Юридические гарантии прав несовершеннолетних в российской федерации. Конституционные права несовершеннолетних детей: их реализация и защита Актуальность темы диссертационного ~ исследования

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Л.С. КАЗАКОВА,

доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан полиции

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о правовых проблемах защиты конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в России.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, защита прав, защита прав несовершеннолетних, права человека.

ON THE PROTECTION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MINORS IN RUSSIA

associate professor of the constitutional and international law of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, police captain

Annotation. The article deals with the legal problems of protection of the constitutional rights of minors in the activities of state and local authorities in Russia.

Keywords: the rights of minors, protection of rights, the protection of minors, human rights.

В России правовой статус несовершеннолетнего стемы органов по работе с несовершеннолетними3. В.И.

отличает нестабильность, недостаточно эффективная Абрамов полагает, что механизм защиты прав детей

социально-правовая защищенность, отсутствие надеж- должен решаться государством и обществом на пяти

ных гарантирующих государственных механизмов. В уровнях: законодательном, программном, управленчес-

различных отраслях права (конституционном, граж- ком, исполнительном и просвещенческом. Под механиз-данском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов

мом правового обеспечения прав и свобод человека и

так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовер-

гражданина Е.А. Курноскин понимает «систему правовых средств и способов, направленную на реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод»4.

Как неотъемлемая функция государства защита

шеннолетних в различных сферах жизни общества, со- прав детей получила действительную реализацию в вершенствования институтов, связанных с детством. нашей стране лишь в начале 1990-х гг. До этого ее существование определялось в контексте общей функции защиты прав человека, которая, получив признание в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г.5, все же носила скорее декларативный характер.

Не отрицая «функциональную» сущность защиты прав несовершеннолетних, А.В. Ермаков считает, что не только связанность с государственной деятель-

Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что в свою очередь мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов1.

Несовершеннолетние, по справедливому мнению А.Д. Магденко, наряду с престарелыми и инвалидами относятся к числу физических лиц, в наибольшей степени подверженных негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждающихся в особой защите своих прав2.

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности си-

1 Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N° 2. С. 59.

2 Магденко А.Д., Танаева З.Р. Обеспечение прав несовершеннолетних в деятельности милиции: учеб. пособие. Челябинск, 2008. С. 34, 35.

3 Основы ювенального права: учеб. пособие. В 3 т. / под науч. ред. В.Ф. Воробьева, Е.Д. Волоховой, А.В. Заряева. Т. 1. Воронеж, 2001. С. 12.

4 Курноскин Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 7.

5 Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

ностью определяет истинный ее смысл. Защита - естественный атрибут права. Особенности правозащитного инструментария определяют содержание механизмов охраны прав ребенка6. Правозащитные механизмы заключают в себе способы защиты прав и свобод на внутригосударственном и на международном уровнях7. В каждом обществе действуют национальные механизмы, обеспечивающие права несовершеннолетних. Набор таких механизмов не одинаков и в разных государствах может отличаться по форме и содержанию8. В нашей стране к механизмам защиты прав ребенка, по мнению специалистов, относятся институты конституционного, парламентского и административного правового контроля и судебной защиты9.

Источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара в трудоспособном возрасте с одним-двумя детьми, на протяжении последних десятилетий остаются все те же: отсутствие заработка у взрослых или мизерные ее размеры, не обеспечивающие удовлетворение элементарных потребностей ее членов, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, чрезвычайная за-

❖ необходимость закрепления в международных документах в области прав человека, принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка компетентным органом государства - судом;

❖ невозможность ребенка самостоятельно защищать свои права (за отдельными исключениями);

❖ целесообразность укрепления независимости судебной власти;

❖ отсутствие иной более эффективной и справедливой формы защиты прав, в частности ребенка12.

Не со всеми приведенными автором доводами можно согласиться. Так, у Н.В. Кравчука вызывает настороженность столь категорическое утверждение относительно отсутствия более справедливой формы защиты прав. Этот фактор особенно важен при рассмотрении судами дел, связанных с правами детей, где не исключается предвзятая оценка судом доказательств по делу, когда речь идет о сложной ситуации, затрудняющей определение подлинных интересов ребенка13.

В ряде исследований предлагается реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - Службы ранней

груженность родителей на работе, наличие в семье боль- помощи детям с различными отклонениями в развитии ных детей, детей-инвалидов - все это лишает даже самых и семье, воспитывающей проблемного ребенка14. В этом

добросовестных родителей возможности защитить своего ребенка, обеспечить ему достойное существование10.

Учитывая международный опыт, а также опыт ряда законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, К.Ю. Паршуковой предлагается возложить функции по координации работы органов опеки и попечительства на вновь учрежденного Уполномоченного по правам ребенка11. Однако данное предложение, на

направлении уже предпринят ряд практических мер.

Подрастающее поколение, как показывают исследования, с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, специальности, с нуждой в жилье и обустройстве своей дальнейшей жизни15.

наш взгляд, является не вполне обоснованным.

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а, следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителей или иных законных представителей. Семейный кодекс РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им 14 лет. Это право не может быть реализовано до принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего механизм обращения ребенка в суд.

Ю.Ф. Беспалов говорит о расширении рамок судебной защиты семейных прав ребенка и утверждении судебной защиты как основной ее юрисдикционной формы. В обоснование своих позиций автор, помимо прочих, приводит следующие соображения:

❖ неспособность административной защиты обеспечить восстановление в полном объеме прав и законных интересов детей;

6 Ермаков А.В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав несо вершеннолетних: моногр. М., 2008. С. 13.

7 Права человека / под ред. Р.Г. Вагизова. Казань, 2004; Старовой-тов О. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 3. С. 3-13.

8 ГарлицкийЛ., Новицкий М, Жеплиньский А. Справочник для правозащитных организаций. Варшава, 1997.

9 Такие механизмы защиты прав предлагает Е.А. Лукашева в своей книге «Права человека». Среди специалистов не всегда поддерживается это мнение в части механизмов судебной защиты прав человека. Например, Н.Г. Салищева и Н.Ю. Хаманева считают, что конституционный контроль является частью судебного контроля, осуществляется органом судебной системы. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1. С. 5.

10 Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 168.

11 Паршукова К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения в России // Юрист. 2007. № 10. C. 19-23.

12 Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ. Владимир, 2000. С. 107.

13 Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. № 6. С. 66-73.

14 Архипова Е. Ф. К проблеме обеспечения прав ребенка в аспекте реализации национального проекта «Здоровье» // Вести МГУ, Право. 2004. С. 178.

15 Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: моногр. М., 2003. С. 12.

Также можно отметить, что разобщенность российского законодательства, регулирующего правовой статус несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на уровень и степень их правовой защищенности, ответственности. Назрела настоятельная необходимость в установлении «общих для всех отраслей права базовых основ законодательного регулирования статуса несовершеннолетних и преодоления отраслевой разобщенности в праве в тех ситуациях, когда предметом правового регулирования становятся правоотношения с участием детей и подростков»16.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. преимущественно вопросами внутрисемейных отношений и их неблагоприятными для ребенка последствиями, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

рушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.

Неслучайно поэтому в последнее время в научной правовой литературе высказываются мнения относительно необходимости закрепления специального правового статуса ребенка на конституционном уровне17. Однако считаем, что изменения Конституции здесь нецелесообразно. Возможно, ограничиться изменениями ряда законов.

Меры защиты прав детей в трудной жизненной ситуации осуществляются на основе изменений и дополнений в существующие законодательные акты. Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имеет принятый в 1998 г. Феде-

Что касается компетенции комиссий по делам не- ральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в

совершеннолетних, то она не охватывает всего спектра Российской Федерации», в котором сказано, что «дети,

прав детей, а ограничивается профилактикой безнад- находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют

зорности, беспризорности и другими производными от право на особую защиту и заботу со стороны федераль-

этого вопросами, т.е. по сути комиссии занимаются не- ных органов государственной власти, органов законо-благополучными детьми. Комиссии по делам несовер шеннолетних формируются из представителей органов

дательной и исполнительной власти субъектов Федера-

исполнительной власти, работающих в комиссии на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается уполномоченный, шире, чем

ции, а также органов местного самоуправления»1

По заключению специалистов, наиболее благоприятной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная

у комиссии, и кроме того, он занимается ими лично и семья. Приемная семья - это форма устройства детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Нельзя согласиться с А.П. Солдатовым и Л.М. Середой в том, что для более эффективного оказания социальной поддержки приемным семьям следовало бы вывести органы опеки и попечительства из структуры местного самоуправления, так как местные бюджеты не справляются с задачей их финансирования в полном объеме. На наш взгляд, органы местного самоуправле-

на постоянной основе, для обеспечения работы уполномоченного создается аппарат.

Уполномоченный по правам человека не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка, осуществлять функции защиты прав ребенка по ряду причин. Компетенция Уполномоченного по правам человека в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что на-

16 Рябов Е.Н. Правовой статус несовершеннолетних в российском законодательстве // Юридический мир. 2009. № 2. С. 60.

17 Там же. С. 79-84.

18 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31.

ния ближе к населению и имеют необходимый опыт. При помещении несовершеннолетнего под опеку в приемную семью органы опеки и попечительства должны действовать строго в интересах несовершеннолетнего, обследовать жилищно-бытовые условия. Нередки случаи, когда приемные родители не справляются со своими обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, и детей приходится возвращать в детский дом. В целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, необходимо принять соответствующий Федеральный закон «О праве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на приемную семью», который бы сократил количество детдомовцев, направив высвободившиеся ресурсы на поддержку института приемной семьи19.

Для обеспечения и реализации прав несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации необходимо создать департаменты (управления) по делам семьи, которые явились бы связующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении прав несовершеннолетних. Основные функции Департамента: обеспечение реализации прав несовершеннолетнего в различных сферах жизни общества, проведение пропагандистской работы среди населения по объяснению необходимости воспитания детей в семье, а также обеспечение прав семьи, материнства и детства20.

Специализация правосудия в отношении несовершеннолетних будет служить решению комплексной задачи достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе. Ювенальные суды нельзя отнести непосредственно к муниципальной власти, однако их работа вполне способна кардинально изменить ситуацию по реализации конституционных прав несовершеннолетних в целом, что актуализирует обращение к ювенальной юстиции в контексте настоящего исследования. Нельзя забывать и о перспективах взаимодействия ювенальных судов с органами местного самоуправления, в рамках ювенальной юстиции в целом.

Ювенальная юстиция в первом значении - это система органов, применяющих в своей деятельности спе-

циальные правила обращения с несовершеннолетними, вовлеченными в уголовное судопроизводство.

Изучение проблемы обеспечения и реализации прав несовершеннолетних совершенно очевидно показало необходимость создания органа, который бы непосредственно контролировал исполнение законодательства в области охраны материнства и детства, создавал общественные региональные организации в области поддержки семьи. В этом смысле стоит согласиться с мнением Ж.А. Бикситовой21, которая в своей диссертационной работе внесла предложение о создании при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства.

Учитывая, что вопросы опеки и попечительства по ранее действовавшему законодательству являлись полномочиями органов местного самоуправления и на основе анализа их роли в реализации прав несовершеннолетних до реформ опеки 2009 г. и в последующем диссертант считает необходимым расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства, существующая формулировка, введенная от 18 июля 2009 г. ФЗ № 178, представляется неудачной. Предлагается возвращение органам местного самоуправления принадлежащих им до изменения полномочий по опеке и попечительству, или передача их от органов государственной власти субъектов в установленном законом порядке повсеместно. Это вызвано тем, что за время нахождения этих полномочий в сфере ведения местного самоуправления была создана соответствую щая структура органов, наработан необходимый опыт.

К сожалению, объем статьи не позволяет детально рассмотреть все аспекты проблемы защиты прав несовершеннолетних в России. Вместе с тем автор надеется, что ряд высказанных предложений будет полезен в совершенствовании механизма защиты прав несовершеннолетних в России.

19 Солдатов А.П., СередаЛ.М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления: моногр. / под ред. А.П. Солдатова. Славянск-на-Кубани, 2007. С. 72.

20 Середа Л.М. Полномочие органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних // Безопасность больших городов: мат. работы «круглого стола». Волгоград, 2002. С. 103.

21 БикситоваЖ.А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Горячева Светлана Анатольевна

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.02 – конституционное право;

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва, 2012

Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Лапина Марина Афанасьевна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой конституционного права

НИУ «Белгородский государственный университет»

Мархгейм Марина Васильевна ;

кандидат юридических наук, старший

преподаватель кафедры аграрного

и земельного права

«Российский государственный аграрный

университет - МСХА им. К.А.Тимирязева»

Шушания Шорена Семеновна

Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

Защита состоится 24 мая 2012 г. в 14-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 504.001.04 по юридическим наукам в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, ауд. 2076, 2 УК.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.Ю. Киреева

I. О БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБ О ТЫ

Актуальность темы диссертации. В современном обществе и государстве проблемы детства и защиты прав несовершеннолетних являются общезначимыми как на международном уровне, так и на национальном.

Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Именно поэтому охрана и защита материнства и детства провозглашена общенациональной задачей: были реализованы национальные проекты, программы; 2007-й год был объявлен годом ребенка, а 2008-й – годом семьи; 2009 год – годом молодежи. С 2006 года охрана и защита материнства и детства стала одним из приоритетных направлений региональной политики многих субъектов Российской Федерации, и многие города, области, республики уже имеют свои собственные программы поддержки материнства и детства.



Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции Российской Федерации заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционно-правовой защиты прав несовершеннолетних, гарантируются права детей с самого момента рождения.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в т.ч. право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии - право на государственное обеспечение.

Детство это важнейший этап жизни, когда человек приобретает знания, опыт, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей жизнедеятельности в обществе других людей. В детстве закладываются характер и привычки человека, складывается образ его жизни, которые очень трудно изменить в зрелом возрасте. В детстве также человек получает свое физическое развитие, укрепляет свое здоровье. В этот период он чрезвычайно подвержен любому воздействию и влиянию - как позитивному, так и негативному. Поэтому значение данного жизненного этапа трудно переоценить.

Под конституционно-правовой охраной материнства и детства следует понимать зафиксированные в нормах конституционного права принципы и основы деятельности органов публичной власти, государственных, международных и общественных организаций, направленные на обеспечение необходимых условий для вынашивания, рождения, вскармливания, заботы о детях, их полноценного воспитания и развития. Под конституционно-правовой защитой материнства и детства следует понимать закрепленные в нормах конституционного права основы деятельности органов публичной власти, государственных, общественных организаций действующих в целях устранения препятствий на пути осуществления прав матери и ребенка, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении.

Особенностью конституционно-правового статуса ребенка является то, что его права и законные интересы во многих случаях реализуются через законных представителей. Поэтому права ребенка необходимо рассматривать через призму охраны материнства, что, в свою очередь, тесно связано с государственной охраной и укреплением семьи. В связи с этим очевидно, что благосостояние семьи, социальные и другие гарантии ее укрепления обусловливают возможность полноценной реализации ребенком своих прав. При этом имеется в виду благополучие семьи не только в материальном отношении (наличие жилья и достаточных для обеспечения нормальной жизнедеятельности средств), но и в нравственном и духовном отношениях.

Рассматривая существующие в России способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, следует поднять вопрос и об их эффективности. Применительно к реалиям современной России оставляет желать лучшего механизм и судебной, и административной защиты прав несовершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних очевидно должен быть судом комплексной юрисдикции, с широкой компетенцией. Уже сегодня необходимо определиться с выбором оптимальной модели правосудия по делам несовершеннолетних.

Негативные последствия социально-экономических преобразований, коренной ломки сложившихся устоев обществен­ной жизни объективно привели к падению жизненного уровня большинства россиян, возникновению социальной нестабильности, ломке системы прежних ценностных ориентаций и, в итоге, к мировоззренческой неопределенности и даже увеличению числа проти­возаконных деяний, от чего в наибольшей степени пострадали слабо защищенные слои населения, среди которых оказались и дети. В силу ряда причин их фактиче­ское положение оказалось в несколько раз тяжелее по сравнению с взрослыми гражданами. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необхо­димостью решения, прежде всего, теоретических задач, возникающих в процессе формирования правового статуса ребенка.

Формирование конституционно-правового статуса несовершеннолетнего как комплексной категории, отражающей основы юридически закрепленного положения субъекта в обществе, необходимо, прежде всего, для динамичного развития самого ребенка. Посредством аккумуляции лучших достижений правотворчества и правовой науки возможно создание системы гарантий, наиболее эффективных механизмов реализации неотъемлемых прав и интересов ребенка, что в свою очередь будет способствовать систематизации, образованию в совокупности единого, внутренне согласованного комплекса прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего лица в России.

В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1518 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначен П.А. Астахов. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

Обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

Правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

Запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

Беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

Обеспечению правового статуса ребенка в современном российском обществе способствуют новые Трудовой, Семейный, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации, законодательство о детях-сиротах, многочисленные президентские программы, касающиеся проблем детства, ряд постановлений правительства. Однако в этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны.

Степень разработанности темы . В российской юридической науке проблемы защиты прав и свобод человека были рассмотрены в трудах С.А.Авакьяна, М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Н.А.Богдановой, Ю.И.Гревцова, Ю.А.Дмитриева, Д.А.Керимова, В.В.Лазарева, А.В.Малько, Н.И.Матузова, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, Ю.В.Тихонравова, В.Н.Хропанюка и др.

Исследованию защиты прав несовершеннолетних в Российском государстве посвятили свои работы такие специалисты, как Беспалов Ю.Ф., Борзенков Г.Н., Волохова Е.Д., Воробьев В.Ф., Гаухман Л.Д., Герцензон А.А., Голяков И.Т., Гуревич К.Г., Долиненко Л.А., Заряев А.В., Игнатов А.Н., Красиков Ю.А., Комисаров В.С., Кузнецова Н.Ф., Магомедов А.А., Максимов С.В., Малков В.Д., Мельникова Э.Б., Мдинарадзе М.Г., Миньковский Г.М., Наумов А.В., Петрашев В.Н., Рарог А.И., Ревин В.П., Тяжкова И.М., Шипицына Л.М., Щербаков А.И. и другие.

Также следует отметить исследования в этой области А.А.Аникиной, Ю.Г.Арзамасова, Е.Л.Вороновой, Я.И.Гилинского, Н.П.Ереминой, Л.М. Карнозовой, С.И.Кириллова, А.А.Корсантии, Т.Н.Маклыгиной, О.И.Маминой, Л.Б.Обидиной, Е.В. Роговой, Н.Н. Савиной, Л.А.Соболевой, С.А.Стяжкиной, С.Д. Ушакова и др.

Отдельные аспекты изучаемой темы представлены в трудах таких авторов, как: Р.М.Абызов, Ю.М.Антонян, З.А. Астемиров, Ю.Д.Блувштейн, Г.С.Гаверов, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, Е.С.Жигарев, Б.И.Исмаилов, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, С.В.Надтока, Ю.Е.Пудовочкин, Д.В.Ривман, О.В.Старков, В.В.Устинова, Г.И.Фильченков, А.В. Шеслер, Д.А. Шестаков, Н.В. Щедрин, В.Е.Эминов и др.

Вместе с тем, комплексное сравнительно-правовое исследование конституционных механизмов защиты прав таких субъектов, как несовершеннолетние, представляет собой недостаточно разработанное направление в отечественной юридической науке.

Цель диссертационного исследования - осуществить комплексный анализ отечественной и международной теории и практики формирования конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, и на этой основе выработать предложения по совершенство­ванию российского конституционного законодательства.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

Уточнить понятийно-категориальный аппарат, необходимый для анализа обозначенной проблемы, раскрыть содержание и объем понятий «ребенок» (дети), «несовершеннолетний», «подросток»;

Определить роль общепризнанных принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетнего под углом зрения требований, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, как основе развития российского законодательства о детях;

Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям Российского общества;

Определить понятие и раскрыть специфику правового положения, конституционно-правового статуса несовершеннолетнего;

Определить пути реализации правового статуса несовершеннолетнего в отраслевом законодательстве, рассмотрев лич­ные права ребенка, а также его социально-экономические права и свободы.

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным (через представителей) субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка и механизмов их защиты.

Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических явлений и процессов.

Научная новизна диссертационной работы з аключается в том, что в ней представлена концепция формирования конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, определяется значение принципов и норм международного права для систематизации прав ребенка. Подробно анализируются теоретические проблемы обеспечения, реализации и защиты конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в российском законодательстве.

В диссертации проведен анализ фактического конституционно-правового статуса ре­бенка и обоснованы конкретные рекомендации по устранению его ограниченного объема, обусловленного, с одной стороны, неполным соответствием нормам международного права о правах ребенка, а, с другой, – реалиями негативного характера, трудностями современной российской действительности.

Под механизмом конституционно-правовой охраны несовершеолетних следует понимать зафиксированные в нормах конституционного права принципы и основы деятельности органов публичной власти, государственных, международных и общественных организаций, направленные на обеспечение необходимых условий для их полноценного воспитания и развития несовершеннолетних. Под конституционно-правовой защитой материнства и детства следует понимать закрепленные в нормах конституционного права основы деятельности органов публичной власти, государственных, общественных организаций действующих в целях устранения препятствий на пути осуществления прав матери и ребенка, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты несовершеннолетних представляет собой взаимосвязанную иерархичную структуру, определяющую систему органов, средства, формы и методы обеспечения прав несовершеннолетних, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, обеспечивающие наиболее полную и эффективную охрану и защиту материнства и детства.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

1. Правовой статус несовершеннолетнего совокупность признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов лица, не достигшего возраста 18 лет. Правовой статус несовершеннолетнего является одним из специальных статусов, существующих в российской правовой системе, отражающих особенности возраста его носителей.

2. Для формирования специального правового статуса несовершеннолетних законодателем используются следующие методы:

Ограничение прав несовершеннолетних, в том числе, введение специальных запретов на доступ несовершеннолетних к факторам, негативно влияющим на их здоровье, психологическое и социальное развитие;

Предоставление несовершеннолетним специальных прав, обусловленных возрастом;

Введение льготных режимов пользования правами либо несения обязанностей;

Введение специальных механизмов защиты прав несовершеннолетних.

3. Правовое положение несовершеннолетнего в России характеризуется следующими конституционными принципами:

а) равенством прав и обязанностей;

б) неотчуждаемостью прав и свобод;

в) непосредственностью действия прав и свобод;

г) гарантированностью и специальной защитой прав и свобод;

д) признанием и гарантированием на территории России прав и свобод человека и гражданина согласно «общепризнанным принципам и нормам международного права»;

е) запретом на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

4. Дальнейшее развитие конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус несовершеннолетних, должно быть направлено не только на предоставление им конкретных материальных и иных прав, но и на разработку механизма обеспечения и реализации последних. В свою очередь, механизм реализации прав ребенка, наряду с обеспечением неотвратимости строгой ответственности за невыполнение обязанностей соответствующего рода, является важным показателем повышения гарантированности и обеспечения конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в условиях современной России.

5. Вывод о том, что юридическое закрепление механизма конституционно-правовой охраны и защиты материнства и детства в конституционном законодательстве характеризуется паллиативностью, бессистемностью (отсутствуют основополагающие, созданные на основе единой задачи нормативно-правовые акты, наблюдается значительная разрозненность и пробельность разноотраслевых норм), недостаточной дифференцированностью объектов регулирования (недостаточная дифференциация по возрастным и физиологическим особенностям матери и ребенка).

6. Сделан вывод о необходимости разработки Концепции ювенальной юстиции в Российской Федерации, учитывая социальную насыщенность и восстановительный характер ювенальной юстиции в качестве ее основных характеристик.

В свете планируемой в ближайшие годы реформы по внедрению системы ювенальной юстиции в России с созданием соответствующих судебных органов, представляется необходимым исключить из сферы полномочий комиссий по делам несовершеннолетних административно-юрисдикционные аспекты, компетенция которых должна в большей степени включать правовую охрану детей и организацию профилактических мероприятий.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Черкасов, Андрей Владимирович. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / С.-Петерб. ун-т МВД РФ.- Санкт-Петербург, 2005.- 23 с.

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного ~ исследования.

Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии защиты прав и свобод, являясь одним из важнейших элементов всей системы правового статуса личности, одновременно, в принципиальной форме, характеризуют содержание личной свободы, достигнутой в обществе, от состояния обеспеченности которой в определенной степени зависит реализация всей совокупности прав и свобод Активизация личностного фактора, весьма необходимая для построения правового государства и гражданского общества в России, возможна лишь тогда, когда субъект действует в условиях гарантированных возможностей и институтов: прав, свобод, обязанностей, ответственности. Поэтому необходимо обеспечить правовыми средствами пути не только практического осуществления личностью социальных и правовых возможностей, но и создать действенные юридические механизмы защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Особую актуальность приобретает данное положение в отношении несовершеннолетних, поскольку они, имея равные права со взрослыми членами общества (за известными исключениями), фактически обладают гораздо меньшими возможностями по их реализации и, тем более, защите.

В условиях количественной и качественной депопуляции населения нашей страны проблемы защиты детства, комплексные усилия по снижению уровня беспризорности должны приобрести общенациональный масштаб, стать одной из приоритетных задач современной государственной политики.

Принятые в последние годы правовые акты, закрепляющие право ребенка на защиту, в том числе Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 1 и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ 2 не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите основных прав и свобод ребенка и его законных интересов Право ребенка на защиту зачастую остается

нереализованным, тогда как Конвенция о правах ребенка ООН 1 предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры.

Представляется возможным подчеркнуть, что в правовой регламентации прав ребенка и их защиты имеют место существенные проблемы, касающиеся различных отраслей российского законодательства. Полагая, что конституционные права и свободы несовершеннолетнего, гарантии и эффективные механизмы их реальной защиты являются основополагающими для благополучия и нормального развития ребенка, авторсконцентрировал исследование именно на этом.

Степень разработанности темы диссертационного, исследования. Комплексный характер данного исследования определил разноплановый характер научных источников.

В юридической литературе представлены труды отечествен
ных правоведов области общей теории права и государства, а
также конституционного права, международного права и других
отраслевых юридических наук, касающиеся вопросов прав чело
века и гражданина, их реализации и их гарантий. Среди них рабо
ты С.С Алексеева, С.А. Авакьяна, А.Г. Бережного, НА Бобровой,"
Н.В Витрука, Л.Д. Воеводина, П П. Глущенко, С.Э.-Жилинского,
Л Д. Златопольского, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева,Е.А. Лу-
кашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, A.M. Нечае
вой, И.В. Ростовщикова, Ф М. Рудинского, Ю.А. Тихомирова, Б.Н.
Топорнина, А.Г. Хабибуллина, КД Шаймарданов, Б.С. Эбзеева и
других

Отдельные аспекты исследуемой проблемы были разработаны представителями отечественной юридической науки прошлого века, среди которых представляют интерес работы А.Ф. Кистя-ковского, П.И. Новгородцева, Л И. Петражицкого, Е.Н. Тарасовой, Е.Н. Трубецкого и других.

Важные социологические, педагогические и психологиеские проблемы познания юридического механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних представлены исследо-ваййями В.Л. Васильева, Л.С. Выготского, Г.И. Забрянского,

1 Конвенция от 2 сентября 1990 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 307.

М И. Еникеева, АИ Кравченко, В.В. Романова и других. Различные аспекты проблемы возрождения в России ювенальной юстиции и формирования системы защиты прав ребенка исследовались Л И. Беляевой, В В. Бойцовой, Н.Е Борисовой, Н.А. Бобровой, Г.Н. Ветровой, Э Б Мельниковой, A.M. Нечаевой, Н.Ю. Ха-маневой Вопросы правового статуса несовершеннолетнего исследовались в работах Б А. Булаевского, Л Г. Кузнецовой, Ю.А. Томилова, Я Н, Шевченко и других.

Несмотря на разнообразие научного материала, опубликованные работы носят фрагментарный характер по отношению к комплексу проблем гарантированности конституционных прав несовершеннолетних в Российской Федерации и механизму защиты этих прав

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере защиты конституционных прав и свобод, а также законных интересов несовершеннолетних.

Предметом исследования выступает содержание и правовое регулирование гарантий защиты основных прав и свобод несовершеннолетних в России.

Цель работы состоит в комплексном анализе функционирования механизма правовой защиты прав несовершеннолетнего в Российской Федерации, а также особенностей конституционно-правового статуса ребенка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

рассмотреть институт гарантий как элемент структуры основ правового положения личности;

раскрыть сущность, специфику, структуру и содержание правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации;

рассмотреть специфику осуществления конституционных прав несовершеннолетними;

раскрыть взаимосвязь между гарантиями защиты прав и механизмом защиты прав;

представить механизм реализации гарантии в работающем системно-динамическом виде, раскрыть структуру, последовательное расположение, взаимосвязь и взаимодействие элемен-

тов и стадий реализации и защиты, выявить их специфические функции;

Сформулировать основные направления совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Научное исследование осуществлялось посредством как общенаучных (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), так и частнонаучных (формально-юридический, сравнительного анализа и др.) методов познаний.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых-юристов, принадлежащих к различным научным направлениям и школам: С.С. Алексеева, А.И. Алмазо-ва, М.В. Антокольской, В.М Баранова, И.Д. Беляева, И.С. Берд-никова, В.В. Бондуровского, В.В. Бородина, СБ. Глушаченко, СИ. Горбаня, Ю.И. Гревцова, И.Е. Забелина, А.В. Зиновьева, Д.А. Ке-римова, В.Н. Латкина, Д.С Лихачева, В.В. Лысенко, М.Г. Марковой, К.А Неволина, A.M. Нечаевой, Н.С Нижник, К.В. Привалова, Н.Л. Пушкаревой, Р.А Ромашова, Б.А. Рыбакова, В.П. Сальникова, М.И. Сизикова, В Д. Сорокина, А.Д. Способина, И.Е Тарханова, Ю.П. Титова, В П. Федорова, М.К. Цатуровой, СВ. Юшкова, В.П. Янина и других ученых.

Нормативную основу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств, служб, агентств Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, а также справочные, аналитические материалы и практика работы территориальных органов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Научная новизна обусловлена тем, что диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование гарантий защиты прав несовершеннолетних и их реализации в Российской Федерации, содержащее анализ института гарантированное прав, гарантий защиты, конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в современных условиях. Параллельно с уточнением понятийного аппарата показана специфика осу-

ществления защиты прав ребенка и механизма реализации гарантий

Автором анализируются основные проблемы механизма реализации гарантий защиты прав ребенка и предпринята попытка по определению пути совершенствования данного механизма. На основе анализа современного законодательства дается объективная оценка действенности и эффективности системы защиты прав и законных интересов ребенка. При этом акцентируется внимание на том, какими институтами и процедурами компенсируется объективная ограниченность несовершеннолетнего в реализации и защите своих прав и свобод в отечественной правовой действительности в свете признания прав и свобод личности высшей ценностью, а обеспечения и защиты их - обязанностью государства.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:

1. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью,
а их соблюдение и защиту- обязанностью государства позволяет

Говорить о том, что юридические гарантии, претворяющие в жизнь требуемое взаимодействие между правомочием субъекта реализовать свое право и механизмом его осуществления, являются структурным элементом конституционно-правового статуса личности, втом числе несовершеннолетнего.

    Государство гарантирует несовершеннолетним определенную совокупность правовых возможностей, представляющую собой систему прав и свобод, средств их защиты. Способность реализовать многие из них возникает постепенно, по достижении им определенного возраста. В соответствии с этим в структуре гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должны преобладать гарантии в правоохранительной и социальной сфере, предполагающие функционирование государственных, муниципальных органов, общественных объединений, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод ребенка в рамках особого организационно-правового механизма.

    Сущность защиты законных прав и интересов несовершеннолетних состоит в применении компетентными органами государства, органами местного самоуправления, либо лицом, чьи права нарушены, в установленном законом порядке мер для восстановления нарушенных прав и законных интересов. При этом гарантии защиты прав несовершеннолетних должны корреспон-

дировать с установленной специальной юридической ответственностью лиц, не выполняющих своих обязанности и нарушающих права и законные интересы детей.

4 Механизм защиты прав и свобод несовершеннолетних есть не только система правовых, но и организационных средств, методов и институтов, при помощи которых осуществляется защита охраняемых интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав. Назначение гарантий защиты прав и свобод несовершеннолетних заключается в создании условий для реализации несовершеннолетними, их законными представителями и должностными лицами всей совокупности закрепленных за несовершеннолетними прав и обязанностей, а также законных интересов

5. Анализ текущего законодательства, регламентирующего правовое положение ребенка и гарантии защиты его прав, позволяет сделать вывод о том, что его содержание направлено не на объединение органов и учреждений по защите несовершеннолетних в единый механизм с аналогичными целями, а, напротив, создает условия для разобщения их деятельности посредством бюрократических границ и препонов. Механизм взаимодействия различных служб и их ответственность за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан, что негативно сказывается на результативности средств защиты и деятельности субъектов защиты

6 Семейный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им четырнадцати лет, но реального механизма для осуществления данного права в настоящее время не существует. Данная ситуация может быть разрешена, во-первых, путем принятия соответствующего федерального закона, закрепляющего процессуальное положение несовершеннолетнего и порядок его обращения за защитой в суд, и внесением соответствующих изменений в ГПК РФ; во-вторых, для реализации этого права необходимо предоставление ему бесплатной юридической помощи.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней освещаются вопросы, имеющие существенную значимость для общетеоретического и государственно-правового цикла юридических наук, конкретизирующие и дополняющие ряд тем по конституционному, административному праву, а также в рамках

таких спецкурсов как «Права человека», «Ювенальное право» и других, посвященных проблемам защиты прав и свобод личности.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы в выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего российского законодательства в области правового регулирования статуса несовершеннолетнего, обеспечения и защиты прав несовершеннолетних. Возможно использование материалов диссертации в научно-исследовательской работе при изучении актуальных вопросов совершенствования социально-правового механизма защиты прав несовершеннолетних.

Разработанные автором рекомендации, а также выявленные пробелы в законодательстве и низкое качество проработанности логических взаимосвязей норм различных отраслей законодательства, посвященного несовершеннолетним, могут послужить обоснованием формирования структуры и системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты изысканий отражены в научных публикациях, а также в выступлениях автора на международной научно-практической конференции «Новый взгляд на деятельность правоохранительных органов: усиление функции социального обслуживания граждан» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.), научно-практической конференции «Национальная безопасность РФ и правоохранительные органы», (Санкт-Петербург, ноябрь 2004 г.), научно-практической конференции «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации (Санкт-Петербург, апрель 2004 г.). Положения диссертации также использовались при проведении семинарских и практических занятий по курсу «Конституционное право России».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Введение

Глава 1. Международные документы, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних

Глава 2. Правовое положение несовершеннолетних в современном российском законодательстве

Заключение

Литература

Приложение 1. Конституция РФ. Глава 2. Статья 38

Приложение 2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Статья 27

Приложение 3. Семейный кодекс РФ. Статья 56

ВВЕДЕНИЕ

В законодательстве России уделяется немало внимания вопросам конституционных гарантий прав несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества в начале 90-х годов, вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Вырос уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних.

Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, то есть на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

Радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;

Отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;

Возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми законами, между законами и юридической практикой;

Противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой .

Законодательство об охране детства нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей правовой базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, построению правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Цель исследования – выявление гарантий защиты прав несовершеннолетних в современной России, обозначенных Основным Законом страны.

Объект исследования – международные и российские законодательные акты, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних.

Материал исследования – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты, а также – научная и учебная литература по обозначенному вопросу.

Предмет исследования – изучение содержательных особенностей законодательных актов, закрепляющих правовой статус несовершеннолетних.

Цель определила задачи :

  1. Познакомиться с основными международными документами, закрепляющими правовой статус несовершеннолетних.
  2. Узнать о правовом положении несовершеннолетних в современной России.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный, логический, исторический, методы анализа и синтеза, изучения и обобщения материала, а также – ряд других.

Работа состоит из 2 глав. В 1 главе в хронологическом порядке рассмотрены основные международные документы, закрепляющие правовой статус несовершеннолетних, дана их краткая характеристика. Во 2 главе рассматривается правовое положение несовершеннолетних в современном российском законодательстве.

Результаты исследования можно использовать на научных семинарах, конференциях, при организации кружковой деятельности, а также – в качестве пособия при изучении соответствующих тем курса обществознание.

1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним, кото­рые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государ­ства. Однако действительность не оправдала этих на­дежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это про­исходило на фоне принципиально новых идеологи­ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призываю­щую мужчин и женщин всего мира создавать для ре­бенка условия для его нормального духовного, физи­ческого развития.

Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Дет­ский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естествен­ной и основной ячейки общества, со стороны обще­ства и государства. Кроме того, пункт 5 статьи 25 этой Декла­рации посвящался праву на особое попечение и по­мощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» . В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где по­вторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовер­шеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде­ния или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. В тексте принципа шестого Декларации говорилось: «Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности» .

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Свое продол­жение она нашла во Всемирной Декларации об обес­печении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декла­рации об обеспечении выживания, защиты и разви­тия детей в 90-е годы.

Если оценивать Конвенцию «О правах ребенка» с точки зрения ее значения для пра­вового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений об­щего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего и дающие правовые гарантии прав.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходи­мости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направлен­ность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользова­ние наиболее совершенными услугами здравоохране­ния и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспече­ния, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязатель­ное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или слу­жить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному разви­тию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сек­суальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества .

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечелове­ческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конститу­цией прав ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое зна­чение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное пред­ставление о подчиненном положении несовершенно­летнего в семье.

2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией РФ (Приложение 1), Гражданским Кодексом (Приложение 2), Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреп­лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ «О гражданстве Россий­ской Федерации» других законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич­ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ­ной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый 21 октября 1994 года, определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличие от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу – несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (имеют право заниматься предпринимательством, участвовать в производстве и так далее), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу – эмансипация . Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 года в статье 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например, по сравнению с предыдущим Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка .

Нормы права, непосредственно посвященные гарантиям прав несовершен­нолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени гарантии прав детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка .

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граж­дан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встре­чаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представ­ляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершенно­летних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов РФ и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.

Органы местного самоуправления ответственны за:

Реализацию права граждан на получение основного общего образования;

Ежегодную публикацию среднестатистических показателей в соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся:

  1. планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
  2. формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятия местных нормативов финансирования системы образования;
  3. обеспечение граждан, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
  4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
  5. строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий .

На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законода­тельной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят родители, уклоняющиеся от надзора за детьми, их воспитанием или причиняющие им вред. В результате увеличилось число детей, ухо­дящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изучения и анализа юридической литературы, можно сделать следующие выводы:

  1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
  2. Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
  3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.

Так же, в ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его применения можно вывести следующее понятийное определение:

В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений.

Любое право и обязанность гражданина становится реальной соци­альной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении са­мого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ре­бенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте право­вой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.

И в заключение хотелось бы выразить надежду, что государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Лаишевский технико-экономический техникум»

Допустить к защите:

Зам. директора по учебной работе

______ ___________________

(дата) (подпись)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних в РФ

Работу выполнил

Студент 3 курса 60 группы

специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения

Хайрутдинов Раиль Идрисович

(Ф.И.О. студента)

Научный руководитель:

Преподаватель

Шафигулина Резеда Салаватовна

(Ф.И.О. преподавателя)

Рецензент ___________________

(Ф.И.О. студента)

Лаишево 2017

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………...7

1.1 Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации…………………………………………………………………………....7

1.2 Правовое регулирование защиты прав ребенка …………………………..…13

1.3. Институт Уполномоченного при Президенте по правам ребенка в Российской Федерации………………………………………………………..….25

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ …………………………………………….35

2.1 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей…………………………………………………………………………………35

2.2 Процессуальные правила разбирательства семейных дел…………………..47

2.3. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах......55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...69

ВВЕДЕНИЕ

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.