Что значит быть гражданином рассуждение размышление. Классный час «Что значит быть гражданином России? Законопослушный гражданин: кто это

Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый. Родители даже не задумываются, когда их малыши отдают предпочтение иностранным мультфильмам, песням, хотя ростки гражданственности идут именно из раннего детства.

Так кто же такой гражданин России?! Многие выпускники, которые сдают экзамен по обществознанию, к своему стыду не знают даже слов гимна России, не говоря об основных вехах её истории, вот одна из частичек гражданственности. Однако, мало этот гимн знать, важно душой быть рядом с тем, кому его адресуют, к примеру, болея за наших спортсменов, участвующих в олимпиаде, внутри каждого из нас должно нарастать чувство гордости, когда россиянин всходит на пьедестал почета под знакомую всем мелодию.

Быть гражданином - это значит любить свою Родину, небольшой городок, деревушку или мегаполис, в котором ты живешь, не осквернять культурные достопримечательности, мимо которых ты ходишь. Удивительно, какое удовольствие доставляет молодежи разрисовать из баллончика Пушкина или Крылова, запечатленных не только в камне, но и в нашей памяти еще с младенчества, ведь едва выучив буквы, мы знакомимся именно с их произведениями. Быть гражданином - значит уважать подвиг своих предков, даже если в твоём роду не было вояк, а лишь женщины, трудившиеся в тылу, все равно их изможденными руками ковалась победа и наша сегодняшняя свобода. Не нужно кричать во все концы, что твой дед- герой, поверьте, ему это и не нужно, достаточно обнять его и тихо прошептать: «Спасибо тебе, дедушка!», и поверьте, он поймет все без лишних слов. Быть гражданином – это знать, что от тебя зависит будущее твоей страны, даже если ты еще совсем мал, и твои слова не всегда можно расслышать, придет время, когда твой голос и твое надежное плечо, пытливый ум, отважное сердце будут необходимы Отечеству.

Гражданин… Все начинается с малого: быть достойным сыном или дочерью своих родителей, соблюдать правила, предписанные школой, не бояться проявлять свою личность, однако, делать это не в ущерб другим, никогда не нарушать обещаний данных другим людям, тем самым с малых лет воспитывая в себе чувство ответственности за свои слова. И самое главное, где бы ты не находился никогда не забывать, что ты родился в России и за твоей спиной миллионы людей, а значит надежный тыл!

Сочинение на тему Что значит быть гражданином своей страны

Однажды мне удалось прочитать о древних Афинах и том, как там было устроено общество. Как говорят различные источники, Афины были независимым городом, который полностью сам себя обеспечивал и имел весьма четкую социальную градацию.

Основу города составляли граждане, которых было около десяти процентов от всего количества людей. Остальную часть составляли рабы, которые фактически пребывали в подчинении у граждан, а также в городе могли быть приезжие и подобные люди, которые тоже фактически гражданами не были. Гражданство в свою очередь позволяло не только владеть имуществом и рабами, но и участвовать в управлении городом.

Более того, каждый гражданин периодически занимал тот или иной значимый пост в правительстве города, но при этом всем гражданам нужно было голосовать. Не голосовать граждане Афин не могли, также как не могли и не придерживаться какого-то определенного мнения относительно значимых аспектов управления городом. Люди, которые не имели собственного политического мнения назывались идиотами и не как обзывательство, но просто был такой термин, который сейчас мы используем с немного другим значением.

К чему я веду такое длительное вступление-экскурс о древних Афинах? К разъяснению собственного понимания гражданина и гражданства. В моем понимании гражданин страны – тот, кто принимает активное участие в управлении собственной страной и всегда делает какой-то выбор относительно той или иной позиции.

Гражданин не может быть безучастным не в малом не в большом. Гражданские права могут в полной степени считаться собственной принадлежностью только, когда гражданин обладает собственной гражданской ответственностью и способен такую ответственность нести.

Именно поэтому, на мой взгляд, и сейчас не каждый является в действительности гражданином нашей страны. Хотя формально просто отметка в паспорте наделяет таким правом. На мой взгляд, гражданство нужно заслужить и иметь право пользоваться такой привилегией, доказывать данное право своим личным выбором и ответственностью.

Не имеет существенного значения какого гражданин придерживается мнения. Суть заключается в том чтобы мыслить не только собственными потребностями, но и исходить из потребностей своего сообщества, страны. Гражданин – активная часть общества.

Образец 3

Вероятно, слово гражданин исходит этимологически от слова горожанин, которое появилось в историческом масштабе относительно недавно. Конечно, города были на протяжении всей истории цивилизации, но в городах обитало относительно немного людей. По большей части люди обитали в деревнях и занимались выращиванием различных растений и животных, ремеслами.

Массовая миграция в города и развитие предприятий повлекло за собой возникновение новой экономики, и, как следствие, новой морали и класса людей. Горожане стали представителями среднего и низкого сословия, которые занимали какие-то торговые посты, занимались ремеслом или работали на предприятиях. Они стали основной массой городского населения, хотя и на протяжении некоторого времени не имели особенных политических прав.

Далее эти права стали постепенно появляться и горожане стали политически значимыми людьми. Во многом именно этот новый класс имел наибольшее воздействие при различных реформах и преобразованиях за счет своей массовости.

Сейчас гражданином называют каждого жителя страны, который обладает гражданством, такой человек имеет права и обязанности. В некоторых странах есть даже клятва на верность родине, которая подразумевает некоторые особенные отношения к собственной стране. В России как таковая клятва на верность простыми гражданами не принимается, но есть права и свободы, которыми наделяет каждого гражданина Конституция.

На мой взгляд, быть гражданином часто формальность, которая обуславливается текущими законами и нормативами общественного порядка, которые действуют в стране. Более крупные и устойчивые страны меньше подвергаются сменам таких норм, мелкие – чаще.

Тем не менее, они довольно регулярно меняются и волшебным образом запретное раньше становится доступным и наоборот, а люди на смену прежним характеристикам получают новые. Конечно, в каком-то смысле история является историей государств, хотя равно может быть и историей культуры или развития философско-религиозной мысли. Политика и политический строй – только часть человеческой культуры и в действительности не особенно значительная.

Поэтому, быть гражданином означает соблюдать текущие нормы и порядки, уважать законы своей страны

Чтоб в общей массе жителей планеты идентифицировать своих собственных граждан, российский законодатель, следуя общемировой практике, ввел институт гражданства. Поэтому для начала разберем, что такое гражданин и гражданство в понятийном смысле.

Так, гражданством является политико-правовая связь, возникшая между физическим лицом и государством, гражданином, в свою очередь, является физическое лицо, которое установило такую связь с конкретным государством.

Наличие гражданства предполагает, что граждане РФ и само российское государство имеют взаимные права и обязанности. Проще говоря, это юридическая предпосылка для реализации прав, которые Россия гарантирует своим гражданам. Правовая доктрина делит их на 6 групп, среди которых личные, политические, экономические, социальные и иные права, свободы и обязанности. Так, личные права, хоть и гарантируются законодательством, но в основном возникают лишь благодаря статусу человека (например, право на жизнь), поэтому они присущи всем без исключения физическим лицам. С остальными же правами ситуация сложнее: политические, экономические и социальные права всегда вытекают из индигената (статуса гражданина), а их реализация возможна лишь при наличии действующего гражданства.

Возникновение индигената всегда возможно по нескольким основаниям, среди которых право рождения, натурализация, восстановление паспорта, оптация, репатриация и так далее.

Гражданин РФ: кто это

Теперь разберемся, кого называют гражданами России. Несмотря на очевидную формулировку, многие рассматривают данное понятие с разных точек зрения: общества, морали, права и так далее. Если смотреть на определение с очевидной позиции законодателя, то гражданин России – это в первую очередь индивид, который на правовой основе приобрел российское гражданство и в данный рассматриваемый момент является его непосредственным носителем, он не должен каким-либо образом продлевать его или дополнительно подтверждать. В правовой плоскости обладатель российского паспорта – это человек, который наделен рядом гражданских прав и обременен рядом гражданских обязанностей.

Точки зрения общества и морали куда более узкие: декларируемые в этом контексте критерии являются лишь составной частью гражданства. В частности, гражданин РФ с общественно моральной позиции – это патриотически настроенный субъект, который активно участвует в общественно-политической и культурной жизни страны, чтит ее историю и гордится ее достижениями. И хотя для формирования такого «светлого образа» гражданина даже есть законодательные предпосылки, обратное поведение индивида ни при каких обстоятельствах не станет причиной для лишения его «высокого звания» гражданина РФ.

Обязательным качеством гражданства Российской Федерации является добросовестное соблюдение возложенных на его носителя гражданских обязанностей (налоги, служба в армии и так далее).

Тот факт, что понятие гораздо шире, подтверждается также и основаниями для приобретения гражданства.

Не будет лишним разобраться, кто может быть гражданином РФ. Так, в предусмотренных законом основаниях нет ни слова о нравственных и моральных качествах лица, приобретающего российский индигенат.

По сути, российское гражданство приобретают по следующим основаниям:

  • от лиц (дети, родители, супруг), обладающих ;
  • проживание на территории РФ на законных основаниях в течение 5 лет и прохождение процедуры приема;

Резидент или нерезидент

Отечественное законодательство часто упоминает такие термины, как «резидент» и «нерезидент» РФ. Многие в контексте этого отождествляют слова «резидент» и «гражданин», что ошибочно. На самом деле резидентство – это понятие налогового законодательства, а гражданин РФ является резидентом или нерезидентом в зависимости от того, какой промежуток времени он находится на территории России. Так, резидентом будет любой российский гражданин, кроме тех, которые выехали на за границу. Примечательно, что резидентами признаются не только граждане, но и иностранцы/апатриды, которые постоянно проживают в России или же осуществляют на ее территорию более 183 дней в году.

Следуя этой логике, определим тех, кто считается нерезидентами. Таковыми будут россияне, официально выехавшие для проживания в другие страны, а также временно проживающие в России иностранцы и апатриды. Применение понятия резидентства используется в целях налогообложения (для резидентов и нерезидентов, например, действуют разные налоговые ставки).

Таким образом, резидентство и гражданство – абсолютно разные понятия, которые нельзя рассматривать в контексте друг друга.

Нормативно-правовая база

Кто является гражданином РФ по Конституции, в первую очередь можно узнать непосредственно из Основного закона нашей страны: согласно статье 6, приобретение и прекращение индигената возможно по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Конституция устанавливает, что гражданин обладает всеми правами и обязанностями, гарантированными на всей территории государства. В число таких прав, согласно статьям 61, 62 Конституции РФ, входит в том числе невозможность высылки из России, право на покровительство от РФ за ее пределами, а также право на второе гражданство. Проще говоря, слово «гражданин» в Конституции РФ означает лицо, которое имеет российский паспорт и пользуется всеми конституционными гарантиями в РФ и за ее пределами.

Законопослушный гражданин: кто это

Законопослушность – хоть и тесно связанный с правом, но не отраженный в отечественном законодательстве термин, представляется, что это положительное качество любого представителя любого общества. Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции РФ, законопослушность является обязанностью любого владельца российского паспорта: каждый обязан соблюдать Конституцию и законы РФ. Таким образом, законопослушный гражданин РФ – это россиянин, который уважительно относится к российским законам, чтит их статус и соблюдает предписанные ими правила поведения, делая это добровольно, а не в результате государственного принуждения.

Законопослушность не стоит воспринимать в качестве обременения или посягательства на свободу личности. В развитом обществе она является признаком высокого уровня правосознания, юридической грамотности и правовой культуры человека.

К слову, тех, кто не является законопослушным (то есть нарушает законы России), ждет государственное принуждение к законопослушности – посредством привлечения к ответственности (наказания) за тот или иной проступок, если такая ответственность предусмотрена законодательством. Таким образом, каждый гражданин обязан быть законопослушным – нарушение такого обязательства может повлечь ответственность, но не является причиной лишения гражданского статуса.

Теперь сделаем акцент на том, что нужно знать каждому гражданину России, то есть поговорим о его правах и обязанностях. Согласно пункту 2 статьи 6 Конституции РФ, каждый россиянин обладает всеми правами и обязанностями.

В число основных входит право:

  • на жизнь;
  • на равенство перед законом и правосудие;
  • на свободу и неприкосновенность личности и жилья;
  • на частную жизнь, тайну и защиту имени;
  • на свободу передвижения по РФ;
  • на свободу мысли и слова;
  • избирать и быть избранным;
  • на частную собственность и свободу труда;
  • на материнство, детство, семью, жилище;
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • на образование, чистую окружающую среду и так далее.

Права россиян неразрывно связаны и корреспондируют с обязанностями.

В число таких обязанностей входит:

  • соблюдение Конституции и отечественного законодательства;
  • уважение прав других россиян;
  • забота о детях и членах семьи;
  • получение среднего образования;
  • уплата налогов и сборов;
  • защита родины;
  • охрана природы и так далее.

Социальные функции гражданина РФ

Социальная роль гражданина России – это некий образец, модель или шаблон поведения который считается общепринятым и целесообразным для обладателя конкретного статуса. Проще говоря, социальная роль каждого россиянина заключается в соблюдении всех возложенных на него как гражданина России обязанностей, то есть социальная роль гражданина РФ состоит в законопослушности, уважительном отношении к другим гражданам, охране природы и так далее. Учитывая разношерстность любого общества, социальная роль не может являться жесткой моделью поведения, ибо россияне по-разному воспринимают и исполняют свои роли. Тем не менее, государство заинтересовано в том, чтобы социальная роль гражданина была исполнена каждым максимально полноценно.

Опять же, если принять во внимание неоднородность российского общества, социальная роль гражданина изначально не может иметь одинаковый состав общепринятых поведенческих метрик. Например, определенные льготы для граждан РФ в большинстве случаев предоставляются социально незащищенным слоям населения. В это же время лица, имеющие высокий уровень социальной защиты, могут быть, наоборот, обременены дополнительными обязательствами.

Таким образом, сделаем небольшой вывод: социальная роль для каждого россиянина имеет индивидуальный состав, зависящий от его положения в обществе, материального состояния и иных субъективных факторов.

Компоненты статуса гражданина РФ

Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы (атрибуты): флаг, герб, гимн и столицу. Атрибуты гражданина РФ – это документы, которыми россиянин может подтвердить свою правовую связь с государством.

Таковым, согласно статье 10 Закона о гражданстве, является в первую очередь паспорт или иной документ, в котором содержится указание на гражданскую принадлежность физического лица. Внутренний паспорт является главным (то есть он содержит полное наименование его имени), поэтому его обязаны получить все, кто достиг 14-летнего возраста и проживает в это время на территории страны. Его отсутствие хоть формально и не лишает, однако на практике резко уменьшает возможность для полноценной реализации гарантированных прав и свобод.

К слову, установить личность можно не только по паспорту – дополнительными атрибутами гражданина можно также считать , или военный билет. Таким образом, россиянин – это физическое лицо, обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий такую гражданскую принадлежность.

Заключение

Учитывая все вышесказанное, можем сделать вывод: гражданин РФ – это лицо, которое имеет правовую связь с Россией, обладает гарантированным ей спектром прав, наделено рядом гражданских обязанностей и способно подтвердить свой статус документально. Обязательными качествами каждого гражданина должна быть законопослушность, уважительное отношение к общественному порядку и государственному устройству и правам других граждан. При удачном симбиозе всех положительных качеств, статус «гражданин» может быть рассмотрен не только как политико-правовая, но и моральная и общественная единица.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Что значит быть гражданином своей страны

Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять­ гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Киевская Русь или где произошла Полтавская битва. Но подразумевается, что каждый уважающий страну гражданин­ знает ее историю и традиции.

Но часто все происходит совсем не так. Сейчас очень мало кто может точно ответить на­ простейшие вопросы по истории России, мало кто может перечислить известных русских писателей, поэтов, художников, полководцев. Даже в наших императорах многие путаются, забывая, кто за кем шел по страницам истории.­ Это говорит о том, что современные люди не очень интересуются историей своей страны, скорее всего даже не задумываясь о том, что это говорит о безразличии. Ведь если мы что-то любим и уважаем, если мы заинтересованы в чем, мы стараемся узнать максимум информации, чтобы быть в курсе всего, что происходит.

Например, если вам нравится какая-то голливудская звезда или певец, или футболист, или какой-либо другой известный всему миру человек, вы перероете весь интернет в поисках необходимой информации, узнаете все про его или ее детство, отрочество и юность. Вы постараетесь найти и докопаться до истины становления таланта своего любимца, будете отслеживать его карьеру. На это вам будет не жалко ни сил ни времени, которое у вас всегда найдется на любимое дело. То же самое можно было бы­ применить к истории России. Если бы кто-то был заинтересован.­ У нее тоже было детство, отрочество и юность, она переживала трудные и великие времена, во время правления разных императоров происходили совершенно невероятные значимые вещи. Если бы это было кому-то интересно, это значило бы, что своей страной интересуются, уважают ее.

Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна. Просто живя в ней в настоящем, вы не сможете до конца осознать­ ее масштабы. Необходимо заглянуть немного в прошлое.

Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.

ГКОУ РО « Пролетарская специальная

школа – интернат »

на заседании школьного педагогического совета

Доклад

Тема: « Ч т о з н а ч и т б ы т ь г р а ж д а н и н о м?»

Прежде чем раскрыть тему выступления я постараюсь дать определение

понятия гражданина для дальнейшего формирования его основных качеств

характера в процессе обучения учащихся на уроках чтения и классных часах.

Гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется всеми правами, исполняет все обязанности этого государства. Долг каждого гражданина России - уважать достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей его многонационального государства.

Воспитание гражда нина – важнейшая задача для любой страны. Она актуальна и для России.

Быть гражданином – значит служить своей стране, любить её и делать всё для её процветания. Гражданин – это субъект, частичка общества, страны. Формирование качеств гражданина мною осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассных и классных часах.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства.

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают трудности. К воспитательной системе необходимо подключить ребёнка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения как семьи, так и ребёнка.

У обучающихся, воспитанников за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребление алкоголя, а по части

употребления ненормативной лексики могут выйти на первое место.

В этом заключается противоречие воспитания: в школе дают знания и умения одного направления, а дома обучающиеся, воспитанники сталкиваются с другими нормами поведения.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

У воспитанников с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитывается сама по себе, как не могут развиться у них нормы и признаки

гражданственности: умение действовать свободно и ответственно.

Чтобы обучающийся, воспитанник стал настоящим патриотом, необходимо, чтобы в нём жил интерес к истории родного края и Отечества, была воспитана чуткость, доброта и милосердие, развита дисциплина, упорство, мужество, привита любовь к Родине.

В коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии

гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

Так, в старших классах, на уроках литературного чтения, мы с воспитанниками изучаем и анализируем произведения советской и зарубежной литературы.

Проводим глубокий анализ данных произведений различной тематики.

Произведение М.Горького «Песня о Соколе» заставляет воспитанника проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых – это стремление забыть всё простое, будничное, чтобы всего себя отдать подвигу, самопожертвованию. Люди, подобные Соколу на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что - то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, но их это не страшит.

В рассказах Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин»,

« Серебряный лебедь» и др. повествуется о личностях высоких моральных

качеств, о героях и событиях Войны 1812 года, которые оставались

верными высокому идеалу, способному на самопожертвование во имя

Перечисленные произведения помогают воспитанникам через соучастие, сочувствие героям книг осознать себя как человека, личность, гражданина.

В стихотворении «Будь человеком» Сергей Михалков обращается

к нашему поколению и призывает:

Живёшь ты в атомный наш век,

И сам не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Такие стихотворения оказывают положительное воздействие на учащихся. Они трепетно начинают относиться к окружающей их природе, стараются сохранить себя как часть природы.

Чтобы быть достойным гражданином воспитанникам необходимо:

Повышать культуру, улучшать моральный облик;

Знать основные правила вежливости;

Это всё отражено в учебнике по чтению 6-го класса, где напечатана статья «Здравствуйте!» (перевод с польского Д.Гальпериной).

Изучение этой статьи даёт некоторый положительный результат в поведении обучающихся, воспитанников.

Гражданин должен выполнять свой гражданский долг перед Родиной. Гражданский долг воспитанника – хорошо учиться, соблюдать дисциплину, выполнять все режимные моменты в школе - интернате.

О гражданском долге в 7 классе с воспитанниками и обучающимися

проведена беседа, где я являюсь классным руководителем.

Традиционной целью гражданского воспитания является формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.

Рабочей программой в старших классах предусмотрено изучение регионального компонента, который отражён в программе уроками внеклассного чтения. Они знакомят воспитанников с творчеством писателей родного края (М.Шолоховым, Н.Николаевым, А.Н.Скриповым, В.Н.Дерябиным), которые дают представление о жизни, быте и обычаях жителей нашего региона, сопоставляют изучаемое со знакомой местностью и окружающей действительностью.

Проведены уроки внеклассного чтения на темы :

« Сказки Донских писателей»;

М. Шолохов « Родинка», « Алёшкино сердце », «Жеребёнок» ;

Н.Николаев « Конопушки»(о природе донского края) и т.д.

Целями и задачами уроков внеклассного чтения являются - через произведения приобщать воспитанников к культуре родного края, воспитывать любовь к малой Родине, скреплять дружбу народов, живущих на Дону.