Виды государственных и муниципальных служащих. Административное право россии

Существует несколько классификаций. Например, по федеративному признаку выделяют следующие виды государственных служащих: федеральные и служащие субъектов РФ. Если касаться функционального назначения, то служащие бывают гражданскими, военными, правоохранительными. С точки зрения социально-правового статуса выделяют гражданских, милитаризованных госслужащих. В любой сфере деятельности госслужбы необходим квалифицированный аппарат, выполняющий ответственные функции. Например, функционирование Государственной Думы РФ зависит от множества профессионалов.

В системе органов исполнительной власти занято около 90% служащих, это специалисты в области организации управления и исполнения распоряжений.

Для работы в управленческой сфере необходимо комплексное видение, прогнозирование ситуации, системная оценка процессов, происходящих в жизни общества. Любой руководитель должен обладать подобного рода качествами, для того, чтобы готовить и принимать управленческие решения.

Классификация госслужащих по объему должностных полномочий

По объему должностных полномочий госслужащие подразделяются на должностных лиц и служащих оперативного и вспомогательно-технического состава.

Определение 1

Должностные лица – граждане, которые занимаются реализацией полномочий гос. власти локального и внешнего характера.

Разновидностью являются представители административной власти, реализующие полномочия государственно-властного характера в отношении не подчиненных им по службе лиц.

Определение 2

Оперативный состав – граждане, которые обеспечивают исполнение полномочий гос. органов, реализуя их задачи и выполняя специфические функции.

Определение 3

Вспомогательно-технический состав – граждане, обеспечивающие исполнение полномочий, совершая операции сопроводительного характера, выполняя общие функции для любых гос. органов: организации, информации, документации, финансов и пр.

По признаку срока службы выделяются служащие, назначенные на должность на неопределенный срок, на определенный срок, с испытательным сроком.

Государственные служащие подразделяются по классным чинам, званиям, рангам, категориям. Они присваиваются персонально по результатам аттестационных мероприятий, экзамена на подтверждение или повышение квалификации.

Деятельность гос. гражданского служащего регламентирована правовыми нормами, составляющими социально-правовой статус ГС. Каждая должность ГС определяет базу для характеристики его социально-правового положения.

Социально-правовой статус гражданского служащего

Определение 4

Статус госслужащего – положение, занимаемое им в системе гос. управления в соответствии с должностной позицией и местом этой службы в государстве.

Статус устанавливает, каким должно быть поведение работника в области государственно-служебных отношений. По мере изменения отношений: повышение, понижение, отставка, меняется и социально-правовой статус.

Основу статуса составляют 8 групп государственно-служебных норм, определяющих права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии ГС.

Нормы подразделяются на два типа: общие и особенные статусные нормы. Нормы общего плана распространяются на всех ГС, независимо от должности, ее категории, группы, вида. Особенные правовые нормы касаются определенных структур. Такие нормы определяются исходя из потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий.

Основные общие и особенные права

Основные права ГС закреплены в ФЗ № 79-ФЗ в ст. 14., гражданский служащий имеет право на:

  • организационно-технические условия надлежащего качества для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом для понимания прав и обязанностей по должности, критериев оценки эффективности и результативности деятельности, условий должностного роста;
  • установленную продолжительность рабочего времени, выходные, нерабочие праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • оплату труда в соответствии со служебным контрактом, а также иные выплаты;
  • информирование, необходимое для исполнения должностных обязанностей, внесение предложений об улучшении деятельности структуры;
  • доступ к сведениям, составляющим гос. тайну, если того требуют должностные обязанности;
  • доступ в гос. органы, органы на местах, общественные объединения, если того требуют должностные обязанности;
  • ознакомление с отзывами о работе и другими документами до внесения их в личное дело;
  • защиту информации, находящейся в личном деле;
  • профессиональный рост;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • членство в профсоюзе;
  • рассмотрение споров индивидуального характера в соответствии с законодательством;
  • проведение служебной проверки по заявлению;
  • защиту прав и интересов на гражданской службе;
  • мед. страхование;
  • гос.защиту жизни и здоровья ГС и членов их семей, принадлежащего имущества;
  • гос. пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.

Основные особенные права обусловлены спецификой должности. К числу особенных прав относится, например, право на принятие вторичных подзаконных нормативных актов, распоряжение имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов.

Право тех. контроля, проверка техники безопасности относятся к особенным дополнительным правам.

Основные обязанности

Гражданский служащий обязан:

  • соблюдать законодательство РФ, законы и НПА субъектов и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с регламентом;
  • не нарушать интересов и прав граждан и организаций в ходе своей служебной деятельности;
  • исполнять поручения вышестоящих руководителей в рамках установленных правил и в соответствии с законодательством;
  • бережно относится к гос. имуществу в процессе работы;
  • соблюдать внутренний распорядок органа;
  • поддерживать необходимый уровень квалификации;
  • не разглашать сведения, которые охраняются законом;
  • предоставлять сведения о себе и о своей семье, если этого требует закон;
  • сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства;
  • соблюдать предписанные ограничения, не нарушать запреты;
  • сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, не допускать конфликта интересов.
Вывод

Обязанности гражданского служащего тесным образом связаны с его правами, благодаря этому факту система гос. управления становится более эффективной и результативной.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В нормативных актах и литературе отражены различные пред-ставления о понятии служащего. Основная причина этого -- разно-образие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объ-ективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности опреде-ление, согласно которому служащими признаются "работники не-физического и умственного труда, получающие заработную пла-ту...

По общему правилу, результатом труда служащего не явля-ется создание материальных ценностей в виде вещественных про-дуктов, выполнение работ или оказание услуг материального харак-тера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных цен-ностей, оказанием социальных услуг населению.

Нельзя признать удачным определение, сводящее служаще-го к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания". Ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производ-ственного персонала, не участвует в создании материальных цен-ностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие катего-рии служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают влияние на ее функционирование и развитие.

Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и слу-жащих сближается общностью его характера. Порой сложно опре-делить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т. д.). Хотя, несомненно, что физический труд -- удел основной массы, ра-бочих и крестьян.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных го-сударственных и негосударственных организациях, занимаются ча-стной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

Государственные служащие -- разновидность служащих, ко-торые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. - М., 1997. С. 209

До принятия Закона об основах государственной службы тер-мин "государственный служащий" трактовался в литературе в ши-роком и узком смысле. В широком смысле государственным служа-щим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установлен-ном правовыми актами, должность в государственной организации:

государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной орга-низации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, долж-ность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица госу-дарственной организации, которой соответствует служебное поло-жение лица, замещающего ее.

Главным в изложенной концепции является признание государ-ственными служащими служащих как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой ка-тегории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства.

В соответствии с Законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин РФ, исполняю-щий в порядке, установленном законом, обязанности по государ-ственной должности государственной службы за денежное возна-граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже-та или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 96

а) гражданин РФ;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными слу-жащими не являются.

По этому Закону государственной является должность в фе-деральных органах государственной власти, органах государствен-ной власти субъектов РФ, а также в иных государственных орга-нах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установлен-ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномо-чий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отобра-жает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государствен-ные должности государственной службы -- пятая; б) главные госу-дарственные должности государственной службы -- четвертая;

в) ведущие государственные должности государственной службы -- третья;

г) старшие государственные должности государственной службы -- вторая;

д) младшие государственные должности государ-ственной службы -- первая группа.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфи-ческие элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 С. 156

Не все указанные должности учреждаются в каждом государ-ственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государ-ственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ 11 января 1995 г., не пре-дусматривается учреждение в Конституционном Суде РФ высшей государственной должности.

Применительно к группам государственных должностей госу-дарственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государ-ственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- го-сударственным служащим высших государственных должностей; го-сударственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим главных государственных должностей;

советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государствен-ным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным слу-жащим старших государственных должностей; референт государ-ственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим младших государственных должностей.

Мотиваций и критериев деления государственных должностей государственных органов Закон об основах государственной служ-бы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих со-ответствующие государственные должности государственной служ-бы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о поряд-ке присвоения и сохранения квалификационных разрядов феде-ральным государственным служащим, утвержденным Указом Пре-зидента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578.

Однако, несомненно, что каждой группе указанных должнос-тей свойственны элементы статуса, определяющие особенности пра-вового положения государственных служащих, замещающих дол-жности данной группы, а также требования к их квалификацион-ному уровню.

Следует особо подчеркнуть, что понятия государственного слу-жащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в пре-амбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения го-сударственных служащих Российской Федерации, его действие паспчэостчэаняется не на всех государственных слижаших. Они функционируют не только в государственных органах, но и в иных организациях (например, в таможенных).

Субъектами административного права являются также служа-щие государственных предприятий и учреждений, не относящих-ся к органам государственного управления. Они отличаются от го-сударственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществле-нии задач и функций государства по руководству обществом. Уча-стие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных пред-приятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связа-на с организацией процессов соответственно производства, соци-альной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения ос-новных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государствен-ных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой -- предприятий. Так, со-держанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд слу-жащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий -- за счет прибыли, получаемой от ком-мерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, яв-ляющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граж-дане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях так-же могут занимать должности на предприятиях, учреждениях, но они, естественно, не могут быть отнесены к российским слу-жащим.)

Вместе с тем в статусе государственных служащих государст-венных органов и, например, служащих государственных предпри-ятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указы-вает на государственный характер их служебной деятельности. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 309

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и орга-низациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предпри-ятия, учреждения, организации (экономического, социально-куль-турного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т. д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).

Особую группу составляют служащие, совмещающие выполне-ние указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен нео-днородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них -- профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных пред-приятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (нево-енных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их ста-тус обременен рядом существенных правил, обусловленных специ-фикой военной службы.

Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государствен-ной службы к государственным служащим следует отнести воен-нослужащих, занимающих должности в органах военного управле-ния, в других военных организациях и учреждениях.

Особенность статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отожде-ствления с другими служащими нет юридических оснований.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-вла-стных функций, они делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.

В Законе об основах государственной службы подобная клас-сификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение, В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из клю-чевых, поскольку они признаются специальными субъектами раз-личных отраслей права, в том числе многих правонарушений. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. С. 231

А между тем до сих пор термин "должностное лицо" офици-ально употребляется не в качестве общего, а специального поня-тия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 г. оно трактуется, во-первых, применительно статьям гл. 30 "Преступления против государственной власти, ин-тересов государственной службы и службы в органах местного са-моуправления"; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем положениями Закона об основах государственной службы. В част-ности, под лицами, занимающими государственные должности, по-нимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами РФ, конституциями и уставами ее субъек-тов для непосредственного исполнения полномочий государствен-ных органов. Однако этим определением охватываются лишь дол-жности категории "А", которые по Закону об основах государствен-ной службы не относятся к категории государственных должнос-тей государственной службы, а лица, занимающие должности ука-занных категорий, не признаются государственными служащими государственной службы. Это означает, что концепция должност-ного лица, выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.

Должностными лицами называются служащие, имеющие пра-во совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и упол-номочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требова-ния (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителю. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть раз-новидность должностных лиц, к которым относятся и иные катего-рии государственных служащих. Например, их заместители и др. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. С. 120

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители госу-дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их де-ятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответствен-ности к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц особый статус занимают представи-тели административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать пред-писания, указания) и применять меры административного воздей-ствия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напри-мер, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) -- это слу-жащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую за-дачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят спе-циалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая свя-зана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрискон-сульты и др. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. -М. 1997. С. 26

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относят-ся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ве-дущие, старшие государственные должности, а также руководите-ли предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу -- младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.

Оперативный состав, если учитывать дух закона, также мож-но отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу свое-го статуса они не наделены полномочиями совершать действия, на-правленные на достижение юридических последствий, властным об-разом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в от-дельную группу является одновременно условным и обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (вра-чей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установ-ленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Дей-ствия таких служащих, влекущие юридические последствия, име-ют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на об-щественные отношения.

Вспомогательный состав -- служащие, служебная деятель-ность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений дан-ного органа. Их обязанности и права определяются задачами обес-печения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязаннос-ти служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступа-ющих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не со-стоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера-ции, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществле-нии нотариальных действий нотариусы обладают равными права-ми, независимо от того, работают ли они в государственной нота-риальной конторе или занимаются частной практикой. Обязатель-ным для последних является то, что они должны быть членами но-тариальной палаты.

Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Согласно федеральному закону О системе государственной службы РФ от 27.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Институт Экономики и управления

Реферат на тему:

« Государственный служащий. Виды государственных служащих»

Выполнил:

Студент гр. Эбс-212

Волкова Лидия Вячеславовна

Проверил:

Преподаватель кафедры « БЖД и право»

Галочкина Галина Владимировна

г. Владивосток

2015


Введение.

Согласно федеральному закону « О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.

Государственная служба- профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

  • Федеральных органов государственной власти
  • Субъектов РФ
  • Органов государственной власти субъектов РФ
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами и др. правовыми актами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов
  • Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, уставами и т.п, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ

Государственная служба регулируется нормами конституционного, трудового, финансового и др. отраслей права.

Согласно ст. 2 п.1 существует несколько видов государственной службы:

  1. Государственно-гражданская служба
  2. Военная служба
  3. Правоохранительная служба

Согласно ст. 2 п.2 государственная служба подразделяется на:

  • Федеральную государственную гражданскую службу
  • Государственную гражданскую службу субъекта РФ
  1. Общие положения в системе организации государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  1. Федерализм
  2. Законность
  3. Приоритет прав и свобод гражданина, обязательность их признания, соблюдение и защита
  4. Равный доступ граждан к государственной службе
  5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы
  6. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб
  7. Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю
  8. Профессионализм и компетентность государственных служащих
  9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и организации государственной службы обеспечивается федеральным законом № 58-ФЗ и другими федеральными законами, рассматривающие особенности обязанностей государственных служащих.

2 Виды государственной службы.

Государственная служба подразделяется на несколько видов:

  1. Федеральная государственная служба.
  2. Гражданская государственная служба.

В свою очередь федеральная государственная служба делится на военную государственную и правоохранительную службу.

Федеральная государственная служба- это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению служебных полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающие государственные должности РФ.

Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских или невоинских должностях в Вооруженных Силах РФ, специальных формированиях и органах, осуществляющие оборону страны, на условиях предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.

Правоохранительная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, учреждениях и службах, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

3 Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение.

На государственную службу по контракту могут поступать граждане:

  1. Владеющие государственным языком РФ.
  2. Граждане, достигшие возраста 18 лет.
  3. Граждане, соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на государственную службу на замещение вакантной должности осуществляется путем конкурса, а также контракта или договора в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ.

Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы не проводится в следующих случаях:

  1. При заключении срочного служебного контракта.
  2. При назначении на замещение на определенный срок должности категории « руководители» и «помощники руководителя/ советники».
  3. При назначении государственного служащего на иной вид государственной службы.
  4. При назначении на замещение должности категории « руководитель» назначением и освобождением от обязанностей которой осуществляется по приказу Президента РФ или Правительством РФ.

Также конкурс может не проводится при назначении на отдельные виды государственной службы, профессиональная деятельность которых связана с государственной тайной.

Конкурс может не проводится на замещение вакантных должностей государственной службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, на усмотрение нанимателя.

Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы создается специальная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:

Официальный представитель нанимателя и/или уполномоченные им государственные служащие.

Представитель соответствующего органа по управлению государственной службы.

Представители научных и образовательных организации в качестве независимых экспертов, приглашаемые органом по управлению государственной службой, по запросу нанимателя. Число независимых экспертов должно ровняться не менее 25 % от числа людей, входящих в конкурсную комиссию.

В случае несогласия с результатами конкурса на замещение вакантной должности гражданин вправе обжаловать решение приемной комиссии.

Для замещения должности государственной службы представитель нанимателя может заключать контракт:

  1. На неопределенный срок.
  2. На определенный срок.

Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающий на государственную службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе- 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему максимального возраста на гражданской государственной службе, может быть продлен срок пребывания на государственной службе по решению представителя нанимателя и только с согласия самого работника. Но не свыше достижения возраста 65 лет.

По достижении предельного возраста гражданским служащим пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия работника он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющиеся должностью гражданской службы.

Заключение служебного контракта. При поступлении на гражданскую государственную службу гражданин обязан предоставить:

  1. Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы.
  2. Собственную заполненную и подписанную анкету установленной формы.
  3. Паспорт.
  4. Трудовую книжку, за исключением, если гражданин впервые устраивается на работу.
  5. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  6. Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
  7. Документы воинского учета.
  8. Документ об образовании и квалификации.
  9. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания. При заключении контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющие отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы работнику вручается служебное удостоверение установленной формы.

4 Государственный служащий. Классификация государственных служащих.

Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем государственного служащего является РФ, нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является субъект РФ.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Но состав государственных служащих неоднороден, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

  1. По масштабу деятельности органов государственные служащие могут быть подразделены на федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Характер деятельности государственных служащих определяется полномочиями соответствующих федеральных государственных органов (Администрация Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д).
  2. По особенностям государственной службы государственные служащие подразделяются на:
  • Милитаризированных-это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой, полиции).
  • Гражданских.

Военная служба, как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и порядка.

  1. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контролирующую функции в отношении органов исполнительной власти в пределах Конституции РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельности, которые обеспечивают успешное функционирование государственного аппарата. В системе занято более 85% государственных служащих. Главным критерием пригодности для прохождения службы в органах исполнительной власти является профессиональная подготовка на уровне моровых стандартов.

Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения судебных полномочий возложены на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В».

  1. По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и государственных служащих, не являющиеся должностными лицами.

Сейчас характер служебно-государственных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих зависит от категорий занимаемых ими государственных должностей.

Поскольку деятельность государственных служащих может иметь различную направленность, то государственно - служебные отношения могут подразделяться на:

  • Внутриорганизационные(внутренние).
  • Внешние.

Внутриорганизационные отношения- отношения служебной подчиненности внутри данного органа. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства РФ в связи замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной внутренних правоотношений является государство в лице государственного органа или должностного лица, которое вправе перемещать на соответствующую должность, а также увольнять гражданина с государственной службы.

Внешними служебные отношения - это отношения, которые складываются между государственным служащим и неподчиненными ему гражданами, государственными и коммерческими организациями в связи осуществлением работником своих служебных обязанностей. Эти обязанности возникают с момента подписания гражданином служебного контракта. Однако в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти - должностное лицо. К должностным лицам относят работников государственных органов, чьи властные полномочия выходят за рамки этих органов. Их распорядительные полномочия могут распространяться на физических и юридических лиц, организационно неподчиненных им по службе (прокуроры, следователи, сотрудники полиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных органов, осуществляющих контрольную деятельность).

  1. В зависимости от срока службы государственные служащие могут поступать на государственную службу:
  • На неопределенный срок (например, должность категории «В»).
  • На определенный срок (должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком.
  1. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп деления должностных полномочий:
  • Высшие государственные должности.
  • Главные государственные должности.
  • Ведущие государственные должности.
  • Старшие государственные должности.
  • Младшие государственные должности.
  1. В зависимости от квалификационных разрядов (звания, чины, ранги). Присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающего должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям. Чем выше ранг, тем выше требования. При продвижении государственного служащего вверх по карьерной лестнице, повышается квалификационный разряд, а значит, повышаются и квалификационные требования.

5 Права и обязанности государственного служащего.

Государственный служащий имеет право :

  • На ознакомление с документами, определяющие его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, условия продвижения по службе и организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
  • На получении информации и материалов, необходимых для исполнения служебной деятельности.
  • На посещение для исполнения служебной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.
  • На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
  • На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, а также уровня квалификации.
  • Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о его служебной деятельности до внесения их в личное дело, приобщать документы к личному делу.
  • На переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
  • На пенсионное обеспечение с учетом стажа работы.
  • Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от занимаемой государственной должности обязан :

  • Обеспечивать поддержку конституционного строя и Конституции РФ, реализацию Федеральных Законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • Обеспечивать соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.
  • Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
  • В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений и предприятий, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в пределах своих властных полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
  • Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.
  • Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
  • Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему сведенья в процессе исполнения своих должностных обязанностей.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений закон устанавливает некоторые ограничения для государственных служащих.

Государственный служащий не вправе :

  1. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
  2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
  3. Состоять членом органа управления коммерческой организацией.
  4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, подконтролен ему либо подчинен.
  5. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового либо информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
  6. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
  7. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с их профессиональной деятельностью, в том числе и после выхода на пенсию.
  8. Принимать без разрешения Президента РФ награды, звания иностранных государств или международных и иностранных организаций.
  9. Принимать участие в забастовках.
  10. Использовать свое служебное положение в интересах политической партии, общественных и религиозных объединениях для пропаганды отношения к ним.
  11. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление, под гарантию государства, на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленным федеральным законом.

Заключение.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы четко регламентированы и не подлежат иному толкованию. В случае несоблюдения данных ограничений представитель нанимателя вправе прекратить государственно-служебные отношения.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от совершенного противоправного деяния государственный служащий может привлечен следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарной.
  • Материальной (ограниченная или полная).
  • Административной.
  • Уголовной.
  • Гражданско-правовой.

Список литературы.

  1. гл. 1, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" {КонсультантПлюс} .
  2. Федеральный Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе РФ» //СПС КонсультантПлюс.
  3. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm
  4. http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/59.htm
  5. http://www.aup.ru/books/m228/6_2.htm

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11176. Управление карьерой государственных служащих 94.61 KB
С тех пор как Казахстан вступила на путь демократических преобразований в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы...
21516. Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих 52.16 KB
Понятие структура принципы федеральной государственной службы в Российской Федерации. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы лежащих в ее основе теоретических представлений истории ее возникновения и развития динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен необходимо не только специалистам в области государственного...
18281. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан 93.66 KB
Понятие трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Понятие и сущность трудоправового статуса государственных служащих. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Правовая характеристика служебных прав и обязанностей государственных служащих. Социальная и правовая защищенность государственных служащих...
19143. Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих 34.28 KB
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности.
11036. Подготовка государственных служащих и развитие системы обучения в Республике Казахстан 105.59 KB
Прохождение государственной службы. Роль и место государственных служащих в казахстанской модели государственной службы. Аттестация и обучение кадров государственной службы..
4727. Государственный долг и государственный бюджет 37.57 KB
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ.
6119. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 15.23 KB
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга
309. Правовой статус муниципальных служащих 16.6 KB
Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации установлены права и обязанности муниципальных служащих. Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации в том числе Трудового кодекса РФ. Муниципальный служащий имеет право на: 1 ознакомление с документами устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы критериями оценки качества...
20357. Анализ мотивации специалистов и служащих на примере ООО «Дорстройсервис» 570.98 KB
Актуальность дипломной работы заключается в том что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Система мотивации труда существует для того чтобы у работника появились желание и готовность работать эффективно именно в данной организации. Для того что бы организация функционировала эффективно ее персонал должен быть лучшим из лучших для этого надо создавать привлекательную систему мотивации. Вознаграждения – всё...
19783. Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») 415.98 KB
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет.

Исходя из положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданским служащим является гражданин РФ, состоящий на государственной должности и исполняющий за денежное вознаграждение из средств государственного бюджета служебные обязанности в объеме обозначенных в нормативно-правовых документах обязанностей и прав.

Виды государственных служащих определяются по разным основаниям

  • 1. По функциональному назначению:
    • служащие, обеспечивающие как специалисты фактическую деятельность по выполнению целей задач, стоящих перед государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
    • должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций, занимающиеся их управлением;
    • служащие и должностные лица, совмещающие выполнение указанных выше функций.
  • 2. По характеру и объему полномочий:
    • работники государственных органов власти, выполняющие работу, непосредственно определяемую его целями, задачами и наделенные для этого полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления. Их принято определять как оперативный состав;
    • должностные лица органов государственной власти, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Их называют представителями административной власти;
    • служащие, деятельность которых связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава и не имеющие права совершать действия, влекущие юридические последствия, а также влияющие на содержание решений данного органа. Они относятся к вспомогательному составу.

Статус государственного служащего наряду с определением содержания административно-служебных отношений представляет собой и совокупность установленных законом прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и их ответственности. Они имеют свои особенности. В частности, права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа, имеют производный характер, так как деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа, где он проходит службу. Права должны осуществляться в интересах государства и общества, в силу чего являются одновременно и обязанностью. Другие особенности проявляются в том, что предписания государственных служащих подлежат исполнению теми, кому адресованы, а вводимые ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность служащих направлена на повышение эффективности государственной службы и управления, сохранению авторитета властных государственных органов в лице граждан России. И последняя весьма важная особенность: реализация прав и обязанностей гарантируется государством.

Права гражданского служащего определены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и выделены в две самостоятельные группы: относящиеся к существу служебной деятельности и сопутствующие статусу государственных служащих.

Согласно закону, гражданский служащий имеет право на:

  • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном этим федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с этим федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с этим федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Обязанности государственного служащего вытекают из самой сущности государственной службы как исполнения возложенных государством на служащего обязанностей и прежде всего направлены на повышение эффективности системы государственного управления. Федеральным законом «О государственной гражданской службе» определено 12 общих для всех гражданских служащих служебных обязанностей. Их также можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести те их них, которые связаны с существом служебной деятельности, а ко второй - сопутствующие статусу гражданских служащих.

К основным обязанностям государственного служащего относятся:

  • обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  • добросовестное исполнение в соответствии с должностным регламентом должностных обязанностей и соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией. Выполнение должностных инструкций;
  • обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
  • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений;
  • поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей;
  • соблюдение норм служебной этики, хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан;
  • своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наряду с общими обязанностями на государственного служащего могут возлагаться и дополнительные, обусловленные как конкретным видом государственной службы, так и конкретной занимаемой должностью в отдельных органах власти и государственных учреждениях, в которых он проходит службу. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности, необходимые для выполнения задач по государственному управлению, Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации» устанавливает определенные социально-экономические, политические и моральные ограничения , связанные с государственной службой. Они направлены на то, чтобы не допускать превращения государственных органов в источники вседозволенности и разгильдяйства, коррупции и оппозиционности. Согласно закону , государственным служащим запрещается:

  • 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
  • 2) замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • 3) осуществлять предпринимательскую деятельность и приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • 4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
  • 5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц в виде подарков, денежного вознаграждение, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений;
  • 6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • 7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • 8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • 9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • 11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • 12) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 13) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • 14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • 15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
  • 16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • 17) после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 16 закона устанавливает и ограничения, связанные с гражданской службой. В частности, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • 9) непредставления установленных настоящим федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  • 10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения.

Обязательным условием государственной службы является служебная дисциплина, что и регламентируется как федеральным законодательством, так и другими иными нормативными правовыми актами, в том числе и государственного органа, где непосредственно работает служащий. За нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Высокая степень ответственности государственных служащих особо подчеркивает значимость их деятельности в интересах общества и государства. Данное обстоятельство учитывается и в предоставлении им различных льгот. Под ними понимаются установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. К ним относятся: льготы по налогообложению, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, оплате жилищных и коммунальных услуг, меры морального и материального поощрения.

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации».

Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. всех государственных служащих подразделяет на служащих федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств бюджета РФ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ.

В широком смысле слова государственные служащие – это граждане РФ, осуществляющие государственные функции в государственных органах, а также служащие других государственных организаций, учреждений, предприятий,

В узком смысле слова государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. По мнению законодателя, не является государственной службой деятельность Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министров, губернаторов, судей и других лиц, занимающих политические государственные должности.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона об основах государственной службы государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

Действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

Государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса -служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

Советник Российской Федерации 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

Советник государственной службы 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

Референт государственной службы 1,2,3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги. Соответствие классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Сведения о государственных служащих, в том числе включаемых в резерв на выдвижение, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.


Классификация государственных служащих.

В административно-правовой литературе государственных служащих классифицируют по различным критериям, среди которых относительно часто используются следующие:

характер выполняемой работы;

органы, где работают служащие;

характер должностных функций;

масштаб деятельности органов, где работают служащие;

характер полномочий государственных служащих.

По характеру выполняемой работы государственные служащие подразделяются на служащих государственных органов, служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, среди которых выделяют служащих-руководителей и служащих-специалистов, осуществляющих производственные и иные функции.

По органам, где работают служащие, их делят на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов и иных государственных органов.

По характеру должностных функций служащих подразделяют на руководителей, специалистов, вспомогательный обслуживающий персонал и технических исполнителей.

По масштабу деятельности органов , в которых работают государственные служащие, их подразделяют на федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

По характеру полномочий государственные служащие делятся на вспомогательный персонал и должностных лиц.

К вспомогательному персоналу относятся государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они обеспечивают деятельность должностных лиц (технические секретари, делопроизводители и др.)

Должностные лица - это государственные служащие, наделенные правом совершать юридически значимые действия властного характера. К ним относятся руководители, специалисты, а также представители исполнительной власти.

Руководители имеют подчиненных по службе лиц, пользуются в отношении последних правом найма, увольнения, принятия мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

Специалисты (функциональные работники) осуществляют функции, требующие специальных знаний.

Представители исполнительной власти - это должностные лица, наделенные полномочиями предъявлять юридически властные требования, обязательные для исполнения гражданами, не подчиненными им по службе, а также должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (сотрудники милиции, государственной пожарной службы и др.).

Классификацию государственных служащих можно проводить и по таким критериям, как срок службы; требования, предъявляемые к уровню образования; квалификационные разряды и др.