность юридических лиц.
  • 11. Обеспечение прав граждан в сфере исполнительной власти Уполномоченным по правам человека.
  • 12. Понятие и виды органов исполнительной власти Российской Федерации.
  • 13. Административно-правовой статус государственных корпораций, предприятий и учреждений.
  • 14. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 15. Правительство рф – высший орган исполнительной власти.
  • 16. Организационные формы деятельности Правительства рф.
  • 3 Формы деятельности правительства:
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф.
  • 18. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 19. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 21. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы рф. Принципы государственной гражданской службы.
  • 22. Государственная должность (понятие, виды, способы замещения).
  • 23. Понятие и классификация государственных служащих.
  • 24. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего.
  • 25. Служебная дисциплина на гражданской службе.
  • 26. Понятие, цели и виды административного принуждения.
  • 27. Доставление. Административное задержание (понятие и соотношение).
  • 28. Личный досмотр; досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Изъятие вещей и документов.
  • 29. Административная ответственность как вид юридической ответственности.
  • 30. Административно-правовое положение некоммерческих организаций.
  • 31. Нормативное основание административной ответственности.
  • 32. Административное правонарушение: понятие и характеристика признаков.
  • 33. Состав административного правонарушения: понятие и виды составов.
  • 34. Субъект и субъективная сторона состава административного правонарушения.
  • 35. Объект и объективная сторона состава административного правонарушения.
  • 36. Виды административных наказаний, их правовая характеристика.
  • 37. Назначение административных наказаний.
  • 38. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях (понятие, задачи, принципы, участники, доказательства, стадии).
  • 39. Возбуждение (расследование) дела об административном правонарушении.
  • 40. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
  • 41. Пересмотр постановления о назначении административного наказания.
  • 42. Исполнение постановления о назначении административного наказания.
  • 43. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти.
  • 44. Прохождение государственной гражданской службы.
  • 45. Ответственность и поощрение государственных гражданских служащих.
  • 46. Поступление на государственную гражданскую службу.
  • 47. Ограничения и запреты, установленные для государственных гражданских служащих.
  • 31. Нормативное основание административной ответственности.

    Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

      ее общие положения и принципы;

      систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

      составы административных правонарушений;

      круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

      производство по делам об административных правонарушениях;

      исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

    До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения:

      административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется НК РФ;

      вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

      ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;

      если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.

    Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к ответственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами (общая превенция).

    Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

      а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод; 
б) установленного порядка осуществления государственной и муниципальной власти, прав их органов и должностных лиц; 
в) общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных экономических интересов.

    Вместе с другими нормами административного права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).

    КоАП РФ - основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.

    Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

    Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

    В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

    В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

    Почти все федеральное законодательство об административной ответственности сосредоточено в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по данному вопросу и содержится подавляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

    По объему регулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП РФ намного превосходит своего предшественника - КоАП РСФСР 1984 г. Справедливости ради следует отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие его положения учтены в новом КоАП РФ.

    Главные особенности этого Кодекса в том, что он:

      во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;

      во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридических лиц;

      в-третьих, регламентирует ответственность за административные правонарушения в административном и в судебном порядке.

    В отличие от кодексов-старожилов - УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ - КоАП РФ содержит две группы норм:

      материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (I и II разделы КоАП РФ);

      процессуальные, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (разделы III-V КоАП РФ).

    В 90-х гг. XX в. стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в России невозможно применить уголовные и дисциплинарные меры карательного воздействия. Административная ответственность, административные наказания - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.

    Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу. Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.

    Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФКоАП РФ закрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

    КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосудия по административным делам. В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФсудьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных более чем 160 нормами Кодекса. Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности.

    Более того, из восьми установленных КоАП административных наказаний судьи вправе применять все, а пять наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест) могут назначаться только судьей. Если учесть, что в прошлом только ГИБДД ежегодно лишала права на управление транспортным средством около 500 тысяч водителей, то можно Утверждать, что число дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в судебном порядке, значительно увеличилось.

    В развитие административного судопроизводства сделан еще один вклад - впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

    КоАП РФ последовательно и равномерно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого (привлеченного) к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших составляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, а также возможности отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, получать копии основных документов (протоколов об административном правонарушении, изъятии вещей и документов, постановления и решения по делу), обжаловать любые действия субъектов власти, давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, защитника (представителя и др.).

    В ст. 2.1 КоАП РФ впервые в нашем законодательстве закреплено понятие вины юридического лица. И хотя в статье сказано, что «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения», есть основания полагать, что этот подход будет учтен и при признании вины юридического лица в гражданском правонарушении.

    К сожалению, законодательство периода перестройки постепенно ограничивало участие общественности в борьбе с правонарушителями. Эту сомнительную для обеспечения законности линию продолжил и новый КоАП РФ. Если в КоАП РСФСР были положения о том, что представители общественных организаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, что дело может быть направлено на рассмотрение трудового коллектива, общественной организации и т. п., то в КоАП РФ ничего подобного нет.

    Трудно признать правильной позицию законодателя, который не учел в системе административных наказаний отзыв лицензий и не включил в перечень обеспечительных мер приостановление лицензий. Отзыв и приостановление лицензий применяются и будут применяться, пока существует система лицензирования. Включение отзыва лицензий в число административных наказаний означало бы, что такая суровая санкция применялась бы с соблюдением всех принципов, процессуальных гарантий, закрепленных КоАП РФ (регулирование только законом, применение только судом, соблюдение правил расследования, рассмотрения дел и др.).

    Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что в соответствии с этим Кодексом субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушения регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ. Соответствующими законами могут быть предусмотрены только два административных наказания: предупреждение и штраф. Законы субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуальные правила.

    Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФпредоставляет субъектам РФ право поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ и их учреждениям. Кроме того, для этих целей субъекты РФ вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен законами соответствующих субъектов РФ.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основания административной ответственности. Признаки административного правонарушения. Процессуальные основания административной ответственности. Субъекты административных правонарушений. Законодательство об административных правонарушениях.

      контрольная работа , добавлен 26.11.2006

      Понятие административной ответственности. Нормативное основание административной ответственности. Особенности процессуальных оснований административной ответственности по делам об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения.

      дипломная работа , добавлен 29.11.2008

      Анализ признаков административной ответственности. Санкции (меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения. Законодательная основа административной ответственности. Виды административных наказаний.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2011

      Признаки административного правонарушения. Сравнительный анализ административной ответственности с другими видами юридической ответственности. Правила назначения административных наказаний. Анализ мер административной ответственности и их эффективности.

      дипломная работа , добавлен 20.04.2011

      Понятие и основные принципы административной ответственности. Законодательные основы и меры административной ответственности. Совершение административного правонарушения. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

      реферат , добавлен 24.02.2015

      Административная ответственность и ее отличия от иных видов ответственности. Лица, подлежащие административной ответственности, обязательства, ее исключающие, отягчающие и смягчающие. Виды административных взысканий; предупреждение, штраф, конфискация.

      контрольная работа , добавлен 09.05.2010

      Становление и развитие института административной ответственности в России. Нормативно–правовая основа ответственности. Система правовых норм. Понятие и признаки административной ответственности. Основания и условия административной ответственности.

      курсовая работа , добавлен 09.08.2016

      Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве. Сущность, признаки и основания административной ответственности за нарушение земельно-правовых норм. Предупреждение земельных административных проступков с помощью дисциплинарного воздействия.