Суд присяжных. Как работает суд присяжных заседателей в России? Суд присяжных в каком суде

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра юриспруденции

Контрольная работа

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

на тему: «проблематика судов присяжных заседателей в России»

Выполнил: ст. гр. Юс-102

Коровин В.Ю.

Проверил: Скробов А.А.

Волгоград 2012

Введение………………………………………………………………………. 2

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России…… 4

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России………….. 4

1.2. Судебная реформа 1991 года и реальность суда присяжных……….... 6

Глава 2. Суд присяжных: его достоинства и недостатки …………………. 10

2.1. Дискуссионные аспекты суда присяжных……………………………... 10

2.2. Необходимость суда присяжных в современной России……………... 13

Заключение…………………………………………………………………… 20

Библиография…………………………………………….…………………... 22

Введение

Суд с участием присяжных заседателей был введен не одновременно на всей территории России, а в качестве эксперимента лишь в нескольких субъектах, следовательно, право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных реализовывалось в зависимости от места его нахождения, что представляется юридическим нонсенсом. За время существования суда присяжных в Российской Федерации он проявил себя как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Законом «О введении в действие УПК РФ» установлено введение суда с участием присяжных заседателей с 1 января 2003 года во всех субъектах Российской Федерации. Однако 11 декабря 2002 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Закон «О внесении изменений в закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ». Согласно принятому закону, с 1 января 2003 года суд с участием присяжных заседателей будет действовать в 70 судах субъектов Российской Федерации, а затем с 1 июля 2003 года дополнительно в 14 регионах, в том числе Москве, с января 2004 года еще в 7 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, и с 1 января 2007 года в Чеченской Республике. Тем самым Суд присяжных вводится не только как одна из наиболее справедливых форм судопроизводства, обеспечивающая сопричастность местного населения к правосудию, но и как средство преобразовать инквизиционный процесс древности в состязательный.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что в процессе деятельности суда присяжных на современном этапе возникает большое количество проблем при реализации тех или иных положений Закона. Кроме того, противников данного института значительно больше, чем сторонников.

В данной работе хотелось бы остановиться на отдельных проблемных аспектах деятельности суда присяжных в России.

Целью работы является освещение суда присяжных в его становлении и развитии, а также отдельных аспектов деятельности на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения, становления и развития института суда присяжных в России.

2. Осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве и изложить точки зрения различных авторов на проблему суда присяжных.

Проблемами суда присяжных на современном этапе занимаются такие специалисты, как Алексеев И.Н., Божьев В.П., Верин В.П., Кони А.Ф., Пашин С.А., Стус Н.В., Тащилин М.Т. и другие авторы.

Проблемы развития института суда присяжных были и есть, окончательное же их решение может быть достигнуто в результате успешной научно-исследовательской деятельности ученых современности и не только юристов с многолетним опытом работы.

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Проводимая судебно-правовая реформа требует изучения исторического российского опыта. Суд присяжных не является для России нововведением. Этот и другие институты в области судоустройства и судопроизводства были в России в XIX - начале XX веков. Введение данных институтов было связано с судебной реформой 1864 года, которая коренным образом изменила судебную систему. Её задача состояла в возрождении в России мощной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека.

Российский дореволюционный опыт имеет значение при решении задачи современной судебной реформы - повышения статуса судьи. Не менее важным является и введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей, богатый опыт деятельности которых имела дореволюционная Россия.

Старая судебная система не отвечала предъявленным к ней требованиям. Программу усовершенствования судебной системы России предложил в 1809 года М.М. Сперанский. Во «Введении к Уложению государственных законов» она получила свое дальнейшее развитие. В 1830 годы разработкой подобных проектов законов о судоустройстве и судопроизводстве занимались Министерство юстиции и Второе Отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии. В 1844 году еще один проект подготовил начальник Второго Отделения Д.И. Блудов.

Только со вступлением на престол Александра II, правительство которого вплотную занялось подготовкой отмены крепостного права, получила свое развитие судебная реформа.

Судебная реформа была наиболее последовательной из всех реформ 50 - 60 годов XIX века. Суд присяжных рассматривался как центральный институт судебных уставов 1864 года. Подписанные Александром II основные документы Судебной Реформы, вошедшие в историю под названием Судебных Уставов: Учреждение судебных установлений - собрание правил об устройстве и организации судов а также Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства - кодексы, определяющие порядок действий суда, должностных лиц, других участников уголовного и соответственно гражданского судопроизводства.

Суд присяжных в России строился по образцу французского суда. Коронный его состав складывался из трех членов: председателя и двух его товарищей - заместителей. Скамья присяжных состояла из 12 очередных и 2 запасных заседателей.

Присяжные заседатели избирались «из местных обывателей всех сословий», во-первых, состоящих в русском подданстве, во-вторых, имеющих не менее 25 и не более 70 лет отроду и, в-третьих, проживавших не менее двух лет в том уезде, где они избирались.

Для избрания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки.

Граждане призывались к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в году на десять рабочих дней.

Процесс с участием присяжных заседателей назывался сессией, которая начиналась с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных.

Для управления совещаниями присяжные избирали из числа грамотных старшину.

Функция присяжных заседателей состояла в решении вопроса о виновности или невиновности подсудимого на основании установленных в суде доказательств, закон требовал от них мотивирования своего решения. Решение выносилось в виде вердикта, то есть ответа на вопрос о виновности, сформулированного судом в итоге судебного следствия и прений сторон. Присяжные заседатели обязывались сохранять тайну их совещаний и не объявлять никому, какие голоса были поданы в пользу или против подсудимого.

Вердикт присяжных выносился большинством голосов, если невозможно было добиться единогласия. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина.

При разделении поровну принималось мнение, которое было в пользу подсудимого.

По возвращении в зал старшина в присутствии подсудимого прочитывал вслух вопросы суда и ответы присяжных. Затем вопросный лист передавался председателю суда, который удостоверял его своей подписью.

В приговорах, вынесенных на основании вердикта присяжных, отсутствовала мотивировка решений. Суд обязан был изложить только соображения, относящиеся исключительно к применению законов в части определения меры наказания подсудимому.

Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департаменте Сената. Он мог быть отменен полностью или частично. Но это не касалось самого вердикта, а только вынесенного на его основе решения суда.

При новом рассмотрении дела суд обязан был исходить из вынесенного ранее присяжными вердикта о виновности подсудимого. Суд выслушивал мнения прокурора и защитника о применении законов в соответствии с этим вердиктом и выносил новый приговор.

Участие в уголовном процессе присяжных заседателей предполагало демократическую процедуру судебного разбирательства, что уже само по себе противоречило обвинительному уклону в судопроизводстве. Восприятие ими происходящего в ходе судебного разбирательства, оценка фактических обстоятельств дела были принципиально иными, нежели у суда, состоящего из профессионалов.

Судебная реформа 1864 г. изменила судопроизводство, процессуальное и в какой-то мере материальное право Российской империи. Был введен самый демократический вид суда - суд присяжных, который позволил заметно уменьшить обвинительный уклон в уголовном преследовании.

В 1917 году суд присяжных был упразднен, а с октября 1922 года упоминание о нем было полностью исключено из законодательства России.

В России нет легального определения суда присяжных заседателей. Когда мы говорим о легальном определении, мы имеем в виду определение, которое есть в законе, которое вытекает из закона. О суде присяжных упоминается в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в Федеральном законе РФ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Но что это такое - нигде не определяется.

Что такое суд присяжных

Если попробовать сформулировать определение суда присяжных своими словами, то получится следующее: это граждане Российской Федерации, которые имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве судей, но непрофессиональных, поскольку суд присяжных заседателей решает только самые общие вопросы, не вдаваясь в профессиональные, юридические термины. Основных таких вопроса три: виновен ли подсудимый, доказана ли его вина и заслуживает ли он снисхождения? Здесь не поднимается вопрос о квалификации деяния: было ли это убийство при отягчающих или убийство при смягчающих обстоятельствах. Присяжные не решают профессиональных вопросов, не решают, какое наказание назначить. Они могут просто сказать, что подсудимый, например, заслуживает снисхождения, - и тогда наказание будет меньше.

Присяжные заседатели решают вопрос о вине подсудимого с точки зрения человеческих и моральных ценностей, учитывая при этом свой жизненный опыт. Есть дела, когда участие граждан необходимо в осуществлении правосудия, - взять, например, убийство, часть первую 105-й статьи. Убийство может быть совершено по совсем разным мотивам: на почве личных неприязненных отношений, при распитии спиртных напитков, это может быть убийство из ревности, наконец, это может быть убийство из сострадания, то есть эвтаназия, когда удовлетворяется просьба больного, которому осталось совсем недолго жить, он испытывает сильные боли, и для того, чтобы облегчить его жизнь, другой человек принимает решение об убийстве. Это все равно будет одно преступление - убийство. Однако, при учете всех мотивов, что наказание может быть совершенно разное. В некоторых случаях можно даже принять решение об оправдании такого лица, исходя из каких-то человеческих ценностей. Решает этот вопрос не один человек, потому что в этом случае все может быть предвзято и слишком субъективно, а целая коллегия присяжных заседателей, которая сейчас должна состоять не менее чем из 12 человек. Однако наш закон допускает, что всего присяжных может быть до 18 человек.


История суда присяжных

Суд присяжных начал работать в России в 1864 году после судебной реформы. Старый суд ликвидировали, а судебная власть стала независимой от административной. До этого все судебные процессы были тайными и письменными, а после реформы они стали больше похожи на процессы в нашем современном понимании. Дела стали вести открыто, устно, в них появился момент состязания и, самое главное, появился суд присяжных.

Разумеется, присяжными тогда могли стать только мужчины в русском подданстве не младше 25 и не старше 70 лет. Присяжными могли стать и мировые судьи, и гражданские чиновники, и крестьяне, которые занимались крестьянским общественным управлением, а всех остальных выбирали в соответствии с определенным количеством имущества. Если у тебя его было меньше нормы, ты не мог стать присяжным. Старый суд присяжных занимался только уголовными делами - этим наш суд присяжных до сих пор отличается от европейского, который позволяет присяжным рассматривать и гражданские дела.

Кто может и кто не может быть присяжным

Присяжным заседателем может стать не каждый человек. В Российской Федерации есть закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в 23-й статье которого определены требования. Присяжным заседателем не может стать человек, который не достиг 25 лет к моменту составления списков. И судьей может быть только тот, кто достиг 25 лет, а дальше ситуация может развиваться по-разному, потому что есть разные уровни судов, и в зависимости от того, какой вы судья, у вас повышается запрос на возраст. Судьей Конституционного суда можно стать только после 35 лет. Кроме того, еще есть стаж юридической специальности, но для присяжных заседателей стаж юридической специальности не требуется, однако требование к 25 годам есть.

Если у вас есть непогашенная, неснятая судимость, то вы не сможете стать присяжным заседателем. Если вы на момент составления списков являетесь недееспособным или ограниченно дееспособным, то тоже вам не быть присяжным, потому что в этой ситуации вы либо не можете нести ответственность за свои действия, либо можете, но не в полной мере. Если вы состоите на учете в психоневрологическом либо наркологическом диспансере в связи с лечением алкоголизма, наркомании, каких-либо тяжелых психических расстройств, то вы также не можете принимать участие. Если судом присяжных заседателей рассматриваются уголовные дела, то в этом случае не могут принимать участие в качестве присяжных подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, граждане, не владеющие языком, на котором идет судопроизводство, и граждане, имеющие физические или психические недостатки, которые будут препятствовать участию в деле.

Коллегия присяжных

В каждой коллегии назначается лидер, старшина (42-я глава УПК, начиная со статьи 324-й). Обычно стараются собрать как можно больше присяжных, потому что если уголовный процесс длится долго (а обычно он длится долго по тем делам, где есть присяжные заседатели), то к концу рассмотрения дела присяжных может стать, например, 11. Какие-то присяжные будут выбывать, а на их место будут вставать запасные. Однако если для процесса набрали 18 человек, то они все должны постоянно находиться на судебном заседании, а если один из них пропускает, то он автоматически выбывает. Может случиться так, что к концу рассмотрения дела останется всего 11 присяжных. Если такое произойдет, то придется распускать коллегию и собирать новую. И это большая проблема для адвокатов, для судей, для прокуроров: придется заново слушать дело.


Присяжными становятся добровольно

Быть присяжным - это обязанность или право? По-хорошему это общественный долг. Можно отказаться, но для этого должны быть какие-то основания, просто сказать «нет» нельзя. Как отказаться от того, чтобы быть присяжным заседателем? Во-первых, вы можете отказаться, если вам нет 25 лет, если вы не владеете языком, на котором идет судопроизводство, если у вас такое состояние здоровья, что вы не можете исполнять обязанности присяжных, - однако тогда вы должны подтвердить это медицинскими документами. Также вы можете отказаться, если достигли возраста 65 лет, если вы военнослужащий, если вдруг вы занимаете государственную или выборную должность в органах местного самоуправления. Разумеется, присяжным не может быть судья, прокурор, следователь, адвокат, нотариус. Даже если они прекратили осуществление своей деятельности, все равно должно пройти хотя бы 5 лет, чтобы они могли стать присяжными заседателями. Не может быть присяжным священнослужитель. Священнослужители не служат в армии и не могут быть присяжными заседателями.

Порядок выбора присяжных

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет два списка присяжных заседателей - общий и запасной. В него включается то число граждан, которое необходимо для работы суда присяжных заседателей. Они должны проживать на территории конкретного субъекта, число граждан от каждого муниципального образования должно примерно соответствовать числу граждан, постоянно проживающих в этом муниципальном образовании, и числу граждан, постоянно проживающих в субъекте. От каждого муниципального округа будут выдвигаться кандидаты. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, также определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта и составляет не более ¼ числа кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат включению в этот список присяжных заседателей.

В 4-й статье закона «О присяжных…» все это подробно описано. За процессом привлечения присяжных следит председатель суда. Он должен поднять этот вопрос не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели и принять меры к тому, чтобы все-таки были составлены новые списки кандидатов - их составляет исполнительно-распорядительный орган муниципальных образований (отдельно по каждому муниципальному образованию). Потом эти списки уточняются, подписываются главами муниципальных образований и представляются в высший орган государственной власти субъекта, который проверяет списки, подписывает и скрепляет их печатью. Дальше список публикуется в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержит фамилии, имена, отчества кандидатов в присяжные заседатели. Когда список составлен окончательно, он направляется в суд.

Граждане могут быть присяжными заседателями один раз в год в течение 10 рабочих дней. Но если рассмотрение уголовного дела было начато с вами в качестве присяжного и не окончилось к моменту истечения 10-дневного срока, то, соответственно, вы будете заняты на весь срок, пока будет рассматриваться данное уголовное дело в суде. Обычно дела, в которых действуют присяжные заседатели, не рассматриваются в течение 10 дней, дело может длиться около двух месяцев и больше. Суд выплачивает присяжным обязательную зарплату за счет средств федерального бюджета в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда - это называется компенсационное вознаграждение. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта с письменным заявлением о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели и об исключении из указанных списков или исправлении неточных сведений. После чего орган исполнительной власти субъекта принимает решение о том, исключить ли гражданина из списков или нет, однако изменения и дополнения, которые вносятся в общий список кандидатов, опять же также должны быть опубликованы в средствах массовой информации. Но прямого ответа на вопрос, как отказаться от предложения стать присяжным, нет.

Какие дела поручают суду присяжных

В Российской Федерации есть Уголовно-процессуальный кодекс, который в 42-й главе «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей» определяет весь порядок - как должно рассматриваться то или иное дело, когда в нем участвуют присяжные заседатели. В нашей Конституции определено, что каждый обвиняемый по уголовному делу, которому грозит назначение такого наказания, как пожизненное лишение свободы или смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей. Есть достаточно много статей, которыми предусмотрено пожизненное лишение свободы в виде наказания, и если обвиняемый по данным статьям хочет, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных заседателей, то отказать ему не могут. Сюда входит убийство при отягчающих обстоятельствах, вторая часть 105-й статьи; организация преступного сообщества, четвертая часть; изнасилование, ответственность за которое предусмотрена пятой частью; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, государственного или общественного деятеля и так далее (см. статью 31, часть 3, пункт 1 УПК). Во-первых, здесь присутствуют все посягательства на жизнь, а у нас их три. Кроме этого, присутствуют убийства при отягчающих обстоятельствах, потому что это самые тяжкие преступления. Здесь присяжные заседатели с человеческой точки зрения могут ситуацию проиграть и рассмотреть.

Как присяжные принимают решение

Когда дела рассматриваются присяжными заседателями, бывает, что с ними пытается говорить сторона защиты. Это непрофессионализм и, как правило, такого не допускают. Бывает, что и следствие, и прокуратура пытаются договориться с присяжными заседателями. Но против этого действует строгий порядок, который запрещает и стороне обвинения, и стороне защиты встречаться с присяжными заседателями, а если присяжного уличат в встречах, то он получит отвод. Родственники обвиняемых и потерпевших стараются даже не ездить в лифте с присяжными заседателями. Присяжные должны руководствоваться только своими убеждениями - других вариантов нет.


Представим себе ситуацию, когда убийство происходит из-за ревности без состояния аффекта.Человек обвиняется в преступлении, которое он совершил по мотиву ревности, убив сразу двух человек: свою жену и ее любовника. Понятно, что это неравноценно убийству двух и более лиц, совершенному из корыстных побуждений. Присяжные заседатели, когда принимают решение, виновен человек или невиновен, основываются на своем внутреннем убеждении, которое сформировалось исходя из того, что они видели и слышали. И тут должен хорошо сработать адвокат. Многие адвокаты, когда принимают участие в делах с присяжными заседателями, берут уроки актерского мастерства, потому что в их задачу входит объяснить людям, которые не обладают профессиональными знаниями, всю сложившуюся ситуацию. Причем объяснить ее практически на пальцах, чтобы каждый понял, и, естественно, внушить слушателям какие-то эмоции, ведь присяжные заседатели не отталкиваются, как судья, от сухих фактов закона. Они принимают решение душой и сердцем, а значит, адвокат должен сделать все возможное, чтобы доказать невиновность своего подзащитного. То же самое относится к прокурорам, потому что они должны доказывать обратное, когда обращаются к присяжным заседателям и объясняют им, почему было принято то или иное решение. Просто сухих фактов, как в обычно суде, будет недостаточно, должна быть эмоциональная окраска всего происходящего.

Аргументация решения суда присяжных

Присяжные не должны аргументировать свое решение. Они все принимают присягу и у них есть четко поставленные вопросы, на которые они четко отвечают. Периодически присяжных удаляют из зала суда, когда начинают обсуждаться какие-то процессуальные вопросы. В 339-й статье УПК формулируются вопросы к присяжным: доказано ли, что деяние имело место, доказано ли, что деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния, а если виновен, то заслуживает ли он снисхождения? И если присяжные разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ, - все всегда толкуется в пользу обвиняемого. Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора (348-я статья). Решение суда присяжных обязательно, в России оно полностью учитывается. Если есть вердикт суда присяжных о невиновности, то суд на следующий день постановляет оправдательный приговор. Но пересмотр этого дела, пересмотр этого решения может двигаться дальше в том же порядке, который установлен для всех остальных дел, и возможно прохождение всех инстанций.


Противники суда присяжных

Противники суда присяжных есть, потому что многие считают, что у кухарок и шоферов не хватит интеллекта, чтобы принять решение. Но в данной ситуации не требуется никаких знаний, не требуется каких-то интеллектуальных усилий: человек понимает душой и сердцем, ведь душа и сердце есть у всех. И если это граждане нашего общества, почему мы должны их делить по какому-то принципу и считать, что они не имеют права участвовать в отправлении правосудия? Если у нас есть такая возможность и она дается нам законом, то почему мы не можем это реализовывать? Если решение должно было бы приниматься только профессионалами, то суда присяжных заседателей просто бы не было. Считается, что суд присяжных заседателей подкупается и они выносят оправдательные вердикты специально. Но в таком случае можно то же самое сказать и про судей, и про прокуратуру, и про следствие. Хорошо, что есть суды присяжных заседателей, потому что есть дела, которые очень похожи друг на друга, однако в них есть дифференцирующий момент, мотив, который полностью меняет всю ситуацию. Для судьи это тоже имеет значение, но судья в этой ситуации может руководствоваться только буквой закона. А присяжные руководствуются не буквой закона, не сухими фактами, а своим отношением к происходящему. Суд присяжных заседателей должен быть, потому что есть определенные категории дел, где это очень важно.

Реформа суда присяжных

Вскоре грядут реформы, которые немного расширят полномочия присяжных заседателей. Они уменьшат количество присяжных - их будет 6, максимум 8. Суд присяжных после реформы будет не только в федеральных, но и в других судах, и созываться он будет уже по таким вопросам, как, например, причинение смерти по неосторожности (различные варианты 109-й статьи), причинение вреда здоровью. Если поменяется список преступлений и возможностей для рассмотрения дел судом присяжных заседателей станет больше, это положительно повлияет на осуществление правосудия.

Причинение смерти по неосторожности сейчас не может рассматриваться судом присяжных, потому что оно не подразумевает такого наказания, как смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Но причинение смерти по неосторожности может совершить каждый из нас. Вообще совершить неосторожное преступление может каждый человек, никто от этого не застрахован. И в этой ситуации иногда нам просто необходима помощь присяжных заседателей, которые с учетом своего жизненного опыта, своей гражданской позиции могут помочь в решении этого вопроса. Иногда грань между преступным и непреступным очень тонкая. Например, лицо не предвидело, что своими действиями причинит смерть, хотя должно и могло предвидеть. А если оно хотя бы не должно или хотя бы не могло этого предвидеть? Всего лишь маленький момент - и преступления нет. Иногда эта грань такая тонкая, что непонятно, как это произошло. Может быть, человек повесил санки за окно, а они в итоге, из-за того что гвоздик в связи с погодными условиями отвалился, кому-нибудь упали на голову и причинили смерть. Человек все-таки виноват, потому что не надо было вешать эти санки, но, с другой стороны, есть ведь еще варианты. Если дело расследовалось правильно, то можно установить факты, которые могут смягчить в данной ситуации положение обвиняемого. Допустим, он повесил на совсем плохой гвоздь, или наоборот, забил конкретные болты, и если бы кусок стены не отвалился, то санки бы не упали. Надо смотреть на эти ситуации и оценивать: а была ли вина? Вдруг не было?

Есть преступления, в которых участвуют так много факторов, что в итоге оно становится возможным. Оценить все эти факторы - это как раз задача присяжных заседателей, причем оценить с человеческой точки зрения, потому что мы должны рассматривать ситуации, в которыз совершаются неосторожные преступления, с точки зрения возможностей среднего человека. Сейчас они рассматриваются и оцениваются только судом, а если бы в этом участвовал суд присяжных заседателей, то, может быть, и сам обвиняемый бы понимал, что к его делу подошли не формально и шаблонно, а вдумчиво и с разных сторон. Может быть, тогда бы у него возникло определенное чувство справедливости.

Суд присяжных в России

На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями. Окончательно процесс введения суда присяжных был завершён лишь к 1896 году .

В таком виде суд присяжных просуществовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 г.

Возрождение суда присяжных в России (Советском Союзе) стало активно обсуждаться с конца 80-х годов XX в.

Суд присяжных в Российской Федерации

Обвиняемый не имеет право заявить ходатайство на рассмотрение его уголовного дела судом второй инстанции в составе судьи мирового суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей, в случае если он обвиняется в совершении преступления не предусмотренного следующими статьями :

  • 105 «Убийство » частью второй
  • 126 «Похищение человека» частью третьей
  • 131 «Изнасилование », частью третьей
  • 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)»
  • 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»
  • 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» частью третьей
  • 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения», частью третьей
  • 269 «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов» частью третьей
  • 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»
  • 290 «Получение взятки», частями третьей и четвертой
  • 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»
  • 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»
  • 296 «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования»
  • 297 «Неуважение к суду»
  • 298 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя»
  • 299 «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности»
  • 300 «Незаконное освобождение от уголовной ответственности»
  • 301 «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей»
  • 302 «Принуждение к даче показаний»
  • 303 «Фальсификация доказательств», частями второй и третьей,
  • 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»
  • 305 «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»
  • 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»
  • 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» частью третьей
  • 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» частью второй
  • 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»
  • 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»
  • 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»
  • 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»
  • 359 «Наёмничество », частями первой и второй
  • 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Требования к присяжным заседателям

Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:

  1. лица, не достигшие 25 лет
  2. лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
  3. лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
  4. состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере

также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:

  1. подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
  2. не владеющие языком, на котором ведется слушание
  3. имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела

Вердикт присяжных заседателей

В соответствии со статьей 343 Уголовно-процессуального Кодекса РФ , если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение 3 часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого, и его виновности, проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Примечания

Литература

  • Карнозова Л. М. Возрожденный суд присяжных. Замысел и проблемы становления. - М.: Nota Bene, 2000. - 366 с. ISBN 5-8188-0044-X
  • Ильюхов А. А. Суд присяжных в России. Исторические, уголовно-процессуальные и уголовно-правовые аспекты. - М.: Экономика, 2009. - 362 с. ISBN 9785282029925
  • Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864-1917 гг. - Л.: Лениздат, 1991. - 512 с. ISBN 5-289-01078-5

См. также

Ссылки

  • Влас Михайлович Дорошевич . « », « »

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Суд присяжных в России" в других словарях:

    Суд, разбирающий и разрешающий уголовные, а в некоторых странах и гражданские дела с участием присяжных заседателей. С.п. такая организация судебного разбирательства дел, при которой суд четко подразделяется на две части: одну составляют судьи… … Энциклопедия юриста

    Суд присяжных: Суд присяжных институт судебной системы. Суд присяжных телевизионная программа на НТВ российского телевидения, судебное шоу. См. также Суд присяжных в России … Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. У этого термина существуют и другие значения, см. С … Википедия

    Суд присяжных - (англ. jury) в ряде государств суд, в состав которого входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели, подобранные или назначенные для данного судебного процесса представители народа. Присяжные и постоянный (коронный) судья, как … Энциклопедия права

    СУД ПРИСЯЖНЫХ - один из институтов судебной системы и всей системы органов государственной власти, воплощающий принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия. Возник в Англии в XII XV вв. и после Великой французской революции получил широкое… … Юридическая энциклопедия

Отправление правосудия - вещь неимоверно сложная, противоречивая и накладывающая небывалую ответственность на того, кто его вершит. Во все времена судья был самой уважаемой, почетной и заслуживающей безграничного доверия личностью. Но, тем не менее, любой судья - прежде всего человек, а судья с опытом - еще и в каком-то смысле зашореный человек, принимающий решения ежедневно, а потому, возможно, и не замечающий некоторый мелочи, на которые обратит внимание человек без опыта.

Именно для того, чтобы в каждом уголовном деле были люди, имеющие свой, свежий взгляд на произошедшие события, и был введен в России суд присяжных. Точнее, не введен, а возвращен, поскольку впервые он появился в России еще в 1864 году и просуществовал вплоть до 1922 года, когда был отменен Советской властью.

Суд присяжных в России - явление молодое, и, надо сказать, не пользующееся особой популярностью ни у людей с ни у самого населения. При этом споры вокруг него не утихают уже несколько десятилетий, и понять, чего в нем больше - вреда или пользы, пытаются все, кто имеет хоть какое-либо отношение к деятельности судов и правоохранительных органов. При этом стоит отметить, что защищают суд присяжных в основном с помощью весьма расплывчатых аргументов, поскольку найти действительные плюсы этого варианта отправления правосудия достаточно сложно.

Суд присяжных: за и против

Чтобы понять, насколько такой тип суда адекватен нынешнему состоянию дел в России, и имеет ли он право на существование (не на основании Конституции, а на основании здравого смысла), необходимо детально рассмотреть все его существенные стороны.

Итак, суд присяжных - это такая форма судопроизводства, в которой решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления, принимается группой лиц из 12 человек, не имеющих специального образования и собранных вместе исключительно ради вынесения вердикта по делу.

Опытные юристы и судьи считают подобный вариант рассмотрения уголовных дел априори неверным, поскольку присяжные принимают решение не на основании материалов дела (хотя они, безусловно, с ними ознакамливаются), а на основании собственного опыта. Если судья выносит свой приговор, опираясь исключительно на факты, и ориентируется на доказанность преступления, то для присяжных зачастую оказывается куда важнее эмоциональная и моральная сторона дела. Иными словами суд присяжных судит с точки зрения морали, а судья - с точки зрения закона.

Но ни для кого не секрет, что в России мораль и закон всегда находились и находятся по сей день в состоянии некой скрытой войны. Именно в связи с этим многие преступления, рассматриваемые судом присяжных, рассматриваются со стороны морального аспекта. В целом ряде случаев преступники, даже признавшие свою вину, были отпущены на свободу присяжными в связи с тем, что с точки зрения обывателя, далекого от буквы закона, они не совершили ничего ужасного.

Вторым негативным аспектом суда присяжных считают его потенциальную коррумпированность. Люди, принимающие участие в заседаниях - зачастую безработные, пенсионеры или домохозяйки, то есть наименее социально защищенная прослойка населения. Работающие же граждане предпочитают не участвовать в суде присяжных - это отвлекает от основной работы, требует времени, сил и накладывает ответственность, к которой они не готовы. Поэтому когда встает вопрос о том, легко ли оказать давление на присяжных, сомнений у человека, знакомого с российскими реалиями, не возникает. В связи с этим многие профессионалы считают, что единственные, кому выгодно существование в России суда присяжных - это сами преступники. Всегда имеющие возможности надавить либо на жалость, либо на бедность присяжных.

Существуют исторические свидетельства того, что впервые какое-то подобие судов присяжных в их классическом виде появилось во Франции во времена правления Людовика Благочестивого в 829 г. Эти суды перенесены в Англию норманнами после вторжения в 1066 г. К этому времени относится начало разъездов королевских судей в различные округа королевства. Разъездные судьи -- ревизоры, прибывая на место, председательствовали в судах графства, превращая их в королевскую курию. В курию приглашалось по 12 полноправных жителей каждого города, которые принимали вердикт (от лат. vere dictum - верно сказанное) о виновности либо невиновности подсудимого.

Первое упоминание об этом институте относится к 1166 году, когда состоялся “большой суд присяжных в Кларендоне, для участия в котором привлекли 12 самых законопослушных граждан графства, чтобы получить показания об обвиняемых”. Официально суд присяжных был введен в Англии в 1167 г. указом короля Генриха II (1154-1189) для разрешения земельных споров. Рассматривая первоначально дела гражданские, они в случаях спора о поземельных границах при отсутствии точных документов разрешали этот вопрос по памяти. К началу XII века суд присяжных утвердился как неотъемлемый элемент английской правовой системы, вероятно, в результате упадка средневековых форм суда, таких, как поединок, пари и «суд божий».

6 июня 1215 г. английские бароны вынудили короля Иоанна Безземельного подписать Великую Хартию вольностей, которая и сегодня является одной из основ конституционного строя Великобритании. Хартия ограничивала прерогативы королевской власти в пользу парламента. Именно после ёё принятия стал развиваться «суд равных с участием присяжных». Ст. 39 Хартии гласит, что ни один свободный человек не будет арестован, или заключён в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и король не пойдет на него войной и не пошлет на него войска иначе, как по законному приговору суда равных ему по законам страны. Суд присяжных явился средством привлечения рядовых граждан страны к отправлению правосудия, как по уголовным, так и по гражданским делам.

Первоначально равенство по Великой Хартии вольностей было относительным, так как распространялось только на свободных людей - баронов. Однако сама идея суда присяжных была оформлена и в дальнейшем, по мере распространения прав и свобод на купцов, крестьян и зарождающуюся буржуазию, и стала юридически всеобщей.

Позднее было учреждено обвинительное жюри, которое постепенно выделило из своей среды жюри приговора (малое жюри). Малое жюри вначале традиционно состояло из людей, хорошо знакомых с данной местностью и ее обычаями. Эти люди были скорее свидетелями, чем судьями, и королевские судьи часто игнорировали их мнение. Члены жюри не проверяли непосредственно доказательств. Они решали дело своим вердиктом на основании лично им, как местным людям, известных фактов, выполняя обязанность сообщения председательствующему своих, основанных на личном знании, впечатлений. Из такого построения разбирательства дел присяжными ведет свое происхождение положение, согласно которому присяжные решают только вопросы факта, решение же вопросов права принадлежит судье.

Постепенно роль малого жюри наполнилась новым содержанием, и с XV века оно стало функционировать как истинно судебная коллегия, решающая дело по существу. К этому времени суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган, выявляющий фактическую сторону дела.

Большое значение для деятельности суда присяжных имело решение, принятое в ходе слушания «дела Бушеля», в соответствии с которым присяжный заседатель не должен штрафоваться или сажаться в тюрьму за оправдание подсудимого, даже если тот действительно совершил преступление. Благодаря этому решению к 1670 г. суд присяжных превратился в орган, независимый от воли короля и королевских судей. К началу XVIII века для суда присяжных стала характерной практика вынесения решения по судебному делу исключительно на основании предъявленных на процессе доказательств, причем, относящихся только к рассматриваемому делу.

Английский суд присяжных послужил примером для многих государств. Так называемый англосаксонский процесс распространился на британские колонии, такие как Индия, Австралия, Новая Зеландия, Северная Америка, Южная Африка.

Сложившись и устоявшись как правовая традиция в Англии, найдя поддержку среди широких слоев населения, суд присяжных был позаимствован и Континентальной системой права. Во Франции он появился после Революции 1789 г., когда был принят Декрет о судебной организации (1790 г.), упразднивший королевскую юстицию. Этим декретом были заложены основы демократического правосудия, в котором важная роль стала принадлежать суду присяжных (ассизов).

В остальные страны континентальной Европы суд присяжных «перекочевал» в период буржуазных преобразований конца XVIII - начала XIX века. Его активным сторонником был Наполеон I Бонапарт, который немало усилий приложил не только для упрочения позиций суда присяжных во Франции, но и для его внедрения в других европейских государствах, таких как Бельгия, Голландия, Италия. Благодаря Наполеону, суд присяжных стал символом народной власти. В странах, где традиция суда присяжных идет от походов Наполеона, суд присяжных с самого начала занимался только тяжкими преступлениями против личности и политическими делами (о государственной измене и проч.).

В Германии такой суд был учрежден в 1848 г., а в 1924 г. заменен коллегией из трех профессиональных судей и шести присяжных. В Германии времен фашистского режима институт присяжных заседателей был ликвидирован, как, впрочем, и многие другие демократические нормы, но сразу же после 1945 г. его восстановили. В 1975 г. количество присяжных уменьшено до двух человек, и такой суд именуется судом присяжных скорее по традиции, нежели по своей сути6.

Буржуазные революции в Европе принесли вместе с собой во многие страны романо-германской системы права и суд присяжных, который будучи основанным на принципах гласности, устности и состязательности, сыграл незаменимую роль в формировании чувства справедливости и общественного правосознания в условиях ломки феодальной системы правосудия.

Но в Европе суды присяжных заседателей явились уже несколько видоизмененными и приспособленными для решения проблем того времени. Это был так называемый шеффенский суд, и основным отличием от английской модели было то, что шеффены (непрофессиональные судьи) наряду с судьей располагались в одной ложе и вместе решали не только вопрос факта, но также и вопрос права. Проще говоря, шеффены не только давали ответ на вопрос о виновности или невиновности подсудимого, но и участвовали наряду с судьей в избрании соответствующего наказания. К достоинствам шеффенского суда следует отнести обновление состава заседателей для рассмотрения каждого нового дела, количественное преобладание народных заседателей над профессиональными судьями в единой коллегии, что позволяет им в свою очередь, если они уверены в своей правоте, решить исход дела, равенство прав заседателей и судьи, включая право зафиксировать свое особое мнение. Ко всему вышеперечисленному следует добавить, что меньшее количество заседателей дает им возможность шире использовать институты народных заседателей при рассмотрении уголовных и гражданских дел, лучше знакомиться с материалами дела и возможность для заседателей ознакомиться по ходу рассмотрения дела с большим количеством юридических вопросов.

Системы права Великобритании и континентальной Европы во многом отличаются друг от друга. Основная идея англосаксонской правовой системы заключается в том, что лучшие представители народа, будучи избранными в состав жюри присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела, провозглашают вердикт, который в силу судебного прецедента становится законом, а поэтому должен учитываться при рассмотрении других дел. Судья, вынося приговор на основании оглашённого вердикта, является лицом выборным, т. е. тоже «назначается народом». Собранные судебные решения формируют законодательную базу. Таким образом, предполагается, что народ творит право. Исторические корни такого подхода - средневековый английский процесс. Суд присяжных - суд равных и перед равными, а потому ему изначально должны быть присущи состязательность и непосредственность представления и судом доказательств. Это его основные принципы.

В уголовном процессе «островного» типа суд вершат избранные в составе жюри представители народа, а не государства, которое представлено стороной обвинения, уравновешенной стороной защиты. Низведение государства до роли одной из сторон в уголовном процессе перекладывает обязанность по защите общественных интересов и на присяжных. Поэтому, участвуя в отправлении правосудия, присяжные решают и вопрос безопасности общества, жителей конкретной местности (города, графства, округа), своей личности и своего имущества от действий подсудимого. Никто не хочет, оправдав виновного, стать впоследствии его жертвой. Система формирования жюри присяжных обеспечивает преобладание в нём здоровых консервативных настроений, что, в конечном счете, обеспечивает защиту общественных интересов. Но это только в странах с англосаксонской моделью уголовного процесса.

Континентальное право, напротив, является данным народу в окончательном виде: монархом, правителем, законодателем. Судья, прокурор, следователь - назначаемые на должность профессионалы - должны лишь точно применить норму закона к конкретному случаю. В основу континентального права изначально заложено неравенство субъектов - государства и его гражданина (подданного). Основная тяжесть получения доказательств перенесена из суда на стадию предварительного следствия.

Значение судебных приговоров по конкретным делам для сравниваемых правовых систем также существенно различается. Если в континентальной системе права - это лишь решение по конкретному делу, то в англосаксонской - это ещё и прецедент, образец для разрешения аналогичных дел в будущем и, что немаловажно идеологически, акт непосредственной демократии, результат осуществленного народом правосудия. Собранная воедино практика и образует так называемое прецедентное право, играющее главную роль в англосаксонской правовой системе.

В аспекте господствующей ныне идеологии принципы континентального права очень проигрывают англосаксонской идее. Однако это лишь поверхностное впечатление: сколь они уступают внешне, столь много они выигрывают внутренне - с точки зрения функциональности.

Традиции отправления правосудия, осуществляемого в рамках каждой правовой системы, формируют и соответствующий тип общественного правосознания, который проявляется в подходах к отправлению правосудия конкретных представителей народа, вовлечённых в сферу уголовного судопроизводства.

В настоящее время уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей в Великобритании, зачастую, представляет собой целый спектакль, поэтому уголовные дела рассматриваются при большом стечении публики. Обвиняемый в совершении тяжкого преступления может сам потребовать суда присяжных. Что же касается гражданского права, то суд присяжных собирается только для рассмотрения дел об устной клевете, о злонамеренном преследовании, об обольщении или об отказе жениться. При рассмотрении гражданских дел разрешено присутствовать строго ограниченному кругу заинтересованных лиц.

Английская коллегия присяжных состоит из 12 граждан. Их выбирают по жребию из списка всех заседателей округа. Присяжным может быть каждый английский избиратель, не младше 18 и не старше 65 лет. При этом кандидат в присяжные должен быть «коренным» британцем, то есть прожить в Соединенном Королевстве не менее 5 лет в детстве (до 13 лет). Суд присяжных может приступить к рассмотрению дела только после обвинительного заключения. Процесс проходит в устной форме, и присяжным запрещено брать с собой в совещательную комнату письменные документы.

Институт присяжных в Англии наиболее разработан в Английском Суде Короны, рассматривающем уголовные дела. В сегодняшнем виде он был введен в 1971 г. Законом о судах. В Суде Короны дела рассматриваются заседателями только в том случае, если об этом просит обвиняемый.

Франция уже давно отказалась от суда присяжных в его классической форме. Он состоит из трёх профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (ассизов). Профессиональные судьи и ассизы образуют единую коллегию, решающую вопросы и «права», и «факта». Членом суда ассизов может стать француз, проживающий в данном департаменте, достигший 23 лет, пользующийся политическими и гражданскими правами, а также не страдающий психическим расстройством. Суд ассизов осуждает ежегодно около 2 тысяч преступников. Такие дела широко освещаются в прессе, и по ним у французов создается представление о правосудии.

Австрийский суд состоит из трех профессиональных судей и восьми присяжных. К компетенции такого суда отнесены дела о государственных преступлениях, а также о преступлениях, по которым может быть назначено пожизненное заключение. Присяжным в Австрии может стать любой человек, достигший 30 лет, имеющий австрийское гражданство и признающий демократический строй Австрии. Присяжные имеют право задавать допрашиваемым любые вопросы, могут требовать дополнения судебного следствия, проведения очных ставок, повторного допроса свидетелей.

В ФРГ, как и во Франции, в настоящее время суда присяжных в его традиционной форме не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, - это Уголовная палата земельных судов. Заседатель такого суда - почетная выборная должность. В ходе судебного разбирательства присяжные приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии судебного решения. Голос заседателя равен голосу судьи. В ФРГ в местных судах дела о малозначительных преступлениях рассматриваются судьей единолично либо одним-двумя судьями совместно с двумя заседателями. Окружные суды рассматривают дела о тяжких преступлениях в составе трех судей и двух заседателей.

В Италии суды с народным представительством существуют в составе двух профессионалов и шести непрофессионалов, в Греции - в составе трёх профессионалов и пяти непрофессионалов.

Во всех странах, где действует суд присяжных, председательствующий судья играет большую роль в подготовке и проведении судебного заседания, в частности, он направляет ход заседания, разъясняет значение доказательств (в том числе показаний свидетелей) и законодательные нормы, применимые к данному случаю. Судья даже может проигнорировать вердикт присяжных и потребовать пересмотра дела, если вердикт противоречит закону и игнорирует важные факты. Единственный случай, когда судья не может опротестовать вердикт - это когда присяжные в уголовном процессе вынесли вердикт «невиновен». Правда, это правило действует только в США и Великобритании, но не в континентальной Европе.

В большинстве стран суд присяжных рассматривает достаточно малое количество уголовных дел. В Англии и США он участвует в рассмотрении в среднем 3-9% дел. Во Франции - менее 1% от общего числа направленных в суды дел. Постепенно уменьшилось количество вопросов факта и расширились вопросы права. Вышестоящие судебные инстанции получили право на отмену приговора, постановленного судом присяжных. Наделение председательствующего обширными дискреционными полномочиями, в частности, правом подводить итоги, то есть делать резюме по результатам судебного разбирательства (судейская инструкция); право давать указания присяжным заседателям вынести вне зависимости от их внутреннего убеждения определенный вердикт, которое обязательно к исполнению, свидетельствуют о сужении полномочий присяжных.

Но это отнюдь не уменьшает его роли. В странах с развитым состязательным процессом суд присяжных является не единственной или преобладающей формой, а институтом, который определяет систему правосудия в целом, задавая её качество и гарантируя гражданам право на рассмотрение дела присяжными при соответствующей подсудности. Например, так называемая сделка о признании в США, которой разрешается более 90% всех уголовных дел, стала возможной именно благодаря наличию суда присяжных, жёсткие стандарты которого заставили формировать альтернативные способы разрешения дел. Критика же, которой в этих странах порой подвергается суд присяжных, в частности в прессе, скорее свидетельствует о развитости гражданского общества и о силе судебной власти, нежели подвергают сомнению укоренённость этого института.

В современном мире суд присяжных действует в Великобритании, Франции, Италии, Австралии, Канаде, США, Австрии, Бельгии, Дании и некоторых других государствах.

Таким образом, развитие института суда присяжных в большинстве цивилизованных государств опиралось как на английский опыт, так и на собственные правовые традиции и национальные особенности. Именно поэтому сейчас существует так много различных правовых систем.