ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую. Договоры ресурсоснабжения между ук и рсо подлежат лицензионному контролю Заключение прямых догов

В жилищный кодекс были внесены поправки и изменения, вследствие которых собственники недвижимости имеют право на прямые договоры с РСО. Так, при заключении договора владелец квартиры получает ресурсы напрямую от ресурсоснабжающей организации.

Многие УК не справляются с задачами, которые обязаны выполнять. Выделяют множество причин, из-за которых РСО своевременно не получает денежные средства. И доминирующая причина – коррупция. Ранее УК была посредником между собственником и РСО. Но в соответствии с новым законодательным проектом, владельцы теперь могут сами заключать договоры с РСО.

В третьем окончательном чтении – 23 марта 2018 года приняли законодательный проект, на основании которого из цепочки оплаты коммунальных услуг можно исключить управляющую компанию. Согласно документу, собранием собственников можно принять решение о переходе на прямые договоры.

Заключать можно договор с РСО, которая поставляет такие услуги:

  1. Вывоз бытовых отходов.
  2. Холодная и горячая вода.
  3. Водоотведение.
  4. Отопление.

Еще одна причина такого новшества состоит в том, что можно снизить общую сумму задолженности и предупредить появление новых долгов собственников перед РСО.

Согласно законодательному документу, РСО может расторгнуть договор с управляющей компанией многоквартирного дома в одностороннем порядке. Главное условие для этого – наличие задолженности, которая составляет два среднемесячных начисления либо больше.

Сам закон вступил в силу первого апреля 2018 года. Главные задачи, которые помогает решить нововведение:

  1. Увеличить собираемость денежных средств. Если исключить из цепочки управляющую компанию, то это позволяет уменьшить задержки по оплате.
  2. Снижение коррупционной составляющей. Не секрет, что многие УК работают не совсем честно.
  3. Упрощение схемы расчетов.
  4. Наведение порядка.

Еще до внедрения нового закона было известно, что введены немаленькие штрафы, которые может получить УК за невыполнение требования к расчетам. Штрафная санкция в размере 50% от неправильно обозначенной суммы – такое наказание ждет все управляющие компании.

Основные преимущества нового закона и недостатки

Законодательный документ рассматривает актуальные вопросы в сфере жилищного законодательства России. Благодаря нему простые граждане будут более защищены. Получает «защиту» и ресурсоснабжающая компания.

Нередко бывали случаи, что отключали весь многоквартирный дом вследствие задержки выплат от УК РСО. При этом собственники исправно оплачивали коммунальные услуги в срок, не задерживали оплату. Благодаря новому закону такого больше не будет.

Теперь в свете нового закона собственники недвижимости сами могут выбирать поставщика услуг. Например, вывозить мусор могут разные компании.

Многие управляющие компании сознательно завышали стоимость ЖКТ. Особенно это часто случалось при поставке горячей воды. Новым законом введены определенные требования, вследствие которых удастся усилить контроль над действиями УК.

К минусу можно отнести то, что возможно поступление некачественных услуг. Этот вопрос решить можно только с РСО, поскольку собственники напрямую с этой организацией заключают договор.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законодательным документом, который регламентирует переход на прямые договоры, предусмотрено две возможности заключения:

  1. Собранием собственников принимается решение о переходе на прямые договоры с РСО.
  2. РСО по собственной инициативе разрывает договор с УК, а это означает, что автоматически создается договор с собственниками недвижимости напрямую.

Типовой договор уже разработан Министерством строительства. Он приведен в соответствующем постановлении Правительства России.

Три причины, почему не стоит заключать прямой договор

С одной стороны, законодательный проект позволяет собственникам недвижимости самостоятельно заключать договор, что плюс. Но с другой – РСО и ранее имела право расторгнуть договорные отношения с управляющей компанией, но по какой-то причине этого не делала. И эта информация наводит на мысль, что выгода для собственников небольшая. Рассмотрим три причины, почему лучше подождать с переходом на прямые договоры.

Первая причина

Первый момент – данный законодательный проект не выгоден собственникам. Когда закон отправили на рассмотрение, его появление объяснили выгодой для РСО. Якобы, у УК большие задолженности перед ресурсоснабжающей компанией, соответственно, так можно нивелировать долги. Но и раньше РСО могла отказаться от работы с УК. Но этого не делала. Значит, выгоды мало.

Что же касается собственников, то перед ними несет ответственность УК. Если у них имеются вопросы по отоплению, горячему либо холодному водоснабжению, задавать вопросы и «требовать справедливости» можно от УК.

Предположим, владельцы жилья перешли на прямые договоры, следовательно, по каждой коммунальной услуге собственникам придется иметь дело с РСО. Потекла плохая вода из крана? Все вопросы в РСО. Холодно зимой? Также придется обращаться в РСО.

Вторая причина

Законодательный проект есть, но, как считают эксперты, он не доработан. На сегодняшний день не понятно, кто несет ответственность за качество услуг. Раньше суды соглашались с тем, что за поставку ресурсов несет ответственность управляющая компания – с нее и спрос. И совсем не важно, что причина некачественной услуги была в неверных действиях РСО или бездействии.

В настоящий момент не установлены правила ответственности РСО, поэтому при заключении договора собственники рискуют создать себе проблемы.

Третья причина

Отсутствие возможности применения Правил коммунальных услуг – третья причина, почему договоры с РСО напрямую не так выгодны. Эти Правила подтверждены правительством, и именно на их основании предусмотрены разные ситуации. Например:

  1. Возможность перерасчета коммунальных услуг за то время, что потребитель отсутствовал.
  2. Возможность уменьшения платы вследствие поставки некачественной услуги.
  3. Регламент поверки счетчиков воды и пр.

Фактически эти Правила нельзя применять к прямым договорам между владельцами недвижимости и РСО. Их применяют только к договорам на поставку воды, электричества, но не к договору оказания коммунальных услуг.

Поэтому ничего не мешает РСО отказать, например, в перерасчете коммунальных услуг на время отсутствия, ссылаясь на то, что Правила не применяются. А это еще один риск для собственников, который рекомендуется учесть, прежде чем воспользоваться новой возможностью перехода на прямые договоры.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила заключения договоров с РСО). Этот документ действует с 28.02.2012, за исключением тех положений, для которых вступление в силу отложено до 01.09.2012, то есть до момента начала действия Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <1> (далее - новые Правила предоставления коммунальных услуг). Расскажем подробнее об этом нормативно-правовом акте.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Заявка (оферта) и документы, прилагаемые к ней

Заключению договоров с РСО всегда сопутствовали и, несомненно, будут сопутствовать спорные ситуации в части применения общих и специальных норм. Отчасти это объясняется отсутствием четких логических взаимосвязей между документами разных ведомств и иерархических уровней. Поэтому считаем нелишним напомнить, что договор ресурсоснабжения является публичным договором, в связи с чем порядок его заключения имеет ряд особенностей, рассмотренных ранее на страницах журнала (N 6, 2011) <2>.

<2> См. статью А.Р. Мироновой "Заключаем договор с РСО".

Правила заключения договоров с РСО утверждены Правительством РФ в силу содержания ст. 157 ЖК РФ и обязательны для применения всеми исполнителями коммунальных услуг, то есть управляющими организациями, ТСЖ, ЖК и иными специализированными потребительскими кооперативами. Согласно терминологии документа все они называются исполнителями. На основании п. 5 Правил заключения договоров с РСО заключение договора энергоснабжения начинается с отправки исполнителем соответствующей заявки (оферты) в адрес РСО. Данным документом определены сроки обращения с заявкой в РСО, а новые Правила предоставления коммунальных услуг четко устанавливают, когда исполнитель должен не просто инициировать переговоры с РСО, а приступить к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД. Приведем эту информацию в таблице.

Исполнитель Срок подачи заявки (оферты)
(п. 5 Правил заключения
договоров с РСО)
Дата начала предоставления
потребителям коммунальных
услуг (п. п. 14, 15 новых
Правил предоставления
коммунальных услуг)
УК В течение семи дней со дня
вступления в силу договора
управления МКД, но не ранее
10 рабочих дней со дня принятия
решения о выборе УК
Дата, указанная в решении
общего собрания
собственников помещений
в МКД о выборе УК, или дата
заключения договора
управления МКД, но не ранее
даты начала поставки
коммунального ресурса
по договору о его
приобретении, заключенному
между УК и РСО
ТСЖ Если ТСЖ не заключало договор
управления МКД с УК - в течение
семи дней со дня государственной
регистрации ТСЖ, а если
заключало - в течение семи дней
со дня расторжения такого
договора
Дата государственной
регистрации ТСЖ или
кооператива, но не ранее
даты начала поставки
коммунального ресурса
по договору о его
приобретении, заключенному
между ТСЖ или кооперативом
и РСО
Кооператив Если кооператив не заключал
договор управления МКД с УК -
в течение семи дней со дня
принятия решения собственниками
помещений в МКД об управлении
домом, в том числе
о предоставлении коммунальных
услуг кооперативом, а если
заключал - в течение семи дней
со дня расторжения такого
договора

Разумеется, к заявке (оферте) исполнителю необходимо приложить определенные документы (п. 6 Правил заключения договоров с РСО). Так, в РСО, кроме правоустанавливающих документов, подаются документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям, пользующимся помещениями в МКД (жилом доме), указанном в заявке (оферте). Для УК такими документами являются:

  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе способа управления МКД (управление управляющей организацией);
  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе управляющей организации (естественно, той УК, которая обращается с заявкой (офертой));
  • договор управления МКД, если он заключен.

Однако УК может участвовать в управлении МКД не только в результате сознательного выбора собственниками помещений соответствующего способа управления. Для отдельных домов, где не выбран или по тем или иным причинам не реализован способ управления этими домами (п. 4 ст. 161 ЖК РФ), управляющую организацию выбирает орган местного самоуправления посредством проведения открытого конкурса. Кроме того, УК выбирается по конкурсу для тех домов, в которых доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество составляет более 50% (п. 2 ст. 163 ЖК РФ), а также для новостроек (п. 13 ст. 161 ЖК РФ). В указанных случаях документами, подтверждающими полномочия УК, являются протокол открытого конкурса по выбору УК и (или) договор управления МКД (если он заключен).

Кроме прочего, УК может фигурировать в процессе управления теми домами, где первоначально созданы ТСЖ или кооперативы. Для таких управляющих организаций в качестве документов, подтверждающих наличие у них обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в конкретном МКД (жилом доме), названы протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления МКД, заключенный между ТСЖ или кооперативом и УК.

К сведению. Ранее на страницах журнала подробно изучался вопрос привлечения УК к управлению домами, где созданы ТСЖ и ЖСК. Напомним, что согласно позиции Президиума ВАС РФ, приведенной в Постановлении от 22.03.2011 N 11333/10, привлечение УК к управлению МКД, в котором создано ТСЖ или кооператив, не изменяет способа управления этим домом (управление товариществом или кооперативом). Поэтому всегда был актуален вопрос, нужно ли инициировать общее собрание собственников помещений в МКД для того, чтобы заключить договор с УК на выполнение (оказание) определенных работ (услуг). Напомним, что согласно ст. 44 ЖК РФ к исключительной компетенции общего собрания собственников относится ряд вопросов, в том числе выбор способа управления МКД. Казалось бы, в ситуации, когда речь не идет о смене способа управления домом, решить вопрос о выполнении тех или иных функций по содержанию дома с привлечением УК можно и без созыва общего собрания. Однако содержание Правил заключения договоров с РСО в соответствующей части свидетельствует об обратном. Судебная практика на этот счет неоднородна. Чаще всего собственники помещений оспаривают факты заключения договоров с УК на основании одного лишь решения правления ТСЖ, в то время как согласно уставам этих товариществ такие вопросы должны были выноситься на обсуждение общего собрания членов ТСЖ (см. Постановление ФАС УО от 21.02.2011 N Ф09-208/11-С5, Определение Пермского краевого суда от 19.12.2011 по делу N 33-12843).

Со своей стороны, обратим внимание читателей на то, что в силу ст. 44 ЖК РФ на общем собрании собственников помещений в МКД принимаются решения о текущем, капитальном ремонте дома, а также о его реконструкции. ТСЖ и кооперативам следует учитывать данный факт как при составлении сметы доходов и расходов, утверждении обязательных платежей и взносов, так и при заключении договоров с УК. Если собственники помещений сочтут, что те или иные работы (стоимость этих работ) запланированы в смете или договоре помимо их воли (без проведения общего собрания собственников), суд, вероятнее всего, встанет на их сторону (см. Постановление ФАС ЦО от 26.09.2011 по делу N А09-8899/2010).

Для товарищества и кооператива документами, подтверждающими наличие у них обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, являются:

  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД (членов кооператива), в котором зафиксировано решение о выборе в качестве способа управления МКД управления товариществом или кооперативом;
  • устав товарищества или кооператива.

Кроме перечисленных документов, к заявке (оферте) все исполнители прилагают:

  • документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) дома в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (ЦС ИТО), по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса;
  • документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такового);
  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО (если такое решение принято);
  • документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в МКД, а также об общей площади помещений в МКД, включая помещения, входящие в состав общего имущества (до вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг, то есть до 01.09.2012, такие документы представляются РСО в том случае, если они есть в наличии);
  • иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере энергоснабжения.

Неправильное оформление документов, прилагаемых к заявке (оферте), как и представление этих документов не в полном объеме, не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения (п. 14 Правил заключения договоров с РСО). В этом случае РСО должна сообщить исполнителю о всех обнаруженных неточностях (на это отведено пять рабочих дней) и порядке их устранения. Рассмотрение заявки (оферты) на это время приостанавливается, но не прекращается. Только если в течение 30 дней исполнитель не представит недостающие документы, оформленные надлежащим образом, РСО вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты). Однако это не значит, что исполнитель не сможет повторно обратиться с заявкой (офертой) к той же РСО после устранения всех недостатков в документах.

Обратите внимание! Необходимо отметить, что в Правилах заключения договоров с РСО поименованы и такие случаи, когда заявку (оферту) о заключении договора направляет не исполнитель, а РСО. Согласно п. 10 названных Правил, если коммунальный ресурс уже подается в МКД без оформления договорных отношений (в письменном виде), РСО может направить исполнителю соответствующую заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого проекта договора, подписанного РСО.

Существенные условия договора ресурсоснабжения

Согласно п. 16 Правил заключения договоров с РСО данный нормативный акт является лишь одним из документов, определяющих условия, которые необходимо согласовать при заключении договора ресурсоснабжения. Безусловно, на первом месте находится Гражданский кодекс, на втором - непосредственно Правила заключения договоров с РСО, на третьем - иные нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения <3>. В п. 17 Правил заключения договоров с РСО названы существенные условия любого договора ресурсоснабжения:

  • предмет договора (вид коммунального ресурса);
  • дата начала поставки коммунального ресурса;
  • показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
  • порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса;
  • порядок определения цены договора;
  • порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным одному календарному месяцу.
<3> Приблизительный перечень таковых приведен в статье А.Р. Мироновой "Является ли граница эксплуатационной ответственности существенным условием договора?", N 7, 2011, с. 46 - 47.

Каждому из перечисленных выше существенных условий (кроме первого) в Правилах заключения договоров с РСО уделено особое внимание.

Начало поставки коммунального ресурса

На основании п. 19 Правил заключения договоров с РСО при согласовании данного условия стороны должны соотнести дату начала поставки коммунального ресурса и дату начала предоставления коммунальных услуг потребителям (приведена выше). Дата начала поставки коммунального ресурса не может предшествовать дате, с которой УК обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям, либо дате государственной регистрации ТСЖ или кооператива. В свою очередь, согласно формулировкам п. п. 14, 15 новых Правил предоставления коммунальных услуг дата начала предоставления коммунальных услуг потребителям не может предшествовать дате начала поставки коммунального ресурса, обозначенной в договоре с РСО. Получается, что дата начала поставки коммунального ресурса, указанная в договоре между УК (ТСЖ, кооперативом) и РСО, и дата начала предоставления коммунальной услуги согласно договору между УК (ТСЖ, кооперативом) и потребителями совпадают. Данное обстоятельство необходимо учесть при выборе формулировок для каждого из названных договоров.

Качество коммунального ресурса

Поскольку приобретаемые исполнителем коммунальные ресурсы должны позволять ему обеспечивать конечных потребителей услугами надлежащего качества и в достаточном объеме, условия договоров ресурсоснабжения относительно качества коммунальных ресурсов должны быть согласованы его сторонами с учетом положений:

  • Правил предоставления коммунальных услуг <4>, действующих вплоть до 01.09.2012 (пп. "д" п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124);
  • новых Правил предоставления коммунальных услуг, вступающих в силу с 01.09.2012. Кроме того, показатели качества коммунальных ресурсов должны соответствовать условиям подключения МКД к ЦС ИТО (п. 20 Правил заключения договоров с РСО). Напомним, что Требования к качеству коммунальных услуг приведены в Приложении 1 к новым Правилам, а бесперебойность их оказания является неизменной составляющей качества коммунальных услуг.
<4> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Кстати, п. 24 Правил заключения договоров с РСО установлено, что в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности РСО за нарушение показателей качества и объема поставляемого коммунального ресурса, являющееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в недостаточном объеме. Это дополнительная мера, не отменяющая необходимости пересчета стоимости предоставленного исполнителю коммунального ресурса.

Объем коммунального ресурса

Вопрос определения объемов потребления коммунального ресурса особенно беспокоит организации, обслуживающие дома, где отсутствуют общедомовые приборы учета. Правила заключения договоров с РСО многое меняют в этом направлении.

Во-первых, согласно документу в целом алгоритм расчета объема поставляемого в рамках договора ресурсоснабжения коммунального ресурса до и после вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг не является одинаковым (контрольная дата - 01.09.2012).

Во-вторых, до и после начала действия Правил заключения договоров с РСО приемы подсчета количества (объема) коммунального ресурса также имеют различия (контрольная дата - 28.02.2012).

В связи с обозначенным уместно определить, как это было, как есть сейчас и как будет.

Порядок определения объема коммунального ресурса, действовавший до 28.02.2012. В нашем журнале размещалось достаточно публикаций о том, как исполнителям коммунальных услуг следует определять объем приобретенных и потребленных конечными пользователями коммунальных ресурсов при отсутствии в МКД общедомовых счетчиков <5>. Позиция экспертов основывается на совокупности норм права и сложившейся арбитражной практике по их применению. В первую очередь это положения ст. 157 ЖК РФ, согласно которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого:

  • по показаниям приборов учета;
  • на основании нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии соответствующих приборов).
<5> Статьи Е.В. Емельяновой "Учет выручки РСО в отсутствие общедомовых приборов учета" (N 3, 2011) и А.Р. Мироновой "Порядок определения объема переданной тепловой энергии при расчетах с РСО" (N 4, 2011).

Во-вторых, это содержание п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому условия договоров ресурсоснабжения не должны противоречить как самим Правилам, так и иным нормативным правовым актам РФ.

В-третьих, имеют значение выводы Президиума ВАС РФ, в силу которых, если в МКД отсутствует общедомовой прибор учета (при этом индивидуальные счетчики могут быть установлены), объемы поставленных коммунальных ресурсов следует определять в соответствии с нормативами потребления (см. Постановления от 09.06.2009 N 525/09, от 21.04.2009 N 15791/08, от 23.11.2010 N 6530/10, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 22.02.2011 N 12552/10). Перечисленные Постановления вынесены при участии тепло- и водоснабжающих организаций. Один из последних судебных актов по данной тематике - Постановление Президиума ВАС РФ от 11.10.2011 N 5514/11. Участники дела - управляющая и энергосбытовая компании. Предметом спора стал расчет электропотребления (в том числе на общем имуществе) при отсутствии общедомового прибора учета (в случае его поломки). Арбитры вынесли вердикт: осуществить расчет по нормативу. Пояснения были следующими: действующее законодательство <6> предусматривает установление норматива в виде единой величины , то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Следовательно, лица, обязанные применять в расчетах за электрическую энергию соответствующий норматив потребления (исполнители коммунальных услуг, граждане-потребители, ресурсоснабжающие организации), не вправе по своему усмотрению выделять из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо составляющую (внутриквартирное потребление, нормативные потери, общедомовые нужды). Такие действия должны рассматриваться как изменение соответствующего норматива потребления, правомочиями по осуществлению которого упомянутые лица (включая истца) не наделены.

<6> На момент возникновения спора, то есть на декабрь 2009 г.

В том случае, когда МКД оборудован общедомовым прибором учета, объем потребляемых в нем коммунальных ресурсов определяется исходя из показаний такого прибора (п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг). Расчет потребления в жилых и нежилых помещениях дома, частично или полностью оборудованных индивидуальными счетчиками, следовало производить по соответствующим формулам в силу требований п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок определения объема коммунального ресурса, действующий с 28.02.2012 по 01.09.2012. Согласно пп. "е" п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле:

Д П СРЕД Н РАСЧ КР
V = V + V + V + V + V , где
о о о о о о
П
о
расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных
или общих (квартирных) приборов учета;
СРЕД
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный исходя
о
из объемов среднемесячного потребления коммунального ресурса в случаях,
установленных п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг (при ремонте,
замене, поверке индивидуального или коллективного (общедомового) прибора
учета, не превышающих 30 календарных дней);
Н
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
о
расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или
общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления
коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые
нужды, а также в случаях, установленных п. 32 Правил предоставления
коммунальных услуг;
РАСЧ
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
о

приборами учета, исходя из расчетных объемов коммунальных услуг в порядке,
установленном соглашением сторон договора ресурсоснабжения с учетом п. 20
Правил предоставления коммунальных услуг;
КР
V - объем (количество) коммунального ресурса, использованного за
о
расчетный период при производстве и предоставлении коммунальной услуги по
отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования,
входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД,
определенный на основании показаний приборов учета, позволяющих установить
такой объем, а при их отсутствии - на основании удельных расходов
коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели
отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения в
соответствии с техническими характеристиками такого оборудования.
П СРЕД РАСЧ
Обратите внимание! Показатели V , V и V не включают объемы
о о о
поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в МКД по
договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с РСО.

В свою очередь, в совокупном объеме оставляемого в МКД коммунального ресурса выделяется объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги в нежилые помещения дома (пп. "з" п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).

Относительно определения объемов потребления коммунальных ресурсов в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета в указанном периоде (с 28.02.2012 по 01.09.2012), следует отметить следующее. В соответствии с пп. "а" п. 21 Правил заключения договоров с РСО объем коммунального ресурса, поставляемого в дом, оборудованный коллективным (общедомовым) счетчиком, определяется на основании его показаний (за расчетный период - месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом доме, заключившим договор ресурсоснабжения непосредственно с РСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются общедомовым прибором учета).

На уровне нормативных актов владельцы нежилых помещений в МКД получили возможность заключать договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии) с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) в 2011 г. в результате внесения Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 изменений в п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии <7>. Поэтому вступление в силу пп. "а" п. 21 Правил заключения договоров с РСО не привязано к дате начала действия новых Правил предоставления коммунальных услуг, которые допускают заключение прямого договора между собственником нежилого помещения и РСО (конечно, в части индивидуального потребления) на приобретение любого коммунального ресурса, а не только электроэнергии.

<7> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.

Порядок определения объема коммунального ресурса, который будет действовать с 01.09.2012. Именно с этой даты собственники нежилых помещений смогут воспользоваться п. 18 новых Правил предоставления коммунальных услуг о заключении договоров энергоснабжения непосредственно с РСО без участия исполнителей (УК, ТСЖ и кооперативов) коммунальных услуг. С учетом данного обстоятельства и сформулирован упомянутый выше пп. "а" п. 21 Правил заключения договоров с РСО. Так что в части определения объема приобретенного коммунального ресурса в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, действует все тот же принцип расчета - принцип разницы между показателями общедомового и индивидуального (в нежилых помещениях) потребления.

Что касается объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета (или оборудованный неисправным прибором), то он также рассчитывается по формуле, которая приведена в пп. "в" п. 21 Правил заключения договоров с РСО:

Д П СРЕД Н РАСЧ КР ОДН ОДН
V = V + V + V + V + V + V + V , где
1 2
П
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных
приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных)
приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих
(квартирных) приборов учета;
СРЕД
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов
среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных
п. 59 новых Правил предоставления коммунальных услуг;
Н
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления
коммунальной услуги в случаях, предусмотренных п. 42 новых Правил
предоставления коммунальных услуг;
РАСЧ
V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными
приборами учета, в соответствии с п. 43 новых Правил предоставления
коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
КР
V - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при
производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или)
горячему водоснабжению с применением оборудования, входящего в состав
общего имущества собственников помещений в МКД, определенный за расчетный
период в соответствии с п. 54 новых Правил предоставления коммунальных
услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или)
горячего водоснабжения);
ОДН
1

среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в
случаях и порядке, которые предусмотрены п. 60 новых Правил предоставления
коммунальных услуг;
ОДН
V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на
2
общедомовые нужды в МКД, определенный за расчетный период исходя из
соответствующего норматива в случаях, предусмотренных п. 48 новых Правил
предоставления коммунальных услуг.
П СРЕД РАСЧ
Обратите внимание! Величины V , V , V не включают объемы
поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в МКД,
заключившим договор ресурсоснабжения непосредственно с РСО.

При этом в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в МКД, выделяются (пп. "г" п. 21 Правил заключения договоров с РСО):

  • объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений;
  • объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащий оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.

Порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса

Этому вопросу посвящен п. 22 Правил заключения договоров с РСО. Речь в нем идет о правилах изменения стоимости коммунальных ресурсов ненадлежащего качества (пп. "д") и применении установленных тарифов на коммунальные услуги. В частности, согласно пп. "б" указанного пункта стоимость коммунального ресурса для пользователей нежилых помещений (в части как индивидуального, так и общедомового потребления) рассчитывается с применением тарифов для населения только в том случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению . Буквальное прочтение данной нормы позволяет предположить, что стоимость коммунальных услуг в отношении нежилых помещений одного и того же назначения будет различна, если одним таким помещением владеет и распоряжается физическое лицо, а другим - юридическое лицо.

Порядок оплаты коммунального ресурса

Напомним, что с июня 2011 г. в связи с внесением Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ поправок в ЖК РФ (в частности, в ст. 155) собственники и наниматели помещений (как жилых, так и нежилых) в МКД получили возможность вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) напрямую РСО. Ввиду данного обстоятельства пп. "л" п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 посвящен тому, как исполнителю до 01.09.2012 рассчитать платеж РСО при условии, что потребители перешли на прямые расчеты за коммунальные услуги, иными словами, как в общем объеме потребления выделить количество ресурса, потребленного за расчетный период на общем имуществе МКД, оборудованного коллективным счетчиком. Для этого из объема потребления, рассчитанного по показаниям данного прибора, вычитаются:

  • объем, приходящийся на жилые и нежилые помещения, по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
  • объем, приходящийся на жилые и нежилые помещения, исходя из среднемесячного потребления и нормативов потребления в случаях и порядке, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
  • расчетный объем коммунальных услуг в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

Это переходное положение, в целом же порядок оплаты коммунального ресурса регламентируется п. 25 Правил заключения договоров с РСО в зависимости от того, приняли ли собственники помещений в МКД решение об осуществлении прямых расчетов с РСО.

Если такое решение не было принято, исполнитель должен перечислить плату за поданные в дом коммунальные ресурсы до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, любым законным способом. Кстати, в п. 26 Правил заключения договоров с РСО сказано, что УК (ТСЖ и кооператив) может исполнить обязательство по оплате коммунальных ресурсов, приходящихся на долю потребителей-должников, путем уступки РСО права требования соответствующего долга.

Если собственники вносят плату за коммунальные услуги непосредственно РСО, это должно быть обозначено в договоре между исполнителем и РСО, как и то, что плату за коммунальные ресурсы для общего имущества также вносит исполнитель до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае когда собственники оплачивают коммунальные услуги именно РСО, в договоре между РСО и исполнителем предусматриваются обязанность детализации состояния расчетов, нюансы проведения сверки расчетов и т.д. (п. 27 Правил заключения договоров с РСО).

Кроме сроков оплаты, п. 25 указанных Правил устанавливает необходимость информирования исполнителя о его задолженности по оплате коммунального ресурса по состоянию на 1-е число каждого месяца, а также проведения сверки расчетов как минимум один раз в квартал. Порядок информирования исполнителя о задолженности и проведения сверки расчетов, конкретные сроки и формы документов (акта сверки) устанавливаются договором.

Иные условия договора ресурсоснабжения

Кроме существенных условий, в договор ресурсоснабжения могут (а в некоторых случаях - должны) включаться иные положения, которые обязательно согласовываются сторонами. Некоторые из них названы в п. 18 Правил заключения договоров с РСО. Первое - разграничение ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса, второе - разграничение обязательств по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем (ВИС) и ЦС ИТО.

Речь здесь идет о таких знакомых всем категориях, как точка поставки и граница эксплуатационной ответственности. Сразу оговоримся, что исполнитель и РСО вправе самостоятельно определить, где проходит граница ответственности. Однако, если этого не будет сделано, они будут руководствоваться общим положением, сформулированным в пп. "а" п. 18 Правил заключения договоров с РСО, согласно которому РСО несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела ВИС, являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД, и ЦС ИТО.

Обращаем внимание, что ранее эксперты журнала обращались к проблеме согласования точек поставки и границ эксплуатационной ответственности <8> и на основе совокупности действовавших на тот момент отраслевых документов констатировали тот факт, что и те, и другие в общем случае устанавливаются по внешней границе ВИС. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета это внешняя граница стены МКД, а при его наличии - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью РСО.

<8> Статья А.Р. Мироновой "Точка поставки коммунального ресурса и граница эксплуатационной ответственности" (N 5, 2011).

Надо полагать, с учетом положений пп. "а" п. 18 Правил заключения договоров с РСО отношение к определению границ ответственности должно измениться хотя бы потому, что само определение ВИС в новых Правилах предоставления коммунальных услуг сформулировано иначе, чем в старых Правилах. Прежнее понятие относило к ВИС инженерные коммуникации и оборудование, расположенные в помещениях МКД . Согласно терминологии новых Правил ВИС - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от ЦС ИТО до внутриквартирного оборудования. Таким образом, очевидно, что продолжительность ВИС, а значит, и определение границ ответственности не ограничены стенами МКД. В принципе, это и раньше было понятно, но не имело нормативного подтверждения <9>.

<9> См. статью А.Р. Мироновой "Точка поставки коммунального ресурса и граница эксплуатационной ответственности", N 5, 2011, с. 43.

Граница раздела ответственности (установленная договором или Правилами) определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Копии этих актов должны прилагаться к договору ресурсоснабжения.

Кстати, исполнитель несет перед РСО ответственность за неправомерные действия потребителей, влияющие на показатели качества коммунального ресурса и его объем (они перечислены в п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 35 новых Правил предоставления коммунальных услуг).

Кроме названных условий, стороны договора ресурсоснабжения согласовывают:

  • условие о разграничении обязательств по оборудованию МКД коллективным (общедомовым) прибором учета;
  • обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса.

Отказ от исполнения (расторжение) договора ресурсоснабжения

Право отказаться от исполнения договора есть и у РСО, и у исполнителя (п. 30 Правил заключения договоров с РСО), но оно, естественно, небезусловно. Так, договором может быть предусмотрено, что РСО отказывается от исполнения договора при наличии у УК, ТСЖ, кооператива задолженности перед ней за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца). Речь идет о задолженности, признанной исполнителем по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда. При этом сразу возникает вопрос, о каких месяцах идет речь (о месяцах, следующих друг за другом, или произвольных). Понятно, что от перестановки слагаемых совокупная стоимость коммунального ресурса за три месяца изменится. Полагаем, что здесь возможны дискуссии и двоякие толкования.

Исполнитель также может быть наделен согласно договору правом на его расторжение в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу. Обязательными условиями являются оплата поставленного до момента расторжения договора ресурсоснабжения коммунального ресурса в полном объеме и исполнение иных возникших до указанного момента обязательств. Есть опасения, что данная норма исключает возможность перевода существующего долга на новую УК, принявшую дом в управление.

* * *

Первое ознакомление с комментируемым документом, естественно, не может выявить все его плюсы и минусы. Очевидно только то, что Правительством РФ предпринята попытка упорядочить основополагающие правовые нормы, связанные с заключением договоров, и адаптировать их к отраслевой специфике сегмента ЖКХ. Насколько этот опыт удачен, покажет практическое применение Правил заключения договоров с РСО (вместе с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг) и других подзаконных актов, активно разрабатываемых и утверждаемых в последнее время в рамках реформы ЖКХ.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Порядок заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями прописан в ФЗ №59. Изменения в законодательстве были связаны с необходимостью исключения из схемы расчетов недобросовестных УК. Несмотря на то, что большинство жильцов своевременно рассчитывается за услуги ЖКХ перед поставщиками образовалась огромная задолженность. Управляющие компании использовали средства, полученные от людей не по назначению.

Закон о прямых договорах с РСО был утвержден в апреле 2018 года. В нём прописаны пункты, которые касаются новой системы взаимоотношений между собственниками и РСО. Было решено полностью избавиться от посредников, которые не справляются со своими обязанностями.

Основной идеей введения закона является установка прямых платежей за оказанные услуги. Теперь жильцы смогут самостоятельно рассчитываться за поставленные ресурсы. Таким способом государство планирует избежать банкротства РСО из-за постоянного роста новых долгов.

Можно выделить несколько преимуществ изменения законодательства:

  1. Благодаря заключению прямых договоров можно избежать роста задолженности за коммунальные услуги.
  2. Новый механизм не только повышает надежность расчётов. Он избавляет жильцов от необходимости оплаты услуг посредника. Это должно привести к снижению стоимости ресурсов примерно на 10%.

Недостаток введения новой системы заключается в том, что собственники должны самостоятельно защищать свои права. Владельцам помещений придется принимать меры по содержанию внутридомовых коммуникаций. Сейчас эти функции выполняют специалисты, которых нанимает УК.

Закон о прямых договорах с рсо текст скачать

Как предоставлялись коммунальные услуги до изменения законодательства?

До введения нового закона ресурсы от поставщиков получали УК, которые оказывали коммунальные услуги собственникам. Они выступали в роли посредников, которые собирали деньги с владельцев квартир. Однако многие ТСЖ перечисляли деньги РСО несвоевременно. Это привело к образованию задолженности, которая не позволяет поставщикам предоставлять ресурсы в полном объеме.

Что изменилось после исключения из схемы расчетов посредников?

Прямые договора позволят избавиться от ТСЖ, которые не справляются со своими обязанностями. Люди будут платить за оказанные услуги непосредственно поставщикам ресурсов.

Важно! Благодаря введению новой системы чиновники планируют решить проблему неплатежей.

В каких случаях разрешается заключать прямой договор?

Государство отказалось от идеи обязательного заключения прямых договоров между владельцами квартир и РСО. Чтобы узаконить переход на новую систему расчетов должны быть выполнены следующие условия:

  1. Решение должно быть согласовано между собственниками квартир на общем собрании.
  2. Наличие крупных задолженности является веской причиной расторжения соглашения между УК и РСО.

При этом возникает необходимость в заключении прямых договоров с жильцами, проживающими в многоквартирном доме. Прямое управление может быть введено по решению собственников, которые решили отказаться от услуг УК.

Как заключается договор с РСО?

Существует 2 варианта заключения прямого договора с РСО:

  1. Владельцы помещений должны принять соответствующее решение на общем собрании. Чтобы заключить прямой договор потребуется одобрение 2/3 всех людей.
  2. Инициатором заключения соглашения могут быть сами поставщики. РСО имеет право отказаться от договора с управляющей компанией по собственной инициативе. Поводом для расторжения контракта может быть наличие подтвержденной задолженности, которая не погашается в течение 2 месяцев.

После заключения прямого договора РСО обязана:

  1. Обеспечить поставку газа, электроэнергии и воды.
  2. Организация отвечает за утилизацию отходов и борьбу с грызунами.
  3. РСО оказывает услуги теплоснабжения, освещения дворов и подъездов.
  4. Функциональные обязанности включают обслуживание канализации и системы водоотведения в многоквартирных домах.

В некоторых населенных пунктах деятельность РСО находится под полным контролем администрации. Закон о прямых договорах с РСО не запрещает частным лицам поставлять услуги собственникам помещений. Договор собственников жилья с РСО содержит в себе сведения о правах и обязанностях сторон.

Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.

ТСЖ имеет право защищать свои интересы 2 способами:

  1. Полностью отключить должников от сети.
  2. Решить вопрос погашения задолженности в судебных инстанциях.

При этом УК не имеют права отклоняться от пунктов, прописанных в договоре.

Порядок заключения договора с РСО при приеме МКД

С 2018 году люди, проживающие в многоквартирных домах, получили возможность заключения прямых договоров с РСО. Причём расчеты за поставленные услуги в случае заключения прямого договора будут осуществляться без посредников. Новый закон облегчил жизнь не только владельцам квартир, но и поставщикам.

Благодаря изменениям действующего законодательства ресурсоснабжающие организации имеют право расторгать договора с недобросовестными управляющими компаниями в одностороннем порядке.
Прекращение сотрудничества возможно в случае, если организация в течение 2 месяцев не может рассчитаться с долгами.

При подписании прямого договора с РСО необходимо сообщить об этом в органы жилищного надзора. Таким способом можно избежать появления «двойных» квитанций. Теперь людям не придется разбираться с недобросовестными компаниями в суде.

Идея о переходе жильцов на прямые договора с РСО было поддержана Президентом РФ в 2018 году. Путин отметил, что многие УК не своевременно расплачиваются за поставленные услуги с РСО.
Возникла необходимость в исключении недобросовестных посредников, которые используют деньги жильцов не по назначению.

Глава Минстроя отметил, что жильцы могут заключить прямой договор с РСО. Такая возможность возникает, если люди, проживающие в многоквартирном доме, провели общее собрание. В процессе обсуждения жильцы имеют право принять решение об отказе от управляющих компаний.

Причем изменение законодательства привело к расширению полномочий собственников жилья (СТ. 44 ЖК РФ). Владельцы квартир получили возможность заключения прямых договоров с ресурсосберегающими организациями, которые будут обязаны:

  1. Обеспечивать водоснабжение многоквартирного дома.
  2. Заниматься вопросами водоотведения.
  3. Поставлять электроэнергию и газ.
  4. На РСО ляжет ответственность за отопление и вывоз мусора.

Важно! Собственники квартир смогут сэкономить около 10% за счет исключения посредников. Причем РСО не имеют право отказываться от заключения договора с владельцами квартир.

Возможность расторжения соглашения с УК будет решаться на общем собрании жильцов. Инициатор должен сообщить представителям РСО о принятом решении в течение 10 дней. Региональному оператору нужно передать копию протокола общего собрания (ст. 46 ЖК РФ).

Можно выделить несколько ситуаций, когда государство разрешает заключать прямой договор между РСО и собственниками МКД.

  1. УК исключается из схемы расчетов, если люди приняли соответствующее решение на общем собрании.
  2. Договор между УК и РСО может быть аннулирован в одностороннем порядке. В качестве причины расторжения соглашения является наличие задолженности.

Заключение прямого договора может быть связано с тем, что ТСЖ не выполняет свои обязательства перед РСО. Причём переход состоится автоматически, если задержка платежей за поставленные ресурсы составляет больше 2 месяцев.

Заключение

Рост задолженности перед поставщиками ресурсов из-за недобросовестных действий УК и ТСЖ стал причиной изменения законодательства. В ФЗ №59 были прописаны пункты о порядке заключения прямых договоров между РСО и собственниками квартир. Из схемы расчетов будут исключены посредники, которые не выполняют свои обязанности. Процедура расторжения договора может произойти автоматически, если УК не погасит задолженность в течение 2 месяцев.

При переходе на прямые договоры по оплате ЖКУ жители, минуя управляющую компанию, будут заключать с ресурсоснабжающими организациями (РСО) типовые соглашения. Минстрой разработал проект такого документа, он есть в распоряжении «Известий». Исключая из цепочки УК, потребители услуг ЖКХ и ресурсники подписываются под новыми обязательствами.

Минстрой подготовил поправки в постановление правительства о прямых соглашениях между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями. Главное изменение ­ типовой договор управления, который будут заключать жители с РСО, если примут решение исключить управляющую организацию как посредника по оплате услуг.

РСО могут фактически начать выполнять функцию паспортного стола: устанавливать количество проживающих в квартире, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими приборами учета воды, электричества и газа. Раньше этим занималась управляющая компания, напомнила исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Жители при этом должны информировать РСО об увеличении или уменьшении числа проживающих не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений.

Договор также вводит обязанность для собственников докладывать обо всех случаях выхода приборов из строя. Прежде в законодательстве это не было формализовано.

­ На основании этого договора можно вменять потребителю неисполнение обязательств, правда, пока правовые последствия не прописаны, ­ добавила эксперт.

Есть еще одна новелла: если требуется демонтировать счетчик, нужно известить об этом ресурсоснабжающую организацию не менее чем за два рабочих дня. При этом демонтаж и установку нового прибора необходимо проводить в присутствии РСО.

Вводится обязанность впускать в квартиру представителя РСО для поверки показаний счетчиков. Раньше, если человек не открывал дверь, ему просто пересчитывали плату по нормативным показателям. Фактически потребитель подпишет согласие пускать ресурсников в дом, что еще сильнее укрепляет позиции проверяющих сотрудников.

Для работников управляющих компаний и аварийно-диспетчерских служб прописан четкий алгоритм, как они могут попасть в квартиру. Предварительно необходимо позвонить хозяину, объяснить, зачем нужно обеспечить доступ в дом, согласовать время и ФИО сотрудника. У него должен быть бейдж и бахилы. Светлана Разворотнева полагает, что текст договора еще доработают и распространят эти требования на представителей РСО. По ее словам, «ЖКХ Контроль» получает информацию о случаях, когда мошенники попадают в дом под видом сотрудников коммунальных служб. Соблюдение формальностей становится защитой от этих проблем, считает она.

Потребитель теперь также должен будет возмещать расходы РСО на приостановку и возобновление коммунальной услуги. Раньше РСО делали это за свой счет, а потом взыскивали расходы с потребителей через суд.

­ Сотрудник пришел, потратил время, привел двух понятых. Отключил энергопринимающее устройство, затем включил. Должник, который создал эту ситуацию, должен платить, ­ пояснил «Известиям» гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин. Такая работа иногда опасна, бывают случаи рукоприкладства, подчеркнул эксперт.

Согласно документу Минстроя, собственников квартир могут обязать снимать показания счетчиков и передавать РСО ежемесячно, а не раз в полгода, как сейчас. Алексей Макрушин поддерживает это предложение. Он привел пример, когда житель утверждает, что не пользовался услугами ЖКХ, но по дому возник небаланс в виде 10 куб. м воды. В результате «лишние» объемы автоматически были отнесены к общедомовым нуждам (ОДН), УК в пределах нормативной платы «раскидала» их по другим гражданам, остальное погасила сама. А спустя полгода житель все-таки отчитался о 60 потребленных куб. м. Возникает вопрос, что делать с деньгами, возвращать ли их тем, кто заплатил за ОДН.

Закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями обсуждался несколько лет, и в 2018 году его подписал президент. Документ призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов. В рамках прежней схемы до РСО от управляющих компаний не дошла весомая сумма ­ на этот момент, по данным Минстроя России, она составляет 250 млрд рублей.

Чтобы перейти на прямые расчеты, жители должны принять решение по одной или нескольким услугам на общем собрании собственников, а затем направить копию протокола ресурсоснабжающей компании и в орган госжилнадзора. В течение двух месяцев многоквартирный дом переведут на новую схему оплаты, пояснял замглавы Минстроя России Андрей Чибис. Госжилинспекции будут мониторить платежную дисциплину управляющих компаний. Если обнаружится двухмесячная задолженность, органы госжилнадзора выдадут поставщикам коммунальных услуг предписания о переходе на прямые договоры по многоквартирным домам, которыми управляла компания-должник.

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.