Типы права и основные правовые семьи современности. Правовая семья

Типы правовых семей

Очевидно, в таком случае соответствующая правовая семья является не чем иным, как единицей, идеальным типом правовой системы, которая в реальности не существует, а является лишь результатом теоретического научного анализа существующих правовых систем. При этом одним из методов, которой играет главную роль в процессе выделения групп правовых систем (правовых семей) и проведении этого анализа, метод типологии. Поэтому иногда в литературе как синоним понятия "правовая семья" используется термин "тип правовой системы".

Впрочем, через то, что в нашей науке терминология, связанная с использованием понятия "тип", имеет определенную окраску, определенный контекст, что корнями уходит в исторические особенности развития отечественных социальных наук (в том числе юридических), то более удачным в процессе деления правовых систем на крупные блоки представляется использование именно термина "правовая семья".

правовой семьей следует понимать совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в схожести и близости понимания основных закономерностей и тенденций развития правовых институтов, определения доминирующих форм (источников) и принципов права, системы права, системы законодательства, организации правовых учреждений, сходства правовых категорий и понятий и тому подобное.

Если взглянуть на совокупность критериев, используемых для проведения разделения всей совокупности правовых систем мира на отдельные правовые семьи, то среди них можно назвать:

сходство процессов генезиса правовых систем (возникновение, история развития и тенденции дальнейшего развития). Введение такого критерия обусловлено тем, что правовые системы, которые развиваются в сходных исторических условиях, должны иметь соответствующие похожие признаки в содержании своих структурных элементов;

близость мировоззренческих, религиозных и идеологических предпочтений, которые присущи населению стран, правовые системы которых привлечено к одной и той же правовой семье. При этом одну из главных ролей играет господствующий в обществе тип правопонимания;

однородность принципов организации общественного бытия, в том числе принципов регулирования общественных отношений с помощью права;

общность в понимании источников права, форм его закрепления и структуры построения отдельной составляющей единицы права (юридической нормы, прецедента тому подобное). То есть одним из важнейших критериев формирования правовой семьи является понимание внешних форм проявления права;

близость процедур и правил юридической техники, в том числе юридической терминологии, юридических категорий и понятий; и тому подобное.

Правовые семьи современности, их признаки и общая характеристика

Исходя из представленных критериев в юридической науке выделяют следующие правовые семьи:

Романо-германскую или континентальную правовую семью. К ней относятся страны континентальной Европы: Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария и др. Внутри романо-германского правовой семьи выделяют две правовые группы:

романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Франции);

германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). Ведущей в этой группе является национальная правовая система Германии).

Англосаксонскую или англо-американскую правовую семью (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В рамках англо-американской правовой семьи выделяют две группы: английское общее право;

в американское право (США);

Религиозно-традиционную правовую семью. Здесь следует выделить следующие группы: религиозно-общинные правовые системы (мусульманская, индусская, иудейская, христианская и др.);

обычно-общинные правовые системы, присущие некоторым африканским и азиатским странам;

далекосхідно-традиционные правовые системы (китайская, японская). Признаками романо-германской правовой семьи являются следующие:

Основным источником права признается писаное право, которое прежде всего формализуется в системе законодательства;

Законодательство построено по принципам иерархической системы, в которой акты одного более низшего уровня подчиняются актам другого, высшего уровня;

Главная роль в формировании права отводится уполномоченным государством органам, в основном непосредственно государственным органам власти;

В основе правовой системы лежит нормативно-юридический акт высшей юридической силы - писаная конституция, - которому подчиняются и должны соответствовать все иные нормативно-юридические акты, действующие в стране, а также правореалізаційна практика;

Признается необходимость урегулирования общественных отношений с помощью не только законов или принципов права, но и с помощью подзаконных

нормативно-юридических актов (постановлений органов исполнительной власти, приказов, инструкций, регламентов министерств и ведомств и т. п.);

Система права делится не только на юридические нормы, институты (підінститути) и отрасли (подотрасли), а на два больших блока - публичное и частное право;

Значение правового обычая и прецедента если и признается, то лишь как вспомогательный источник права;

Юридическая наука (соответственно, юридическое знание) рассматривается как основа процессов нормотворчества и правореалізаційної практики.

Генезис правовых систем, которые относятся к правовым системам романо-германской правовой семьи, связанный с рецепцией римского права. При этом считается, что в процессе возникновения, становления и развития эта правовая система прошла три этапа:

I этап - возникновение и развитие римского права, что связано с историей Древнего Рима. На этом этапе постепенно формируется система римского права;

II этап - возрождение римского права в Европе и формирование на его основе континентальных европейских правовых систем (ХІ-ХVI вв.). При этом римское право первоначально проникает в университеты, становится основой для юридической науки, а следовательно, происходит его рецепция в правовые системы европейских континентальных стран (прежде всего Франции, Италии и Германии). 3 развитием европейской континентальной юридической науки и правовых систем происходит формирование в общем виде романо-германской правовой семьи и ее распространение в европейских и некоторых странах других континентов;

III этап - окончательное оформление национальных правовых систем континентальной семьи (XVIII-ХХ ст.), то есть формирование системы законодательства и правовой системы, соответствующие принципам римского права, в том числе за счет кодификаций, разделения права на публичное и частное и тому подобное.

Главными признаками англосаксонской правовой семьи, как правило, считают то, что:

основным источником права здесь выступает правовой прецедент, то есть решение, принятое уполномоченным органом в конкретном деле, распространяются на все аналогичные дела;

главная роль в процессе формирования права отводится судьям, что ведет к судебной правотворчества;

серозный влияние на правовую реальность (в том числе на судебные решения) осуществляет философский (прежде всего этическое) и социологическое знание;

несмотря на то, что в рамках этой правовой семьи широкое развитие получило статутное право (законодательство), а юридические обычаи выступают как дополнительные источники, жесткой иерархии между структурными элементами права не существует;

определяющее место отводится материальному праву, а процессуальном, которое в основном определяет право материальное;

несмотря на то, что признается роль и значение конституции, она не всегда существует в писаной форме и в форме единого документа;

в системе права отсутствует деление права на частное и публичное;

юридическая наука вырабатывает юридическую доктрину, которая, как правило, имеет сугубо прагматический, прикладной характер.

Становление англосаксонской правовой семьи непосредственно связано с историей Англии и ее колоний. Обычно выделяют четыре главных этапа возникновения и формирования этой правовой системы, а именно:

Для первого этапа - до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) -характерно отсутствие общего для всего населения Британии права. На разных территориях острова действовали разные правовые обычаи;

На втором этапе - 1066-1485 гг., с момента нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - происходит зарождение общего права, которое формировали королевские суды в процессе рассмотрения различных споров и конфликтных ситуаций;

Третий этап - господство и упадок общего права (1485-1832 гг.), когда постепенно возникает "справедливости", которое самостоятельно создал английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

Четвертый этап - современный, с 1832 г., когда была осуществлена судебная реформа в Англии, по сей день. Вследствие упомянутой реформы судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости.

Правовая система Англии распространялась в ее колониях, в том числе Соединенных Штатах Америки (однако не во всех штатах).

Третьей правовой семьей религиозно-традиционная правовая семья, которая распадается, как замечено выше, на три группы (религиозно-общинные, обычно-общинные, далекосхідно-традиционные правовые системы).

Для религиозно-общинных правовых систем характерным является то, что:

Главными источниками права выступают религиозные догмы, которые содержатся в "посланиях Бога" людям - Ведах, Ветхом и Новом Завете, Коране и тому подобное. Соответственно, система законодательства должна соответствовать этим священным книгам - писанием;

Именно религиозные каноны, правила и нормы занимают высшую ступень в иерархии правил поведения, которые господствуют в обществе;

Право происходит от Бога, является выражением его воли;

большое значение приобретает правовая доктрина, которая интерпретирует содержание канонических текстов с целью установления правил поведения, которые бы соответствовали божьей воле;

Право трудно отделить от религиозной, нравственной и традиционной норм;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить содержанию религиозных предписаний. В случае возникновения коллизии между требованиями законодательства и религиозными нормами нормы законодательства игнорируются, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в религиозных нормах;

Система права как таковая фактически отсутствует, хотя могут быть некоторые вычленения (например, Хидоя).

История формирования отдельных проявлений этой правовой семьи тесно связана с возникновением, становлением и развитием соответствующей религиозной системы. Признаками традиционно-общинной правовой семьи является то, что в ее пределах: основным источником права является правовой обычай и традиции;

Право неписаное правило;

Право не является системой норм;

Довольно трудно отделить право от морали, религиозных норм и ритуальных правил;

Законодательство как выражение воли светской государственной власти не может противоречить праву, то есть правовому обычаю и традиции. В случае возникновения такой коллизии требования законодательства подлежат игнорированию, а выполняться имеют предписания, содержащиеся в обычаях;

Юридическая наука и доктрина как ее результат не имеет большого значения и не влияет на процесс формирования и совершенствования права;

Право имеет достаточно консервативный и статичный характер. Особенностями дальневосточной группы правовых систем является то, что здесь хоть и признается наличие права как волеизъявление государства, как инструмента влияния со стороны государства на общественные отношения, однако именно понимание характера права, его влияния на общество и личность является принципиально отличным от указанных выше подходов.

Право в пределах дальневосточных правовых систем рассматривается не как выражение справедливости, общественной потребности и тому подобное, то есть чего-то со знаком "плюс". Право в пределах этих систем - инструмент произвола, институт, который ломает нормальный (то есть должный) характер общественного и природного устройства. В жизни следует руководствоваться не правом - законом, а традицией, законами гармонии, природы и тому подобное. Решение споров и конфликтов между людьми не следует отдавать государству, все должно решаться путем примирения и консенсуса. Кстати, именно поэтому китайцы считают, что право существует для варваров, то есть для тех, кто не заботится о морали, для преступников и иностранцев, которые не относятся к китайской цивилизации.

Иногда в рамках классификации правовых систем, рассмотренной выше, также указывают на существование социалистической правовой семьи (СССР, Куба и др.). Главным отличием этой правовой семьи является место и значение специфической светской идеологии, которая определяет не только цели, задачи, принципы, методы и внутреннее содержание системы законодательства и права, но и направленность юридической практики, для которой приоритетным является не столько право, сколько основополагающие идеи господствующей в обществе идеологической доктрины.

в Отношении правовых семей следует добавить, что изучение разнообразной совокупности национальных правовых систем, попытки установить их общие и отличительные черты, тенденции развития и вызвало необходимость формирования целого направления юридических исследований, которые постепенно оформились в отдельную юридическую науку, сравнительное правоведение. Поэтому вопросы, рассмотренные в этой главе, в большой степени относятся к предмету сравнительного правоведения, хотя имеют определенное (вспомогательное) отношение и к общетеоретической науки.

Право- это система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Различные взгляды на типологию права, исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, выделенные на основе формационного подхода. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные, типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, которая выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замена их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за со бой изменение права и государства. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской теории права и государства. Исторический тип связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе развития. Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три типа эксплуататорского права: рабовладельческое, феодальной, буржуазное. Последний исторический тип – социалистическое право, который теоретически в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественной коммунистическое самоуправление. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических и научно-исторических, религиозных, территориально-юридических и иных признаков.

Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. характеристика основных правовых семей народов мира: Романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Элементами правовой системы являются: собственно право как система обязательных норм, которые выражены в законе и иных правовых источниках, правовая идеология, судебная (юридическая) практика. В основу классификации правовых систем положены различные факторы, так как существует многообразие позиций, точек зрения. Одной из самых распространенных классификация является классификация Рене Давида. Она основана на сочетании двух критериев: идеологию, в том числе включающую религию, экономическую и социальную структуру и юридические техники, которые в качестве основной составляющей включают источники права. Давид выдвинул идею трихотомии, то есть выделения трех основных семей: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название – религиозные и традиционные системы. Цвангерт и Коту выдвинули другую классификацию. В основу её положен критерий правового стиля, который, по их мнению, состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, Идеологических факторов. На основе этих факторов они предлагают выделять «правовые круги»: романский, германский, англо-саксонский, социалистический, право ислама, индуистское право. А. Саидов полагает, что только глобальной марксистско-ленинской типологии и внутри типовой классификации правовых систем дает возможность составить цельную правовую карту мира. Он выделяет внутри буржуазного права восемь правовых систем: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью общего права, мусульманскую, индуистскую, дальневосточную. Социалистическая многофакторная классификация построена на основе трех критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В связи с этими критериями выделяются следующие правовые системы: Романо-германская, семья общего права, мусульманская, латиноамериканская, индусская, дальневосточная, обычное право. Романо-германская (семья континентального права) сложилась в Европе в начале XII века на базе кодификации императора Юстиниана. В XIX веке основным источником права становится закон, возникают писанные и неписанные Конституции. Внутри Романо-германской семьи выделяют романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария) группы. В англо-саксонской системе основным источником права служат нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. В нем различается группа английского права и группа права США. В первую группу входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В английском праве основным источником является судебный прецедент, а в праве США, наряду с процедурными источниками, существует немало кодексов. Мусульманское право – это система правовых норм, выраженных в религиозной форме и основывающихся на мусульманской религии – исламе. Он возник в период разложения родо0-племенного строя и зарождения государства на западе Аравийского полуострова. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна – главные религиозные книги мусульман, в основе которых лежит «божественное откровение» и закрепляются основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Тема 9. Типы права и правовые системы (семьи)

По теме «Типы права и правовые системы» целесообразно отметить следующие работы: Барциц, И.Н. Международное право и национальная система России [Текст] / И.Н.Барциц // Журнал российского права. – 2001. – № 2; Барциц, И.Н. Типология современных правовых систем: учеб. пособие [Текст] / И.Н.Барциц. – М., 2000. – 39 с.; Давид, Р. Основные правовые системы современности [Текст] / Р.Давид. - М., 1988. – 496 с.; Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира [Текст] / А.Х.Саидов. – М., 1993. – 148 с.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.

Определенные общие черты, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединять их в родственные группы, в так называемые правовые семьи.

Критерии отнесения национальных правовых систем к национальным семьям:

1. Общность исторического формирования и развития национальной государственности.

2. Сходство форм (источников) права.

3. Сходство структурных элементов права (отраслей, институтов).

4. Особенности реализации права.

5. Роль юридической науки в правотворчестве и правоприменении.

6. Уровень правовой культуры.

7. Роль религии в правовом регулировании общественных отношений.

Правовая семья – это совокупность формально-правовых общностей источников и систем права определенных государств, понятийно-правового аппарата и соответствующих научных трактовок (правовых доктрин).

Одни компаративисты выделяют пять основных правовых семей – англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-правовую, социалистическую, систему обычного права.

Другие выделяют четыре семьи – англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую, социалистическую.

Третьи всего три – англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую, а социалистическую рассматривают как разновидность романо-германской правовой системы.

Наиболее признана в мировой юриспруденции классификация известного французского компаративиста Р. Давида, которая основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выделял три основные правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую . К ним примыкает фактически четвертая, получившая название «религиозные и традиционные семьи».

Романо-германская правовая семья сформировалась в I в. до н.э. – VI в. н.э. Основным источником является «письменное» право, т.е. нормы, сформулированные в законодательных актах государства.

Законодатель должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей. На правоприменителей и главным образом суды возлагается обязанность точной реализации этих норм в конкретных судебных решениях, что обеспечивает единообразие судебной практики в масштабе всего государства.

Судья не обязан следовать ранее принятому решению суда , за исключением судебной практики Верховного и Конституционного судов, но и в этих случаях высшие судебные инстанции не создают своими решениями новые нормы, а только толкуют уже имеющиеся. В континентальной правовой семье судебная практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо, даже единственным источником права.

Семья общего права исторически сложилась в Англии в X – XII вв. н.э. в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали юридические принципы. Совокупность этих решений (прецедентов) была обязательной для всех судов и составила систему общего права . Спецификой общего права является отсутствие кодифицированных отраслей права и наличие в качестве источника права большого количества прецедентов. В структуру общего права входит статутное право (законодательство). Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она является моделью конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования.

Общее право отдает приоритет процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств.

Важнейший признак общего права – автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи большое развитие получило статутное право, что свидетельствует о сложных процессах эволюции этой правовой семьи, но исходные принципы остаются неизменными.

Признаки семьи общего права:

– возможность применения прецедента;

– нет деления права на отрасли;

– номы права делятся на право общее и право справедливости;

– основной источник права – статут (закон). В США роль законов выше, чем в Великобритании.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека и государства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское и индусское право).

Традиционное право: Япония и государства тропической Африки.

В основе религиозной правовой системы лежит определенная система верований.

Источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма и кияс.

Коран состоит из высказываний пророка Магомета в котором с общедуховными положениями есть и установления вполне духовного нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание о жизни пророка, которое представляет собой сборник норм и традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка и являющиеся образцом поведения для мусульман.

Иджма – это комментарии Ислама, составленные толкователями, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование дается в Иджме, следовательно, Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют.

Кияс – применение права по аналогии.

Практики ссылаются на сборники норм соответствующей иджме. Мусульманское право сформировалось в средневековье и проделало существенную эволюцию с точки зрения развития источников. Характерные черты – архаичность, казуистичность, отсутствие писанных систематизированных норм во многом сглажены принятием в последнее время законов.

Индусское право – связано с индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался давно, но сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. Особую роль индусское право играет в сферах, где влияние религии особо ощутимо – в семейных, наследственных отношениях и в кастовом статусе человека.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • 1. Романо-германская правовая семья;
  • 2. Англосаксонская правовая семья;
  • 3. Семья социалистического права;
  • 4. Религиозная правовая семья;
  • 5. Традиционная правовая семья (обычное право);
  • 6. Правовая семья стран Дальнего Востока;
  • 7. Смешанные правовые семьи.
  • 1. Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права -- нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • - группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
  • - группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
  • - группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права, которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

2. Англосаксонская правовая семья.

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы -- принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное -- кодифицированным.

3. Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

4. Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система -- это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства -- закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.

В современном Израиле, Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.

5. Традиционная правовая семья (обычное право)

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них не писаными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

6. Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

7. Смешанные правовые семьи

Смешанные правовые системы бывают следующих видов:

  • - дуализм романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы, Квебека, Шотландии);
  • - дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата);
  • - дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании);
  • - дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии).

В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов -- романо-германское или англосаксонское.

В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи, когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).

Понятие правовой системы и правовой семьи.

Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

    нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

    институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

    социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Правовые семьи и их классификация

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

    англосаксонская;

    романо-германская;

    мусульманская.

    индусская;

    скандинавская;

    славянская;

    система обычного права;

    социалистическая и др.

Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

Англосаксонская правовая семья.

Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

    высшие суды не зависят от решений низших судов;

    суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

    нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

    последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

Романо-германская правовая семья.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

2) главную роль в формировании права играет законодатель

3) деление системы права на отрасли;

4) деление на частное и публичное право;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

8) единая иерархически построенная система источников права

Мусульманская правовая семья.

Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

3) отсутствует деление права на частное и публичное;

4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.