Тест для школьников по правовому воспитанию. Правовая игра "подросток и закон"

Тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся 1-4 классов по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

1 . Каким правом, записанным в Конституции РК, вы пользуетесь, приходя в школу учиться?

А) на отдых, Б) на гражданство, В) на образование.

2 . Какое самое главное право человека записано в статье 15 Конституции РК:

А) на жизнь Б) на труд В) на свободу

3 .С какого возраста человек обладает правами в РК?

А) с16 лет, Б) с рождения, В) с 14 лет

4 . Каким правом, записанным в Конституции РК, вы пользуетесь, получая помощь у медицинского работника в школе и поликлиниках города?

А) на отдых, Б) на гражданство, В) на охрану здоровья.

5.Вызвав по телефону сотрудников пожарной службы, скорой помощи, либо других государственных служб, при этом без оснований на это, вы…..?

А) пошутили, Б) совершили необдуманный поступок, В) совершили административное правонарушение .

6 . Если вы сделали звонок в спец. службы города с ложным предупреждением опасности безопасности жизнедеятельности людей, это относится к…

А) необдуманному поступку, Б) телефонному терроризму

7. Кто несет ответственность за ложный вызов или факт телефонного терроризма, совершенные несовершеннолетним?

А) сам несовершеннолетний Б) родители или законные представители

8 . В статье 9 Конвенции «о правах ребенка» говорится: « чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев: когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка?


А) когда родители жестоко обращаются с детьми и не заботятся о ребенке,

Б) по желанию ребенка.

В) по желанию родителей

9 . Как называется особенность личности человека, выраженные понятиями: человеколюбие, равноправие, дружба и солидарность?

А) патриотизм Б) толерантность В) альтруизм

10. Согласно Конституции РК «забота о детях и их воспитание является естественным правом и обязанностью……»

А) родителей Б) государства В) школы, где обучается ребенок.

Обработка

0- 4- «2»

5-6 –«3»

7-8- «4»

9-10- «5»

Тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся 5-8 классов по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

(по темам правового всеобуча)

1.Совершеннолетним является лицо достигшее….

А) 12 лет. В) 16 лет. С) 18 лет.

2. Что не относится к мелкому хулиганству

А) нецензурная брань в общественных местах В) неприличный жест. С) кража

Д) осквернение жилых помещений

3. Мальчик 12 лет совершил мелкое хулиганство. Кто несет за это ответственность?

А) Мальчик сам. В) Родители, или его представители. С) Не несет ответственность.

4.Как наказывают за мелкое хулиганство несовершеннолетних?

А) арест на 20 суток. В) штраф от трех до десяти МРП. С) административный арест на срок до месяца.

5.Являются ли непристойные жесты, которые показывают несовершеннолетние подростки, мелким хулиганством?

А) Да. В) Нет. С) только в школе

6. Что такое правонарушение?

А) особо опасное деяние В) противоправное действие С) противоправное действие или бездействие

7. Кто отвечает за вред причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет?

А) Родители В) Школа С) Несовершеннолетний

8.Какое наказание не назначается несовершеннолетним?

А) Ограничение свободы В) Пожизненное лишение свободы С) лишение

9. С какого возраста несовершеннолетние привлекаются к исправительным работам?

А) 16 лет. В)14 лет. С) 15 лет.

10. С какого возраста наступает ответственность за вымогательство?

А) 14 лет В) 16 лет С) 18 лет

11. Что такое преступление?

А) особо опасное деяние В) противоправное действие или бездействие

12.Что групповое преступление?

А) совершение преступления в составе группы лиц.

В) группы лиц по предварительному сговору только 2 человек.

С) организованной группы или преступного сообщества более 3 человек.

Обработка

Оценивание по 5 баллной системе.

0- 5- «2»

6 -7 –«3»

8 - 9- «4»

10-12- «5»

Тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся 9-11 классов по итогам 2 четверти 2016-2017 учебного года

(по темам правового всеобуча)

1. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

А) только действие Б) только бездействие С) действие и бездействие

2. С какого возраста наступает административная ответственность ?
А).15 лет В) 16 лет С 18 лет

3. Может ли подросток, быть подвергнут штрафу?

А) Да В) Нет С) С 16 лет, если у него есть имущество
4. Является вымогательство уголовно-наказуемым деянием?

А) нет В) только с 16 лет С) Да, с 14 лет

5. Может ли подросток, быть подвергнут наказанию к исправительным работам?


А) Да В) Нет С) Да, только с 16 лет

6. С какого возраста наступает ответственность за особо тяжкие виды преступлений, совершенных несовершеннолетними?

А) 16 лет В) 15 лет С) 18 лет

7. Что является примером правонарушения:

А) Кража В) Вандализм С) Драка

8. Правоспособность человека наступает с:

А) момента рождения. В) 14 лет. С) 16 лет;

9. Основным законом в РК является:

А) Уголовный кодекс. В) Конституция. С) Кодекс об административных

10. Юридическая ответственность является следствием:

А) Правонарушения. В) Аморального поведения. С) Несоблюдения неписаных правил поведения в обществе.
Обработка

Оценивание по 5 баллной системе. 0- 4- «2»

5-6 –«3»

7-8- «4»

9-10- «5»

Правовой всеобуч

Цель правового всеобуча - повышение общей правовой культуры учащихся, их родителей и учителей, формирование политической активности. Все организуемые мероприятия ориентированы на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения, на выработку навыков цивилизованных отношений между людьми.

В целях пропаганды правовых знаний в библиотеке школы оформлена выставка «Правовое воспитание - сила государства», в фойе школы оформлен стенд «Закон и ты», где постоянно обновляется информация по статистике правонарушений из периодической печати, а также, стенд содержит информацию о правах ребенка в РК, формах наказания за совершение преступлений, информацию для родителей о воспитании детей.

В конце каждой четверти с учащимися проводится тестирование по выявлению уровня правовых знаний учащихся, благодаря которому мы подводим итоги эффективности работы правового всеобуча школы в виде мониторинга уровня правовых знаний учащихся. По результатам мониторинга за 1 полугодие 2016-2017 учебного года, наблюдается положительная динамика.

1) Мониторинг уровня правовых знаний 1-4 классов

В тестировании среди учащихся 1-4 классов приняло участие 172 человек.

Четверть

Проценты

Всего в тестировании приняло участие 558 ученика СШ № 000.

Проводя сравнительный анализ по показателям (которые, найдены вычислением средне арифметического значения результатов тестирования всех учащихся с 1 по 11 классы) мы наблюдаем рост уровня правовых знаний учащихся т. е. положительную динамику.

4) Мониторинг школьного уровня правовых знаний учащихся средней школы № 000, 2016-2017 учебн ый год .

Таблица результатов тестирования по правовым знаниям усредненный по школе 2016-2017 учебный год.

Четверть

Проценты

По результатам мониторинга за 1 полугодие 2016-2017 учебного года, видна положительная динамика. Таким образом, уровень правовых знаний учащихся СШ № 000 повысился на 2%. Благодаря этому, можно сделать вывод, работа правового всеобуча СШ № 000 эффективна и даёт положительные результаты.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.










Назад Вперёд







Назад Вперёд

Цели: формирование представления об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру;

  • познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
  • на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
  • показать единство прав и обязанностей;
  • расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
  • воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала;карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины); аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка цели занятия.

Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ".

Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2. Вступительная беседа.

Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

За точным определением обратимся к словарю Ожегова.

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (карточка). - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.

Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

(карточка) - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

3. Театрализованное представление.

(Звучит торжественная музыка, в записи дикторский текст)

- "Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навеки все права и свободы детей будут находиться в руках Мадам Конвенции".

(Звучит торжественная музыка. На сцене появляется Мадам Конвенция).

Мадам Конвенция. Я, Конвенция прав ребенка, обещаю помогать детям всегда, везде и всюду! Мои юные друзья, с помощью сказочных героев я хочу познакомить вас с моими помощницами - Статьями. Встречайте наших любимых героев.

Буратино (выбегает под музыку) (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!

(Под музыку появляются Кот и Лиса с оружием в руках).

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!

Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима новая куртка!

Мадам Конвенция. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья 16.

(под музыку входит Статья)

Статья 16. Первое! "Каждый человек имеет право владеть имуществом"!

Второе! "Никто не может лишить его имущества"!

Мадам Конвенция. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру - поздорову!

(Кот и Лиса неохотно уходят).

Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть!

(Статья и Буратино уходят под музыку).

(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Конвенция. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 37 встретим и послушаем!

(Выходит под музыку Статья).

Статья 37. "Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению"!

Мадам Конвенция. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

(Уходит).

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!

Статья. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!

Ивашка. С удовольствием! (Уходят под музыку).

(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей - волк).

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда ты идешь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живет твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).

Мадам Конвенция. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.

Красная Шапочка. А что же делать?

Мадам Конвенция. Для начала послушай Статью 6!

(Выходит Статья 6).

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь!

Красная Шапочка. Уважаемая Статья, помогите мне, пожалуйста!

Статья. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!

Мадам Конвенция. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и моими помощницами статьями! (Выходят под музыку статьи).

Но это еще не все! Вы с нами еще обязательно встретитесь.

Все хором. Изучайте ваши права! (Уходят под музыку).

4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

(на доску вывешиваются права)

В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать.

С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.

(1 слайд) Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

(2 слайд) Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

(3 слайд) Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

Как он называется? (паспорт) (5 слайд.)

На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды)

Паспорт меняется в 20 лет и 45.

(8 слайд) Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

(9 слайд) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища. С этой статьей вас уже познакомили сказочные герои.

(10 слайд) Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

(11 слайд) Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд).

Вы обязаны уважать права других людей. (Карточку на доску).

(13 слайд) Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").

Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

Скажите, вы будете правы?

Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

(14 слайд) Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.

Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.

5. Физкультминутка (под музыку).

Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина.

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Членами жюри мы попросим быть наших гостей.

Выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.

4. Что такое право?(Закон, совокупность правил, обязанность.)

5. Ребёнок - это человек, :

Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.

7. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.

8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)

Задание 2. "Сказочная викторина". (Презентация 3)

Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".

Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

(Подведение итога викторины. Награждение знатоков права).

IV. Повторение ранее изученной темы.

Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение.

(Читаю с доски определение).

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

-(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

V. Заключительная часть. Обобщение.

С какими важными документами вы сегодня познакомились?

Какой организацией они были приняты?

Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

А сейчас послушаем стихи.

1 . Мы граждане, но все же дети,
Бывает, для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете,
Чтоб знали мы права и отстояли честь.
5. Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый - вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?
2 . Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.
6. Не бойся, с тобою семья,
Воспитатель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей -
Помогут они, держись веселей.
3. Пятьдесят четыре - ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.
7. До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?
В общем - да!
4. Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.

VI. Итог занятия.

Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

Нужно ли знать свои права?

Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят в России 24 июня 1999 г. Данный нормативно-правовой акт является базовым в правовой основе деятельности специалистов органов и учреждений системы профилактики – социальных педагогов, психологов, врачей, юристов, специалистов по социальной работе и других.
Знание норм закона – это не только показатель профессиональной грамотности специалистов, их информационно-правовой компетентности, но и один из критериев эффективности его применения в социальной практике.
Для диагностики информационно-правовой компетентности специалистов-практиков, а также будущих специалистов – студентов, обучающихся по направлениям и специальностям «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» нами разработана и апробирована система тестовых заданий, позволяющих провести оценку знаний нормативно-правового акта. Предлагаемые тестовые задания могут быть использованы в образовательном процессе, а также при организации аттестации специалистов.
В соответствии с текстом закона, в котором нормы права дифференцированы и представлены в главах, мы предлагаем три блока тестовых заданий.
В тесте представлены три виды тестовых заданий: 1) с выбором варианта ответа, задания на градуирование, когда необходимо выбрать правильный ответ(ы) из предложенных вариантов; 2) задания по типу – «открытый вопрос», в которых необходимо заполнить пропуск; 3) задания на установление соответствия между двумя классами объектов.
Блок 1. Основные категории.
1. Признаки безнадзорности несовершеннолетнего:
А. Отсутствие контроля за поведением.
Б. Родители не исполняют свои обязанности по воспитанию.
В. Законные представители несовершеннолетнего ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по содержанию ребенка.
Г. Работа несовершеннолетнего на улице.
Д. Непосещение образовательного учреждения.
Ключ: А, Б, В.
2. Признаки семьи, находящейся в социально опасном положении:
А. Нахождение ребенка в семейной обстановке, опасной для жизни.
Б. Совершение несовершеннолетним антиобщественных действий.
В. Воспитание ребенка в неполной семье.
Г. Жестокое обращение с ребенком в семье.
Д. Отрицательное влияние родителей на поведение ребенка.
Е. Доход семьи ниже установленного прожиточного минимума.
Ключ: А, Б, Г, Д.
3. Антиобщественные действия несовершеннолетнего:
А. Наркозависмость.
Б. Занятие проституцией.
В. Бродяжничество.
Г. Попрошайничество.
Д. Тайное хищение чужого имущества.
Е. Мошенничество
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: Ж.
4. Компоненты индивидуальной профилактической работы:
А. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении.
Б. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В. Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних и родителей.
Г. Мониторинг причин социально опасного положения.
Д. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
Е. Исследование социально-демографического портрета несовершеннолетнего.
Ключ: А, Б, Д.
5. Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Социальные.
Б. Правовые.
В. Педагогические.
Г. Психологические.
Д. Организационные.
Е. Все вышеперечисленное.
Ключ: Е.
6. Задачи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Выявление и устранение причин антиобщественных действий.
Б. Защита прав несовершеннолетних.
В. Социальный контроль и надзор за поведением несовершеннолетнего.
Г. Пресечение вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений.
Д. Предупреждение беспризорности.
Е. Повышение культуры родителей.
Ключ: А, Б, Г, Д.
7. Принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Системность.
Б. Законность.
В. Демократизм.
Г. Индивидуальный подход.
Д. Государственная поддержка общественных объединений.
Е. Последовательность.
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: Б, В, Г, Д.
8. Законодательство РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлено:
А. Международным и федеральным уровнем.
Б. Международным, федеральным и региональным уровнями.
В. Международным, федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
Ключ: Б.
9. Элементы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Органы и учреждения социальной защиты населения, органы внутренних дел.
Б. Органы и учреждения образования, органы опеки и попечительства.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченный по правам ребенка.
Г. Учреждения уголовно-исполнительной системы, общественные организации.
Д. Все вышеперечисленное.
Ключ: А, Б.
10. Объекты индивидуальной профилактической работы – несовершеннолетние:
А. Занимающиеся бродяжничеством; воспитанники социального приюта.
Б. Безнадзорные; совершившие административные правонарушения.
В. Употребляющие пиво; освобожденные 13–летние от уголовной ответственности.
Г. Условно осужденные; условно-досрочно освободившиеся.
Д. Состоящие на внутришкольном учете; находящиеся в воспитательных колониях.
Е. Осужденные условно; воспитанники детских домов.
Ключ: А, Б, В, Г.
11. Основания проведения индивидуальной профилактической работы:
А. Приказ руководителя социозащитного учреждения.
Б. Приговор суда.
В. Заявление несовершеннолетнего.
Г. Решение психолого-медико-педагогического консилиума.
Д. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Е. Заявление законных представителей.
Ключ: Б, В, Д, Е.
12. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы:
А. 6 месяцев.
Б. 1 год.
В. Зависят от необходимости оказания помощи несовершеннолетнему.
Ключ: В.
13. Права несовершеннолетних, находящихся социально-реабилитационном центре:
А. Уведомление родителей о помещении в учреждение.
Б. Получение информации о целях своего пребывания.
В. Обжалование решение работников учреждения.
Г. Телефонные переговоры с семьей.
Д. Получение установленного количества посылок.
Е. Обеспечение бесплатной юридической помощи.
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: А, Б, В, Г, Е.
14. Время, в течение которого информация о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних передается законным представителям.
А. до 24 часа.
Б. до 12 часов.
В. до 72 часа.
Ключ: В.
15. Меры взыскания в специальных учебно-воспитательных учреждениях:
А. Предупреждение, выговор.
Б. Строгий выговор, сообщение родителям.
В. Уменьшение норм питания, лишение прогулок.
Г. Замечание, исключение из учреждения.
Ключ: А, Б.
16. Установите соответствие между видами контроля (1, 2, 3) в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и их содержанием (А, Б, В):
1. Ведомственный контроль.
2. Прокурорский надзор.
3. Общественный контроль.
А. Соблюдение законов.
Б. Исполнение распоряжений.
В. Обеспечение прав несовершеннолетних в воспитательных колониях.
Ключ: 1Б, 2А, 3В.
Блок 2. Направления деятельности в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Орган, координирующий деятельность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ___________________ .
Ключ: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Орган, рассматривающий представление об исключении несовершеннолетнего из образовательной организации:
А. Комитет по образованию.
Б. Орган опеки и попечительства.

Ключ: В.
3. Орган, накладывающий административное взыскание на родителей, не исполняющих свои обязанности по содержанию и воспитанию ребенка:
А. Опека и попечительство.
Б. Полиция.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Г. Прокуратура.
Ключ: В.
4. Установите соответствие между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) и их компетенциями (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж):
1. Управление социальной защиты.
2. Департамент образования.
3. Органы опеки и попечительства.
4. Комитет по делам молодежи.
5. Управление здравоохранением.
6. Служба занятости.
7. Полиция.
А. Согласие на перевод детей-сирот в другую школу.
Б. Контроль за социальными приютами.
В. Поддержка детских домов.
Г. Поддержка молодежных объединений.
Д. Развитие организаций наркологической помощи.
Е. Профилактика повторных правонарушений.
Ж. Профессиональная ориентация и адаптация.
Ключ: 1Б, 2В, 3А, 4Г, 5Д, 6Ж, 7Е.
5. Список учреждений социального обслуживания в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
А. Открыт.
Б. Закрыт.
В. Определяется законодательством субъекта РФ.
Ключ: А.
6. Учреждения социального обслуживания предоставляют несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении:
А. Социальные услуги.
Б. Помощь в рамках индивидуальной программы социальной реабилитации.
В. Образовательные услуги.
Г. Медицинские услуги.
Ключ: А, Б.
7. Специализированные учреждения для несовершеннолетних в системе социальной защиты населения:
А. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Б. Социальные приюты.
В. Центры помощи семье и детям.
Г. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Д. Кризисные центры.
Ключ: А, Б, Г.
8. Установите соответствие между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1, 2, 3, 4) и направлениями их деятельности (А, Б, В, Г).
1. Общеобразовательная школа.
2. Детский дом.
3. Спецшкола закрытого типа.
4. Спецшкола открытого типа.
А. Воспитание и обучение лиц в возрасте от 11 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода.
Б. Реализация программ формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
В. Содержание лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода.
Г. Воспитание несовершеннолетних из семей беженцев и вынужденных переселенцев в течение 1 года.
Ключ: 1Б, 2Г, 3А, 4В.
9. Основания помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа:
А. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Б. Приговор суда.
В. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Г. Заявление родителя.
Д. Постановление судьи.
Ключ: Б, Д.
10. Максимальный срок, на который может быть направлен несовершеннолетний в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. 1 год.
Б. 2 года.
В. 3 года.
Г. 4 года.
Д. Определяется в каждом конкретном случае.
Ключ: В.
11. Компетенции подразделений по делам несовершеннолетних:
А. Выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к преступной деятельности.
Б. Оказание социально-педагогических услуг несовершеннолетним, состоящим на учете.
В. Рассмотрение административных правонарушений несовершеннолетних.
Г. Внесение предложений уголовно-исполнительным инспекциям о применении мер воздействия к несовершеннолетним.
Ключ: А, В, Г.
12. Учреждение, обеспечивающее круглосуточный прием несовершеннолетних правонарушителей:
А. Социальный приют.
Б. Социально-реабилитационный центр.
В. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Г. Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа.
Д. Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Ключ: В.
13. Установите соответствие между сроками (1, 2, 3) и их закреплением в системе профилактики (А, Б, В).
1. До 48 часов.
2. До 30 суток.
3. До 1 года.
А. Время нахождения детей из семей безработных граждан в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Б. Минимальное время, необходимое для устройства находящегося в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
В. Помещение подростка в центр временного содержания на основании постановления руководителя органов внутренних дел.
Ключ: 1В, 2Б, 3А.
14. Элементы уголовно-исполнительной системы:

Б. Воспитательная колония.
В. Следственный изолятор.
Г. Уголовно-исполнительная инспекция.
Д. Специализированное учреждение для несовершеннолетних.
Ключ: Б, В, Г.
Блок 3. Производства по делам несовершеннолетних.
1. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего передаются в:
А. Орган управления в сфере образования.
Б. Подразделение по делам несовершеннолетних.
В. Уголовно-исполнительную инспекцию.
Г. Специализированное учебно-воспитательное учреждение открытого типа.
Д. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ключ: Д.
2. Документы, направляемые в суд для рассмотрения вопроса о помещении подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. Прекращенное уголовное дело.
Б. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела.
В. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Г. Характеристика из школы.
Д. Акт обследования семейно-бытовых условий.
Е. Заключение о состоянии здоровья несовершеннолетнего.
Ж. Все вышеперечисленное.
Ключ: З.
3. Срок рассмотрения судьей материалов дела о помещении несовершеннолетнего 15 лет в специальное учебно-воспитательные учреждение закрытого типа:
А. До 10 суток.
Б. До 30 суток.
В. Определяется индивидуально по каждому делу.
Ключ: А.
4. Субъекты обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. Родители.
Б. Адвокат.
В. Прокурор.
Г. Несовершеннолетний.
Ключ: А, Б.
5. Субъекты, исполняющие постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа:
А. Центр временного содержания.
Б. Орган управления в сфере образования.
В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Г. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.
Д. Орган социальной защиты населения.
Ключ: А, Б, В, Г.
6. Субъект, направляющий в суд материалы дела о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания:
А. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Б. Органа управления в сфере образования.
В. Орган внутренних дел.
Ключ: В.
7. Данные, направляемые в суд при решении вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания:
А. Совершение общественно опасного деяния до 16 лет.
Б. Административное правонарушение.
В. Самовольный уход из спецшколы.
Г. Причины помещения в центр временного содержания.
Д. Предупреждение повторного правонарушения.
Е. Все вышеперечисленное.
Ключ: Е.
8. Право знакомиться с направляемыми в суд материалами дела о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания имеют:
А. Несовершеннолетний.
Б. Родители.
В. Представитель органа опеки и попечительства.
Г. Руководитель органа в сфере образования.
Ключ: А, Б, В.
9. Участники рассмотрения в судебном порядке дела о помещении несовершеннолетнего в центр временно содержания:
А. Несовершеннолетний.
Б. Родители.
В. Адвокат.
Г. Прокурор.
Д. Представитель центра временного содержания.
Е. Представитель подразделения по делам несовершеннолетних.
Ж. Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
З. Все вышеперечисленные.
Ключ: З.
Обработка результатов.
При обработке результатов теста руководствуются следующими правилами: 1) ответ считается верным в вопросах с выбором или в открытых вопросах, если установлено 100% совпадение с ключом теста; 2) в вопросах на установление соответствия каждое совпадение ответа с ключом оценивается в 1 балл. Максимальная сумма набранных баллов по тесту составляет 52 балла. Шкала оценивания следующая: «неудовлетворительно» – процент выполнения тестовых заданий ниже 40% (до 21 балла), «удовлетворительно» – процент выполнения тесовых заданий от 40% до 60% (от 21 до 31 балла), «хорошо» – процент выполнения тестовых заданий от 61% до 80% (от 32 до 46 баллов), «отлично» – процент выполнения тестовых заданий – от 81 % (от 47 баллов).

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют.

Б) Затрудняюсь ответить.

В) НЕ существуют.

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях.

В) Абсолютно запрещено.

3. Кем были созданы права человека?

А) Народом.

Б) Государственной властью.

В) Сотрудниками милиции.

4. Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) Это право доступно для каждого ребенка.

В) Ни один ребенок не имеет такого права.

5. Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе - это …

А) Право учащихся.

Б) Обязанность учащихся.

В) Ни то и не другое.

Анкетирование по правовой культуре

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1. Назови твои основные права и обязанности перед обществом?
2. В чем ты видишь различие между аморальным и противоправным поступком?
3. Как ты считаешь, кто должен нести ответственность за твой плохой поступок?
- учителя,
- родители,
- общественные организации,
- твои друзья,
- классный руководитель
4. Как ты поступаешь в том случае, когда уверен, что это никто не узнает?
- думаешь о том, что тебе выгодно;
- поступаешь так, как считаешь правильным;
- думаешь о том, что скажут твои друзья.
5. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
- можно;
- нельзя;
- в зависимости о возраста
6. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой преступлении обвиняли другого человека?
- не сознался бы;
- сознался бы в своей вине;
- молчал бы;
- делал вид, что лично знал.
7. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга - действительного виновника?
- старался бы выгородить;
- сказал правду;
- смолчал.

Анкета №2 Анкета составлена из четырех вопросов, направленных на выявление уровня гражданской позиции, направленности личности выявления отношения к насилию, страхам.
1. Чего вы больше всего боитесь в жизни?
2. Где вы можете стать жертвой насилия?
3. Если с вами что-то случается, кто придет на помощь?
4. Что нужно сделать, чтобы подростки не встали на путь преступления?