Банкротство юр лиц. Стадии, заявление и последствия банкротства юр
Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
- кредиторов по денежным обязательствам,
- о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
- исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):
- вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
- не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
- не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
- не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:
- могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
о создании юридических лиц, филиалов и представительств;
о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
о заключении договоров простого товарищества.
не вправе принимать решения:
Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Результат проведения процедуры финансового оздоровления:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление как процедура банкротства
Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
- на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
С даты введения внешнего управления :
- прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.
Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.
На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении установленного срока внешнего управления;
- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .
Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).
Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .
Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.
Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.
Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .
Мировое соглашение как процедура банкротства
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается
- со стороны граданина - гражданином;
- руководителем должника - юридического лица;
- исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.
При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.
Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).
При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.
Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):
- считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
- прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
- управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).
Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.
1.6666666666667
В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц ( ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.
Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.
К первой группе можно отнести следующие.
1
Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее ().
Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц ().
Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать "своего" арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.
2
3
Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника "лояльного" арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием "нужного" арбитражного управляющего сохранилась.
В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (), сейчас же это требование закрепили в законе.
5
Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.
6
В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.
7
Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:
1
Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно ().
2
Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 ( , Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.
3
Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции () – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО ( , ), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Разъяснение
Несостоятельность (банкротство) юридического лица - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Признаки банкротства
1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);
2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.
3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.
Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).
Процедуры банкротства
Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":
1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
НДС при банкротстве
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ - отменен с 01.01.2015).
В экономической деятельности возникают ситуации, когда юридическое лицо не может исполнить свои финансовые обязательства, платить по долгам и обязательным платежам в бюджет. В этом случае, чтобы зафиксировать общую задолженность юридического лица, а при необходимости списать часть задолженности, необходимо провести процедуру банкротства организации. О данной процедуре пойдёт речь в этой статье. Как начать процесс, если предприятие обанкротилось, в соответствии с федеральным законом о банкротстве юридических лиц РФ?
Итак, если организация не может выполнять денежные обязательства перед кредиторами, платить зарплату наемному персоналу или оплачивать налоги в бюджет, то в отношении данного юридического лица может быть начата процедура банкротства.
Закон предусматривает 2 необходимых условия, при наличии которых можно обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.
- Если организация не исполняет денежные обязательства перед кредиторами не менее трёх месяцев, со дня, когда обязательства должны быть исполнены;
- Если совокупный долг юридического лица составляет не менее 300 тыс. рублей.
Процедура банкротства юридического лица
Обратится в арбитражный суд с требованием о признании организации банкротом могут:
- само юридическое лицо-должник;
- кредиторы юридического лица;
- наёмные работники, которым не выплачивают зарплату;
- уполномоченные органы.
При этом если имеются признаки банкротства юридического лица, то руководитель данной организации должен поставить в известность об этом положении учредителей (участников) организации. И учредители компании могут принять меры к восстановлению платёжеспособности юридического лица. Это первая досудебная стадия банкротства, на данной стадии учредители фирмы могут оказать финансовую помощь, чтобы избежать несостоятельности организации (досудебная санация).
Если финансовая помощь учредителей не приводит к восстановлению платёжеспособности организации, и остаются финансовые проблемы, тогда могут последовать судебные стадии банкротства.
Лица, имеющие право возбуждать дело о банкротстве (несостоятельности) юридического лица, могут обратиться в арбитражный суд по месту нахождения организации-должника.
Арбитражный суд в течение 5 дней со дня поступления заявления о банкротстве юридического лица решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению.
Важно! Арбитражный суд, решая вопрос о возможности начала дела о банкротстве организации, в первую очередь проверяет наличие двух необходимых признаков (организация не платит по долгам не менее трёх месяцев и общий долг не менее чем 300 тыс. рублей).
Если арбитражный суд убедится в наличии признаков банкротства и исключит вероятность его фиктивности, то принимается решение о возбуждении дела. При этом суд выносит также определение о введении первой стадии - наблюдения и утверждает временного управляющего организации.
Важно! Данная стадия банкротства устанавливается с целью сохранения имущества должника, в первую очередь, чтобы имущество было сохранено для обеспечения требований кредиторов, на данной стадии проводится анализ финансового состояния организации-должника.
Этапы банкротства
Стадия Наблюдение
После введения наблюдения руководитель организации частично отстраняется от своих полномочий. Решение по деятельности организации может принимать руководитель юридического лица только с письменного согласия временного управляющего . Руководитель организации передаёт временному управляющему документы об имуществе организации, а также документы о финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 3 года предшествующие стадии наблюдения.
Также на данной стадии банкротства, руководитель организации должен обратиться к учредителям юридического лица с предложением о введении в отношении организации финансового оздоровления с целью восстановления платёжеспособности организации.
Временный управляющий должен проанализировать финансовое положение организации, проверить документы инвентаризации имущества организации с целью определить возможность восстановления платёжеспособности должника и выступить с предложением о возможности проведения других процедур банкротства.
На этой стадии кредиторы направляют в арбитражный суд список финансовых требований к должнику.
Временный управляющий решает вопрос о проведении первого собрания кредиторов. На данном собрании кредиторы решают вопрос о необходимости проведения следующей стадии банкротства организации. Если есть возможность восстановить платёжеспособность должника, то может быть, начата стадия финансового оздоровления.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение либо о начале финансового оздоровления, либо начала стадии внешнего управления, а если по итогам наблюдения становится понятно, что вернуть организацию к нормальной финансово-хозяйственной деятельности не удастся, тогда суд назначает конкурсное производство.
Важно! Кроме этого, на любой стадии, должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом и на этом может закончиться процедура банкротства организации.
Стадия Финансового оздоровления
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов может назначить финансовое оздоровление организации и назначить административного управляющего. В решении суда обязательно указывается срок финансового оздоровления, который не может быть больше, чем 2 года . При этом руководитель организации-должника должен осуществлять управление организацией по согласованию с административным управляющим. А также на сделки по отчуждению имущества, увеличение задолженности и некоторые другие нужно получать согласие собрания кредиторов.
Административный управляющий в ходе стадии финансового оздоровления должен вести реестр требований кредиторов, ознакомится с текущей финансово-хозяйственной деятельностью организации, текущее погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с утверждённым планом погашения задолженности.
Важно! Если в ходе финансового оздоровления должнику удаётся погасить задолженность перед кредиторами, то арбитражный суд принимает решение о прекращении банкротства организации.
Если же задолженность остаётся, тогда процедура банкротства продолжается. В этом случае собрание кредиторов, изучив отчёт административного управляющего о финансовом состоянии должника, решает:
- Либо о введении стадии внешнего управления;
- Либо об объявлении должника банкротом и проведении конкурсного производства.
Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов выносит определение о следующей стадии банкротства.
Стадия Внешнего управления
Управление делами организации на данной стадии полностью возлагается на внешнего управляющего, при этом руководитель организации в полном объёме отстраняется от управления организации и может быть уволен .
Максимальный срок внешнего управления не может превышать 18 месяцев.
Важно! Во время действия внешнего управления налагается полный мораторий (отсрочка) на исполнении финансовых требований кредиторов.
Внешний управляющий принимает в управление всё имущество должника и проводит его инвентаризацию, распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с целью добиться нормальной хозяйственной деятельности организации и погашение долгов. Также управляющий отсчитывается перед кредиторами о принимаемых мерах для достижения целей внешнего управления.
Внешний управляющий составляет план управления и представляет его для одобрения собранию кредиторов. План внешнего управления должен дать точный ответ, в какие сроки платёжеспособность организации-должника будет восстановлена.
В ходе внешнего управления управляющий вправе принимать решение о закрытии неэффективного производства, продажи части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, продажи предприятия должника и другое.
Если в результате внешнего управления управляющий добился удовлетворения всех требований кредиторов, то он составляет отсчёт внешнего управления и направляет его на утверждение арбитражного суда.
Важно! Если все требования кредиторов удовлетворены, арбитражный суд прекращает процедуру банкротства организации.
Если же кредиторы требуют признание должника банкротом, суд выносит решение о проведении стадии конкурсного производства.
Стадия конкурсного производства
Максимальный срок конкурсного производства составляет 6 месяцев. Занимается конкурсным производством конкурсный управляющий. Со дня введения конкурсного производства все денежные обязательства организации должника считаются наступившими, прекращается начисление процентов и неустойки вследствие ненадлежащего исполнения обязательства. Все финансовые, бухгалтерские документы, печати, штампы и прочие материальные ценности передаются конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий проводит оценку имущества должника.
Всё имущество организации должно включиться в конкурсную массу и подлежит реализации на аукционе . Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, подлежат учёту и за счёт этих средств производится расчёт с кредиторами должника в порядке очерёдности указанной в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Важно! После проведения конкурсного производства и полного либо частичного удовлетворения требований кредиторов, организация-должник объявляется банкротом и ликвидируется.
Правовым последствием объявления организации банкротом является списание части задолженности, которая осталась непогашенной после удовлетворения требований кредиторов за счёт реализации имущества банкрота.
Стадия мирового соглашения
При этом на любой из стадий банкротства допускается, что между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено мировое соглашение. Мировое соглашение подлежит удовлетворению арбитражным судом и является основанием к прекращению процедуры банкротства организации.
Важно! Мировое соглашение, утверждённое арбитражным судом, является обязательным для исполнения сторонами мирового соглашения и односторонний отказ от исполнения мирового соглашения недопустим.
Последствия признания организации банкротом
После окончания конкурсного производства и полного либо частичного погашения требований кредиторов, арбитражный суд выносит определение о прекращении дела о банкротстве с объявлением организации банкротом. Это определение является основанием для ликвидации юридического лица и внесение соответствующей записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Важным последствием объявления организации банкротом является то, что часть требований кредиторов, оставшиеся непогашенными за счёт средств от реализации имущества должника, подлежат списанию.
Процедура банкротства юридического лица достаточно сложное правое действие, с большим количеством правовых нюансов. Каждая стадия банкротства имеет свои особенности, поэтому начало процедуры и полное правовое сопровождение этапов банкротства нужно доверять профессионалам – практикующим юристам, которые смогут провести банкротство без лишних правовых рисков.
Итак, данная статья подробно рассказывает о стадиях процедуры банкротства юридического лица. И одной из целей процедуры организации является восстановление платёжеспособности организации-должника, на это направлена деятельность арбитражного суда и арбитражных управляющих. Но если банкротства избежать не удаётся, то данная процедура позволяет организации-должнику ликвидироваться и списать часть имеющейся задолженности.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.
Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товарно-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к развитию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоровления экономики страны. Необходимо было срочно разработать механизм законодательного регулирования несостоятельности (банкротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В настоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюджетные фонды).
Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Общим Признаком для граждан и юридических, лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, - 100 и более минимальных размеров оплаты труда
Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обращено судом взыскание.
В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено только арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.
Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предпринимателя обратиться, в арбитражный суд с заявлением об их банкротстве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, органами управления должника или собственником его имущества (унитарного предприятия).
Фиктивным по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это влечет обязанность должника возместить ущерб, причиненный подачей такого заявления в арбитражный суд.
Преднамеренным считается банкротство должника, происшедшее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на учредителей (участников) должника, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.
Собрание кредиторов . С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.
В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопросов введения, продления, прекращения внешнего управления, заключения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кредиторов.
Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требования которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.
Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представления информации о финансовом состоянии должника, ходе внешнего управления и конкурсного производства; в случаях, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляющего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).
Арбитражный управляющий - физическое лицо, осуществляющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризисного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кандидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.
На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анализом финансового состояния должника, рассмотрением требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выполнения обязанностей арбитражному управляющему предоставляются определенные законом права. Так, заявления арбитражных управляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения заявлений выносятся определения.
За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утверждаемое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, может явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкротства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.
Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о принятия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполнителю по месту нахождения должника.
Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжается в полном объеме. Однако затруднительное положение должника предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.
Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности активов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела должника.
Выполняя названные задачи, временный управляющий, выявляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кредиторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.
Принятые собранием кредиторов решения временный управляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела заканчивается наблюдение.
Внешнее управление является еще одной процедурой банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешний управляющий назначается 4 судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.
Важнейшими обязанностями временного управляющего являются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприятиях.
На период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются заработная плата и иное вознаграждение работникам организации-должника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.
Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, продажа предприятия (бизнеса) должника и др.
В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний управляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстановило платежеспособность. и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управляющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управляющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управление не дало желаемого результата - восстановление платежеспособности должника.
Конкурсное производство . Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Главной задачей конкурсного производства являются аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую - оплаты труда, выходных пособий, авторское вознаграждение, в третью - обязательства, обеспеченные залогом, в четвертую - по обязательным платежам, в пятую - конкурсных кредиторов в размере основной задолженности и процентов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, неустоек, финансовых санкций.
Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, платежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.
При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на основании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требования должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов, причем требования каждой очереди удовлетворяются после полного выполнения требований предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносятся сведения о погашении требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны судом необоснованными.
Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанностей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требований кредиторов и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.
В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Мировое соглашение предусмотрено в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" как один из видов применяемых к должнику процедур.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращений спора на основе взаимных уступок и мирного урегулирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
От имени должника решение о заключении мирового соглашения принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководитель "организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.
Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурсных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует большинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.
Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу мирового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.
В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства . В случаях отсутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахождения заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами независимо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организациях, банках, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индивидуальных предпринимателей.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве таких организаций возможны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предусматривает участие в таких делах органа местного самоуправления.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от общей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.
В отношении банкротства банков и иных кредитных организаций действует специальный федеральный закон. Предварительно вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзывает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспособного банка, и только после этого судом возбуждается дело.