Урок налоговой грамотности в школе. Уроки налоговой грамотности

Урок налоговой грамотности.

«Клуб грамотных налогоплательщиков»


Цели:

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов.

2)Развивающие:

Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права.

Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности.

3)Воспитательные:

Формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.


Ход урока.

Организационный момент!

Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено.

1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет.

2)____ платятся, и жизнь в гору катится.

3)____ - нервы государства.(Цицерон)

4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая)

5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев)

6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)


Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием.

Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом.

Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.


Налоги в нашей стране взимаются:

С доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);

С имущества, передачи имущества;

С юридически значимых действий;

С ввоза и вывоза товаров за границу.


Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц.

2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги.

3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги.

4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.



  • У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.
  • Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.

Вопросы:

  • Почему люди не любят платить налоги?
  • Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?
  • Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

ФИНАЛ!!!

  • Составили ли вы свое мнение о налогах?

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это

1)Налоговая политика

3)Налоговая система

4)Налоговый кодекс

II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это

1)Налоговая политика

3)Налоговая система

4)Налоговый кодекс

III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

4)Стимулирующая

IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

4)Стимулирующая

V.К какому виду налогов относится налог на наследство?

1)Распределительная

2)Фискальная

3)Социальная

14 Ноября 2018 г.

Традиционные уроки налоговой грамотности стартовали в школах Нефтекамска. Сотрудники Межрайонной инспекции №29 приглашают учеников вступить в клуб «Грамотного налогоплательщика» и отвечают на все интересующие юношей и девушек вопросы. Подробности в материале Зульфии Амировой.

45 минут не алгебры, не физики, не химии, а предмета, знание которого уж точно пригодится в будущем. Причем абсолютно всем. Именно за счет своевременно оплаченных налогов в нашем городе, республике и стране появляются различные социальные объекты и не только. История налогообложения насчитывает не одну сотню лет. Ее и решили преподать ученикам.

Дина Косова, специалист отдела учета и работы с налогоплательщиками:

«Проведение подобных уроков для школьников - это основа грамотного, экономически подкованного подрастающего поколения. Детям необходимо знать, что такое налоги, для чего они нужны и как они им пригодятся в будущем.»

После рассказа об истории становления и развития системы налогообложения в нашей стране, ученикам Гимназии №1 предложили вступить в клуб «Грамотных налогоплательщиков». Однако, до этого нужно было пройти проверку - ответить на вопросы сотрудников налоговой инспекции.

Марита Ситдикова, госналогинспектор отдела камеральных проверок №3:

«Система налогообложения вызывает массу вопросов, в том числе и у молодежи. Вот и на этом открытом уроке мы увидели заинтересованность школьников. Они задавали интересные вопросы. И мы верим, что в будущем они вырастут ответственными налогоплательщиками.»

Все ученики успешно сдали экзамен инспекторам налоговой службы и стали участниками клуба «Грамотных налогоплательщиков». Знания, полученные сегодня непременно пригодятся им в жизни. Ведь налоги - неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Как раз сейчас в самом разгаре кампания по уплате за предыдущий год. Практически все граждане нашей страны уже успели получить уведомления. Напоминаем, что оплатить их необходимо не позднее 1 декабря 2018 года.

Дата публикации: 27.07.2012 08:04 (архив)

Сегодняшний ученик – это завтрашний налогоплательщик, поэтому одним из приоритетных направлений экономического воспитания школьников является формирование налоговой культуры.

Специалистами отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 20 по Республике Башкортостан и сотрудниками ее территориальных участков постоянно проводится работа со школьниками – это лекции, экскурсии, конкурсы рисунков и творческих работ.

Инспектора, работающие со школьниками по данному направлению, делают свою ставку на подростков старшего школьного возраста, поскольку у этих ребят помимо роста познавательной активности также развито стремление к самостоятельности и чувство ответственности за окружающих людей. Они более остро понимают необходимость добропорядочного налогового поведения.

Исходя из многолетнего опыта работы со школьниками, сотрудники инспекции определили для себя ход каждого урока и последовательность занятий, которые основаны по следующему принципу: ознакомление, получение знаний и навыков, проверка и закрепление пройденного материала.

Сначала идет так называемое знакомство детей с налоговой системой. Здесь первоочередная задача работников налогового органа – заинтересовать ребят в дальнейшем сотрудничестве, вызвать у них интерес и взаимоотдачу. Для детей проводят экскурсии в налоговой инспекции, рассказывают о работе налогового органа, о профессии налогового инспектора, который стоит на страже финансового благополучия и экономической независимости государства.

Затем проводятся лекции и уроки налоговой грамотности.

В апреле 2012 года прошла очередная серия уроков по повышению налоговой грамотности, которые были проведены в 16 учебных заведениях.

Занятия проводились по совместно разработанному плану сотрудников налоговых органов и преподавателей образовательных учреждений. Важно то, что при планировании были учтены пожелания самих учащихся, которых больше интересовали нововведения в Интернет-сервисах.

В доступной форме школьникам рассказали о современной налоговой системе России, об основах налогового законодательства: о функциях и роли налогов, их видах, о работе Интернет – сервисов на сайте Федеральной налоговой службы, показали видеопрезентацию работы Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Школьникам рассказали, что такое ИНН и как его получить. Рассказали о налогах, которые уплачивают физические лица: транспортный, земельный, налог на имущество, налог на доходы физических лиц. Также ребята узнали, кто обязан декларировать свои доходы и как получить налоговые вычеты. Наибольший интерес у школьников вызвал рассказ о социальных налоговых вычетах, которые могут получить их родители, представив в налоговую инспекцию декларации о доходах.

Для подведения итогов эффективности занятий, с ребятами были проведены практические работы. Им предоставили возможность самостоятельно на сайте ФНС России проверить задолженность, войти в Личный кабинет и сменить первичный пароль, а также показали, как заполнить декларацию в программе «Декларация 2011» на возврат социального налогового вычета за обучение. Задавали вопросы, на которые ребята в свою очередь незамедлительно находили ответы: какие налоги уплачивают Ваши родители; на какие цели расходуются бюджетные средства; можно ли уплачивать налог, не выходя из дома и как?

В конце года проводятся итоговые, заключительные мероприятия. Перед проведением таких мероприятий разрабатывается положение о проведении конкурсов, которым закрепляется цель конкурса, утверждается состав жюри и условия конкурса.

При оценке работ и определении победителей особое внимание уделяется раскрытию налоговой тематики, и пониманию авторами работ значения налоговой системы для современного государства и важности соблюдения конституционной обязанности по уплате налогов и оригинальности исполнения.

В 2011 году был проведен конкурс рисунков на тему «Налоги – основа достойной жизни». Перед детьми была поставлена задача - художественным образом отобразить в своих работах знание налогов и понимание, что богатство и процветание страны, а значит и личное благополучие во многом зависит от уплаты налогов. Ребята не просто справились с поставленной задачей, но еще и прокомментировали свои работы, а некоторые даже стихами: «Если ты нормальный парень, должен ты налог платить, чтобы мощь нашей России, нам всем миром укрепить».

Интересна для ребят и такая форма работы, как проведение викторины, проходящая, как правило, в ноябре. В 2012 году запланирована викторина на тему «Зачем нужны налоги». Участие будут принимать команды из разных школ. Особенность таких выступлений – это представление названия команды и их девиза.

Знакомясь с работой налоговых органов в живой форме ребята, проявляют искренний интерес, как к уплате налогов, так и к выбору своей профессии в будущем, может и налогового инспектора.

Слайд 2

Цели:

1)Образовательные: -Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов. 2)Развивающие: -Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права. -Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. 3)Воспитательные: -формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Слайд 3

Ход урока.

Организационный момент! Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено. 1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет. 2)____ платятся, и жизнь в гору катится. 3)____ - нервы государства.(Цицерон) 4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая) 5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев) 6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)

Слайд 4

Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием. Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом. Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона. Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Слайд 5

Налоги в нашей стране взимаются:

С доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг); -с имущества, передачи имущества; -с юридически значимых действий; -с ввоза и вывоза товаров за границу.

Слайд 6

Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц. 2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги. 3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги. 4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.

Слайд 7

Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Слайд 8

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Слайд 9

Вопросы:

Почему люди не любят платить налоги? Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

Слайд 10

ФИНАЛ!!!

Составили ли вы свое мнение о налогах?

Слайд 11

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая V.К какому виду налогов относится налог на наследство? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая

Посмотреть все слайды

Цель урока: формирование экономической грамотности и позитивнойгражданской позиции обучающихся.
Задачи урока:
1.Сформировать у обучающихся знания о видах налогови системе налогообложения.
2. Способствовать развитию уобучающихся познавательного интереса.
3. Создать условия для развития их творческих способностей и самостоятельности в обучении.

План-конспект урока

1. Приветствие учителя.
Мотивационный этап урока.
Учительначинает урок с фрагмента теленовостей.
Слайд № 1 Видео «Фрагмент теленовостей».(Примечание:представлен фрагмент новостей телеканала НТВ о расселении из ветхого жилья на Камчатке. Президент РФ В. В. Путин говорит о наличии денежных средств в стране и приоритете их расходования)
Учитель: «Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович говорит о том, что деньги в стране есть. Как вы думаете, о каких деньгах говорит президент? Откуда поступают деньги в государственный бюджет? На что расходуются эти деньги? На все этивопросы мы должны с вами найти ответы на нашем сегодняшнем уроке. Сегодня я приглашаю вас вступить в клуб Грамотных налогоплательщиков».
Слайд № 2 . (Тема урока)
2. Этап целеполагания . Учитель предлагает обучающимся ответить на ряд вопросов и исходя из них сформулировать цель и

задачи урока «Как вы считаете, кто такой грамотный налогоплательщик? Что он должен знать и уметь?»
3. Актуализация проблемы .
Слайд 3: «Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт на сегодняшний день не знает более эффективного способа собираниягосударством денежных средств, чем налоги.
Налогии сборы: почему их нужно платить? История может дать нам лишь один ответ: в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств.
Налоги появились задолго до современных нам государств, они взимались в Древней Грециии Риме, на Руси, во всех европейских государствах.
Давайте разберемся, что же такое НАЛОГ».
4. Слайд 4: перечень существительных, непосредственно связанных с понятием «налог». Учитель формулирует для групп задание: из приведенных на слайде 4 существительных составить определения налога. Группы представляют свои варианты. Учитель формулирует определение налога, которое дает налоговый кодекс:
Налоги - периодические принудительные платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.
5. С помощьюучителя обучающиеся называют признаки налога, которые можно выделить из определения.

На Слайде 5 отображены основные признаки налога:
Является периодической выплатой.
Является частью доходов граждан и предприятий.
Взимается в пользу государства.
Носит принудительный характер.
Объем выплат определяется государством.
6. Слайд 6. Учитель дает классификацию налогов исходя из объекта налогообложения: «Современное налоговое законодательство дает много классификаций налогов, рассмотрим классификацию исходя из объекта налогообложения ».
7. Учитель подводи тпромежуточный итог урока, предлагает обучающимся выполнить практическое задание: «Существует много разновидностей налогов, и сейчас я предлагаю Вам совершить путешествие и посмотреть какие же еще налоги
взимались/ взимаются сейчас в различных странах мира».
Входе фронтальной работы с классом выполняется практическое задание: соотнесение страны и взимаемого налога.
На Слайдах 7,8 (анимированные) представлены стилизованные изображения объекта налогообложения и страны (при нажатии на клавишу мыши появляется стрелка соединяющая изображение и страну). Учитель комментирует, почему в различных странах взимаются столь необычные налоги. Египетские исполнительницы танца живота являются пятым по значимости источником пополнения государственной казны, 900 млн. египетских фунтов (264 млн. долларов США) - сумма ежегодно уплачиваемого ими подоходного налога. Опережают их только использование Суэцкого канала, туризм, экспорт нефти и хлопка. «Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год. В Китае - на деревянные палочки для еды (чтобы возместить урон, наносимый лесному хозяйству). В США введен налог на татуировки и пирсинг (с целью тем самым сократить количество желающих сделать тату, и предотвратить распространение заболеваний, передающихся через иглу татуировщика). Налог на шляпы взимался Британским правительством с 1784 по 1811 годы, причем только с мужчин, налог был легким способом собрать деньги для казны в грубом соответствии с относительными доходами лиц, предполагалось, что более богатые люди будут иметь больше дорогих головных уборов, когда как бедняки - всего одну дешевую шляпу или ходить вообще без нее. Налогна бороды в 1535 году ввел король Англии Генрих VIII, который сам носил бороду, налог оказался прогрессивным налогом и зависел от социального положения налогоплательщика, этот же налог появился в России в 1705 году при Петре I, но по другой причине: его взимали в первую очередь не для того, чтобы пополнить казну, а так как царь считал, что бородатые люди выглядят дикарями, тем, кто заплатил налог, нужно было носить специальный «бородовой знак» - медный или серебряный значок с русским орлом с одной и другой стороны и изображением нижней части лица с бородой. Налогна тень взимается в Венеции с 1993 года, под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность - землю. Вначале 2000-х годов на Балеарских островах был введен «солнечный» налог для туристов. Теперь все отдыхающие должны платить по €1 за пребывание на местных курортах. Суммы от сборов идут на улучшение туристической инфраструктуры, пляжей от мусора, а также на восстановление экологического баланса. В 2012 году Балеарские острова посетили 10,4 млнтуристов из разных стран мира, так что казна пополнилась внушительной суммой.

8. Учитель подводититог работы обучающихся с практическим заданием: «Итак, мы выяснили, за счет чего государства пополняют свои государственные бюджеты». Участникам заседания клуба предлагается «проверить почту» (заранее для каждой группы приготовлены конвертына которомнаписан адрес и название местного налогового органа, в конверте налоговые уведомления, с расчетами налога на землю, квартиру, автомобиль).
Задание: изучите конверт и его содержимое и ответьте на вопросы: назовите адресанта письма, какую информацию можно из него получить? Определите по содержанию письма: какой налог предъявлен к уплате, объект налогообложения, налоговый период, налоговую базу и налоговую ставку. Подводится итог выполнения задания: каждая группа отчитывается о полученной информации.

или местного налогового органа)
12. Заключительный этап урока. Итогомурока становится презентация проектов обучающихся. Плакаты размещаются на доске, учитель еще раз совместно с обучающимися актуализирует необходимость и значимость уплаты налогов.

13. Подведение итогов и рефлексия : закрытие заседания клуба, определение личных результатов обучающихся:
1. Что полезное для себя вы узнали на уроке?
2. Стали ли вы грамотными налогоплательщиками?
3. Что еще вы хотели бы узнать о налогах?